Видения, прославляющие Иверский монастырь , построены Никоном по традиционной схеме. Автор подчеркивает, что они происходят во сне: перед отъездом в монастырь «к воскресению пред всенощным ...//И се вижу такоже и в сонном видении ...» (л. 54 об. – 55); или уже в монастыре: «в нощь к суботе февраля ко 25-му дни мало ми возлегшу и в сон тонок снидох » (л. 62). Границу между видением и реальностью Никон обозначает типичными выражениями: « воспрянув от сна » и « востав от сна ». В соответствии с требованиями жанра, традиционными этикетными выражениями Никон фиксирует ощущаемое им чувство страха, испуга в видении: « Аз же ужаснувся от того словеси» (л. 55); об увиденном Никон рассказывает митрополиту Макарию и монастырским властям: «... исповедав сущим со мною : господину Макарию, митрополиту Новгородъцкому, и тоя обители архимандриту Дионисию, и вяжицкого монастыря архимандриту Евфимию, и спасскому игумену Феодосию и прочиим ту о видении том» (л. 62 – 62 об.). Видения Никон связывает с мыслями о строительстве монастыря, при этом патриарх не обращается к Богу с молитвой о помощи в сооружении обители, наоборот, автор подчеркивает, что все совершается само собой: «... и помышляющу, како отити во святую обитель, и в таком помышлении уснух » (л. 54 об. – 55) или «И посем же внидох в келию и помышляющу ми о всем том монастырском строении и утрудившися от путнаго шествия...»(л. 61 об. – 62). Божий промысел и покровительство святых в создании валдайского монастыря Никон подчеркивает и такой деталью: он не узнает явившихся ему в видении святых. В первом видении святые, как будто собравшись с патриархом в дорогу, сами «представились» Никону: «Аз же вопросих, занеже не познавающу ми их , и един от них поведа ми: „Мы есмы Петр и Иона и Филипп " » (л. 55). Размышления Никона по окончании видения объясняют, что принесение в Иверский монастырь частиц мощей именно этих московских святителей обусловлено не личным решением патриарха Никона , а продиктовано ему свыше: «...и недоумевахся, что хощет се быти. Помыслих: не просто сему быти. И паки вложи ми ся в мысль, яко да возму части и от мощей святых чудотворец Петра и Ионы. И//сему же сбывшуся верно ми бысть, яко от Бога всему тому аз быти верова » (л. 5555 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пусть наряжается актриса или танцовщица; ей хочется привлечь к себе всех. А посвятившая себя благочестию не так должна украшаться; у нее есть другое украшение, гораздо лучшее. Источник. И у тебя есть свое зрелище; украшайся прилично этому зрелищу; облекайся в этот наряд. Какое же это зрелище – небо, лик Ангелов. Говорю не об одних только посвятивших себя девству, но и о мирских, для всех верующих во Христа открыто это зрелище (свт. Иоанн Златоуст , 55, 235–236). ...Что ты не мужу хочешь нравиться и не для него наряжаешься – это очевидно для всех из твоих собственных поступков. Как только ты переступаешь порог спальни, тотчас снимаешь все... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 237–238). Источник. Ты желаешь казаться красивой? И я желаю этого, но только – тою красотою, которой требует Бог, красотою, которой хочет Царь (Небесный) (свт. Иоанн Златоуст , 55, 238). Для чего ты, жена, постоянно расслабляешь тело свое роскошью и делаешь его негодным? Для чего губишь силу его тучностью? Ведь тучность составляет слабость для него, а не силу. Источник. Если же ты, оставив это, будешь вести себя иначе, тогда явится и красота телесная по желанию твоему, как скоро будет сила и свежесть (свт. Иоанн Златоуст , 55, 245). Когда ты увидишь миловидную женщину, с молниеносными очами, с весело сияющим лицом, с дивной красотой, которая сжигает твой ум и распаляет похоть, то подумай, что то, чему ты удивляешься и что разжигает тебя, есть лишь земля и пепел, и душа перестанет неистовствовать. Сними кожу с лица этой женщины, и тогда увидишь все ничтожество красоты. Не останавливайся на одной внешности, а проникни мыслью внутрь, и ты не найдешь ничего другого, кроме костей, нервов и жил (свт. Иоанн Златоуст , 55, 580–581). Как, открывши глаза, нельзя не смотреть, так, когда смотришь на женщину, не может не родиться вожделение. Для чего же подкладывать огонь к природе? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 1098–1099). Источник. Если можно, надлежит избегать всяких собеседований с женщинами, как располагающих к какой-то изнеженности. Если же, по требованию обстоятельств, или по делам о снабжении нищих, сие невозможно, то надобно говорить с ними, смотря вниз; потому что во многих, или и во всех, побежденных красотою женскою, сквозе окна взыде смерть ( Иер. 9, 21 ), преодолевшая даже великого пророка и царя, когда посмотрел он на этот смертоносный водоем (прп. Исидор Пелусиот , 60, 63). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Без любви, хотя бы совершали знамения больше самих апостолов, хотя бы подвергали себя бесчисленным опасностям за веру, нам не будет никакой пользы (свт. Иоанн Златоуст , 55, 38). Нет ничего властительнее любви, ничего выше ее; она парит выше всех (демонских) стрел, выше сетей диавола, все высматривает с вершины небес; и как порывистый ветер... устраняет докучливую пыль, так и сила любви обычно отстраняет натиск всех страстей (свт. Иоанн Златоуст , 55, 473). Источник. Тот, кто, будучи любим тобою, любит взаимно, воздает уже тебе награду; тот же, кто, будучи любим, не любит тебя, делает вместо себя твоим должником Бога (свт. Иоанн Златоуст , 55, 473). ...Велика сила любви; она побеждает и осиливает меня; против всего могу я устоять, кроме любви (свт. Иоанн Златоуст , 55, 477). ...Любовь изменяет природу вещей и является на помощь со всеми благами в руках, приветливее всякой матери, богаче всякой царицы, и трудное делает легким и удобным, представляя нам добродетель привлекательной, а порок крайне противным (свт. Иоанн Златоуст , 55, 482). Источник. Подумай, какое великое благо любовь сама по себе, какую доставляет она радость, какую благодать сообщает душе (свт. Иоанн Златоуст , 55, 482). ...Любовь никаким временем не будет прервана, ибо не только в настоящем мире с пользою действует в нас, но и в будущем, по отложении дебелости телесной, она будет пребывать гораздо действеннее и превосходнее, никаким недостатком не будет ослабляема, но при постоянной чистоте пламеннее и искреннее будет прилепляться к Богу (прп. Иоанн Кассиан , 56, 175). ...Нельзя найти ничего драгоценнее, ничего совершеннее, ничего выше и ничего... долговечнее любви. Ибо, аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится, но любы николиже отпадает (ср.: 1Кор. 13, 8 ); без нее не только все превосходнейшие роды дарований, но и слава самого мученичества – ничто (прп. авва Херемон, 56, 379). Всего возлюбленнее Богу любовь, из любви и Человеком соделался, и послушлив был даже до смерти. Посему и удостоившимися первого призвания в ученики Его были два брата. Так Всепремудрый Спаситель самым началом уже показал, что всех учеников Своих угодно Ему привести в братский союз, посему ничто да не будет для нас предпочтительнее любви, которая все связует и сохраняет в полезном единомыслии (прп. Исидор Пелусиот , 60, 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иоанн Златоуст , 52, 652). ...По Богу невозможно жить иначе, как умерши для греха (свт. Иоанн Златоуст , 53, 771). Если ты привнес земное, если ты предался заботам о текущих делах, то ты уже погасил дух... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 564). Если мирских стяжаний – и временных, и тленных – никогда не приобретают люди без трудов и пота, то тем более духовных (свт. Иоанн Златоуст , 54, 702). Итак, настрой себя, как храбрый воин, будь всегда с оружием, бодрствуй, трезвись, постоянно ожидай врага; впрочем, сам не производи браней, потому что это свойственно не воину, а бунтовщику (свт. Иоанн Златоуст , 55, 57). Источник. Потому мы и мертвы, что уклонились от истинной жизни и избрали временную... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 196). Как многие из живых бывают мертвыми, зарыв, как в могиле, свою душу в теле, – так многие из скончавшихся живут, блистая правдою... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 318). Источник. ...Когда не благоустроен, то, хотя бы все нам благоприятствовало, мы будем находиться в положении, нисколько не лучшем терпящих крушение (свт. Иоанн Златоуст , 55, 619). Духовная прибыль, хотя бы и небольшая, столь велика, что покрывает всякую материальную потерю (свт. Иоанн Златоуст , 55, 665). Источник. ...Подобно тому, как на зрелищах упражняющиеся на протянутом снизу вверх канате поднимаются и спускаются, но если малость не досмотрят и ошибутся, то ниспровергаются вниз и погибают, так точно и шествующие по духовному пути, если хоть немо предадутся небрежности, падают стремглав. Это потому, что путь этот более тесен, чем тот канат, прямее и круче поднимается, и гораздо более высок, – ведь вверху он оканчивается у самого неба, – и ступеньки его будут для нас шаткими даже тогда, когда мы доберемся до самой крайней вершины. Стоящих на вершине объемлет великий трепет, и для устойчивости остается одно только – не обращать взоров книзу и не смотреть на землю, – а иначе произойдет от этого большое и тяжелое головокружение (свт. Иоанн Златоуст , 55, 705). Святой человек имеет у себя правую сторону, т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иоанн Златоуст , 54, 570). Как же, спросит кто-нибудь, я могу быть уверен в том, что получу просимое? Если ты не просишь ни о чем несогласном с тем, что Он готов тебе дать, если (не просишь) ни о чем таком, что недостойно царя, если ни о чем житейском, если (просишь) одних только духовных (благ), если приступаешь без гнева, если имеешь чистые, преподобные руки – те, которые творят милостыню (свт. Иоанн Златоуст , 54, 672–673). Если ты просишь Его с милостынею, то Он благоволит к тебе; если просишь Его с милостынею, то даешь Ему в заем и получишь прибыток (свт. Иоанн Златоуст , 54, 763). Не будем же роптать на замедление в даровании просимого, а скорее покажем по этому самому великую твердость и терпение (свт. Иоанн Златоуст , 55, 484). Источник. Бывает иногда полезнее не получить. Если бы для нас не было часто полезно не получить, Бог несомненно дал бы; между тем не получить с пользою – значит получить (свт. Иоанн Златоуст , 55, 484–485). ...Получим ли просимое, не получим ли, будем настойчивы в своем прошении и будем благодарить не только в случае успеха, но и в случае неуспеха (свт. Иоанн Златоуст , 55, 485). Источник. ...Когда мы просим чего-либо против врагов, то не только не бываем услышаны, но и раздражаем Бога (свт. Иоанн Златоуст , 55, 485). ...Мы бываем не услышаны... когда молимся, продолжая оставаться во грехах своих (свт. Иоанн Златоуст , 55, 485). Разве Бог не мог бы даровать и прежде (исполнения) наших просьб. Но он ждет для того, чтобы получить от нас самих повод праведно удостоить нас Своим попечением (свт. Иоанн Златоуст , 55, 485). Чтобы молящийся был услышан, это зависит, во-первых, от того, если мы достойны получить; во-вторых, если мы молимся согласно с законами Божиими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если исполняем все должное и со своей стороны, и, наконец, если просим полезного. Как от этих условий зависит быть услышанным, так от противных условий – быть неуслышанным, хотя бы молящиеся были праведники (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

41. Православный приход в Тегеране (Иран) 42. Свято-Георгиевский храм при Посольстве Российской Федерации в Праге (Чехия) 43. Православный приход на Кипре 23. 418 Статьи общей тематики о жизни прихода… 23. 419 Лавры, монастыри и храмы РПЦ 23. 419–1 Лавры 23. 419–2 Монастыри… 23. 419–3 Храмы 23. 419–4 Сельские Церкви 23. 419–5 Часовни. 23. 419–6 Передвижные церкви 23. 5 Духовное просвещение и образование, включая православные школы и гимназии 23. 51 Учебные заведения РПЦ. Общие вопросы 23. 51–1 Духовные академии и семинарии 23. 51–2 Аспирантура при Московской духовной академии 23. 51–3 Регентские классы (отделения). 23. 51–4 Духовные училища… 23. 51–5 Пастырские курсы 23. 51–6 Православные ВУЗы 23. 52 Защита магистерских и докторских диссертаций 23. 53 Приветственные слова и речи в учебных заведениях 23. 54 Правила приема в учебные заведения. 23. 55 Архиереи и другие видные деятели РПЦ 23. 55–1 Архиереи. 23. 55–2 Монашествующие 23. 55–3 Белое духовенство 23. 55–4 Миряне 23. 6 Церковь и общество 23. 61 Церковь и школа (детские сады, средние и высшие учебные заведения) 23. 62 Церковь и исправительные учреждения. 23. 63 Церковь и культура, включая СМИ 23. 64 Церковь и медицина; борьба с алкоголизмом и наркоманией. 23. 65 Благотворительная деятельность РПЦ 23. 66 Патриотическая деятельность РПЦ, включая все периоды истории, а также трагедию на ЧАЭС… 23. 67 Миротворческая деятельность РПЦ… 23. 68 Церковь и государство. 23. 7 Расколы в РПЦ 23. 71 Внутренние расколы 23. 72 Зарубежные расколы (Карловацкий и др. ); иерархия РПЦЗ. 23. 8 Другие стороны жизни РПЦ 23. 81 Молодежные организации и движения РПЦ; православные братства и сестричества 23. 82 Ордена и медали РПЦ 23. 83 Фонд премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария 23. 84 Участие РПЦ в различных приемах; хроника и др… История русского старообрядчества] История славянских церквей] 25. Общие вопросы истории Славянских Церквей 25. 1 Сербская Православная Церковь 25. 2 Болгарская Православная Церковь 25. 3 Польская Православная Церковь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Уважай ее , и она не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться твоим уважением и одобрением (свт. Иоанн Златоуст , 55, 182). Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многочисленных благ (свт. Иоанн Златоуст , 55, 182). ... вышла замуж для сожительства и для деторождения, а не для распутства и смеха, – для того, чтобы беречь дом, чтобы научить и мужа быть честным, а не для того, чтобы воспламенять в нем сладострастие (свт. Иоанн Златоуст , 55, 519). Подобно тому, как богатство с трудом открывает вход в Царство Небесное и между тем часто люди богатые входили в него, – так точно и брак (свт. Иоанн Златоуст , 55, 684). Если верующая жена, живущая с неверующим мужем, не добродетельна, то обыкновенно происходит хула на Бога; если же она украшена добродетелью, то проповедь приобретает славу от нее и добрых дел ее... Если ты и не приобретешь никакой другой пользы, если и не привлечешь мужа к общению в правых догматах, то, по крайней мере, заградишь ему уста и не допустишь хулить христианство (свт. Иоанн Златоуст , 55, 862). Источник. Если блаженства сказаны только для одних монахов, и мирянину достигнуть их невозможно, а между тем (Бог) дозволил брак, то Он Сам погубил всех; если в брачной жизни невозможно исполнять свойственное монахам, то все исказилось и погибло, круг добродетелей стал тесен (свт. Иоанн Златоуст , 56, 75). , хотя бы тысячу раз получила разводную книгу по гражданским законам, осуждается как прелюбодейца. И это потому, что Бог в тот День будет судить не по этим законам, но по тем, которые Он Сам установил (свт. Иоанн Златоуст , 56, 582). ...Мы не отвергаем второго брака, а только увещеваем, если кто может воздерживаться, довольствоваться первым. И это потому, что второй брак часто бывает источником и поводом для распри и ежедневных ссор (свт. Иоанн Златоуст , 56, 584). Источник. Намеревающийся жениться пусть ищет не только спутницу жизни, но и добродетели. Невозможно мужу не погибнуть, когда жена развращена... (свт. Иоанн Златоуст , 56, 1107). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как душа, преданная бездействию и беспечности, легко овладевается страстями, так и душа, непрестанно занятая подвигами благочестия, не имеет даже и досуга подумать когда-нибудь о них, потому что заботливость о подвигах отвлекает ее от всех страстей ( 36, 472 ). Если нас возмущает какая-нибудь страсть, то мы благочестивым умом представим себе будущий день Страшного Суда и будем иметь в виду не настоящее удовольствие, но последующее за ним мучение; тогда страсть тотчас отступит от нашей души и оставит ее ( 38, 461 ). Увещеваю тех, которыми еще не овладела страсть, не предаваться ей, потому что легче воздержаться, нежели, предавшись, освободиться от нее. Святитель Иоанн Златоуст ( 44, 105 ). Страсть если найдет вас обессиленными и ослабевшими, то легко поборет; а если найдет трезвенными и разгневанными на нее, то немедленно оставит вас ( 51, 26 ). В священную брань со страстями плоти надлежит вступать, полагаясь не на самих себя, но предоставляя победу Божию содействию. Ибо если так поведем брань – и сами всем запасемся, все приведем в порядок, употребим труды и бдительность и возложим упование на помощь свыше, то легко преодолеем страсти и постепенно, вновь одерживаемыми победами, возвратим благие надежды. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 32 ). Если ты вооружаешься против какой-нибудь страсти, то возьми себе в помощь смиренномудрие. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 174 ). Если приучимся к доброму размышлению, то будем стыдиться страстей, как только встретимся с ними ( 55, 168 ). От человека требуется не усыпить свои страсти, а искоренить их, то есть преодолеть их, когда будут упорствовать ( 55, 248 ). Страсти лучше исцелять памятью и трудами добродетелей, чем сопротивлением страстям ( 55, 304 ). Ибо никто не может победить страсти, разве только добродетелями, ощутимыми и видимыми ( 55, 362 ). Кто деланием заповедей и трудными делами истинного жития победил страсти, тот пусть знает, что законно приобрел он душевное здоровье. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 260 ). Великое дело одолеть собственные страсти, но гораздо важнее убедить и других принять тот же образ мыслей. Святитель Иоанн Златоуст ( 38, 840 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

...Источник света – Слово Божие; будучи исполнено света и источая свет, оно просветляет и озаряет души верных. Само из себя и само по себе оно светит и пользующихся им просвещает; и не просто души верных просвещает, но и сообщает им имя света (свт. Иоанн Златоуст , 51, 680). Как имеющий у себя закаленную сталь, так и знающий Павла бывает силен; как владеющий острым мечом, так и этот бывает неприступен (свт. Иоанн Златоуст , 52, 478). Слово Божие – это жемчуг, сияющий через все, выражающий много силы не во множестве речений, но в их краткости. Но будьте внимательны, и вы увидите, сколько сокровища открывает нам эта сила изречения (свт. Иоанн Златоуст , 55, 323). Источник. ...Слово Божие – питание души. Для созданной по образу мироустроителя – Слова, почтенной разумом и удостоенной разумной свободы, что может быть естественнее слова, питающего ее (душу), наставляющего и быстро возвращающего к ее собственному достоинству? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 365–366). Если звери легко уступают заклинаниям чародеев, – чему удивляешься, что слова Христа быстро изменяют дикую душу в тихую и уравновешенную? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 389–390). Источник. Иные хвалятся собеседованием с вельможами, начальниками и царями, а ты хвались перед ангелами Божиими, собеседуя со Святым Духом через Божественное Писание, потому что Дух Святый через него говорит (свт. Иоанн Златоуст , 55, 447). ...Как труба, звуча во время войны, воодушевляет молодых и храбрых против неприятелей, так и Божественные Писания возбуждают твое усердие к добру и укрепляют в борьбе со страстями (свт. Иоанн Златоуст , 55, 940). Источник. Премудрость Божия... растворила чашу словес, т. е. Божественные Писания, не медом, не млеком, не вином, но назиданием и любомудрием наполненную и божественными дарованиями приукрашенную чашу, которая вкушающих из нее возбуждает к добродетели и благочестию, внушая вознерадеть о земном и стремиться к небесному, – чашу, содержащую в себе не ухищрения, не лжеумствования, не какие-либо неуместные и опытом неподтверждаемые мудрования об естествословии, но деяния мужей самых именитых и славных, уподобляясь которым в делах и словах, приобретешь лепоту добродетели. Не умолчала же она о жизни и о наказании падших, чтобы, дознав это, если захочешь, соревновал ты доброму и избегал худого (прп. Исидор Пелусиот , 60, 280–281). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Истолковывая буквально слова Пс 109. 4, они полагали, что Христос был удостоен чина М., а значит, был меньше последнего и Сам нуждался в нем (Ibid. 55. 1). Члены секты приносили М. жертвы и обращались к нему в молитвах как к посреднику между ними и Богом (Ibid. 55. 8). Свт. Епифаний также сообщает, что вокруг имени М. всегда существовало множество ложных представлений (Ibid. 55. 5). Один египетский ересиарх почитал его за Св. Духа (Ibid.), самаряне считали его Симом, сыном Ноя (Ibid. 55. 6), иудеи - сыном блудницы (Ibid. 55. 7) и т. д. Упоминание о мелхиседекианах встречается и у др. раннехрист. авторов ( Ioan. Chrysost. [Spuria]. De Melchisedech. 3//PG. 56. Col. 262; Eust. Antioch. De Melchisedech//BZ. 1940. Vol. 40. P. 36). В греческой литературе эллинистического периода Филон Александрийский называет священство М. «самопознаваемым и самообучающим», а пожертвованная ему Авраамом 10-я часть добычи означает лучшие чувства, слова и мысли, приносимые в дар Богу ( Philo. De cong. erud. 99). М. как царь Салима оказывается «царем мира» и аллегорически служит образом «царственного ума» (βασιλες νος), к-рый (в отличие от тиранического склада сознания) обращается к душе и чувствам не насильственно, но через совет, терпеливо склоняя их к проведению жизни в радости и наполняя силой жизни в славословии Бога. Как священник, он напояет души вином «божественного опьянения» (θε μθ), т. е. такими представлениями о Боге, которые оказываются «более трезвенными, чем сама трезвенность» ( Idem. Leg. all. III 79-82). Обращаясь к истории М., Иосиф Флавий говорит, что его имя означает «праведный царь» (ср.: Евр 7. 2) и таким его все признавали. Он также приводит предание, согласно которому на месте Салима был впосл. основан Иерусалим. Дополняя рассказ кн. Бытие, он сообщает, что М. прославлял Авраама во время пиршества ( Ios. Flav. Antiq. I 10. 2 В др. сочинении он обозначает М. как основателя Иерусалима и «ханаанского правителя [δυνστης]» ( Idem. De bell. VI 10 Евр. историк Евполем в «Истории еврейских царей», согласно сочинению Евсевия Кесарийского, сообщает предание, по к-рому Авраам получил дары от М.

http://pravenc.ru/text/2562922.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010