Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Николас Денисенко Э., диакон Профессиональные интересы: Пастырское богословие, Литургическое богословие Конфессии: Православие Краткая биографическая справка: Nicholas Denysenko is assistant professor of theological studies at Loyola Marymount University in Los Angeles, California, and an ordained deacon of the Orthodox Church in America. He earned his B.S. in business from the University of Minnesota (1994), an M.Div. from St. Vladimir " s Orthodox Theological Seminary (2000) and a Ph.D. in liturgical studies from The Catholic University of America in 2008. He has lectured at George Washington University and The Catholic University of America. His research interests center on liturgical theology, particularly attending to festal celebrations in the Byzantine liturgical tradition, Mariology, mystagogy, and contemporary pastoral theology. In addition to several published articles, in 2007 he published " The Soteriology of the Feast of Mary " s Birth " in Theological Studies, and recently published two articles on pastoral liturgy in Studia Liturgica and Bolletino della Badia Greca di Grottaferrata. Articles on issues in the Roman and Byzantine liturgies are forthcoming. This book examines the historical development of the blessing of waters and its theology in the East, with an emphasis on the Byzantine tradition. Exploring how Eastern Christians have sought these waters as a source of healing, purification, and communion with God, Denysenko unpacks their euchology and ritual context. The history and theology of the blessing of waters on Epiphany is informative for contemporary theologians, historians, pastors and students. Другие публикации на портале: 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 15 августа 2012 10 11 мая 2012 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/2853361

Huge efforts are being made to destroy spiritual unity, Patriarch Kirill warns/Православие.Ru Huge efforts are being made to destroy spiritual unity, Patriarch Kirill warns Moscow, September 9, 2015 “Nothing happens in the history of humanity " by accident " , especially in the life of people and their spiritual life,” His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia stressed in his speech after the Divine Liturgy at the cathedral of the Moscow Stavropegic Sretensky Monastery on September 8. On that day the Sretensky Monastery celebrated its patronal feast, the Meeting of the Vladimir Icon of the Mother of God.      “This miracle-working icon, which united the Byzantine Empire, Kiev, Vladimir and Moscow is a wonderful spiritual tie for us, " the patriarch noted. " Its journey from the Byzantine Empire to Moscow through Kiev and Vladimir alone is indicative of the spiritual integrity of the Eastern Orthodox Church. We know that huge efforts were made to destroy this integrity and the Byzantine Empire itself, the Orthodox empire that was a true stronghold and bastion of Orthodox Christianity worldwide. I believe it was no coincidence that the wonderworking icon arrived to Russia (Rus’), showing that this spiritual space is indestructible. The very path the Mother of God in Her Vladimir Icon walked from Kiev to Moscow through Vladimir bears witness to the fact that She in this way united these principalities and lands and established the spiritual integrity of Holy Russia.” “And today, when once again huge efforts are being made to destroy this spiritual unity, standing on the site where Muscovites reverently met this wonderworking icon, we are calling upon Her and imploring: " Do not abandon the Russian land! Preserve us from attacks, divisions, internecine war, and weakening of the Orthodox faith! Save us from sacrileges which pervert the very nature of the Orthodox Church! Grant piece to the fraternal Orthodox nations living on the territory of the Holy Russia! " And today, when we are receiving alarming news from the fraternal Ukrainian land, we are persevering in our prayers for the Ukrainian people, as we keep praying for the Russian people, for Belarus, for the peoples of the Holy Russia – so that the Lord might keep all of us in peace, love, like-mindedness; so that the Heavenly Queen Who protected the Russian land from terrible disasters and sorrows might help us in these difficult times to keep our spiritual integrity, the unity of the Orthodox Church and faith. "

http://pravoslavie.ru/82150.html

В работе «Византия: величие и упадок» (Byzancë Grandeur et Decadence. Paris, 1919) Ш. Диль изобразил блистательную картину внутренней жизни Византии. Он рассматривает причины величия и упадка империи, влияние византийской цивилизации на соседние народы, византийское наследие в Турции, Руси и балканских государствах. 103 Август Гейзенберг (August Heisenberg) дал серьезный и хорошо написанный очерк жизни и цивилизации Византии в книге: «Государство и общество византийского царства» (Staat und Gesellschaft des Byzantinischen Reiches), которая составляет часть издания «Культура современности» (Die Kultur der Gegenwart), изданной П. Хиннебергом (P. Hinneberg). Норман X. Бейнз (N. Н. Baynes) дал подобную картину в своей «Византийской империи» (Byzantine Empire. London, 1926), которая охватывает период от IV века до времени взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. История Византийской империи до конца одиннадцатого века была кратко описана Л. Альфеном (L. Halphen): «Варвары: от великих нашествий до турецких завоеваний XI века» (Les Barbares: des grandes invasions aux conquetes turques du XIe siecle. Paris, 1926). В книге есть хорошая библиография. Еще одна книга общего характера – R. Byron. The Byzantine Achievement. An Historical Perspective A. D. 330–1453. London, 1929. Небольшая французская книжка Огюста Байи (Auguste Bailly) «Византия» (Byzance. Paris, 1939) в популярной форме излагает всю византийскую историю. Книга не только приятна, но и полезна для чтения. «Императорская Византия» (Imperial Byzantine), английское издание оригинальной немецкой работы Берты Динер (Bertha g " Diener), появилось в 1938 г. 104 Завися от современных византинистов в том, что касается фактов, она изложила историю империи в несколько живописном стиле, как предполагают названия глав. Глава Ш названа «Ангелы и евнухи», а последняя, которая содержит общий обзор положения в империи после четвертого крестового похода, соответственно названа «Сон в летнюю ночь середины лета» (Midsummer Night " " s Dream). Короткая, но очень хорошая «История Византии» (Histoire de Byzance) П. Лемерля была опубликована в Париже, в 1943 г. 105 Краткие, но заслуживающие внимания общие обзоры византийской истории даны Е. Герландом (E. Gerland) в «Catholic Encyclopedia» и Дж. Б. Бьюри в одиннадцатом издании «Encyclopedia Britannica».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Glaire G. B.– см. Dictionnaire de Sciences Ecclésiastiques. Grande Encyclopedie(ia). T. 27. P. 888–889. Статья Ch. Diehl " я. Автор подробно говорит о характере Пселла и хорошо отзывается о его матери и ее добром влиянии на сына. «Надо различать в Пселле,– говорит он,– политического деятеля и литератора. Живший в наиболее плачевную эпоху в истории Византии, замешанный в интриги при Дворе, он явил все дурные стороны византийца: угодничество и отсутствие принципов, недостаток твердости и лояльности, вкус к интригам и при этом крайнюю суетность, вызванные опьянением щедростью фортуны. Как человек политики Пселл часто не заслуживает уважения, и характер его куда ниже духа. Но именно дух его должен быть принят во внимание в первую очередь. Он был самый большой ученый, самый выдающийся писатель XI века, наиболее замечательный человек своего времени. Он писал на все темы; писал о политике и астрономии, медицине и музыке, богословии и демонологии, естественных науках и юриспруденции, грамматике и истории». Grand Dictionnaire Universel – P. Larousse. T. 13. P. 361. О Пселле говорится как об ученом и писателе первого ранга, восстановившем философию Платона. Ему приписывается 225 работ. Его работы в области алхимии не дают ничего нового, чего не было бы сказано. Graffin-Nau – см. Patrologia Orientalis . Haussig Н. W. A History of Byzantine Civilization. 1971. Автор поминает сочинения Пселла о Платоне, о камнях и об алхимии. Hunter Н. D.– см. The New Catholic Encyclopedia. Hussey G. M. 1) The Byzantine World. 1957; 2) Church and Learning in the Byzantine Empire. AD. P. 867–1185. 3) см.: Chamber’s Encyclopedia. 4) см.: Encyclopaedia Britannica, edit. 1973. 5) Введение к английскому переводу «Хронографии» Пселла, сделанному Е. R. Sewmer’oм. Hussey называет это сочинение Пселла «первоклассной историей» и разъясняет большое значение этого труда. Ioannou Р. Р. 1) Christliche Metaphysik in Byzanz: Die Illuminationslehre des Michael Psellus und Johannes Italos. 1956; 2) Статья о последних годах жизни Пселла: Psellos et le Monastere та Napaou. Автор относится весьма положительно к Пселлу не только как к писателю, но и как к человеку. Он считает, что тот был добрым христианином и вся дурная слава о нем создана из-за клеветы его врагов. 3) Замечательный труд Пселла «Жизнь Св. Авксентия», П. П. Иоанну передает в греческом оригинале в сопровождении французского перевода. Житие это более обширное, чем мы его находим у Св. Симеона Метафраста , и использованы более древние источники: Demonologie populaire et demonologie critique au XI е siecle. La vie inedite de S. Auxence (38 глав). Wiesbaden, 1971; 4) Aus den unedierten Schriften des Psellos. 5) см.: Lexikon fur Theologie und Kirche.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

16 Так называется замечательная брошюра Эрика Петерсона (Erik Peterson): «Der Monotheismus als politisches Problem» (1935). 20 См., например, Vasiliev A. Histoire de l " Empire Byzantine. Vol. I. Paris, 1932, p. 379: «Quant au parti de la cour et au haut clerge, on peut dire que ces fonctionnaires du gouvernement et eveques n " obeirent pas pour la plupart aux ordres de leur conscience, mais qúils professerent les doctrines qui s " harmonisaient avec leur crainte et leurs ambitions» [Что же касается приближенных ко двору и высшего духовенства, то эти правительственные чиновники и епископы по большей части не внимали голосу собственной совести, но выбирали себе взгляды в соответствии со своими страхами и амбициями]. Эта точка зрения широко распространена в литературе. 21 Это особенно подчеркивает А. Грегуар в своей рецензии на «Studien» Острогорского («Byzantion», IV, pp. 765–771). 22 Ср. Vernet F. Juifs (Controverses avec les)/Dictionnaire de Theologie catholique. T. VIII.2, col. 1878 ss.; и Sirarpie der Nersessian. Une Apologie des images du septieme siecle/Byzantion. XVII (1944–1945). См. также Frey J. B. La question des images chez les juifs/Biblica. XV (1934). 23 Подобное мнение давно стало общим местом в литературе. Из последних работ см., например, Dawson, Christopher. The Making of Europe. London, 1946, p. 136: «За этим стояли не ясные формулировки какой-либо богословской школы, но смутный и бесформенный дух восточного сектантства, напрочь отрицавшего всякую систему эллинистических принципов». Ср. Every, George. The Byzantine Patriarchate, 451–1204. London, 1946, p. 105: «Иконоборческие расколы 730–786 и 815–843 гг. не являлись расколами между Востоком и Западом, но были противостоянием азиатской партии, воцарившейся в Константинополе, и греко-латинской оппозиции Греции, Италии и Рима». 24 Подобное мнение давно стало общим местом в литературе. Из последних работ см., например, Dawson, Christopher. The Making of Europe. London, 1946, p. 136: «За этим стояли не ясные формулировки какой-либо богословской школы, но смутный и бесформенный дух восточного сектантства, напрочь отрицавшего всякую систему эллинистических принципов». Ср. Every, George. The Byzantine Patriarchate, 451–1204. London, 1946, p. 105: «Иконоборческие расколы 730–786 и 815–843 гг. не являлись расколами между Востоком и Западом, но были противостоянием азиатской партии, воцарившейся в Константинополе, и греко-латинской оппозиции Греции, Италии и Рима».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XI. Характеристика XIV в. в церковной истории. Церкви балканских народов. Дальнейшее правление династии Палеологов. Интеллектуальная жизнь в Византии Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Obolensky, The Byzantine Commonwealth; Obolensky, Byzantium and the Slavs; Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge, 1981; Meyendorff J. A Study of Gregory Palamas. N.Y., 1974; Meyendorff J. St. Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. N.Y., 1974; Meyendorff, Byzantine Theology; Мейендорф, Введение; Papadakis; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Острогорски, Buзahmuja и словени; Runciman, The Fall of Constantinople; Runciman, The Great Church in Captivity. 1. В Западной Европе XIV в. был чрезвычайно тяжелым. Он характеризовался социальными беспорядками, страшной эпидемией бубонной чумы - «черной смерти» и бесконечной разрушительной войной между Францией и Англией. Все эти события глубоко травмировали тогдашнее общество и оказали на него деструктивное воздействие. В конце концов они привели к глубокому демографическому кризису. Несколько раз возвращавшиеся волны «черной смерти» и непрекращавшаяся Столетняя война значительно сократили население Европы и ожесточили его. По словам тогдашнего историка, «как никогда ранее, даже больше, чем в эпоху крушения Римской империи, западные народы прошли через долину сени смертной». Деревни разрушались и исчезали с лица земли, города приходили в запустение, цивилизация отступала. Все эти несчастья не обошли стороной и Восточную Европу. И тем не менее в ее истории временем великих катастроф был XIII в., а XIV в. стал временем восстановления. Восстановление это не было возвращением к старому, но, скорее, трансформацией, преображением, которое базировалось на прошлом, было его развитием. Можно сказать, что семена новой истории, долго спавшие в почве, наконец проросли в XIV в.

http://sedmitza.ru/lib/text/434820/

St. Arsenius of Iqalto in Georgia Commemorated on February 6 Saint Arsen of Iqalto was a translator, researcher, compiler of manuscripts, hymnographer, philosopher, and a great defender of the Georgian Christian Faith. His father was Ibadi Vachnadze, a wise, learned man and a fluent speaker of the Greek language. He directed the academy at Iqalto Monastery and was an instructor of Holy King Davit the Restorer. Few details about the life of Saint Arsen have been preserved, but we know that he lived in the 11th and 12th centuries and was a younger contemporary of Saint Eprem the Lesser. He received both his primary and higher education in Byzantium, at Mangana Monastery, which had been founded by the Byzantine emperor Constantine IX Monomachus (1042-1055). At the academy he completed one of his most important projects: a translation of the Byzantine historian George Hamartolus’ Chronicle. Hamartolus’ work is a nine-volume account of history from Adam to the year A.D. 842. Also at Mangana, Arsen translated a volume of dogmatic-polemical writings into Georgian and called his work Dogmatikon . In the years that followed, works translated by other authors were added to the book. After completing his studies at Mangana Monastery, Arsen moved to the Black Mountains near Antioch to continue his labors under the guidance of Saint Eprem the Lesser. Following Saint Eprem’s repose, he returned to Mangana Monastery to continue his translations. In 1114 King Davit the Restorer summoned Arsen back to Georgia, to the Gelati Academy in the west. It was there that he translated The Nomocanon (a Byzantine collection of ecclesiastical law.) from the original Greek into Georgian. Arsen later returned to Kakheti in eastern Georgia, where he founded an academy at Iqalto Monastery. He also participated in the Council of Ruisi-Urbnisi, which had been convened by King Davit the Restorer. One of King Davit’s biographers writes that he invited “Arsen of Iqalto, translator and interpreter of the Greek and Georgian languages and enlightener of many churches.” Arsen was present at the repose of King Davit the Restorer, and it is believed that he composed the king’s epitaph: I fed seven kings with my wealth, Drove the Turks, Persians, and Arabs from our borders, Moved the fish from one river to another, And, having accomplished all these things, Lay my hands upon my heart to die. The “theologian, philosopher, physicist, anatomist, writer of allegories and verses, epic poet, and compiler of Church typika” Arsen was buried in Iqalto next to Saint Zenon, the founder of Iqalto Monastery. The Orthodox Church in America 10 февраля 2017 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/100960.html

Archive Metropolitan Hilarion of Volokolamsk: We cannot remain indifferent to such sad facts 23 August 2020 year 16:43 Metropolitan Hilarion of Volokolamsk, head of the Moscow Patriarchate department for external church relations, gave a comment to RIA Novosti news agency about the decision taken by the Turkish authorities on 20 th  August 2020 to return the mosque status to one more former Orthodox church – the Church of the Saviour in Chora (Kariye Mosque). “Today the mass media have spread the news about the conversion into a mosque of yet another Orthodox church in the territory of Turkey – the Church of the Saviour in Chora that has been functioning as a museum since 1945. “Just like Hagia Sophia, the Church of Christ the Saviour in the Fields from the ensemble of the monastery in Chora has the status of UNESCO world heritage site. It has preserved its original form better than other Byzantine churches in Istanbul. The church’s splendid mosaics and frescoes are outstanding examples of the Palaiologan Renaissance in the Byzantine art. Obviously, they will also be unavailable for viewing, just like it was done with mosaics of Hagia Sophia, despite the assurances of the Turkish authorities that they would be available to visitors at any time except the hours of Muslim prayer. “It is sorrowful to see how emphatically the current leadership of Turkey disregards the religious feelings of Christians all over the world. It is difficult to justify such disregard by reasonable arguments. It is unlikely that trampling on the priceless Byzantine cultural heritage can be advantageous to the Turkish state. And such steps will surely not help maintain the international reputation of Turkey or strengthen interfaith accord in this country. “The Russian culture and history are linked by bonds of succession with the glorious past of the Eastern Roman Empire, and therefore, we cannot remain indifferent to such sad facts.” DECR Communication Service /Patriarchia.ru Календарь ← 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5681788...

Наилучшим образом православное богословие иконы изложено в статьях Лукаса Коха. 19 См. Мелиоранский Б. M. Георгий Кипрянин и Иоанн Иерусалимский, два малоизвестных борца за православие в VIII веке. СПб., 1901; и Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites. 20 См., например, Vasiliev A. Histoire de l’Empire Byzantine. Vol. I. Paris, 1932, p. 379: «Quant au parti de la cour et au haut clerge, on peut dire que ces fonctionnaires du gouvernement et eveques n’obeirent pas pour la plupart aux ordres de leur conscience, mais qu’ils professerent les doctrines qui s’harmonisaient avec leur crainte et leurs ambitions» [Что же касается приближенных ко двору и высшего духовенства, то эти правительственные чиновники и епископы по большей части не внимали голосу собственной совести, но выбирали себе взгляды в соответствии со своими страхами и амбициями]. Эта точка зрения широко распространена в литературе. 21 Это особенно подчеркивает А. Грегуар в своей рецензии на «Studien» Острогорского («Byzantion,” IV, pp. 765–771). 22 Ср. Vernet F. Juifs (Controverses avec les)//Dictionnaire de Theologie catholique. T. VIII.2, col. 1878 ss.; и Sirarpie der Nersessian. Une Apologie des images du septieme siecle//Byzantion. XVII (1944–1945). См. также Frey J. B. La question des images chez les juifs//Biblica. XV (1934). 23 Подобное мнение давно стало общим местом в литературе. Из последних работ см., например, Dawson, Christopher. The Making of Europe. London, 1946, p. 136: «За этим стояли не ясные формулировки какой–либо богословской школы, но смутный и бесформенный дух восточного сектантства, напрочь отрицавшего всякую систему эллинистических принципов.» Ср. Every, George. The Byzantine Patriarchate, 451–1204. London, 1946, p. 105: «Иконоборческие расколы 730–786 и 815–843 гг. не являлись расколами между Востоком и Западом, но были противостоянием азиатской партии, воцарившейся в Константинополе, и греко–латинской оппозиции Греции, Италии и Рима.» 24 Подобное мнение давно стало общим местом в литературе. Из последних работ см., например, Dawson, Christopher. The Making of Europe. London, 1946, p. 136: «За этим стояли не ясные формулировки какой–либо богословской школы, но смутный и бесформенный дух восточного сектантства, напрочь отрицавшего всякую систему эллинистических принципов.» Ср. Every, George. The Byzantine Patriarchate, 451–1204. London, 1946, p. 105: «Иконоборческие расколы 730–786 и 815–843 гг. не являлись расколами между Востоком и Западом, но были противостоянием азиатской партии, воцарившейся в Константинополе, и греко–латинской оппозиции Греции, Италии и Рима.» 25

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

периодов, включая т. н. темные века (VI - нач. VII в.). Интересная работа ведется по изучению пограничных визант. крепостей в М. Азии (напр.: Redford S. Archaeology of the Frontier in the Medieval Near East: Excavation at Gritille, Turkey. Phil., 1998). II. Научным полигоном для изучения археологии В. и. раннего периода в посл. трети ХХ в. стал Сиро-Палестинский регион, чему способствовал расцвет Палестины; было в IV-VII вв. и огромное количество доступных для изучения памятников, сохранившихся после гибели визант. Палестины, а также усиление внимания мирового сообщества к библейским и христ. древностям с возникновением гос-ва Израиль. (См. библиографию в работах: Patrich J. Church, State and the Transformation of Palestin - the Byzantine Period (324-640 CE)//Archaeology of Society in the Holy Land/Ed. Th. E. Levy. L., 1995; Dauphin C. La Palestine byzantine: peuplements et populations. Oxf., 1998. Vol. 1-3. (BAR; 726); Parker S. T. The Byzantine Period: an Empire " s New Holy Land//Near Eastern Archaeology. 1999. Vol. 62. N 3. P. 134-182.) Скифополь (совр. Бет-Шеан). Остатки базилики ранневизант. периода Скифополь (совр. Бет-Шеан). Остатки базилики ранневизант. периода Визант. археология резко изменила представления о ранневизант. периоде в Палестине: ее территория оказалась тесно населенной и интенсивно эксплуатируемой; было доказано мощное передвижение населения на непригодные для оседлой жизни окраины и в пустыни, основу населения составляли земледельцы, скотоводы и отчасти монахи (численность колеблется от 1,5 до 4 млн). В расцвете экономики Палестины выдающуюся роль играли победа христианства и приток средств на благоустройство страны, строительство церквей, мон-рей, развитие своеобразной индустрии для паломников, предоставление убежища потоку беглецов из зап. части империи. Использовать эти факторы удалось благодаря наличию развитого аграрного производства, расцвету производств (стеклоделие), добыче меди в Вади-эль-Араба, участию в транзитной торговле специями и благовониями.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010