В 859 г. в Константинополе состоялся собор, осудивший игнатиан. Они, по недавнему примеру Феодора Студита, боровшегося против иконоборцев, направили апелляцию к Папе Римскому (на основании Сердикского собора). Незадолго до этого папой стал Николай I (858-867), предтеча властных средневековых пап-политиков. Задачей его жизни было возвышение папского престола над всей вселенной. Фотий также послал в Рим очень вежливое послание, информируя папу о всем случившемся и сообщая, что рассчитывает на его поддержку. Но папа решил раз и навсегда проучить зазнаек-византийцев и показать, кто в Церкви хозяин. Он не признал Фотия из-за «неканоничности» его поставления (хотя полвека назад Рим ничуть не возражал против точно такого же возведения в патриаршее достоинство Тарасия). Николай написал письма императору Михаилу и Фотию. В письме императору говорилось, что он нарушил церковные каноны, низложив одного патриарха и поставив другого без ведома престола св. Петра. Фотия папа упрекал в честолюбии и незаконном принятии патриаршего сана, так как церковные каноны запрещают возводить мирян сразу во все церковные степени. Папа послал в Константинополь двух своих легатов, Родоальда и Захарию, с требованием созыва нового собора (такие действия были предусмотрены в каноне Сердикского собора). Невероятно, но византийцы согласились принять это требование и созвали собор в 861 г. Скорее всего, это было сделано по настоянию патриарха Фотия, который по природе своей был очень миролюбивым человеком и весьма желал закончить все полюбовно. Дело было рассмотрено еще раз, папские легаты признали его полностью законным и справедливым. Решения собора 859 г. были подтверждены: Соборы 859-861 гг. остались в истории под названием Перво-Второго Собора . Легаты поехали домой, очарованные роскошным приемом в Константинополе, ученым патриархом Фотием и его щедрыми подарками. Фотий отправил с ними письмо папе - чрезвычайно вежливое, разве что чуть-чуть снисходительное. Фотий объяснял папе, что принял патриарший сан не по честолюбию, а по понуждению, и что он никогда не искал такого возвышения. Что же касается церковных правил, которые он якобы нарушил, Фотий заметил, что в Константинопольской Церкви нет правила, запрещающего возводить мирян в патриаршее достоинство, и что она не обязана соблюдать местные правила других церквей. Кроме того, св. Фотий напомнил, что Николай зачастую сам нарушает церковный мир, принимая беглых духовных лиц константинопольского патриархата, не имеющих даже ставленнических грамот.

http://sedmitza.ru/lib/text/434793/

113 See Cormack. Painting the Soul, esp.154–155, and also the extensive bibliography cited there. 114 Meinardus O. A study of the relics of saints in the Greek church//Oriens Christianus 54 (1970), p. 267–269. 117 Belting H. An image and its function in the liturgy: the Man of Sorrows in Byzantium//DOP 34–35 (1980–1981), 1–16. Also Maguire H. Art and Eloquence in Byzantium. Princeton, 1981. 118 For example, the image of St Stephen the Younger in the enkleistra of St Neophytos on Paphos. 119 The suggestion is J. Wortley’s in: Iconoclasm and Leipsanoclasm: Leo III, Constantine V and the relics//ByzF 8 (1982), p. 224–279. 121 Eastmond A. Body vs. Column: the cults of St Symeon Stylites//Desire and Denial in Byzantium/Ed. L. James. Aldershot, 1999, p. 87–100. 122 On Western concerns, see: Bynum Walker C. Material continuity, personal survival and the resurrection of the body: a scholastic discussion in its medieval and modem contexts//Fragmentation and Redemption. New York, 1991, p. 239–298. 123 A homily of Chrysostom’s discusses mechanical objections to the resurrection of the dead and suggests that the faithful need not worry about this issue and that it is a different body which will be resurrected: John Chrysostom. Seventh Homily on I Thessalonians, esp. 4, 3//PG 62, p. 435–440. Also see: Krausmuller D. God or angels as impersonators of saints. A belief and its contexts in the ‘Refutation’ of Eustratius of Constantinople and in the writings of Anastasius of Sinai//Gouden Hoorn 6, 2 (1998–1999), 5–16, which touches on this theme. My thanks to Mary Cunningham for both of these references. Also see: Ware T. The Orthodox Church. London, 1964, p. 238, 264. 125 Ambrose. De viduis XI, 54, PL XVI, 250 and quoted by: Brown P. Relics and social status in the age of Gregory ofTours//Society and the Holy in Late Antiquity. London, 1982, p. 228. 126 Brown P. Relics and social status; Idem. Society and the supernatural: a medieval change//Daedalus CIV (1975), p. 133–151, and in ‘Society and the holy’, p. 302–332.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кассиан, еп. С. 217. 434 Ключ... С. 395. 435 Ключ... С. 395. 436 Кассиан, еп. С. 218. 437 См.  Fitzmyer J.A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 830. 438 См.  Fitzmyer J.A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 830. 439 Fitzmyer J.A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 831. 440 См.  Fitzmyer J.A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 831. 441 См.  Fitzmyer J.A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 831. 442 Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 349. 443 Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 349. 444 Кассиан, еп. С. 219. 445 16-я глава Рим. представляет собой текстологическую проблему, будучи, возможно, своего рода рекомендательным письмом в Ефес о некоей Фиве, диакониссе церкви кенхрейской. В некоторых древних списках Рим. 16-я глава отсутствует, а заключительное славословие следует за 15, 33. См. также другие соображения в: Fitzmyer J. A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 831-2; см. также Brown R. P. 575-6. 446 О специфике взаимоотношений христиан из иудеев и язычников в Риме до и после эдикта Клавдия, а также после смерти последнего см.  Fitzmyer J.A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 831. 447 Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна, Послание к Римлянам, Апокалипсис.// Славянский библейский фонд. Перевод на русский язык, 1996. СПб. 1997. С. 100. 448 См.  Кассиан, еп. С. 222. 449 Кассиан, еп. С. 221. 450 Учение о первородном грехе основывается в том числе и на Рим. 5 (особенно ст. 12). По поводу учения о первородном грехе, основанном на Рим. 5, 12-21 см.  Brown R. P. 580-1. 451 Кассиан, еп. С. 220-1. 452 По поводу 3, 23: «Под славою Божиею большинство толкователей понимают ту светоносную славу Божию, которую, по иудейскому представлению, Адам имел до грехопадения (ср. в 2 Кор. 3. 7-13 о славе Моисея)». — Кассиан, еп. С. 221. 453 Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 350. 454 Кассиан, еп. С. 226. 455

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

9762 The testimony of those of higher status normally carried more weight (cf. comment on 18:19–22); in most cities, judges were chosen from among the well-to-do and respectable (MacMullen, Relations, 117). 9765 E.g., Apuleius Metam. 2.26; see comment on 13:38. Some (Hunter, John, 169) think the crowing refers to the «rooster» trumpeting, the gallicinium, from the Antonia at ca. 3 a.m.; for various views, see Brown, John, 2:828. 9768 Boismard, Prologue, 79. Ellis, Genius, 258, adds location to this arrangement: (a) request for and granting executing, outside (18:28–32; 19:12–16a); (b) Pilate questions Jesus about his kingship and power, inside (18:33–38a; 19:9–11); (c) Pilate finds no crime in him, outside (18:38b-40; 19:4–8); and (d) Jesus is scourged and mocked as «King of Jews,» inside (19:1–3; he suggests, pp. 260–61, that John moves the scourging from the end [ Mark 15:15 ] to the middle of the trial). Others also note the alternation (Brown, John, 859; Whitacre, John, 435); cf. also Neyrey, «Shame of Cross,» 122 («outside» representing a public honor contest), though he denies that any of the scenes are private (soldiers were present). 9771 E.g., Horace Set 1.1.9–10; Ep. 2.1.103–105; Martial Epigr. 3.36.1–3; see further Friedländer, Life, 1:86–93; Clarke, «Italy,» 475; receiving guest-clients was important to civic-minded nobles (e.g., Plutarch Cicero 8.3–4). Senators also could assemble at daybreak (Cicero Fam. 1.2.4; Plutarch Cicero 15.3; 19.1); even schools started then (Watson, «Education,» 311–12). 9773 Plutarch R.Q. 84, Mor. 284D. Friedländer, Life, 1:207, ends the business day in the afternoon «at the principal mea1.» Isaeus reportedly prepared his orations from dawn till noon (Philostratus Vit. soph. 1.20.514). 9775 Jewish schools also started early (Safrai, «Education,» 954); one offered morning prayers before work at sunrise (m. Ber. 1:2). 9776 E.g., Cicero Verr. 2.4.66.147 (despite the exceptional circumstances–allowing one to come only at daybreak may reflect arrogance, as it does in Theophrastus Char. 24.7); Plutarch Cicero 36.3.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

— «Ундина» 16, 101, 106, 386 З агоскин Михаил Николаевич 13, 24, 40, 42–44, 256, 366, 369–371, 421 — «Недовольные» 371 Залесский Богдан 14, 88, 382, 383 Запорожье 15, 19, 21, 25 Зарг, лицо неустановленное 107, 388 Зедергольм Карл Альбертович 431 Зедергольм Надежда Карловна 280, 302, 304, 328, 337, 431, 438, 445 Золотарев Иван Федорович 15, 132, 133, 148, 151, 394, 397 И ванов Александр Андреевич 15, 19, 26, 27, 249, 251, 289, 338, 339, 344, 346, 348–350, 353, 354, 356, 359, 360, 418, 419, 434, 435, 448, 450–455 Иванов И. 373 — «Вид Невского проспекта» 47, 373 Изола Белла, остров 118, 390 Иноземцев Федор Иванович 242, 416 Иордан Федор Иванович 289, 339, 349, 435, 448, 459 Ипатьевская летопись 116 Исаев 211, 219 Искио, остров 167 Испания 62, 81, 89, 380 Италия 19, 24, 34, 42, 57, 59, 74, 75, 78, 80, 81, 86, 87, 93, 95–98, 104–107, 109–114, 117–119, 121–124, 127, 129, 135, 137, 139, 142, 146, 157, 159, 161, 164, 165, 167, 173, 176, 179, 183, 194, 199, 212, 225, 231, 234, 240, 246, 294, 296, 299, 305, 315, 324, 338, 350, 354, 360, 380, 390, 391, 394, 415, 434, 435, 448, 450, 452 К авказ 218 Казанович Е. П. 429, 453, 454 Казань 205 Кайсевич Иероним 391 Калам 173 Камчатка 315, 441 Каневский, художник 146, 396 Капнист Василий Васильевич 430 Капнист Иван Васильевич 278, 280, 430 Капри 164 Карамзин Александр Николаевич 37 («Карамзины»), 367 Карамзин Андрей Николаевич 112, 131, 367, 389, 393 Карамзин Николай Михайлович 16, 364, 367, 388, 393 Карамзина Екатерина Андреевна 37 («Карамзины»), 367 Карамзина Софья Николаевна 37 («Карамзины»), 367 Каратыгин Василий Андреевич 230, 412 Каратыгин П. А. 368 Карафа М.-А.-Ф. 200 («Фридрих»), 407 — «Эдинбургская темница» 200, 407 Карл Великий 53, 56, 225 («Карломанов») Карлсбад 165 Карлсруэ 15 Карташевская Надежда Тимофеевна, рожд. Аксакова 442 Карташевский Григорий Иванович 322 («узнала великую утрату»), 442 Кастелламаре 17, 167, 239, 415 Касти Джамбаттиста 143 («Autori burleschi italiani» — ), 173, 396, 403 Каченовский Михаил Трофимович 27

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Если люди, живущие безукоризненно, едва могут вразумлять беспечных, то, если мы будем подавать им повод (ко греху), не будем ли мы во всех отношениях виноваты в их погибели? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 261). Источник. ...Грехи человека значительного и многим известною наносят всем общий вред, делая падших более нерадивыми о добрых подвигах, а внимательных к себе располагая к гордости (свт. Иоанн Златоуст , 44, 434–435). Источник. , хотя бы... сделали малейшую погрешность, другим она представляется уже великою, потому что все измеряют грех не важностью самого действия, но достоинством погрешающего (свт. Иоанн Златоуст , 44, 435). Если не досмотрит чего-нибудь малого... то прочие добрые дела его нисколько не помогут ему заградить уста обвинителей; но этот малый проступок затемняет все прочее (свт. Иоанн Златоуст , 44, 435). ...За каждый из тех грехов, которые совершит после... врачевания, вместе с ним подлежит наказанию и врач, нехорошо лечивший рану. Каких же наказаний должен ожидать тот, который отдаст отчет не только за грехи, совершенные им самим, но подвергнется крайней опасности и за грехи других? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 446). Если пастырь не умеет хорошо отражать все... ереси, то волк может и посредством одной пожрать множество овец (свт. Иоанн Златоуст , 44, 455). Источник. ...Множество простых людей, находящихся под... руководством , когда увидят, что вождь их побежден и не может ничего сказать противникам, будет винить в этом поражении не его слабость, а нетвердость самого учения; по неопытности одного много людей подвергнется крайней гибели (свт. Иоанн Златоуст , 44, 461). Тот, кому вверено служение слова, даст там строгий отчет, не опустил ли по лености или по злорадству чего либо такого, что бы сказать надлежало, и доказал ли на деле, что изъяснил он все и не скрыл ничего полезною (свт. Иоанн Златоуст , 46, 8). ...Не в одних делах, а и в словах тогда дадим отчет. И мы, вверив слугам своим деньги, требуем у них отчета во всем; так и Бог, вверив нам (дар) слова, взыщет за его употребление (свт. Иоанн Златоуст , 46, 8). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т.6. С. 435). 170 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812AB (ПСТСО. Т.6. С. 436). 172 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т6. С. 435). 174 Подробно об этом у А. П. Доброклонского : Доброклонский А. П. Указ. соч. Ч. 1. С. 452–456. Особо заслуживают внимания параллели с аналогичными местами в писаниях других подвижников, см.: Там же, С. 453 (примечание 2). 176 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т.6. С. 435). 178 Эти обличения современного прп. Феодору монашества так же указывают на то, что речь здесь идет не просто о восхвалении традиционных монашеских обетов (отрицательные примеры едва ли были тут уместны), а о личностном их восприятии Студийским игуменом и прп. Платоном. 179 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812BC (ПСТСО. Т.6. С. 436). 181 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812D (ПСТСО. Т.6. С. 436). 182 Об этом прп. Феодор, обращаясь к братии, говорит: «...откуда в вас своевольные поступки и рождающиеся отсюда неуместные действия? Не от того ли, что вы не открываете, но скрываете свои пагубные помыслы (λογισμος)?», – см.: Theod. Stud. PC. 133//NPB. P. 314 (ПСТСО. T.6. C. 239). 183 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812D–813A (ПСТСО. Т.6. С. 437). 189 Подробно «о послушании» в трудах прп. Феодора см. у А.П. Доброклонского : Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. С. 506–510. Параллели с аналогичными местами в писаниях других подвижников, см.: Там же, С. 510–511 (примечание 5). 191 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 825A (ПСТСО. Т.6. С. 443). 192 А.П. Доброклонский склонен видеть в этих словах не более чем скромность и инициативу проведения реформы, вслед за житиями, приписывает Феодору, а не Платону. При этом доводы ученого следующие: во-первых, Платон «тяготел к созерцательно-аскетической жизни», и не проявлял себя как организатор; во-вторых, не ясно, что помешало Платону начать реформу ранее, когда он был игуменом монастыря Символов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Л. 4–10. Псалмы, евангельские чтения, молитва. Л. 11. «Излияние сердца» [частично опубликовано: Запальский. 2010: 116–119]. Л. 89. «Записки для моей грешной, окаянной и слабой памяти» [опубликовано: Запальский. 2010: 119–121]. 2. Сим-30 – ОР РГБ. Ф. 886 (Собрание рукописных книг Симонова монастыря). 30. Автограф. 4°, 24 л., 40-е гг. XIX в. Л. 9–24 об. написаны Иларионом (Ремезовым). Л. 1. II. О духовной сухости [совпадает с II письмом из «Писем о внутреннем духовном услаждении, о сухости духовной и о возбуждении ко внутренней молитве»: Муз-9265. Л. 433 об. – 435]. Л. 4. III. О возбуждении к молитве [совпадает с III письмом: Там же. Л. 435–435 об.]. Л. 6. IV. О средствах для внутреннего мира [совпадает с IV письмом: Там же. Л. 405–408]. Л. 11. Повесть о пустыннике и царе Феодосии Константинопольском. Л. 14. Размышление, извлеченное из четырех предыдущих примеров. Л. 16. Бог открывает подвижникам для уничижения их самомнения, кому они равны. III. Авторизованные копии 1. Арс-1332 – ОР РГБ. Ф. 14 (собрание В. С. Арсеньева). 1332. 4°, 314 л., переплет картонный с кожаным корешком. Л. 2. Подвижнический сборник, или Ручная книжка, содержащая выписки из Святых Отцов, в десяти частях. Том первый. Учение внутренней молитве. Л. 3. Вступление. Л. 6. Введение. Л. 10. Учение внутренней Иисусовой молитве, изложенное Святыми Отцами Церкви (экстракт из Добротолюбия). Л. 27 об. Наставление Святых Отцов, каким образом погружаться внутрь себя, то есть вводить ум в сердце и держать в нем внимание, для того, чтобы непрестанно молиться сердцем во Имя Иисуса Христа и достигнуть святой сладости во внутренней молитве. Л. 122. Общий взгляд на способы ко внутренней молитве, изложенные в предшествующих наставлениях Святых Отцев. Л. 127 об. Свод отеческих учений о внутренней молитве и общее положение. Л. 129 об. Общий взгляд на предшествовавшие изложения. Л. 137 об. Опыты приемов и умственного вхождения в сердце со вдыхаемым воздухом. Л. 140 об. Прибавление отечественных писателей о внутренней Иисусовой молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Восточные епископы разделились, поскольку не удалось убедить Кирилла оправдать четырех митрополитов. Иоанн Антиохийский признал низложение Нестория и законность Максимиана. К 435 г. Иоанн постепенно очень умело восстановил единство. В Александрии Кирилла упрекали в том, что он нарушил постановление собора 431 г., подписал иное вероизложение, кроме Никейского. Несторий будет сослан в 435 г., поскольку у него осталось достаточно много сторонников. Он доживет до Четвертого Вселенского собора. От Нестория дойдет «Книга Гераклида». Сам же процесс согласования веры, ограниченный 433–435 г., пройдет достаточно жестко. Монофизитский спор и Четвертый Вселенский собор Предыстория Халкидонского собора. Диоскор Александрийский и его церковная позиция. Примирение, достигнутое в 30х годах пятого века, оказалось не очень прочным и не длительным. К восточным богословам некоторое время сохранялось недоверие, их считали не совсем православными. Это использовали недовольные антиохийской иерархией. Недовольные епископом клирики обращались в Константинополь или Александрию, ставя под сомнение православие своего епископа. Ситуация особенно осложнилась после смерти Кирилла Александрийского в 444 г., когда александрийскую кафедру занял Диоскор. Диоскор имел такой же волевой характер, какой был у Кирилла. Властолюбивый, нечуткий к богословской проблематике, Диоскор считал, что события, происшедшие после Ефеса – это уступка Антиохии, т.е. Несторию. Ему не давала покоя значимость александрийской кафедры в эпоху Первого и Второго Вселенского собора. Диоскор желал воскресить авторитет Александрии. Он не хотел признавать возросшего влияния Константинополя. Новый александрийский епископ имел поддержку со стороны Хрисанфия, временщика при императоре Феодосии Втором, который оказывал на императора такое же большое влияние, как прежде Пульхерия, сестра Феодосия. Являясь крайним последователем Кирилла, Диоскор считал, что самым важным в богословии его предшественника было выражение «одна природа Бога Слова воплощенная». Домн Антиохийский. Флавиан Константинопольский

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Псиол Глафира Ивановна, в замуж. Дунина-Барковская 240, 415 Пушкин Александр Сергеевич 11, 12, 14–16, 35, 36, 50, 75, 76, 88 («новая утрата»), 89 («Ничего не предпринимал я без его совета»), 91, 93 («Великого не стало»), 97, 98, 105, 108, 110, 112, 123, 192, 195, 233, 247, 255, 262, 330, 364, 366, 367, 373–375, 378–380, 382–384, 388, 393, 394, 399, 406, 414, 426, 436, 445, 451 — «Вновь я посетил» («Отрывок») 16, 108, 388 — «Галуб» 132, 394 — «Евгений Онегин» 122 («которым и больно и смешно»), 132 («которых мы обязаны любить и почитать, и с рождеством их поздравлять, чтоб в остальное время года о нас не думали они»), 148 («Привычка свыше нас дана, замена счастия она») 287, 392, 394, 397, 434 — «Египетские ночи» 132, 394 — «Капитанская дочка» 85, 382 — «Моцарт и Сальери» 81 («таким счастливцем праздным»), 380 — «На выздоровление Лукулла» 414 Пушкин Александр Сергеевич, «На статую, играющую в свайку» 123 («по стихам Пушкина, написанным на его Сваечника»), 392 — «Полководец» 85, 382 Пушкина М. А. 375 Пушкина Н. Н. 12 ( «Пушкин в письме к жене») Р адзивилов 34 Раевская Прасковья Ивановна 24, 279–281, 284, 289, 297, 302, 304, 327, 337, 375, 428, 431, 433, 435, 436, 438, 445, 447, 449 Раевские 313 Рафаэль 95, 100, 138, 177, 224, 260, 353, 435, 450, 451, 453 — «Изгнание Илиодора из храма» 349 и 353 («за копию женщин из Илиодора»), 451 — «Положение во гроб» 353, 453 — «Преображение» 353, 435, 453 Раштадт 58, 111 («Растан»), 375, 388 Редкин Петр Григорьевич 23 Рейн 13, 41, 50, 56, 57, 133, 343 Рейтерн Елизавета, в замуж. Жуковская 441, 450 Рейтерн, художник 441 Репнин Василий Николаевич 375, 401 Репнин-Волконский Николай Григорьевич 32, 195, 240 («княгине и князю»), 364, 375, 401, 406 Репнина Варвара Алексеевна (княгиня) 120, 170, 195, 240 Репнина Варвара Николаевна 18, 68, 146, 155, 168, 171, 172, 193, 195, 239, 375, 391, 396, 398, 401, 402, 406, 411, 414, 415 Репнина Елизавета Николаевна 141 («Ваша сестрица») 396 Репнина Елизавета Петровна, рожд. Балабина 274, 375, 395, 401, 428

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010