Обетование о сохранении тварей после потопа противополагается предшествовавшему определению о их погублении (Быт. VI. 13) и соответствует умилостивительной жертве Ноя. Словом Божиим постановленные вначале законы природы, после словом Божиим потрясенные, словом же Божиим паки восстановляются и утверждаются. И как благочестие Ноя было первым видимым побуждением и средством к избавлению тварей от потопа, то действие сего же благочестия становится случаем к обещанию им дальнейшего сохранения. И обонял Господь благоухание успокоения. Изображение сие взято с человека, обоняющего запах пищи, и знаменует Божие благоволение о жертве, или лучше, о приносящем ее (Лев. XXVI. 31). Достойно примечания, что выражение воня успокоения по словопроизводству, имеет отношение к пророчественному имени Ноя, которое означает упокоителя. И сказал Господь в сердце своем, то есть в сокровенных советах Своих определил непреложно будущую безопасность тварей. Отныне Я уже не буду проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого есть зло от юности его. Слова сии по первому виду представляют странную сложность понятий, как будто Бог не хочет проклинать землю по той самой причине, по которой прежде проклинал ее (VI. 5 — 7), и как будто Он показывает себя умилостивленным потому только, что не достиг цели своей в наказании, что Божества недостойно. Следующее изложение удовлетворительно как для подлинника, так и против недоумений: отныне Я уже не буду проклинать землю за человека, то есть за то, что помышление сердца человеческого есть зло от юности его; и не буду более поражать всего живущего, как Я то сделал. Не обещает Бог совершенной ненаказанности за зло, а только не хочет проклинать землю и все живущее и не хочет поражать так, как сделал сие в потопе; следственно, предоставляет себе и впредь наказания частные и наказания иного рода. Таким образом, без нарушения святости Промысла переменяется только образ его действования. Прежде правосудие открылось всеобщим, а милосердие особенным действователем; отселе правосудие будет являться в частном, как, например, над Содомом, над Фараоном и проч., а милосердие — во всеобщем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

///Поэтому, мои возлюбленные, избегайте подобных обычаев и удаляйтесь от них, ибо вы получили искупление, так что вы не должны снова связывать себя, и что наш Господь и Спаситель взял от вас, тем не обременяйте себя снова и не соблюдайте этого и не думайте, что это нечистота, и не создавайте для себя препятствий ради этого 1048 , и не спрашивайте об окроплениях или омовениях, или очищениях от этого. Ибо, согласно со второзаконием, кто приблизится к мертвому или могиле, тот должен S 119/L 62//CA VI. 30а///омыться 1049 . А вы, согласно Евангелию и силою Святого Духа, должны собираться и в усыпальницах и читать в священных писаниях, и совершать без ропота вашу молитву и вашу службу пред Богом, и приносить приятную евхаристию, образ царственного тела Христа 1050 , как в ваших собраниях, так и на/ваших кладбищах и при погребении усопших, – чистый хлеб, приготовленный на огне, освященный при призываниях и неразделенный, и должны молиться и приносить это за усопших. Уверовавшие в Бога по Евангелию – не мертвы, хотя они и спят, как наш Господь 1051 сказал саддукеям о воскресении мертвых: «Разве вы не читали 1052 , что написано: Я – Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова? И Он не есть Бог мертвых, но живых 1053 . И далее, пророк Елисей, когда он был уже давно усопшим 1054 , воскресил мертвого 1055 ; именно, его тело коснулось тела//мертвого и сделало его живым, и воскресило его. А это было бы невозможно, если бы его (Елисея) 1056 тело, хотя он был усопшим, не было святым и исполненным Святого Духа. Поэтому беспрепятственно приступайте к умершим, вы не будете нечистыми 1057 , как вы, с другой стороны S 119/L62//CA VI. 28, 29///не должны отделять и имеющих месячные;///ибо та кровоточивая жена, когда она прикоснулась края одежды 1058 нашего Спасителя 1059 , не была порицаема, но даже была найдена достойной отпущения всех ее грехов 1060 . А если имеющие кровотечение (вообще) чисты, то будьте усердны, согласно вашей обязанности, помогать им,///ибо вы знаете, что они ваши члены 1061 , и любите их, как самих себя, как написано у двенадцати пророков, (именно у) Малахии, который называется ангелом Господа: «Он был свидетелем между тобою и женой твоей юности, которую ты (теперь) оставил, твою подругу 1062 , которая (была однако) женой твоего обета верности 1063 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

А мы знаем, что наш Спаситель говорил не язычникам, а нам, ученикам Его из среды Иудеев, и нас освободил от бремени и тяжелого ига. Итак, кои не слушают,/что Он дает им облегчение и избавляет от уз второзакония, те не повинуются Богу 966 , призывающему их к избавлению, к покою и облегчениям, а сами связывают себя тяжелым и бесполезным бременем второзакония. Ибо наш Господь и Спаситель, давший закон и второзаконие, свидетельствует о законе, что S 111/L 52//CA VI.24///он –жизнь для тех, кто//соблюдает его; а о второзаконии доказывает Он, что это – узы слепоты. Повсюду Он делает различие и свидетельствует о законе, обличает нас и повелевает оставаться под законом. Ибо всякий, не стоящий под законом – нечестивец. Поэтому Он свидетельствует о законе так: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь. Не так нечестивые» 967 . Итак мы видим, возлюбленные братья, как получают 968 праведники обетования блаженства за праведность и соблюдение закона. Но не так с нечестивыми, ибо им не угодны праведники, а также и закон, и они не размышляют об этом 969 .///Поэтому Он называет нечестивыми тех, которые не ходят в законе. Ибо и в Евангелии Он утверждает закон, но зовет и освобождает нас (от бремени уз и от повторения) закона 970 . Одно – закон и нечто другое второзаконие; и у Давида Он различает и доказывает это подобным же образом и говорит 971 : «Мы рассечем узы их и сбросим с себя иго их» 972 . Вы видите, как говорит Святой Дух, – как будто бы (это исходило) из уста мира – и возвещает Свои мысли и гласит, что закон есть иго, а второзаконие – узы 973 . Закон есть иго, потому, что он возложен был, как ярмо на вола, на прежний народ и на нынешнюю церковь Божию, поскольку он еще и ныне существует в церкви, – на нас, призванных из народа и на вас, происходящих из языческих S 112/L 52//СА VI. 24///народов, над которыми было милосердие 974 . Тех и других он (закон) приводит в согласие и держит нас в нем. А узами Он правильно называет второзаконие 975 ; ибо когда народ служил идолам, то на него было наложено еще бремя второго закона 976 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Поэтому всякий, кто связывает себя узами, заслуживает горе и следовало бы, чтобы он также исповедывал и идолослужение 984 . Итак, кто – таков, тот утверждает проклятие на нашем Спасителе. Ибо если ты утверждаешь второзаконие, то ты вместе с тем утверждаешь и проклятие на нашем Спасителе 985 , и ты опутан узами и заслуживаешь горе, как враг Господа Бога. Поэтому, возлюбленные братья,/ставшие верующими из (избранного) народа, молчите об узах, которыми вы хотите быть связаны. S 113/L 53//CA VI. 24/// И вы утверждаете, что суббота предшествует воскресению, ибо в Писании сказано: «В шесть дней сотворил Бог все, и в седьмой день окончил Он все дела Свои и освятил его» 986 . Итак, мы спрашиваем вас, что следует прежде – Alef или Tau? Ведь Кто Господь,//Тот служит началом мира. Как и Господь Спаситель нам сказал через Моисея 987 : «В начале сотворил Бог небо и землю, но земля была невидима и не устроена» 988 . И в другом месте сказал Он: «И стал первый день» 989 , и до сих пор седьмой день не был известен. Как же говорите вы, кто больше – тот ли, который был и есть, или тот, который до сих пор не был известен, и относительно которого даже не было надежды,, что он будет? А также спрашиваем мы вас, благословляются ли ваши последние сыновья или ваши первенцы? Как и Писание говорит: «Благословится Иаков в первенцах своих» 990 , и: «Мой сын, Мой перворожденный Израиль» 991 и: «Всяк мужеский пол, разверзающий ложесна, посвящается Богу» 992 . Дабы укрепиться вам в вере, слушайте: первый и последний день равны; поучайтесь же, как вы и находите написанным: «В его царстве день Господень, как тысяча лет и (тысяча лет), как вчерашний день, который прошел, и как стража ночная» 993 . О суде же Он сказал, что это S 113/L 54//CA VI. 24///мрачная темница для осужденных 994 . А день этот, (то есть день суда) ознаменуется тем 995 , что в этот день солнце будет стоять в средине 996 , также и луна, следуя солнцу. Ибо Он сказал: «Вот я делаю первое последним и последнее первым 997 ; и последние должны быть первыми, и первые должны быть последними».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Я поднялся в верхнюю комнату для молитвы 879 , «тут я увидел небо отверстым 880 и сосуд, привязанный за четыре угла, он висел и спускался на землю. И в нем были всякие четвероногие животные, гады земные и птицы небесные, и был голос 881 ко мне, говорящий: встань, Симон, заколи и ешь. Но я сказал: Да будет удалено это, Господи, ибо я никогда не вкушал ничего нечистого и скверного. Тогда снова во второй раз другой голос S 104/CA VI.12b///сказал мне: что Бог очистил, того ты не делай нечистым. Это произошло трижды, и сосуд опять поднялся на небо. После этого я размыслил и уразумел слово Господа, как Он сказал 882 : «радуйтеся вы, языческие народы, с (избранным) народом»,– уразумел, что Он говорил вообще о призвании язычников, «и я встал и пошел» 883 . И когда я вошел в дом сотника 884 и начал возвещать слово Господне, тогда сошел Святой Дух на него и на всех язычников, бывших тут 885 . «Итак, Бог дал им Святого Духа также, как и нам 886 , и не положил никакого различия в вере между нами и ими, и сделал сердца их чистыми. А потому, зачем искушаете Бога, возлагая на выю Его учеников иго 887 , которое не в состоянии были носить ни отцы наши, ни мы? Напротив, мы веруем, что будем спасены благостью Господа нашего Иисуса Христа, как и они». Ибо к нам пришел Господь наш и освободил нас от этих уз и сказал 888 : «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я дам вам покой./Возьмите иго Мое на себя и научитесь, что Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко». Итак, если Господь освободил нас и принес нам облегчение,. почему вы сами возлагаете на себя мучения? «Тогда весь народ безмолвствовал 889 , и я, Иаков, начал говорить и сказал 890 : Слушайте меня мужи, возлюбленные братья! Симон сказал о том, как прежде говорил Бог, что Он желал избрать из народов народ во имя Свое, и с этим согласуются слова пророков, как написано: Потом Я воздвигну и устрою распавшуюся скинию Давида, Я устрою и воздвигну ее S 104/L 45//CA VI. 12b///разваляны, дабы остальные народы взыскали Господа, и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, свидетельствующий об этом от века 891 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

В послании к Евреям (VI, 13–17) Апостол Павел дает нам правильное понятие о клятве и законности ее употребления: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножу тебя... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение кончает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность воли Своей, употребил в посредство клятву»... Клятва была установлена и освящена Самим Богом для народа израильского: «Господа Бога твоего бойся, и ему единому служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись» (Второзак. VI, 13). Воспользовавшись тем, что в Священном Писании и слово «присяга», приносимая по требованию гражданских властей, и божба в обыденной жизни обозначаются одним и тем же словом – «клятва», сектанты отнесли к присяге слова Спасителя о божбе. Что такое клятва? Это удостоверение истинности сказанного, удостоверение призыванием в свидетели Самого Бога; Бог призывается как свидетель, как помощник и мздовоздаятель. Когда клятва дается по требованию власти, она называется присягой. Священное Писание дает нам множество примеров употребления клятвы и в Ветхом, и в Новом Завете. «Бога призываю в свидетели на душу мою», – говорит Апостол Павел в послании II к Коринфянам (I, 23) и – «я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы» ( Eф. IV, 17 ). Богом запрещены клятвы в пустых житейских случаях, клятва во лжи. «Не клянись именем Моим во лжи, и не бесчести имени Господа Бога твоего» ( Лeb. XIX, 12 ); клятвы безрассудные, какою клялся Ирод, и клятвы надуманные, какими клялись книжники и фарисеи. Но нигде в Священном Писании не осуждается клятва, когда дается она по необходимости или по требованию гражданских властей. «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога... противящийся власти, противится Божию установлению» ( Puм. XIII, 1–5 ), – поучает нас Слово Божие устами Апостола Павла. · Вместе с другими сектантами меннониты отрицают и государственные суды, как антихристианские учреждения, якобы осужденные и отвергаемые Словом Божиим. Они ссылаются на следующие места Священного Писания: «Не судите, да не судимы будите...» ( Mф. VII, 1–2 ); – «Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены...» ( Лk. VI, 37 ); «Кто злословит брата своего или осудит брата своего, тот злословит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, а судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» ( Uak. IV, 11–12 ) и «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному ( I Nem. II, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Иосиф и Асенефа подводят сыновей под благословение Иаковаю Миниатюра из Венского Генезиса. 1-я пол. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Folю 45) Иосиф и Асенефа подводят сыновей под благословение Иаковаю Миниатюра из Венского Генезиса. 1-я пол. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Folю 45) Отдельные выражения могут быть интерполированы христ. редакторами ( Holz. 1991), но не центральные понятия и идеи, такие как надежда на всеобщее спасение и воцарение Бога над обновленным человечеством, терпимость и открытость к язычникам, готовность прощать врагов, «не воздавать злом за зло» (Iosephus et Aseneth. 23. 9; 28. 5, 10, 14; 29. 3; ср.: Ep. Arist. ad Philocr. 227; Zerbe. 1993; Bolyki. 2003), представление об уже наступившем «эсхатоне» (хотя Асенефа уже преображена в Град Убежища, но народы, обратившиеся к Богу, найдут в ней упокоение только в будущем), представление об уготованном для обратившихся «покое» или «месте упокоения» (ср.: Евр 3-4), тождество обращения к Богу и сотворения нового человека (Iosephus et Aseneth. 8. 9; 15. 5, 7). Особенностью эсхатологии «И. и А.» является отсутствие описания гибели и уничтожения всех нечестивцев и врагов (на фоне спасения праведников) или умолчание об этом. В «И. и А.» библейский образ женщины-города разделился на 2 образа - женщину и город, к-рые существуют параллельно в 2 планах - земном и небесном, в настоящем и в уже наставшем будущем (ср. превращение скорбящей женщины в город в 4-й кн. Ездры : «...внезапно просияло лицо и взор ее, и вот, вид сделался блистающим... И вот, она внезапно испустила столь громкий и столь страшный звук голоса, что от сего звука жены поколебалась земля. И я видел, и вот, жена более не являлась мне, но созидался город, и место его обозначалось на обширных основаниях...» (3 Ездр 10. 25-27; см. также: Франк-Каменецкий. 1934; Humphrey. 1995). Если христиане спасаются «во Христе» (букв.- «посредством» Христа), то в «И. и А.» обратившиеся язычники спасаются «в Асенефе» (Iosephus et Aseneth. 15. 7). При этом они спасаются не только метафорически «посредством Асенефы», но и буквально «в ее стенах».

http://pravenc.ru/text/673673.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Поклонение волхвов. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. [греч. μγοι; лат. magi], в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом , пришедшие «с востока» поклониться родившемуся в Вифлееме Младенцу (Мф 2. 1-12). Согласно рассказу евангелиста Матфея о рождении Иисуса, в правление царя Ирода Великого в Иерусалим пришли некие В., чтобы поклониться Младенцу, ибо они «видели звезду Его на востоке». Их вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский?» - вызвал переполох при дворе Ирода, увидевшего угрозу своей власти, а также волнения в народе. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия на основании предсказания прор. Михея (Мих 5. 1-2). Узнав от В. о времени появления звезды, Ирод просил их сообщить, когда найдут Младенца, якобы для того, чтобы также пойти и поклониться Ему. По пути в Вифлеем В. вновь явилась звезда, к-рая «шла» перед ними вплоть до дома, где был Младенец. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф 2. 11-12). Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16) (см. ст. Вифлеемские младенцы ). Событие поклонения языческих мудрецов Божественному Младенцу становится предметом размышлений мн. толкователей уже в самых ранних памятниках христ. лит-ры, т. к., следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как несовместимые с представлением о свободе воли и стремится опровергнуть их перед лицом эллинистической культуры. Во всей библейской лит-ре только евангелист Матфей употребляет термин μγοι в позитивном смысле, относя его к группе людей, совершающих благочестивый поступок. Понятие «маг, волшебник» в ВЗ всегда имеет негативный оттенок и выражается евр. терминами  ,   (заклинатели мертвых (Лев 20. 6; 2 Пар 33. 6),   (прорицатели при егип. (Быт 41. 8, 24; Исх 7. 11, 22; 9. 11) и вавилонском (Дан 1. 20; 2. 2; 4. 4; 5. 7, 11, 15) дворах); дважды словом μγοι в Деяниях святых апостолов (8. 9 и 13. 8) также в негативном смысле названы астрологи и заклинатели.

http://pravenc.ru/text/волхвы.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРЕМИЯ [евр.  ,  ] (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая), по происхождению из священнического рода. Автор Иеремии пророка книги и, вероятно, нек-рых др. библейских книг, связанных с его именем (см. статьи Иеремии послание , Иеремии плач ). В Ветхом Завете И. род. под Иерусалимом, в небольшом левитском городке Анафофе , его отцом был Хелкия (Иер 1. 1). В годы правления царя Манассии , когда пророки подвергались преследованиям, И. был еще ребенком (4 Цар 21. 16; Иер 2. 30); в юности он стал свидетелем восстановления Иудеи при благочестивом царе Иосии , который воспользовался упадком Ассирии и вернул под свою власть сев. области страны. В 13-й год царствования Иосии (ок. 627 г. до Р. Х.) Господь призвал И. к пророческому служению. «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер 1. 9). И. этому противился. «О, Господи Боже! - молился он,- я не умею говорить, ибо я еще молод». Но Господь определил его судьбу: «...прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер 1. 5-10). Он призвал И. к служению: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер 1. 10). Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. X - нач. XI в. (Ath. Laur. Plut. V 9. Fol. 127) Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. X - нач. XI в. (Ath. Laur. Plut. V 9. Fol. 127) Прор. Иеремия. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. В 622 г. до Р. Х. царь Иосия провел богослужебную реформу. Забытая книга закона, к-рую нашли в храме (4 Цар 22. 3-20), была объявлена священной для всего народа. В соответствии с указаниями книги по реформе Иосии были упразднены все святилища, кроме храма Соломона. И. поддержал эти преобразования (Иер 11. 2), но священники Анафофа были недовольны этими действиями и враждебно стали относиться к И. Первые проповеди И. были направлены против тех, кто слишком полагались на политическое возрождение царства. И. проповедовал, что благословение Божие сохранится, только если люди покаются, будут свято блюсти законы справедливости и станут уповать на Бога, а не на земную силу. Но в Иерусалиме слова пророка не были услышаны.

http://pravenc.ru/text/293630.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010