И даны пастыри по сердцу Его – апостолы и апостольские мужи; они рождают множество верующих и, по рассеянии проповеди Евангелия во всем мире, не на иудейских уже церемониях, а на ведении Христа и Его учении они будут утверждать надежду свою, и не на ковчеге Господнем, который был хранилищем закона Моисеева, а сами они будут храмом Божиим, и будут служить не отмененным жертвам, подобно заблуждающимся назореям, а будут следовать богослужению духовному»... (ч. VI, стр. 212–213). д) В толк. 10–11 ст. 5 гл. кн. пр. Иеремии: «Взойдите на стены его и разрушайте, но истребления не делайте. Уничтожьте зубцы его (или подпоры), потому что они не Господни. Ибо изменою изминил мне дом Израилев и дом Иудин, говорит Господь. Народам, о которых говорил выше: поразил их лев из леса, волк опустошил их и барс в городах их, повелевает, чтобы они взошли на стены или укрепления Иерусалима и разрушили его, но полного истребления не делали, чтобы спасся остаток и было кому возвестить среди народов славу Божию; со строгостью соединяет милость. Словами же: уничтожьте зубцы его, или подпоры повелевает, чтобы отняты были все вспомогательные средства, которые он потерял по своей вине, – тем, что изгнил Богу дом Израилев и дом Иудин, чем обозначаются десять колен и два колена. Да внемлет сему церковь , что скоро разрушаются стены и укрепления тех, кои не имеют надежды на Господа и изменяют Ему; полного же истребления, однако же, не последует по милости Судии, а не ради, заслуг согрешающих» (ч. VI, стр. 233). е) В толк. на 1–4 ст. 23 гл. пр. Иеремии: «Горе пастырям», которые губят и терзают стадо паствы Моей, говорит Господь. Посему так говорит Господь Бог Израилев ко пастырям, которые пасут народ Мой: вы расточили стадо Мое, разогнали их, и не посещали. Вот Я посещу в вас лукавство наклонностей ваших, говорит Господь. И Я соберу остаток стада Моего из всех земель, к которым Я изгнал их туда, и обращу их к селеньям их (или возвращу их к паствам их), и возрастут и размножатся. И поставлю над ними пастырей, и упасут их.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Преображение падшей человеческой природы происходит при помощи силы, которую Господь оставил на земле как дар, именуемый благода­тью. «С этих пор я вкус народный познал и в падении, и в восстании...» (VI, 314), - резюмирует рассказчик. В первом варианте - «Рождественский вечер у ипохондрика» - рассказчик Иван Иванович глубоко проникся истинно право­славной верой после того, как увидел « " всё " : падение и восстановление, грехи и покаяние... веру» (VI, 653). В «Записных книжках» Лескова 1880-х - 1890-х годов находим глубоко ре­лигиозные раздумья об «уделах» света и мрака, праведности и греха, любви и злобы. Наблюдая несовершенство двойственной человеческой природы, писатель размышлял: « Что сильнее: злоба или любовь ? Надо полагать, что злоба, ибо люди часто готовы во вред себе делать зло другому, но во вред себе делают дела любви гораздо реже» (подчёркнуто Лесковым. А.Н.-С.) . Это созвучно исповедальным мыслям Апостола Павла: «закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7: 14 - 15); «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 18 - 19). Христианин «обретает новую нравственную силу, какой не даёт ему отвле­ченное сознание закона. Не с грустной покорностью, а с радостным чувством он исполняет то, что приводит его к более тесному единению с Богом, от Которого он произошёл и к Которому стремится вся его душа. Можно сказать, что христи­анство дало крылья нравственному сознанию» , - отмечал Б. Чичерин в своей книге «Наука и религия», на которую Лесков отозвался обстоятельной сочув­ственной рецензией . Сам писатель именно так воспринимал религиозность и нравственность: «Бог запрещает мне делать дурное, вложив в меня совесть, через которую я распознаю добро и зло» . Лесков был солидарен с Достоевским в том, что «совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного» . Достоевский писал: «Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всём заблу­димся. Нрав­ственные идеи есть. Они вырастают из религиозного чувства, но одной логикой оправдаться никогда не могут. На той почве, на которой вы стоите, вы всегда будете разбиты. Вы тогда не будете разбиты, когда примете, что нравственные идеи есть (от чувства, от Христа)» .

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/15/...

2Кор.6:16 .  Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом 6 . Ап. обосновывает свое увещание ветхозаветными изречениями. Что верующие суть храм Божий – это он доказывает на основании Лев.26:11 и сл. Здесь Бог обещает Израилю награду, если он останется верным закону Божию. А христиане суть новый Израиль. 2Кор.6:17 .  И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас 7 . 2Кор.6:18 .  И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель 8 . Как евреев пророк Исаия призывал выйти из грешного Вавилона ( Ис 52:11 ), так и Апостол убеждает коринфских христиан порвать общение с языческим миром. – Откуда взято выражение: «и буду вам Отцом»? По нашему русскому тексту источником в этом случае для Апостола послужили книги Иеремии и Осии, но это едва ли так, потому что в означенных книгах такого выражения не имеется. Новейшие толкователи полагают, что Ап. здесь несколько видоизменил выражение 2Цар 7:14 , относящееся к потомку Давида. Некоторые критики считают место VI:14-VII:1 неподлинным по следующем соображениям: 1) здесь трактуется о таком предмете, о котором нигде во всем послании более не говорится, 2) стиль этого места мало изящен и не соответствует вообще способу выражаться, каким владел Ап. Павел, 3) стихи эти нарушают связь речи и с их устранением получается вполне связная речь: второй стих VII-й главы явится естественным продолжением 13-го стиха VI-й главы. – Но эти соображения недостаточно серьезны. Во-первых, об увлечении Коринфян языческими пороками есть намек в 2Кор.13:2 . Во-вторых, вставочные рассуждения попадаются у Апостола нередко и в других посланиях и, в-третьих, стиль, собственно говоря, здесь нисколько не заключает в себе чего-либо необычайного для произведений Ап. Павла. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Второе Послание святого апостола Павла к Коринфянам. 752-811 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мк.13:24 .  Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, Мк.13:25 .  и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Мк.13:26 .  Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. Мк.13:27 .  И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. Мк.13:28 .  От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Мк.13:29 .  Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Мк.13:30 .  Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет. Мк.13:31 .  Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Мк.13:32 .  О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. «О дне же том, или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (стих 32; см. Мф.24:36 ). К словам, имеющимся у Матфея, евангелист Марк прибавляет выражение: «ни Сын». Это выражение издавна возбуждало среди толкователей серьезные споры. Смущало оно именно потому, что в нем Сыну приписывается неведение, которое, однако, не может быть приписано Ему, как Лицу Божества. Святитель Амвросий Медиоланский , не находя возможности примирить это выражение с высоким понятием о лице Сына Божия, полагал, что это выражение вставлено в текст Евангелия Марка арианами, чтобы показать православным, что Христос – не Бог («О вере», кн. 5, гл. VI). Но такое предположение нельзя принять уже потому, что отцы Церкви, боровшиеся с арианами, несомненно, обличили бы их в этом искажении евангельского текста. Притом, собственно говоря, и у евангелиста Матфея включается такая же мысль, какая и в этом выражении, потому что и он говорит, что о времени наступления последнего дня знает только один Отец, следовательно, Сын не знает этого и по Евангелию Матфея. Поэтому если даже допустить, что предположение святителя Амвросия правильно, то все равно пришлось бы останавливаться с недоумением на Мф.24:36 . Другие отцы Церкви, не прибегая к таким опасным предположениям, старались объяснить это загадочное выражение тем, что Христос приписывал Себе «незнание» по Своей человеческой природе, почему к слову «Сын» прибавляли прилагательное «Человеческий» (свтт. Григорий Богослов , Афанасий Великий , Кирилл Александрийский ). Но с этим толкованием нельзя согласиться потому, что оно разделяет Христа, тогда как оба естества в Нем – и божеское, и человеческое – нераздельны в своих обнаружениях. Св. Софроний, прп. Иоанн Дамаскин восставали против еретиков VI века – агноитов, которые учили, что Христос, как человек, «кое-чего не знает». По мнению святителя Василия Великого (Творения, ч. 7, с. 159), это выражение нужно передать так: «не знал бы и Сын, если бы не знал Отец, потому что от Отца дано Ему ведение». Но здесь, очевидно, уже изменяется через прибавления сам текст Евангелия...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В ту эпоху в большинстве случаев посты являлись личными и нерегулярными, а общественные происходили в наиболее важных, обычно чрезвычайных обстоятельствах. Но были и посты постоянные, предписанные Законом для всех евреев. По всей видимости, из узаконенных постов наиболее древние корни имеет пост Великого дня очищения (Йом-Кипур), основания для которого находятся в Пятикнижии Моисеевом (см.: Лев. 23: 26–29). Окончательная редакция и кодификация Пятикнижия может быть отнесена к концу VII века до Р.Х. и связана с его провозглашением при царе Иосии (622 г. до Р.Х.; поздняя датировка относит канонизацию Пятикнижия к V в. до Р.Х. в связи с деятельностью Ездры). Но очевидно, что пост существовал ранее окончательной кодификации Пятикнижия. Впоследствии к этому посту добавляются еще несколько, также приобретающих значение закона. Их становление, на основании Книги пророка Захарии (та часть, где упоминаются посты, написана около 520–518 гг. до Р.Х.), следует относить к концу VI века до Р.Х.: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8: 18–19). Традиционно установление этих постов связывается с рядом событий Вавилонского пленения: деятельностью Навуходоносора, рассеянием евреев (первая половина VI в. до Р.Х.). На основании приведенных выше примеров можно сделать следующий вывод: уже в ветхозаветный период в еврейской среде существовал пост, за несколько столетий до зарождения христианства он был закреплен законодательно, и древнееврейское вероучение рассматривало его неотъемлемой и важнейшей составляющей духовной практики. Перейдем и к истории поста собственно в христианстве. Новозаветная традиция продолжает ветхозаветную. Прямые указания на постническую практику содержатся в Священном Писании христиан. Иисус Христос перед выходом на проповедь сам явил миру пример постничества: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф.

http://pravoslavie.ru/4314.html

15 . Ибо так говорить Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. „На престоле высоком и превознесенном“ видит пророк Господа в видении VI главы 1726 . „Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может, Ему честь и держава вечная! Аминь“. Так писал Апостол Павел к Тимофею 1727 . Слова человеческие не могут выразить того величия, которое принадлежит Богу, и той ничтожности, которая есть удел создания в отношении к его Творцу. Это-бездна, через которую перекидывает мост бесконечная любовь Божия, явленная в искуплении человечества и в предшествующих ему пророчествах, в числе которых надо обратить особое внимание на явленные человеку священные имена Божии. Вечно Живущий: это святейшее имя равносильно священному имени Иегова (Иахве). Он Единый Разум, сотворивший вселенную, есть и единый вечно живущий: в Нем Едином была, есть и будет жизнь. „Он истинно, вечно и неизменяемо Себе подобен и остается неизменяемым в вечности“ 1728 . Святый имя Его. „Святы будьте, ибо свят Я Господь Бог ваш“ 1729 говорил Господь через Моисея Израилю. В видении VI главы Исаии Ангелы восклицают это святое имя, повторяя три раза слово Свят, как откровение о поклонении Богу во Святой Троице. И, как мы видели во вступлении в этот том. (См. главу V вступления), пророк Исаия особенно часто повторяет имя Господа Святый, с прибавлением Израилев. И действительно в ветхозаветном периоде, когда вся земля погружена была во мрак язычества, понятия об истинном Боге сохранились только среди Израиля. Так, в славословии XII главы, которым кончается первый отдел книги пророка Исаии, он восклицает „веселись и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Ивраилев“. В главе XLI, 14, в которой продолжается утешение Израилю начинающееся с XL главы, пророк говорит: „не бойся червь Иаков.... Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

35–36. Учение о хранилищах (prumptuaria) или затворах, где пребывают души праведников, представляет дальнейшее развитие взглядов Талмуда. Почвой для него послужили книга Притчей Соломона (VII:27), где упоминается о внутренних жилищах смерти, и книга пророка Исаии (LVII:2), где предсказывается, что праведники будут покоиться на ложах своих. Прежде чем облечься в тело, или как выражается Псевдо-Ездра, прийти в этот мир (IV:12), души пребывают под престолом Всевышнего в особых хранилищах (guph), называемых сокровищницами. По мере того, как люди рождаются, сокровищницы пустеют. Сын Давидов не придет до тех пор, пока в хранилищах не останется ни одной души (Corrodi, 195. Fabricius. Codex Pseudepigraphus V. Т. II, 211. Volkmar, 19). Учение Талмуда, разделяемое автором (IV:41; VI:23), здесь распространено на судьбу, ожидающую праведников за гробом. Хранилища (евр. mischcabot, Uc LVII:2 . Zockler, 451) душ умерших помещаются в преисподней (in infoire IV:41). Будущий век наступит лишь тогда, когда количество умерших праведников достигнет определенного предела. Апокалипсис Иоанна дает точную цифру запечатленных из всех колен Израилевых, именно 144 000 (VII:4). Этот ответ дает им (ad eas) Ангел Иеремиил. Подобно Уриилу имя Иеремиила (ierahmeel, «милосердие Божие») встречается в канонических книгах: в родословных книги Паралипоменон ( 1Nap II:25–27, 42 ) и у пророка Иеремии (XXXVI:26). По свидетельству Апокалипсиса Илии Ангел Иеремиил охраняет души в преисподней (Gunkel, 357), Лике (162) и Кабиш (33) предполагают здесь выдержку из апокрифической книги. Фолькмар (XIX, 400) усматривает заимствование из Апокалипсиса Иоанна (VI:9–11), приводимое без особой точности, из вторых рук. В Апокалипсисе души убитых за слово Божие громко взывают пред престолом Всевышнего: «Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?.. И сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их, и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» . Но сходство между обеими книгами чисто внешнее. В Апокалипсисе души христианских мучеников взывают о мести за пролитую ими кровь. В нашей книге души умерших праведников с нетерпением ждут собственного прославления. Упоминание о семенах в ответ Иеремиила мало вяжется с ходом речи. В латинском тексте слово «similium» (Syr. Aeth. Ar. 2) принято было за слово «seminum». Прославление праведников наступит тогда, «когда число подобных вам достигнет полноты».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тов.1:19 Один из Ниневитян пошел и донес царю, что я погребаю их; тогда я скрылся. Узнав же, что меня ищут убить, от страха убежал из города. Тов.1:20 И было расхищено все имущество мое, и не осталось у меня ничего, кроме Анны, жены моей, и Товии, сына моего. 13–20 . Благоволение Божие к благочестивому Товиту выразилось милостивым отношением к нему царя Енемессара – Салманассара, который сделал Товита своим «поставщиком», LXX: αγοραστς, слав.: купец; это занятие дало Товиту возможность приобрести некоторое состояние и вручить некоему Гаваилу в Рагах мидийских. В Вульгате сообщение это заменено более соответствующим моральной тенденции перевода замечанием, что царь ассирийский предоставил Товиту свободу ходить, куда он захочет и делать, что ему угодно; dedit illi potestatem quocumque vellet ire, habens libertatem quaecumqe facere voluisset. Но мысль греческого текста, как более простая и естественная, заслуживает решительного предпочтения пред явно искусственной конструкцией Вульгаты, то обстоятельство, что в книге Товита, I:14; IV:1; V:5 и др. мидийский город Раги представляется существующим во время ассирийского владычества, давало повод некоторым исследователям (Ян, Бертольд и др.) отрицать историческую достоверность книги – на том основании, что, по свидетельству Страбона (Geograph. XI, 13, 6), город этот был построен гораздо позже, и именно Селевком Никатором. Но в действительности Раги-Екбатаны существовали в глубокой древности, по некоторым за тысячу лет до нашей эры, как свидетельствуют упоминания этого города в Авесте (Spigel Fr. Avesta, I Bd. 565) и в мидоперсидских преданиях и клинообразных надписях (сн Rilter. С. Die Erdkande von Asien. Bd. VI. I Abtl. s.s. 29 ff. 601, 604), и свидетельство Страбона, равно как аналогичное свидетельство Плиния Старшего (Nat. Hist. liv. VI, с. 14) о построении Раг-Екбатан Селевком должно понимать в смысле сообщения о восстановлении, реставрации города, издавна существовавшего. См. у проф. Дроздова, с. 404, 447–450. Вульгата изменяет мысль греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

9-13), высылает вперед стада мелкого и крупного скота, а также верблюдов и ослов с целью умилостивить подарками Исава, прежде чем произойдет их встреча (32. 14-22). Подготовившись, И. с семьей и имуществом перебрался на юж. берег потока Иавок. Здесь ночью «боролся Некто (  ) с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его» (32. 24б - 25a), повредил И. сустав бедра. И. просит благословить его и получает новое имя: «...отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь [букв. с евр.: «...ибо ты боролся с Богом и людьми, и одолел»]» (32. 28). «И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу...» (32. 30). Сцены из жизни Иакова. миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 17) Сцены из жизни Иакова. миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 17) Разд. 12. Далее повествуется о встрече 2 братьев. Увидев Исава, И. идет навстречу брату первым, за ним служанки с детьми, потом Лия с детьми, позади Рахиль и Иосиф. И. «поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему». «И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали» (33. 3-4). И. упрашивает Исава принять в подарок стада: «прими благословение (  ) мое, которое я принес тебе» (33. 11). Это выражение соотносится со словами параллельного, 3-го разд., где Исав негодует, что И. «взял благословение мое» (27. 36). Исав принимает дар и предлагает И. сопровождать его, но И. отказывается и, приобретя у сыновей Еммора часть поля, поселяется недалеко от Сихема, где устанавливает жертвенник, к-рый он называет «Бог Всесильный Израилев» (33. 20 по МТ). Разд. 13. Сихем - сын Еммора, правителя Сихема, обесчестил Дину, дочь И. и Лии, но, желая взять ее в жены, просит своего отца вступить в переговоры с И. Сыновья И., возмущенные тем, что Сихем обесчестил их сестру, хотят отомстить, требуя, чтобы условием совершения брака было обрезание всего мужского населения Сихема: «...и обрезан был весь мужеский пол...

http://pravenc.ru/text/200151.html

Потому всякий, кто отвергнет пребывание по природе Отца в Сыне, прежде отвергнет свое природное соединение со Христом или же Христа с ним, потому что Отец в Сыне, а Сын в нас, благодаря чему Бог делает нас единым целым во Отце и Сыне, И если верно, что Христос воспринял плоть нашего тела и стал в действительности Человеком, родившись из Марии, и если мы принимаем в таинстве Евхаристии истинно плоть Его тела (и благодаря этому станем единым целым, потому что Отец во Христе, а Христос в нас), то каким же образом единство Отца и Сына связывается с их волей, когда таинство совершенного единства обнаруживает природное свойство Бога?] (Hilarius Pictaviensis. De Trinitate VIII, 13, PL 10, 246). De naturali enim in nobis Christi veritate quae dicimus, nisi ab eo didicimus, stulte atque impie dicimus. Ipse enim ait, Caro mea vere est esca, et sanguis meus vere est potus. Qui edit carnem meam, et bibit sanguinem meum, in me manet, et ego in eo (Joan. VI, 56–57). De veritate carnis et sanguinis non relictus est ambigendi locus. Nunc enim et ipsius Domini professione, et fide nostra vere caro est, et vere sanguis est. Et haec accepta atque hausta id efficiunt, ut et nos in Christo, et Christus in nobis sit [Мы говорили бы нечестиво и неразумно об истине пребывания в нас Христа по естеству, если бы не научились от Него Самого. Ибо Он говорит: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:55–56 ). Нет места сомнению в истинности Тела и Крови, ибо теперь в исповедании Самого Господа и по нашей вере это истинная Плоть и истинная Кровь. И мы находимся во Христе, а Христос в нас, когда мы принимаем Его Тело и пьем Его Кровь] (Ibid. VIII, 14, PL 10, 247). Quam autem naturalis in nobis haec unitas sit, ipse ita testatus est: Qui edit carnem meam, et bibit sanguinem meum, in me manet etego in eo (Joan. VI, 57). Non enim quis in eo erit, nisi in quo ipse fuerit: ejus tantum in se assumptam habens carnem, qui suam sumpserit.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010