По всей вероятности, во время 2 периода патриаршества свт. Филофей написал Хвалебное Слово трем святителям, в котором он показывает свое знакомство с их богословием и сочинениями, особенно с трудами свт. Григория Назианзина (Богослова). Рукописная традиция этого Слова описана на С. 100 (посл. строка), С. 101 (строки 1–2). Слово издано и переведено на латинский язык: Pontanus, Jacobus. Philippi Solitarii Dioptra. Ingolstadt: Sartorius, 1604. Позднее издано в Патрологии Миня: Patrologiae cursus completus. Series graeca. Ed. Jean-Paul Migne. Paris, 1857–1866, PG 154, 767A-820D. С. 101 – Также свт. Филофей посвятил длинное (более 20.000 слов) Хвалебное Слово 12 Апостолам. Текст дошел до нас в 2 рукописях (подробней о них см. С. 101, строки 6–10). М. Митреа сообщает, что занимается подготовкой критического издания этого текста, т.к. до сих пор это Слово издано не было. Свт. Филофей написал также длинное (более 14.000 слов) Слово всем святым. О рукописной традиции Слова см. на С. 101 строки 14–21. Данный текст был переведен на церковнославянский язык, вероятнее всего, в конце XIV в. или начале XV в. (см. на С. 102 строки 1–2). Слово до сих пор не было издано, автор монографии сообщает, что в ближайшее время подготовит критическое издание данного текста. М. Митреа также сообщает в прим. 443 на С. 102, что под именем свт. Филофея в рукописях содержатся: ð Слово поучительное о вмч. Феодоре Тироне. Текст издан: Acta sanctorum. Paris, 1863–1940, от 4 ноября на С. 76–80; ð Короткие гомилетические сочинения в Неделю ап. Фомы, в день памяти (13 ноября по ст.ст.) свт. Иоанна Златоуста . Данные сочинения до сих пор не изданы. О рукописной традиции см. здесь же в прим. 443. Глава 2.5 – Vitae of contemporary saints (Жития святых современников свт. Филофея (Коккина)). С. 102 – В этой главе автор монографии ведет речь о 5 житиях святых современников свт. Филофея. Как пишет М. Митреа, эти тексты составляют объемную и значительную часть литературного творчества святителя. Автором монографии указывается следующая хронологическая последовательность написания этих житий: прп. Никодиму Новому, прп. Савве Новому, патриарху Исидору, прп. Герману Марулису и свт. Григорию Паламе . Далее эти тексты будут рассмотрены также в порядке их написания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

стический спор в двух его фазах – в IX и в XI вв. – и проявившаяся в нем борьба реформаторских стремлений с церковным учением (68–84 стр.). Гл. 5-я: Спор о предопределении и его значение в истории реформаторских стремлений в Западной церкви (85–108 стр.). Гл. 6-я: Исторические причины зарождения и развития сектантского движения в Италии, во Франции и отчасти в Германии к началу XI века. Двоякий характер этого движения (108–122 стр.). Гл. 7-я: Катары или альбигойцы. Их учение и религиозный культ. Внутренняя организация их общин (122–152). Гл. 8-я: Вопрос о происхождении ереси альбигойцев или катаров (152–172). Гл. 9-я: Вальденсы. Происхождение этой секты, ее отличительный характер, учение и внутренняя организация (172–198). Гл. 10-я: Рационалистический элемент в схоластическом богословии XII века. Петр Абеляр и его учение (199–226). Гл. 11-я: Арнольд Брешианский и поднятое им движение к реформе церкви (226–248). Гл. 12-я: Некоторые другие ученики и подражатели направления Абеляра: их характеристика и отношение к ним богословов ортодоксального направления (248–269). Гл. 13-я: Арабская философия и ее влияние на направление схоластики и общества в XIII веке (269–303). Гл. 14-я: Иоахим де-Флорис и его апокалиптическое учение. Отражение его реформационных идей на некоторых представителях францисканского ордена и отчасти доминиканского (304–328). Гл. 15-я: Пантеистический мистицизм XIII и XIV века и его частные проявления в виде учений и сект (329–371). Гл. 16-я: Мейстер Экгарт и его учение. Отношение его к современной ему секте „свободного духа“ (371–384). Гл. 17-я: Сегарелли и апостолики. Фра Дольчино и патарены (384–407). Гл. 18-я: Данте Алигиери и его отношение к реформе римской церкви (407–443). Гл. 19-я: Джон Виклеф, его учение и реформаторская деятельность (443–512). Гл. 20-я: Богословы парижского университета и влияние их на Констанцский собор (512–562). Гл. 21-я: Ян Гус, его учение и реформаторская деятельность (562–609). Гл. 22-я: Савонаролла, как церковный реформатор (609–671). Заключение (671–683).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наиболее аргументированно эта точка зрения обоснована А.Поппэ.( Поппэ А. Русские митрополии константинопольской патриархии в XI столетии.//Византийский временник. — т.28, 1968 — С.85-108; т.29, 1969. — С.95-104.) Однако она не безупречна, поскольку не объясняет, почему присутствующий при перенесении мощей переяславльский епарх Петр был в сане епископа, тогда как Неофит — митрополита? Почему только около 1078г. (по расчетам А.Поппэ) возвратившийся из Афона на Русь Ефрем был назначен на Переяславльскую кафедру в качестве титулярного митрополита? ПЛДР, С. 196. Там же, С.218. Повесть временных лет.Изд.2-е. — СПб., 1996. — С.500. Летопись по Воскресенскому списку//ПСРЛ, т.7. — СПб., 1856. — С.341. Русские летописи. Т.2. Воскресенская летопись.— Рязань, 1998.— С.443. Там же, с.341. Воскресенская летопись, С.443. Успенский сборник... — С.63. Летопись по Воскресенскому списку... — С.341. Объективности ради нужно отметить, что и текст Воскресенской летописи подвергся поздней редактуре: так Борис и Глеб названы уже святыми, а торжества 1072 г. датированы 2 мая, а не 20-м, в чем, несомненно, отразились торжества 1115 г., о которых, кстати сказать, Воскресенская летопись сообщает весьма сухо, без подробных описаний, имеющихся в «Сказании». Воронин Н.Н. «Анонимное» Сказание... — С.46. В этой связи вспоминается похожий эпизод из нашей истории середины XIII в., когда Михаил Черниговский так же на время занявший Киев, назначил около 1243 г. на пустовавшую митрополичью кафедру игумена Петра Акеровича без утверждения патриархом, и даже отправил его с особыми полномочиями на церковный Собор в Лион. (Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. — М.-Л., 1950. — С.57-62). ПЛДР, С. 196. Там же,С.218. Абрамович Д.И. Жития святых... — C.XXI. Там же, С.26. Шахматов А.А. Повесть временных лет. Т.1. — Пг., 1916. Вводная часть, — C.LXXIII — LXXVII. Абрамович Д.И. Жития святых... — С.64. См. разбор разных точек зрения в указанной статье Н.Н.Воронина. См. еще: Воронин Н.Н. «Анонимное» Сказание... — С. 30.

http://pravoslavie.ru/63278.html

386-391 391-393 КРАНМЕР Томас (1489-1556), англ. религ. деятель, архиеп. Кентерберийский, один из главных идеологов англ. Реформации 393-397 КРАСИКОВ Петр Ананьевич (1870-1939), советский гос. деятель, один из руководителей религ. политики в 1918-1938 гг. 397-403 403-407 407-409 409-410 410-427 427-432 КРАСНОИЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный местночтимый образ в пос. Красноильск Сторожинецкого р-на Черновицкой обл. (Украина) 432-433 433-438 438-439 440-441 441-442 442-443 КРАСНОХОЛМСКИЙ АНТОНИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье Бежецкой и Весьегонской епархии Тверской митрополии) 443-448 448-464 464-465 465-467 467-468 468-477 КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ [Кармирванк] на Красной горе, один из арм. мон-рей Чёрной Горы, близ Кесуна (Киликия; ныне Чакырхююк, Юж. Турция) 480-481 477-480 «КРАСНЫЙ УСТАВ» («Устав домашния молитвы и прочих христианских обрядов», «Московский устав»), свод догматических и церковно-бытовых установлений старообрядцев-федосеевцев 481-482 482-484 КРАУТХАЙМЕР Рихард (1897-1994), историк искусства, исследователь визант. и средневек. архитектуры и искусства барокко; один из основоположников комплексного и иконографического метода в изучении христ. зодчества 484-485 КРАЧКОВСКИЙ Игнатий Юлианович (1883-1951), востоковед-филолог, один из создателей отечественной школы арабистики, основоположник изучения арабо-христ. литературы в России 486-490 КРЕАЦИОНИЗМ религиозно-философское учение, основывающееся на признании происхождения мира через творение всемогущим Творцом 490-493 КРЕВЗА (Кревза-Бейда (Жевуский)) Лев (Лаврентий; † ок. 1639), униат. еп. Смоленский и Черниговский, писатель-полемист 493-496 496-516 КРЕМЕНЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тернопольской и Кременецкой епархии УПЦ), находится в г. Кременец Тернопольской обл. (Украина) 516-520 520-524 524-526 526-533 КРЕМИКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ женский, во имя вмч. Георгия Победоносца, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/XXXVIII.html

Если где-либо заходила речь с осуждением кого-либо, отец Архипп, как правило, говорил: «Он выше (достойнее) меня». «Сей простейший из простых смертных, – говорил о нём один из его почитателей, – при помощи Божией мог победить всякое возношение и тем сохранил все свои добродетели нерасхищенными, ибо только смирением сохраняется сделанное» (442). На старце Архиппе исполнились слова святых: «Кто гонится за славой, слава бежит от него, и кто бегает от славы, она следует за ним» (443). Исполненный смирения, отец Архипп убегал от славы, но она шла за ним неотступно. В последние годы его подвига, когда он «пришел в состояние бесстрастия, ему не страшны были враги, не страшна была и слава. Врагов он победил смирением, славу же – полным презрением. Вот почему жизнь его была вполне открыта и назидательна для окружающих. Но смиренный старец, желая и других научить смирению, не только не дозволял прославлять себя, но не любил, когда и других прославляли. Если начинали живых и вполне достойных хвалить, отец Архипп спрашивал: “Святой он?” Потом добавлял: “Умрёт, тогда посмотришь”. Этим он давал урок: никого не прославлять ранее смерти ( Сир.11:28 )» (443–444). Велико, привлекательно смирение! «Истинно смиренный всех, как себя, любит, никого даже и мысленно не осудит, всех сожалеет, всем желает спастись, видит свою греховную нечистоту и со страхом помышляет, как будет отвечать на суде Божием, но не предаётся отчаянию или унынию, а твердо уповает на Создателя и Спасителя своего. Истинно смиренный, если имеет от Бога дарования – молитву или слезы, или пост, или иное что, то всё тщательно скрывает, ибо похвала людская, как моль или ржа, всё изъедает» (680) (Слова схиархимандрита Серафима Романцова) . «Блажен, кто в здешней жизни уничижает и смиряет себя ради Бога: он возвеличен будет Всевышним Богом, и прославлен ангелами и не станет на Суде ошуюю!» (480) (Слова св. Кирилла Александрийского ). «Ищите денно и нощно этот драгоценный бриллиант» (680). Послушание «Послушание паче поста и молитвы » – гласит Глинский патерик (460).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Соответствие греческой традиции нумерации (издание Никифора Шеотоки 1770 г. и последующие) и славяно-русской (в ТСО сохранен порядок слов старославянских рукописей и перевода прп. Паисия) можно представить в виде следующей таблицы: стр. греч. ИЗД. 119 no греч. изд. no pyc. ИЗД. стр. греч. изд. no греч. изд. no pyc. ИЗД. 280–288 370–378 289–290 379–382 291–293 382–383 294–302 383–388 303–308 388–390 309–311 390–396 312–315 397–398 316–317 399–405 317–322 405–408 322–327 409–415 327–343 415–418 344–346 419–430 346–357 431–434 434–436 436–438 439–440 441–443 443–449 96–109 449–451 110–118 451–461 119–125 462–465 126–130 465–472 131–151 472–482 152–153 482–518 154–158 518–524 159–171 525–530 172–175 531–532 176–179 533–540 180–185 540–584 186–196 196–198 198–207 207–214 215–226 226–230 231–235 235–239 239–246 247–249 249–251 251–256 256–259 1-е посл. 259–269 357–359 270–276 359–365 277–280 366–369 1855 120 Творения св. Кирилла Иерусалимского [Часть 1] ТСО 25. Кн. 1. 760 . Слово предогласительное, или Предисловие к словам огласительным. С. 7–18. [С. 1–12.] 121 TLG 2110/1. Procatecheses. CPG 3585 (1). PG 33, 332–365. СЛОВА ОЕЛАСИТЕЛЬНЫЕ. TLG 2110/3. CATECHESES AD ILLUMINANDOS 1–18. CPG 3585 (2). PG 33, 369–769. 761 . Слово 1, к просвещаемым, говоренное без приготовления в Иерусалиме и заключающее в себе первоначальное учение приступающим ко крещению. С. 19–24. [С. 13–17.] PG 33, 369–408. 762 . Слово 2, о покаянии и оставлении грехов и о сопротивнике. С. 24–38. [С. 18–30.] PG 33, 409–424. 763 . Слово 3, о крещении. С. 38–49. [С. 31–41.] PG 33, 425–449. 764 . Слово 4, о десяти догматах. С. 50–72. [С. 42–62.] PG 33, 453–504. 765 . Слово 5, о вере. С. 73–82. [С. 63–71.] PG 33, 505–534. 766 . Слово 6, о единоначалии Божием, на слова: «верую во единого Бога», и об ересях. С. 82–108. [С. 72–95.] PG 33, 537–604. 767 . Слово 7, на слова: «Бога Отца». С. 109–118. [С. 96–105.] PG 33, 605–621. 768 . Слово 8, на слово: «Вседержителя». С. 119–123. [С. 106–110.] PG 33, 625–636. 769 . Слово 9, на слова: «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». С. 124–134. [С. 111–120.] PG 33, 637–656.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

В той же день житие и пребывание вкратце Преп. Иосифа игумена града Волоколамского, л. 257–327. Нач. «Весь бе не от славных, в пределах и во уезде града Волоколамского, нарицаемая «язвище.» – О Князе Юрье, л. 305. – Послание Преп. Иосифа к Великому Князю Василию Ивановичу всея Руси, л. 310 об. – Грамота духовная Преп. Иосифа игумена, л. 312 об. – О Князе Андрее Голенине, л. 317 об. – О Андрее Квашнине, по реклу Невежда, л. 320 об. – О иноке Исихии, л. 324 об. – О сыне боярском Великого Новограда, л. 320. В той же день служба Преп., игумену Иосифу Волоцкому новому Чудотворцу, л. 329–355. В 10-й день. Мучение Св. жен Минодоры и Митродоры и Нимфодоры, л. 356–370. Нач. «Ниже женам, ниже отроковицам мучения затворися подвиг.» – Житие и подвиги Преп. благоверного Князя инока Иоасафа Каменского нового Чудотворца, л. 372–399 об. Над. «Сей благоверный христолюбивый Князь Андрей Димитриевич родися от благоверного Князя Димитрия Васильевича Озерского.» – Чудеса Преп. и благоверного Князя инока Иоасафа. В 11-й день. Блаженные Феодоры Александрийские, л. 400–413 об. Над. «Во дни Зинона Царя и Григория епарха суща, во Александрии жена некая именем Феодора.» – Пренесение мощей Преподобных Сергия и Германа Валаамского монастыря начальников из Великого Новограда в Коренский уезд во обитель всемилостивого Спаса на езере Неве, на острове Валаам. Сентября в 11-й день написан образ их Серия и Германа по благословению иже во святых отца нашего Иоанна Архиеп. нового Чудотворца, иже есть в темнице и списав повеле написати на их память чести в толк Святых Божиим книгам всем исправление и утверждение православные христиане веры... и проч., л. 414–443. Над. «Ангельское житие на небесех свет показует.» В той же день намять Прел. Власия игумена и Евфросина. Житие их писано февраля в 18-й день, л. 443 об. В 12-й день. Страсть Св. мученика Иулиана, иже от Галатии, л. 444–445 об. Над. «Во времена Диоклетиана и Максимиана Антонин поставлен быв игемон Галатийстей епархии.» В 13-й день. Евфимия Патриарха Терновского, повесть о обновлении храма Христа Бога нашего Воскресения, л. 446–453 об. Над. «Сицевым убо образом праздник сей уставися: Константин Великий , сын Еленин.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

480 Александров В. В. К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Освящение нового храма во имя Св. Живоначальныя Тройцы в городе Вилькесоне, Сеаттлийского прихода//АПВ, 1902, т. VI, 20, с. 423. 481 Братство в честь святых бессребреников Космы и Дамиана православного прихода города Cleelum, Wa. 482 Александров В. В. К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Освящение нового храма во имя Св. Живоначальныя Тройцы в городе Вилькесоне, Сеаттлийского прихода. С. 425. 483 К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Посещение Миннеаполиса//АПВ, 1902, т. VI, 21, с. 441–442. 484 «Перед концем службы Божой Владыка обратился к народу с поучением о том, як дороге повинно быти для нас наше кладбище и як мы должны его почитати. Народ с вниманием слухал слово правды из уст Архипастыря, и оно глубоко засеялось в сердцах его». [Баницкий В. Торжество в Миннеаполисском приходе//Свет. Часопись для православных руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1902,– 10 (23) октября]. 485 К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Посещение Миннеаполиса. С. 442. 486 К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Посещение Миннеаполиса. С. 443. 487 Резолюцией преосвящ. Алеутского от 18 мая (ст. ст.) 1902 г. за 301 свящ. Иасон Капанадзе был переведен из Осцеоло-Филипсбургского прихода настоятелем в Кливленд с 1/14 июня 1902 г. (вместо уволенного от службы в Алеутской епархии, по семейным обстоятельствам, о. Виктора Степанова). 489 Недзельницкий И. Я. К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Посещение Кливленда, Чарлероя и Аллегени – Питтсбурга//АПВ, 1902, т. VI, 21, с. 443–444.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

8179 Cf., e.g., Xenophon Cyr. 3.1.36,41, who repeats a statement using a synonym for servitude. Orators sometimes repeated themselves as a rhetorical technique, but Demetrius considered this unsuitable for written works (226, as cited in Anderson, Glossary, 77, s.v. μιμητι.κν). 8180 E.g., Rhet. ad Herenn. 4.28.38; Aulus Gellius 1.4; 2.5.1; cf. Robbins, «Plutarch and Gospels,» 146–55. 8183 The «articular nominative» (not an accusative) here functions as a vocative (Barrett, John, 443). 8184 With Barrett, John, 443. «Teacher» could also be an exalted title, depending on who was taught («heaven and earth» in T.Ab. 11:3B). «Call» (13:13) could bear an exalted function (e.g., Acts 2:21; Gen. Rab. 39:16) but is not required by the term itself. 8185 Cf.Fenton,/o/m, 143,citing 13:20; 14:12; 20:21,23. Culpepper, John, 206, regarding the language of 13:14–15, points to parallels for «exemplary» deaths (2Macc 6:27–28,31; 4 Macc 17:22–23; Sir 44:16 ); see our comment on 13:34. 8187 Pesce and Destro, «Lavanda,» compare the inversion at the Saturnalia festival where masters temporarily served slaves. 8189 Cf. Epictetus Diatr. 1.2.36, who seeks not to be better than, but at least not worse than, Socrates. 8190 Pesiq. Rab. 36:2, concerning God and the Messiah; Alexander " s exhortations in Arrian Alex. 5.26.7; 7.10.1–2. 8191 See, e.g., Dalman, Jesus-Jeshua, 229. Certainly the servant " s role to obey the master was a commonplace (e.g., Aelius Aristides Defense of Oratory 128, §40D). 8192 Sanders, John, 309, following Billerbeck, Kommentar, 2:557, claims that a disciple would even wash the master " s feet. 8193 Goodman, State, 78; t. B. Qam. 9(comparing rabbis to fathers and implicitly to slaveholders). Later texts also assume that rabbis held higher status than disciples and should never take a lesser position (e.g., Lev. Rab. 22:6). 8194 R. Eliezer b. Hyrcanus in " Abot R. Nat. 25A. Serving a teacher might prove more important than studying with him (Tannaitic tradition in b. Ber. 7b).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Совращение в штунду детей.– Отношение штундистов к народным школам.– Штундовые школы.– Новое обходное движение в штунде.– Ходатайство штундистов перед МИн. Внутр. Дел.– Внутренняя жизнь штундистов.– Отношение штундистов к миссионерским беседам.– Общее состояние штунды.– Раскол старообрядчества.– Деятельность православной миссии: комитеты, миссионеры, миссионерские поездки семинаристов.– Итоги деятельности миссии.– Состояние Донской миссионерской школы за 1902–1903 учебный год.– Несколько слов о Семеновских немоляках (Нижегородской губ.). И. Айвазов , А. Альбицкий. Стр. 406–415. Корреспонденция “Миссионерского Обозрения”, известия и заметки. Вакационная миссионерская экскурсия воспитанников Донской духовной семинарии. (Корреспонденция из Донской области). О., Свящ. с. Скалевого, Симеон Глядковский, Стр. 416–419. Из литературы и жизни. (впечатления миссионера). К характеристике мировоззрения современных русских писателей. О “ Деревенской драме” Н. Гагарина и “Жизни Василия Фивейского” Л. Андреева: Сборник Товарищ. Знание, кн первая. Стр. 420–434. Д. Боголюбов. Отклики. Из дневника о. Иоанна Кронштадтского в обличение лжеучения гр. Льва Толстого. Стр. 435–443. Письма с Дальнего Востока. (От собственного корреспондента). Стр. 443–448. Михаил Аркадьев. 15. О лжепророках. (Беседа против хлыстов). Свящ. А. Советов. Стр. 113–119. О св. посте. (Беседа против хлыстов.) Свящ. А. Советов. Стр. 119–128. Об издании в новом 1905 году журнала “Миссионерское Обозрение”. Стр.1–4. Редактор-издатель В. М. Скворцов. Таинства и обряды православной Церкви. Стр. 449–467. Стефан, Епископ Могилевский и Мстиславский. Аскетизм и монашество. Стр. 468–477. Врач С. Апраксин. Православно-русское дело в Холмской Руси. Задача и современное положение борьбы с упорством. Стр. 478–486. М. Кобрин. Духоборческая секта. Стр. 487–495. М. Каменев. Одно из характерных “дел” канцелярии раскольничьего “архиепископа”. (Переписка уставщика австрийской моленной – урядника Донской Области, Пятиизбянской станицы, хутора Подтихова, М. С. Подтихова со лжеархиепископом Иоанном Картушиным). Стр. 496–510. Н. Гринякин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010