178. С. 132/Ер. 87. 18) или «Иисусе! помоги мне» (Ιησο βοθει μοι – Отв. 39/Ер. 39. 12). Хотя слова, наиболее соответствующие совр. практике Иисусовой молитвы, дословно упоминаются всего лишь неск. раз (Вопросоотв. 126. С. 89/Ер. 175. 2–3; Отв. 443/Ер. 446. 17–18; ср.: Отв. 556/Ер. 559. 5–7), она непрестанно имеется в виду, особенно когда говорится о силе имени Божия. «Имя Божие, будучи призываемо... убивает все страсти» (νομα το Θεο νομαζμενον ναιρε... πντα τ πθη – Отв. 421. С. 282/Ер. 424. 31–32. Ср.: Отв. 173. С. 130/Ер. 82. 11–13). Болящему иноку Андрею В.В. отвечает, что «во имя Владыки нашего Иисуса Христа» можно «воскрешать... и демонов изгонять, и неизлечимые болезни исцелять и делать многие чудеса» (Отв. 181. С. 134/Ер. 90. 21–24). Одно из вышеуказанных мест станет классической формулой исихазма: «Молитвенно призывай святое имя Божие (προσεχου τ γιον νομα το Θεο), говоря: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (Отв. 443/Ер. 446. 17–18). Если молитвенным призыванием имени Божия изгоняются страсти, то приобретение непрестанной молитвы есть победа над страстями: «...непрестанно молиться относится к мере бесстрастия» (τ διαλεπτως προσεχεσθαι ν τ μτρ στι τς παθεας – Отв. 178. С. 132/Ер. 87. 6–7). Лишь в состоянии бесстрастия достижима совершенная молитва ( τελεα προσευχ), связанная с предельной духовной сосредоточенностью. В.В. говорит: «Молитва совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая свои помыслы и чувства. Человек входит в такое (состояние), когда умрет для всех людей, для мира и для всего, что в нем находится... Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял» (Отв. 79. С. 61/Ер. 150. 15–18, 24–25). В учении преподобных В.В. и Иоанна молитва Иисусова еще не имеет того исключительного значения, к-рое она приобретет впосл. в исихастской традиции, и может чередоваться с иными видами молитвы: «Надобно делать и то, и другое: немного того и немного другого попеременно...» (Отв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Meyendorff J. Byzantine Theology : Historical Trends and Doctrinal Themes. New - York , 1979. P . 205. Лурье В.М. Комментарии// Мейендорф И., прот . Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение/Пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. СПб., 1997. (Subsidia byzantinorossica 2). С. 443. Лурье (Там же) ссылается на изд.: Montclos J., de . Lanfranc et Beranger. La controverse eucharistique du XI e siecle. Louvain, 1971. (Spicilegium Sacrum Lovaniense 37). Рр. 171-172 et pass. Лурье В. М . Комментарии... С. 443. Michel A. Humbert und Kerullarios... S. 322-323. Will С . (ed.). Acta et Scripta... Рр. 137-138. Бернацкий М. М. Спор об опресноках... Сс. 623-624. Это видно, например, из следующего места: «Те, кто все еще причащаются опресноков, находятся под сенью закона и едят трапезу иудеев, не разумную и живую [трапезу] Божию и нам уверовавшим людям хлеба насущного и единосущного, поскольку мы научены свыше просить насущного хлеба. Ведь что есть насущный [хлеб], как не единосущный нам? Другого же нет единосущного нам хлеба, кроме как Тела Христова, так как Он стал нам единосущен по плоти Своего человечества. Если же сущность нашего смешения, в которую Логос облекся, одушевлена, вы, стало быть, принимая опресноки, не едите нам насущного и единосущного хлеба. Опресноки же, очевидно, бездушны, как и сама природа вещей явнее научает» (Диалексис. Антидиалог, пер. М. М. Бернацкого по изд.: Michel A. Humbert und Kerullarios... S. 322). Того же мнения придерживается и Эриксон (см.: Erickson J. H. The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History. Crestwood, New-York, 1991, рус. пер.: http://kiev-orthodox.org/site/theology/1783). Т. е. в женоненавистничестве. Цит. по изд.: Никиты Стифата, монаха и пресвитера Студийской обители, Обличительные слова против армян/Пер. иерод. Дионисия (Шленова)//Приложение 1// Дионисий (Шленов), иерод . Преподобный Никита Стифат и его богословские сочинения Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 1998. С. 274.

http://bogoslov.ru/article/690636

Соколов И. И. Церковные события в Сирии… С. 317. И. И. Соколов в данном случае не приводит текст первоисточника, а пересказывает его своими словами. Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя... С. 157. Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя... С. 156. Русский перевод: [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов. С. 443. Панченко К. А.Митрополиты и епархии... С. 139; Walbiner C. -M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des grieschisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1665 bis 1724... P. 48, 74. Панченко К. А.Митрополиты и епархии... С. 132; Walbiner C. -M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des grieschisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1665 bis 1724... P. 80. Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l’eglise melchite du Ve au XXe siecle. T. 4 (1). Louvain; Paris, 1979. P. 185. Прозвище ас-Сакизи происходит от арабского названия острова Хиос – «Сакиз». Батриаркийа аль-Антакийа ва саир аль-Машрик ли-р-румаль-уртудукс. Дейр Сейида Сайданайа аль-батриаркий. Васф ли-ль-кутуб ва-ль-махтутат (Православный Антиохийский и всего Востока патриархат. Ставропигиальный монастырь Богородицы Сайданайа. Каталог книг и рукописей). Димашк, 1986 (далее – Рукописи Сайданайи). 13. См., например: Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. С. 379, 491. Соколов И. И. Церковные события в Сирии... С. 318. [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов. С. 443. Панченко К. А. Митрополиты и епархии... С. 133, 135, 137. Правда, бейрутский митрополит Макарий, уроженец одной из деревень Кесруана, был поставлен Неофитом не по своей воле, а под давлением маронитского шейха Абу Науфаля Хазина, правителя Кесруана. Кирилл в своих записках упоминает, что он отказался рукополагать Макария митрополитом, и тогда шейх Абу Науфаль силой доставил в Бейрут Неофита из Триполи, где тот находился, и заставил его провести хиротонию. Т. е. Триполи был резиденцией Неофита в то время, когда Кирилл удерживал Дамаск. Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз ас-сани: дайр Сайида аль-Баляманд (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 2.: Монастырь Богородицы аль-Баламанд). Байрут, 1994. 84, 93, 98.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2020-11-10 11:45:50 Владелец: s05aira05 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2020-10-12 20:21:20 Владелец: vfrfh1957 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: На иконе Святое Семейство - святой праведный Иосиф Обручник, Пресвятая Дева Мария с Иисусом. http://pravicon.com/icon-2025 Добавлено на опознание: 2020-10-12 20:21:05 Владелец: vfrfh1957 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Рождество Христово " http://pravicon.com/icon-417 Добавлено на опознание: 2020-10-12 20:20:47 Владелец: vfrfh1957 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: Да. это Вифлеемская икона Божией Матери, которая направила Марию Египетскую на подвиг в пустыню Добавлено на опознание: 2020-10-12 20:20:25 Владелец: vfrfh1957 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы " Иерусалимская (с державой, в Гефсимании, за гробницей Божией Матери) " http://pravicon.com/icon-4104 Добавлено на опознание: 2020-10-12 20:19:59 Владелец: vfrfh1957 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Христос Лоза Истинная (Христос Виноградная Лоза) с 12 апостолами. http://pravicon.com/icon-443 Добавлено на опознание: 2020-10-12 20:19:37 Владелец: vfrfh1957 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Рождество Христово " http://pravicon.com/icon-417 Добавлено на опознание: 2020-10-12 20:18:33 Владелец: vfrfh1957 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Боголюбская икона Божией Матери. http://pravicon.com/icon-34 Добавлено на опознание: 2020-10-12 20:17:52 Владелец: vfrfh1957 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Христос Лоза Истинная (Христос Виноградная Лоза) с 12 апостолами. http://pravicon.com/icon-443

http://pravicon.com/unknown/9

345 О составе Издательского Совета см. «Церковные ведомости», 1913, 48, приб. с. 2253. Председателем был назначен архиепископ Никон, бывший Вологодский. 346 Экземпляр старого «Пентикостариона» с чернильными и карандашными исправлениями и пометками с привлечением греческого текста, находившийся в пользовании Комиссии, хранился у автора этих строк до 1940 г., когда он погиб вместе с исправленной Триодью, к величайшему сожалению, в Выборге во время войны. Особенно большому исправлению подверглись синаксари и каноны Пятидесятницы. 349 Еп. Гурий (Егоров). Патриарх Сергий как богослов. Патриарх Сергий и его духовное наследство, с. 132. 351 ХЧ, 1915, VI, с. 729–753; VII – VIII, с. 953–964. Впрочем, старообрядческий критик говорит о переработке литургии Преждеосвященных Даров. Сенатов В. «Слово Церкви», 1915, 9, с. 443. 352 Студийский Типик в связи с вопросом о реформе нашего богослужебного устава, ХЧ, 1915, IX, с. 1051–1062. 355 См. напр., Сенатов В. Новая церковно-книжная реформа. «Слово Церкви», 1915, 9, с. 443–445, и Характер новой книжной реформы. «Слово Церкви», 1915, 29, с. 657–659. 358 Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия, II, с. 301–302. 360 Добавим, что желательно было бы принять некоторые особенности Константинопольского Устава, например, пение особых антифонов на литургии в Богородичные двунадесятые праздники, замена «Честнейшей» припевами 9-й песни канона Богородичных праздников и в воскресный день, перенесение отдания недели о Слепом (с предпразднством Вознесения) на вторник 6-й седмицы по Пасхе, перенесение Благовещения с Великого Пятка на Неделю Пасхи, сохранение согласно древней русской практике празднования Сретения и в понедельник 1-й седмицы Св. Четыредесятницы. 362 (1852–1914). «Церковные ведомости», 1914, 29, с. 1310–1312; «Владимирские епарх. ведомости», 1914, с. 555–563; 1914, 31, с. 571–583. 368 Кандидат богословия КДА, вып. 1913 г.; преподаватель Ветхого Завета в Правосл. Богосл. Институте в Париже (1928–1931), руководитель литургических кружков в Париже и Прибалтике; автор многих статей по литургическому богословию в «Сергиевских Листках» и «Вестнике Русского Христианского Студенческого Движения».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

Учреждением, издревле существующим в церковной жизни, является поместный собор (называемый так в отличие от вселенского Собора), т.е. торжественное собрание всех отдельных Церквей определённой территории. Поместный собор может быть: – пленарным (plenarium), т.е. включающим все отдельные Церкви той конференции Епископов, которая его созывает всякий раз, когда это будет необходимо или желательно Конференции (канн. 439:441). – провинциальным (provinciale): включающим несколько отдельных Церквей одной церковной провинции; он созывается всякий раз, когда это сочтёт необходимым Митрополит при согласии большинства Епископов-суффраганов (Episcopi suffraganea) (кан. 440:442). Право-обязанность участвовать в работе поместного Собора с правом решающего голоса имеют диоцезальные Епископы (и приравненные к ним Аббаты, Апостольские администраторы и т.д.), Епископы-помощники и Епископы-коадъюторы, прочие титулярные Епископы, осуществляющие различные должности на той же территории, а возможно – и почётные Епископы (кан. 443, § 1:2). Принимать участие в работе Собора (но лишь с правом совещательного голоса) могут также другие клирики-священники и миряне (см. подробный перечень: кан. 443, §§ 3–6). Задача поместного Собора – заботиться на своей территории о пастырских потребностях народа Божия; с этой целью он наделяется властью управления, прежде всего законодательной, чтобы он мог, соблюдая принципы канонического права (кан. 445), решать, что является необходимым: – для возрастания веры; – для содействия совместной пастырской деятельности; – для поддержания нравов; – для сохранения, укрепления и защиты церковной дисциплины. По закрытии Собора его документы должны направляться Святому Престолу. В противном случае эти документы не могут быть обнародованы (кан. 446). 4. Конференции Епископов Хотя Церковь , как уже неоднократно повторялось, свободна от территориальных границ, гем не менее, действуя в земном мире, она считается с национальным разделением и, как правило, принимает в качестве ограниченной области своей деятельности территорию отдельных государств. Таким образом, в организации Церкви наличествует как неопровержимый факт, принятый Вторым Ватиканским Собором, существование церковных образований, ограниченных пределами отдельных стран.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

На первый взгляд книга прот. И. Кузнецова производит довольно внушительное впечатление: 494 страницы некрупного шрифта (42 строки), однако, при ближайшем рассмотрении, оказывается, что собственно к теме относится очень немногое. 1) Страницы 4–98 заняты каталожным перечнем житийных списков и текстом некоторых из них. 2) Страницы 98–176 списком служб и текстов некоторых из них. 3) Страницы 403–426 заняты каталожным перечнем и текстом житийных списков другого блаженного. 4) Страницы 427–443 заняты подробным перечнем списков служб и их текстов. Итак, 211 страниц из всей книги прямого отношения к теме не имеют и могли быть отнесены в отдел приложений. Остальные 283 страницы посвящены разбору и замечаниям на житийный и литургийный материал и изложению житий блаженных. —444— 1) Страницы 177–308 заняты разбором житийных списков бл. Василия. Этот „разбор“, который автор называет подробным, впервые им примененным (стр. 238), представляет собой указания на заимствования списателей у Иоанна Златоуста , Григория Богослова , Иакова Мниха, Дамаскина, жития Феодора Эдесского , Лествичника и у др. Какого бы то ни было анализа в собственном смысле автор не дает. Так же отрывочны поверхностны, и безрезультатны его попытки угадать личность списателя (стр. 229–239): ничего определенного, исторически точного он не может дать. 2) Страницы 308–329 посвящены разбору списков служб бл. Василия. Автор задается здесь целью дать исторический очерк хода образования служб блаженному (стр. 308). Однако он ограничивается только сличением современной печатной службы с текстом различных литургийных списков, указывает, что выпущено в первой, что вставлено и т. д. Генезиса автор не дает. Подобным образом составлены разборы житийных списков бл. Иоанна и служб ему (443–475): серьезного, научно обоснованного анализа здесь нет. Следовательно, приходится констатировать, что и на 183 страницах автор привел чисто-черновую, подготовительную работу над различным рукописным материалом, напечатал заметки, научного значения неимеющие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О святых Не издано Дунаев А. Г. Исихазм… С. 420] Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 102, n. 443. Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 322–323. 2. Слово в честь Иоанна Крестителя «Dubia» (по Библ-фии Дунаева). Содержится в рукописи: Marc. gr. II, 98. Не издано. Дунаев А. Г. Исихазм… С. 420. 3. Слово поучительное о вмч. Феодоре Тироне (память 17.02/02.03) Нет данных Мощи святого покоились в Константинополе. Издано: Acta sanctorum. Paris, 1863–1940, от 4 ноября на С. 76–80. Дунаев А. Г. Исихазм… С. 419. Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 102, n. 443. Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 321–322. Разные темы 1. Письмо всей пастве во Фракии и Македонии после разграбления Ираклеи Отправлено из Константинополя. Издано: Triantaphylles, Konstantinos, Albertos Grappoutos, eds. Συλλογ λληνικν νεκδτων. Venice, 1874, 35–46. Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 64, n. 217; Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 357. 2. Историческое слово «на возвращение Ираклеи» Издано: Triantaphylles, Konstantinos, Albertos Grappoutos, eds. Συλλογ λληνικν νεκδτων. Venice, 1874, 1–33; Philotheos Kokkinos. Λγοι κα μιλες. Edited by Basil S. Pseutonkas. Φιλοθου Κοκκνου λγοι κα μιλες. Thessalonike: Κντρον Βυζαντινν ρευνν, 1981, Λγος 11, 235–264. Прохоров Г. М. «Так возсияют праведники…»… C. 186. Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 357–362. 3. Опровержение анафематизмов Арменопула Короткое опровержительное послание в адрес номофилакса и вселенского судьи Константина Арменопула. Арменопул ок. 1345 завершил свой труд по кодификации светского права под названием «Шестикнижие» (после 1351 г. переиздал его). В одном из приложений этого труда он включил 3 Синодальных томоса 1026, 1171 и 1272 гг., которые говорили об отлучении от Церкви тех, кто выступал против имперской власти. Именно эту практику свт. Филофей опровергал в своем послании. Издано: Heimbach, Gustav E., ed. Constantini Harmenopuli manuale legum sive Hexabiblos. Leipzig: Neudruck der Ausgabe, 1851. Reprinted: Aalen: Scientia Verlag, 1969, 822–826; Patrologiae cursus completus. Series graeca. Ed. Jean-Paul Migne. Paris, 1857–1866, PG 154, 821–826; ΡG 149, 895–900; ΡΑΛΛΗ-ΠΟΤΛΗ, Σνταγμα, 5. 127–130; Freher, Jus Graeco-Romanum IV, Frankfurt 1596, 288–290.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Состав: 1) канон Живоначальной Троице (1–16); 2) полунощница етера по вся дни (16 об.–35); 3) полунощница етера, певаемая по вся субботы (35 об.–47); 4) последование утреницы с первым часом (48–66); 5) последования 3, 6 и 9 часов и чинов избразительных и панагии (66–90 об.); 6) последование вечерни (91–99 об.); 7) чин великия повечерницы (100 об.–139); 8) устав повечерницы обычной (139–141); 9) канон молебен к Ангелу хранителю (141–151); 10) правило Святого Причащения (151 об.–169); 11) стихиры по вся дни (169–171); 12) канон (служба) по вся дни к Господу Иисусу Христу (171–182); 13) стихиры по вся субботы (183–185), 14) канон (служба) по вся воскресения (185–195 об.); 15) певаемый с Богом честный параклис Пресвятей Владычице Богородицы и Приснодевы Мариа (196–215); 16) служба Благовещению Пресвятыя Богородицы (215–233); 17) последование святыа купины в святей горе Синайстей, поет же ся во всяку субботу (233–246 об.); службы: 18) в пяток 5 недели поста «вечер» (247–260); 19) в святую великую субботу «вечер» (260–263 об.), 20) в неделю Пасхи (263 об.–274 об.), 21) часове на Святую Пасху и чрез всю неделю Святую и повечерница (274 об.–279); 22) восследование святыа великиа Четыредесятницы и Пятидесятницы (280–295 об.); 23) тропари и ипакои воскресные восьми гласов (295 об.–300); 24) тропари и кондаки дневные (300 об.–303 об.); 25) светильны чрез всю седмицу (303 об.–306); 26) троичны восьми гласов (306 – 310), 27) святого Максима-исповедника сказание извест(н)о к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим иноком и к трудолюбствующим в миру мужем и женам о чувствех телесных и о душевных свойствех (310–313 об.); 28) месяцеслов с тропарями и кондаками, с памятями русских святых (314–420); 29) лунное течение (420–432); 30) пасхалия на восьмую тысячу лет (до 7020-го года включительно), составленная митрополитом Зосимою, с предисловием, начало которого: «Всесвятая живоначальная единосущная и неразделимая Троица Отца и Сына и Святаго Духа» (432 об.–440 об.); 31) дасть Господь Моисию скрижали написаны на Синайской горе 10-ть слов (441 об.–442 об.); 32) что суть овци и волы еже рече пророк Аввакум: оскудеша овца от пищи: не будут в лов в прияслех (443); 33) слово святого Нила (443 об.–446 об.). Начало: «Глагола брат: аз авва отнележе бых мних уставное канона»; 34) канон о плачи Святыа Богородица, без конца (447– 453).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павла и прочих 26 . В числе книг, доставленных этими монастырями, были некоторые экземпляры весьма древне. Так одному Евангелию в то время насчитывали 1050 лет, другому 650; в числе их была также Псалтирь, писанная при императоре Алексее Комнине; Евангелие, которое принес от греков епископ Иоаким в Новгород; сочинения Григория Богослова , которым тогда считали 737 лет и друг. весьма древние книги – библейские, богослужебные, творения св. отцов и проч. – овым преидоша 700, овым же 500, овым 400. Такие сведения сообщает составитель предисловия к служебнику, изданному в 1655 году. Но и эти сведения, понятное дело, не могут быть признаны достаточными. К нашему счастию мы можем узнать хотя названия книг, приобретенных Арсением на Афоне, именно из упомянутой выше описи домовой казны патриарха Никона 27 . К сожалению, только опись эта произведена не всем книгам, купленным Арсением. Им, как мы уже знаем, было приобретено 498 книг, между тем описаны только 395+48=443 книги. Таким образом остаются неизвестны названия 55 книг. Быть может, опись этим 55 книгам не произведена потому, что они славянские? Книги, которые описаны, называются «писмянными и печатными на греческом языке»; значит остальные 55 книг не на греческом языке? Или, быть может, эти 55 книг патриархом Никоном были отданы кому-либо во временное пользование? Вопросы, на которые прямо и решительно отвечать нельзя. Старец Арсений Суханов покупал и греческие и славянские книги; следовательно, эти 55 книг могут быть и славянские. С другой стороны, патриарх Никон мог дать на время книги некоторым лицам, хотя бы напр. справщикам типографии или кому-либо другому; поэтому возможно и второе предположение. Но как бы то ни было, а этих 55 книг описи мы не имеем, следовательно, не знаем и названий их. Но и опись, которую мы имеем о 443 книгах, к сожалению, не может быть признана удовлетворительною. Вся она состоит только в записи названия книги или первой статьи, помещенной в ней, и размера ее, а иногда достоинства не самой книги, а только материала, на котором она писана – на харатье, на бумаге и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010