441-442 МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), затворник, в Дальних пещерах почивающий, прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 442-443 МАРДАРИЙ (Исаев Михаил Исаевич; 1886-1938), иером., прмч. (пам. 5 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 443-444 МАРДАРИЙ мч. Севастийский (пам. 13 дек.) - см. в ст. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, мученики Севастийские МАРДОНИЙ (кон. III - нач. IV в.), мч. (пам. 3 сент., 28 дек.) - см. ст. Индис и Домна, мученики Никомидийские МАРДУК [аккад. «телец солнца (бога солнца)»/«телец бури (грозы)»], в шумеро-аккад. мифологии главный бог вавилонского пантеона 445-446 445-448 МАРИ в III-I тыс. до Р. Х. город на р. Евфрат (совр. городище Телль-Харири, мухафаза Дайр-эз-Заур (Дейр-эз-Зор, Вост. Сирия) 449-450 МАРИ [Мар Мари] (I-II вв.?), святой Ассирийской Церкви Востока (пам. во 2-ю пятницу лета), почитаемый как ее основатель, один из апостолов от 70 (72) и «апостол Востока», просветитель Месопотамии и Ирана (также почитается в Халдейской католической и Сиро-Малабарской Церквах) 450-451 МАРИАВ сщмч. Персидский (пам. греч. 20 авг., 9 апр.) - см. в ст. Илиодор и Доса (Дисан), священномученики, и др. мученики Персидские 451-452 452-453 МАРИАМНА (пам. греч. 26 сент., 9 июня) - см. ст. Фекла, Мариамна, Мария, Марфа, Еннафа, мученицы Персидские МАРИАНЕ (офиц. название - Конгрегация клириков Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии), католич. монашеский орден 461-465 453-461 459-461 МАРИ ИБН СУЛЕЙМАН (XII в.), восточносир. арабо-христ. писатель к-рый участвовал в составлении объемной богословской энциклопедии «Книга башни» 465-467 467-469 469-471 471-474 МАРИИНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-тетр служебного типа, написанное глаголицей в нач. XI в. (в болг. и македон. лит-ре его принято датировать рубежом X и XI вв.), памятник старославянского языка

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

Сходное настроение господствовало и в других епархиях Православной Российской Церкви. Это подтверждают обращения духовенства и мирян в центральные и местные органы власти, подкрепленные специальными постановлениями, которые были отправлены, например, из Тверской епархии по поводу экспроприации зданий архиерейского дома и духовных учебных заведений II 1.44.1-II 1.44.3, III.44.5). Оказавшийся в такой же ситуации вступивший в управление Нижегородский епархией архиепископ Евдоким (Мещерский) потребовал от местного губисполкома возвратить назад архиерейский дом для размещения в нем епархиальных учреждений III.106). Противодействовал этот архиерей, согласно сведениям VIII отдела НКЮ, отъему здания бывшей духовной консистории и на занимаемой им ранее Костромской кафедре IV.46). Еще до появления Инструкции от 30 августа 1918 г. и особенно после ее издания все несогласные с закрытием домовых церквей, в первую очередь прихожане, стали подавать прошения о сохранении таковых в ранге приходских III.13, III.44.5, III.82 и приложение 2, III.96 и приложение 1,2). Весьма любопытны здесь материалы, связанные с попытками ученых и преподавателей МГУ перевести по благословению Патриарха Тихона домовую Татианинскую церковь в разряд приходских или сохранить ее в неприкосновенности как исторический памятник III.66, II 1.67, III.68, III.107). Как показывают публикуемые документы, проблема домовых церквей волновала и провинциальных служащих тюремного и больничного ведомств III.34, III.39, VI. 16). В сборнике напечатаны документы с протестами в СНК против незаконного наложения огромных по своему размеру контрибуций и налогов на духовенство Московской, Новгородской, Костромской, Тверской, Тамбовской епархий, в том числе на такого видного иерарха Православной Российской Церкви, как митрополит Арсений (Стадницкий) . Чаще других здесь ходатаем выступал уже неоднократно упомянутый член Священного Собора, профессор Н.Д. Кузнецов , именно ему присылало свои просьбы пострадавшее духовенство III.35.I–III.35.4, VI.19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каллиник II (в третий раз) Мустафа II (1695) Гавриил III Ахмет III (1703) Неофит II (неутверждённый двором) Киприан Афанасий V Кирилл IV Киприан (во второй раз, 4 месяца) Косма III Иеремия III Каллиник III (без вести пропавший) Паисий Магомет V или Махмут (1730) Иеремия III (во второй раз) Серафим I (10 месяцев) Неофит VI Паисий II (во второй раз) Неофит VI (во второй раз) Паисий II (в третий раз) Кирилл V Паисий II (в четвёртый раз) Кирилл V (во второй раз) Осман III (1754) Каллиник III (6 месяцев и 8 дней) Мустафа III Серафим II Иоанникий III Самуил I Мелетий II Феодосий II Самуил I (во второй раз) Софроний II Абдул-Гамид I Гавриил IV Прокопий Неофит VII Селим III (1790) Герасим III Григорий V (Пелопонесский) Неофит VII (во второй раз) Каллиник V Григорий V (во второй раз) Мустафа IV (1807) Каллиник V (во второй раз) Махмут II Иеремия IV Кирилл VI Григорий V (в третий раз) Евгений I Освобожден. Эллинов. 25 марта Анфим III Хрисанф Агафангелл Константий I Константий II Григорий VI Абдул-Меджит-Хан (1839) Анфим IV из Ефеса Анфим V Византийский Макарий Кирилл VII Иоаким II Абдул-Азис-Хан (1861) II. Иерархия Русской Церкви Киевская кафедра Митрополия Киевская и всея России установлена в 988 году в Киеве; в 991 году кафедра перенесена в Переяслав, в 1035 году возвращена в Киев, в 1299 году перенесена во Владимир-на-Клязьму и, наконец, в 1325 в Москву. С половины XIV века, вследствие стремления южно-русских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на 2 и более митрополии. В 1458 году установилось окончательное разделение Всероссийской митрополии на северо-восточную, или Киево-Московскую, и юго-западную, или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться «Московскими и всея России» (с 1461 года). Прежний титул «Киевских и всея России» перешёл к митрополитам юго-западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вильне. В 1595 Киевская митрополия отпала в унию; в 1620 году восстановлена в Киеве; в 1686 году была присоединена к Московскому патриаршеству.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Повесть о болезни и смерти Василия III Подготовка текста, перевод и комментарии Н. С. Демковой В ночь на 4 декабря 1533 г. умер Василий III (р. 26 марта 1479 г.), великий князь московский и государь «всея Руси», сын Ивана III и византийской принцессы Софьи Палеолог. Василий III умер в зените своей государственной деятельности, добившись многого из того, что было задумано. Границы расширенного государства, в состав которого при нем вошли древние русские земли – Псков, Рязань, Смоленск (вслед за Новгородом и Тверью, введенными в состав Московской Руси Иваном III), были хорошо укреплены; на востоке – продолжалась настойчивая деятельность – военная и дипломатическая – по подчинению Казанского царства; на западе – укреплялись позиции Москвы в отношениях с княжеством Литовским и королевством Польским. Церковь была подчинена воле великого князя, она стала послушным орудием укрепляющегося самодержавия. Василий III как рачительный хозяин настойчиво и неустанно строит здание централизованного государства, начатое его отцом, и как символы его деятельности вырастают в Кремле два строения: каменный великокняжеский дворец и Архангельский собор, который по воле Ивана III и Василия III становится усыпальницей всех московских князей. Решены, наконец, проблемы престолонаследия: растут сыновья Василия от второго брака с Еленой Глинской – Иван и Юрий. Атмосфера ликования и радости ощутима даже в текстах официальных летописей, описывающих эту пору свершений замыслов Василия III: сообщения о пирах Василия напоминают об эпических временах Владимира Киевского. Болезнь Василия III была внезапной, страдания мучительны и долги. Рассказ «Повести» о болезни и смерти Василия III звучит диссонансом к мажорным описаниям его деятельности в русских летописях. «Повесть о болезни и смерти Василия III» хорошо известна в исторической науке: она неоднократно пересказывалась историками (см., напр., «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина или «Историю России» С. М. Соловьева ), ей посвящены специальные исследования А. Е. Преснякова, И. И. Смирнова, М. Н. Тихомирова, А. А. Зимина, С. А. Морозова, изучавших духовное завещание Василия III и обстоятельства политической борьбы 1530–1540-х гг. Значительно меньше внимания уделяли «Повести» историки литературы (как литературный памятник «Повесть» лишь кратко рассмотрена Я. С. Лурье в кн.: «Истоки русской беллетристики». Л., 1970, с. 437–438), хотя художественное значение «Повести» несомненно. Выразительные детали и драматизм повествования, острота самой ситуации, изображенной в «Повести», привлекли внимание такого мастера психологической прозы, как В. Ф. Панова: на материале «Повести» ею создана историческая повесть «Кто умирает» (Панова В. Ф. Лики на заре. М.; Л., 1969).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

260 III. С. 391. Ср. в Летописи (IV. Отд. 2. С. 160). Аналогичное у Стефана Яворского (Викторияльные слова. Тр. К.Д. А. 1874. 6 . С. 111–112): «Рачительница и искательница истины, философия научает, яко всякая противная вещь при вещи противной бывает явственнейша». 268 «В нынешний год Церковь святая неделю по сошествии Святаго Духа двадесять третию, о легеоне бесовстем Евангелие имеющую, с собором св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных вкупе в един день случает» (III. С. 580). Ср. также III. С. 196; III. С. 440 и др. 283 Так Песн.1:7 (II. С. 85); 1:8 (=2:13) (III. С. 157 и С. 163); 4:4 (III. С. 163:298); 4:5 (III. С. 299); 4:7 (III. С. 299); 6:3 (III. С. 167); 7:4 (III. С. 298); 8:10 (III. С. 291:297). Ср. в особенности всю проповедь на текст 8:10 (Аз стена и сосца моя яко столп) – III. С. 291–310. 297 Совершенно то же, например, у преп. Макария Египетского : сердце – гроб, в котором погребены и помыслы и ум, объятые тяжелой тьмою. И Господь, «отвалив лежащий на душе тяжелый камень, отверзает гроб, воскрешает подлинно мертвую душу, освобождает заключенную в лишенной всякого света темнице» (Слово 7. Гл. 1). 311 II. С. 126. У Фомы Млодзяновского, вдохновлявшего свт. Димитрия, читаем о грешниках ада: «Это уже не тела, но проклятые обгорелые трупы: волосы покрывают всю голову, подобно мелким искрам, самая голова уже не голова, а обгоревшая головешка; эти вытаращенные глазища плачут, из горла вылетает пламень; все тело обратилось в горящий кустарник; бесстыдная шея покрыта раскаленными угольями... руки твои, которыми ты оскорблял Господа Бога твоего, и эти пять пальцев, и другие пять пальцев сделаются горящими свечами, из которых будет капать твоя кровь, смешанная с пламенем» (Мацеевич Л. Фома Млодзяновский//Труды Киевской Духовной Академии. 1870. С. 221). Ср. рассказ об омерзении демонов к блуду и восклицание свт. Димитрия «О нечистото плотская похотная, скаредная, паче пса, червия сквернейшая, и паче всех нечистот нечистейшая!» (III. С. 209) с восклицанием Фомы Млодзяновского: «О гадость, отвратительная больше пса изъеденного червями, больше всех человеческих рвот и извержений, больше всех сгнивших трупов! О гадость, которой сам диавол гнушается!» (Мацеевич Л. Цит. соч. С. 226).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

228, 229. Похвальное и не похвальное уклонение от начальственной должности. 230, 231. Обязанности начальников и подчиненных. 64. Влияние примера начальников на нравственное состояние подчиненных. 88, 89. НЕСЧАСТИЕ. Во многих несчастиях мы сами виновны. III, 372. Несчастия жизни общественной проистекают от греха. I, 263. Славить Бога в несчастии есть добродетель более высокая, нежели славить Его во дни счастия. II, 351, 352. Иисус Христос единственное прибежище в несчастии. III, 487–489. Смотр. «Бедствие». НЕУМЕРЕННОСТЬ – в пищи и питии в чем состоит? III, 284, 285. Неумеренность и в малых вещах – не малость. I, 249. НИКОЛАЙ св. Мирликийский – особенно ознаменовал себя ревностию по вере. II, 37. НИЩЕТА. Происхождение нищеты. III, 215, 217. Она есть общий жребий человеков. 216, 217. Чем увеличивается тягость нищеты? 217, 218. Скорбь нищеты есть одна из тяжких скорбей. 217. Нищета бедных духовного звания особенно достойна сострадательного участия. 222. Как должен вести себя избравший произвольную нищету? I, 303. Чувствование нищеты духовной близко и свойственно всякому. III, 445. Признаки нищеты духовной. 442. Цель ее. 441, 444. Духовная нищета людей, почитающих себя богатыми духом. 443, 444. О ОБНОВЛЕНИЕ. Начало праздника Обновления храма Воскресения. II, 391. Обычай торжествовать обновление храма очень древний. 387 и след. Чему учит христиан праздник обновления? 392, 393. Христианин ежедневно должен стараться о своем обновлении. 394. ОБРЯДЫ. Преимущественная важность обрядов новозаветных пред ветхозаветными. III, 126. Доказательства важности священнотаинственных обрядовых учреждений. 124, 125 и след. Основание обрядовых постановлений. II, 216. Ответ лжемудрствующим, которые оспаривают важность церковных обрядов. III, 121,122, 123. В обрядах богослужебных должно смотреть преимущественно на их внутреннее значение. II, 240, 241. ОБЩЕНИЕ СВЯТЫХ что означало в древнем символе веры ? II, 372. Необходимость сего общения. Там же. Где, как и в чем выражается общение Святых с человеками? 372, 373.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

ПРОРОЧЕСТВО. Свойства истинного пророчества. I, 495. Исполнение пророчеств есть дело Божие. 29, 30. ПРОСВЕЩЕНИЕ мирское и духовное. II, 89. ПУСТЫННОЖИТЕЛЬ. Польза, приносимая миру пустынножителями. II, 108. Они сами оставляют мир, а не мир оставляет их. 107–109. Духовный пустынножитель по изображению Давида. 439 и след. Свидетельство Златоуста о жизни современных ему пустынников. 413, 414. Смотр. «Монах», «Отшельник». ПУСТЫННОЖИТЕЛЬСТВО. Преимущество оного пред градожительством. III, 166. Польза оного. II, 444, 445 Трудность. 444. Пустынножительство, чуждое совершенства. 442, 443. ПУСТЫНЯ что такое в смысле обыкновенном и духовном? III, 167. Внутренняя и внешняя. II, 113, 114. В каком смысле душа, мир и Церковь могут сделаться пустынею? III, 167, 168. В каком смысле христианин должен сердце свое соделать пустынею? II, 114. В пустыни влечет вера. 110. Удаление в пустыню по страху гонений не достойно порицания. 107. Спастись можно не в одной пустыне, но и в мир. 113. Житием праведников процветают пустыни и устрояются в грады. 128. ПУТЕШЕСТВИЕ. Цель путешествий – мудрость и опытность. III, 537. Древнейший образец царских путешествий по царству. 522. ПЕСНОПЕНИЯ церковные как должно слушать или произносить? II, 87, 88. Ими должно образовывать ум, Там же, и питать сердце. 89 и след. Основание церковной песни: Блажим Тя вси роди Богородице Дево! I, 493, 494. Р РАДОСТЬ. Свойства и следствия духовной радости. III, 297. Как удалять препятствия к сей радости и приобретать ее? I, 121, III, 297–299. Духовная радость и духовная печаль могут быть совмещены. II, 16. Свойство радостей земных. III, 481. Слава земная не есть верное знамение радости. I, 18. РАЗУМ. В чем лучшая заслуга разума естественного? Ι, 409. Состояние разума, не озаренного Религиею Откровенною. II, 130, 131, 317, 318. В делах веры не должно полагаться на изыскания разума. 70. РАСКОЛЬНИКИ – не суть истинные овцы стада Христова. II, 11. Обличение учения раскольников об оскудении священноначалия в Церкви, 344, и вообще священства. I, 510. Неправомыслие их касательно исправления книг церковных. II, 77.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

425-426 ПАНИСЛАМИЗМ условное обозначение комплекса религиозно-политических идей о единстве и солидарности мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или гос. принадлежности и о необходимости политического объединения всей мусульм. общины под властью праведного правителя 426-427 427-428 ПАНКРАТИЙ (2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в.?), иером. Киево-Печерский, затворник, прп. (пам. 9 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 428-430 ПАНКРАТИЙ (I в.?), сщмч. (пам. 9 февр., 9 июля; пам. зап. 8 июля), почитается как 1-й епископ Тавромения (ныне Таормина, Сицилия) 430-436 436-437 437-438 ПАНКРАТИЙ (Жердев Владислав Петрович; род. 21.07.1955), еп. Троицкий, викарий Патриарха Московского и всея Руси 438-439 ПАННИХИС в традиции византийского бorocлyжehuяVII-XII вв. обозначение одной из служб суточного богослужебного круга, совершавшейся в начале ночи 439-441 ПАННОНХАЛЬМА Паннонхальма, католич. бенедиктинское аббатство в г. Паннонхальма (до 2000 село; медье Дьёр-Мошон-Шопрон, Венгрия); древнейший мон-рь на территории Венгрии 441-443 ПАНОФСКИЙ Эрвин (1892-1968), один из самых выдающихся искусствоведов XX в., крупнейший представитель иконологии 443-445 445-446 446-447 ПАНСОФИЙ (Ивлиев (Ивлев, Иевлев) Павел Яковлевич; 1881-1937), Ростовский и Курский епископ в согласии беглопоповцев 447-448 «ПАНТАНАССА» «Пантанасса», один из эпитетов Божией Матери, употребляющийся с IV в. и вошедший в название ряда Ее икон, посвящение храмов и мон-рей 448-449 ПАНТЕИЗМ особый тип религиозного, мифологического и философского мировоззрения, в основу к-рого положен принцип нераздельного единства мира и Бога, утверждающий в своем крайнем выражении - «всё есть Бог» - обожествленность мира или даже тождественность мира и Бога 449-453 ПАНТЕЛЕИМОН (нач. 80-х гг. III в.- 27.07.305), вмч. Никомидийский (пам. 27 июля), называемый также Пантелеимон Целитель 453-471

http://pravenc.ru/vol/liv.html

591 Frolow. La relique, 483–484 661). IC XC Σταυρ παγες ψωσας νθρπων φσιν. Γρφει Κομνηνς Μανουλ στεφηφρος. ‘Attached to the cross, you have raised the nature of man. Manuel Komnenos, who bears the crown wrote this’. 592 Frolow. La relique, 416 509: Chilandari), 432–433 540: de Coppi). This latter ivory staurothek, now in Cortona, is normally dated to the reign of Nikephoros II Phokas (963–969; see Cutler A. The Hand of the Master: craftsmanship, ivory and society in Byzantium (9th–11th centuries). Princeton, 1994, p. 213 for references). 593 Frolow. La relique, 353 390: Studenica), 415–416 508: ia), 443 570: Sopoani), 443–444 572 Pe). 594 Baha al-Din. Life of Saladin in Receuil des historiens des Croisades: Historiens orientaux, vol 3. Paris, 1884, p. 299. 595 Chchinadze N. The True Cross Reliquaries of Medieval Georgia//Studies in Iconography 20, p. 27–49. 596 The family had risen to power in the reign of Giorgi III (1156–1184) as part of a backlash against the powerful aristocratic families that were seeking to limit or subvert Georgian royal power. See Lordkipanidze M. Georgia in the XI–XII Centuries. Tbilisi, 1987. 597 Ivane and his brother Zakare had both been brought up in the Armenian church, but at some time around 1204 Ivane converted to Georgian Orthodoxy. The decision was certainly influenced as much by political considerations (notably the multi-confessional nature of the territory now ruled by the brothers) as by theological imperatives. For an introduction to the family and their cultural position see Rogers J. M. The Mxargrdzelis between East and West//Bedi Kartlisa 34. 1976, p. 315–325 (also printed in: Atti del primo simposio intema- zionale sufl " arte georgiana/Ed. G. Ieni. Milan, 1977, p. 259–272. 599 See, for example, Thomson R. W. The Historical Compilation of Vardan Arewelc‘i//DOP 43. 1989, p. 211; Kirakos Gandzakec " i. Histoire de l " Arménie par le vartabed Kirakos de Gantzac/tr. M. F. Brosset//Deux historiens armcniens: Kiracos de Gantzac, XHIe siccle, Histoire d " Arménie; Oukhtanès d " Ourha, Xe siècle, Histoire en trois parties. St Petersburg, 1870–1871, p. 83. The positive Georgian view is recorded in: Kartlis Tskhovreba/Ed. S. Qaukhchishvili. Vol. 2. Tbilisi, 1959, p. 286–290 (trans. Brosset M. F. Histoire de la Gdorgie. Paris, 1849, p. 450–455).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

резиденции от арианина, чтобы заместить ее сторонником никейской веры, однако, не увенчались успехом: несмотря на многократные церковные осуждения, Авксентий оставался на своей кафедре до смерти в 374 г. (см.: Williams. 1992. P. 14-22; Попов. 2004. С. 443). О последних годах пастырского служения И. сохранилось очень мало известий. Эти годы относительного церковного и гражданского мира И. посвятил заботам о просвещении паствы, об улучшении богослужебной жизни и о распространении аскетизма в Галлии. По возвращении на родину И. радушно принял в Пиктавии своего ученика Мартина (впосл. епископ Турский), и приказал ему основать в Локотигиаке (ныне Лигюже) недалеко от города небольшой монастырь, впосл. ставший одним из центров галльского монашества ( Sulp. Sev. Vit. Mart. 7; Venant. Fort. Vita Hilar. I 12; Sozom. Hist. eccl. III 14; Lorenz R. Die Anfänge des abendländischen Mönchtums im IV. Jh.//ZKG. 1966. Bd. 77. S. 14; Fontaine. 1968. P. 74-86; Henne. 2006. P. 136-137). Для нужд своих клириков и паствы И. составил неск. экзегетических сочинений («Трактат на псалмы», с преобладающим нравственно-назидательным содержанием, и «Трактат о тайнах», посвященный духовно-типологическому толкованию ВЗ). В это же время И. по образцу вост. Церквей решил ввести в зап. богослужение хоровые песнопения, для чего написал ряд лат. богослужебных гимнов, впосл. вошедших в зап. литургические сборники. Одновременно И. продолжал собирать церковные документы по истории проникновения арианства на Запад и последующей борьбы с ним, намереваясь, по-видимому, закончить исторический труд на эту тему ( Hilar. Pict. Fragm. hist. XI-XV; Meslin. 1969. P. 43; Попов. 2004. С. 443). Он также занимался переписыванием Свящ. Писания, вероятно для личного употребления. Сохранилось сообщение о том, что Перпетуй, еп. Турский (V в.), завещал Евфронию, еп. Августодуна (ныне Отён), Евангелие, «переписанное Иларием, некогда Пиктавийским священником» ( Perpetuus Turonensis. Testamentum//PL. 71. Col. 1151). Дата кончины И.

http://pravenc.ru/text/389089.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010