293-301 ГРАЦИАН [Цезарь Флавий Грациан Август] (359 - 383), имп. Зап. Римской империи (375-383), старший сын имп. Валентиниана I 301-302 302-305 ГРАЦИЛИАН И ФЕЛИЦИССИМА (кон. III - нач. IV в.), мученики (пам. зап. 12 авг.), пострадавшие в г. Фалерии (ныне территория обл. Лацио, Италия) 305-306 ГРАЦИНИАН И ФЕЛИН († между 249 и 251), мученики (пам. зап. 1 июня), пострадавшие в г. Перузия (совр. Перуджа, Италия) в гонение имп. Деция ГРАЧАНИЦА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 306-310 ГРГЕТЕГ жен. (ранее муж.) мон-рь с ц. в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 310-311 ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель 311-313 313-318 318-319 «GREGORIANUM» ежеквартальный научно-богословский ж., издаваемый в Риме папским Григорианским университетом с янв. 1920 г. 319-320 ГРЕГУАР Анри (1881 - 1964), бельг. византинист, один из основателей научного журнала «Byzantion: Revue internationale des études byzantines» (Брюссель, с 1924) 320-321 ГРЕКОВ Александр Петрович (1909 - 2000), худож.-реставратор Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), заслуженный деятель искусств, член Союза художников РФ, член Союза архитекторов РФ 321-322 322-323 ГРЕЛЛЕТ Стивен (наст. имя Этьен де Грелле дю Мобилье; 2.11.1773, Лимож, Франция - 16.11.1855, Берлингтон, шт. Нью-Джерси, США), амер. квакер, миссионер 323-326 326-329 329-330 330-345 345-355 355-427 355-391 391-427 427-430 ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ жанрово-стилевая система, принятая в восточнослав. церковном пении с XVI в. и имевшая большое значение для его развития 430-436 436-443 443-444 444-445 ГРИВЕЦ Фран (1878 - 1963), словен. историк-славист, католич. богослов, специалист по истории Вост. Церквей 445-446 446-447 ГРИГЕНТИЙ (сер. VI в), архиеп. Зафара, свт. (пам. 19 дек., по нек-рым источникам, 15 дек. и 23 февр.)

http://pravenc.ru/vol/xii.html

5 Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. Переизд.: Вильнюс, 1991. С. 221-223. 6 Иннокентий (Борисов), архиеп. Разбор сочинения доктора богословия епископа Макария, под заглавием «Православно-догматическое богословие»//Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. Т. I. М., 1999. С. VI-XII. 7 Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 7. 8 Макарий (Булгаков), еп. История русского раскола, известного под именем старообрядства. СПб., 1855. 9 Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник (далее: Дневник). Т. 2: 1857-1858. Тверь, 2005. С. 443-444. 10 Там же. С. 443-444. 11 Моя жизнь во Христе: Дневник отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1893. С. 61. 12 Дневник. Т. 17: 1872-1873. Тверь, 2009. С. 487-488. 13 Дневник. Т. 16: 1871-1872. Тверь, 2008. С. 54. 14 Дневник. Т. 17. С. 27. 15 Дневник. Т. 16. С. 54. 16 Первое издание: Сергиев И., прот. О Кресте Христовом (против раскольников). СПб., 1896. Цит. по: Иоанн Кронштадтский, прав. О Кресте Христовом (против раскольников)//Ставрографический сборник. Кн. III: Крест как личная святыня. М., 2005. С. 3-80. 17 Иоанн Кронштадтский, прав. О Кресте Христовом. С. 5-9. 18 Хондзинский П., прот. Опытное богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского//Святой праведный Иоанн Кронштадтский: избранные сочинения, проповеди, материалы. М., 2011. С. 102. 19 Иоанн Кронштадтский, прав. Катехизические беседы. Кронштадт, 1859. С. 157-165 и др. 20 Дневник. Т. 15: 1870-1871. Тверь, 2006. С. 512. 21 Иоанн Кронштадтский, прав. Катехизические беседы. С. 44-46. 22 Там же. С. 51-105. 23 Дневник. Т. 2. С. 467-468. 24 Иоанн Кронштадтский, прав. Катехизические беседы. С. 4-5. 25 Хондзинский П., прот. Опытное богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского. С. 98-136. 26 Моя жизнь во Христе. С. 63. 27 Дневник. Т. 19: 1874-1876. Тверь, 2011. С. 187. 28 Моя жизнь во Христе. С. 355-356. 29 Моя жизнь во Христе. С. 534-535 и др. 30 Дневник. Т. 19. С. 94; Моя жизнь во Христе. С. 48, 100 и др.

http://pravoslavie.ru/158667.html

4 Макарий (Булгаков), еп. Православно-догматическое богословие: в 5 т. СПб., 1849-1853. 5 Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. Переизд.: Вильнюс, 1991. С. 221-223. 6 Иннокентий (Борисов), архиеп. Разбор сочинения доктора богословия епископа Макария, под заглавием «Православно-догматическое богословие» //Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. Т. I. М., 1999. С. VI-XII. 7 Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 7. 8 Макарий (Булгаков), еп. История русского раскола, известного под именем старообрядства. СПб., 1855. 9 Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник (далее: Дневник). Т. 2: 1857-1858. Тверь, 2005. С. 443-444. 10 Там же. С. 443-444. 11 Моя жизнь во Христе: Дневник отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1893. С. 61. 12 Дневник. Т. 17: 1872-1873. Тверь, 2009. С. 487-488. 13 Дневник. Т. 16: 1871-1872. Тверь, 2008. С. 54. 14 Дневник. Т. 17. С. 27. 15 Дневник. Т. 16. С. 54. 16 Первое издание: Сергиев И., прот. О Кресте Христовом (против раскольников). СПб., 1896. Цит. по: Иоанн Кронштадтский, прав. О Кресте Христовом (против раскольников)//Ставрографический сборник. Кн. III: Крест как личная святыня. М., 2005. С. 3-80. 17 Иоанн Кронштадтский, прав. О Кресте Христовом. С. 5-9. 18 Хондзинский П., прот. Опытное богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского//Святой праведный Иоанн Кронштадтский: избранные сочинения, проповеди, материалы. М., 2011. С. 102. 19 Иоанн Кронштадтский, прав. Катехизические беседы. Кронштадт, 1859. С. 157-165 и др. 20 Дневник. Т. 15: 1870-1871. Тверь, 2006. С. 512. 21 Иоанн Кронштадтский, прав. Катехизические беседы. С. 44-46. 22 Там же. С. 51-105. 23 Дневник. Т. 2. С. 467-468. 24 Иоанн Кронштадтский, прав. Катехизические беседы. С. 4-5. 25 Хондзинский П., прот. Опытное богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского. С. 98-136. 26 Моя жизнь во Христе. С. 63. 27 Дневник. Т. 19: 1874-1876. Тверь, 2011. С. 187. 28 Моя жизнь во Христе. С. 355-356.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6102433...

орден равноапостольной княгини Ольги Украинской Православной Церкви (2018); орден княгини Ольги III степени Русской Православной Церкви (2023). ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Годы с 1848 по 1855-й — правительственная реакция, время «цензурного террора» и усиления деятельности тайной полиции. Переживала кризис общественная мысль, русская литература и искусство, подверглись преследованиям университеты, русским подданным был запрещен выезд за границу, а иностранцам – въезд в Российскую империю. 2 Филарет (Дроздов), архим. Обозрение богословских наук в отношении преподавания их в высших духовных училищах//Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: в 5 т. Т. I. СПб., 1885. С. 124. 3 [Голубев М. А.] Новозаветные события, предуказанные в истории пророка Ионы//Христианское чтение. 1853. Ч. 2. С. 229–239; [Его же]. О христианской любви к ближним: Изъяснение 13-й гл. 1-го послания св. ап. Павла к Коринфянам//Христианское чтение. 1856. Ч. 2. С. 91–132; и др. 4 Макарий (Булгаков), еп. Православно-догматическое богословие: в 5 т. СПб., 1849–1853. 5 Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. Переизд.: Вильнюс, 1991. С. 221–223. 6 Иннокентий (Борисов), архиеп. Разбор сочинения доктора богословия епископа Макария, под заглавием «Православно-догматическое богословие» //Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. Т. I. М., 1999. С. VI–XII. 7 Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 7. 8 Макарий (Булгаков), еп. История русского раскола, известного под именем старообрядства. СПб., 1855. 9 Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник (далее: Дневник). Т. 2: 1857–1858. Тверь, 2005. С. 443–444. 10 Там же. С. 443–444. 11 Моя жизнь во Христе: Дневник отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1893. С. 61. 12 Дневник. Т. 17: 1872–1873. Тверь, 2009. С. 487–488.

http://e-vestnik.ru/db/pastyrskoe_bogosl...

МАЯСОВА Наталия Андреевна (1919 - 2005), искусствовед, один из первых специалистов в области истории, технологии и стиля древнерус. лицевого шитья 420-422 422-428 МГВИМЕВИ жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник культурного наследия Грузии 428-431 431-432 МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви 432-436 436-438 МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич (род. 14.09.1965), российский гос. деятель, Президент Российской Федерации в 2008-2012 гг. 438-443 443-445 МЕДИМН мч. Никомидийский (пам. 5 сент.) - см. в ст. Урван, Феодор и Медимн, мученики Никомидийские 445-447 МЕДОВАРЦЕВ Михаил Яковлевич (2-я пол. XV в. - после 1532 г.), рус. книгописец, каллиграф, оформитель рукописных книг 447-449 449-450 450-454 МЕЖЗАВЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА совокупность иудейских религиозно-исторических текстов, относящихся к разным жанрам и написанных на евр., арам. и греч. языках в период от III в. до Р. Х. до II в. по Р. Х. 454-460 МЕЖИРИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИЗНЕПОДАТЕЛЬНИЦА» чудотворный образ, главная святыня Межиричского во имя Святой Троицы мужского монастыря Ровненской епархии (УПЦ) 460-462 462-464 МЕЙЕНДОРФ Иоанн Феофилович (1926-1992), протопр., богослов, патролог, византинист, церковный историк 464-466 МЕЙНАРД [Мейнгард] († 1196), каноник августинского мон-ря в Зегеберге (ныне Бад-Зегеберг, Германия), в Гольштейне, католич. миссионер, 1-й епископ Ливонии (с 1186), св. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.) 466-467 МЕККА [араб. Макка или Макка ал-Муккаррама, т. е. Св. Мекка], город на западе Саудовской Аравии; главный священный город мусульман на запретной для немусульман территории (аль-харам), где родился и начал свою проповедь основатель ислама прор. Мухаммад 467-468 469-490 МЕКСИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ Православной Церкви в Америке (с 14 янв. 2009; с весны 1972 по 14 янв. 2009 - Мексиканский экзархат ПЦА)

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

Женившись на греческой царевне, которая была последней представительницей греческого царского рода, Иоанн III делался как бы естественным наследником греческих царей. На этом основании он соединил древний герб московский (св. великом. Георгия Победоносца, поражающего копьем змия) с гербом византийского царства (черного орла с двумя головами, обращенными в противоположные стороны). Этим самым Иоанн III как бы всем открыто показал, что он действительно наследник греческих царей. Соответственно такому своему положению, Иоанн III окружил себя особенным блеском, пышностью и великолепием. К князьям и боярам он теперь стал относиться еще более горделиво, чем его предшественники и сам он прежде. Сама София Палеолог, как женщина умная и сравнительно образованная, имела большое влияние на своего мужа. Она, разумеется, говорила своему мужу о тех широких сношениях с другими народами, какие имела ее родина – Греция, покоренная турками, передавала ему также о красоте и великолепии разоренного турками Царьграда. Иоанн III со времени своей женитьбы на Софии Палеолог завязывает сношения с другими образованными государствами. Эти сношения существовали у нас раньше, напр., при Ярославе Мудром, но, после завоевания Руси татарами, они прекратились. Иоанн III первый из московских князей возобновляет их, после чего они уже не прекращались у нас. Иоанн III начал украшать свою столицу – Москву, каменными зданиями. Из Италии он выписывал разных мастеров и художников. Один из них (Аристотель Фиоравенти) построил величественный храм во имя Успения Богоматери на месте пришедшего в совершенную ветхость храма, построенного еще при Иоанне Калите. При Иоанне же III были построены в Москве – в Кремле Архангельский (на месте прежней обветшавшей церкви) и Благовещенский соборы. Все они существуют и доселе. При Иоанне III московский Кремль был обнесен каменною стеною с башнями и воротами. Иоанн III выстроил и для себя каменный дворец и при нем особенную каменную палату для торжественных собраний и приемов иноземных послов. Эта палата, построенная итальянскими мастерами, существует и теперь под именем «Грановитой». Иоанн III выписывал в Москву из чужих стран мастеров не только по строительному, но и по другим искусствам: рудников, серебреников, пушкарей, лекарей, музыкантов и др. Так при Иоанне III украшалась Москва и возвышалась в глазах не только своих русских людей, но и других народов. Иоанн III собрал все вместе русские законы и издал их в одном сборнике под названием «Судебника». Изданием Судебника вводилось единство в судопроизводство и управление русским государством, собравшимся около Москвы. К сожалению, на характере Судебника Uoahha III отразилось влияние татарского ига, тяготевшего над русским народом в течение двух веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Сокращенный чин крещения и его употребление (отд. V, § 44, отд. III, § 25). Сомнительные случаи при крещении (отд. VIII, § 71). Способы главные крещения, принятые и допускаемые в церкви православной (отд. III, § § 21, 22). У. Уродов разного рода как крестить (отд. VIII, § 68)? Ф. Форма для записи крещаемых в метрической книги (глава Дополнительная, приложение 1-е, под буквою А). Ч. Чина крещений вкратце употребление (отд. V, § 44 отд. III, § 25). II. О миропомазании и присоединении иноверцев в православию, и о чинопоследованилх и обрядах, совершаемых вместе с крещением и миропомазанием и после оных В. Вода , в которой надобно обмакивать ризки, губку при измовении младенца после крещения его и миропомазания (отд. III, § 17). Возрастных нужно ли воцерковлять, когда они давно уже ходят в церковь (отд. III, § 22)? Волоса от постригаемых после крещения и миропомазания младенцев где девать (отд. III, § 18)? Восприемники как должны ходить с младенцем вокруг купели после миропомазания (отд. I, § 7)? Нужны ли восприемники при миропомазании иноверцев, присоединяемых к православию (отд. II, § 11)? Воцерковление нужно ли совершать непременно по истечении полных сорока дней после рождения дитяти (отд. III, § 19)? Нужно ли воцерковлят таким же образом женщин, рождающих преждевременно выкидышей (там же, § 20)? Можно ли совершать воцерковление младенца в отсутствии его матери (там же)? Нужно ли совершать воцерковление матери-иноверки, у которой младенец крещен по православному (отд. III, § 20)? Как и когда совершать воцерковление над младенцами подкинутыми или найденышами (отд. III, § 21)? Можно ли совершать воцерковление родильницы в доме ее, и вообще в доме, а не в церкви (там же, § 22)? Можно ли совершать воцерковление заочно в отсутствии младенца или матери (там же)? Следует ли читать молитву воцерковления родильнице в случае, если бы понадобилось причащать ее ранее надлежащего очищения (отд. III, § 23)? Нужно ли и как воцерковлять родильницу после выкидышей (отд. III, § 19)? Выкидыш когда родится, то нужно ли после него воцерковлять женщину-родильницу, и как делать это (отд. III, § 19)? Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

1981. Bd. 67. S. 148-212; Wisplinghoff E. Eine unbekannte Urkunde des Papstes Lucius III.//Rheinische Vierteljahrsblätter. Bonn, 1982. Bd. 46. S. 81-84; Hiestand R. Initienverzeichnis und chronologisches Verzeichnis zu den Archivberichten und Vorarbeiten der Regesta pontificum Romanorum. Münch., 1983. P. 342-382; Thiel M. Das Privileg Papst Lucius " III. für das Stift Aschaffenburg von 1184. Aschaffenburg, 1984; Diehl P. «Ad abolendam» (X.5.7.9) and Imperial Legislation against Heresy//BMCL. N. S. 1989. Vol. 19. P. 1-11; Robinson I. S. The Papacy 1073-1198: Continuity and Innovation. Camb., 1990; Schmidt U. Lucius III.//LexMA. 1991. Bd. 5. Sp. 2162-2163; Constable G., Somerville R. The Papal Bulls for the Chapter of St. Antonin in Rouergue in the XIth and XIIth Cent.//Speculum. Camb. (Mass.), 1992. Vol. 67. N 4. P. 828-864; Sauser E. Lucius III.//BBKL. 1993. Bd. 5. Sp. 304-307; Merlo G. G. Lucio III//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. T. 2. P. 308-311; Vones L. Lucius III//Dictionnaire historique de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1062-1064; Ligato G. Lucio III e la difesa della Terra Santa//Studi sull " oriente cristiano. R., 1998. T. 2. N 1. P. 109-135; M ö hring H. Zwei aiyubidische Briefe an Alexander III. und Lucius III. bei Radulf de Diceto zum Kriegsgefangenenproblem//Archiv für Diplomatik. Köln etc., 2000. Bd. 46. S. 197-216; Locatelli R., Moyse G. «Causam dominus papa nobis commisit terminandam»: Quatre actes de juges délégués par Lucius III pour l " abbaye d " Acey au lendemain du schisme victorin (1181-1184)//Inquirens subtilia diversa: D. Lohrmann zum 65. Geburtstag. Aachen, 2002. P. 85-108; Spies H.-B. Verona, Hauptwirkungsstätte Papst Lucius " III. und Ausstellungsort seiner Urkunde vom 21. Dez. 1184 für das Stift Aschaffenburg//Mitt. aus dem Stadt- und Stiftsarchiv Aschaffenburg. 2002/2004. Bd. 7. S. 213-223; Lewis A. Deux lettres inédites du pape Lucius III pour la collégiale de Notre-Dame de Mantes//Bibliothèque de l " École des chartes. 2003.

http://pravenc.ru/text/2110926.html

13. Сын Человеческий. Опыт истолкования. Еп. Антоний. 1903, III, 11, 361–370. 14. Афонский список Грузинской Библии 987 г. и значение его для исправления печатного текста. (Доклад на XII Археологиче- —6— ском Съезде в Харькове). А.С. Хаханов. 1903, III, 11, 418–426. 15. Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью Песней». Актовая речь. М.Д. Муретов. 1903, III, 11, 461–499; 12, 559–612. 16. Пророчество и языкоговорение (глоссолалия), как знамения для верующих и неверов. ( 1Кор.14:20–25 ). М.Д. Муратов. 1904, II, 7–8, 496–520. 17. Древнееврейские молитвы с именем Ап. Петра. М.Д. Муретов. 1904, III, 9, 130–186; 10, 213–238. 18. К переводу и истолкованию Пс.14:4 . П.В. Тихомиров. 1904, III, 10, 364–373. 19. К истолкованию Исх.20:14 . (Против В. В. Розанова ). П.В. Тихомиров. 1904, III, 12, 759–780. 20. Содержание и пространство заповеди: «не прелюбодействуй». (По поводу замечаний П.В. Тихомирова ). В.В. Розанов. 1905, I, 3, 518–541. 21. Несколько замечаний по поводу предыдущей статьи. П.В. Тихомиров. 1905, I, 3, 542–566. 22. Знание отчасти и самопознание ( 1Кор.13:12 ). М.Д. Муретов. 1905, I, 2, 296–310. 23. Раб Иеговы ( Ис. 40–66 ). В.Н. Мышцын. 1905, II, 7–8, 425–435. 24. По поводу статьи «Раб Иеговы ( Ис.40–66 )». Архим. Фаддей. 1905, III, 11, 449–457. 25. Ответ Архим. Фаддею. В.Н. Мышцын. 1905, III, 11, 458–462. 26. Иуда Предатель. М.Д. Муретов. 1905, II, 7–8, 539–559; III, 9, 39–68; 1906, I, 1, 32–68; 2, 246–262; 1907, III, 12, 723–754; 1908, I, 1, 1–52. 27. Ветхозаветный профетизм, как основная, типическая черта библейской истории Израиля. Пробная лекция. А.И. Покровский. 1908, I, 4, 764–793. 28. Библейский профетизм и языческая мантика. А И. Покровский. 1909, III, 9, 146–165; 10, 213–228. 29. Из сотериологии Послания к Евреям (II, 11, 14:16). Е.А. Воронцов. 1910, I, 1, 1–19. 30. Библейское повествование о потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов. Д.И. Введенский. 1910, I, 4, 645–656; II, 5, 99–111. 31. Эсхатологическое учение второй главы второго Послания Св. Ап. Павла к Фессалоникийцам. Свящ. В Н. Страхов. 1911, I, 3, 525–548; 4, 643–670; II, 5, 52–84; 7–8, 451–466; III, 9, 43–66.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вольным городом при Василии III был на Руси Псков, меньший брат Великого Новгорода. В Пскове происходили постоянные несогласия между боярами и черными людьми. Однажды псковичи обидели наместника московского князя. Василий III воспользовался этим, уничтожил без всякого сопротивления псковское вече, забрал в Москву вечевой колокол из Пскова и уравнял Псков во всем с другими московскими городами (1510 г.). Князь рязанский задумал было завести сношения с крымским татарским ханом, который враждебно относился к Москве. Василий III вызвал последнего рязанского князя в Москву, заключил его здесь в темницу, а княжество его присоединил к московским владениям (1520 г.). За рязанским княжеством та же участь постигла и северское княжество (1523 г.). Так прекратились на Руси уделы, а с ними и удельные неурядицы. Московский великий князь сделался единодержавным повелителем всего русского, или, что тоже – московского государства. Прежние удельные князья наравне с московскими боярами сделались слугами московского государя. Василий III вел еще войны с Литвою и с татарскими царствами – казанским и крымским. Война с Литвою была удачна для Василия III. В 1514 г. он присоединил к своим владениям древний русский город Смоленск, который отнял у Литвы. Труднее было бороться Василию III с татарскими царствами. Казанцы и крымцы не могли быть теперь опасны для могущественной Москвы. Но они постоянно беспокоили Русь своими дикими набегами. Однажды оба хана татарские – казанский и крымский – соединились вместе и сделали нападение на Русь. Они подступили даже к самой Москве. Василий III был застигнут врасплох и должен был оставить столицу. Татары не могли взять Москвы и ограничились опустошением русских владений и пленением многих русских людей. С того времени Василий III предпочитал подарками предупреждать подобные вторжения в Россию и опустошения ея татарами. Но близился уже конец и этим остаткам врагов и поработителей Руси. Иоанн IV. Василий III был дважды женат. От первой жены своей Соломонии он не имел детей. Он развелся с нею и женился вторично на Елене Васильевне Глинской, племяннице князя Михаила Глинского, перешедшего от литовского князя на службу к Василию III. От второй своей жены Василий III имел двух сыновей, Иоанна и Юрия. Старшему из них – Иоанну было всего три года, когда умер Василий III (в 1533 г.). Умирающий князь благословил великим московским княжением своего старшего 3-х летнего сына Иоанна. Он сделался великим князем и правил русским государством под именем Uoahha IV Грозного (1533–1584 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010