Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОККАМ Уильям [англ. William of Ockham; лат. Guillelmus de Ockham, также Occamus, Ochamus, Occam и др.] († 10.04.1347, Мюнхен), англ. теолог, философ, церковный деятель; основоположник номиналистического направления в позднесредневек. схоластике; член монашеского ордена францисканцев . Жизнь, деятельность, сочинения Сведения о происхождении и начальном периоде жизни О. весьма отрывочны. О. происходил из сел. Оккам (Окем) в графстве Суррей, на расстоянии дневного конного пути к юго-востоку от Лондона (см.: Courtenay. 1987. P. 194). Точная дата рождения О. неизвестна; приблизительная устанавливается на основании действовавших в XVI в. канонических норм (см.: Wood. 1997. P. 6-7. Not. 1). Поскольку в источниках засвидетельствовано, что О. стал иподиаконом в 1306 г. и получил право принимать исповедь в 1318 г., он род. не позднее 1288 г. Предполагается, что О. происходил из бедной семьи и в детском возрасте был как облат отдан родителями в лондонский монастырь францисканцев, где действовала школа, по уровню преподавания философии и богословия в этот период соперничавшая со школами Оксфорда и Кембриджа (см.: Courtenay. 2008. P. 92-93). Обучение и преподавание в Англии (1300-1324) Ок. 1310 г., после завершения изучения свободных искусств и философии (см. Artes liberales ), О. стал слушать лекции по теологии в Оксфорде. Неизвестно, у кого именно учился О.; в лит-ре высказывались нек-рые гипотезы, основанные на доступных ныне отрывочных сведениях об организации учебного процесса в этот период (см.: Courtenay. 2008. P. 95-97). Из теологов-францисканцев в число преподавателей О. могли входить Рихард из Конингтона († 1330), Роберт из Каутона († после 1315), Генрих Гарклей (ок. 1270-1317), Рихард из Кампсолла (ок. 1280 - ок. 1330), Иоанн из Рединга († 1346), Вильгельм (Уильям) из Алника (ок. 1275-1333). Среди этих теологов были как сторонники традиц. францисканского августинизма, так и скотисты, убежденные последователи Иоанна Дунса Скота († 1308); ко времени завершения О. богословского образования доминирующее положение среди англ. францисканских теологов перешло от августинистов к скотистам. Почерпнув многое у представителей этих 2 направлений, О. не был готов безоговорочно присоединиться ни к одному из них и искал собственный путь в философии и теологии.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМИНИК Св. Доминик. Фрагмент фрески «Осмеяние Христа» в мон-ре Сан-Марко во Флоренции. Худож. фра Беато Анджелико. 1440-1441 Св. Доминик. Фрагмент фрески «Осмеяние Христа» в мон-ре Сан-Марко во Флоренции. Худож. фра Беато Анджелико. 1440-1441 [лат. Dominicus; Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга; испан. Domingo de Guzmán, Domingo de Caleruega] (после 1170, Калеруэга, Кастилия - 6.08.1221, Болонья, Италия), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников (лат. Ordo Fratrum Praedicatorum, OP), называемого по его имени орденом доминиканцев . Род. в знатной дворянской семье, хотя родители, Феликс Гусман и Иоанна из Асы, несмотря на утверждения нек-рых биографов Д., скорее всего не были связаны с правящим кастильским домом. Сведения об отце Д. немногочисленны. Мать Д. позднее стала почитаться как блаженная (беатифицирована 1 окт. 1828 папой Львом XII ). Старший брат Д., свящ. Антонио, раздав свое имущество нищим, вступил в приют, в котором пребывал до смерти; 2-й брат, Манес, стал членом основанного младшим братом ордена, впосл. также почитался как блаженный (беатифицирован 2 июня 1834 папой Григорием XVI ). По преданию, мать Д., будучи беременной, во сне увидела буд. ребенка в виде собаки с факелом в зубах; для успокоения она отправилась к могиле католич. св. Доминика Силосского. В благодарность за дарованное успокоение сын получил имя Доминик, а образ собаки с факелом впосл. стал символом ордена доминиканцев. В 6-летнем возрасте Д. был отдан на воспитание дяде по материнской линии, архипресвитеру церкви в г. Гумьель-де-Исан близ Калеруэги. С 1184 г. Д. учился в г. Паленсия, в единственном тогда на территории Испании ун-те, изучал «свободные искусства» (см. Artes liberales ), а затем богословие. Согласно орденскому преданию, Д. отличался благочестивым образом жизни. В 1191 г., во время голода в Кастилии, продал книги, снабженные собственноручными глоссами, для того чтобы спасти от голодной смерти паленсийских бедняков. Биограф Иордан Саксонский сообщает, что Д. дважды пытался продать себя в рабство для того, чтобы на вырученные деньги выкупить у мавров пленников-христиан (Libellus de initiis Ordinis Praedicatorum, N 10). По завершении учебы (1194) Д. читал в Паленсии лекции о Свящ. Писании.

http://pravenc.ru/text/178842.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ДЕ МУРИС [лат. Johannes de Muris; франц. Jean des Murs, Jehan des Murs] (до 1295, Лизьё, Нормандия - после 1345, Париж (?)), свящ., франц. муз. теоретик, математик, астроном, хронолог. Судя по количеству сохранившихся рукописей (более 100), его трактаты переписывались и цитировались намного чаще, чем работы к.-л. др. теоретика этого периода. Лат. форма имени ученого скорее всего является производной от французской: вероятно, он был родственником Юлиана де Мурса, к-рый в 1326-1327 гг., как и И. де М., был клириком мон-ря Фонтевро (совр. деп. Мен и Луара), ок. 1350 г. руководил хором в Сент-Шапель в Париже, а позднее служил секретарем франц. кор. Карла V Мудрого. Имя И. де М. обыгрывается в четверостишии, помещенном в нек-рых рукописях: Nomen factoris/Signat deca signa doloris/Munda nec est mirum/Quia de cogno mine firmum (Имя автора/обозначает десятку (и) верные знаки печали;/и это неудивительно,/ибо он по фамилии тверд). «Десятка» - 10-я буква лат. алфавита, т. е. J, «знаки печали» - буква О, междометие, выражающее печаль, т. о., получается JO - сокращение имени Johannes. Выражение «по фамилии тверд» намекает на лат. слово murus (стена), а все четверостишие - на сложную биографию И. де М. Автором этих строк мог быть как сам И. де М., так и кто-нибудь из его друзей. Биографические данные И. де М. содержатся в списках его трактатов с собственноручными пометками автора, а также в верительных письмах авиньонских пап, где упомянуты его церковные должности. В 1310 г. И. де М. вместе с отцом был обвинен в убийстве некоего клирика Андрие, за что 7 лет находился в ссылке на Кипре. С марта 1318 г. он некоторое время пребывал в Эврё (Нормандия), в том же году стал студентом Парижского ун-та. В 1321 г. он окончил университет со степенью магистра искусств, в дальнейшем мог преподавать там же дисциплины квадривия (см. в ст. Artes liberales ). Жизнь И. де М. проходила в постоянных переездах. В 1321 г. он наблюдал солнечное затмение в нормандском Берне, в 1323-1324 гг., согласно эксплицитам его сочинений, работал в коллеже Сорбонна в Париже, в марте 1326 и авг. 1327 г. он и Юлиан де Мурс находились в монастыре Фонтевро. В 1329 г. папа Иоанн XXII пожаловал И. де М. приход в епархии Руана. Из письма папы можно заключить, что к тому времени И. де М. был секулярным клириком. В 1332-1333 гг. он вновь находился в Эврё, в 1336-1337 гг.- вероятно, в Сорбонне, в 1338-1342 гг. отмечен как магистр (maître) в числе клириков кор. Наваррского Филиппа III д " Эврё, в 1342 г.- как один из 6 каноников университетской церкви в Мезьер-ан-Брен (совр. деп. Эндр). В 1344 г. И. де М. получил приглашение в Авиньон от папы Климента VI на совещание по календарной реформе. По заказу Ватикана к 1345 г. И. де М. совместно с Фирменом де Бовалем написал трактат на эту тему. Более поздних документально подтвержденных сведений из его биографии не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/471143.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОТКЕР ЗАИКА Секвенция «Natus ante saecula» из «Книги гимнов» Ноткера Заики. 60–70-е гг. Х в. (Einsiedeln. Stiftsbibl. 121 (1151). P. 437) Секвенция «Natus ante saecula» из «Книги гимнов» Ноткера Заики. 60–70-е гг. Х в. (Einsiedeln. Stiftsbibl. 121 (1151). P. 437) [Лат. Notkerus Balbulus] (ок. 840, обл. Тургау, Алеманния (ныне на территории Швейцарии) - 6.04.912, Санкт-Галлен), блж. Римско-католической Церкви (пам. 7 апр.), монах бенедиктинского аббатства Санкт-Галлен , историк, поэт, музыкант. О жизни Н. З. известно из его сочинений и документальных источников, связанных с историей мон-ря. В более поздних исторических и агиографических произведениях, прежде всего в «Истории монастыря Санкт-Галлен» (Casus S. Galli) аббата Эккехарда IV († ок. 1056) и в анонимном Житии (1-я треть XIII в.), запечатлены монастырские предания о нем. Род. в знатной семье местных землевладельцев. Рано осиротел и находился на попечении у Адальберта, ветерана войн, к-рые имп. Карл Великий вел против саксов, аваров и славян. Еще мальчиком Н. З. попал в мон-рь Санкт-Галлен в качестве облата (см. Облаты ). Сначала он оказался под опекой мон. Веринберта - сына Адальберта. Потом наставниками юноши были мон. Изон, глава внешней монастырской школы (для тех, кто готовились служить клириками в миру), комментатор Пруденция, обучавший «божественным вещам», и ирландец мон. Марцелл (Моэнгал), руководитель внутренней монастырской школы (для тех, кто выбрали монашескую стезю), библиотекарь, считавшийся крупным специалистом в духовной музыке и учивший «свободным искусствам» (см. Artes liberales ). В «Истории монастыря Санкт-Галлен» сообщается о «неразлучных друзьях» Н. З., учившихся вместе с ним,- Туотилоне († после 912) и Ратперте († ок. 911). Впосл. Туотилон реализовал свои дарования как художник, скульптор, поэт, певчий с великолепным голосом, автор муз. сочинений. Ратперт трудился в мон-ре школьным наставником и переписчиком; им была начата «История монастыря Санкт-Галлен», к-рую в XI в. продолжил аббат Эккехард IV. Ратперту принадлежит также авторство богослужебных песнопений (большая часть их не сохр.).

http://pravenc.ru/text/2577973.html

школе при Магнаврском дворце (с сер. IX в.), а также с XI-XII вв. в придворном К-польском ун-те и в Патриаршей школе, где готовили гос. чиновников. До падения Византийской империи обучение в К-поле считалось престижным, здесь в различных учебных заведениях училось много выходцев из Зап. Европы, в т. ч. осужденный Церковью богослов Иоанн Итал . Крупнейшими визант. теоретиками преподавания «свободных искусств» были Лев Математик - руководитель школы при Магнаврском дворце в IX в., Михаил Пселл - автор учебника по логике, служившего основой для преподавания этого предмета в Европе до XV в. В эпоху Палеологов (XIII-XV вв.) получили известность Георгий Акрополит , возродивший высшую школу в К-поле после его отвоевания у латинян; его ученик Патриарх Григорий II Киприот - автор учебных пособий по риторике; Максим Плануд , предпринявший в кон. XIII в. пересмотр мн. школьных дисциплин - от грамматики до географии и астрономии и впервые в Византии использовавший труды античного астронома Птолемея и инд. десятичную систему цифр; Георгий Пахимер - преподаватель Патриаршей школы, оставивший труды по наукам квадривиума. В Зап. Европе до эпохи Каролингского возрождения (VIII-IX вв.) науки находились в упадке. Только в Ирландии, Англии и Италии изучался тривиум, основы астрономии использовались для нужд церковного календаря. В деятельности ученых эпохи Карла Великого , прежде всего Алкуина и его школы, наблюдаются 2 тенденции использования A. l.- как средства для библейской экзегетики и как системы образования,- что повлекло за собой обращение к античной традиции. Возрождение квадривиума связано с централизованным введением в IX в. учебника Марциана Капеллы в систему школьного, в основном монастырского, образования, а также с влиянием Иоганна Скота Эриугены в школах Лана и Осера. В X-XI вв. A. l. развиваются в монастырских и соборных школах благодаря деятельности Аббона из Флёри, Фульберта Шартрского, Герберта Аурилакского. О высоком уровне преподавания A. l. в Зап. Европе в нач. XII в.

http://pravenc.ru/text/76404.html

Первое документальное свидетельство о Н. К. датируется 1416 г., когда его имя было внесено в матрикул фак-та искусств (см. ст. Artes liberales ) Гейдельбергского ун-та: «Николай Канцер из Кузы, клирик Трирского диоцеза» (Nycolaus Cancer de Coesze cler[icus] Treuer[ensis] dyoc[esis]; см.: Die Matrikel der Universität Heidelberg. Hdlb., 1884. Tl. 1: 1386 bis 1553. S. 128; ActaCus. Bd. 1. S. 3-4. N 11). Поскольку имя помещается в конце списка (59-е место из 62), относящегося к ректорству Николая из Баттенберга (ректор с 20 дек. 1415 по 22 июня 1416), предполагается, что Н. К. поступил в университет в конце весны или в начале лета 1416 г. Упоминание о Н. К. как о «клирике» свидетельствует не о наличии у него священного сана, а о том, что он был направлен в ун-т Трирским архиепископом, к-рый увидел в нем перспективного церковного служителя, посвятил его в один из низших церковных чинов и, возможно, взял на себя необходимые для обучения в ун-те финансовые расходы. О круге общения Н. К. в Гейдельберге ничего не известно. В этот период на фак-те искусств продолжалась полемика между сторонниками классической схоластической логики, «старого пути» (via antiqua), и последователями новых идей в логике, философии и теологии, развиваемых учениками Уильяма Оккама , «нового пути» (via moderna), в число к-рых входил и 1-й ректор Гейдельбергского ун-та Марсилий Ингенский ( 1396). Даже за недолгое время, проведенное в Гейдельберге, Н. К. должен был соприкоснуться с идеями номиналистов по меньшей мере в области логики и физики. Нет свидетельств, что он проявлял в этот период интерес к тонким философским дискуссиям схоластов, однако вполне возможно, что он воспринял от номиналистов общую установку на критический анализ и пересмотр сложившихся мнений (см.: M ü ller. 2013. S. 52-60). Дом, в котором родился Николай Кузанский в г. Бернкастель-Кус. XIV в., перестроен в кон. XVI в. Фотография. 2015 г. Дом, в котором родился Николай Кузанский в г. Бернкастель-Кус. XIV в., перестроен в кон. XVI в. Фотография. 2015 г.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Artes liberales ), а затем философию и каноническое право в ун-те Саламанки. В 1515 г. он оставил учебу, пожелав принять монашеский постриг в ордене францисканцев в уединенном конвенте Санта-Мария-де-лос-Махарретес (известен также как конвент св. Франциска, совр. сел. Сан-Педро-де-лос-Махарретес в муниципалитете Валенсия-де-Алькантара, пров. Касерес, Эстремадура; в 1585 конвент был перенесен, на его месте действует приходская церковь, посвященная П. А.- см.: D í ez Gonz á lez M. C. Los eremitorios en la Cuenca del Tajo: En busca de un lugar idóneo//Patrimonio cultural vinculado con el agua: Paisaje, urbanismo, arte, ingenieria y turismo/Coord. M. Lozano Bartolozzi, V. Méndez Hernán. Mérida, 2014. P. 101-102). Главой (guardián) конвента был дядя Хуана де Гаравито-и-Вилела де Санабрии, Мигель Роко. Выбор именно этой обители был обусловлен не только родственными связями, но и тем, что Эстремадурская кустодия Св. Евангелия (основана в 1502), в состав к-рой входил конвент Санта-Мария-де-лос-Махарретес, со 2-й пол. XV в. являлась важным центром движения за возвращение к идеалам францисканской бедности и аскетическому образу жизни. Буллой папы Римского Льва X (1513-1521) «Ite vos in vineam meam» от 29 мая 1517 г. было официально оформлено разделение ордена францисканцев на конвентуалов и обсервантов. Эстремадурская кустодия Св. Евангелия была подчинена францисканцам-обсервантам св. Иакова, а 22 июля 1519 г. на провинциальном капитуле преобразована в провинцию арх. Гавриила (подтверждено буллой «Accepimus quod» папы Льва X от 23 янв. 1520). После принесения в 1515 г. монашеских обетов, Хуан де Гаравито-и-Вилела де Санабрия был наречен именем Петр, к к-рому, согласно францисканской традиции, был добавлен топоним - название родного города. Во время новициата его наставником стал глава кустодии Франциск Фрехенальский, местом пребывания к-рого был конвент в Бельвис-де-Монрой близ границы с Португалией. П. А. пешком отправился туда из Махарретеса (пройдя более 200 км), чтобы лично получить благословение на вступление в орден.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

Суждения, к-рые могут показаться совр. читателю проявлением крайнего фанатизма и обскурантизма, неожиданно соседствуют с глубокой и серьезной заинтересованностью в античной культуре. Это не просто непоследовательность, это выражение реальной сложности ситуации. На исходе А. формализуется двухъярусная система светской образованности: низший ярус, без к-рого невозможно было обойтись,- «тривиум» (см. Artes liberales ; отсюда наше «тривиальный», т. е. принадлежащий менее элитарной ступени), грамматика, риторика и «диалектика» (логика), умение корректно говорить, писать и мыслить; второй ярус - «квадривиум» (букв.- четыре пути), математические дисциплины: музыка, арифметика, геометрия, астрономия. Христ. культура эпохи расцвета святоотеческой мысли (IV-V вв.) развивалась на фоне соперничества христ. и языческих школ, причем ведущие богословы и проповедники часто получали языческое философское и риторическое образование. Святые Василий Великий и Григорий Богослов , особо чтимые Церковью в числе, как принято говорить, Трех Святителей, одновременно обучались в Афинах, где, как впосл. вспоминал Григорий, у них было только 2 дороги - в храм Божий и в школу; 3-й из их числа, свт. Иоанн Златоуст , учился в молодости у знаменитого языческого ритора Ливания . (Лишь в 529 имп. Юстиниан I закрыл знаменитую Афинскую школу , оплот языческого неоплатонизма .) Свт. Василий Великий написал трактат с характерным заглавием: «Поучение юношам о том, как они могут получить пользу от эллинской словесности»; в поэзии его друга свт. Григория Богослова мы встречаем наряду с жаром молитвы и богомыслия несомненный интерес к профессиональной поэтико-риторической технике. Характерное явление «христ. А.» - лат. автор Аниций Манлий Северин Боэций (ок. 480-524), убежденный христианин, в полемических сочинениях отстаивавший правосл. вероучение против ересей, однако утешавший себя в заточении в ожидании казни чисто философскими доводами по стоическо-неоплатонической парадигме. История отношения наставников христианства к культуре А.

http://pravenc.ru/text/115830.html

В силу известного римского консерватизма, который с трудом расставался со старыми формами, перевес оказался на стороне последнего мнения, и в V– VI вв. можно было видеть на западе епископов (как Эннодий), которые блистали риторским образованием и пользовались языческой мифологией даже при разработке богословских тем 287 . – В полном соответствии с указанными национально-культурными особенностями складывалась на западе и церковная жизнь. Теоретические богословские вопросы, как известно, развиты были на западе слабо: они сводились к охране установленных уже ранее положений, которые рассматривались с юридической точки зрения – как закон (lex, praeceptum). Напротив, доминирующими были интересы практические: вопросы церковной дисциплины и канонического устройства 288 . Отсюда понятно, какой характер должна была получить латинская богословская школа: профессионально-практические цели, господство традиции в теоретическом богословии, преобладание практических богословских дисциплин, на службу которым привлекается латинская «элоквенция», – таковы её основные черты. Что касается общеобразовательных наук, то на западе, как видно из сказанного ранее, не могло быть принципиальных возражений против принятия их в программу духовной школы; но на первых порах не было и особых побуждений к этому, так как греческая идея цельного знания была чужда латинянам, и поэтому они могли довольствоваться параллельной светской школой. Включение общеобразовательных наук в программу духовной школы произошло на западе довольно поздно (в VI в.) и вызвано было не столько принципиальными соображениями, сколько внешними условиями, – особым положением Римской церкви после варварского завоевания: разрушив античное государство и общество, варвары пощадили только церковь , которая, не желая варваризации, естественно, должна была сделаться единственной хранительницей античной культуры, а, следовательно, и «свободных наук» школьного курса. Таким образом, до VI в. латинская духовная школа ограничивается богословской программой, а с VI в. включает в программу и artes liberals. Древнейшим образцом школ первого периода является «monasterium clericorum» блаж. Августина, основанный им ок. 396 г. в Иппоне 289 . Как известно, это учреждение было, в сущности, общежитием для членов Иппонского клира, обязанных жить в епископском доме; но оно имело также и педагогическую задачу, так как здесь младшие клирики (tirones Christi) получали образовательно-воспитательную подготовку к служению в священном сане под руководством самого епископа 290 . Биография Августина, составленная его учеником Поссидием, некоторые труды самого Августина и особенно его сочинение «De doctrina christiana», содержащее обзор всего духовно-образовательного курса и, несомненно, имевшее связь с преподавательской деятельностью автора 291 , дают довольно ясное представление о содержании и ходе учебных занятий в «монастыре клириков».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dyak...

Evang. II 63). Порядок, в к-ром каждый евангелист располагал события своего повествования, был таким, в каком Богу было угодно возбуждать их в его памяти, поскольку это нисколько не уменьшает ни важности, ни истинности евангельской истории (De cons. Evang. II 51). Так как в основу своего сочинения А. положил Евангелие от Матфея, в последней книге он указывает на те места, к-рые встречаются только в Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна. А. Р. Фокин А. о музыке Трактат А. «Шесть книг о музыке» (De musica libri sex, 387) - единственная написанная книга из запланированного А., но неосуществленного цикла трактатов о свободных искусствах ( artes liberales ) - содержит знаменитое определение музыки: «Musica est scientia bene modulandi» (Музыка - наука о хорошем соизмерении; последнее слово может также означать «пение», «размеренное чтение», «ритм», «мелодия» и др.) с подробным эстетико-философским разъяснением каждой его части (De mus. I 2-4). Это определение, происхождение к-рого прочно связано в науке с именем А., неоднократно цитировалось, интерпретировалось и видоизменялось на протяжении последующих полутора тысячелетий ( Кассиодор Марциан Капелла , трактат «Scolica Enchiriadis» (см. Анонимы ), Аврелиан из Реоме , школа Иоанна де Муриса , Франкино Гафури и мн. др.) и до сих пор считается едва ли не самым обобщенным и многозначным определением музыки. Главную часть трактата А. (первые 5 книг) занимает фундаментальная теория ритма (гл. обр. стихотворного), явившаяся кульминационной точкой развития античной метрики. Здесь А. отталкивается от учения лат. грамматиков: Викторина Мария, Элия Доната и др. (см.: Grammatici Latini/Ed. H. Keil. Lipsiae, 1857-1880. Vol. 1-8.), однако полностью перерабатывает его, связав традиц. правила метрики с числовыми закономерностями, что делает его ритмологию уникальной для античной эпохи. Метрика А. не получила сколько-нибудь значительного отклика в науке ср. веков и Возрождения; важнейшие исключения - «Opus majus» и «Opus tertius» Р. Бэкона (1214-1294), а также «Семь книг о музыке» Франсиско Салинаса (1513-1590), изобилующие ссылками на ритмологию А.

http://pravenc.ru/text/62610.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010