591 Они назывались γρμματα κοινωνικ (Евсевий Η. Е. 7, 30 ), επιςολσ ενθρονιαςικα (Евагрий 4, 4). 592 Киприан Ер. 55. Афанасий Epist ad Basilium (int Ep Basii. 61). Епифаний Haer. 42. Никейск. прав. 5. Антиох. np. G. Сардийск. пр. 13. 17. 593 Это были επιςολαι κανονικι (у Василия в. Ерю224). Антиох. Пр.8 , επιςολαι πολυτικα, ερηνικι γραφι πιςολα συςατικ, Epistolae commendatitiae, communicatoriae, formatae. Лаодик. Пр. 42 Антиохийск. Пр.7.8 Халк. Пр.13 Василий в. «Держимся отцов, которые положили не многими знаками давать знать о символах общения с одного конца земли до другого». Epist.203 594 Μυςικαι δελτοι у Аттика ad Cyrill.(int Ep. Cyril. 55) ερι ιελτοι у Кирилла ad. Attic. Ep.56. 595 Св. Игнатий: «не обманывайтесь братия. кто последует производящему раскол, тот не наследует царства Божия». (Ad. Philad. § 3 ). «Бегайте разделений, как начата зол» (Ad Smyrn. §7). Св. Ириней: «пусть духовный судит тех, которые вводят расколы. Это люди пустые, без любви Божией, более уважающие свою пользу, чем единство церкви: они по пустым причинам раздирают великое и славное тело Христово и сколько от них зависит, убивают: говорят о мире, но ведут войну, обсасывают комара и проглатывают верблюда». Adv. haer 4. 33. § 7. Св. Златоуст: «ничто так не отделяет от Бога, как отделение от церкви. Хотя бы сделали без числа много доброго: и тогда мы понесем наказание не меньше тех, которые рассекают тело Его, так как рассекаем полноту церкви». In Epist. ad Eph. Hom. 11. § 4. Августин называл раскол «святотатством, которое превышает всякое нечестие». (Ер. ad Parm. 1, 4 § 7), «святотатством, тягчайшим всякого другого», (de bapt. cout. donat. 2. 7. § 11). См: Пост. апос. 6, 1. Ориген in Levit Hom. 4 Ефрем сир. Testam, t. 2 p. 243. 244. 598 Adv haer. Lib. 1. 2. Тертуллиан de praescr. haer. c. 37. «Если они еретики, то и не христиане». – Киприан о единстве ц: «как диавол не есть Христос, хотя и называет себя Его именем: так и тот не христианин, кто не держится евангелия и истинной веры». Тоже Златоуст in acta Ар hom 33. n 4. Василий в. in Ps 48 . n. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из апостольских учеников И. Б. более других подчеркивает существование Бога как Предвечной Троицы (хотя и не использует это слово), в Которой Три Божественные Ипостаси ясно различаются между Собой: «Старайтесь благоуспевать в Сыне и в Отце и в Духе» и «Христе и Отце и Духе» (Ep. ad Magn. 13. 1-2; ср.: Ibid. 8. 2). Иисус Христос «был прежде век у Отца и наконец явился видимо» (Ibid. 6. 1), «изшел от Единого Отца и в Едином пребывает, и к Нему Единому отшел» (Ibid. 7. 2). «Господь без Отца, по Своему единению с Ним, ничего не делал Сам Собою» (Ibid. 7. 1), «Един есть Бог, явивший Себя через Иисуса Христа, Сына Своего, Который есть Слово Его, происшедшее из молчания» (Ibid. 8. 2). Сын Божий есть «Божие знание (γνσις)» и «воля (γνμη) Отчая» (Ep. ad Eph. 17. 2; 3. 2). Иисус Христос - «Сын Человеческий и Сын Божий» (Ibid. 20. 2). Также и «Дух [Святой] - от Бога» (Ep. ad Philad. 7. 1). Троический контекст присутствует также в приветствиях в начале каждого послания. Христология От Бога Отца и Предвечной Св. Троицы происходит «домостроительство Божие», домостроительство воплощения и спасения, к-рые со Христом и во Христе открылись и осуществились, и это, согласно И. Б., абсолютная новость во всех мирах и веках: «Бог явился по-человечески для обновления (ες καιντητα) жизни вечной; получало начало (осуществление.- Авт.) то, что было приготовлено у Бога. С этого времени все было в колебании, так как дело шло о разрушении смерти» (Ep. ad Eph. 19. 3). «В другом послании, которое намерен написать вам, раскрою только что начатое мною домостроительство [Божие] относительно нового человека, Иисуса Христа, по вере в Него и по любви к Нему, чрез Его страдание и воскресение» (Ibid. 20. 1). К этому домостроительству Божию относится и весь ВЗ. Отношение И. Б. к ВЗ христологично и христоцентрично (как у ап. Павла): «Не в иудейство уверовало христианство, напротив, иудейство - в христианство, в котором соединились все языки (народы.- Авт.), уверовавшие в Бога» (Ep. ad Magn. 10. 3). Точно так же не Христос - ученик пророков, но пророки - ученики Его по духу, ожидавшие Его (Ibid.

http://pravenc.ru/text/Игнатий ...

Христос Великий Архиерей со святыми. Икона. XVI–XVIII вв. (Протат, Афон) В Послании ап. Павла к Титу, еп. Критскому, содержится наставление: «...говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит 2. 15). Об особом служении епископа говорит сщмч. Игнатий Богоносец : «внимайте епископу», «без епископа ничего не делайте» ( Ign. Ep. ad. Philad. 7), «без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви» ( Ign. Ep. ad. Smirn. 8; ср.: Ibid. 9), «все последуйте епископу, как Иисус Христос - Отцу, а пресвитерству, как апостолам» (Ep. ad. Smirn. 8), «только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставил это», «не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви» (Ibidem). Повинуясь же епископу, верующие не ему повинуются, но «Отцу Иисуса Христа, Епископу всех. Итак, в честь Того, Который возжелал его, нам надобно повиноваться без всякого лицемерия; потому что такой обманывает не этого, видимого епископа, но невидимого» ( Ign. Ep. ad. Magn. 3), ибо «епископ председательствует на место Бога» (Ibid. 6), т. е. епископ для сщмч. Игнатия есть образ невидимого Епископа-Христа. Вначале каждая община, даже если это была сельская церковь, имела епископа (см. Хорепископ ), но с IV в., когда в новых социальных условиях епископам приходилось участвовать в богословских диспутах, на них лежала большая ответственность за единство Церкви, а не только местной общины ( Мейендорф, протопресв. С. 44-45), Сардикийским Собором (343) было воспрещено поставлять епископа в «село или малый город, для коего довлеет и единый пресвитер. Ибо не нужно поставляти тамо епископов, да не уничижается имя епископа и власть» (Сард. 6). Учение о первосвященстве тесно связано с учением об апостольском преемстве . На апостольском преемстве основывалось развитие всего содержания епископского служения, включая первосвященство и учительство. Епископ, получивший через рукоположение В. от Господа, является первосвященником (т.

http://pravenc.ru/text/155023.html

Собор признал оба словоупотребления одинаково православными. Но этим молодому поколению никейцев – «великим каппадокийцам» – ставилась новая задача: необходимо было создать точную богословскую терминологию, дабы, по слову Илария, «не устранялось хорошо установленное (омиусиос) и не отвергалось худо понимаемое (омоусиос)». Вместе с тем всплывало само собой и предвосхищенное Афанасием усмотрение равенства Св. Духа первым двум Ипостасям. Прежде же всего надо было собрать рассеянные силы Православия, что приходилось делать в трудных условиях защиты его от нового арианского императора Валента и восстановления прерванной связи с Римом, справедливо вызывавшим на Востоке возмущение своими притязаниями на первенство. Все эти задачи пали тяжестью своей на плечисв. Василия Великого и им главным образом были приближены к разрешению. Примечания См. особ. труды А. Спасского и Лебедева. Постановления соборов. – Y. M а n s i J. D. Sacrorum Consiliorum nova et amplissima collectio и Hahn Bibliothek der Sumbole und Glaubensregeln der alien KJrche. 3 Aufl. Breslau, 1897. Для учения о Церкви в доникейский период см. S. Ignatii Antioch. Ep. ad Magn. 6, 1; ad Trail. 3, 1; 7, 2; ad Philad. 3, 2; ad Smyrn. 1,1и8. IrenaeiLugd. Adv. haereses 1, 10, 2; 3, 4, 1; 5, 20, 1. Для истории арианских споров первостепенным значением обладает св.Афанасий В., особ. Orationes contra Arianos и Epistola de Synodis. Послание Александра Александр, см. у M i g n е т. 18. Ср. еще Т h е о d o r e t i 1, 4, 46 сл. О Маркелле Анкирском см. Th. Zahn Marcellus v. Ancyra, 1867 и Loots Die Trinitatslechre Marcells v. Anc. в Sitzungsberichte der Berliner Akademie, 1902. В серии Гебгардта-Гарнака, где изданы фрагменты М., см. особ, fragm. 15–17; 42 сл.; 48; 54; 58–61; 74; 103; 114–117; 121; 129; а также соч. Евсевия Кесарийского Contra Marcellum. Сочинения Евсевия Кесарийского изданы у M i g n е s. gr. 20–24 и в коллекции Гебгардта-Гарнака. См. особ. Demons! г, evang. 1, 3–6, 9, 63; 2, 2 сл.; 3–10; Deeccl.mheol. 1,8, 2; 1,9, 3, 1, 12, 2, 1, 13, 1; 2, 21,8; 3,4; 6, 1; 3, 17, 1–4, 9; Theophan.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/sv...

977 Термин католический впервые используется по отношению к церкви у Иринея, ревностного сторонника епископата. Ad Smyrn., с. 8: οπο αν Χριστς Ιησος, κει καθολικ εκκλησα, ubi est Christus Jesus, illic Catholica Ecclesia. См. также Послание к церкви Смирны в связи с мученичеством Поликарпа (155), в Евсевий (Я. Ε. IV. 15). 983 См. Климент Римский , Ad Cor., с. 47; Поликарп, Ad Phil. 3; Игнатий, Ad Eph. 12; Ad Philad. 5; Варнава, Ер., с. 1; Папий, свидетельства о Матфее и Марке (в Евсевий, III. 39); Иустин Мученик , Apol. I. 61; Dial с. Tryph. 63, 81, 103, 106; его же частые цитаты из так называемых «Воспоминаний апостолов»; Татиан , Diatessaron и т. д. Сюда следует добавить свидетельства ранних еретиков, таких как Василид (125), Валентин (140), Гераклеон и т. д. См. труды о каноне и критические введения к НЗ. В «Дидахе» часто цитируется Евангелие от Матфея; видно также, что автор был знаком с другими книгами Библии; chs. 1, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 16. См. Schaff, Did., p. 81 sqq. 984 Канон Муратори (названный так в честь обнаружившего и впервые опубликовавшего его Муратори, 1740) – это фрагмент римского происхождения, хоть и переведенный с греческого, между 170 и 180 г. по P. X.; он начинается с Марка, далее следует Луки как третье евангелие, потом Иоанна, Деяния, тринадцать посланий Павла, упоминаются два послания Иоанна, одно Иуды и Апокалиптический Иоанна и Петра; таким образом, в нем опущены Иакова, Евреям, 3 Иоанна, 1 и 2 Петра, вместо которых упомянут апокрифический Апокалипсис Петра с указанием, что «некоторые из нас не читают его в церкви». Этот интересный фрагмент активно обсуждали Креднер, Кирхгофер, Реусс, Треджеллес, Гильгенфельд, Уэсткотт, Гессе, Гарнак, Овербек, Сэлмон и Цан. 985 Которое считалось на Западе каноническим, но не столь подлинным и не принадлежащим перу Павла. 986 В пользу каноничности которого есть сильнейшие внешние свидетельства, Иустина, Иринея и др.; сомневаться в нем начали только в III веке некоторые антихилиасты на догматических основаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

—520— синедрионе пресвитеров, τν πρεσβυτερν συνδριον (de Sacerdot. III, 15; Ср. Василия Великого Ep. 319). «А пресвитерам, говорят Апостольские Постановления, как постоянно труждающимся около слова учения, пусть отделяют двойную же часть, в благодать апостолов Господних, которых и место занимают они, как советники епископа и венец Церкви (συμβουλο το πισκπου κα στφανος τς κκλησας), ибо они собор и совет церковный (ισι γρ συνδριον κα βουλ τς κκλησας II 28). «Почитайте епископа, как Иисуса Христа, говорит Игнатий Богоносец ; пресвитеров же как синедрион Божий, как союз апостолов (συνδριον θεο κα σνδεσμος τν ποστλων); без них (т. е. без епископа, пресвитеров и диаконов, о которых говорилось ранее) нет Церкви (ad Trall. II)». 844 «В единомыслии Бога (ν μονοα Θεο) старайтесь совершать всё в председательстве епископа вместо Бога и пресвитеров вместо синедриона апостолов» (ad Magnes. c. 6). «Один жертвенник, как один епископ, купно с пресвитериумом (μα τ πρεσβυτρι) и диаконами, сослужителями моими» (ad. Philad. c. 4). «Все следуйте епископу, как Иисус Христос Отцу, и пресвитериуму (τ πρεσβυτρι), как апостолам» (ad. Smyrn. c. 8). Чтобы всю систему повиновения, изображаемую Игнатием Богоносце м, нельзя было понимать в смысле слепого повиновения или иерархического безволия с подчиненностью только личной, индивидуальной воле епископа, необходимо принять в соображение, что и епископ всегда подразумевается повинующимся Богу, подражающим Богу. Речь идет у Игнатия Богоносца не об отвлеченном епископате, а об известных ему епископах, почему всякое указание на подражание их Богу всегда сопровождается словами: «как ты и делаешь» или «как он и делает». Само собой разумеется, что если бы епископ поступал иначе, то и отно- —521— шение к нему должно было бы быть иным. При том же Игнатий Богоносец провозглашает систему всеобщего взаимоповиновения в Церкви. «Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался по плоти Отцу и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесно и духовно» (ad. Magnes. c. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Истинное знание есть учение Апостолов, и древнее устройство Церкви во всем мире, и характер Тела Христова – по преемствам Епископов, которым Апостолы передали сущую по всем местам Церковь (Ibid. IV 18. 5; 33. 8). Или как это еще короче высказано в известном Иринеевом богословско-литургическом принципе: «Наша же вера (γνμη, учение) согласна с Евхаристиею, и Евхаристия подтверждает нашу веру (γνμη)» (Ibid. IV 18. 5). Из приведенных слов видно, что богословие сщмч. Иринея действительно является богословием событий (γεγοντων). Однако продолжим рассмотрение богословия сщмч. Игнатия: Един есть только Врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти явленный ( 1Тим. 3:16 ), в смерти Жизнь истинная, и от Марии и от Бога, сперва страдальный, а потом нестрадальный, Иисус Христос – Господь наш (Ign. Ep. ad Eph. 7. 2 ). Для сщмч. Игнатия Христос есть Спаситель, но в Церкви и как Церковь ; вера и любовь Его так конкретно и экзистенциально реальны, как и Тело Христово и Кровь Его, которая есть «Кровь Божия» (Ibid. 1. 1). Поэтому он восклицает: Хлеба Божия желаю, который есть Тело Иисуса Христа, и пития желаю – Крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная (Ign. Ep. ad Rom. 7. 3 ). Все это для сщмч. Игнатия конкретно осуществимо и переживаемо в опыте только в общении и обществе Церкви как Тела Христова, собираемой на Евхаристию, которая тоже является Телом Христовым: Приветствую богодостойного епископа и благолепнейшее пресвитерство и сотрудников моих диаконов, и всех [верующих] – каждого порознь и всех вместе, во Имя Иисуса Христа, и Его Плоти и Крови, и страдания и воскресения, и телесного и духовного единения Божия и нашего (Idem. Ep. ad Smyrn. 12. 2) 36 . И снова, в другом месте, сщмч. Игнатий говорит: Церквам желаю соединения с Плотию и Духом Иисуса Христа, Который есть наша вечная жизнь (Idem. Ep. ad Magn. 1. 2). Старайтесь, чтобы [все] участвовали в одной Евхаристии, ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа, и одна Чаша в соединение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ, вместе с пресвитерством и диаконами (Idem. Ep. ad Philad. 4. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В пространной редакции 175 сохранились 7 интерполированных и 5 подложных посланий Игнатия (с письмом к нему Марии Кассобольской). Интерполяция и подлог, как видно из сходства отдельных выражений, принадлежат одному автору, который, чтобы скрыть подлог, расположил послания в особом порядке, так что за двумя подложными следуют два подлинных Послания. Цитаты из этой редакции впервые встречаются с конца VI в. у тритеиста Стефана Говара (Phot. Bibi. Cod. 232//PG. T. 103. Col. 1092–1106) и y Анастасия Антиохийского в письме свт. Григорию Великому (Ep. V, 39; cp.: Ign. Ep. ad Eph. 21:2 ). Следовательно, подлог возник не позже VI века. С другой стороны, псевдоИгнатий, очевидно, пользуется «Церковной историей» Евсевия, например, в «Послании к Филадельфийцам» 6, 3 (Ps.-Ign. Ep. ad Philad., 6//PG. T. 5. Col. 829BC – o значении имени «Евионей»; cp.: Euseb. Hist. eccl. III, 27, 6//PG. T. 20. Col. 273C; р. п.: C. 127), следовательно, подлог возник не раньше IV века. Точнее установить время псевдо-Игнатия можно, определив характер его богословских воззрений. Хотя некоторые учёные считают интерполятора православным, однако вероятнее предположение, что он был аполлинаристом, ибо, с одной стороны, он ясно заявляет в «Послании к Филиппийцам», что Господь не имел человеческой души (Ps.-Ign. Ep. ad Phil. 5, 2; 6 //PG. T. 5. Col. 925B-926A; 928B), a c другой, признаёт, равночестность лиц Святой Троицы (ibid. 2:4), но нигде не называет Христа тварью, как ариане. Отсюда подлог можно отнести к концу IV и началу V века. Фальсификат имел место в Сирии (ibid. 8, 2; 13:3). Содержание подложных писем таково. Мария, происходившая, вероятно, из деревушки Кассобол близ Аназарва (Послание к Марии) в Сирии, просит Игнатия поставить её друзей – Мария епископом и Евлогия пресвитером, чтобы христиане не оставались без пастырей, а так как эти лица были ещё слишком молоды, то она и доказывает примерами из Св. Писания (Самуил, Даниил, Иеремия), что и юноши выступали, как служители и пророки Божии. Игнатий в ответном письме соглашается на её аргументы и в необычайно вежливых выражениях обещает исполнить её просьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

В «Послании к Магнезийцам» он вновь напоминает: Стремитесь все делать вместе в божественном единомыслии: епископ, председательствующий на месте Бога, и пресвитеры — на месте собора апостолов, и диаконы… поскольку им доверено служение Иисуса Христа… Всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет среди вас ничего, что могло бы вас разделить, но будьте едины с епископом и с теми, кто председательствует (Ign. Ep. ad Magn. 6.1–2). Посему, как Господь ничего не делал без Отца (ибо Он был в единении с Ним). так и вы не должны делать что-либо без епископа и пресвитеров. Не пытайтесь убедить себя, что сделанное вами в одиночку будет чем-то достойным, но собирайтесь вместе; пусть будет одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда, в любви и непорочной радости, которая есть Иисус Христос, а лучше Него нет ничего. Устремляйтесь вместе к одному храму Божьему, одному жертвеннику, одному Иисусу Христу. (Ign. Ep. ad Magn. 7, ср. Ign. Ep. ad Smyrn.8). И в «Послании к Филадельфийцам»: Итак, заботьтесь о том, чтобы участвовать в одной Евхаристии, ибо одна плоть нашего Господа Иисуса Христа, и одна чаша, которая соединяет через Его кровь; один жертвенник, равно как и один епископ, вместе с советом пресвитеров и диаконов, моих собратьев и сослужителей… (Ign. Ep. Ad Philad. 4, ср. 6.2). Так называемое «Послание Варнавы» 4:10 (ок. 70–150 гг. по Р. Х.) и Первое послание Климента Римского к Коринфянам (ок. 96 г.) отражают ту же заботу о единстве в разрозненных христианских общинах того времени. Климент настойчиво призывает: И мы, будучи собраны на одно в согласии, единым устремлением сердца, будем взывать к Нему неотступно, едиными устами, и так мы станем причастниками его великих и славных обетований (4 Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 34.7) [Apostolic Fathers, 91; Clément (SC), 156] Но эти писания выявляют нечто большее, чем продолжение обеспокоенности ап. Павла вопросом единства в Коринфе. К концу первого столетия христианской эры возникла более четко оформленная структура служений ради поддержания этого единства, что отразилось на порядке совершения богослужений. Председательствующий в собрании служитель, или «первосвященник», находится в окружении других служителей. Эти служители отличны от «мирян» — сам термин впервые появляется именно в это время — благодаря своей роли и месту, которое они занимали в собрании. Если подобный тип устройства еще не стал общепринятым, то Первое послание Климента свидетельствует о его распространении к 96 г., по крайней мере, в Риме и Коринфе:

http://azbyka.ru/kakova-rol-mirjan-v-cer...

Игнатия Богоносца (Ad Philad., 8), у Тертуллиана (De роеп., 9), у св. Киприана Карфагенского (De laps. 29), у Оригена (In Lev. hom., V. 12; De orat., 28), у св. Амвросия Медиоланского (De роеп., II, 19; De Spiritu Sancto, III, 137; In Psalm. CXVIII. Expos., X, 17), у св. Иоанна Златоуста (De sacr., III, 5; In Ioan, hom., LXXXVI, 4), у бл. Августина (Serm. ad Cat., 14, 15; Enchir., 65), у бл. Иеронима (Ep. XIV. 8; Contr. Pelag., II, 7), у св. Льва Великого (Ep. CVIII, 2; CLXVIII, 2). – Находим, по взгляду американских богословов, у св. отцев и учителей древней нераздельной церкви свидетельства и о практическом приложении таинства покаяния к жизни. Например, у св. Климента Римского (Ad Cor. I, 57), у св. Ерма (Pastor. Vis. III, 5; Sim. VII), у св. Иринея (С. haeres. I. XIII. 5), у Тертуллиана (De poenit., passim), у Оригена (Hom. I in Ps. XXXVI, 5 ; Hom. II in Ps. XXXVII, 6 ), у св. Киприана Карфагенского (Delapsis, passim), в Апостольских постановлениях (Const. Ар. VIII, 8–9) и в постановлениях собора Эльвирского 305 года 414 . Общим предметом (the remote matter) таинства покаяния, по взгляду американских богословов, являются грехи, устраняемые чрез указанное таинство, частным же предметом (the proximate matter) – раскаяние кающегося, которое включает: а) истинное сокрушение о грехах, характеризуемое термином contrition; б) исповедание (confession) грехов пред священником, сопровождающееся отпущением их и в) удовлетворение (satisfaction) или выполнение таких покаянных актов, какие налагает священник, и совершение таких действий, которые свидетельствуют об исправлении кающегося. От совершенного покаяния, характеризуемого термином contrition, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, следует отличать покаяние несовершенное, характеризуемое термином attrition, которое представляет из себя сокрушение о грехах, проистекающее из низших мотивов, напр., боязни адских мучений и проч. В содержание исповедания (confession) грехов должны входить все смертные грехи, в которых верующий ранее не исповедовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010