2 По свидетельству древних писателей и рукописного предания, полное надписание Апокритики таково: ποκριτικ ς Μονογεν ς πρ ς λληνας. На русский язык это надписание можно перевести следующим образом: «Ответ или Единородный (т. е. Христос–ср. II, 8; III, 8, 9, 13, 14, 23, 27) Сам отвечающий эллинам». 3 Биобиблиографические сведения о нем см. у G. Schalkhausser’a в его исследовании: Zu den Schriften des Makarios von Magnesia. T. und Unt. XXXI, 4. S. 18 ff. 7 115–118. Две диссертации Крузия, посвященные Макарию магнисийскому: Disputatio inauguralis historico-theologica exhibens notitiam et Θεολογο μενα Macarii Magnetis (1737) и Dissertatio theologica II de Θεολογοιμ νοις Macarii Magnetis (1745), перепечатаны–первая полностью, вторая с сокращениями–у Migne’я. См. Patr., S. gr., t. X, coll. 1343–1376, 1376–1406. 9 Каждому из них удалось найти в рукописях различных библиотек только отдельные отрывки из Апокритики Макария, равно и его гомилий на книгу Бытия. 10 Μακαρ ου Μ γνητος ποκριτικ ς Μονογεν ς, Macarii Magnetis quae supersunt ex inedito codice edidit C. Blondel. Paris 1876. Это издание в настоящее время является единственным свидетелем относительно текста Апокритика, так как и афинская рукопись, которой воспользовался для своего издания Blondel, исчезла. Cp. Schalkhausser, 6, 202. 11 Cp. Duchesne, De Macario, Magnete et scriptis ejus (Paris. 1877); Geffroy (Revue des deux mondes, 1876, t. 46); Möller (Theol. Lit.-Ztg. 1877, 19); Zahn, Zu Makarius von Magnesia (Ztschr. f. KG. 1878, S. 450–459); Wagemann (Jahrbb. für deutsche Theologie XXIII, 1878); Neumann, Juliani imperatoris librorum contra christianos quae supersunt. Lipsiae 1880; T. W. Grafer, Macarius Magnes, a Negleeted Apologist (The Journal of Theological Studies, U. VIII, p. 401–423, 546–571); J. Geffcken, Zwei griechische Apologeten. Leipzig und Berlin 1907; H. Hauschildt, De Porphyrio philosopho Macarii Magnetis apologetae christiani in libris ποκριτιχ ν auctoro (Heidelberg 1907); G. Schalkhausser, Zu den Schriften des Macarios von Magnesia ..(T. und Unters. XXXI, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

2, 4–4:5). Наконец ап. преимущественно изображает свое собственное положение (4, 6–22). Ап. Павел хвалит веру Тимофея и увещевает его к твердости в страданиях (гл. 1). Потом он изображает обязанность проповедника Евангелия, – как он должен быть душевно настроен, как должен страдать и сражаться с противниками истины (гл. 2). Затем он увещевает его, указывая на великие опасности последних времен, к бодрствованию, так как сам он уже совершил течение (гл 3. и 4, 1–8). Наконец, прося возлюбленных поспешить к нему, он передает известия, поручения, приветствия (4, 9–22). 997 Это показывают уже вышеприведенные ссылки и точнее указано Е. Gundert Der 1 Br. des Clem. R. в Zeitschr. f. d. Iuth. Theol. 1853. H. 4 и 1854. H. 1. 3., особенно 1854. H. 3. S. 460 f. 998 Сравн. напр. Ignat. ep. ad Magnes. c. 8. (Μ πλανσϑε τας τεροδοξαις μηδ μυϑεμασιν τος παλαιος νωφελσιν οσιν (в более пространной рецензии это сходство еще яснее: μηδ μϑοις νχετε α γενεαλογαις περντοις α ουδαος τφοις) с 1Тим. 1, 4 . и ad Ephes. 2. (Κατ πντα με νπαυσεν (α τν λυσν μου ο πσχνϑη) ς α ατν πατρ ησο Χρ. ναζει) с 2 Тим, 1, 16. 999 ρχ πντων χαλεπν φιλαργυρα εδτες ον, τι οδν εσηνγαμεν ες τν σμον, λλ σδ εξενγειν τι χομεν, πλισμεϑα τος πλοις τς διαιοσνης. 1001 В этих местах сходство так велико, что совершенно невозможно отвергать заимствования их из пастырских посланий. Конечно и у Поликарпа (подобно как у Климента) многие пункты, на которые обращено особенное внимание в пастырских посланиях, совсем не упомянуты, или, по крайней мере, упомянуты без указания на послания. («Так находят странным, что Климент в своем послании к Коринфянам рассуждает о епископском посвящении не с точки зрения пастырских посланий, несмотря на то, что к этому представлялся самый удобный случай в гл. 42, 44, 58, и что Поликарп в своем послании к Филиппийцам говорит о женах и вдовицах без всякого отношения к 1Тим. 5 ». Matthies Pastoralbriefe S. 5). Однако это нисколько не опровергает факта вышеупомянутого сходства, потому что образ изложения у писателя не совсем связный и при свободном, основывающемся на памяти, отношении древнейших учителей церкви к новозаветным местам, не может быть ничего странного в том, если рядом с очевидными заимствованиями и указаниями оставлены без упоминания некоторые частные пункты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Первая и Вторая книги Паралипоменон   Braun, Roddy./Chronicles. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1986. Dillard, Raymond. 2Chronicles. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1986. Japhet, Sara. 1 & 2Chronicles. Old Testament Library. Louisvillë Westminster John Knox, 1993. Selman, M. J./& 2Chronicles. 2 vols. Tyndale Old Testament Commentaries. Downers Grove, I11.: InterVarsity Press, 1994. Williamson, H. G. M. 1 & 2Chronicles. New Century Bible. Grand Rapids: Eerdmans, 1982.   Книга Ездры, Неемии, Есфирь   Bush, Frederic. Ruth/Esther. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1996. Clines, D. J. A. Ezra, Nehemiah, Esther. New Century Bible. Grand Rapids: Eerdmans, 1984. Fensham, Charles. The Books of Ezra and Nehemiah. New International Commentary on the Old Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1982. Fox, Michael V. Character and Ideology in the Book of Esther. Columbiä University of South Carolina Press, 1991. Williamson, H. G. M. Ezra and Nehemiah. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1985. Yamauchi, Edwin. Ezra and Nehemiah. Expositors Bible Commentary 4. Edited by F. Gaebelein. Grand Rapids: Zondervan, 1988.   Книга Иова   Clines, D. J. A. Job 1–20 . Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1989. Habel, Norman. Job. Old Testament Library. Louisvillë Westminster John Knox, 1985. Hartley, John. The Book of Job. New International Commentary on the Old Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1988. Pope, Marvin. Job. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1965.   Псалтирь   Allen, Leslie. Psalms 101–150. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1983. Anderson, A. A. Psalms. 2 vols. New Century Bible. Grand Rapids: Eerdmans, 1972. Avishur, Yitzhak. Studies in Hebrew and Ugaritic Psalms. Jerusalem: Magnes, 1994. Craigie, Peter С Psalms 1–50. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1983. Dalglish, E. R. Psalm 51 in the Light of Ancient Near Eastern Patternism. Leiden: Brill, 1962. Goulder, M. D. The Psalms of the Sons of Korah. Sheffield, U.K.: JSOT, 1982. Kraus, H. – J. Psalms 1–59. Continental Commentaries. Minneapolis: Augsburg, 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

ad Trallian. с.2 [Migne, s.g., t.5, col.777-780]. - Cp. Clem. Rom., ep.1 ad Corinth, c.40,42 [Migne, s.g., t.1, col.288-289,292-296]. 129. Ignat, ер. ad Magnes, c.2,6 [Migne, s.g., t.5, col.757,764]. 130. Thomassin, Vetus et nova eccl. discipl. P.I, lib.II, c.29. Augusti, Denkwrdigkeiten, XI,189 и сл. 131. Van Espen, приведя несколько свидетельств об этом из истории первых веков, замечает: Ех his non tantum habemus diaconos urbis Romae hoc elationis et arrogantiae vitio specialiter laborasse, sed insuper habemus hujus arrogantiae et insolentiae radicem et fundamentum, quod nimirum essent ministri, qui episcopo continuo assisterent..., quo fiebat ut apud episcopum plurimum possent; atque hinc iis facile blandiebantur etiam presbyteri, qui ab episcopo aliquid sperabant. Ulterius, cum diaconi thesauri ecclesiastici essent oeconomi et dispensatores, divitus prae presbyteris abundare consueverant; atque hinc altera superbiendi occasio. Comment. in canones, p.102. 132. Harduini, I,276, de diaconis urbicis, ut non sibi tantum praesumant, sed honorem praesbyteris reservent, ut sine conscientia ipsorum nihil tale faciant (can.18). 133. Praesentem canonem adversus insolentiam et arrogantiam quorundam diaconorum a synodo editum fuisse instantibus duobus illis presbyteris romanis, qui vice Sylvestri pontificis romani interfuerunt huic synodo, non sine fundamento creditur a nonnullis, - говорит Van Espen в начале толкования этого Ник. правила. Упом. соч.. р.101. 134. Justin., Apol. II, с.5 [Migne, s.g., t.6, col.452-453]. 135. Аф. Синт., II,155. 136. На IV Карф. Соборе 398 г. изданы четыре правила относительно диаконов (Harduini, I,985). См. толкование 20-го Лаодик. прав., и 7-го и 16-го Трул. в нашем издании. Правило 19. О бывших павлианами, но потом прибегнувших к кафолической церкви, постановляется определение, чтобы они все вообще вновь крестимы были. Аще же которые в прежнее время к клиру принадлежали: таковые, явясь безпорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположены епископом кафолическия церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1312...

Примечания: 182. Согласно с Аф. Синтагмой (II,81-85), у автора в сербском подлиннике 64 пр.=65 Книги правил, 65 пр.=66, 66 пр.=64. (Ред.) 183. Ignat, ep. " Ad Philipp " [Migne, s.g., t.5, col.1005-1016]. - Epiphan., " Expos. Fidei " , 4, " Haeres. " , XLII, § 3 [Migne, s.g., t.42, col.780,781 и t.41, col.697-700]. - Socrat, " Hist eccl. " V,22 [Migne, s.g., t.67, col.625-645]. - Sozom., " Hist. eccl. " VII,19 [Migne, s.g., t.67, col.1473-1480]. - Tertull., " De jejun. adv. Psych. " c.14 [Migne, s.l., t.2, col.973, 974]. - Тот же Тертуллиан в сочинении " De corona militis " говорит об обычае, что по субботам нельзя поститься: harum et aliarum ejusmodi disciplinarum si legem expostules Scripturarum, nullam invenies: traditio tibi praetendetur auctrix, consuetudo confirmatrix, et fides observatrix (c.4). [Migne, s.l, t.2. col.80]. 184. Аф. Синт., II,84-85. Ср. Ignat., " Ер. ар Magnes... " [Migne, s.g., t.5, col.661-673]. - Euseb., " Hist. eccl. " III,27 (Migne, s.g., t.20, col.273]. - Socrat., " Hist. eccl. " V,20, VII,4 [Migne, s.g., t.67, col.620-621;745]. - Пост в субботу воспрещается (кроме Великой субботы) и в " Православном исповедании " , ч.I, отв.88. 185. В Книге правил это правило объясняется так: " Степень разрешения поста во дни воскресный и субботний определяется в церковном уставе, и состоит обыкновенно в том, что разрешается вино, елей и принятие пищи по литургии, без продолжения неядения до трех четвертей дня " (упом. изд., стр.33).  Правило 65. Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго (Ап. 7, 45, 70, 71; Трул. 11; Антиох. 1; Лаод. 6, 29, 33, 37, 38). В толковании 45-го Ап. правила мы видели, что православным духовным лицам возбраняется всякое религиозное общение с еретиками (communicatio in sacris). Возобновляяэто запрещение, 64-е Ап. правило относит к нему и иудейскую синагогу. Это правило так же, как и 45-е Ап. правило, выражает ту мысль Св. Писания, что не может быть согласия между Христом и Велиаром, или какое соучастие верного с неверным (2Кор.6:15). Если вообще духовное лицо не может иметь с еретиками никакого молитвенного общения, даже и частного, тем менее возможно для него такое общение с иудеями, в силу вполне понятной причины, проистекающей из самого отношения иудейства к христианству. Многие правила позднейших соборов (особенно Лаодикийского и Трулльского) решительно осуждают какое бы то ни было религиозное общение с иудеями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Образ 2. Taken from Faber, In Festo S. Thomae Apostoli, No. 7 «Documenta [on the Gospel for the day, viz., John 20.19–31 ]», sect. 3 «Cedere sensu et voluntate nostra: 1 A Christo lapsis condescendere»: «Ecce enim Christus ob unam ovem exerrantem, post dies octo iterum redit ianuis clausis ad coetum discipulorum, iterum stat in medio, iterum ait: Pax vobis; sicut ante octiduum, ut ostendat se nunc propter unum Thomam venisse, id omne faciens uni Thomae, quod prius fecerat omnibus discipulis. Huius igitur exemplo conemur unusquisque, maxime qui ex officio obligamur, lapsis subvenire, et in gratiam ipsorum nihil non moliri, hortari, obsecrare, increpare opportune importune cum omni patientia. Ne simus instar Cain, qui de fratre interrogatus dicebat: Numquid custos fratris mei sum ego? Gen. 4 Neque instar Sacerdotum, qui Iudae poenitentia ducto dicebant: Quid ad nos? tu videris, Matth. " Образ 3. Taken from Faber, In Festo Nativitatis Christi, No. 9 «Concio seu Documenta Salvatoris nati [on the Gospels for the day, viz. Luke 2.1–10, John 1.1–14 ]», sect. 1 «Documenta e stabulo»: «Si enim Iulius Caesar videns aliquando apud Gades in Herculis templo imaginem Alexandri Mag. iuvenis, graviter ingemuit, quod Alexander in tarn brevi triginta annorum aetate orbem репе totum subegisset, ipse vero in eadem nihil dum praeclari egisset, apud Bapt. Fulg. 1. 8. An non similiter suspiremus, quod in tanta aetate tarn teneri et molles simus, nec quicquam ferre possimus: qui videmus Christum in tantilla aetate tanta esse passum?» Образ 4. Taken from Faber, ibid., sect. 6 «Ex foeno»: «Franciscus Gallorum Rex I. ut primum literas, a quibus sui Maiores semper abhorruerant, amare coepit, statim secuta nobilitas est, deinde reliqui ordines tanto studio bonas artes conquisierunt, ut nusquam deinceps literatorum copia extaret maior. Bodin. method, hist. c. 6.» Published in Buslaev and PLDR. Образ 5. Taken from Faber, Dominica 19 Post Pentecosten, No. 6 «Media ac modi quibus Deus vocat», sect. 3 «Per exempla bonorum»: «Nullus enim magnes ita ad se ferrum trahit, uti bonorum exemplum homines.»

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

625 Ullmann по этому поводу, между прочим, замечает: Григорий не пользовался этим догматическим местом потому, что его в то время не существовало (Gregor. v; Nazianz d. Theolog. S. 395. Anm. 1). Но если и можно согласиться с этим мнением немецкого ученого, то разве только наполовину: быть может, его, действительно, не было в библейском кодексе, находившемся под руками св. Григория; но утверждать, что этого места вообще в тогдашней Библии не существовало, – по меньшей мере поспешно, так как новейшие критические исследования все более и более убеждают в подлинности данного библейского текста, и если с последним нельзя согласиться прямо и безусловно, то, по крайней мере, нет никакого основания отрицать существование его во всех древнейших библейских кодексах. 627 Учение о Св. Троице, в виду появления различных еретиков, искажавших этот догмат, очень рано стало появляться и раскрываться св. отцами и учителями Церкви. Его можно находить в творениях церковных писателей самых первых времен христианства. Напр., S. Barnab. Epist., сс. 5, 7, 12 (cf. Mohler’s Patrol. 1, S. 92; S. Ignat. Epist. ad Magnes., n. 31; S. Hippolyt. Port. c. Noet. fragm. (cf. Mohler’s Patrol., 1, S. 601 ss.); Athenagor. Leg. pro christ., 10 ss. S. Iustin. Dial, cum Tryph., 56. 128; Apolog. 2 et cet. Tertullian. Advers. Prax.; Novation. De Trinitale. В произведениях церковных писателей 3 века: Климента Александрийского , Оригена и др. учение о Св. Троице, в обширной полемике с антитринитарными системами, получило уже весьма значительное развитие. 641 Понятия » οσα» и » πστασις« долго не были определены с точностью и употреблялись церковными писателями безразлично. Даже ко времени никейского вселенского собора (325 г.), как можно заключить из одного определения последнего ( ω δ τις λγη, ξ τρας οσας ποστσεως τν Yν, ναθεμ. κ. τ. λ.), оба эти понятия не получили точного определения. Спор между мелетианами и павлинианами о том, три ли Ипостаси признавать в Боге или одну, свидетельствует о том же. Но надобно заметить, что в самой православной Церкви – это обстоятельство отнюдь не сопровождалось какими-либо разностями в догматических воззрениях: все православные отцы и учители единогласно признавали в Боге одно существо и три Лица, и св. Григорий Назианзин совершенно справедливо называет все споры об одной или трех Ипостасях в Божестве » περ τν χον σμικρολογαν« (Or. 21, n. 35, c. 1125). На соборе александрийском (362 г.), действительно, обнаружилось, что защитники трех Ипостасей отнюдь не допускали в Боге трех существ, защитники же одной Ипостаси, отождествлявшие это понятие с понятием " οσα», признавали одну природу, а не одно Лицо в Божестве. Но, как бы то ни было, для ясности и определенности догматических воззрений необходимо было с точностью определить значение того и другого термина. И это действительно было сделано тремя каппадокийцами и в особенности св. Григорием Богословом , как это мы и видели при изложении его учения о Св. Троице вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

62 О «самопроизвольных медиумических явлениях» см. на русском языке «Предвестники спиритизма за последние 250 лет» Аксакова, СПБ. 1895 г. На ряду с случаями Уесли и Момпессона читатель найдет там и пространное изложение по оригинальным документам двух русских случаев: капитана Жандаченко (1853 года) и А. В. Щапова (1870–1871 гг.). Прим. перев. 63 Mosaicall Philosophy (London, 1659) p. 121. Cpb. Maxwell De Medicina Magnetica (Франкфурт, 1679 г.), стр. 3: «Ab omni согроге radii corporales fluunt in quibus anima sua praesentia operatur, hisque energiam et potentiam operandi largitur». И снова, в Афоризме XVII: «Stellae vitalem Spiritum corpori disposito ligant per lucem et calorem, eidemque iisdem mediis infundunt». У Алкинда, цитируемого Фледдомъ: «Mundus elementarius est exemplum mundi Syderei... manifestum est quod omnis res hujus mundi radios faciat suo more ad instar syderum». 64 Quodlibet corpus, cui mimmia viva in allo homine propinatur, illico fit magnes (Парацельс у Фледда, op. cit.) 66 Mosaical1 Philosophy, p. 262. Заслуживает быть приведенным весь отрывок, как представляющий сжатое, хотя и не вполне вразумительное, изложение теории: «Если после нанесения раны, часть внешней крови раны, вместе с внутренними ее духами, или одни только внутренние духи, проникшие на оружие, или какой-либо иной предмет, заходивший в глубь раны, будут перенесены из нее на любом разумном, но неограниченном и неизвестном расстоянии, на мазь, свойство которой бальзамическое и согласуется с природою раненой твари – то одушевленная этими духами мазь сразу сделается магнетическою и будет магнетически влиять и воздействовать на лучистых духов, невидимо истекающих из раны. Ее будут к тому направлять кровяные духи, находящиеся на оружии или ином предмете, принявшем или содержавшем их; а живучие и южные духи, исходящие и истекающие из раны, будут, благодаря северному притяжению магнетически одушевленной мази, сходиться и соединяться с северными, застывшими или неподвижными кровяными духами, заключающимися в мази, и побуждать их к действию в южном направлении, т. е. от центра к окружности. Таким образом, благодаря этому взаимному воздействию, соединению или непрерывности, будет действовать живой южный луч и вновь оживит холодные или неподвижные лучи, одушевляющие мазь магнетическим свойством. А оживленные духи мази, одушевляемые духами их обоих и управляемые духами, впервые перенесенными в мазь, сказанным соединением или непрерывностью сообщат бальзамическое или целебное свойство мази духам в ране, будучи сперва магнетически привлечены; а впоследствии они (духи раны) посредством нераздельной гармонии, перенесут его обратно в рану. И вот причина симпатического или антипатического воздействия или соотношения, наблюдаемого между раною и мазью на опыте».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/spi...

   Именно — протестантов, которые не признают, чтобы Христос учредил в Церкви особое священноначалие или иерархию, а утверждают, что все верующие, по силе таинства крещения, суть равно священники Бога вышнего; но так как всем невозможно отправлять обязанностей священства: то верующие и избирают сами из среды себя особых мужей, как своих представителей, которых и облекают правами священноначалия.    To же, что здесь говорится о Павле и Варнаве, древние учители Церкви передают и о прочих св. апостолах. См. слова Иринея и Климента алекс. у Евсевия церк. истор. кн. III, гл. 23; также Tertull. de praescr. haeret, c. 35 et Hieron. de viris illustr. c. 9.    Epist. 1 ad Corinth. n. 42. 44.    Epist. ad Magnes, п. 3. 6. 7.    «Должно повиноваться пресвитерам, находящимся в Церкви, и происходящим преемственно от апостолов, и, по благоволению Отца, вместе с преемством епископства, получившим истинные дары; прочих же, кои получили пресвитерство не по такому преемству и собираются во всяком месте, тех считать людьми подозрительными, еретиками и злонамеренными, отступниками, горделивыми, самолюбивыми, лицемерами, делающими это ради прибытка или суетной славы» (Adv. haeres. IV, 26, в Хр. Чт. 1838, 1, 137—138).    Epist. XXV. XXVUU.    Hist. Eccl. III, 4; in Ps. LXXXVIII, 35; in Jes. I, 27; IX, 14; XI, 6. 7.    Слов. o соблюд. порядк. в собесед. Тв. св. Отц. III, 142—145.    In II ad Tim. homil. II, n. 2; in II ad Corinth. homil. XV, n. 4; XVIII, n. 3.    De offic. ministr. lib. II, c. 24, n. 123.    Contr. Luciferian. c. 4.    Contr. epist. Parmeniani lib. 1, c. 3, n. 5.    Epist. 1 ad Corinth. n. 44.    Epist. ad Ephes. n. 3, в Хр. Чт. 1821, 1, 32. Снес. его же посл. к Филадельфийцам. Хр. Чт. 1828, XXXI, 3. 4.    Adv. haer. III, c. 3, в Хр. Чт. 1838, ΙI, 4—5.    Apostolis nos successimus, eadem potestate ecclesiam Domini gubernantes (vid. in Act. concil. Carthag.). И в другом месте: potestas ergo peccatorum remittendorum apostolis data est et ecclesiis, quas illi a Deo missi constituerunt, et episcopis, qui eis ordinatione vicaria successerunt (Epist. XXV).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех ( Матф. 18, 15–19 ). Последние слова: аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, прямо свидетельствуют, что Господь под церковью разумел именно лица, облечённые Им властью вязать и решить, точно так, как и у Иудеев в подобном случае, когда дело шло об исправлении или наказании кого-либо, церковью (Kahal κκλησα) назывался собственно верховный совет или Синедрион, состоявший преимущественно из священников и левитов. Поэтому-то св. Златоуст в объяснение на это место, после слов: повеждь церкви, прибавляет: т. е. её предстоятелям, и далее слова: елика аще... принимает за продолжение той же мысли, и равно относит к предстоятелям Церкви (Бесед, на Ев. Матф. в Рус. перев. ч. III, стр. 32). Так же объясняют это место св. Киприан, Августин, Феофилакт и др. 631 Клим. Римск. Epist. 1 ad Corinth. n. 1, 34, 47, 57; Игнат. epist. ad Smyrnens. n. 8; epist. ad Magnes, n. 3, 6, 7. 635 Амврос. de officiis ministr, lib. II, cap» 24, n. 123; Иероним. dialog. contra Luciferianos cap 4; Августин. Contra epist. Parmeniari lib. I, cap. 3, n. 5; Григ. Вел. Epist. 62 adversus im, Antioch. Episc.; сн. Epist. 63 ad ?hcodorei 636 Valde enim et perfectos et irreprehensibiles in omnibus eos volebant esse, quos et successores relinquebant (apostoli), suum ipsorum locum magisterii tenentes. Ирин. adv. haer. III, 3, n. 1. Подробнее см. наше Православно-Догм. Богосл. т. II, § 172. 637 «Должно повиноваться пастырям, находящимся в церкви, которые имеют преемство своё от Апостолов, и, по благоволению Отца, вместе с преемством епископства, прияли несомненный дар истины (charisma veritatis certum)... Где заключены дары Господни, там должно учиться и истине, т. е. у тех, кои поставлены над Церковью по преемству от Апостолов, и у которых пребывает здравая, безукоризненная беседа и неискажённое, неповреждённое слово (inadulteratum et incorruptibile sermonis).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010