Преп. Мелании Римляныни. Внучка и подражательница старшей Мелании. Все свое огромное имение она употребила на сооружение церквей и монастырей, на выкуп пленных и другие богоугодные дела. Она путешествовала по Сицилии, в Карфаген, Александрию; соорудила обитель близ горы Елеонской и в ней провела остаток дней своих. Супруг ее блаженный Апиниан разделял с нею труды и подвиги. Скончалась в царствование Феодосия Младшего, в 439 году, обратив ко Христу дядю своего Валузиана, умнейшего и знатнейшего мужа, которого не мог отклонить от язычества сам блаженный Августин . Чет. Минея от Метафраста и Палладиева Лавсаика, гл. 109. (Vita Memaphrasmea latine exstat ар. Surium 31 dec.). Мес. В. Март. P. В службе канон Феофана. Преп. Зотика сиропитатсля. Римлянин, лично знаемый Константину Великому . Переселясь в Византию, принял пресвитерство и посвятил себя на служение больным и убогим. Пролог. Март. Р. Мес. В. Имеет канон на повечерии. Праздники и воспоминания по указанию триоди постной Суббота мясопустная: Память всех, от века усопших, православных христиан, отец и братий наших. Суббота сырная: Память всех преподобных и Богоносных Отец, в подвиге просиявших. В службе, особенно в каноне, творении преп. Феодора Студита (Чет. Минея 9 августа о преп. Псое), именуются: а) подвижники: Аввакир, Египетский инок 6 века, знаменитый терпеливостью. ( Иоанн Лествичник в 29 гл. 4 степени. Пролог 12 марта). Авксентий, «гора жительства высокого», отшельник Вифинский. (14 февр.). Аврамий, «страдалец чистоты». (29 окт.). Агапит. (Агапит был в числе учеников преп. Саввы Освященного. См. Чет. Минея 5 дек. в Житии преп. Саввы. Агапит, «муж свят и совершен в добродетелех», был наставником преп. Евфросинии. 25 сент.). Агафон, «сосуд Божий», скитский отшельник, современник преп. Макария. (2 марта). Акакий, «послушания свет». (7 июля и 29 ноября). Алоний, преп. Египетский, современник преп. Агафона и Пимена Великого , 5 века. (Act SS. iun. I. 397). Аммоний, отшельник Египетский, ученик преп. Памвы (18 июля). По любви к безмолвию, отрекся от епископского сана, несмотря на моление избравшего его народа и патриарха Александрийского. Был весьма сведущ в Писании. Преставился в конце 4 или в начале 5 века. (Socr. IV. 18. Sozom. VI. 29. Fabr. V. 715).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Английский король есть глава английской церкви (26 Heur. VIII, с. 1 и 1 Eliz. с. I.). В силу этой прерогативы он созывает (by King’s writ) и распускает конвокацию (провинциальный синод), которая не только не может собраться (теперь) без согласия короля, но и не может составить и —574— ввести в употребление новый закон, касающийся церкви. Затем, король назначает епископов на вакантные епископские кафедры 2157 , и, наконец, пользуется правом апелляции в последней инстанции по вопросам церковным и духовным. Последнее право узаконено после отвержения панской юрисдикции и запрещения всякой апелляции к Риму под угрозой praemunire – при Генрихе VIII-м. Но акт 24-го года его королевства (Act of Appeals, гл. 12-я) дает право апеллировать к королю только по делам, касающимся брака, завещаний, тяжб из-за церковных доходов и пр. Акт же подчинения духовенства королю – Act of Submission (25-го года) дает право апеллировать от судов архиепископа к суду короля (в the Court of Chancery) уже по всем делам, – «of what nature or condition so ever they be of or what cause or matter so ever they concern», – значит и в делах касающихся церковного учения и богослужения, – надо полагать. При этом (Act of Submission с. 19. § 4) должна была быть назначаема комиссия (как и в случаях апелляции от Admiralty Court) под великою печатью, – исследовать каждое дело ad hoc, каковая комиссия существовала от времени до времени под именем суда делегатов – the Court of Delegates («Commissioners or Delegates – 8 Eliz. c. 5 – отсюда и название) до 1832-го года. Статут 1832-го (Privy Council Appeals Act 3 и 4 W IV-ro, гл. 92) уничтожил суд —575— делегатов и перенесен апелляции по церковным делам в Королевский Совет – to the Sovereign in Council. Статут 1833 г. (Judicial Committee Act – 3 и 4 W. IV-ro гл. 41), исправленный в 1887 г. (Appellate Iuridiction Act), для выслушивания таких апелляций назначил при Тайном Совете Судебный Комитет. Так и образовался Iudicial Committee oi the Privy Council. «Свободолюбивые церковники» не отрицают права апелляции к королю на церковные суды – вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

293 . Осуждение, посланное святым и Вселенским Собором Диоскору. С. 279. [Т. 2. C. 296.] Damnatio missa ad Dioscorum (CPG 9002.9t)//ACO II, 1, 2. P. 41–42 99). Mansi VI, 1093–1096. 5000/3. 294 . [Послание] александрийским клирикам, бывшим в Халкидоне, об осуждении Диоскора. С. 279. [Т. 2. C. 296.] Synodi Epistula ad clericos Alexandriae Chalcedone constitutos (CPG 9002.10t)//ACO II, 1, 2. P. 42 100). Mansi VI, 1096. 5000/3. 295 . Объявление [Халкидонского Собора] против Диоскора. С. 280. [Т. 2. C. 296–297.] Propositio contra Dioscorum (CPG 9002.11t)//ACO II, 1, 2. P. 42 101). Mansi VI, 1097. 5000/3. 296 . Послание Халкидонского Собора к имп. Валентиниану и Маркиану. С. 280–281. [Т. 2. C. 297–298.] Synodi Epistula ad Valentinianum et Marcianum (CPG 9002.12) 157 //ACO II, 3, 2. P. 83–84 98). Mansi VI, 1097–1100. 297 . Донесение св. Халкидонского Собора славной Пульхерии августе об осуждении Диоскора, бывшего еп. Александрийского. С. 282–283. [Т. 2. C. 298–299.] Synodi Relatio ad Pulcheriam augustam de Dioscoro (CPG 9002.13)//ACO II, 3, 2. P. 86–87 103). Mansi VI, 1101–1102. ДЕЯНИЕ IV (рассуждения Халкидонского Собора и чтение актов). С. 5–41. [Т. 3. C. 5–41.] ACTIO IV (de fi de) (CPG 9003t); ACTIO DE CAROSO … (act. XVIII et XIX) (CPG 9004) 298 . [Вступительная часть и обсуждение послания архиеп. Льва 159 ]. С. 5–23 160 . [Т. 3. C. 5–23.] Actio IV (de fi de) (CPG 9003t)//ACO II, 1, 2. P. 84–110 1–24). Mansi VII, 1–49. 5000/3. 299 . [Просьба] … императорам нашим, Флавию Валентиниану и Флавию Маркиану … от всех епископов вашего египетского округа. С. 23–24. [Т. 3. C. 23–24.] Episcoporum Aegyptiorum Libellus (CPG 9003.1t)//ACO II, 1, 2. P. 110–111 25). Mansi VII, 49–52. 5000/3. 300 . Продолжение рассуждений Халкидонского Собора и чтения актов. С. 24–28 161 . [Т. 3. C. 24–28.] Actio IV (de fi de) (CPG 9003t)//ACO II, 1, 2. P. 111–115 26–75). Mansi VII, 52–64. 5000/3. 301 . Послание разных архимандритов к Маркиану августу. С. 28–29 162 . [Т. 3. C. 28–29.] Carosi et Dorothei et aliorum monachorum Libellus ad Marcianum imperatorem (CPG 9003.2t)//ACO II, 1, 2. P. 115–117 76–82). Mansi VII, 65–68. 5000/3.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

1 См. Hieronymi Epist. ad Magn (по рус. пер. твор. ч. 2-я, стр. 253–4, Киев 1879): I. Chrysost. MPSG. t.50. c. c 597–606 (по рус. пер. твор. т. И, кн. 2-я, стр. 642–650, СПБ. 1896); Анастасия Синаита , Anag con templ. in haexam lib IV, MPSG. t.89. Soz. H.E., И, 19 2 Athan, Hist arian (ad monachos), 4 (Твор. в рус. пер., ч.2, стр. 108. Св. Тр. Серг. Лавра 1902 г.). 5 Иеронимов их перечень в «De vir illustr» (LXXXV) (Цит. изд. т. 5, стр. 331), разумеется, не полон. А указания различных рукописных кодексов и катен, которые следует принимать cum grano salis равным образом указания авторов, сохранивших в своих сочинениях отрывки из Евстафия, свидетельствуют лишь только о том, что Евстафиево сочинение с таким то названием существовало или что такие то строки из неизвестного по имени произведения принадлежали Евстафию и ничего более. 10 В настоящее время этого последнего сделать, по нашему мнению, даже невозможно. Дело в том, что новых биографических данных первоисточного характера пока еще нет. А все доселе известные источники уже достаточно использованы наукой, так что все пути здесь, в полном смысле слова, «заезжаны». 11 По другой транскрипции (см., напр., у Cavallera в его изд. S. Eustathii, e.A. in Lazarum, Mariam et Martham homilia christologica etc. Parisiis. 1905. fg 17 и 33) Евстахий (Eustachius). Но то, как замечено в Act. Sanct (Jul. t. IV, p. 130), «minus recte». 12 «De vir. illustr.,» loc. cim. Все последующие писатели об Евстафии принимают это Иеронимово показание без возражений. 13 Это, замечает Loofs, «является единственным, что мы (более или менее) вероятно знаем относительно его предшествующей (епископству) жизни (Vorleben)». RE., l.c. 14 За отсутствием же сведений о годе поставления Евстафия в епископа этот вопрос неразрешим, хотя бы и приблизительно. То правда, что в церковных правилах, строго говоря, нет указания на лета принимающего сан епископа. О нем только замечается, что удостоиваемый этого сана должен предварительно пройти служение и чтеца, и диакона, и пресвитера, притом не слишком малое время. Но так как 14 и 15 пр. Трулл. Соб., 22 пр. Кафр. соб. и 11 пр. Неок. соб. точно определяют возраст для поставляемых во иподьякона (20), диакона (25) и пресвитера (30), то отсюда можно заключать, что епископ, при поставлении в этот сан, должен был иметь 40, или minimum 35, лет. Впрочем, бывали и исключения ( Афанасий Великий ), но то уж исключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

28 Во блеске юности, сей призрак девы милый, Чей образец нигде невиданный, лишь там!.. На ней жар роз слился со снегом нежных лилий, Стан лёгкий просится подняться к небесам! Из алых уст ея улябка негой веет… Стыдливой наготой она облечена; При ней желание пылает и робеет Но этовсё лишь тень ея одна!.. (Оберон, II. IV, c. 6.) 32 Голова сей статуи и надпись, принадлежащая ей, найдены были здесь, по свидетельству Фацеллы (в царствование Карла V), при сооруженииодного бастиона. 33 Arte Siracosia suspensus in аёге clause Stat globus, immensi parva figura poli. (Ovid. Fast. VI. 277.) 36 И первая из Нимф, дюбовница Алфея, Божественнным челом блеснув из вод Пенея: „О милая сестра! Не тщетен страх твой, нет! Твой сын, рекла она забот твоих предмет С слезами на очах, в отчаяньи жестоком Взавает горестно, с брегов к тебе, с упрёком“. (Перевод Г-на Раича) 37 Вот Цицероново описание: „In hac insula (Ortyg extrema est fons aquae dulcis, cui nomen Arethusa est, incredibile magnitudine, plenissimus piscuim, qui fluctu totus operiretur, nisi munitione ac mole lapidum a mari disjunctus esset. (in Verr. act. II, L. c. LII.“ т.е. „На самой конечности острова (Ортигии) находится источник пресной воды, именуемый Аретуза; обширность оного чрезвычайна, и множество рыб наполняют его; если б источник сей не был заграждён от моря крепкою стеною, то был бы непременно потоплен волнами оного.“ Местоположение Аретузы совершенно сходно с сим описанием; но обширность исочника весьма ныне ограничена, и рыбы перестали обитать в нём. 39 Т.е. „Желание угодить учёным путешественникам заставляет меня сохранять в целости остатки священной древности.“ 41 В заключение описания острова Ортигии, выпишу, что говорит Цицерон о сей части города во время преторства: Et tanta est urbs, ut ex quatuor urbibus maximis constare dicatur, quarum una est quam dixi, insula; quae duobus portubus cincta, utriusque portus ostium, aditumque projecta est, in qua domus est, quae regis Hieronis fuit (conf. Verr. V, 12. 31.), qua praetores uti solent. In ea sunt aedes sacrae complures; sed duae, quae longe ceteris antecellunt; Dianae una; et altera quae fuit ante istius (Verris) adventum ornatissima, Minervae (IV Verr. II, c. 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Cod. bibl. civ. Abrinc. 2940. Floss, XXIII. – В изданном Дюммлером письме от А к учителю Е (до 875–877 г.) спрашивается, как следует петь: animo vel animae inreverenti et infrunito, «ut infronito, sive infrodito, antepenultimo acuto secundum doctrinam loh. Scoti (далее делается упоминание о Манноне). Neues Archiv der Gesellsch. ftlr. ält. deutsche Gesch. XIII. 1888.350ff. – В рукописи Хвека, во введении к трактату Августина о диалектике: secundum vero Ioannem Scottum est dyalectica quaedam fuga et insecutio etc. Cousin, Ouvrages inöd. d " Abelard, p.619. Prantl, II, 23, Anm. 97; 42, Anm. 163. 199 Migne. Patroiogiae cursus completus. Series latina. T. 122. Ioannis Scoti opera quae supersunt omnia ad fidem italicorum, germanicorum, belgicorum, francogallicorum, britannicorum codicum partim primus edidit, partim recognovit Henricus Iosephus Floss. Accedunt Adriani papae II espitolae. Paris. 1853. 200 Codd.: Ratisb. (Monac.) 137, sec. XXI, Vindob. 971 (olum salisb. 157) XI, Uindob. 754 (olim theol. 217) XII, Darmstad. (olim Colon) 30 XII, Ftirstenfeld. (Monac.) 9 XV, Vatic. 177 XIV, Vatic. 176 XIV, Lips. 188 XIII, Florent. 89 XIXII etc. (Gandavensis, Parisienses). Floss, § 13. Edd.: Opera Dionysii veteris et nov[a]e translationis, etiam novissim[a]e ipsius Marsilii Ficini, cum commentariis Hugonis, Alberti, Thomae, Ambrosii oratoris, Linconiensis et Vercellensis. Argentinae. 1502–1503. (только Cael. hier., с коммент. Гуго и Альберта, I, f. 1–162, и Eccles. hier., f. 163–178). S. Dionysii Areop. martyris, ep. Athen. et Gallorum apostoli opera, quae quidem extent, omnia, quintuplici translatione versa, et commentariis D. Dionysii a Rikel Carthusiani nunc iterum diligentissime editis elucidata, ab innumeris, quibus antehac scatebat mendis sedulo vindicata. Coloniae. 1556. 201 Cod.: [cf. Mabillon. Act. SS. Ord. S. Bened. sec. IV, pH, p. LXVI]. Floss, §14, Xvil. Christ, reg. 596 X, f.9. Floss, § 12. Edd.: Th. Gale. I. Sc. Erigenae de Divisione Naturae libri quinque diu desiderati. Accedit appendix ex Ambiguis S. Maxi mi Graece et Latine. Oxonii. 1681. App. p. 1–45. – F.öhler. Anccdota graeca. T. I. [ Περ διαφρων υιοριν τν γιου Διονυσου κα Γρηγορου πρς θωμαν töv γιασμνον – заглавие первого помещенного в издании произведения Максима]. Наиае. 1857. p.38–93-Migne, ser. gr. t.91, с. 1061–1115. 202 Prol. versus; I, 2, 4; И, 1, 2; III, 4, 5, 7; IV, 1–4; XVIII, 1; epilog. 3. Cf. Christlieb, 38 Anm. 203 Huber, 59–60: zum Theil sehr geistvolle, zum Theil aber auch wieder verworrene und sich selbst widersprechende Schrift. 205 Codd.: S. German. 1314 (olim 634) bibl. Regiae Paris, по Флоссу X (Floss, § 10), no Quicherat IX века (Plotini Enneades. Ed. Dobner. Paris. 1855. p. 550–551), прежде принадлежал корбейскому монастырю, где может быть был и написан. Edd.: Maugin. Veterum Auctorum, qui IX seculo de Praedestinatione et Gratia scripserunt, opera et fragmenta. Paris. 1650. 4°. Т. I. p. 109 sqq.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

23]; Евхаристия - Ibid. II 3. 10; 4. 16), так и вместе (Ibid. III 5. 1, 15 [в рус. пер. III 4. 1, 15). В «Огласительных гомилиях» И. З. приводит важные сведения о практике оглашения (κατχησις), сложившейся в Антиохии во 2-й пол. IV в. и составлявшей подготовительный этап к принятию крещения. Хотя в некоторых случаях крещение принималось в младенчестве по просьбе родителей-христиан (Ibid. III 3. 6 [в рус. пер. II 4. 6]), а также существовали «клиники», к-рые принимали крещение лишь в случае смертельной болезни (In Act. 23; In Ioan. 18), бóльшая часть верующих крестилась, будучи взрослыми, проходя подготовку к крещению в течение 40 дней Великого поста. Они назывались «оглашенными» (κατηχομενοι), или «непосвященными» (μητοι), в отличие от крещеных христиан, называвшихся «верными» (πιστο), или «посвященными» (μεμυημνοι, μυηθντες). Катехуменат сам по себе должен был приводить к крещению, однако это происходило не всегда, и мн. люди оставались оглашенными на протяжении всей жизни (Adv. Jud. 3). Те, кто желали креститься в пасхальную ночь, должны были взять на себя определенные обязательства и записаться в группу «намеревающихся просветиться» (ο μλλοντες φωτζεσθαι), что И. З. сравнивал с зачислением на военную службу (Catech. III 1. 1, 6). После зачисления в список оглашенный должен был следовать всем предписаниям относительно поста: говеть, посещать ежедневные занятия и огласительные беседы. Первый подготовительный обряд к крещению состоял в экзорцизме , или «запрещении», и предназначался для того, чтобы изгнать из оглашенного бесов и подготовить его к принятию Христа (Ibid. II 1. 7; 2. 6; III 2. 12). Обряд экзорцизма заключался в произнесении слов запрещения, «напоминающих о всеобщем Владыке, каре, наказании и геенне» (Ibid. II 2. 7), чтобы очистить ум оглашенного, вызвать у него сердечное сокрушение, изгнать бесов и приготовить душу к принятию Господа (Ibid. III 2. 12). После экзорцизма происходила торжественная церемония отречения от сатаны и сочетания со Христом, совершавшаяся, как правило, в Великую пятницу (или в Великую субботу) в 3 часа пополудни - время крестной смерти Христа (Ibid.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Рейтинг: 9.7 Голосов: 1135 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 См.: Заявление официального представителя Госдепартамента США Хизер Нойерт от 25.09.2018 о поддержке Вселенского патриарха Варфоломея и сторонников украинской автокефалии: http://interfax-religion.ru/?act=news&div=70791 ; Заявление специального представителя Госдепартамента США Курта Волкера от 12.10.2018: . Тесное сотрудничество КП с руководством США имеет давнюю историю. См.: Павел Ермилов, священник. Вхождение Константинопольского Патриархата в русло внешней политики США в первые годы «холодной войны»//Религия и политика. Проблемы национальной стратегии. 2016. 3 (36). С. 217– 233// http://riss.ru/images/pdf/journal/2016/3/14.pdf . См., например, Послание митрополита Антония (Храповицкого) Вселенскому патриарху Фотию с протестом против принятия Константинопольской Церковью митрополита Евлогия (Георгиевского) от 11 марта 1931 г.: «Глубоко почитая Вселенский Престол и питая искреннее уважение к носителю титула Вселенских патриархов, я должен заявить, что священные каноны не дают Вселенскому патриарху права власти над другими Автокефальными Церквами, а являют его лишь первым среди равных, уделяя ему первенство чести. Папистская же теория об особых правах Вселенского патриарха на всю диаспору, основанных якобы на 8-м правиле III Вселенского Собора и 28-м правиле IV Вселенского Собора, неоднократно опровергалась, а попытки Вселенского престола осуществить эти мнимые права Православные Автокефальные Церкви всегда единомышленно опротестовывали». См., например, Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года «О единстве Церкви»: http://www.patriarchia.ru/db/text/428916.html ; «Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви» от 26.12.2013 г.: http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html . Важные публикации на эту тему делает священник Павел Ермилов: Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха//Вестник ПСТГУ. Серия «Богословие. Философия». 2014. 1 (51). С. 36–53; О правде и неправде Православия. Рец. на сборник «Правда Православия»//Вестник ПСТГУ. Серия «Богословие. Философия. Религиоведение». 2017. 70. С. 138–145 и др.

http://pravoslavie.ru/116704.html

10 Сократ: 1, 6. Для этого же, между прочим, всякому из верных, отправляющемуся в область другой церкви, давались от епископов представительные грамоты, в которых они отмечались, как достойные церковного общения. Без этих грамот не дозволялось епископам принимать в общение незнаемых людей, особенно чужих клириков (ад. 12. 33. IV всел. 11. 13). 13 Так как в древней Церкви не было обычно, чтобы лица, имеющие священный сан, оставались без места службы, то и отрешение от места редко определялось в наказание виновным; а – или временное только запрещение, или уже совершенное извержение из сана (Кирил. алекс. прав. 1–3). 14 Justin. по. 123, 20. Запрещение священнодействия называется в правилах также отлучением духовных лиц; тождество этих наказаний видно из того, что а) отлучение начинается за легкие преступления (ап. 43. 55) и б) оно отличается от извержения из сана, которое полагается уже после того отлучения и за важнейшие преступления (ап. пр. 6. 30). cf. Balsamon. ad can. 79 carthag. et ’Zonar. ad can. 16 nicaen. 15 Так поступлено было с Новатом, (S. Cypriani ер. 49. ad Cornel.), с Арием (Socrat. 1, 6), Несторием (act. concil. ephes.), и др. 16 Cod. Theodos. lib. 16. de episc. Иногда, по лишении сана, виновные заключались в монастыри. Nov. 123. cap. 20. cf. Photii nomoc. tit. 9. cap. 10. schol. Balsamon. 21 На этом-то основании Киприан доказывал, что крещение от еретиков не имеет благодатной силы: ибо они не имеют власти отпускать грехи, – и потому после еретиков снова должно крестить. «Так как, говорит он, в крещении всем отпускаются грехи, то Господь в Евангелии дает нам видеть, что только чрез тех они отпускаются, которые имеют Св. Духа. Ибо, по воскресении, посылая учеников на проповедь , Господь сказал им: приимите Дух Свят… и пр. Следовательно тот только может крестить, кто имеет дар Св. Духа». Ер. 69. 76. ad Magnum, idem in ep. 73 ad Jubajanum. 22 Особенно против поспешных разрешений восставал св, Киприан, доказывая, что такие разрешения не дают грешникам мира с Богом, а разрушают его и вредят их спасению (ер. 10 ad clerum. 15 ad marlyr., de lapsis et alibi). Св. Амвросий, также обличая поспешное допущение кающихся к св. тайнам, говорит: «некоторые только для того идут на покаяние, чтобы приобщиться. Они не столько разрешают себя, сколько связывают священника: ибо не слагают со своей совести вины, а только возлагают вину на совесть священников, которым сказано: не дадите святая псом, не пометайте бисер…» (de poenit. lib. 2. cap. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

128 Apul. Met. XI. 1: confestimque discussa pigra quiete alacer exsurgo meque protinus purificandi studio marino lavacro trado, septiesque submerso fluctibus capite, quod cum numerum praecipue religionibus aptissimum divinus ille Pythagoras tradidit, laetus et alacer deam praepotentem (=Lunam) lacrimoso vultu sic apprecabar· „Regina caeli“ etc. 130 P1aut., Pers. 771 (act. V, sc. 1, v. 19): Age, puere, ab summo septenis cyathis committe hos ludos. Это выражение основано на греческом воззрении и обычае (Wölfflin в Archiv, IX, 1894, 333 f.). Усвояется ему такой смысл: чаши должны 7 раз обойти всех, начиная с председателя пира. Срав. Marquardm, Privatleben d. R., 325. 131 Plaut., Curc. 439–441 (III, 69–71): ibi nunc statuam volt care auream Solidam faciundam ex auro Philippo quae siet Septempedalis, factis monimen- tum suis. С этим сравнивается предписание у Liv. VIII, 10, 12: si is homo, qui devotus est, moritur, probe factum videri; ni moritur, tum signum septem pedes altum aut maius in terram defodi et piaculum hostiam caedi. Под signum разумеется символическая человеческая жертва. См. Weissenborn к цит. месту. 132 Virg. Aen. VI, 800; Ov. Met. V, 187; Trist. II, 189; Pomponius Mela, De situ orbis, II,4,4; Plin. Nat. Hist. III, 120–121, и друг. Nissen, I, 205. Срав. 7 источников у Тимава по Martial. IV, 25,5 и по мнению «многих» (multi), как сообщает Serv. к Aen. I, 245. О других цифрах см. Nissen, II, 233. 137 Еще Varro L. L. V, 7, 41 писал: ubi nunc est Roma Septimontium nominatum ab tot montibus quos postea urbs muris comprehendit. 139 См. также Cels. Medic. III. 4 о 7-ом дне в течении болезни, как дне критическом; замечание в Tertull. de anima, 37: legitima nativitas ferme decimi mensis ingressus est…; sed et cum septimo mense nativitas plena est, и сведения об отношении Варрона к числу 7 по диссертации Помяловского, стр. 141, 222 и друг. 141 Donatus ad Terent. Phorm. I, 1, 5: In nuptiis septimus dies instaurationem voti habet. Marquardt, Privatleben d. R., I, 367, замечает: es wurden, wie aus Terenz hervorgeht, an diesem Tage den Verehelichten nochmals Geschenke dargebracht.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010