605 ...зело бо о семь много лт моляся... и по монастырем великиа милостыня посылая. – Брак Василия III с Соломонией Сабуровой был бездетен. После развода с ней великого князя (1525) Соломонию постригли в Рождественском монастыре. В 1526 г. Василий III женился на Елене Васильевне Глинской, однако и у нее детей не было около четырех лет. Иван Васильевич Грозный родился от этого брака 25 августа 1530 г. 606 ...посылает старца Тихона Зворыкина... – Монах Иосифо-Волоколамского монастыря Тихон происходил из боярского рода Зворыкиных, в 1509 г. был монастырским казначеем, входил в число соборных старцев, помогавших игумену управлять монастырем. О Тихоне Зворыкине упоминал Иосиф Волоцкий в своем послании к Василию Андреевичу Челяднину. Из этого источника известно, что Тихон Зворыкин подолгу жил в Москве и был вхож в митрополичьи покои. В августе 1530 г. он ездил из Москвы в Иосифо-Волоколамский монастырь с посланиями Василия III к игумену Нифонту Кормилицыну и соборному старцу Тихону Ленкову, где государь просил отпустить к великокняжескому двору старца Кассиана Босого, которого он выбрал в крестные отцы для сына Ивана. 607 ...возвщаеть игумену Нифонту... – Речь идет о Нифонте Кормилицыне, постриженике и игумене Иосифо-Волоколамского монастыря (1522–1543), известном писателе и книгописце. Во время его игуменства в монастыре находились в заточении Максим Грек и Вассиан Патрикеев. В 1533 г. Нифонт сопровождал в Москву смертельно больного Василия III и постригал его в схиму. В 1543–1554 гг. Нифонт был архимандритом Ново-Спасского монастыря; в 1550 г. принимал участие в Казанском походе; в 1554 г. был поставлен епископом Крутицким и Сарским. Последние годы жизни провел в Иосифо-Волоколамском монастыре, скончался в 1561 г. Нифонт Кормилицын был автором послания Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого», входящего в состав жития святого. 608 ...в честную святую обитель Живоначалныя Троица великого чюдотворца Сергия. – Троице-Сергиев монастырь был основан Сергием Радонежским и его братом Стефаном в 1330–1340 гг.; с конца XIV в. был одним из самых авторитетных монастырей в духовной жизни страны; в 1561 г. настоятели монастыря получили сан архимандритов и право первенства среди игуменов русских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аркадий Федоров 1829–1831 Михаил Добров 1831–1835 Иоанникий Образцов 1835–1849 Иосиф Богословский 1849–1853 Антоний Шокотов 1853–1858 Антоний Радонежский 1858–1859 Епископы Оренбургские и Уральские: 46 Антоний Радонежский 1859–1862 Варлаам Денисов 1862–1866 Митрофан Вицинский 1866–1879 с 1879 года архиепископ Вениамин Быковский 1879–1882 Вениамин Смирнов 1882–1886 Макарий Троицкий 1886 Пензенская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Пензе. Епископы Пензенские и Саратовские: 49 Гаий Токоав 1803–1808 Моисей Близнецов-Платонов 1808–1811 Афанасий Корчанов 1811–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Амвросий Орнатский 1819–1825 Ириней Нестерович 1826–1830 Пензенские и Саранские: 50 Иоанн Доброзраков 1830–1835 Амвросий Морев 1835–1854 Варлаам Успенский 1854–1862 с 1860 года архиепископ Антоний Смолин 1862–1868 Григорий Медиоланский 1868–1881 Антоний Николаевский 1881–1889 Василий Левитов 1889–1890 Митрофан Невский 1890–1893 Павел Вильчанский 1893 Пермская Учреждена в 1383 году. 51 Епископы Пермские: Стефан Храп, святой 1383–1396 Исаакий. 1397–1416 Герасим, святой 1441–1447 Питирим, святой 1447–1456 Иона, святой 1456–1471 Амфилохий 1471 Филофей 1471–1501 Никон 1502–1508 Стефан 1508–1514 Протасий 1514–1520 Пимен Ходыкин 1520–1524 Алексий 1525–1543 Афанасий 1543–1547 Киприан 1547–1558 Епископы Пермские и Екатеринбургские: Арсений Москвин 1799 Иоанн Островский 1800–1801 Иустин Вишневский 1802–1823 Дионисий Цветаев 1823–1828 Мелетий Леонтович 1828–1831 Епископы Пермские и Верхотурские: 52 Аркадий Федоров 1831–1851 с 1833 года архиепископ Неофит Соснин 1851–1868 с 1854 года архиепископ Антоний Смолин 1868–1876 с 1872 года архиепископ Вассиан Чудновский 1876–1883 Пермские и Соликамские: 53 Ефрем Розанов 1883–1888 Владимир Никольский 1888–1892 Петр Лосев 1892 Подольская Учреждена в 1795 году. Кафедра в Каменец-Подольске. Архиепископы Подольские и Брацлавские: 54 Иоанникий Никифорович (Полонский) 1795–1819 до 1801 года епископ Антоний Соколов 1819–1821 Ксенофонт Троепольский 1821–1832 Кирилл Богословский-Платонов 1832–1841

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

бывший епископ Великопермский с февраля 1492 до 1501 неизвестно Никон, епископ рукоположен с 05.05.1502 Вологодская и Великопермская (Пермская) Имена Сведения Стефан, епископ упоминается с 1508 по 1514 неизвестно Протасий (Тарасий), епископ упоминается с 1514 по 1520 неизвестно Пимен (Ходыкин), епископ рукоположен с 16.02.1520 Алексий, епископ рукоположен с 09.04.1525 до 1543 Афанасий, епископ упоминается на кафедре с 1543 неизвестно Киприан, епископ рукоположен с 1575 по 1584 после 1558 Иоасаф I, епископ упоминается Макарий, епископ упоминается с 30.01.1547 неизвестно Варлаам, епископ упоминается с 1571 (1565) по 1575 (1577) на покое; 21.04.1610 Антоний, епископ, свт. рукоположен с 11.10.1586 26.10.1588 Иона (Думин), епископ рукоположен архиепископ с 1588 с мая 1589 по 1603 митрополит Ростовский и Ярославский Иоасаф II, архиепископ рукоположен с декабря 1603 3.06.1607 (1609) Сильвестр, епископ бывший епископ Корельский с 1611 по сентябрь 1612 с 11.07.1613 епископ Псковский и Изборский Нектарий, архиепископ бывший архиепископ Охридский назначен с 25.06.1613 по 1616 лишён сана и заточен, в 1621 оправдан и в 1625 занял свою кафедру Макарий, архиепископ рукоположен с 09.02.1617 по 22.07.1619 митрополит Новгородский и Великолуцкий Корнилий, епископ рукоположен с 06.02.1620 17.03.1625 Нектарий, архиепископ повторно 3.06.1626 Варлаам, епископ рукоположен с 08.10.1627 по январь 1645 неизвестно Маркелл, архиепископ, свт. рукоположен с 16.01.1645 по 1657 переименован архиепископ Вологодский и Белозерский Вологодская и Белозерская С 1657 года Имена Сведения Маркелл, архиепископ, свт. бывший архиепископ Вологодский и Великопермский 22.03.1663 Симон, архиепископ рукоположен с 23.10.1664 по 1684 на покое; 29.04.1685 Гавриил (Кичигин), архиепископ рукоположен с 08.09.1685 (по Строеву, 07.09.1684) 30.03.1707 Иосиф, архиепископ рукоположен с 17.10.1708 по 18.01.1716 на покое; 1719 Павел (Васильев), епископ рукоположен с 29.01.1716 05.11.1725 Афанасий (Кондоиди), епископ рукоположен с 09.10.1726 по 17.09.1735

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иннокентий Сельнокринов 1840–1840. Архп. Евлампий Пятницкий 1840–1844. Смарагд Крыжановский 1844–1858. Архп. Поликарп Радкевич 1858–1867. Макарий Миролюбов 1867–1876. Ювеналий Карюков 1875–1882. Симеон Линьков 1883–1889. Мисаил Крылов 18891896. Митрофан Невский 1896–1899. Никанор Каменский 1899–1902. Ириней Орда 1902–1904. Кирион Садзагелов 1904–1906. Серафим Чичагов 1906–1908. Александр Головин 1908–1910. Григорий Вахнин 1910. Елецкое викариатство, учр. в 1906 г. Епископы: Митрофан Афонский 1906–1910. Митрофан Земдянский 1910. Пензенская, учр. в 1799 г. Кафедра в Пензе Епископы Пензенские и Саратовские (до 1803 г. „Саратовские и Пензенские“): Гаий Токаов (грузин) 1799–1808. Моисей Близнецов-Платонов 1808–1811. Афанасий Корчанов 1811–1819. Иннокентий Смирнов 1819. Амвросий Орнатский 1819–1825. Ириней Нестерович (серб) 1826–1830. Пензенские и Саранские (с 1828 г.): Иоанн Доброзраков 1830–1835. Амвросий Морев 1835–1854. Варлаам Успенский 1854–1862. Архп. с 1860. Антоний Смолин 1862–1868. Григорий Медиоланский 1868–1881. Антоний Николаевский 1881–1889. Василий Левитов 1889–1890. Митрофан Невский 1890–1893. Павел Вильчинский 1893–1902. Тихон Никаноров 1902–1907. Митрофан Симашкевич 1907. Краснослободское викариатство, учр. вт. 1910 г. Епископы (в Пензе): Григорий Соколов 1910. Пермская 39 Кафедра в Перми Епископы Пермские: Св. Стефан Храп 1383–1396. Исаакий 1397–1416. Св. Герасим; упом. 1441; † 1447. Св. Питирим 1447–1456. Св. Иона 1456–1471 . Амфилохий; упом. 1471. Филовей 1471–1501. Никон 1502–1508. Стефан 1508–1514. Протасий 1514–1520. Пимен Ходыкин 1520–1524. Алексий 1525–1543. Афанасий 1543–1547. Киприан 1547–1558. Епископы Пермские и Екатеринбургские (до 1833 г.) Арсений Москвин 1799. Иоанн Островский 1800–1801. Иустин Вишневский 1802–1823. Дионисий Цветаев 1823–1828. Мелетий Леонтович 1828–1831. Епископы Пермские и Верхотурские (с 1833–1885 г.): Аркадий Федоров 1831–1851. Архп. с 1831. Неофит Соснин 1851–1868. Архп. с 1854. Антоний Смолин 1868–1876. Архп. с 1872. Вассиан Чудновский 1876–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

2. Участники празднования. – 1988, 9, 3. 3. начало торжеств в Богоявленском патриаршем соборе. – 1988, 9, 4. 4. Слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 9, 4. 5. Возложение венка к могиле Неизвестного солдата. – 1988, 9, 8. 6. Торжественный акт, посвященный 1000-летию Крещения Руси. – 1988, 9, 21. 7. Речь Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 9, 21. 8. Заключительное слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 9, 25. 9. Вручение наград. – 1988, 9, 26. 10. Речь Святейшего Патриарха Пимена при вручении наград в Кремле. – 1988, 9, 27. 11. Концерт в Большом театре Союза ССР. – 1988, 9, 28. 12. Встреча и прием в Кремле. – 1988, 9, 29. 13. Слово Святейшего Патриарха Пимена в Московском Кремле. – 1988, 9, 31. 14. Торжественные богослужения в Даниловом монастыре. – 1988, 9, 33. 15. Слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 9, 34. 16. Прием в честь участников торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. – 1988, 9, 35. 17. Слово Святейшего Патриарха Пимена на приеме. – 1988, 9, 35. 18. Закладка нового храма в Москве. – 1988, 9, 37. 19. Слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 9, 39. 1536. ПАЛЛАДИЙ, еп., ЗАТОВСКИЙ А., прот. Празднование 1000-летия Крещения Руси в Киеве. – 1988, 10, 10. 1537. ВОЙНАКОВ В. Великое торжество на древней Владимиро-Суздальской земле. – 1988, 11, 8. 1538.ПРАЗДНОВАНИЕ 1000-летия Крещения Руси в Ленинграде. – 1988, 12, 13. 1539. ПРАЗДНОВАНИЕ 1000-ЛЕТИЯ Крещения Руси в Московской епархии. Послание Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 12, 17. 1540. СПЕРАНСКАЯ Е. Торжество в Москве. – 1988, 12, 18. 1541. КИРИЛЛ, архиеп. Христос – надежда наша. – 1989, 2, 12. 1)Празднование 400-летия учреждения Патриаршества 1542. ЛЕБЕДЕВ В. Под патриаршим омофором. – 1989, 1, 10. 1543. БЕЛАВЕНЕЦ С. Готовясь к юбилею. – 1989, 5, 24. 1544. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 27–28 декабря 1988 года: О составе Комиссии по подготовке и проведению празднования 400-летия учреждения патриаршества в РПЦ. – 1989, 3, 7. 1545. ВСЕРОССИЙСКИЕ Патриархи. – 1989, 10, 10. 1546. ЮБИЛЕЙНАЯ конференция. – 1989, 10, 16.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В первом послании (1533), выражая скорбь о кончине великого князя Василия Ивановича, Феодосий просит дворецкого известить, велит ли новый государь Иван Васильевич быть у себя властям Хутынской обители и в какое время, а еще более просит о том, чтобы государь велел им быть у себя. В послании (1535) к Макарию, находившемуся тогда в Москве, просит его известить, как он совершил свой путь, как представился государю, и умоляет скорее возвратиться в Новгород к своей пастве и здесь утолить распри между старшими городскими властями . Четыре послания Феодосия содержат его архипастырские распоряжения. В послании (1543) в город Корелу, укоряя местных игуменов и священников за то, что они не совершают крестных ходов и молебнов, как бывает в других православных городах, владыка повелевает впредь непременно совершать эти ходы и молебны и перечисляет самые дни, в которые ходы должны быть совершаемы . В послании (1543) в псковский Печерский монастырь о старце Савватии, который впал в тяжкие грехи и которого игумен Корнилий не принял было на покаяние и удалил из обители, Феодосий повелевает игумену принять согрешившего, положить на него епитимию, отдать его под начало: «А ты б его наставлял,— присовокупляет архипастырь,— и поучал по Божественным правилам, ибо сам ты, сын мой, Божественное Писание знаешь в конец: аще который епископ и игумен или пресвитер обращающегося от грех на покаяние не приемлет, да извержется. Из Писания же мы знаем, что Петр отвергся Христа, но когда, изшед вон, плакася горько, то Бог принял покаяние его и сделал его наследником ключей Царствия Своего; Павел был гонителем на Церковь Божию и на христиан много вооружался, но когда, подвергшись слепоте, принес покаяние, то Христос устроил его верховным апостолом; Давид совершил прелюбодеяние, впал в убийство, но затем омочал постель свою слезами, и Бог принял покаяние его и спас его... И что много говорю? Если покаяние грешников не будет во спасение, то кто из людей может спастись? Божественное Писание свидетельствует, что если и один день будет жития человеческого, то и тут будет не без греха...» В послании (1545) в Устюжну Железопольскую к духовенству Феодосий сначала напоминает пастырям об их высоком призвании, повторяя почти дословно известное «Поучение к попом» митрополита Кирилла с немногими прибавлениями, вроде следующих: «Святые Вселенские Соборы и Поместные постановили законные правила святой Церкви на утверждение, оградивши верных ее как бы стенами некоторыми чудновидными, так что хотящим совершать свои похоти, непокорным крамольникам не очень это удобно...

http://sedmitza.ru/lib/text/436011/

Исследователь XIX в. В. Жмакин пишет, что первосвятитель «в свое семнадцатилетнее первосвятительство сумел сообщить всей русской церковной иерархии один общий дух и характер, в весьма многих своих чертах соответствующий направлению Иосифа Волоцкого » 288 . Рукоположив вскоре после своего возведения на митрополичью кафедру Волоколамского постриженика старца Акакия на Тверскую кафедру 289 , он затем посвятил в архиереи племянника преподобного Иосифа из семьи Топорковых: «Тое же весны, апреля 2, поставлен бысть на Коломну епископ Васьян Топорков; а на Вологду Алексей игумен Кирилова монастыря, апреля 9» 290 . На следующий год «лета 7031 марта 23 Данил поставил Иону епископа на Рязань из Новагорода Великого из Юрьева монастыря» 291 . Наиболее известным иерархом, которого поставил митрополит Даниил, был Новгородский архиепископ Макарий. «Тое же зимы, марта 4, пресвященный Данило митрополит постави Макарья архимандрита из Лужков архиепископом Великому Новуграду и Пскову; а от Спаса из Суздаля архиманьдрита Кирила поставил архиепископом Ростову» 292 . Перед кончиной святитель Макарий писал в своей духовной грамоте об архиерейской хиротонии «рукоположением господина преосвяшеннаго Данила, митрополита всеа Руси, и всего освященного Собора, архиепископов и епископов Руския митрополии» 293 . 20 февраля 1536 г. митрополит Даниил поставил в Смоленск епископа Савву (Слепушкина), который был пострижеником Иосифо-Волоцкого монастыря 294 . В своей деятельности митрополит Даниил скреплял печатью духовные грамоты завещателей 295 . Об этом читаем в документе: «И господин Данил митрополит всея Руси выслушал сию духовную грамоту да к ней руку свою приложил, да и печать свою велел к ней приложить» 296 . Митрополит Даниил утверждал духовные грамоты других завещателей 297 . При митрополите Данииле дважды соборне был осужден преподобный Максим Грек , прибывший в Москву в 1518 г. В 1525 г. «бысть у великого князя Собор с митрополитом и с архиепископы и с епископы на Максима на Грека да на архимандрита на Спасского с Нового на Савву на Грека. И обыскал князь велики с отцем своим митрополитом з Данилом и с всем Собором их вину, и послаша Максима в Осифов монастырь в заточение, а Савву на Возмище» 298 . 24 мая 1525 г. митрополит Даниил послал грамоту Волоколамскому игумену Нифонту (1522–1543), в которой говорится о причинах осуждения преподобного Максима . Это были догматические неточности, а также осуждение им самостоятельности поставления Московских митрополитов. В митрополичьей грамоте даны указания о режиме содержания преподобного Максима в Волоколамском монастыре, определен круг духовной литературы, которая может ему быть доступна, и указаны меры для ограждения его от внешнего мира 299 . Б.И. Дунаев, проанализировавший дипломатические документы того времени, отмечал также элемент политики в осуждении Святогорца 300 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В день наречения, то есть 26 февраля, которое литургические памятники называют также “благовестием”, или в один из ближайших дней был совершен Чин целования, когда новоизбранный “представлялся Митрополиту и епископам избирателям 9 . Наконец, 4 марта в третью неделю Великого Поста, то есть Крестопоклонную, в Успенском Кремлевском соборе была совершена святительская хиротония. Святитель Макарий Митрополит Московский. Гобелен. 2000 г. Божественной Литургии предшествовал Чин малого знамения, главная часть которого представляет Исповедание православной веры новопоставляемы 10 . Во время Литургии на Трисвятом был рукоположен новый иерарх Русской Церкви. Отличительной особенностью Новгородского владыки в то время был белый клобук, который был возложен на него. Несомненно, что из всех ставленников-архиереев Митрополита Даниила святитель Макарий был наиболее известен в истори 11 . Летописи не называют архиереев-участников хиротонии, но возглавил ее Всероссийский Митрополит Даниил, возведший за три года до этого святителя Макария во все духовные степени, начиная со чтеца и до архимандрита. Все это характеризует и личные взаимоотношения этих двух иерархов, а также тесные связи монастырей преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого . На основании справочного труда П. Строева можно говорить, что участниками хиротонии могли быть епископ Рязанский и Муромский Иона (1522–1547; поставлен в 1522 году из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря), епископ Тверской и Кашинский Акакий (1522–1567), епископ Смоленский Иосиф (1515–1532), епископ Суздальский и Тарусский Геннадий (1517–1531), епископ Вологодский Алексий (1525–1543), епископ Коломенский Вассиан (Топорков; 1525–1542), епископ Сарский и Подонский Досифей (Забела; 1508–1544 12 . Но вероятно, что съехались в Москву не все и неприехавшие иерархи прислали свои повольные грамоты. В древности особо чтилось празднование дня, в который совершилось какое-либо знаменательное событи 13 . Знаменательно, что из Макарьевской иконописной мастерской сохранилась икона “Герасим, иже на Иордане со лвом 14 , в день памяти которого была совершена архиерейская хиротония Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 56. Сборник (л. 306 об. – 317), нач. XVI в., содержит полный список редакции Андрея Юрьева. Филигрань: Рука под пятилепестковым цветком – Брике, 11165 (1505 г.). 2) БАН, 17.14.2. Сборник (л. 221–226), 1515 г., содержит полный список редакции. Первый лист утрачен, текст начинается словами: «тако восприя град Ерославль и начя в нем княжити». Это знаменитый некогда Прилуцкий сборник, затем на какое-то время выпавший из поля зрения исследователей 507 . На л. 1 имеется помета первой половины XVI в.: «Соборник княжь Дмитриевъскои Углецкого, а в нем житие Сергиа чюдотворца да Варлама Хутынскаго, Алексея митрополита, …» (далее роспись содержания сборника). На нижнем поле л. 4 рукою писца, писавшего на л. 4 об. – 5 об., сделана запись: «Написано лета 7023, августа 6». Аналогичная запись киноварью на л. 333 рукою писца, скопировавшего большую часть сборника: «Написа[на] книга в лето 7000 двадесеть третьяго». 3) РНБ, собр. М. П. Погодина, 611. Пролог (л. 44–48), 1547– 1548 гг., содержит сокращенный список редакции. По первым листам идет вкладная запись с упоминанием «царя» Ивана Васильевича (царь – с 1547 г.) и ростовского архиепископа Алексея (1543–1548 гг.). 4) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 257. Минея четья на сентябрь (л. 324–330), 1556 г., содержит полный текст редакции. Минею писал на Москве «Июда Иванов сын, прозвище Юшко, Сасинов». 5) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 372. Сборник (л. 204 об. – 211), кон. 50-х – нач. 60-х годов XVI в., содержит полный текст редакции. Филиграни: Перчатка под короной с шестью фестонами – Брике, 10934 (1557–1558 гг.); Перчатка под короной с шестью фестонами и буквой Р – Брике, 11042 (1561–1574 гг.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой – Лихачев, 1778 (1556 г.), 1833 (1558 г.). Впереди на чистом листе запись рукой Евфимия Туркова: «Канонник новым чюдотворцем, писмо Фефила чернца Арсеньева Плещеева». 6) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей; поступления 1972 г.), 11. Торжественник (л. 55–58 об.), сер. XVI в., содержит сокращенный текст редакции. Филиграни: Гербовый щит под розеткой, под щитом буква Е – Брике, 9681 (1540–1546 гг.); Гербовый щит, под щитом буква N – Брике, 9863 (1538–1545 гг.); Литера Р под четырехлистником – Брике, 8646 (1541–1543 гг.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове лилия – Брике, 12759 (1537–1546 гг.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове литеры GM – Брике, 12712 (1542–1547 гг.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове две полосы – Лихачев, 1833 (1558 г.); Кабан – Лауцявичюс, 3694 (1541 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В настоящее время, по Римскому катехизису одобренному Тридентинским собором (1545–1563 г.), так называемый апостольский символ римской церкви читается с следующими добавлениями к первоначально известному его тексту, обозначаемыми курсивом 152 . «Верую в Бога Отца Вседержителя, творца неба и земли. И во Иисуса Христа, Сына Его Единородного, Господа нашего, зачатого от (de) Духа Святого, рожденного из (ex) Марии девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего к находившимся в аду (ad inferos), в третий день воскресшего из мертвых, возшедшего на небеса (ad coelos), седящего одесную Бога Отца всемогущего, откуда придет судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого. Верую (во) святую Церковь вселенскую, общение святых, оставление грехов, воскресение плоти, жизнь вечную». Со времени Тридентинского собора до настоящей поры эта форма апостольского символа соблюдается римскою церковью неизменно. Но в римско-католическом катехизисе Фридерика Бланчи-Кампиани, епископа Венского, изданном в Кельне только за два года до Тридентинского собора, именно в 1543-м году, текст римского символа читается еще не вполне согласно с нею. Именно, – вместо Сына Его, в катехизисе 1543-го года читается Сына Божия (Dei); вместо сошедшего к находившимся в аду (ad inferos), по древнему сошедшего в ад (ad inferna); повторения слова верую, в члене о святой Церкви, нет 153 . Следовательно до Тридентинского собора ныне существующая форма апостольского римского символа не имела еще полной законченности и не считалась совершенно установившеюся. Тем не менее несомненно, что, если не вполне, то, по крайней мере, в очень близком к настоящему виде, она употреблялась гораздо раньше шестнадцатого столетия и ко времени появления протестантства была распространена на западе уже повсюду. Так как она принята не только в римско-католической церкви, но употребляется с небольшими вариантами и в протестантских обществах; то вопрос о времени и месте ее первоначального происхождения одинаково занимал любознательность западных ученых всех вероисповеданий при всем том положительно определенных сведений об этом нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010