и как трудно строить какие-либо логические системы для их расчленения. Но раз уже высказывавшийся в научной литературе в этой связи скептицизм кажется теперь еще более обоснованным, чем раньше. Некоторую помощь оказывает лишь помещенный после приговора важный документ – письмо митрополита Даниила, от 24 мая 1525 г. в Иосифо-Волоколамский монастырь о суде над Максимом Греком . Если оно и не дает возможности перечислить все обвинения 1525 г., то во всяком случае с документальной достоверностью позволяет выделить главные из них. Примечательной является та тесная связь, при помощи которой письмо Даниила/как и письмо Василия III/включено в текст приговора и объединено с «судным списком». В то же время приговор как неотъемлемую часть включает строки о вторичном, после 1531 года, осуждении Исака Собаки. Такой разрыв необходимого для соборного документа хронологического единства делается, в частности, ради более тесного смыслового объединения всего комплекса материалов 39-й главы Сибирского сборника: фраза о вторичном осуждении Исака Собаки является переходом ко второй части комплекса – «соборному списку» на Исака Собаку. Этой же цели объединения разных материалов о соборах на Максима Грека и Исака Собаку в единое публицистическое произведение служат и несколько связующих текстов. Внешне 39-я глава состоит из двух «соборных списков» – 1525–1531 и 1549 гг. В каждый из них включены, однако, разделы, которых не должно было бы быть в подлинных «судных списках», но которые придают публицистическую направленность всем материалам главы. В первой части это хорошо проанализированные Н. А. Казаковой общее введение, постулирующее еретичность взглядов Максима Грека , и рассказы о созыве соборов 1525 и 1531 гг. Во второй части это крайне тенденциозное сообщение об «обретении» в 1548 г. «судного списка» 1525–1531 гг. и рассказы о докладе царю по делу Исака Собаки и о созыве собора на него. Повествовательный, а не протокольный характер имеет и последняя фраза памятника, сообщающая об осуждении Исака и ссылке его на Белоозеро.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/su...

Кроме первой части «судного списка» 39-я глава Сибирской рукописи содержит еще два памятника, имеющих непосредственное отношение к собору 1525 г. Это не известные ранее письма митрополита Даниила и великого князя Василия III от 24 мая 1525 г. властям Иосифо-Волоколамского монастыря о соборном суде над Максимом Греком . Целью этих писем не является информация о соборе – великий князь пишет своим адресатам о Максиме: «А дела его вам ведомы, и в соборе там естя были»/л. 346/. Письма эти – инструкция властям монастыря о том, «в какове крепости» содержать Максима в монастыре. Развернутые наставления о режиме заточения Максима даются в первом из этих писем, а в письме великого князя эти наставления повторяются суммарно вместе с общим приказанием поступать с Максимом «по отца нашего Данила митрополита всея Русии велению». Письмо митрополита Даниила было, кажется, официальным актом всего собора. Наш памятник дважды подчеркивает это. Во-первых, в приговоре, завершающем «судный список» Максима Грека и противоречиво сочетающем в себе решения соборов 1525 и 1531 гг. сообщается, что письмо это составляет часть соборного решения 1525 г., в связи с чем цитируется даже начало письма/л. 343-об./. Во-вторых, заключительная формула письма, как она приводится в 39-й главе, также говорит об утверждении его собором: «Сия изложена и утвержена  и списана быша в лето 7033-го месяца майя в 24 день»/л. 346/, в то время как грамота великого князя кончается трафаретно: «Писана на Москве, лета 7033-го, майя в 24 день»/л. 346 об./. Хотя письмо Даниила и не преследует специальной цели информации о ходе собора 1525 г., оно содержит важные для историка сведения о нем. В начале своего письма Даниил считает все же необходимым в связи с посылкой Максима в заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь сообщить о созыве собора «на богопротивнаго и мерзостнаго и лукавамудраго инока Грека Максима» и о выдвинутых против него обвинениях. Они даются здесь в формулировках, близких к тексту обеих частей «судного списка», но речь идет лишь о двух обвинениях: по вопросу о «сидении Христа одесную Отца» и в связи с поставлением русских митрополитов в Москве, а не в Константинополе, что Максим Грек считал незаконным.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/su...

князем Владимиром святым в 997 году 248 . Ныне эта церковь находится в развалинах. 2. Церковь во имя святого Архистратига Михаила. Ныне не существует. О ней упоминается в акте от 1543 года в описи Овручского замка, в которой исчислены приписанные к нему мещане, бояре, крестьяне и земли, а также повинности и дани, приносимые в пользу замка. В этой описи сказано, между прочим: «пан Михайловский – Иван мает на своей земле данников – Ивашка, а куничников – Гринь, Андрей, Данило, а Севрук Прихожие» (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 43; ср. ч. 1, т. 4, стр. 16). 3. Церковь во имя святого пророка Илии. О ней упоминается в том же акте от 1545 года в описи Овручского замка, в которой, между прочим сказано: «Сидор – поп Илинский, a мает на земли куничники: Петра Захарича, а Степана Плесунова» (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 43). Ныне не существует. 4. Церковь во имя святых чудотворцев и бессребреников Косьмы и Дамиана, помещалась в замке. О ней упоминается в том же акте, от 1545 года в описи Овручского замка, где, между прочим сказано: «у замку святых Кузьмы Демяна церковь , а та вже стара вельмы, згнила... поп Кузьмо-Деминский, Лука (мает) – дом». (Архив, ч. 4 т. 1, стр. 37, 43). Ныне не существует. 5. Церковь во имя святой великомученицы Параскевы, именуемой Пятницею. О ней упоминается в том же акте от 1545 г. в описи Овручского замка, в которой сказано, между прочим: «поп Пятницкий –Игнат, мает на своей земли куничники: Дмитер Яшолча, Иля Прихожий, Евсей Прихожий» (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 43; ср. ч. 1, т. 4, стр. 121). 6. Церковь во имя Светлого Воскресения Христова. О ней упоминается в том же акте от 1545 года в описи Овручского замка, в которой сказано, между прочим: «поп Воскресенский – Иван из себром своим, Отрошом на земли господарокой седят, дают на замок куницы дванадцать грошей» (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 44). Ныне не существует. Прежде находилась там, где ныне помещается уездное казначейство. 7. Церковь во имя святителя и чудотворца Николая, существует ныне в качестве приписной к собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Архиппу, 19 или 20 февр.; 135 свт. Евстафию Антиохийскому, 21 или 22 февр.; 136 прп. Порфирию Газскому, 26 февр.; 137 мученикам Евтропию, Клеонику и Василиску, 3 марта; 138 - 42 мученикам Аморейским, 6 марта; 139 на Благовещение Пресв. Богородицы, 25 марта; 140 на Собор арх. Гавриила, 26 марта; 141 прп. Илариону Новому, 28 или 29 марта; 142 мч. Феофилу, 31 марта; 143-144 прп. Марии Египетской, 1 апр.; 145 мученикам Феодулу и Агафоподу, 5 апр.; 146 мч. Африкану и проч., 10 апр.; 147 сщмч. Антипе Пергамскому, 11 апр.; 148 сщмч. Симеону Персидскому и иже с ним, 21 апр.; 149 прп. Феодору Сикеоту, 2 или 22 апр.; 150 сщмч. Василию Амасийскому, 26 апр.; 151 прп. Симеону Новому, столпнику, и Георгию, брату его, 27 апр.; 152-153 ап. Иасону, 28 апр.; 154 ап. и сщмч. Симеону, сроднику Господню, 27 или 29 апр.; 155 мученикам Авдию и Авдиисусу, 17 мая; 156 сщмч. Ферапонту, 27 мая; 157 мученикам Иустину Философу и иже с ним, 1 июня; 158 свт. Митрофану К-польскому, 4 июня; 159 сщмч. Дорофею Тирскому, 6 июня; 160 мученицам Зинаиде, Мамелхфе и 5 девам, 5 или 6 июня; 161 на перенесение мощей вмч. Феодора Стратилата, 8 июня; 162 мученикам Никандру и Маркиану, 5 или 8 июня; 163 сщмч. Гликерию, 9 июня; 164 прп. Онуфрию, 12 июня; 165 мц. Акилине, 13 июня; 166-167 мученикам Мануилу, Савелу и Измаилу (акростих 1-го канона: Μανουλ, Σαβλ, Ισμαλ σβω πθ (Мануила, Савела, Измаила чту любовию), с именем автора в акростихе богородичнов; акростих 2-го канона: Ωδ πενιχρ μρτυσιν Γεωργου (Песнь скудная Георгия мученикам), с именем автора в метрическом акростихе); 168 мч. Зосиме, 19 июня; 169 мч. Асинкриту и иже с ним, 20 июня; 170 мученикам Иусту и Дуле, 20 июня; 171 на Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня; 172 преподобным Иоанну Готфскому и Давиду Солунскому, 26 июня; 173 прп. Сампсону Странноприимцу, 27 июня; 174 мученикам Косме и Дамиану, 1 июля, акростих: Χρυσ αρω τν Αναργρων χριν. Γεργιος (Златую славлю бессребреников благодать. Георгий); 175 «ин канон» на положение ризы Богоматери во Влахерне, 2 июля, гл.

http://pravenc.ru/text/162173.html

1917–1941: Документы и фотоматериалы/Отв. ред. Я.Н. Щапов, отв. сост. О.Ю. Васильева. М., 1996. С. 109 (далее – РПЦ); АК II. С. 231. 298 См. о шуйском судебном процессе: ГАРФ. Ф. 1005. Оп. 1 а. Д. 377 (шуйское судебно-следственное дело); Известия ВЦИК. 1922. 22 апр. 88); 23 апр. 89); 25 апр. 90); 26 апр. 91); 27 апр. 92); Правда. 1922. 22 апр. 88); 23 апр. 89); 25 апр. 90); 26 апр. 91); 27 апр. 92); АК II. С. 148–171, 190–191, 197–206, 232, 235, 236; а также: Баделин В.И. Золото Церкви. Исторические очерки и современность. Иваново, 1993. С. 164–191; Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн. 2. С. 50–53; Кривова Н.А. Власть и Церковь ... С. 70–72; и др. Авторы двух последних работ, рассказывая о шуйском процессе, ошибочно идентифицировали председателя выездной сессии Верховного ревтрибунала в Иваново-Вознесенске А.В. Галкина с сотрудником VIII отдела НКЮ распопом М.В. Галкиным. 304 АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 24. Л. 2; Документы Политбюро и Лубянки о борьбе с Церковью в 1922–1923 гг./Публикацию подготовил Н. Н. Покровский //Российский православный университет апостола Иоанна Богослова. Ученые записки. М., 1995. Вып. I. С. 143; АК I. С. 197. Н.А. Кривова, исходя из «этикетной» подписи-факсимиле Сталина на машинописном беловике, сделала вывод о том, что рукописный черновик этого документа является автографом генерального секретаря ЦК РКП(б). См.: Кривова Н.А. Власть и Церковь ... С. 71. 309 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 140. Д. 53. Л. 71; Ф. 1005. Оп. 1 а. Д. 377. Л. 111; АК II. С. 232. Следует заметить, что в протоколе 12 секретного заседания Президиума ВЦИК от 5 мая 1922 г. номер пункта 61 имеет не только шуйское постановление, но и постановление, предшествующее ему. 312 В историографии существует и другая точка зрения о количестве постановлений Политбюро, принятых по шуйскому судебному процессу. Так, в частности, Н.А. Кривова считает, что решение Политбюро о приговоре по шуйскому процессу утверждалось высшим органом партии три раза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 8. С. 21). Под этим же числом память святых без сказания помещена в ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Апр. Дни. 1-8. Стб. 297). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)) , митр. Ростовский, внес под 6 апр. в «Книгу житий святых» краткую заметку о П. м., указав, что при имп. Констанции II (337-361), сыне имп. Константина I Великого, 120 христиан были взяты в плен в Греции персид. царем Саворием и уведены в Персиду. За отказ отречься от Христа все они были сожжены заживо ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 221). В совр. издании Житий святых свт. Димитрия Ростовского сказание о П. м. не приводится (ЖСв. Апр. С. 123). В средневек. зап. церковных календарях память П. м. не обозначена. Впервые она появляется под 6 апр. в Римском Мартирологе, подготовленном П. Галезини (Martyrologium S. Romanae Ecclesiae usui/Ed. P. Galesinius. Venetiis, 1578. P. 48v). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний на основе визант. синаксарей внес в Римский Мартиролог память П. м. под той же датой (MartRom. P. 127; MartRom. Comment. P. 127. Not. 3), однако ошибочно отождествил их с персид. мучениками, упоминаемыми Созоменом в «Церковной истории» ( Sozom. Hist. eccl. II 14). В совр. редакции Римского Мартиролога память мучеников содержится под 5 апр.; отмечено, что они были сожжены заживо (MartRom (Vat.). P. 208-209). Ист.: BHO, N 718; Acta martyrum et sanctorum/Ed. P. Bedjan. P.; Lpz., 1891. T. 2. P. 291-295. Лит.: Labourt J. Christianisme dans l " empire Perse. Р., 1904. P. 56-63; Wiessner G. Zur Märtyrerüberlieferung aus der Christenverfolgung Schapurs II. Gött., 1967. Tl. 1. S. 105-114; Sauget J.-M. Persia, CXX martiri di//BiblSS. Vol. 10. Col. 504-505. Е. А. Заболотный Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2580050.html

Икона “Богоматерь Одигитрия” стояла у царских дверей Успенского собора весь XVI в. 32 . В описи 1572 г. указан “полу­торный” размер этой иконы, а в 1591 г. уточнена ее иконография и икона названа “…Одигитрия со архангелы…”. Описание приклада с 1545 г. по 1591 г. изменилось очень незначительно. К 1572 г. появляется вторая пелена, а к 1591 г. добавлен небольшой образок Богоматери из черного камня. Все семнадцать серебряных гривен и пелена из аксамита, отмеченные в описи 1545 г., сохранились в 1591 г. Вероятно, драгоценный приклад иконы явился причиной ее гибели. По описям XVII в. полуторная икона “Богоматерь Одигитрия со архангелы” не опознается. Скорее всего, самая значимая в интерьере Успенского собора Иосифова монастыря икона Андрея Рублева пропала в начале XVII в. во время Смуты. Две пядничные иконы с изображением Богоматери особого значения в убранстве собора не имели. Они теряются среди множества пядничных икон уже в 1572 г. В 1545 г. в Иосифовом монастыре хранился вкладной деисус, предположительно написанный Андреем Рублевым. Составители описи отметили: “Да в нижнем ряду деисус, писано на нем шесть святых образов, а кажут Рублева письма, а в середках Спасов образ припись московская, а поставил тот деисус Касьян же архимандрит” 33 . Анализируя приведенный текст, В. Т. Георгиевский и Н. А. Казакова приписали Андрею Рублеву шесть икон, но в описи однозначно сказано, что деисус один, а “…писано на нем шесть святых образы…”. Деисус Рублева был расположен в нижнем ряду, на левом столпе Успенского собора, с краю. В верхнем ряду над ним находились четыре пядничные иконы. Ширина пядничной иконы оставалась неизменной и равнялась » 24 см, а ширина столпа в четырехстолпных храмах конца XV в., подобных Успенскому собору Иосифова монастыря, была около 1 м. Четыре пядничные иконы перекрывали почти весь столп (24х4=96). В нижнем ряду кроме деисуса Рублева опись 1545 г. называет еще три пядничные иконы, общая ширина которых равна 24 см х 3=72 см. На оставшейся площади этого столпа (28 см) возможно было разместить только одну пядничную икону, а не семь. Следовательно, архимандрит Касьян поставил в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря одну пядничную икону с изображением семифигурного деисуса. Шесть предстоящих этого деисуса составители описи (с некоторой долей сомнения — “кажут”) приписали Андрею Рублеву. Середина иконы в первой половине XVI в. была уже повреждена или утрачена и образ Спаса дописал какой-то московский мастер. Анализ текста описи 1545 г. позволил установить бережное отношение к наследию Андрея Рублева уже через столетие после его смерти и уточнить общее количество его икон в Волоколамском монастыре в XVI в., которое, вместе со складнем архимандрита Алексея Ступишина, равнялось всего пяти.

http://pravmir.ru/ikonyi-rubleva-pisma-v...

еп. Никодим (Казанцев; 18 сент. 1861 - 6 апр. 1870), еп. Павел (Попов; 10 июня 1870 - 31 марта 1873), еп. Антоний (Николаевский; 31 марта 1873 - 14 мая 1881), еп. Исаакий (Положенский; 30 мая 1881 - 8 марта 1886), еп. Тихон (Троицкий-Донебин; 8 марта 1886 - 28 марта 1892), еп. Александр (Богданов; 23 марта 1892 - 30 апр. 1894), еп. Акакий (Заклинский; 30 апр. 1894 - 28 окт. 1898), еп. Евфимий (Счастнев; 28 окт. 1898 - 9 янв. 1913), еп. Никон (Бессонов; 26 янв. 1913 - 25 июля (фактически апр.) 1917), еп. Гавриил (Воеводин; май - 1 авг. 1917, временно управлял епархией), еп. Зосима (Сидоровский; авг.- 26 сент. (фактически 2 нояб.) 1917, временно управлял епархией), еп. Назарий (Андреев; 26 сент. (фактически 2 нояб.) 1917 - 9(22) февр. 1918 (фактически 10 дек. 1917), временно управлял епархией; 9 февр. 1918 (фактически 10 дек. 1917) - не позднее 13 сент. 1922), еп. Зосима (Сидоровский; 1919, временно управлял епархией), еп. сщмч. Амфилохий (Скворцов; 8 марта 1925 - 13 июля 1926), еп. Никон (Дегтяренко; 5 окт. 1927 - 3 февр. 1928), еп. Димитрий (Вологодский; 3 февр.- 9 сент. 1928, временно управлял епархией), архиеп. Мелхиседек (Паевский; 9 сент. 1928 - 30 мая 1931), архиепископ Павел (Павловский; 11 авг. 1931 - 11 июня 1933 (до 4 апр. 1933 - епископ)), еп. Антоний (Миловидов; 16 июня 1933 - 3 мая 1934), еп. Феофан (Еланский; 23 апр. (хиротония 6 мая) 1934 - 11 мая 1935), еп. Серафим (Зборовский; 9 сент. 1935 - 1 апр. 1936), еп. Сергий (Куминский; 1 апр. 1936 - 4 нояб. (?) 1937, временно управлял епархией), архиеп. священноисп. Лука (Войно-Ясенецкий; 27 дек. 1942 - 7 февр. 1944), архиеп. Варфоломей (Городцов; янв. 1944 - 4 авг. 1947, временно управлял епархией), еп. Софроний (Иванцов; 4 авг. 1947 - 24 дек. 1947, викарий), еп. Иоанникий (Сперанский; 23 янв. 1948 - апр. 1949, викарий), архиеп. Антоний (Черемисов; 20 июля 1990 - 5 окт. 2011; до 19 февр. 1999 епископ), митр. Пантелеимон (Кутовой; с 5 окт. 2011). Монастыри Действующие: Успенский мон-рь (мужской, в Красноярске, основан в 1879, в 1921 закрыт, возрожден в 2000); Благовещенский мон-рь (женский, в Красноярске, основан в 1995).

http://pravenc.ru/text/2458967.html

По инициативе имп. Карла V в рамках Регенсбургского рейхстага 1541 г. был проведен коллоквиум между католич. и протестант. богословами с целью выработать приемлемое для сторон исповедание веры. Католиков представляли кард. Г. Контарини, Наумбургский еп. Юлиус фон Пфлуг (1499-1564), Иоганн Гроппер (1503-1559, хранитель печати архиепископа Кёльнского), полемист Иоганн Экк (1486-1543), а протестантов - Мартин Буцер (1491-1551), Иоганн Писторий Старший (1504-1583) и Филипп Меланхтон (1497-1560). Хотя сторонам удалось достичь компромисса в вопросе об оправдании верой, полное расхождение взглядов на Евхаристию сделало соглашение невозможным. Богословский коллоквиум в Регенсбурге показал невозможность вероучительного примирения католиков и протестантов, что повлияло на выработку представления о том, что созываемый Собор должен быть ориентирован не на полемику с протестантами, а на обсуждение положений о реформе католич. Церкви. В 1542 г. папа Павел III вновь объявил о созыве Собора. По предложению эрцгерц. Фердинанда местом его проведения был выбран г. Трент (Тридент; ныне Тренто), формально независимый, но находившийся под протекторатом Свящ. Римской империи. Возобновление военных действий между имп. Карлом V и кор. Франциском I в 1542 г. вновь помешало созыву Собора, проведение к-рого стало возможным лишь после подписания мирного договора в Крепи в 1544 г. Папа призвал делегатов явиться в Трент к марту 1545 г., но делегаты собирались так медленно, что дату открытия Собора пришлось перенести на декабрь 1545 г. Первое заседание Собора состоялось 13 дек. 1545 г. На 1-й сессии в качестве делегатов присутствовали 4 кардинала, 4 архиепископа, 21 епископ (большинство составляли итальянцы, 2 епископа приехали из Испании и по одному из Франции, Англии и Германии), 5 глав монашеских орденов, а также эксперты (consultores) из числа богословов и канонистов, на которых возлагалась основная работа по подготовке декретов. На 1-м этапе работы Собора число его участников увеличилось; в Соборе приняли участие 5 кардиналов, 12 архиепископов, 74 епископа, 6 генералов монашеских орденов, 3 аббата Кассинской конгрегации бенедиктинцев, представители (прокторы) архиепископа Трирского и епископа Аугсбургского, а также ок. 100 богословов и канонистов. Участники представляли все католические страны, кроме Швейцарии, Речи Посполитой и Венгрии. Работой Собора руководили папские легаты, избранные из числа кардиналов, выступавших за проведение реформ в католической Церкви: Джованни Мария Чокки дель Монте (впосл. папа Римский Юлий III (1550-1555)), Марчелло Червини (впосл. папа Римский Маркелл II (апр.-май 1555)) и Р. Пол.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Когда скончался один из князей Кемских, он завещал своим родственникам, оценив свои имения, “да цену роздати по манастырем и по церквам Божьим по его душе и по всему роду” 58 . При решении данного вопроса “все четыре вотчичи били челом государю своему игумену Офонасью Кирилова монастыря”, чтобы он прибыл в “вотчинку в Кемоозеро”, решив, “что нам государь наш игумен Офонасий приговорит и старцы, и нам их слушать” 59 . При игумене Афанасии производилось межевание монастырских земель и владений Ростовского архиепископа Алексия (1543–1548) 60 . Актовый материал свидетельствует об общении игумена Афанасия с другими иерархами того времени. Епископ Вологодский Алексий (1525–1543) 5 октября 1539 года дал жалованную грамоту, освобождающую монастырь от церковных даней 61 . Тремя месяцами ранее Ростовский архиепископ Досифей (1539–1542) дал игумену Афанасию жалованную грамоту со своей стороны, освобождающую от дани приписные монастырские храмы 62 . В другой своей грамоте он сделал игумену Афанасию указания об уплате венечной подати за венчание вступающих в брак 63 . Известна жалованная грамота Вологодского епископа Киприана (1547–1558), данная им игумену Афанасию 64 . Поскольку при исполнении различных монастырских послушаний мог наноситься ущерб, то “приговорил игумен Афанасий со всеми соборными старцы о слугах”, оговорив меры возмещения наносимых ими монастырю убытков 65 . О различных вкладах в обитель, сделанных при игумене Афанасии, содержит сведения Кормовая монастырская книга. Под 31 декабря записан вклад “по Митрополите Макарие при игумене Афанасии, денег 150 рублев” 66 . При нем же сделал вклад в Кирилло-Белозерский монастырь макарьевский книжник В. М. Тучков, автор жития преподобного Михаила Клопского. Кроме икон он дал также 12 четьих Миней 67 . Деятельный игумен заботился о духовном просвещении братии, о пополнении монастырской библиотеки. По благословению игумена Афанасия инок Серапион, ученик старца Гурия (Тушина), переписал для монастыря в 1540 –1541 годах Псалтырь; инок Иона — рукописный сборник (1543–1544 гг.); инок Тит — Толковые Евангелия от Иоанна (1548–1549 гг.) и от Луки (1549); диакон Иоанн — сентябрьскую половину Пролога (1549) 68 .

http://pravmir.ru/russkaya-ierarhiya-xvi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010