Наиболее почитаемой святыней Донской епархии являлась Аксайская икона Божией Матери. В старочеркасском Воскресенском соборе хранились иконы, присланные в 1671 г. царем Алексеем Михайловичем: Воскресения, Благовещения Пресв. Богородице и Богоявления. В храме также находился список с иконы св. Иоанна Предтечи, в 1711 г. перед сдачей города туркам перенесенный из Азова в донецкий во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рь . В Александро-Невской ц. Новочеркасска почиталась Иерусалимская икона Божией Матери , которой в 1833 г. благословил войско Донское Иерусалимский патриарх Афанасий V . Архиереи архиеп. Афанасий (Телятев; 5 апр. 1829 - 17 окт. 1842, возведен в сан архиепископа в 1830); архиеп. Игнатий (Семёнов; 17 окт. 1842 - 13 янв. 1847); архиеп. Иоанн (Доброзраков; 13 янв. 1847 - 6 марта 1867); архиеп. Платон (Городецкий; 9 марта 1867 - 25 апр. 1877); архиеп. Александр (Добрынин ; 25 апр. 1877 - 22 мая 1879); архиеп. Митрофан (Вицинский; 23 мая 1879 - 19 нояб. 1887); архиеп. Макарий (Миролюбов; 5 дек. 1887 - 30 апр. 1894); архиеп. Донат (Бабинский-Соколов ; 30 апр.- 12 нояб. 1894); архиеп. Афанасий (Пархомович; 12 нояб. 1894 - 20 сент. 1908); архиеп. Владимир (Синьковский; 16 сент. 1908 - 11 июля 1914); митр. Митрофан (Симашкевич; 10 янв. 1915 - 1925, возведен в сан митрополита в нач. 20-х гг.); еп. Димитрий (Добросердов; 1925); еп. Усть-Медведицкий, вик. Д. и Н. е., Иов (Рогожин; 1926, в. у.); еп. Амфилохий (Скворцов; 1928, до 27 апр.); еп. Антоний (Романовский; 12 марта 1929 - 1930); еп. Аксайский, вик. Д. и Н. е., Серафим (Протопопов; 27 апр.- 27 июня 1928, в. у.); еп. Каменский, вик. Д. и Н. е., Симеон (Михайлов; 13 мая - июнь 1932, в. у.); еп. Каменский, вик. Д. и Н. е., Владимир (Горьковский; 11 авг.- окт. 1932, в. у.); еп. Каменск-Шахтинский, вик. Д. и Н. е., Александр (Раевский; 23 окт. 1932 - 16 февр. 1933, в. у.); еп. Таганрогский, вик. Ростовской епархии, Иосиф (Чернов; 16 февр. 1933 - янв. 1935). Монастыри Усть-Медведицкий в честь Преображения Господня , или Межигорская Спасова пуст.

http://pravenc.ru/text/178954.html

Вообще же, судя по выписи всех памятей за март и апрель, оказывается, что памяти святых в нем те же, какие и в Константинопольском типиконе IX-X века, и следуют в том же порядке, в каком находятся в уставе IX-X века. Оказались перестановки памятей только 1, 6 и 22 марта, 3 и 25 апреля, но в тех же днях, так 23 марта св. патриарх Константинопольский Фома показан в Кт. на третьем месте, а в Константиновом на первом, 25 апр. в Кт. на первом месте Сава Стратилат, а в Константиновом ев. Марк. В Константиновом за 2 месяца в три только дня усмотрены опущения памятей против Кт., это 14 апр. св. священномуч. Кириака, явившего честный крест, 22 апр. ап. Нафанаила, 24 апр. брата Господня Иосифа, Симеона, Марфы и Марии; но и прибавлений памятей в Константиновом мало, так прибавлены памяти против Кт. 16 марта страдание Романа и Менигна в Парии, 31 марта св. муч. Менандра и память прор. Иоада, апреля 5 мучч. 120 в Персии, 16 апр. страдание Ирины, 18 апр. память Трифона Константинопольского (но он 933 г., позднее составления Кт.), 21 апреля ап. Закхея, 29 апр. страдание Кинтиана, Аттика и 9 мучч. в Кизике. Службы праздничные показаны так же, как и в Кт., то есть, канонов и стихир нет, а показаны тропарь, прокимен, апостол, евангелие и причастен. В сказанной выше книге: «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного востока», изданы на греческом языке так называемые канонари (Т. I стр. 172). Они изданы были архимандритом Антонином в переводе на русский язык в вольном изложении в Трудах Киевской Академии (1874 стр. 189– 216; 458–495). Один из них находится при рукописном евангелии Синайской библиотеки 150 и относится по письму к X-XI веку. В той же библиотеке есть другой канонарь более древний IX-X века, но в нем не достает довольного числа листов в конце и особенно в начале его. Поэтому текст приведен Дмитриевским по канонарю более позднему, а варианты из древнейшего показаны в подстрочных примечаниях. Святые из синаксарей того и другого канонаря нами уже были приведены в первом издании месяцеслова по Трудам Киевской Академии и, кроме того, по копии преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вит (побежденный или живущий, лат.), отрок, 15 июня. Вифоний (в глубину брошенный, греч.), муч., 3 апр. Вианор (жестокий, насильник, греч.), муч. писидийский, 10 июля. Владимир – Василий , вед. князь киевский, 15 июля. Власий пастырь, муч. кесарийский, 3 февр. Власий , еп. севастийский, муч., 11 февр. Вонифатий (благотворец, лат.), римлянин, муч. киликийский, 19 дек. Вонифатий милостивый, еп. ферентийский, 19 дек. Всевоиод-Гавриил , князь псковский, 11 февр., 22 апр. и 27 ноября. Вукол (пастух, греч.), еп. смирнской, 6 февр. Вера , муч. римская, 17 сент. Гаафа , княгиня готфская, 26 марта. Гаведдай , муч. персидский, 29 сент. Гавиний (лат.), пресв., муч. римский, 11 авг. Гавриил (нуж Божий или крепость Божия, евр.), архангел, 26 марта и 13 июля. Гавриил , муч. болгарский, 22 янв. Гавриил-Всеволод , князь псковский, 11 февр. Гаиания (земная, греч. см. Гай), муч. арменская, 30 сент. Гаиан (зенной, греч.), 15 ноября. Гаий (зенной, греч. и латин. gava – земля), ап. из 70, 5 нояб. Гаий , мучен. александрийский, 4 окт. Гаий , папа римский, муч. 11 авг. Гаий , мучен. никомидийский, 21 окт. Гаий , муч. с Евстохием и друг., 23 июня. Гаий , из 40 мучч. Севастийских, 9 марта. Галактион (молочный, греч.), муч. едесский, 5 ноября. Галактион и Иулиания , мучч. 22 июня. Гали или Калиса , муч. 10 марта и 16 апр., (прекрасная, греч). Галик муч., 3 апр. Галина (тишина, спокойствие, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 марта. Гамалиил св. (награда Божия, евр ), 2 авг. Гантиол , муч. с Ианиуарием , 19 сент. Геласий (смеющийся, греч.), из 10 муч. критских, 23 дек. Гемелл (близнец, двойник, лат.), пафлогонянин, муч. едесский, 10 дек. Геннадий (благородный, греч.), патриарх цареградский, 31 авг. Георгий (земледелец, греч.), великомуч. никомтдийский, 23 апр. Георгий Хозевит, 8 янв. Георгий , патриарх константинопольский, 18 авг. Георгий Лимнеот, преп. оиимпийский, 24 авг. Георгий , еп. амастридский, (Пафлаг.), 21 февр. Георгий , еп. деволтский, нуч. болгарский, 22 янв. Георгий , нитрополит милитинский, исповедник, 7 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Усфазан евнух, муч. персидский, 17 апр. Фавий (бобовый, лат.), папа римский, муч. 5 авг. Фавста (благополучная, счастливая, лат.) девица, муч. кизическая, 6 февр. Фавстиан (см. Фавст), муч. керкирский, 28 апр. Фавст (благополучный, счастливый, дат.) пресвитер, муч. александрийский, 6 сент. Фавст , муч. александрийский, 4 окт. Фавст (у римлян вернее Фест – праздничный, веселый, лат.) диакон, муч. путеольский, 21 апр. Фавст муч., с Серапином египтянином, 24 мая. Фавст , преп. далматский, 3 авг. Фаина (светлая, блистающая, греч.), из семи дев, мучениц анкирских, 18 мая. Фантин , преп. солунский, 30 авг. Фармуфий (название месяца апреля по-египетски), преп. египетский, 11 апр. Фарнакий (древнее восточное имя, сн. Фарнах, евр. Числ 34, 25 ), муч. 24 июня. Феврония , преподобномученица, 25 июня. Феврония , в иночестве Евфросиния княгиня муромская, 25 июня. Феликиссим (счастливейший, лат.) диакон, муч. римский, 10 авг. Феликс , (счастливый, лат.) муч. римский, из 7 сынов Филицаты , 25 янв. Фенгон (светящий, греч.) воин, муч. амисийский, 23 янв. Фервуфа девица, муч. персидская, 4 апр. Фива (светлая, греч.) св., диаконисса кехрейской церкви, 3 сент. Филагрий (любящий дикое место, деревню, греч.) священномуч., еп. Кипрский, 9 февр. Филадельф (братолюбец, греч.), муч. италийский, 10 мая. Филарет (любитель добродетели, греч.) милостивый, 1 дек. Филетер (любитель друзей, греч.), муч. никомид. 30 дек. Филикитата (осчастливленная, греч.), муч. африканская, 1 февр. Филикс (вернее Феликс, см. выше), муч. аполлониадский, 6 июля. Филикс , муч. варкинонский, в Испании, 22 авг. Филимон (любимый, целуемый, греч.), из 70 апп., 19 февр. и 22 ноября. Филимон , 14 дек. Филимон , муч. кизический, 29 апр. Филиппия (любящая коней, греч.), мученнца, 21 апр. Филипп (любящий коней. греч.), из 12 апп. 14 ноября. Филипп , отец Евгении. 24 дек. Филипп диакон. из 70 апп., 11 окт. Филипп , муч. римский. из 7 сынов Филицаты , 25 янв. Филипп , муч. никомидийский. 17 авг. Филипп , муч. апамейский, 22 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

календарях, изданных Ф. Но, упоминание о П. м. содержится под 6 нисана (6 апр.) (Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd., trad. F. Nau. P., 1915. P. 75. (PO; T. 10; Fasc. 1)). Под этим же числом память мучеников отмечена в Патмосском списке Типикона Великой ц. (Patm. 266, кон. IX - нач. X в.), в некоторых визант. стишных Синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1603 г.- SynCP. Col. 589; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 63). В Иерусалимской рукописи Типикона (Hieros. S. Crucis. 40, X в.) и в синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) П. м. упоминаются под 5 апр. (SynCP. Col. 587; Mateos. Typicon. T. 1. P. 262). В сказании из имп. Василия II Минология (1-я четв. XI в.) под 6 апр. говорится, что П. м., числом 150, предали сожжению (PG. 117. Col. 387-390). По всей видимости, причиной этого утверждения стало ошибочное смешение П. м. со священномучениками Илиодором и Досой , а также с их сомучениками, пострадавшими в 362 г. (подробнее см.: Sauget J.-M. Eliodoro et al.//BiblSS. Vol. 4. Col. 1078-1079), к-рые упоминаются в Минологии имп. Василия II под 9 апр. (PG. 117. Col. 393-394). Прп. Никодим Святогорец поместил в «Синаксаристе» под 6 апр. память П. м. и посвященное им двустишие, в к-ром также говорится, что святые пострадали в огне ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 196). По мнению Софрония (Евстратиадиса), бывш. митр. Леонтопольского, П. м. пострадали вместе со сщмч. Садоком , еп. Персидским, память к-рого совершается 19 окт. ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 322). В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского под 6 апр. кратко излагаются сир. Акты П. м., при этом говорится, что святым отрубили головы в 5-й год гонений Шапура II (345 г.) ( Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 8. Σ. 61-62 (рус. перевод: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 474)). В слав. стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., память П. м. и посвященное им двустишие, в к-ром, видимо на основе сведений из Минология имп. Василия II, указывается, что святые были сожжены заживо, содержатся под 6 апр.

http://pravenc.ru/text/2580050.html

Адрианов Свято-Успенский монастырь — мужской монастырь Рыбинской епархии Русской православной церкви, расположенный в окрестностях Пошехонья. Основан в 1543 г. Согласно житию прмч. Адриана Пошехонского, написанному в 1570-х гг., которое является важнейшим источником сведений о монастыре, в 1539 г. постриженики Корнилиева Комельского монастыря преподобные Адриан и Леонид Пошехонские по благословению игумена монастыря прп. Лаврентия Комельского ушли в пошехонские леса ради создания новой общежительной пустыни во имя Божией Матери. Место для нее на р. Вотха (Ветха), между селами Белым, Пострабольским, Шельшедомским, Кештомским и Ухорским, было указано неким «черноризцем Бестужем», вызвавшимся проводить отшельников в «пустыню непроходимую». Божественное покровительство избранному месту проявилось в чуде явления на дереве иконы Успения Богоматери (по др. сведениям, иноки принесли икону с собой и, выбрав место для монастыря, поставили ее на дубе). После трех лет отшельнической жизни преподобные Адриан и Леонид решили основать мужской монастырь, для чего отправились в Москву, где получили благословение свт. Макария, митр. Московского, на устроение монастыря и строительство храма в честь Успения Богородицы и собрали пожертвования; тогда же прп. Адриан был возведен в сан игумена обители. В монастыре был введен строгий общежительный устав, по образцу устава Корнилиева Комельского монастыря. 31 мая 1543 г. была заложена «малая церковь с трапезою». С 1543 г. до конца XVII в. все монастырские постройки: храмы, трапезная, кельи, звонница и ограда - были деревянными. Помимо Успенской соборной церкви, имевшей 2 придела - прп. Алексия, человека Божия, и прп. Михаила Малеина, построенных, судя по посвящениям, в годы царствования Михаила Феодоровича (1613-1645), в монастыре находилась еще надвратная церковь во имя мучеников Адриана и Наталии с приделом прп. Михаила Малеина. В 1659 г. при Успенской церкви значились два придела - свт. Николая Чудотворца и прп. Адриана Пошехонского. В 1699 году монастырь сгорел до основания. В начале XVIII в. по благословению Ростовского митр. Иоасафа (Лазаревича), а затем свт. Ростовского Димитрия (Туптало) на месте сгоревших храмов были выстроены новые. В 1701 г. игум. Феодосий испросил позволения на строительство церкви свт. Николая Чудотворца, освященной в 1704 г. Был ли этот храм отдельной постройкой или одним из соборных приделов, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=03659

В Вологодском уезде: В Ракульской волости – вотчина под монастырем – село Коровничье, Выпрягово тож, в селе церковь св. Николая Чудотворца. 8 Эта церковь  и при ней теплая во имя Всех Святых упоминается уже в 1543 году. Конечно, она была еще деревянная. В 1646 году церковь описана так; церковь Воскресения Христова древяна вверх, клинчатая, да придел Успения, другой придел Николы чудотворца; другая церковь – Всех святых древяна вверх шатровая. Каменную церковь стали собираться строить в 1680 году. Околомонастырский ключ(округ): в нем село Васисильевское, три сельца и четырнадцать деревень. Тошенская волость: в Верховской трети село Сергиево и десять деревень. Оларевская волость:в ней шесть деревень. Водожская волость: в ней село Домшино с церковью Николая Чудотворца и девять деревень. Ныне самостоятельный приход, в 55 верстах от г. Вологды. В 1543 году упоминается в Домшине церковь Николая Чудотворца да теплая Косьмы и Дамиана. Городской стан Троицкого угла:в нем село Богородское с церковью Положения пояса Пресвятой Богородицы и две деревни. Село Богородское дано игумену Иоакиму в монастырь в 1573 году Варварой Васильевой дочерью, Стефановой женой Андреева сына Лаврова, по приказу сына ее Василия, когда он отправлялся в Казань. В этом году был уже в селе храм Положения пояса Пречистой Богородицы и другой – преп. Димитрия Прилуцкого. Городской стан – Пуркаловское окологородье:в нем село Ивановское и четыре деревни. Оно завещано в монастырь в 1636 году Максимом Васильевым сыном Лихаревым в вечный поминок и утверждено было царской грамотой от 20 июня 1637 году. В Грязовецком уезде: Троицкий угол:в нем село Лоптуново с церковью св. Николая Чудотворца и шесть деревень. Ныне в 10 верстах от Вологды приход Грязовецкого уезда. В 1543 г. Лоптуново еще деревня, в 1646 г. упоминается уже церковь Николая Чудотворца и преп. Димитрия Прилуцкого, древяна клетцки. Лоскомская волость:в ней село Бурдуково с церковью Николая Чудотворца и восемь деревень. Село Бурдуково завещано игумену Иоакиму в 1571 году Григорием Феодоровым Матафтиным; тогда в нем были церкви Николая Чудотв. и теплая Феодора Стратилата. Григорием же Матафтиным оно было куплено у дяди его Ширяя Тимофеева Матафтина и у сына его в 1531 году. Духовная Г. Матафтина были утверждена епископом Вологодским и Великопермским Варлаамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

XVII в. совпадало с предыдущим делением правосл. епархии на наместничества. В 1564-1589 гг. в П. е. насчитывалось 565 сельских и 42 городских прихода, из них в Перемышльской земле - 380 сельских и 24 городские общины, в Саноцкой земле - 185 сельских и 18 городских приходов. В 1694 г. епархия имела 1120 приходов с населением 100 тыс. чел., в т. ч. 3 тыс. шляхтичей ( Bendza. 1982. S. 102). Наибольшее количество действовавших церквей было в Перемышле. В древнейший период в городе были построены церковь-ротонда во имя свт. Николая и собор св. Иоанна Крестителя. В XVI - нач. XVII в. действовало ок. 20 храмов: собор в честь Рождества св. Иоанна Крестителя (построен в 1543 вместо сгоревшей церкви, сведения о к-рой относятся к 1500-1535), св. Иоанна Крестителя во Владыче (известен по неск. привилеям XVI в.), Спаса-Преображения, св. Илии на Гарбарах над р. Сан, Рождества Господня над Саном, Пречистой Богородицы, монастырская в честь Собора Пречистой Богородицы (известна с 1543), св. Лаврентия, Богоявленская, Св. Троицы (все - в Засанье), свт. Николая Чудотворца (возможно, в предместье Подгорье), кладбищенская ц. Благовещения Пресв. Богородицы, монастырская ц. Св. Троицы по ул. Добромильской (известна с 1611), св. Петра (позднее костел иезуитов), св. Георгия (Юра) на Гарбарах, Рождества Пресв. Богородицы на Болони, арх. Михаила на Подзамче, Кучиновская (Начановская) на левой стороне дороги к Ярославу за Саном, неизвестного посвящения на Подзамче, монастырская на Вильче ( Никоровыч. 1879. С. 28-49). В краю имелись церковные школы для обучения чтению и письму. О нехватке образованных людей среди духовенства, в т. ч. высшего, писали полемисты в кон. XVI - нач. XVII в. В XVI в. на Перемышльской кафедре сменилось 8 епископов. Еп. Антоний (упом. в 1506-1519) отстаивал интересы православных; собирал епархиальные съезды с участием духовенства, шляхтичей и горожан; игнорировал запрет на колокольный звон в правосл. храмах; несмотря на запрещения, совершал крестные ходы; боролся против латинизации паствы, подсудности правосл. духовенства католич. епископу. Еп. Антоний присутствовал на Соборе Киевской митрополии в Вильно (25 дек. 1509 - 18 янв. 1510), созванном митр. Иосифом II (Солтаном) . В номинационной королевской грамоте 1528 г. на Перемышльскую кафедру Лаврентию (Терлецкому) говорится о поддержке его кандидатуры перемышльской шляхтой «русского обряда». В 1535 г. еп. Лаврентий получил королевское распоряжение ввести в должность наместника Галицкой епархии львовского мещанина Макария Тучапского , получившего благословение Киевского митрополита . Еп. Лаврентий присутствовал на Соборе во Львове в 1539 г., созванном Львовским еп. Макарием. При еп. Лаврентии, пользовавшемся уважением паствы, в 1543 г. в Перемышле было построено каменное здание кафедрального Иоанно-Предтеченского собора взамен сгоревшей церкви.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Патриарх Иоаким Джума, вступивший на престол после Дорофея III, в западной литературе воспринимается как самый наглядный пример греческого вмешательства в дела Антиохийской церкви. Однако многое из того, что написано об Иоакиме, представляет собой, скорее, научный курьез. У К. Каралевского Иоаким Джума «раздваивается» на Иоакима III, упоминаемого в двух документах, от 1527 и 1531 гг., о привилегиях некоего монастыря на Лесбосе, и Иоакима IV, сначала антипатриарха, не позже, чем с мая 1540 г. (его подпись стоит под константинопольским синодальным актом этого времени о правах другого монастыря), а затем законного патриарха в 1543–1576 гг. 1283 Все три документа были в свое время опубликованы А. Пападопуло-Керамевсом . Ж. Насралла пошел дальше, объединив двух Иоакимов в одного и предложив гипотезу о том, что Иоаким Джума еще в 1516 г., после османского завоевания Сирии, был возведен в антиохийского патриарха в Константинополе и все эти годы, до 1543 г., пребывал там как титулярный архиерей. 1284 Мало того, что эта версия противоречит данным арабских источников о том, что Иоаким до вступления на патриаршество 11 лет пробыл епископом Бейрута. 1285 Ни Каралевский, ни Насралла не взяли на себя труд взглянуть на сам текст трех упомянутых документов. В противном случае они бы увидели рядом с подписями константинопольского патриарха Иеремии I (1522–1546 гг.) и антиохийского Иоакима подпись александрийского патриарха Сильвестра, правившего в 1569–1590 гг. В описании опубликованных грамот прямо было сказано, что подписи антиохийского и александрийского первосвятителей были добавлены позже, для придания дополнительного авторитета документам. 1286 Нетрудно предположить, когда это было сделано. Антиохийский патриарх Иоаким Дау в 1587 г. возвращался из Стамбула на Ближний Восток, возможно, вместе с александрийским патриархом Сильвестром, про которого известно, что он незадолго до 1588 г. перебрался из Стамбула на Родос. 1287 Более чем вероятно, что оба они по пути останавливались на Лесбосе. Таким образом, «антипатриарх» Иоаким (1516–1543 гг.) остается плодом бурного воображения и излишней доверчивости двух уважаемых авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под 1538/39 г. упоминается архим. Феодосий (АРГ: АММС. 95. С. 231), к-рый 2 июля 1542 г. был поставлен на Коломенскую кафедру (ПСРЛ. Т. 13. С. 142, 441). Не позднее 1543 г. на архимандритство заступил Нифонт (Кормилицын; впосл. епископ) - постриженик и игумен Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В качестве архимандрита Н. П. м. он упоминается уже в акте 1543/44 г. (АРГ: АММС. 97. С. 232). А. И. Плигузов отметил, что «Нифонт прибыл в Москву по протекции митрополита Макария в 1543 г. и получил в управление Новоспасский монастырь» ( Плигузов. 2000. С. 143). 16 янв. 1547 г. архимандрит Н. П. м. участвовал в чине венчания Иоанна IV Васильевича Грозного на царство (ПСРЛ. Т. 13. С. 150). Авторы исторических описаний обители и нек-рые совр. исследователи полагают, что в Н. П. м. вывезли митр. Московского и всея Руси свт. Макария во время московского пожара 21 июня 1547 г. ( Снегирёв. 1863. С. 14; Дмитриев. 1909. С. 14; Плигузов. 2000. С. 143). Эта версия, вероятно, восходит к Н. М. Карамзину ( Карамзин. ИГР. Кн. 2. Т. 8. С. 61), к-рый в свою очередь мог ориентироваться на летописные записи XVII в. Во всяком случае в Мазуринском летописце указано, что «отвезоша его к Спасу на Новое едва жива» (ПСРЛ. Т. 31. С. 131). Однако более последовательной, хронологически и топографически логичной, а потому внушающей доверие представляется запись в Постниковском летописце, называющая местом временного пребывания Макария Новинский монастырь (ПСРЛ. Т. 34. С. 30; см. также: Макарий (Веретенников), архим., Флоря Б. Н. Макарий, свт. митр. Московский и всея Руси//ПЭ. Т. 42. С. 374). В лествице настоятелей мон-рей архимандрит Н. П. м. уступал архимандриту владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря (к-рый, однако, не всегда присутствовал на соборных заседаниях и богослужениях), с 1561 г.- также и архимандриту Троице-Сергиева мон-ря, возглавлявшему список настоятелей рус. мон-рей, а с рубежа XVI и XVII вв.- еще и архимандриту Чудова мон-ря, при этом до кон. XVII в. почти никогда не опускался ниже 4-й позиции.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010