Венгрия. До рокады Прешув, Коннице, Берегово, Быстрица подходят семь магистралей с общей пропускной способностью до 268 пар. Основные узлы: Жилина, Врутки, Барча, Михаляны, Чоп, Ньиредьхаза, Дебрецен, Орадеа Маре, Зволян, Лучинец, Хатбан, Сольнок. Румыния. До линии Быстрицы, Брашов, Бухарест подходят семь ж. д. линий с пропускной способностью 117 пар. К границе подходят также 7 линий, но их пропускная способность только 98 пар. Основные узлы: Пашкани, Роман, Бакэу, Аджуду Ноу, Бузеу, Чульними, Меджидия, Сибир, Битешти, Бухарест, Слотяны. 5. Важные промышленные центры на театре военных действий. Германия. Люблин – производство самолетов Радом – металлургическая промышленность Кельце – артиллерийский завод и металлургическая промышленность Краков – производство боеприпасов и машиностроение Катовице – металлургические заводы Беутен – производство пороха и взрывчатые вещества Плес – боеприпасы, пороха и взрывчатые вещества Рыбник – производство ОВ и ДВ Ченстохов – металлургич[еская] промышленность Бреслау – производство автотракторных средств и машиностроение Брно – производство винтовок, пулеметов, машиностроение и металлургия Адамов – производство винтовок, пулеметов и стратегического сырья. Венгрия. Будапешт: а) металлургические заводы (орудия, минометы, АБТ, боеприпасы) б) машино-вагоностроительн[ые] (танки, зенитные пулеметы, снаряды, авиабомбы, тракторы, речные суда) в) завод стрелкового оружия г) два машиностроительных завода (винтовки и пулеметы) д) оружейный завод «Фромер» е) завод арт. орудий ж) завод взрывчатых веществ з) три завода авиамоторов и самолетостроения и) два завода оптики и имущества связи Диотгьер – металлолитейные заводы Матьясфельд – самолеты, авиамоторы и автомобили Дьер – оружейный и машиностроительный заводы Зарвар – взрывчатые вещества Состо – самолеты. Секешфехервар – самолеты Уйпешт – заводы точной механики и машиностроения Клипе – пороховой и взрывчатых веществ Сату Маре – фабрика целлюлозы Оради – нефтеперегонный завод Румыния. Галац – патронный и снарядный завод, металлургический и металлообрабатывающий заводы

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

96) Если, пребывая в молитве, будешь смотреть на вдову, подвигшую жестокосердого судью оказать ей справедливость; то не станешь стужати си (Лк. 18, 3) при нескорости получения благ, испрашиваемых молитвою. 97) Не пребудет с тобою молитва, если замедляешь в суетных помыслах внутри и в пустых беседах вне; но она скоро возвращающеюся видится к тому, кто ради нее многое отсекает в себе. 98) Если в лоно души не внидут словеса молитвы; то слезы не омоют ланит души. 100) Ключ в Царство Небесное – молитва. Держащий ее, как следует, зрит отложенные (обетованные) друзьям ее блага. Кто же только настоящее видит, тот не возымел еще дерзновения в ней. 101) Не может ум во время молитвы с дерзновением говорить пред Богом: растерзал еси узы моя, Тебе пожру жертву хвалы (Пс. 115, 7); если он вожделением лучшего не отторгся от боязливости (страха за жизнь от утеснения плоти) и разленения, многоспания и многоядения, от коих падение. 102) Стоит вне первой завесы (вне скинии на дворе) тот, кто влается мыслями во время молитвы; за сею завесою внутри скинии (передней ее части, именуемой святая) находится тот, кто молится неразвлеченною молитвою; во святая же святых проникает один тот, кто по умиротворении естественных помыслов и движений с Единым Тем пребывает, Кто есть превыше всякого естества, получая от Него и потребное просвещение. 103) Когда душа, упразднившись от всего внешнего, сочетается с молитвою; тогда как бы пламя некое окружает ее и делает ее всю, как железо, огнем проникнутою. И тогда душа – все та же душа, только бывает неприкосновенною, подобно раскаленному железу, для всего стороннего. 106) У добре проходящих деятельную жизнь молитва иногда, подобно облаку осеняя их, укрощает палящие их помыслы, а иногда как бы каплями дождевыми орошая их, показывает им духовные созерцания. 114) Ум, устремляясь горе, не тотчас востекает туда, но после того, как совершенно презрит все дольнее, посвятив себя Божественным деланиям. 117) Когда освободишь ты ум свой от всякого пристрастия к телам, яствам и деньгам; тогда что ни будешь делать, все то вменится в чистый дар Богу от тебя. И воздано тебе будет за то тем, что откроются очи сердца твоего и ты будешь ясно поучаться в нем Законам Божиим, кои слаще меда и сота покажутся умной гортани твоей по причине издаваемой ими приятности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Децебал запросил мира, и неблагоприятные внешние условия на севере империи заставили Домициана пойти на уступки (очевидно, в 89 г.). Царь даков признал зависимость от Рима и получил царские инсигнии (переговоры вел брат Децебала Диэгид, и Домициан увенчал диадемой его голову). Также Децебалу были выплачены денежные субсидии, даны военные инструкторы и инженеры взамен на обязательства не нападать на империю и защищать ее границы от др. варваров. Рим. историки Дион Кассий, Тацит, Иордан описывали Децебала как храброго и мужественного воина (Ibid. P. 683-687). Дакия в составе Римской империи. В нач. II в. войны Дакии с Римской империей возобновились. Рим. император Траян (98-117) под предлогом неисполнения Децебалом договоренностей дважды вторгался в Дакию: весной 101 г. (война закончилась в 102 заключением невыгодного для Децебала мирного договора) и в нач. лета 105 г. Была взята Сармизегетуза, Децебал покончил с собой, в 106 г. рим. войска подавили последние локальные выступления и Дакия стала провинцией Римской империи (в ее состав вошли территории современных Трансильвании, Баната и Олтении). В результате этих войн дакийские земли были опустошены, много жителей погибло, часть переселилась в горные районы, пленники и обращенные в рабство были расселены в разных частях Римской империи ( Dio Cassius. Hist. Rom.//FHDR. 1964. Vol. 1. P. 700-705). Празднования по случаю завоевания Дакии продолжались в Риме 123 дня: в зрелищах участвовали 10 тыс. гладиаторов и 11 тыс. хищников; было отчеканено много монет и 3 медали. Т. к. из Дакии было доставлено большое количество золота, в 106 г. были отменены все налоги; более того, каждый налогоплательщик получил по 450 динариев (Diplom militar din 11 aug. 106 de la Porolissum// Petolescu. 1973). Были воздвигнуты монументы. В 109 г. на юге Добруджи у Адамклиси (на месте решающей битвы) в честь победы 102 г. возвели памятник Tropaeum Trajani (Трофей Траяна; общая высота более 20 м, диаметр 38 м, 9 ступеней пьедестала, на барельефах изображены сцены боев).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

263. О соотношении понятий “domus” и “familia” см.: Saller(1984). Слово “familia” и его позднейшие производные в европейских языках вроде “famille” во французском или “family” в английском вплоть до XVIII века прежде всего относились к единице власти, а не обозначали родство (Stone 1968; Flandrin 1979; Duby 1982:220–223; Ozment 1983; Herlihy 1985). 264. Вестбрук (Westbrook 1999:207) рассматривает три известных случая такого рода. По-видимому, отцовская власть здесь считалась тождественной власти государства. Если обнаруживалось, что отец казнил своего ребенка незаконно, он мог быть наказан. 265. Или обращать их в рабство. Законы Двенадцати таблиц (III. 1) представляются попыткой реформировать или смягчить еще более жестокие обычаи; вероятно, впервые это отметил аль-Вахид (Elwahid 1931:81–82). 266. Финли отмечает, что сексуальная доступность рабов «считалась общим местом в греко-римской литературе» (1980: 143;см. Sailer 1987: 98–99; Glancey 2006:50–57). 267. Ведутся оживленные споры вокруг вопроса, насколько широко в Риме поощрялось появление детей у рабов: одна распространенная теория рабства (например, Meillassoux 1996; Anderson 1974) гласит, что это никогда не бывает выгодным и что, когда приток рабов иссякает, рабы обычно превращаются в крепостных. Здесь нет смысла вступать в этот спор, но обзор можно прочитать в: Bradley 1987. 268. На самом деле римские граждане не могли обращать в рабство друг друга, но их могли поработить чужестранцы, а пираты и похитители редко когда вдавались в такие тонкости. 269. Например, китайский император Ван Ман был настолько привередливым в этом вопросе, что однажды приказал казнить одного из своих сыновей за самочинное убийство раба (Testart 1998:23). 270. Lex Petronia. Теоретически этот закон запрещает владельцам приказывать рабам «биться с дикими животными», что было общественным развлечением: «биться», однако, обычно было эвфемизмом, поскольку тем, кто выходил против голодных львов, либо вообще не давали оружия, либо оружие было несоответствующим. Лишь столетие спустя, при Адриане (117–138), владельцам было запрещено убивать своих рабов, содержать для них частные тюрьмы или применять прочие жестокие и чрезмерные наказания. Интересно, что постепенное ограничение власти рабовладельцев сопровождалось усилением власти государства, расширением числа граждан, а также возвращением различных форм долговой кабалы и созданием зависимого крестьянства (Finley 1972:92–93, 1981:164–165).

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Траян – римски император (†117), царувал от 98–117 година. Изисквал от всички свои поданици да се покланят на идолите и провел гонения против християните. По негово време пострадали св.ап. Симон Зилот, св.ап. Онисим, свв. Игнатий Богоносец , Климент Римски и много други. Пострадала и собствената му дъщера Дусила. Траян отчасти отменил тези закони, като забранил да бъдат издирвани християните. Неговият наследник Адриан ревностно се придържал към езическите суеверия и продължил да преследва християните. Извън речника: Св. мчца Друсила, Св.ап. Симон Зилот, Св.ап. Онисим. Треба («нужен, потребен») – богослужение, което не влиза в седмичния богослужебен кръг, а се извършва по потребност (по требование) на един или няколко вярващи. Требите се делят на такива, които включват извършване на тайнствата – кръщението, миропомазването, венчанието, изповедта, елеосвещението (причастяването на болни в дома им); и на такива, които не съдържат тайнства (обреди) – опелото, панихидата, различните пострижения и молебени, освещаванията на домовете и др. В древността кръщението също било извършвано тържествено в определени дни – предимно на Пасха, а също на Петдесетница и Рождество, и било по този начин църковна служба, а не треба. Требите се извършват от свещеник или архиерей (с изключение на кръщението, което в крайни случаи може да бъде извършено и от мирянин). Чинопоследованието на требите се съдържа в Требника. Требник (гр. «евхалогион») – богослужебна книга, която съдържа чинопоследованието на требите. Трезвение – в светоотеческата литература изкуството на борба с помислите; бодрост, будност, бдителност на ума; внимание върху помислите, наблюдаване на това, което влиза и излиза от сърцето и недопускане вътре в него на страстни помисли. Трети вселенски събор – Вселенски събор, свикан през 431 г. в Ефес по повод ереста на Несторий при архиепископ Кирил Александрийски, папа Целестин и император Теодосий Малки (Теодосий Млади). В него участвали 200 отци. Извън речника: Св. папа Целестин, Вселенските събори. Основни доктрини и вероизповедни формули.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Известна е от дълбока древност. Названието си получила от името на витините, които се преселили тук от Тракия. Витиния била живописна, плодородна област, с много добитък. През 546 г. преди Христа тя била завладяна от персите, но през 327 г. отново станала самостоятелна държава. През 75 г. преди Р.Хр., според завещанието на цар Никомид III преминала под властта на римляните, с права на самостоятелна провинция, управлявана от специален проконсул. Като римска колония тя се намирала в съседство с Галатия, Пафлагония и Фригия, с излаз на южния черноморски бряг. Християнството във Витиния се разпространило по време на апостолите ( 1Петр. 1:1 ). По времето на Плиний Младши, управлявал Витиния, и на император Траян (98–117 г.) тук имало твърде много християни. При Диоклетиан (284–305 г.) и Юлиан Отстъпник във Витиния настанало страшни гонения срещу християните и била пролята кръвта на много християнски мъченици. Главни градове на Витиния са били Никомидия, Никея, Еленополис, Пруса (днес Бурса) и др. Никомидия е била една от столиците на римския император Диоклетиан. В Еленополис е бил епископ преп. Паладий Еленополски. През XIII век, когато Цариград е бил превзет и държан от латинците Никея е била столица на византийската империя, наречена Никейска. Градът е получил важно значение и известност в живота и историята на св. Църква с това, че в него са заседавали два вселенски събора – първият и седмият. Извън речника: Св. свмчк Тимотей Пруски (Брусенски). Св. свмчк Патрикий Брусенски и мчци Акакий, Меандър и Полиен. Св. жени-мчци Минодора, Нимфодора и Митродора от Витиния. Витлеем (букв. «Дом на хляба»; Бит 35:19, Мих 5:1 , Мат 2:1, Рут 1:2) – неголям град в Юдея, разположен живописно в плодородна местност на скалисти възвишения сред поля и градини, близо до Юдейската пустиня на изток от тях. Отстои на няколко километра югозападно от Йерусалим. Във Витлеемската пещера в покрайнините на Витлеем се родил Спасителят на света Господ Иисус Христос ( Лк 2:1–7 . Мат. 2:1–12). Във Витлеем е роден и св. цар Давид Псалмопевец (XI-X в. пр.Хр.). Поради това св. ев. Лука нарича Витлеем Юдейски «град Давидов» ( Лук. 2:4–11 ). Тук Иаков погребал Рахил (Бит. 35:16), тук Вооз срещнал Рут, из Витлеемските поля Рут събирала житни класове. Във Витлеем през 386 г. се заселил блажени Йероним и в продължение на много години превел книгите на Стария и Новия Завет на латински език (Вулгата), а в края на живота си тук написал Коментарите си към Св. Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

IX. Итак дата «104 год» к св. Игнатию не относится, и запись в «хронике» Евсевия оказывается первоисточником всех других показаний. – К значению свидетельства Евсевия Гарнак отнесся скептически, и нельзя не признать, что в «церковной истории» III, 86 Евсевий говорит o св. Игнатие не в отделе o гонении и не утверждает explicite даже того, что он пострадал при Траяне, быть может потому, что ученый епископ не имеет документа, где бы это было сказано κατ λξιν, «текстуально»; c другой стороны, свидетельствами Игисиппа и Тертуллиана Евсевий доказал χατ λξιν, что св. Симеон пострадал при Траяне, что Плиний писал Траяну (III, 32.33); но все это не дает научного права – датировать эти факты определенным годом. В «хронике» пункты αβγ соответствуют «церковной истории» III, 32.36.33, т. e. вовсе недатированная кончина св. Игнатия вставлена в датированную оправу, и вся совокупность фактов траянова гонения записана под одним (10-м) годом. Почему выбор пал на этот год? Быть может, Евсевий руководствовался правилом o золотой средине: «medio tutissimus ibis!». A Траян царствовал (IV, 3) «ровно двадцать лет без 6 месяцев“ (25 янв. 98 † 9 авг. 117). Это наблюдение, если оно не ошибочно, имеет значение и для другого вопроса еще более сложного: о годе кончины св. Поликарпа. Против Ваддингтона упорно выдвигают авторитет «хроники» Евсевия, где факт записан под 2183 г. Авраама,=7 Марка Аврелия=167 по Р. Хр. Но эта запись тоже отзывается «золотою срединою». Дата ближайшим и главным образом относится к кончине св. Поликарпа; но под тем же годом значится и гонение в Галлии, которое в «церковной истории» V, 1 приурочено к 17 году М. Аврелия (=7 марта-177 – 6 марта 178 г.), когда на римскую кафедру вступил Елевфер, к которому лионские исповедники писали послание (V,4). Следовательно под 167 г. записан конгломерат фактов, из которых слагается все гонение, a такая хронология может быть только приблизительной. В «церковной истории» Евсевий указывает два хронологических пункта: при Аниките римском св. Поликарп был еще жив, τι περιντα τ βι, и приходил в Рим (IV, 14),–terminus a quo, который, по тону Евсевия, очень недалек от terminus ad quem; при Елевфере Ириней, бывший в молодости учеником Поликарпа, был уже епископом лионским (Т, 5, 8.9). Между Аникитой и Елевфером римской церковью восемь лет (V, 1, 1) правил Сотир: 167-й год, по «хронике», есть 4-й год Сотира.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010