Желающий приступить к Богу для служения Ему должен предаться руководству страха Божия (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 190). Источник. Служение Богу заключается в непрестанном памятовании Бога и Его велений, в исполнении этих велений всем поведением своим видимым и невидимым (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 282). Источник. Служение и поклонение Богу Духом и Истиною есть та благая часть, есть то блаженное состояние, которое, начавшись во время земной жизни, не прекращается, как прекращаются телесные подвиги, с окончанием земной жизни. Благая часть пребывает неотъемлемою принадлежности) души в вечности, в вечности получает полное развитие (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 356). Авва Исаия сказал: «Блаженны те, кто трудится в познании истины: они успокоили себя от всякой скорби и коварства демонов, и тем более от рабства тому, кто препятствует человеку во всяком добром деле, когда они предали себя на служение Богу» (98, 108). Когда у аввы Иакова от слабости отказали ноги, ученики посоветовали ему омывать их водой. Сосуд с водой находился туг же. Один из учеников хотел прикрыть его, чтобы приходившие к блаженному не видели сосуда. Блаженный, заметив это, сказал: «Для чего ты закрываешь сосуд?» Ученик отвечал; «Чтобы его не было видно тому, кто к тебе приходит». «Оставь, дитя, – ответил старец, – не скрывай от людей того, что явно перед Богом». Ибо, желая жить только для одного Бога, он не заботился о людском мнении. «Какая польза, – говорил он, – если люди будут видеть во мне большее благочестие, а Бог – меньшее? Ведь воздавать награды будут не они, а Бог щедродатель» (117, 168). Рассказывал один старец, который удостоился епископства в городе Оксиринхе: «Однажды вздумалось мне выйти во внутреннюю пустыню, которая при оазисе, с мыслью: не найду ли в ней какого старца, служащего Богу. И, взяв несколько сухих хлебцев и дня на четыре воды, отправился в путь. Когда прошел я четыре дня и пища истощилась, не знал я, что мне делать. Ободрившись же, предал себя Богу и шел еще четыре дня без еды. Не перенеся тяжести пребывания без пиши и трудности пути, дошел я наконец до малодушия и лег на землю. Но некто, придя, перстом своим коснулся уст моих, как врач инструментом касается глаза, и тотчас укрепил меня, так что казалось мне, что я не ходил и не был голоден. Когда же увидел я такую силу во мне, то, встав, пошел по пустыне. Но прошли еще четыре дня, и я ослабел опять, и простер руки мои к небу. Тогда укрепивший меня прежде, перстом своим помазав уста мои, вновь укрепил меня, так что я смог идти дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

– Puм.4:10, 12; IX гл. – 1Kop.4:2; XII гл. – Еф.4:26 ). В виду очевидной важности и силы свидетельства св. Поликарпа в пользу очень раннего происхождения послания Апостола Иоанна, некоторые из представителей отрицательной критики 13 пытались доказать неподлинность послания св. Поликарпа. Но подлинность этого послания удостоверяется документом исключительной силы: непосредственный ученик св. Поликарпа, св. Ириней дает несомненное свидетельство о подлинности послания своего учителя 14 ; а ведь очень редки примеры, когда произведение древности может притязать на прямое свидетельство ученика писателя, которому оно приписано 15 . Совершенно в духе первого послания Апостола Иоанна говорит св. Поликарп, когда соединяет с общим требованием праведности основное требование любви и о братской любви говорит, как о вершине праведности (II, III, IV, X; cp. 1Ин.3:10–11 ), убеждает удаляться от ложных учителей и твердо держаться τν ξ ρχς μν παραδοϑντα λγον (VII гл.; cp. 1Ин.2:24, 7 ), просит отстать π τν πιϑυμιν τν ν τ κσμ (V гл.; cp. 1Ин.2:15–17 ) и обещает жизнь во Христе – να ζσωμεν ν ατ (VIII гл.; cp. 1Ин.5:11–13 ). Вообще из сравнения произведения св. Поликарпа с посланием Апостола Иоанна видно, что св. Поликарп стоит под сильным влиянием послания: он всецело проникнут его идеями и часто говорит его языком. А отсюда оказывается совершенно естественным важный для нас вывод, что послание уже существовало и было в употреблении, по крайней мере в Малой Азии, в последние годы царствования Траяна (с 25 янв. 98 г. до августа 117 г.), когда написано было послание св. Поликарпа 16 . Евсевий категорически утверждает, что Папий, епископ Иерапольский, который, по словам Иринея, был слушателем Апостола Иоанна и товарищем Поликарпа (ωννου μν κουστς, Πολυκρπου δ ταρος 17 ), пользовался свидетельствами из первого послания Иоанна 18 . Евсевий не цитирует мест из Папия, и потому остается широкий простор для предположений, будто в утверждении Евсевия можно видеть только то, что он в каких-нибудь выражениях Папия, случайно совпавших с выражениями послания, усмотрел цитату из последнего. Но против подобного рода предположений должно заметить, что Евсевий ни в одном случае не даст сомнительных свидетельств 19 , и потому нет оснований заподазривать правильность его сообщения 20 . Таким образом, это – второй свидетель первой половины II века 21 , несомненно знавший послание Апостола Иоанна и пользовавшийся им.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Исследователями к настоящему дню хорошо прослежена (см. с. 94-109) эволюция Н.М. Карамзина от западника, республиканца и руссоиста (с. 84-92, 98, 111, 115, 117-121, 124-126) до сторонника самодержавия, самобытности русской истории и убеждённого врага либерализма в конце жизни (с. 122-124, 131-133, 142). Вместе с тем В.Н. Шульгин настаивает на «консервативном постоянстве» мыслителя, у которого даже в пору либеральных увлечений молодости встречались отдельные консервативные идеи (с. 100-109, 112). С другой стороны, консерватизм зрелого Карамзина - это всё же умеренный консерватизм сторонника законосовещательной монархии (с. 104-108) и консервативной модернизации (с. 135). При этом Карамзин сохранил ряд «республиканских» идей Просвещения, воспринятых в молодости, став «европейски просвещённым русским охранителем» . Самодержавие, понимаемое как неделимость политической власти (не распространяющейся, однако, на иные сферы жизнедеятельности), виделось Карамзину единственным гарантом гражданских (не политических!) свобод граждан от «деспотизма большинства». В этом отличие основателя русского консерватизма от своего более патриархально настроенного литературного оппонента адмирала А.С. Шишкова. Идейная эволюция А.С. Пушкина, как известно, во многом напоминает судьбу Карамзина : от умеренного либерализма и идеалов просвещённого абсолютизма примерно до 1824 г. (с. 69-70, 74-76, 137-141, 179-181) к монархизму, отстаиванию особого пути развития России, критике западных государств, либерализма и католицизма (с. 138-141, 144-150, 152-166, 173-179, 183-184). В конце концов, Пушкин не только пришёл к идее консервативной модернизации, но и, продолжая линию Карамзина, стал прямым провозвестником некоторых славянофильских идей. Отдельно следует отметить, что В.Н. Шульгин находит доказательства плавности идейной эволюции Пушкина, у которого уже в юности под наносными просветительскими идеями скрывались ростки свободного консерватизма. Заслуживает особого внимания и анализ автором роли «Борис Годунов» в истории русской общественной мысли и пробуждении национального самосознания (с. 154-162) - роли, отмеченной ещё Е.Л. Шифферсом. Кроме того, В.Н. Шульгин считает, что Пушкин одним из первых в России заговорил об «эстетике Царства» (с. 141).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Теперь некоторые царские полномочия возвращались к их истинному владельцу, но не сразу, а постепенно. Сам Октавиан в основном довольствовался республиканскими титулами. Поскольку он не мог оставаться бессрочным консулом, не подвергая ревизии старые римские традиции, то отказался от консульства и принял пожизненную трибунскую власть. Это очень понравилось народу и армии, не любившим аристократию. А чтобы закрыть образовавшуюся лакуну в его власти, Октавиан восстановил старое право трибунов иметь под своей рукой вооруженные формирования. Тем самым он фактически сравнялся с консулами, которые командовали армией. Первоначально вся власть Октавиана Августа основывалась на двух столпах: верховном командовании в силу imperium и звании народного трибуна, обеспечившем ему личную неприкосновенность. Само собой, император являлся верховным главнокомандующим, и армия всецело подчинялась исключительно ему. Чуть позднее он расширил свои полномочия за счет бывших царских прерогатив. Следовавшие за Октавианом императоры также прилагали большие усилия по конкретизации своей власти. В частности, как верховный главнокомандующий, император быстро получил право контроля над провинциями, где квартировали римские войска (provinciae Caesaris). Остальные провинции пока остались под контролем сената (provinciae Senatus). Для руководства «своими» провинциями императоры учредили собственные провинциальные администрации. Но параллелизм власти был столь неестественен для Рима, что при Траяне (98–117) император стал главным контролером за положением дел во всех провинциях без исключения, изъяв, соответственно, эти полномочия у сената . Затем императоры приобрели право решать вопросы о войне и мире, также ранее находившиеся в ведении сената. Дарование отдельным лицам статуса римского гражданина тоже перешло к компетенции императора. Со временем образовались законодательная власть императора и его право высшего уголовного и гражданского суда . Личная неприкосновенность императора, как народного трибуна, располагалась очень близко от диспензации – освобождения лица от действия закона. Очевидно, что в противном случае сенат мог принять какой-нибудь правовой акт, фактически лишавший правителя Рима неприкосновенности. И действительно, при императоре Домициане (81–96) сенат признал за царской властью это право .

http://pravoslavie.ru/58936.html

Императору Траяну (98-117) претило, когда его культ превращали в обязательный тест на лояльность, поэтому кризис, происшедший при Домициане, более не возобновлялся. Именно от высокочеловечного Траяна христиане, казалось, могли ожидать только самого хорошего. Но, увы, выходило так, что они были заинтересованы в том, чтобы римский престол занимали люди недостойные. Наилучшие императоры обращали серьезное внимание на ход государственных дел, а это-то и отзывалось неблагоприятно на христианах. Последовательно проводимый принцип регулярности делал само существование христиан недозволенным и создавал для христианства положение: non licet esse vos - вас не должно существовать. Именно в царствование просвещенного Траяна была создана юридическая база для гонений на христианство, которая и применялась во все последующие времена. При нем в первый раз был издан эдикт, надолго определивший неправоспособное положение христиан в Римской империи. Он был создан в ходе переписки (111-113 гг.) императора со своим другом Каем Плинием Секундом, более известным как Плиний Младший, - имперским наместником (проконсулом или губернатором) провинции Вифинии в Малой Азии. В письме к Траяну Плиний запросил его совета о линии поведения с христианами и о той процедуре, к которой ему необходимо прибегать в отношениях с ними. Его письмо содержит очень много ценных сведений о христианах того времени. В Вифинии, по всей видимости, христианство было уже весьма распространено, причем не только в городах, но даже и сельской местности. Языческие храмы опустели, мясо идоложертвенных животных превратилось в неликвидный товар. Таким образом были затронуты местные интересы, и представители «пострадавших кругов» направили жалобы Плинию. Тот немедленно принял меры: ряд христиан, не имевших римского гражданства, был казнен, в то время как христиане - римские граждане были отправлены в Рим на суд. Плиний знал, что прецедент с казнью христиан лишь за принадлежность к этой секте уже существовал, так что у него не было сомнений, что он поступает законно и правильно. Однако у него возникли затруднения с юридической формулировкой, по которой можно было бы определить их преступление. Прояснению этого вопроса и было посвящено его письмо Траяну.

http://sedmitza.ru/lib/text/434661/

Другими важными свидетельствами той же эпохи являются мученические акты – протоколы допросов предаваемых на смерть христиан, составленные по приказу их мучителей. К числу такого рода протоколов относятся акты процесса против священномученика Киприана Карфагенского (†258), составленные канцелярией проконсула Африки. Имеются также мученические акты иного типа, представляющие собой записи христиан, ставших очевидцами страдания мучеников. К числу таковых относятся, в частности, Мученичество святого Поликарпа Смирнского (†156), Мученичество святого Иустина Философа (†ок. 165), Мученичество святых Перпетуи и Фелицитаты (†202). Свидетельством особого рода являются послания священномученика Игнатия Богоносца , епископа Антиохийского (ок. 107), пострадавшего в гонение императора Траяна (98–117). В 106 году Траян повелел совершать всюду жертвоприношение языческим богам по случаю своей победы над скифами, но Игнатий воспротивился этому, за что был приговорен к смерти. После вынесения приговора Игнатия заковали в кандалы и в сопровождении солдат отправили в Рим, где его должны были растерзать львы на глазах у публики. Путь епископа пролегал через различные города, христианам которых он направлял свои послания. Эти послания представляют собой потрясающее свидетельство духовного героизма и непоколебимости христианского епископа перед лицом приближающейся смерти. Обращаясь к христианам Рима в послании, написанном в Смирне и переданном через христиан Ефеса, Игнатий просит римлян не ходатайствовать об отмене или смягчении казни: «Я пишу Церквам и всем говорю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела... Молитесь о мне Христу, чтоб я посредством этих орудий сделался жертвою Богу...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

607 Все согласились, кроме Флавия Апра.– Отец М. Флавия Апра; семья вошла в сенаторское сословие с претория и оратора времен Веспасиана, М. Апра, известного из тацитова «Диалога» (7,1; 10.2). Апр предложил наложить на Номината обычное наказание адвокату, покинувшему своих клиентов. 608 ...поклясться, что предложение это не во вред государству. – Клятва эта имела целью хотя бы несколько подорвать значение сенаторских партий. Тиберий принес однажды такую клятву. Тац. Анн. 4, 31. 609 Г. Авидий Нигрин, консул 110 г., а позднее легат в Дакии или Мезии. Короткое время был в большей чести у Адриана, но был впутан в заговор против него и казнен. 610 ...адвокаты... считают славным делом... крепко и верно наживаться. – См. Тац. Анн. 11,6–7: споры о том, честно ли брать деньги за защиту. 611 ...надо просить принцепса положить конец таким злоупотреблениям.– Один из трех случаев, упоминаемых в Письмах, когда сенат просит принцепса вмешаться в сферу его самостоятельных действий, и так уже очень ограниченную (VI.19.3 – 4; 1.13.22). 612 ... в официальных сообщениях.– Это «Acta diurna» – газета, содержавшая отчет о событиях римской жизни, крупных и мелких: об общественных постройках, торжественных похоронах на государственные деньги и краткий отчет о сенаторских заседаниях и постановлениях. 613 Понтий Аллифан – сын проконсула Кипра, сопровождавший отца в его провинцию ок. 60 г. н. э. Соратник и современник Тертулла. Cognomina, данные по местности: ср. Aefulanis Marcellinus, Pontius Fregellanus. 614 Корнут Тертулл – был близким другом Плиния. Его карьера известна из Писем и надписи ILSV 1024. Эдилиций в 73–74 г. н. э., он был введен в сенат Веспасианом в число преториев; проконсул Нарбонской провинции при Флавиях. Как друг Тита был в немилости у Домициана и держался в стороне от общественной и служебной деятельности. В 98–100 гг. был коллегой Плиния по заведыванию государственным казначейством и по консулату; сменил Плиния в Вифинии и закончил свою карьеру проконсульством в Африке или Азии в 117 г. н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

95 Слово в неделю о блудном сыне Димитрия, архиер. Волын. И Живот., в «Православном Обозрении» 1879 г., февраль. 96 Хотя здесь говорится о нравственном исправлении или воссоздании, об освобождении себя от пороков, а не об обращении к Богу, но в этом нет различия, по крайней мере важного. 98 См. Beck – Die christliche Liebeslehre. Zweite abtheilung: die Lehre von den Sacramenten. S. 63. 99 Напр., такой взгляд разделяет Бек, который старается доказать его ссылкой на 1Перт. 1, 23. См. упомянутое сочинение S. 63–66. 101 О, глубина Божественной любви и бесконечного милосердия! Восклицает в духовном восторге один из отечественных богословов, когда он размышляет о таинстве Евхаристии. См. Богословские сочинения Хомякова. Т. 2, стр. 117. 102 Из числа таинств, которые совершаются над известным лицом в отдельности, мы не упомянули о таинстве священства; но о нем речь будет ниже. 103 «Брак есть основа всякого общества. Брак – начало и венец всякой образованности. Человека грубого делает он кротким, и просвещенный не найдет лучшего случая доказать свою кротость.» Оттилия или Wahlverwandschaften, сочин. Гете. 104 Разговоры Платона в русск. переводе проф. Карпова. Изд. 2-е, т. 4, стр. 64 и друг. Разговор Федр. 108 Как любовь вообще, говорит Карус, есть сердце чувств и первочувств, так любовь половая может быть названа сердцем и центром всякой любви. Psysche. S. 298. Как психолог, Карус разумеет под всякою любовью» собственно любовь натуральную, но не говорит о любви благодатной (авт.). 114 Философским образом рассуждает об этом Фихте старший. «Человеческое я, говорит он, стоит в раздвоении с абсолютным я. Задача его состоит в том, чтобы выйти из этого раздвоения с Богом, дойти до единства абсолютного знания и чрез то до единения с Богом. Дальнейшая задача человеческого я состоит в том, чтобы оно это единство с абсолютным осуществляло как практическую любовь, что и составляет блаженную жизнь. Бог и есть именно чистая жизнь и любовь, и это единство с Богом абсолютно осуществлено на земле Христом».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Превосходство по дате создания рукописей. Одной из характеристик хорошей рукописи является её возраст. В общем и целом, чем древнее рукопись, чем ближе к дате создания оригинала, тем меньше в ней ошибок копирования. Большинство древних книг дошли до нас в виде рукописей, скопированных через тысячу или больше лет после появления оригинала. Редкостью является, как в случае «Одиссеи» Гомера, копия, написанная через 500 лет после оригинала. Большая часть Нового Завета сохранилась в виде рукописей, появившихся не позднее двух столетий от времени создания оригинала (Р 45 , Р 46 , Р 47 ), некоторые новозаветные книги представлены копиями, отделёнными чуть более, чем столетием, от даты создания (Р 66 ), и есть фрагмент (Р 52 ), скопированный в пределах жизни одного поколения после первого столетия. В отличие от этого, для Нового Завета сохранились полные копии ряда книг, сделанные через сто с небольшим лет после того, как завершилось создание новозаветного текста. Имеются фрагменты, отделённые от даты создания всего лишь десятилетиями. Один из них, папирус Джона Райлендса (Р 52 ), датируется 117–138 гг. (см. Новый Завет: датировка). Превосходство в точности копий. Мусульмане любят подчёркивать, что текст Корана сохранен в точности (см. Коран: предполагаемое божественное происхождение). Но, в то время как Коран представляет собой средневековую книгу, относящуюся к седьмому столетию. Новый Завет – это наиболее точно скопированная книга древнего мира. Разумеется, важнее всего вопрос не о точности копий, а о том, представляет ли собой оригинал Слово Божье (см. Библия: свидетельства истинности). Среди критиков широко распространены ложные представления относительно «ошибок» в библейских рукописях. Кое-кто насчитывает их до 200 000. Прежде всего, это не «ошибки», а разночтения, подавляющее большинство которых имеет чисто грамматический характер. Во-вторых, эти разночтения рассеяны среди более чем 5300 рукописей, так что варианты написания одной буквы в единственном слове одного и того же стиха в 2000 рукописей засчитываются за 2000 «ошибок». По оценкам текстологов Уэсткотта (Westcott) и Хорта (Hort), только в одном случае из шестидесяти эти разночтения имеют какое-то значение. Таким образом, чистота текста достигает 98,33 процента. Как подсчитал Филип Шафф, из 150 000 разночтений, известных в его время, только в 400 изменялся смысл фразы, только пятьдесят имели реальное значение, и ни одно из них не затрагивало « символ веры или заповедь поведения, которые не имели бы с избытком подтверждений в других, несомненных местах Писания или в самом духе библейского учения» (Schaff, 177).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

98 Suppl. 5, 6. A: Τν δε (т. е. Бога, в противоположность так называемым богам) π τν ργων, ψει τν δλων νον τ φαινμενα ρος, αθρος, γς. Главную трудность для перевода представляют слова ψει τν δλων. Срав. Puмл. I, 20 : τ ρατα υτ... τος ποιμασι νοομενα καθορται. 113 Буассье·. Римская религия от Августа до Антонинов, стр. 407. – В этой прекрасной книге мы встречаем очень поучительные иллюстрации к Афинагоровой характеристике софистов II в. Философы-моралисты занимались, напр., решением таких вопросов: «когда об умирающем можно сказать, что он умер: когда он уже умер или пока еще он жив?» Или: «когда о сидящем человеке можно сказать, что он встает: когда он уже на ногах, или пока еще сидит?» (Авл Геллий VI, 13). – Философ Фаворин, один из величайших умов своего времени, не пренебрегал заниматься грамматикой. За столом его читались как грамматические трактаты, так и философские сочинения и говорилось о происхождении и этимологии слов, точно так же, как об обязанностях и добродетели. Один «дурно воспитанный» грамматик говорил Авлу Геллию: «все кажется мне безнадежно погибшим, когда я вижу, что и вы, составляющие славу философии, только и занимаетесь, что словами» (Авл Гел. XVIII, 7). Действительно, говорит Буассье, было вероятно очень трудно отличить те заседания, на которых преподавалась мораль, от тех необыкновенных представлений, которые привлекали толпу в школу декламаторов». Буасс. 407. 117 Как непрочно было у язычников религиозное знание, показывают многочисленные факты суеверия лучших, передовых людей язычества. Укажем на М. Аврелия: он имел сравнительно высокие представления о Боге, Его премудрости и промышлении над миром и о внутреннем богопознании и богопочитании; он даже издал специальный закон против суеверий, которые наводняли со всех сторон Римскую империю. (См. Modest, digest. 48, tit. 19. 30: Si quis aliquid fecerit, quo leves hominum amini superstilione numis terrerentur, Divus Marcus hujus modi homines in insulam relegari rescripsit). И однако, несмотря на все это он был суеверен. Пред походом на маркоманов, он обращается за советом и предсказанием к Александру Абонотейхскому, который посоветовал ему бросить в Дунай пред глазами врагов двух львов. – Пред выступлением в поход М. Аврелий приносил обыкновенно обильные жертвы. Это подало даже повод к сочинению на него эпиграммы, в форме приветствия от белых жертвенных быков: «Марку Кесарю – белые быки. Если ты победишь, мы погибли!»

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010