Проблема «инвентаря», на наш взгляд, весьма важна и применительно к вопросу о функциональном значении памятника. Как справедливо полагал крупный знаток «Физиолога» прошлого века И. Ланд, александрийские экзегеты могли утилизовать материал древнего александрийского бестиария в целях наставления в истинах вероучения. Данная гипотеза кажется вполне реалистичной, исходя из катехизаторских традиций александрийской школы (ср. составление текстов для язычников и новообращенных у Климента). Помимо этого налицо признаки самого александрийского религиозного мышления составителей текста. В самом деле, «Физиолог» – лишь крайнее выражение тенденций александрийского символического богословия, когда конкретные феномены природного мира «видятся» лишь как «сплошные указания» на духовные реальности. Иными словами, текст, по своей функциональной нагрузке несколько напоминавший катехизаторскую «Повесть о Варлааме и Иоасафе», принес в русскую культуру древнеиндийский сюжет из богословской традиции, в некоторых своих перспективах прямо противоположной той, которая утилизовала историю жизни Будды 97 . «Учебный» характер «Физиолога» демонстрируется его «типологическим» методом, согласно которому каждое животное должно иллюстрировать определенный «тип». Так, «типами» Иисуса Христа выступают лев, единорог, пантера, харадрий, феникс и т. д., диавола – лиса, онагр, куропатка; добродетелей или пороков – антилопа, слон, муравей и т. д. «Инвентарь» бестиария, заимствованный из различных культурных традиций, позволяет допустить возможность замысла создания своеобразного миссионерского «наглядного пособия» для различных регионов, в большей или меньшей степени связанных с Александрией,– торгово-культурным «транзитным пунктом» Средиземноморья. Александрия была и основным центром торговли Средиземноморья с Южной Индией. Именно Египет стал местом создания «Плавания по Эритрейскому морю», снабжавшего сведениями купцов, отправлявшихся в индийские страны. Александрия посылала в Индию (прибрежная зона) купцов, которые иногда по три месяца ждали здесь благоприятного муссона. Дион " Хризостом (I–II вв.) упоминает о небольшой колонии индийских купцов в этом египетском городе в период правления Траяна (98–117) и он же уточняет свое сообщение: эти индийцы были «прибрежными» и не пользовались большим почетом у своих земляков (Речи, 32, 40, 35). Можно полагать, что они пришли с юга страны и говорили на дравидийских языках, а колония просуществовала до 215 г. (когда Каракалла учинил в Александрии расправу, жертвами которой стали и иностранцы) [Кеннеди, 1907, с. 953, 955; Хальбфасс, 1981, с. 447] 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Домициан – римский император (81–96 гг. н.э.), младший брат Тита. Домициан пытался поднять моральный уровень римского общества, для чего ввел ряд ограничений на представления в театре, запретил проституцию. Император восстанавливал храмы, посвященные традиционным римским божествам, всячески ограничивая при этом чужеземные культы – особенно те, приверженцы которых пытались обращать других в свою веру. Он первым из римских правителей потребовал поклонения себе и настаивал, чтобы его называли «Господом и Богом» («Dominus et Deus»). Как иудеи, так и христиане отказались поклоняться императору и признавать его божественность. В 96 г. н.э. он приказал казнить нескольких христиан за отказ принести жертвы перед его изображением. Согласно преданию, среди казненных был его собственный племянник Флавий Климент. Домициан обладал тяжелым характером, был подозрителен и жесток. Сенаторы и даже члены его семьи не чувствовали себя в безопасности. Домициан был убит группой заговорщиков, решившихся на этот шаг из страха за свою судьбу. Нерва – римский император (96–98гг. н.э.), преемник Домициана Нерва был избран сенатом сразу после убийства последнего. Его правление было спокойным и не было осложнено никакими конфликтами. Зная, что армия и преторианцы не довольны убийством Домициана, он назначил своим преемником и соправителем Траяна, принадлежавшего к военным кругам и популярного в войсках. Траян – римский император (98–117 гг. н.э.), испанец по рождению и солдат по профессии, обладающий энергичным и агрессивным характером. В его правление Рим в последний раз предпринял мощное наступление. При нем Римская империя достигла наибольшего территориального расширения. В 105 году он аннексировал Дакию, в 114–115 годах вторгся в Месопотамию и разгромил парфян – давних соперников Рима на востоке. Однако восстание в еврейской диаспоре, мятежи в Африке, Британии и на Дунайской границе заставили Траяна отступить из Месопотамии и вернуться в Рим. Он умер в 117 году в Киликии, не доехав до столицы империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Но эта гипотеза сталкивается с тем неприятным для себя фактом, что на всем протяжении существования Римской (Византийской) империи римляне не признавали наследственную монархию в качестве обязательного государственного института. «Право крови» не было закреплено в качестве основания получения высшей политической власти ни в законах государства, ни в канонах Церкви. Правовой обычай в этом отношении также был далеко не однозначным и лишенным внешней логики. В частности, общеизвестно, что власть в Византии действительно нередко переходила от отца к сыну. Но само по себе венчание юного наследника на царство ничего не предопределяло на грядущее время. И наоборот, многие будущие монархи, принявшие власть из отцовских рук, не были заблаговременно венчаны в качестве «дублеров» императоров. Тут же отметим, что родство с императором ничего не значило, поскольку зачастую царский венец почивал на главах совершенно посторонних для правящих императоров людей, и нередко передача власти происходила помимо их воли решением Церкви, сената, армии и народа. Немного забегая вперед, скажем также, что византийское «многоцарствие» в разные исторические периоды облекалось в различные формы, обуславливалось самыми неожиданными причинами и имело в своей основе далеко не единственное тактическое идейное основание. Но при этом как принцип сохранилось на все время существования тысячелетней православной империи. Вместе с тем, наряду с фактами «многоцарствия» мы нередко наблюдаем картины единоличного (в привычном смысле слова) правления римских самодержцев. В чем же причина смежного существования столь разнородных форм единоличной власти, и почему они не шокировали современников, в силу каких причин допускались ими как равноценные и взаимозаменяемые? Для того чтобы понять причины этого необычного явления и полюбоваться древними формами властвования, дающими нам обширное поле для последующих размышлений, обратимся к историческим фактам, как они сложились в действительности. I Как известно, изначально со времени образования царской власти в Римском государстве практически все императоры правили единолично. Конечно, встречались исключения, но редко. Например, в 97 году император Нерва (96–98) объявил своим соправителем и императором Траяна (98–117) – первый прецедент. Затем император Марк Аврелий (161–180) без видимых причин назвал своим соправителем Луция Вера (161–169), передав тому для управления Восток .

http://pravoslavie.ru/60482.html

Гуманный и любящий справедливость преемник Домициана, Нерва (96 – 98), вернул ссыльных и не желал относиться к исповеданию христианства как к политическому преступлению, хотя и не признал новую религию как religio licita. §17. Траян. 98117 г. по P. X. Запрещение христианства. Мученичество Симеона Иерусалимского и Игнатия Антиохийского Источники Плиний Младший: Epist. χ. 96 и 97 (al. 97 sq.). Тертуллиан : Apol., с. 2; Евсевий: Н.Е. III. 11, 32, 33, 36. Chron. pasch., p. 470 (ed. Bonn.). Acta Martyrii Ignatii, в издании: Ruinart, p. 8 sqq.; недавние издания: Theod. Zahn, Patrum Apost. Opera (Lips. 1876), vol. II, pp. 301 sqq.; Funk, Opera Patr.Apost., vol. I. 254–265; II. 218–275; и Lightfoot: S. Ignatius, S. Polyc, II. 1, 473–570. Труды О правлении Траяна вообще: Tillemont, Histoire des Empereurs; Merivale, History of the Romans under the Empire. Об Игнатии: Theod. Zahn: Ignatius von Antiochien. Gotha 1873 (631 pages). Lightfoot: S. Ignatius и S. Polyc, London 1885, 2 vols. О хронологии: Adolph Harnack: Die Zeit des Ignatius. Leipzig 1878 (90 pages); см. также Keim, l. с. 510–562; но особенно Lightfoot, l. с. II. 1, 390 sqq. Послания Игнатия мы обсудим в главе XIII, которая посвящена церковной литературе, § 164 и 165. Траян, один из лучших и наиболее достойных похвалы императоров, которого почитали как «отца своей страны», вслед за своими друзьями Тацитом и Плинием совершенно не понимал природы христианства; он первый официально объявил христианство запрещенной религией (до него такое отношение к христианству было неформальным). Он восстановил суровые законы, запрещающие любые тайные общества 41 , и провинциальные власти применяли их к христианам, так как те часто собирались для поклонения. Решением Траяна определялось отношение правительства к христианам в течение более ста лет. О решении этом говорится в его переписке с Плинием Младшим, губернатором Вифинии в Малой Азии со 109 по 111 г. Плиний вступил в официальный контакт с христианами. Он сам видел в этой религии всего лишь «развращенное и неумеренное суеверие» и с трудом мог объяснить его популярность. Он сообщил императору, что это суеверие неустанно распространяется не только в городах, но и в селениях Малой Азии и увлекает людей любого возраста, общественного положения и пола так, что храмы почти заброшены, а жертвенных животных никто не покупает. Для того чтобы остановить распространение веры, он приговорил к смерти многих христиан, других же, бывших римскими гражданами, отправил на суд имперского трибунала. Но он просил у императора дальнейших инструкций: следует ли ему проявлять уважение к возрасту; следует ли ему считать преступлением само принятие имени христианина, если других преступлений человек не совершил.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

По мнению Мовинкеля, начало церемонии отражено в тексте Пс 131. Вероятно, шествие начиналось за пределами старого города, у дома Овед-Едома (Аведдара). Иудейский царь, выступавший в роли Давида, вместе с придворными «искал» ковчег (ср.: Пс 131. 1-6). После того как ковчег находили, его переносили на Сион. Во время прохождения процессии приносились жертвы, действо сопровождалось пением и музыкой (2 Цар 6). Окончание ритуала отражено, по мнению ученого, в Пс 23. 7-10. В данном тексте приводится диалог участников шествия с храмовым привратником, происходящий в тот момент, когда процессия подходит к храмовым воротам. Ритуал, при к-ром совершалось шествие с ковчегом, отражен также в Пс 67. 25-36; 46; 98. 5; Числ 10. 35-36; 3 Цар 8 ( Mowinckel. 2004. Vol. 1. P. 6, 11, 117, 127, 170-177). По мнению нек-рых ученых, К. з. не был уникальным объектом, изначально ковчегом или предметом со схожей функцией обладало каждое святилище (в Силоме, Вефиле, Галгале и пр.). Лишь после реформы царя Иосии (4 Цар 23), в результате к-рой др. храмы были признаны нелегитимными, ковчег стал восприниматься как единственный в своем роде К. з. ( May. 1936). 2) Подножие ног Яхве. В Иерусалимском храме К. з. выполнял символическую роль «подножия ног» Яхве (евр.   - «столик для ног»). Он располагался во внутреннем святилище (во Святом Святых) под статуями херувимов. Херувимы покрывали крыльями ковчег (3 Цар 8. 7), их лица были повернуты в сторону внешнего святилища (2 Пар 3. 13). Крылья херувимов образовывали трон Яхве, т. о., К. з. был тем местом, на котором покоились ноги Бога ( Mettinger. 1982. P. 18-24). Вопрос о том, восседал ли Яхве на своем троне невидимым образом, или же в храме находилась Его статуя, остается предметом научной дискуссии (см.: The Image and the Book. 1997). Полагают, что К. з. назван словом   в следующих библейских текстах: 1 Пар 28. 2; Пс 98. 5; Пс 131. 7. Согласно либеральной библейской критике, в жреческом источнике Пятинижия произошло переосмысление роли ковчега и херувимов.

http://pravenc.ru/text/1841628.html

Огонь (πρ) признавался З. К. центральным и важнейшим из элементов (SVF. I 98), выполняющим мирообразующую функцию. По словам Евсевия, еп. Кесарии Палестинской, З. К. учил, что «вся сущность (материя, вещество.- Д. С.) переходит в огонь, словно в семя, из которого... устанавливается... миропорядок» ( Euseb. Praep. evang. XV 18. 3; SVF. I 107). При этом З. К. различал 2 вида огня: обычный, «нетворческий» (τεχνον) огонь, «который превращает в себя свою пищу», и особый, «творческий» (τεχνικν) огонь, «который умножает и сберегает все» (SVF. I 120; о различии и сходстве 2 видов огня см. в ст.: Sharples. 1984). Именно присутствие «творческого» огня, являющегося природой и душой, делает мир и его части (солнце, звезды и т. п.) одушевленными (Ibidem). Согласно приводимым Евсевием, еп. Кесарии Палестинской, словам Аристокла, огонь у З. К. не только является одним из элементов, но прямо отождествляется с божественным семенным логосом: «Первоогонь представляет собой как бы семя, содержащее логосы и причины всех вещей, которые возникали, существуют и возникнут в будущем» ( Euseb. Praep. evang. XV 14. 2; SVF. I 98). Помимо творческой, огонь выполняет и разрушительную функцию: он пожирает старый мир и творит новый мир: «В некое назначенное судьбой время весь мир воспламеняется, а затем вновь упорядочивается» (Ibidem). По-видимому, это учение о цикличности мировых процессов З. К. противопоставлял восходящему к Аристотелю мнению о вечности мира (см.: Wiersma. 1940; Graeser. 1975. S. 187-206). По свидетельству апологета Татиана , З. К. учил о тождестве сменяющих друг друга миров и полной повторимости мировых процессов: «...После воспламенения те же самые люди возникнут для того же самого» ( Tat. Contr. Graec. 5; SVF. I 109). Т. о., согласно З. К., мир конечен как во времени, так и в пространстве (вне мира имеется лишь «беспредельная пустота» - SVF. I 95). В рамках натурфилософии З. К. рассматривал также нек-рые вопросы, касающиеся устройства космоса: он давал определения неба и небесных тел (Ibid. I 115-116, 120), предлагал объяснения различных природных явлений (гром, молния, солнечные и лунные затмения - Ibid. I 117-119).

http://pravenc.ru/text/199735.html

345 Траян Марк Ульпий (53–117 гг. н. э.) – римский император с 98 г. Начинал свою деятельность простым легионером, в 91 году стал консулом, в последующие годы отличился, командуя войсками на Рейне. Придя к власти, он быстро избавил Рим от доносчиков (Гай Плиний Цецилий Секунд Панегирик императору Траяну 34–36//Письма Плиния Младшего Письма И-Х. Под ред. А. И. Доватура М «Наука», 1984). Он заботился об улучшении дорог и гаваней, чем способствовал развитию торговли. По его инициативе государство взяло на себя заботу о воспитании сирот и детей бедных родителей. Он сумел обеспечить Рим хлебом. С правителями провинций он вел регулярную переписку и держал в поле зрения всю Римскую империю. Сенат наградил его титулом «наилучший император». Известен как великий завоеватель. Одержал победу над даками, парфянами, завоевал Набатейское царство, присоединил Месопотамию и Армению Подробнее см. Федорова Е. В. Указ соч. С 178–183 346 Публий Элий Адриан (76–138 гг. н. э.) – римский император со 117 г., приемный сын и наследник Траяна Подробнее см. Федорова Е. В. Указ соч С 186–190 347 Флавий Валерий Констанций I Хлор (Бледный) – отец Константина Великого , основатель династии Констанциев. Был провозглашен цезарем в 293 г. и стал августом совместно с Галернем после отречения Диоклетиана и Максимиана в 305 г. Он получил в управление Галлию, Италию и Африку, однако потом отказался от Италии и Африки Евтропий пишет, что это был человек мягкий и учтивый и жил так скромно, что в праздники даже занимал у других серебряную посуду, галлы любили его и радовались тому, что избавились как от притворного благоразумия Диоклетиана, так и от кровожадного безрассудства Максимиана Гер- кулия (Евтропий X, 1). Констанций Хлор очень снисходительно относился к христианам, которых было немало среди его приближенных. Подробнее см Федорова Е. В. Указ соч. С 251 348 Чичуров И. С. Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV – начало IX вв.)//Древнейшие государства на территории СССР. М., 1981. С. 84–85.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Эта теория получила наиболее полное воплощение в речах «О царской власти» Диона Хризостома и в «Панегирике» Плиния Младшего. Императоры кон. I-II в.- Траян (98-117), Адриан (117-138), Антонин Пий (138-161), Луций Вер (161-169), Марк Аврелий (161-180) - во многом соответствовали образу идеального принцепса, созданному греч. и рим. интеллектуалами. Они демонстрировали способности незаурядных гос. деятелей, полководцев и администраторов, стремились создать для себя репутацию скромных, простых и доступных людей, чуждых властолюбия. Императоры регулярно заботились об укреплении системы управления. Адриан реорганизовал совет принцепса, в состав к-рого вошли высшие чиновники, руководители ведомств и известные юристы. Возросло число ведомств, получивших гос. статус: вместо вольноотпущенников I в. их теперь возглавляли всадники. Отныне все управленцы имели каждый свой ранг, положенный по штату, и состояли на жалованье (т. е. стали чиновниками в совр. смысле). Аналогичным образом было организовано управление провинциями. Было упорядочено судопроизводство: по распоряжению имп. Адриана юрист Сальвий Юлиан на основе преторских эдиктов разработал т. н. Вечный эдикт (Edictum perpetuum), опубликованный в 130 г. от имени Адриана. С этого времени судебное правотворчество стало исключительной прерогативой императора. Форум Траяна, Рим. 107-113 гг. Форум Траяна, Рим. 107-113 гг. Существенно меняется структура экономики империи, провинции из объектов грабежа и произвола стали членами единого политического, экономического и культурного пространства Orbis Romanus (Римский мир). На фоне экономического подъема провинций все заметнее становился упадок Италии. Для оказания помощи беднеющему сельскому населению первые Антонины создали т. н. алиментарную систему: гос-во образовало денежный фонд, из к-рого выдавались кредиты для вложения в хозяйство. Полученные проценты шли на выплату пособий сиротам и детям бедняков. Опираясь на эффективный гос. аппарат и развитую экономику, императоры постоянно занимались укреплением армии.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Однако на первых порах и государство встретило христиан не слишком приветливо. Хотя сами чиновники и образованная часть общества не верили в богов, но поклонение им являлось частью культа, установленного государством, правота которого доказывалась не правотой по существу, а древностью обычая. Причем богами почитались не только герои древности, но и правящие императоры, которые требовали соответствующего поклонения себе, что для христианина было совершенно неприемлемо. Культ языческих богов с соответствующим им поклонением стал частью римской государственности, и его падение и отмена казались грозящими падением и самой Римской империи. По мнению Сенеки, человек должен соблюдать обряды не потому, чтобы они были угодны Богу, а потому, что так предписывает закон. Правительство совершенно не верило в политическую неблагонадежность христиан, которые в то время индифферентно относились к Римской империи, почитая всякую власть как данную от Бога, не верило оно и в те сплетни, которые распространялись о христианах среди невежественного народа. Проведение же в жизнь чистого принципа, что все не подчиняющиеся государственному установлению, вне зависимости от его значимости, должны быть убиты независимо от совершенных ими действительных правонарушений, всегда бывает сложно провести до конца в реальной жизни. Поэтому во все время гонений в Римской империи правительство никогда не проводило последовательной политики по отношению к христианам, и сами императоры-гонители чаще всего выступали таковыми только в части времени своего правления. Сами юридические формулировки относительно преследования христиан появились только при императоре Трояне (98-117), когда государство полагало не заниматься специальными розысками христиан, но если уже они попадались и были уличаемы в том, что они христиане, то их следовало казнить за самое имя, т.е. за исповедание ими их веры; спасти жизнь они могли только отказавшись от веры во Христа, доказав это самим делом – принесением жертвы языческим богам.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Святая Русь была в Киевском, во Владимиро-Суздальском, в Новгородском, во многих сильных удельных княжествах, таких как Галицкое, Полоцкое, Черниговское, Тверское или Рязанское. Святая Русь со временем обрела центр в Москве, но это не отменило Святую Русь других княжеств. И по фольклору и по историософским произведениям русских религиозных философов видно, что Святая Русь с центром в Киеве и Новгороде осталась идеалом для Святой Руси с центром в Москве. Итак, «святая Русь» может быть только на Руси, а «Святая Русь» — повсюду, где русским духом пахнет. Святая Русь в духовном стихе. Святая Русь появляется в древнерусской литературе еще в былинах, т. е. в одном из древнейших жанров, но здесь мы сосредоточим внимание на духовных стихах, лишь изредка обращаясь к былинам. Отметим несколько важных мотивов в изображении Святой Руси духовным стихом, мотивов, которые позже повторяются не только в других жанрах литературы, но и в теоретических — философских или исторических — исследованиях, посвященных этой теме. Словосочетание «Святая Русь» употребляется в духовном стихе без каких-либо объяснений, попыток определить, что же это такое; Святая Русь — это некая данность, которая была, есть и будет. Все богатство и многогранность содержания, которое духовный стих вкладывает в это понятие, раскрывается только в результате анализа всей совокупности записанных собирателями стихов. Русские богатыри в былинах и защитники Руси в духовных стихах часто называются светорусскими или святорусскими. Например, в стихе о Самсоне-богатыре он шесть раз именуется святорусским, причем один раз так его называет посланный от Бога Ангел (Стихи 1991: 62-65). Св. Георгий в одном стихе четырежды называется «светохрабрым» (может быть, святохрабрый?) и один раз Светом. В другом стихе он «святой свет Егорий Храбрый», в третьем — Егорей Светло-Храбрый (Стихи 1991: 95-98,101,117). Еще в одном стихе «святой Егорий-свет» — опять он именуется «святым» и «светом» — ездит по Святой Руси «святую веру утверждаючи» (Стихи 1991: 108-116).

http://pravoslavie.ru/330.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010