Фока царствовал с 602 г. по 610 г. ( < < back 1) ( < < back 2) Фома патриаршествовал с 607 г. по 610 г. ( < < back 1) ( < < back 2) малоазийская область. ( < < back) Монофелиты признавали в Иисусе Христе только одну волю — божескую. Ересь эта была осуждена на VI Вселенском соборе, бывшем в 680 г. в Константинополе. ( < < back) < >< back) > < >< back) > Память святой мученицы Дросиды император Траян царствовал с 98 до 117 года. В 99 году он, возобновил существовавший раньше закон, запрещавший тайные общества и косвенно касавшийся христиан, а в 104 г. издал и положительный закон против них. Начиная с этого года, гонение продолжалось до конца его царствования. ( < < back) или Феб, сын Зевса и Латоны, был одним из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов. Он почитался богом солнца и умственного просвещения, а также — богом порядка и общественного благополучия. ( < < back) в насмешку называли христиан. ( < < back) Житие и страдание святого священномученика Никона область средней Италии. Один из замечательных городов ее, Неаполь, расположен на северном берегу Неаполитанского залива. В этой области впервые изобретены были колокола, которые в церковно-богослужебных книгах по месту своего происхождения и называются «кампанами». один из островов Эгейского моря или Архипелага, лежащий близ западных берегов Малой Азии. или Ган находится на северо-западном побережье Мраморного моря, — одно из укрепленных мест во Фракии. область с городом Кизиком находится в северо-западной части Малой Азии, на южном берегу Мраморного моря. область или Сицилия — один из больших островов Средиземного моря, на юге от Аппенинского полуострова, отделяющийся от него Мессинским проливом. На нем находится величайший в мире вулкан (огнедышащая гора) Этна. остров Эгейского моря или Архипелага у западных берегов Малой Азии, близ Лидии. самый большой укрепленный город острова Лесбоса, находящийся на восточной его стороне. остров на юге Эгейского моря или Архипелага — самый большой из группы Цикладских островов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Причина народных волнений, к-рые положили начало судебному процессу над христианами, неизвестна. Высказывалось мнение, что незадолго до этих событий имп. Марк Аврелий издал закон, направленный против христиан ( Sordi M. La ricerca d " ufficio nel processo del 177//Les martyrs. 1978. P. 179-185), но доказательств тому нет ( Keresztes. 1967. P. 80-81). Скорее всего погром начался стихийно. По словам Тертуллиана , чернь, жаждавшая «невинной крови», нередко возлагала на христиан вину за голод, землетрясения, эпидемии, засухи и др. бедствия ( Tertull. Apol. adv. gent. 40. 1-2; о ненависти к христианам см.: Keresztes. 1967. P. 81-82; Idem. 1968. P. 333-335). Гневу богов на «безбожие» христиан могли приписывать затяжные войны Марка Аврелия с германцами и вспышки эпидемии (т. н. Антонинова чума), а также экономические трудности ( Rougé J. Aspects économiques du Lyon antique//Les martyrs. 1978. P. 47-63). Заметную роль в христ. общине играли мигранты, поэтому допустимо связывать лугдунские погромы с ростом ксенофобии ( Birley. 1987. P. 201-202). Среди др. факторов, к-рые могли повлиять на положение в городе, исследователи называли распространение вост. культов (см.: Turcan R. Les religions «orientales» à Lugdunum en 177//Les martyrs. 1978. P. 195-208; Idem. Cultes païens de Lyon au temps des martyrs (177)//Bull. de l " Association Guillaume Budé. P., 1980. N 1. P. 19-35) и стремление галльских провинциалов продемонстрировать лояльность императору ( Frend. 1965. P. 10-11). Френд связывал антихрист. волнения с антисемитизмом, но данных о существовании иудейской общины в Лугдуне нет ( Simon M. Judaïsme et christianisme en Gaule//Les martyrs. 1978. P. 257-265). Анализ сведений о гибели Л. м. затрудняется неопределенностью юридического положения христиан в Римской империи. Исповедание Христа и принадлежность к христ. общине рассматривались как тяжкое преступление, каравшееся смертью, тогда как отречение освобождало от ответственности. Однако власти редко проявляли инициативу в розыске христиан, поэтому до сер. III в. гонения были спорадическими и носили локальный характер. Основные принципы политики по отношению к христианам были сформулированы имп. Траяном (98-117): христиан не следовало разыскивать (conquirendi non sunt), поэтому процессы против них возбуждались по доносам частных лиц (si deferantur et arguantur, puniendi sunt); человек, не признавший себя христианином и подтвердивший верность рим. религии, не подлежал преследованию ( Plin. Jun. Ep. X 96-97; подробнее см.: Ste. Croix. 1963; Barnes. Legislation. 1968; Birley. 1987. P. 257-258). Как правило, достоверные сведения о судах над христианами во II-III вв. соответствуют этим принципам, однако в Послании Лугдунской Церкви сообщается не только об отклонениях от общепринятой практики, но и о грубых нарушениях, допущенных в ходе процесса; обстоятельствам гонения уделено мало внимания (не названо даже имя легата Лугдунской пров., возглавившего процесс).

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Святой мученик Иакинф пострадал за веру во Христа в царствование императора Траяна (98–117), в двадцатилетнем возрасте. Он родился в Кесарии Каппадокийской. Император Траян назначил его своим постельничим. Однажды во время языческого праздника Траян приносил жертвы идолам. Благочестивый Иакинф не стал участвовать в празднике и, удалившись в свою комнату, молился Богу. Один из его сверстников увидел это и донес императору. Святого Иакинфа схватили и привели к императору, который повелел ему съесть идоложертвенного мяса. Святой отказался и открыто исповедал себя христианином. Разгневанный император приказал бить святого Иакинфа и терзать железными когтями его тело. Мучители пытались также вложить святому в рот жертвенное мясо, но он, стиснув зубы, мужественно переносил истязания. Тогда мученика Иакинфа бросили в темницу и морили голодом, предлагая для еды только идоложертвенные вино и мясо. Но святой Иакинф предпочел вероотступничеству мучения от голода. На 38-й день темничный страж увидел рядом со святым Иакинфом Ангелов, которые облачали его в светлые одежды и возлагали на главу венец. Узнав об этом, Траян повелел слугам привести мученика, чтобы снова предать его пыткам как чародея. Когда слуги вошли в темницу, то увидели, что мученик скончался. Вокруг него стояли Ангелы со свечами, в воздухе же разлились благоухание и неизреченный свет. Испуганные слуги вернулись к Траяну. Другие служители, посланные императором, нашли в темнице только бездыханное тело мученика, которое затем было брошено в пустынное место на съедение зверям. Через довольно продолжительное время один из родственников святого Иакинфа пресвитер Тимофей, по указанию Ангела, нашел нетленное тело мученика и, обвив плащаницей и умастив ароматами, положил в своем доме. Перед мощами ежедневно зажигалась лампада и воскурялся фимиам. Перед кончиной Тимофей передал святые мощи некоей вдове, которая хранила их многие годы. Однажды святой мученик явился во сне знатному вельможе, который потерял зрение. Он назвал себя, сказал, где хранятся его мощи, и повелел перенести их в Кесарию, на свою родину. При этом он обещал исцеление слепому от помазывания глаз маслом из лампады, горевшей перед его мощами. Вельможа посетил дом вдовы и получил там исцеление. Однако исполнить повеление святого мученика он не спешил и через некоторое время снова ослеп. Раскаявшись, вельможа вновь прозрел и тогда с надежными людьми отправил в запечатанном ковчеге честные мощи в Кесарию. При этом он распорядился, чтобы в Кесарии мулы были пущены без узды, что и было исполнено. Мулы сами пришли к дому, где родился святой мученик Иакинф, и святые мощи его были там положены местными христианами с великой честью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Sim. V, 1), Ездра приглашается идти на поле Ардаф (IX, 26), подобно и Ерм призывается в поле (Vis. III, 1). Тот и другой получают страшное извещение подобного содержания: Ездра слышит звук, как звук вод многих (VI, 16), Ерм — ужасные слова, которых человек не в состоянии вынести (Vis. I, 3). Женщина, являющаяся Ездре (X), исчезает е великим шумом, как и в книге Ерма (Vis. IV, 3). Наконец, тому (XII, 37), как и другому (Vis. II, 4), поручается записать виденное и слышанное. Эти черты достаточно показывают сходство в форме этих двух произведений; и хотя время происхождения третьей (VI) книги Ездры в точности неизвестно, но существенными частями своими оно принадлежит дохристиан- скому периоду, и потому не без основания можно почитать книгу «Пастырь» перенесением и продолжением на христианской почве приемов апокалиптики иудейской .    Писателем книги «Пастырь» представляется сам Ерм, который получал откровения с повелением проповедовать их устно и письменно. Кто же этот Ерм и в какое время он жил и написал свою книгу? Из самой книги видно, что Ерм был современником Климента, под которым ясно разумеется знаменитый епископ Римский, скончавшийся (около 101 г.) при императоре Траяне (98—117). Христианство, возвещенное уже во всем мире, неоднократно подвергалось гонениям, и, кроме того, ему предстояло в будущем сильное бедствие от врагов его. Христиане были приводимы к начальствам й допрашиваемы (perducti ad potestates interrogati,Sim. IX, 28); причем одни явились мужественными исповедниками Господа или даже претерпели мученическую смерть, другие оказались отступниками и изменниками, которые отрицались имени Господа и даже хулили его (Sim. VIII, 6; IX, 19). Систематический образ действий и строгие казни со стороны языческого правительства против твердых в исповедании христиан не    идут к гонениям Нерона и Домициана, имевших характер временных, непродолжительных вспышек; напротив, они весьма легко объясняются из распоряжений императора Траяна, и указе против тайных обществ и в рескрипте к правителю Вифинии Плинию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

96) Если пребывая в молитве, будешь смотреть на вдову, подвигшую жестокосердаго судью оказать ей справедливость; то не станешь стужати си (Лк. 18, 3), при нескорости получения благ, испрашиваемых молитвою. 97) Не пребудет с тобою молитва, если замедляешь в суетных помыслах внутри, и в пустых беседах вне; но она скоро возвращающеюся видится к тому, кто ради ея многое отсекает в себе. 98) Если в лоно души не внидут словеса молитвы; то слезы не омоют ланит души. 100) Ключ в Царство Небесное — молитва. Держащий ее, как следует, зрит отложенныя (обетованныя) друзьям ея блага, Кто же только настоящее видит, тот, не возимел еще дерзновения в ней. 101) Не может ум во время молитвы с дерзновением говорить пред Богом: растерзал еси узы моя, Теби пожру жертву хвалы (Пс. 115, 7); если он вожделением лучшаго не отторгся от боязливости (страха за жизнь от утеснения плоти) и разленения, многоспания и многоядения, от коих падение. 102) Стоит вне первой завесы (вне скинии на дворе) тот, кто влается мыслями во время молитвы; за сею завесою внутри скинии (передней ея части, именуемой святая) находится тот, кто молится неразвлеченною молитвою; во святая же святых проникает один тот, кто по умиротворении естественных помыслов и движений, с единым Тем пребывает, Кто есть превыше всякаго естества, получая от Него и потребное просвещение. 103) Когда душа упразднившись от всего внешняго, сочетается с молитвою; тогда как бы пламя некое окружает ее и делает ее всю, как железо, огнем проникнутою. И тогда душа — все таже душа, только бывает неприкосновенною, подобно раскаленному железу, для всего сторонняго. 106)  У добре проходящих деятельную жизнь, молитва иногда, подобно облаку, осеняя их, укрощает палящие их помыслы, а иногда как бы каплями дождевыми орошая их, показывает им духовныя созерцания. 114)  Ум устремляясь горе, не тотчас востекает туда, но после того, как совершенно презрит все дольнее посвятив себя Божественным деланиям. 117) Когда освободишь ты ум свой от всякаго пристрастия к телам, яствам и деньгам; тогда что ни будешь делать, все то вменится в чистый дар Богу от тебя. И воздано тебе будет за то тем, что откроются очи сердца твоего и ты будешь ясно поучаться в нем законам Божиим, кои слаще меда и сота покажутся умной гортани твоей, по причине издаваемой ими приятности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

В. 1. р. 229), также во 2 и 5 правилах собора Сардикийского. Этим же термином переведено слово τος χλοις 13 правила Лаодикийского собора в Испанском переводе правил, известном под именем Исидора (Остроумов в Цер. Вед. 1907. 2 стр. 56). Но гораздо чаще в латинских памятниках, канонических и исторических, употребляется для обозначения паствы епископа слово plebs. Так в том же послании Киприана Карфагенского несколько ниже (Epist. 67, 5) говорится: Episcopus deligatur plebe praesente. Равным образом в правилах Карфагенского собора plebs есть обыкновенный термин для обозначения мирского состава епископии, напр. в пр. 71 (в заголовке), 98, 99, 117, 120, 121. Надеемся, вышеприведенные факты об употреблении в церковных правилах терминов, касающихся данного вопроса, не подтверждают справедливости понимания проф. Заозерским термина χλος в 13 правиле Лаодикийского собора. Обратимся к переводам и толкованиям этого правила, встречающимся в канонических памятниках. В древнем Испанском переводе правил Восточной церкви, известном под именем Исидора, слово χλος переведено словом populus. «De eo, quod non sit populis 7 concedendum electionem facere eorum, qui altaris ministerio sunt applicandi» (Приведено у проф. Остроумова в Цер. Вед. 1907. 2. стр. 58). Перевод слова χλος, как мы выше видели, правильный. В сборнике правил Восточной церкви Дионисия Малого читаем: Quod non sit permittendum turbis electiones eorum facere, qui sunt ad sacerdotium provehendi. И этот перевод довольно близок к подлиннику; слово turba не означает непременно черной, мятежной толпы народа, а указывает на пеструю толпу, которая может иметь и известную организацию, смотря по цели собрания, как напр. малороссийския громады. В Сборниках церковных правил с кратким текстом последних 13 правило Лаодикийское изложено в перифразе, еще более кратком, чем в Сборниках с полным текстом. Именно в Синопсисе правил, напечатанном во втором томе Bibliotheca juris canonici Velli et Iustelli с именем Аристина, оно читается: νεπδετος παρ οσμιν λεγμενος=A saecularibus electus non est ordinandus episcopus.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

В Китии и Солах высшую ступень городской иерархии занимал гиппарх (к-рый из начальника конницы стал главой местной полиции). Фисба и Пирам. Мозаика пола из виллы Дионисия в Пафосе. Кон. II или нач. II в. Фисба и Пирам. Мозаика пола из виллы Дионисия в Пафосе. Кон. II или нач. II в. Сильное землетрясение в 15 г. до Р. Х. разрушило Пафос; город был отстроен на средства, предоставленные Августом. Последующие рим. императоры также покровительствовали К.: Тиберий считался благодетелем Пафоса и Лапета, Клавдий - Курия и Кирении, Нерон - Сол и Саламина и т. д. Святилище Афродиты в Ст. Пафосе славилось на всю империю. Тиберий предоставил ему статус убежища, богатые дары приносились Титом и Септимием Севером. После землетрясения 77/78 г. Пафос был восстановлен благодаря помощи императоров Веспасиана и Тита Флавия, Китий - Нервы (96-98), а Саламин - Траяна. Во время еврейского восстания 115-117 гг., бывшего отголоском восстаний в Египте и Киренаике, больше всего пострадало население Саламина. После этого проживание евреям на острове было запрещено (через некоторое время этот запрет был отменен). Саламин был отстроен имп. Адрианом. Во время правления династии Северов на К. появляется имп. чиновник - прокуратор, ответственный за управления имп. землями на острове и за сбор налогов в частную казну императора. Его функции первоначально пересекались с функциями квестора. Он управлял провинцией в отсутствие проконсула. В III в., за исключением нападения в 269 г. флота готов, К. не был затронут войнами и набегами варваров. В 293 г., после введения системы тетрархии, К. оказался в составе вост. части империи, к-рой управлял Диоклетиан . В результате адм. реформы Диоклетиана, разделившей империю на 12 диоцезов во главе с викариями, подчинявшимися префекту претория, К. стал провинцией диоцеза Восток, столицей которого была Антиохия. Островом управлял наместник, носивший титул презид, резиденция к-рого была в Саламине. После ухода Диоклетиана на покой К. в 305-311 гг. вошел во владения Галерия , в 311-313 гг.- Максимина Дайи, в 313-324 гг.- Лициния . В 324 г. киприоты предоставили Лицинию 30 кораблей для ведения военных действий против равноап. Константина I Великого , к-рые завершились его поражением и объединением империи под властью Константина.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

32 Тирльби полагает, что здесь разумеются человекоубийцы, ибо непосредственно за сим в гл. 13 говорится об убийстве и других грехах. 36 Прямой заповеди о приготовлении новой закваски после семи дней нет в Писании, но она подразумевается в повелении Божием, чтобы закваска из всех концов иудейских была удаляема чрез семь дней. Маран. 38 Мнение свое о некрасивости тела Иисуса Христа высказывает и в гл. 49. 85. 88. 100. 110. 121. О двояком пришествии Христа см. 1 апол. гл. 52. 41 Здесь вместо: ματα (исцеления) стоит ματα (одежды), что у древних латинских писателей церкви объясняется о воскресении тела, напр. у Тертул. de resurr. с. 27. См. послание Варнавы гл. 3. 45 Св. Иустин видит пути Провидения в том, тогда как многие постановления закона не могли соблюдаться где-либо, кроме Иерусалима, – самое обрезание, которое могло быть совершаемо в ином месте, служило в наказание иудеев, возбраняя им вход в Иерусалим. Подробнее см. у Тертуллиана (adv. iud. c. 3). 46 В этом Иустин упрекает иудеев и в гл. 47, 93, 96, 108, 117, 137. По словам Отто, иудеи до сего дня имеют обыкновение проклинать христан. См. Буксторфа, Synag. iud. p. 46. 56 Маран, Тирльби у Отто, вместо φυλασσομεν, находят правильнейшим чтение φυλασσετε, и эти слова приписывают Трифону, а не Иустину. 63 Такой же взгляд за учреждение жертвоприношений высказывается в Постановлениях Апостольских (1, 6, VI, 20), в «Свиданиях» Климента (1, 35), у Иринея (adv. haer. IV, 14 и 15) и у Златоуста (против иудеев II). 68 Слова: ελιτνθη (утучнел) нет в тексте 70-ти, но Златоуст приводит это место также, как Иустин, в своей 1-й беседе к иудеям. Маран. 73 В домах (νδωμασιν): так читается в двух рукописях сочинений Иустина и двух кодексах 70-ти, что сообразно и с последующей речью о перворожденном мальчике. Но Стефан и другие издатели приняли чтение Εν δóμασιν (в дарах). Отто. 98 Об обрезании египтян и других народов см. в послании Варнавы гл. 9. По замечанию Котельера (Patres Apostol.), обрезание, данное Богом Аврааму, перешло чрез его сыновей к остальному человечеству, чрез Исаака к Иудеями Самарянам, чрез Измаила – к Измаильтянам, чрез детей Хеттуры к народам Востока и чрез Исава или Едома к Идумеям, и от них принято соседственными народами. Мысль Иустина о бесполезности обрезания для Египтян и пр. Котельер объясняет тем, что эти народы совершали его по своему произволу, а не так, как Израильтяне – не соблюдали восьмого дня и не всем дозволяли, но только своим жрецам и ученым.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

116. Когда увидишь женщину благообразную, которая блистает красотою, имеет светлый взор, сияющие ланиты и какую-то искусственную выразительность в лице, и она распаляет твой помысл и усиливает в тебе вожделения, размысли, что приводящее тебя в удивление — земля, что воспламеняющее тебя — пепел, и душа твоя перестанет неистовствовать. Приникни помыслом на кожу лица ея, и тогда увидишь всю малоценность благообразия, потому что ничего не найдешь, кроме костей, жил и зловония. Представь также, что она стареет, изменяется, умирает, и весь этот цвет опал. Рассуди, чему дивишься, и устыдись, и, устыдившись, принеси покаяние (8, 98). 117. Блажен человек, который имеет попечение угодить Богу и тело свое хранит чистым, чтоб соделаться святым храмом Христа Царя. По доброй воле стал уже ты храмом, человек? Будь внимателен к себе день и ночь, чтобы не растлился храм твой. Если сохранишь его чистым и благопотребным Владыке твоему, то Дух Божий будет обитать в тебе и святить тебя паче и паче (3, 112). 118. Препояшь себя верою, надеждою и любовию и, как сильный, стань на стражу, охраняя храм Божий от всяких нечистых помыслов. Весь сделайся оком, непрестанно наблюдая и высматривая грабителей лукавого; а грабители сии, как скоро найдут кого расслабленным и рассеянным, всегда кидаются на него, чтобы растлить у сего жалкого телесный храм его, чтоб он не был уже благопотребен Владыке. Будь же внимателен к себе, чтоб не оказалось, что ты сам принимаешь к себе этих грабителей лукавого, то есть нечистые помыслы и скверные пожелания (3, 113). 119. Корень похоти бесстыден. Если иссекаешь его каждый день, то он прозябает каждый час. Вырви совсем корень похоти из сердца своего, чтоб не прозябала и не вырастала она ежечасно. Если тысячу раз посечешь ее, она двукратно большее число раз будет ограждаться, пока совершенно не вырвешь ея корня (3, 113-114). 120. Будь внимателен к себе, чтоб вместо Святого и Пречистого Владыки не ввести тебе в храм скверного врага и чтоб не был растлен храм твой бесстыдством сего врага, ненавистника добру. Он бесстыден и упрям в своем намерении: многократно выгоняешь его вон с упреком, но он бесстыдно усиливается войти. Если введешь его в храм свой, Бог оставит тебя, и храм твой преисполнится всякой нечистоты, зловония и мрака (3, 114). Преподобный Нил Синайский . О блуде (ч. 1, 204)

http://azbyka.ru/borba-s-duxom-bluda

Отсюда, через мирную область, Галл перешел к деревне Хаалле, а потом к другой, лежащей на реке Малофе; дальнейший путь шел через скудно орошенную пустыню до деревни Егры, которая лежит у моря в земле Ободы. Весь обратный путь он совершил в шестьдесят дней, употребивши в начале на тот же путь шесть месяцев. От Егры войско прибыло в Мышиную гавань через одиннадцать дней; оттуда Галл перешел в Копт и, наконец, спустился в Александрию со всеми способными к военной службе людьми; остальные солдаты его погибли не от врагов, но от болезней, трудов, от голода и дурного состояния дорог; от войны погибло только семь человек. По этим причинам поход мало принес пользы для исследования этих земель, хотя, все-таки, некоторая польза была 68 . При императоре Траяне (98–117) у римлян была снова попытка овладеть Аравией, но и на этот раз полководец Авл Корнелий мог покорить только Каменистую Аравию в 107 году, но внутрь полуострова проникнуть не решился. Подчинение Каменистой Аравии власти римлян сдерживало набеги соседних арабских племён и обеспечивало свободу торговых путей из Сирии к Евфрату. И вообще торговые предприятия Востока не могли уже избегнуть, как говорит А. Миллер 69 , подавляющего влияния всемирной империи римлян. Направление древнего торгового пути изменилось: складочные пункты внутри Аравии были оставлены, а корабли направлялись от берега ладана в египетскую гавань Миос-гормос 70 . Вследствие этого дворцы Сабы обезлюдели и искусственное орошение, превращавшее пески в плодоносные поля, постепенно приходило в упадок. Знаменитая Магребская плотина (в столице Сабы), обусловливавшая плодородие всего Йемена, по арабскому сказанию, вдруг прорвалась и сдерживаемые его воды затопили город Магриб (др. Мариаба) и его окрестности. Катастрофа эта, относимая историками к средине второго века по Р. Х., произвела такое опустошение в стране, что значительная част йеменского населения выселилась на север Аравийского полуострова и далее к Сирии, где на берегах реки Ха- сана (или Гасана) уже существовало особое царство Хасанидское или Гасанидское, находившееся под влиянием римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010