того же собора дает определение соумышления и скопища (не совсем, впрочем, удовлетворительное). В толковании на 98-е пр. Трул. соб. устанавливает различие между обручением и простым сговором (δεσμο), без поцелуя и передачи задатка; в первом случае, лицо, вступившее в брак с обрученною, при жизни первого ее обручника, подлежало обвинению в прелюбодеянии; во втором такого обвинения быть не могло. В толковании на 87-е (98) пр. Карф. соб. высказывает мысль, что обвиняемый только после судебного приговора лишается своих прав и преимуществ; в частности, относительно епископа говорит, что, хотя бы он попал под обвинение, но пока не будет окончен суд против него, он остается епископом и не лишается своей кафедры. Что касается самых церковных правил, то Зонара различает их по сфере действия: так о 17-м (24-м), 117-м и 118-м (131-м и 132-м) пр. Карф. соб. говорит, что правила эти местные и имеют силу только в той стране, для которой изданы; о 3-м пр. Трул. соб., – что оно «утратило силу, как временное и определенное по снисхождению для тогдашнего времени, но не долженствовавшее сохранять силу и на последующее время» 304 ; о 88-м (99-м) пр. Карф. соб. замечает, что это правило личное. Критики правил Зонара себе почти не позволяет. Только в толковании на 13-е пр. св. Василия Вел., в котором воинам, убившим на поле брани, советуется три года удерживаться от приобщения, он замечает, находя, что «этот совет представляется тяжким»; он может, по словам Зонары вести к тому, что воины никогда не будут иметь возможность причащаться божественных даров, и в особенности лучшие те, которые отличаются отвагою: ибо они никогда не будут иметь возможность в течение трех лет прожить в мире... Зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями, или чтобы освободить тех, которые находятся в плену? Ибо если они будут бояться убивать варваров, чтобы чрез это не осквернять своих рук, то все погибнет, и варвары всем овладеют».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Проблема «инвентаря», на наш взгляд, весьма важна и применительно к вопросу о функциональном значении памятника. Как справедливо полагал крупный знаток «Физиолога» прошлого века И. Ланд, александрийские экзегеты могли утилизовать материал древнего александрийского бестиария в целях наставления в истинах вероучения. Данная гипотеза кажется вполне реалистичной, исходя из катехизаторских традиций александрийской школы (ср. составление текстов для язычников и новообращенных у Климента). Помимо этого налицо признаки самого александрийского религиозного мышления составителей текста. В самом деле, «Физиолог» – лишь крайнее выражение тенденций александрийского символического богословия, когда конкретные феномены природного мира «видятся» лишь как «сплошные указания» на духовные реальности. Иными словами, текст, по своей функциональной нагрузке несколько напоминавший катехизаторскую «Повесть о Варлааме и Иоасафе», принес в русскую культуру древнеиндийский сюжет из богословской традиции, в некоторых своих перспективах прямо противоположной той, которая утилизовала историю жизни Будды 97 . «Учебный» характер «Физиолога» демонстрируется его «типологическим» методом, согласно которому каждое животное должно иллюстрировать определенный «тип». Так, «типами» Иисуса Христа выступают лев, единорог, пантера, харадрий, феникс и т. д., диавола – лиса, онагр, куропатка; добродетелей или пороков – антилопа, слон, муравей и т. д. «Инвентарь» бестиария, заимствованный из различных культурных традиций, позволяет допустить возможность замысла создания своеобразного миссионерского «наглядного пособия» для различных регионов, в большей или меньшей степени связанных с Александрией,– торгово-культурным «транзитным пунктом» Средиземноморья. Александрия была и основным центром торговли Средиземноморья с Южной Индией. Именно Египет стал местом создания «Плавания по Эритрейскому морю», снабжавшего сведениями купцов, отправлявшихся в индийские страны. Александрия посылала в Индию (прибрежная зона) купцов, которые иногда по три месяца ждали здесь благоприятного муссона. Дион " Хризостом (I–II вв.) упоминает о небольшой колонии индийских купцов в этом египетском городе в период правления Траяна (98–117) и он же уточняет свое сообщение: эти индийцы были «прибрежными» и не пользовались большим почетом у своих земляков (Речи, 32, 40, 35). Можно полагать, что они пришли с юга страны и говорили на дравидийских языках, а колония просуществовала до 215 г. (когда Каракалла учинил в Александрии расправу, жертвами которой стали и иностранцы) [Кеннеди, 1907, с. 953, 955; Хальбфасс, 1981, с. 447] 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Минобр: Средняя зарплата преподавателей российских вузов колеблется от 12 до 96 тысяч рублей 23 ноября, 2012. Новостная служба В настоящий момент в Минобрнауки России разрабатываются рекомендации вузам по изменению системы оплаты труда преподавателей иных предусмотренных законодательством гарантированных выплат. 23 ноября. ПРАВМИР. Министерство образования и науки опубликовало данные о средних зарплатах преподавателей в вузах России за октябрь. Зарплаты преподавателей сильно различаются как в абсолютном, так и в относительном выражении. Например, средняя зарплата преподавателя Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова составляет всего 12,2 тыс. руб в месяц (77,7% от средней по региону), тогда как в Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства (Москва) преподаватель получает в среднем 96,2 тыс. руб в месяц (205,8% от средней зарплаты по региону). В МГУ имени М.В.Ломоносова средняя зарплата составляет 55 тыс. рублей (117,6% от средней по региону), в Национальном исследовательском ядерном университете (МИФИ) — 71 тыс. (151,9% от средней по региону). В Санкт-Петербургском государственном университете преподаватель получает в среднем 50,7 тыс. рублей (152,5% от средней зарплаты по региону). В Воронежском государственном университете средняя зарплата составляет 19,5 тыс.( 98,6% от средней по региону). Данные   представлены для всех государственных вузов, за исключением учебных заведений в области обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, отмечается на сайте Министерства .» По состоянию на 22 ноября 2012 года данные не предоставлены 45 вузами. Также отмечается, что в 17 филиалах федеральных вузов в октябре 2012 года, не было штатных работников профессорско-преподавательского состава. В соответствии с этими данными заработная плата профессорско-преподавательского состава в октябре 2012 года не достигла уровня средней заработной платы в семи субъектах Российской Федерации: Астраханской области, Карачаево-Черкесской Республике, Липецкой области, Магаданской области, Республике Карелия, Республике Северная Осетия – Алания, Сахалинской области.

http://pravmir.ru/minobr-srednyaya-zarpl...

Господь повелел хранить ум, потому что он – вождь человека. Если ум собьется с пути истинного – вся жизнь человека делается заблуждением. IV, 481. Покорите ум ваш Христу. Когда ум покорится Христу, то не будет оправдывать ни себя, ни сердце. IV, 494. Начало самоутверждения – в уме: покорившись Христу, он постепенно приведет к этой блаженной покорности и сердце и тело. IV, 494–495. Действием благодати разрешается слепота ума. V, 48. Ум человеческий, сам собой, не будучи соединен с Господом, рассуждает по силе своей. Когда же соединится с огнем Божества и Святым Духом, тогда бывает весь обладаем Божественным светом исполняется Божественного разума, и невозможно ему мыслить о своем. V, 65. Свойственны уму, в его состоянии падения, нестоятельность и расположение парить повсюду. Но Бог может даровать ему непоколебимость, и дарует ее в свое время за постоянство и терпение в подвиге. V, 98. [Соединение ума с сердцем] при молитве. совершает Божия благодать в свое время, определяемое Богом. V, 114. Разъединение ума с сердцем, противодействие их друг другу, произошли от нашего падения в грех. V, 115. Вниманию ума при молитве начинает весьма скоро сочувствовать сердце. Сочувствие сердца уму мало-помалу начнет переходить в соединение ума с сердцем. V, 115. Исполнение заповедей, предшествующее соединению ума с сердцем, различествует от исполнения заповедей, последующего соединению. V, 117. Если ж будешь угождать чреву и излишне питать себя: то низвергнешься в пропасть блудной скверны, в огнь гнева и ярости, одебелишь и омрачишь ум, приведешь кровь свою в разгорячение. V, 269. Человеку, растленному умом, никак невозможно быть причастником веры: у него место веры уже занято лжеименным разумом. V, 362. Когда ум и сердце соделаются обителью Бога.тогда естественно делаются Его обителью и душа и тело. V, 363–364. Где пришествие Духа: там не ищи естественного порядка и закона и не удивись, если Он осуществляет в тебе несуществовавшее, если Он соделывает победителем ум, доселе побеждавшийся. V, 446.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Б. постепенно приобрели нек-рые религ. функции: в Б. principiorum хранились священные штандарты войск; Б. форумов и дворцов были тесно связаны с почитанием обожествленного императора и его семьи; во мн. итал., европ. и африкан. городах Б. на форуме нередко ставилась рядом с храмом (Италия: Альба Фуценс, Веллейя, Августа Багиеннорум (Беневагиенна); Зап. Европа: Августа Раурика (Швейцария), Лугдун Конвенарум (Сен-Бертран-де-Комменж, Франция), Конимбрига (Коимбра, Португалия); Сев. Африка: Тимгад (Алжир), Лептис-Магна (Ливия)); Б. иногда использовали как культовые здания вост. религий (храм Сераписа в Пергаме (Красная Б., II в.); подземная Б. I в. за Порта Маджоре в Риме). Из старых, дохрист. архитектурных типов Б. в наименьшей степени ассоциировалась с языческими культами. Базилика мон-ря в Курси (Палестина). Кон. V– VII в. Фотография. XX в. Базилика мон-ря в Курси (Палестина). Кон. V– VII в. Фотография. XX в. Термин «Б.» в позднеимперский период прилагали к любому большому крытому прямоугольному залу, независимо от его функции, однако архитектура типичной Б. основана на устойчивых принципах: протяженность, простота конструкции, освещенность через проемы стен центрального нефа, поднятые над аркадами, отделяющими его от боковых нефов. В качестве Б. постепенно стали использовать и тип зала, характерного прежде для комплексов терм: в этих постройках свод среднего нефа поддерживается поперечно направленными пристенными пилонами, а трехнефность постройки сохранялась в нек-рых из них благодаря проемам посреди этих пилонов (Б. имп. Максенция и Константина в Риме, нач. IV в.). Перекрытия Б. были деревянными, плоскими, балочно-стропильными, иногда с подшивным потолком с кессонами (исключение - Б. нач. IV в., напр., имп. Максенция и Константина с перекрытыми сводами), кровля часто черепичная. Стены и арки строили из камня или бетона (с кирпичной облицовкой), колонны - из мрамора и гранита. Витрувий (Кн. 5. Гл. 1) описал 2 типа двухэтажных Б.: с 2 рядами надстроенных друг над другом колоннад и с колоннами во всю высоту главного нефа (Б., построенная Витрувием в Фане, не ранее 27 г. до Р. Х.). Впосл. с форума в Б., куда обычно вел один вход, были перенесены слушания судебных дел (Помпеи, Альба Фуценс; при имп. Траяне (98-117)). В Б. имп. Юлия в Риме обычно заседала коллегия центумвиров, слушавшая гражданские тяжбы, что требовало введения приподнятой платформы (трибунала) для кресел магистрата, обычно помещавшихся на противоположной входу стороне, в особой полуциркульной апсиде. Однако Б. имперского времени чаще были ориентированы не продольно, а поперечно и имели колоннады по всему периметру зала (такой тип описан Витрувием).

http://pravenc.ru/text/77368.html

«Нельзя искать начала Его и конца» (124). Бог окружен Своей славой и обитает в неприступном свете: «Он есть Слава, сокрытая для нас и для ангелов, Так что величие Божие, каково оно, известно только Ему Самому. Сияет оно, безграничное, превыше небес, без конца; Золотое все, что оно есть, словно пламенная Сила. Эта Слава Божия единственна, превыше всех ангелов, Это есть Бог вечного света, это – Дух вечности» (101–106) 1016 . Как таковой, Бог непостижим и невидим ни для какой твари: «Итак, даже сами ангелы не могут познать, Каков и сколь велик Он» (99–100). «Каков Он в Своей основе, никто не видит» (109) 1017 . «Невозможно познать форму столь великого Бога; Все, что Он есть – Единое, в беспредельном свете Единый» (113–114) 1018 . «Такова Божественность Бога без познанной формы, Эти тайны известны только Богу небесному» (105–106) 1019 . Бог запределен всему: «Все, что небо содержит, всюду с неба Он наблюдает, И проницает все взором, и слышит слухом» (127–128). Тем не менее Бог может являться везде, где пожелает и в той форме, в какой пожелает 1020 : «Он преображается так, как пожелает Себя открыть. Он делает Себя видимым ангелам в их образе И для человека становится человеком, впрочем, что Бог, – подтверждается словом» (109–112) 1021 . «И если Он желает, чтобы узнали о Нем, кто Он есть, С высоты Своего Божества Он делает Себя способным быть видимым: 1022 . Одним Он являлся в огне и говорил гласом. Обретал плоть Тот, Кого никакая страна не вмещает. Он – Бог всемогущий, Господь Своего создания, Хотя Он невидимый, делает Себя видимым некоторым» (117–122). Впрочем, все это лишь временные формы богоявления: «То Он принимает образ, то растворяется в воздухе» (123). 2. Творение: ангелы и человек Согласно Коммодиану, сначала Бог сотворил свет (ignis, «огонь») и ангелов, которым Коммодиан усваивает некоторые управляющие функции: «Но когда Он повелел сложить мир по приказу, Огнь расположил, страшный для самих ангелов, Которых Он назначил, созданных с меньшим могуществом, Чтобы они управляли небом, землею и тем, что под ней» (95–98) 1023 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

О чрезвычайно-подозрительном отношении Домициана к Церкви Христовой, без понимания сущности ее учения, красноречиво говорит факт вызова к себе родственников Христа Спасителя, как потомков Давида. Когда же они к нему были приведены и он узнал, что имущество их состоит из небольшого участка земли, который они обрабатывают своими собственными руками, увидел мозоли на их руках, а также узнал о Христе и Его Царствии, – каково оно будет, когда и где откроется, – Домициан понял, что подобные претенденты не опасны и не только даровал им свободу, но и прекратил гонение 142 . Взгляд на отношения Домициана к Христовой Церкви показывает, что преследования при нем были результатом чрезмерной его подозрительности и религиозного характера не имели. Правительство по-прежнему считало христиан не более, как иудейской сектой. И только лишь после того, как христиане отказались платить иудейский фиск, наложенный Домицианом на иудеев с обрезания, и «было выяснено, что многие из христиан были не семитического происхождения» 143 , их начали преследовать, как особое от иудейства общество. Это случилось в последние дни Домицианова царствования. Возможно, что в эти дни его правления, а скорее всего в первые годы (последние первого века) царствования Траяна (98–117) против христиан уже велись особые судопроизводства. К такому заключению может привести следующее обстоятельство. Когда в 99 г. император Траян издал указ против тайных обществ (христиан он не имел в виду) 144 , и ревностный исполнитель императорских повелений Вифинский проконсул Плиний Младший стал приводить его в действие, перед проконсулом предстало великое множество христиан, обвиненных в нарушении указа. Не зная как применить к ним эдикт, Плиний, за разрешением своих недоумений, письменно обратился к Траяну. В своем письме он писал (что для нас и важно): «Я никогда не был при дознаниях и производстве дел о христианах, поэтому не знаю, что и в какой мере подлежит наказанию или следствию... Казнить ли за одно имя, хотя бы оно не было соединено с преступлениями или за преступления, оказывающиеся в связи с именем?» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

191 . Херсонесская республика ираклийских греков в Крыму находилась на полуострове, который назывался то Ираклийским, потому что здесь в V-VI в. до Р. Хр. поселились Ираклийские греки, выходцы из Гераклеи, то Трахейским (trhcuv), потому что почва его была камениста 192 то Херсонесским (cersonhsov), т. е. островом, сделанным руками 193 , потому что на перешейке полуострова прорыт был ров 194 . Столицею республики был город Херсонис, который иногда назывался Керсон, у Русских – Корсунь, а у турок – Сары-кермень (желтая крепость) или от желтоватой почвы, или от цвета крепостных стен 195 . Самое место для постройки города будто бы избрано было греками по указанью оракула 196 . По словам Плиния, город имел в окружности 5000 passus, т. е. около 4 верст; в нем было до 5000 домов и до 50000 жителей 197 . Ираклийцы, поселясь на полуострове, управлялись сперва советом общины, а потом избирали из своей среды градоначальников – протевонов. Херсонес, по мере падения Пантикапеи 198 постепенно приобретал силу и могущество и успешно отражал нападение врагов, воевавших в Тавриде. Полководец Митридата VI Диофант, разбив тавро-скифов, которыми предводительствовал Палак, сын таврического царя Скилура, разрушил крепость Палакион, взял Херсонес, построил новую крепость Евпаторион и поселил в ней свое войско. Но по смерти Митридата, Херсонесская республика перешла уже во власть Рима. При Траяне (98–117 г. по Р. Хр.) она имела своих протевонов, которых избирали из своей среды сами херсонесцы. По словам Константина Порфирородного (912–959 г.), когда сарматы сделали нападение на римские владения, Диоклитиан отправил (304 г.) к херсонесцам послов с просьбою сделать нападение на сарматов в Крыму и взять в плен их семейства. Херсонесом управлял в ту пору Христ. Он разбил сарматов и, взяв в плен их жен, объявил, что он тогда только даст им свободу, когда они упросят своих мужей заключить мир с римлянами. Пленницы исполнили его требование, и сарматы, оставив римские владения, возвратились в Крым. Когда, по смерти императора Феодосия († 393 г.), римская империя разделилась на две части – восточную – византийскую и западную – римскую, – Херсонес остался под покровительством византийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

– Israel Exploration Journal, 1970, 20) определил повреждение как полученное в результате износа поверхности кости о гвоздь в процессе мучений на кресте… Иоханана казнили следующим образом. Руки были широко растянуты в обе стороны и прибиты к поперечной перекладине, которую водрузили на оливковое дерево… Правая ступня всей поверхностью прижата к дереву и прибита в области пяточной кости. Левая наложена на нее чуть наискось, а затем пробита в области середины ступни. Жуткое зрелище! Палачи не могли знать, что спустя две тысячи лет кто-то будет проявлять интерес к их методам казни. Примечательно, что гвоздь, найденный в пяточной кости Иоханана, имел длину 11 см, а не 17 см. Следовательно, им нельзя было пробить сразу две верхние ступни так, чтобы конец мог быть забит на достаточную глубину в вертикальный столб креста. Так на основании работы Заеса по исследованию древнейшего захоронения распятого в I веке н. э. в Гиват га-Мивтар Иоханана установлено, что ноги пробивали двумя разными гвоздями» (Священник Вячеслав Синельников. Туринская плащаница на заре новой эры, М., 2002, с. 43–44). Какими христиане располагают данными, что Иисус Христос был распят не на столбе, а на Кресте. Древнейшим письменным свидетельством является Послание апостола Варнавы . За последние 2 века некоторые исследователи высказывали сомнения в принадлежности Послания апостолу от 70-ти Варнаве, но для нас важнее их косвенных доводов мнения Климента Александрийского (кон. 2 в.) и Оригена (пер. пол. 3 в.), которые считают Послание подлинным. Но даже если ап. Варнава не является его автором, для нас сейчас самым существенным является то, что Послание принадлежит христианину первого или второго поколения. Для определения времени написания принципиально то, что автор обращается к своим читателям как свидетелям разрушения Иерусалима (70 г.): Подумайте и о том, что вы видели столько знамений и дивных явлений среди народа иудейского, и Господь так оставил его (гл. IV). Ничего не говорится о таком важном событии в жизни Церкви как жестокое гонение на христиан при императоре Траяне (98117).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ее воздействие (на спасенных в раю и на осужденных в аду) не прекращается никогда. Суд совести, суд Божий – нестерпим. Вот почему еще на земле души, преследуемые своей совестью и не умеющие умиротворить ее покаянием блудного сына, или мытаря, или апостола Петра, или блудницы – посягают на самоубийство, думая в нем найти конец терзанию совести» (119: 174). Так Иуда, предавший Иисуса Христа, «...раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную... пошел и удавился» 110 ( Мф. 27:3–5 ). Вообще, совесть можно назвать духовным инстинктом, который по аналогии с физиологическими инстинктами (например, сохранения индивидуальной жизни и жизни рода) заложен в природе человека и предназначен для сохранения его жизни, но, в отличие от них, предохраняет непосредственно не от физической, а от духовной смерти. «Совесть имеет такое значение для нравственно-практической деятельности, какое логика имеет для мышления, или присущие человеку идеи такта, рифмы и т. д. – для музыки, поэзии и т. д.» (117: 2086). Основополагающее значение совести признается и в светском мире. Так, например, присяжные заседатели, в соответствии с действующим законодательством, при вынесении своего решения о виновности или невиновности подсудимого должны руководствоваться своими внутренними убеждениями и совестью. Отметим, что внутренний закон (свидетельство совести) не устраняет необходимости внешнего закона (заповедей Божиих), они находятся в согласии между собой. Святитель Феофан Затворник пишет: «Какие мы имеем средства распознавать добрые дела от худых? Закон Божий внутренний , или свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии» (49: 97). Святитель Тихон Задонский говорит: «Что слово обличительное, то и совесть делает душе человеческой. Совесть бо согласна с законом и словом обличительным. Сего свидетеля внутреннего свидетельство верно есть: что видит в душе, то свидетельствует и обличает; чего не видит, того и не обличает. Тако два свидетеля душе человеческой положил Бог: вне, закон Свой; внутрь души, совесть. Оба эти свидетеля верно и согласно свидетельствуют и обличают нас. Они будут свидетели всякому и на Втором Христовом пришествии. Что мы ни делали ныне, о том они тамо будут свидетельствовать. Совесть и слово Божие согласны между собой» (цит. по 83: 957). В Пространном Христианском катехизисе сказано: «Если есть в человеке внутренний закон, то на что еще дан внешний? Он дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, продолжая плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе глас духовного закона: почему и нужно было напомнить его им внешне, посредством заповедей» (51: 98).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010