Мне он подарил свои труды – книги: 1) «Тканевая терапия» 902 (что мне и делают) и 2) «Мои пути в науке» 903 . Меня в его клинике лечат по его указанию. Главный его ассистент профессор Владимир Евгеньевич Шевалев – хирург, также милейший человек. И вся клиника Филатова – все работники подобраны верующие. Прилагаю два фотоснимка, когда приедете, то будете купаться в море. Да хранит Вас Всевышний Господь и Матерь Божия. Желаю Вам здравия и душевного покоя, да будут милости Господни на Вас во веки веков. Аминь. Вседушевно любящий Вас Ваш недостойный собрат во Христе и сомолебник грешный митрополит Нестор. P. S. Вчера сидел я со Святейшим Патриархом у моря и вспоминали Вас. Святейший взаимно приветствует Вашу Святыню. И сочувствует болящему ногами. Он сам очень страдает, ходить ему трудно. М[итрополит] Н[естор]. Д. 16. Л. 16–17 об. Подлинник. Автограф. 12. 10 августа 1956 г. ПОНЕДЕЛЬНИК ТРИНАДЦАТОГО УЕЗЖАЮ НОВОСИБИРСК ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОВИДАТЬСЯ ЛЮБЯЩИЙ НЕСТОР Д. 16. Л. 112. Телеграфная лента. 13. 21 октября 1956 г. Преподобного Трифона Вятского Преподобной Таисии и мч. Таисии Св[ятых] Отец 7-го Вселенского Собора Ваше Преосвященство, Преосвященнейший дорогой Владыкочка Кир-Афанасий! Сердечный мой братский во Христе привет из Сибири. Позволяю себе доставить величайшую радость ожидать Вас ко мне на церковный праздник 27/Х–9/XI, с которым соединяем и 16/Х–29/Х 904 . Уповаю, что не откажете в доставлении мне, недостойному, таковой радости для общей молитвы. Комиссия сего события под председательством Еп[ископа] Доната Бийского писала Его Святейшеству список Святителей, кои желанные у нас гости, дабы Святейший преподал свое благословение. В числе Святителей сияет, к моей радости, Ваше Святое и любимое мною Святительское Имя. Дозвольте надеяться на Ваш приезд? Приглашают: Архиепископа Ювеналия 905 , Архиепископа Виктора 906 , Архиепископа Вениамина Кировского 907 , Архиепископа Палладия Иркутского 908 , Епископа Афанасия, Епископа Венедикта Омского 909 , Епископа Никандра 910 , Архиепископа Иоанникия 911 , Епископа Доната и меня, недостойного. Приезжайте, а то выйду на пути и халуги искать Вас, мой дорогой.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Напомню, что в самом сжатом (а потому не полном) виде основные государственные идеи Платона могут быть сведены к следующему: – Настоящее государство должно быть устроено по божественному образцу 901 или, другими словами, истинный законодатель и глава его есть Бог 902 . – Существует четыре формы государственного правления: монархия, олигархия, демократия, тирания. Они последовательно сменяют друг друга, причем государство монархическое и государство тираническое «совершенно противоположны друг другу: одно из них самое благородное, другое – самое низкое» 903 . Причиной перехода от одной формы к другой служит все возрастающее своеволие граждан 904 . – Государство представляет собой органическое целое с точки зрения естественной и необходимой взаимосвязи его частей, подобной связи между членами тела 905 . – Может быть установлена параллель между нравственностью членов государства и нравственностью государства вообще 906 . – Справедливость государства обнаруживается в способности всех сословий быть преданным своему назначению и делу – делать свое 907 . – Формы общественной жизни преобладают над формами жизни частной – идеальное государство предусматривает в известном смысле упразднение семьи 908 . Обратившись теперь к учению свт. Филарета, обнаруживаем, что, согласно ему, безусловно, «священное царство» или Новый Израиль также устроены по божественному образцу, и истинный законодатель здесь – Бог . Царство Соломона есть образ царства Горнего, и непременное требование ко всем законам государства сводится к тому, чтобы они согласовались с волей Божией 909 . Единственно наследственная монархия является божественным установлением. В рассмотрение остальных форм власти святитель подробно не входит, но на противоположном полюсе помещает «идола» народовластия 910 . Можно говорить о двух уровнях органического единства общества. Первый произрастает «снизу» – из семьи 911 , второй даруется «свыше» – в Церкви, где истинно аще страждет един уд, с ним страждут вси уды ( 1Кор.12:26 ) 912 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

«Напротив, мужи, – сказал я. – Нет безличной ипостаси. Ибо все Отцы и в триадологии и в учении о Домостроительстве говорят, что ипостаси суть лица. А если по-вашему и Севировому установлению, называющий плоть Господа природой, мыслит по-несториански, как якобы называющий в Нем две природы и лица, то все Святые Отцы опять оказываются заслуживающими презрения, как якобы единомышленники Нестория; ибо весь сонм их ясно проповедовал человечество Христа природой. И первый – сам блаженный Павел апостол – светоч мира: ибо «образом раба» 895 называет Спасителя человека. А образ есть природа – так природу [определяет] сонм святых учителей. Точно так же и Дионисий, ученик Павла в послании К Гаию называет человечество Христа сущностью, 896 подобно и Ириней, близкий собеседник апостолов, как мы показали цитату выше. Если же действительно нечестиво, несториански и презренно называть человечество Христа природой, то, говорю снова, низвергается и отвергается из-за вас все множество Святых Отцов; и их учение из-за вас непригодно и бесполезно. Наконец, Иоанн Константинопольский – лжец, называющий «Бога сокрытым в человеческой природе» 897 и говорящий, что «Природа, слышавшая на земле: «ибо прах ты и в прах возвратишься» 898 сама слышала на небесах: «седи одесную Меня» 899 ». 900 Схолия. Из Слова На Вознесение. И снова он говорит: «Природа, от которой херувим охранял рай, сегодня сама стала выше херувимов». 901 А если нечестиво называть человечество Христа после соединения природой, то вы явно изобличены, как анафематствующие Святых Отцов: Амвросия, говорящего, что «Христос говорит в моей сущности», 902 Григория [Нисского], сказавшего: «Какая природа во время страсти ударяема?» 903 и «Христос в свое время позволял действовать Своей телесной природе». 904 Схолия. Против Евномия; из О Блаженствах. Затем вы низвергаете и Афанасия за слова из книги Против ариан: «плоть Господа как Его собственная природа восприняла страсти». 905 К какому же наказанию вы приговорите Василия, говорящего о Христе в Слове на пост, что «Восходя на небеса, прикасался Он к пище, чтоб удостоверить в природе воскресшего тела?» 906 Согласно с ним о Христе снова говорит Афанасий в Слове на вочеловечение: «Итак, тело имело общую со всеми [людьми] природу, ибо тело было человеком». 907 Как и Григорий Богослов в Слове на Богоявление сказал о теле Христа: «И алкал, и жаждал, и плакал – по закону природы». 908 Снова единодушно и Амвросий о страстях Христа говорит к императору Грациану: «Ибо Он причастен различным природам, то есть человеческой и Божественной; ведь Он терпел страсть по человеческой природе». 909 И снова он в Слове на вочеловечение сказал: «Плоть страдала как Его собственная природа». 910 Как единодушно с ними говорит и [Григорий] Нисский: «Какая природа во время страсти ударяема?» 911

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Недобрая приспособляемость. Н. Гринякин. Февраль 1-я. Стр. 331–335. Голос сельского пастыря по вопросу объединения интеллигенции с Церковью и народом. Свящ. Бажанов. Март 2-я. Стр. 742–752. Можно ли и нужно ли “адогматизировать” христианскую этику. Проф. А. Бронзов. Апрель. Стр. 895–903. Два слова о миссионерах-книгоношах. К. Апрель. Стр. 955–958. Еще о миссионерах-книгоношах. Д. Боголюбов. Апрель. Стр. 959–965. Ограничительные по отношению к расколо-сектантству законы и книга. г. Бобрищева-Пушкина : “Суд и раскольники-сектанты”. Киевск. мисс. свящ. Савва Потехин. Май. Стр. 1097–1125. Июнь. Стр.1416–1432. Можно ли на основании Евангелия различать “Царство Божие” от “Царства Небесного”? П. Козицкий. Июнь 2-я. Стр. 1401–1415. Статьи по расколу и сектоведению. Церковь Христова и временно без епископа и быть не может. (Замечания на книгу Усова “ Церковь Христова временно без епископа”). Мисс. свящ. С. Шалкинского и К. Картушина. Январь 1-я. Стр. 21–38. Апрель. Стр. 911–935. Беглопоповский собор в г. Вольске в 1901 году и его “деяние”. Н. Гринякин. Январь 1-я. Стр. 39–55. Молоканство. Хлыстовщина. Мормонство. “Десное братство”. Секта Ивана Чурикова. Февраль 1-я. Стр. 279–284. Мир Евангелия и трагизм толстовства. Свящ. Д. Силин. Февраль 1-я. Стр. 285–299. Май. Стр. 1126–1134. Июнь. Стр. 1257–1278. Пугала русского раскола. Вера отцов. Суд над самоядцем. “Дружба патриарха Никона с сатаною”. “Образ двух церквей”. Симон и Арий. Обличители Никонианства. Н. Гринякин. Февраль 1-я, стр. 300–314. Верхотурские бегуны-противостатейники (судебная экспертиза). Проф. Н. И. Ивановский. Февраль 2-я. Стр. 450–462. Крайности религиозно-декадетнского символизма. (Мысли при чтении сочинения Д. С. Мережковского “Л.Толстой и Достоевский” т. 2) Свящ. Лисицын. Февраль 2-я. Стр. 418–441. Новое христианство Мережковского. Христианство , как культ Диониса. (Публичная лекция). Иеромонах Михаил. Март 1-я. Стр. 576–595. Апрель. Стр. 904–910. Новая неправда в защиту старой лжи. (“Об исповеди Амвросия, митр. Белокринницкого”). Н. Гринякин. Март 1 я. Стр. 596–607.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Один диакон был назначен для мертвого папы в качестве адвоката, но, конечно, всякая защита была бесполезна. Формоз был осужден, совершенные им рукоположения были признаны недействительными, тело его лишено было папских одеяний, те пальцы, которыми он благословлял, были отрублены, и тело, будучи протащено по всему городу, брошено было в Тибр. Ho, по одному современному свидетельству, река не раз выбрасывала его тело, и после умерщвления Стефана в 897 году оно было взято и опять положено в храме св. Петра, где, при внесении его в церковь , некоторые статуи святых будто наклонялись к нему с благоговением, но свидетельство святости Формоза. Собор, состоявшийся в следующем году при Иоанне IX, отменил осуждение Формоза и объявил, что его переход па римскую кафедру находил себе оправдание в его заслугах, хотя он и не должен был сделаться прецедентом. Тот же самый собор предал порицанию деяния собора при Стефане, повелел акты его сжечь и отлучил тех, кто оскорбили гробницу папы 3266 . Затем, последовала быстрая смена пап. За выборами через несколько месяцев, недель или даже дней, следовали смерти, возбуждающие подозрения касательно их причины; в некоторых случаях открыто выступают насилие или яд. С Сергием III, в 904 году, началось усиление партии, которая пыталась посадить его на кафедру ап. Петра после смерти Феодора в 897–8 году, но не имело достаточно силы для того. Вождем ее был Адальберт, маркиз тосканский, находившийся в союзе с одной благородной и богатой римской вдовой, по имени Феодорой. Феодора имела дочь того же имени, и еще другую дочь, по имени Мария или Марозию, которые обе, подобно ей самой, были чрезвычайно красивы и совершенно развращены. Почти в течение пятидесяти лет эти женщины по своей воле располагали римской кафедрой, которую они занимали своими любовниками, своими детьми и своими внуками 3267 . Сергий, занимавший папский престол до 911 года, описывается как чудовище хищничества, похоти и жестокости, как человек, живший в открытом наложничестве с Марозией, и злоупотреблявший сокровищами церкви, с целью обеспечения сторонников и наведения ужаса на врагов 3268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они избирали того, кто платил больше, каковы бы ни были его знания, нравственность и положение, – будь то мирянин или клирик. Иногда человек, утром не имевший даже тонзуры 131 , к вечеру объявлялся верховным первосвященником. Легко себе можно представить частную жизнь таких клириков, епископов или даже первосвященников. Симония и распущенность, рождавшиеся отсюда, заражали весь Запад, ибо, если больна голова, все члены подвержены болезни. Эта мрачная картина не покажется преувеличением, если вспомнить, что в эту эпоху сын проститутки был возведен на престол святого Петра своей собственной матерью. Бесстыдная Марозия, развратная патрицианка и куртизанка высокого ранга, широко известная своей необузданностью и преступлениями, запятнавшая себя целым рядом кровосмесительных и прелюбодейных связей, получила в собственность от итальянских принцев как плату за свое бесчестие замок святого Ангела и власть над городом Римом. Достигши верховного положения, domna senatrix [госпожа сенаторша], как ее называли, сочла себя вправе распоряжаться апостольским престолом, возводить на него и низводить по собственному усмотрению. Она провела выборы Сергия III в 904 году, Анастасия III в 911-м, Ландона в 913-м. В следующем году под влиянием Феодоры, сестры и соперницы Марозии, был избран Иоанн X, из графов Тускуланских. Domna senatrix сумела в 928 году добиться его низложения, бросила в темницу и велела опричникам Вильгельма, герцога Тосканского, своего второго супруга, задушить заключенного. Марозия после этого пыталась возвести на папский трон одного из своих родственников, простого мирянина, который был тотчас же изгнан народом как узурпатор. Канонически был избран Лев VI (928); но он сидел на престоле только семь месяцев и внезапно умер, отравленный, как думают, Марозией. Его преемник, Стефан VIII, занимал престол два года (929–931) и тоже умер внезапно. Эта неожиданная смерть совпала с увеличением богатств Марозии, которая, овдовев после Вильгельма Тосканского, только что стала женой Гуга, короля Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Они избирали того, кто платил больше, каковы бы ни пыли его знания, нравственность и положение, будь то мирянин или клирик. Иногда человек, утром не имевший даже тонзуры, к вечеру объявлялся верховным первосвященником. Легко себе можно представить частную жизнь таких клириков, епископов или даже первосвященников. Симония и распущенность, рождавшиеся отсюда, заражали весь Запад, ибо если больна голова, все члены подвержены болезни. Эта мрачная картина не покажется преувеличением, если вспомнить, что в эту эпоху сын проститутки был возведен на престол Святого Петра своей собственной матерью. Бесстыдная Марозия, развратная патрицианка и куртизанка высокого ранга, широко известная своей необузданностью и преступлениями, запятнавшая себя целым рядом кровосмесительных и прелюбодейных связей, получила в собственность от итальянских принцев как плату за свое бесчестие замок Снятого Ангела и власть над городом Римом. Достигнув верховного положения, domna senatrix, как ее называли, сочла себя вправе распоряжаться Апостольским престолом, возводить на него и низводить по собственному усмотрению. Она провела выборы Сергия III в 904 г., Анастасия III в 911-м, Ландона в 913-м. В следующем году под влиянием Феодоры, сестры и соперницы Марозии, был избран Иоанн X из графов Тускуланских. Donma senatrix сумела в 928 г. добиться его низложения, бросила в темницу и велела опричникам Вильгельма, герцога Тосканского, своего второго супруга, задушить заключенного. Марозия после этого пыталась возвести на папский трон одного из своих родственников, простого мирянина, который был тотчас же изгнан народом как узурпатор. Канонически был избран Лев VI (928), но он сидел на престоле только семь месяцев и внезапно умер, отравленный, как думают, Марозией. Его преемник, Стефан VIII, занимал престол два года (929—931) и тоже умер внезапно. Эта неожиданная смерть совпала с увеличением богатств Марозии, которая, овдовев после Вильгельма Тосканского, только что стала женой Гуга, короля Италии. Мужья этой развратной женщины не жили долго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Осии пр. книга VI, 6 (I: 563,267. 854,531). VIII, 8 (II: 748). στις и ς II: 70,157. Откровение по равв. дано Богом на языках еврейском, римском, арабском и сирийском II: 855,159. Отступничество от иуд. веры (ренегатство) по равв. I. 150,11. Ошайя рав. 64 I: 716. 805,385. Павел Апостол 65 Биографич. данные: Павел якобы из Гискалы (II: 873 сл. 896,466. 1150,1326), он ариец и мать его римлянка (II: 827,4а), родственники (ουγγενς) его (II: 902–3), два имени: Савл и Павел (II: 885–891. 899. 967,945. 1198. 1283), родной язык не греч., а евр. (II: 881 сл. 906), семейное благосостояние и общественное положение (II: 897–904. 1157,1405. 1158), римское гражданство (II: 885 сл. 890 сл. 897–8. 967,945. 1197. 1198 сл.), переселение в Иерусалим (I. 178 сл. II: 910– 911), член ли синедриона (I: 168,38. II: 864. 1202,1797а), пребывание в Аравии (I. XXI,115 XLII, 84–85,146. 137–141. 881 II: 913), жизнь «кроме закона» (I. 320–1. 358); неженатый (II: 920,665). Павел из эллинского рассеяния–диаспоры (II: 15. 997,116), язычник (II: 1254–5), грек, не знавший Христа (II: 815); не слушал Гамалиила (I: 148 сл. II: 997,116). Физическая природа Павла и предполагаемая ее болезненность 66 , по связи с чем о плевании, в древности (I: 759 II: 674,862), «пакостник плоти» (I. 757 сл.), «немощь плоти» (I: 759 сл.); нервность, малярия (мальтийская лихорадка), проказа, что-то возбуждающее отвращение (I: LVI,427); нервные страдания (I. 758. 759) и мистически-экстатическая экзальтированность (I. XXVIII–XXX.II: 1248): Павел–нервный эпилептик (I: XVIII– XIX. 7. 602,398. 757,268. 759. II: 600,574. 674,862. 1248. 1259), пневматик-энтузиаст (II: 704,917. 919. 920,665. 1083. 1115. 1130. 1161. 1168), визионер (I: 7. II: 307,826. 1248); офталмия (I: 761. II: 764,862); малярия (I: 760,274. II: 674,862. 1247). В общем Павел здоровый, крепкий человек (I: LVII,427), хотя наружности невнушительной (I: 758). Нравственный характер (II: 1255) честный, чистый (I: 4. 19), редкий (I: 57). Обращение (I: V. ΧVΙ. XIX. XX–XXII.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

При подобных речах царь таял от удовольствия и восторгался этой пошлой лестью блюдолизов, как будто непреложными обетованиями Божьими». 901 Однако многочисленные предсказания монахов о всемирном владычестве Исаака и о чудесном исцелении его от слепоты улетели, как грезы больного, и даже привели его с сыном к трагическому концу. 902 Милостями Исаака Ангела пользовались не только столичные, но и провинциальные монастыри. Так, по просьбе монахов кипрского монастыря Махера, он утвердил за ними хрисовулы, данные императором Мануилом Комнином, подарил им сад из царских владений в Левкосии и двенадцать иперперов. 903 В 1186 г. он дал монастырьку во имя Богоматери, построенному монахом Иоанникием в Карии, шесть париков, освободив их от податей. 904 В 1186 г. он утвердил привилегии патмосско- го монастыря св. Иоанна Богослова и освободил все его корабли от морских налогов; 905 это распоряжение царя было распространено и на новые суда монастыря, которые он приобрел в 1188 906 и 1195 гг. 907 Щедро благотворя в пользу монастырей и весьма уважая монахов, Исаак Ангел в то же время притеснял иноков и пользовался богатствами монастырей. В 1186 г., подавив восстание Враны, царь дал странное позволение столичным обывателям и инородцам, а именно: наказать переходивших на сторону Враны подгородних крестьян и жителей Пропонтиды. И вот в одну ночь по домам пропонтидцев разлился греческий огонь... Пожар истреблял все встречавшееся на пути. В эту ночь погибло много и монастырей, находившихся в окрестностях Константинополя. 908 Но этим дело не кончилось. Наутро из Константинополя, под командой кесаря Конрада, выступил латинский опул в сопровождении множества городских бродяг и нищих, – и все это с яростью бросилось грабить и разбойничать по окрестностям столицы. Между прочим толпой «были ограблены святые обители, лишены даже церковных принадлежностей и священных сосудов, поступивших теперь на мирское употребление; пренебрежена была и седина почтенных иноков, не почтена добродетель, которую даже враг умеет уважать, словом сказать, не забыто ничего, что только можно было сделать ужасного». Грабеж прекратился только тогда, когда уже все было истреблено. 909 И сам Исаак иногда наносил вред монастырям. Так, для возобновленного им храма Архистратига Михаила он взял церковную утварь и священные сосуды из т. наз. Новой обители в Константинополе. 910 В 1192 г. он подарил пизанским купцам некоторые дома, принадлежавшие столичному монастырю св. Антония и приносившие 246 иперперов дохода в год. 911 В том же году Исаак по договору укрепил за венецианскими купцами скалы ( σκλαι), т. е. деревянные приспособления для стоянки судов, принадлежавшие монастырям свв. Пантелеймона и Мануила, а также некоторые дома, находившиеся во владении монастыря Логофетов и монастыря патриция Феодосия. 912

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

При распаде имперской власти уже не император выдвигал понравившегося ему кандидата в папы, а папа короновал понравившегося ему кандидата в императоры. Так впервые произошло в 875 году, когда после смерти императора Людовика II из нескольких кандидатов папа Иоанн VIII (872–882) выбрал Карла Лысого. Новый император из чувства благодарности даже формально отказался от юрисдикции над папством и Римом. Папе Иоанну временно удалось восстановить суверенитет римского Святого престола. В деятельности папы Uoahha VIII значительное внимание было уделено борьбе против арабов. Согласно Фульдской хронике, Иоанн VIII был отравлен своими римскими противниками 15 декабря 882 года. Таким образом, он стал первым в бесславной веренице пап средневековья, который сошёл с престола Святого Петра не по причине естественной смерти, а как жертва насилия. Убийство папы Uoahha VIII явилось символической увертюрой к «мрачному веку» папства. Подъем папства с помощью германо-римских императоров (X век) С конца IX века и вплоть до середины Х века (с 882 по 963 год, то есть до вмешательства Оттона I) римский престол занимали 24 папы, которых историография католической церкви обобщённо назвала «плохими папами». Но папы были плохими не как личности, таковы были обстоятельства для папства. Империя распалась, практически прекратила существование. В Италии вновь возник политический вакуум. Византия уже не могла, а создаваемые новые феодальные государства ещё не могли вовлечь папство в сферу своего влияния и в обмен на это защитить его. Но если прежде при вакууме власти папство укреплялось, то теперь это привело к его упадку. Заметно укрепились местные феодальные силы, в первую очередь аристократические партии Сполето и Тосканы, расположенные по соседству с Римом. Они захватывали папские владения и в соответствии со своими партийными интересами избирали или смещали, возвышали или убивали пап. Все крупные должности папской бюрократии (занимаемые чиновниками или высшим духовенством) со времён правления папы Сергия III (904–911) захватили давние враги Святого престола – аристократия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010