902 См. у Афан. de synod, 15: «Арий... изложил ересь свою письменно и в своей Фалии соревновал и складом и размером египтянину Сотаду (Migne, gr. s., t. 26, с. 705); ср. с. Arian. 1, 4. Сотад жил около 270 года. У Loofs " a (Real-Encycl., 3 Aufl., s. 13) в статье об арианизме напечатано начало Фалии, расположенное стихом сотадским (versus Sotadeus). 904 Athan, с. аг. 1, 2: «состязуются в плясании, выплясывая и выигрывая хулы на Спасителя» (Migne, gr. s., t. 26, с. 16). 910 Socr., Н. Е., 1, 25. Письмо Константина к Арию: «давно уже было объявлено твоей крепости, чтобы ты прибыл в наш стан, и удивляемся, что ты не делаешь этого немедленно... Бог да сохранить тебя возлюбленный». Так изменились отношения его к Арию. 911 Soz, Н. Е., I, 27. Евсевий и Феогнис пишут в своем прошении к епископам об Арии: «вашему благоснисхождению угодно было удостоить человеколюбия и вызвать из ссылки того, кто прежде был осужден» т. е. Ария (Socr. Н. Е, 14). 924 Basilii Magni epist. ad Valerianum illyricarum episcopum (91), Migne, patr. gr., t. 32, c. 476. 926 Свидетельство древности о годе кончины Александра и избрания Афанасия в епископы разногласят между собою. Хронологический указатель, присоединенный к пасхальным письмам Афанасия (см. Larsow. Die Festbriefe d. heil. Athanasius, Vorbericht, 26) датирует кончину Александра 17 апр. 328-го года, а посвящение Афанасия в епископы 8-м июня того же года. Но этому известию противоречат собстненные слова Афанасий, что Александр скончался спустя пять месяцев по возвращении с никейского собора, следовательно, в 326-м году (Apol. с. arian. с. 59). Слова Афанасия подтверждаются свидетельствами Феодорита (H. Е, I, 26) и автора synod., а также передаваемым многими древними писателями преданием, что епископство Афанасия продолжалось 46 или 47 лет. По известию, находящемуся в недавно открытом коптском похвальном слове Афанасию, он был возведен в епископы 33 лет от роду (См. Lemm, Koptische Fragmente. Memoires de Ì academie imperiale de science de st. Petersburg, VII ser., t. 36, 11, s. 36. Petersburg, 1888). Если избрание Афанасия в епископы состоялось в 326 г., то год его рождения должен падать на 293 (см. принадлежащее нам прим. к I т. Творений Афанасия, стр. 33, издание 1902 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

903 . [ Амвросий (Гренков) , иеросхим.] Душеполезные наставления старца Оптинской пустыни иеросхимонаха Амвросия. М. 1898. 904 . [ Амвросий (Гренков) , иеросхим.] Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Сергиев Посад 1 (1908) – 2 (1909). 905 . [ Амвросий (Гренков) , иеросхим.] Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. 2 Сергиев Посад 1908. 1. Кемерово 1991. 275. [Прил.: Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского (240–265)]. 906 . [ Амвросий (Гренков) , иеросхим.] Автобиография игумении Осташковского Знаменского монастыря Аполлинарии и письма к ней иеросхимонаха Амвросия, Оптинского старца. Тверь 1908. 907 . [ Амвросий (Гренков) , иеросхим.] Три сочинения в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия//Надежда. 1979. 2. 68–90. 908 . Амвросий, иеросхимонах Оптинский. Письма Оптинского старца иеромонаха Амвросия к мирским лицам. М. 1991. 48. 909 . [ Амвросий (Гренков) , иеросхим.] Письма преподобного Амвросия Оптинского : Ответы осуждающему Православную Церковь //Москва. 1993. 10. 202–208. 910 . Амвросий, иеросхимонах Оптинский. Собрание писем преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Оптина Пустынь 1995. 527. 911 . Амвросий, старец Оптинский. Собрание писем. М. 1995. 616. [Репринт]. 912 . Амвросий, старец Оптинский. Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим и мирянам. М. 1–3 (1997). 239, VI; 201, VIII; 151. ч. в одной обл.]. Исследования 913 . Алексахина М. Н. Образ Богоматери в судьбе преподобного Амвросия Оптинского //Оптина Пустынь и русская культура. Калуга 2000. 22–28. 914 . Андроник (Трубачев) , игумен. Преподобный Амвросий Оптинский : Жизнь и творения. М. 1993. 224. 915 . Иеросхимонах Амвросий (1812–1891)//Русское возрождение. 1988. 4. 13–26. 916 . Иоанн (Маслов) , архим. Оптинский старец преподобный Амвросий и его эпистолярное наследие//БТ 1990. 30. 117–151. 917 . Иоанн (Маслов) , схим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М. 1993. 192. [Библ., в т. ч. ркп.].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

904 . Dysinger L. The Logoi of providence and judgement in the exegetical writings of Evagrius Ponticus//StPatr 2001. 37. 462–471. 905 . Elm S. The polemical use of genealogies: Jerome’s classification of Pelagius and Evagrius Ponticus//StPatr 1997. 33. 311–318. 906 . Frank K. S. Evagrios Pontikos//Lex d. Mittelalt. 1987. 4:1. 126–127. 907 . Gawronski R. Evagrius Ponticus: Crypto-Buddhist of the Desert//Id. Word and Silence. Hans Urs von Balthasar and the spiritual encounter between East and West. Edinburgh 1995. 48–51. 908 . Géhin P. À propos d’Évagre le Pontique//REG 1990. 103. 263–267. 909 . Géhin P. Un recueil d’extraits patristiques: les miscellanea Coisliniana (Parisinus Coislinianus 193 et Sinaiticus Gr. 461)//RHT. 1992. 22. 89–130. 910 . Gendle N. Cappadocian elements in the mystical theology of Evagrius Ponticus//StPatr 1985. 16:2. 373–384. (TU 129). 911 . Glotobdky Η. Εγριος Ποντικς//ThEE 1964. 5. 912 . Gouillard J. Contemplation et imagerie sacrée dans le christianisme byzantin//AEHE. Ve Section. 1977–1978. 86. 27–50. 913 . Grébaut S. Sentences d’Évagre//ROC 1915–1920. 20–22. 211–214, 435–439, 206–211. 914 . Guillaumont A. De l’eschatologie à la mystique histoire d’une sentence d’Évagre//Mémorial du Cinquantenaire, 1914–1964, École des langues orientales anciennes de L’lnstitut Catholique de Paris. P. 1964. 187–192. 915 . Guillaumont A. Un philosophe au désert: Évagre le Pontique//RHR 1972. 181. 29–56. 916 . Guillaumont A. Fragments syriaques des «Disciples d’Évagre»//ParOr 1975–1976. 6–7. 105–123 [=CPGS 2483]. 917 . Guillaumont A. Evagrius Ponticus//TRE 1982. 10: 3–4. 565–570. 918 . Guillaumont A. La «Preghiera pura» di Evagrio e l’influsso del neoplatonismo//Dizionario degli Istituti di Perfezione. Roma 1983. 7. 591–595. 919 . Guillaumont A. La vision de l’intellect par lui-même dans la mystique Évagrienne//Mélanges de l’Université de S. Joseph. 1984. 50. 255–262. же://Id. Études sur la spiritualité de l’Orient chrétien 1 .375). 144–152. 920 . Guillaumont A. Le rôle des versions orientales dans la récupération de l’oeuvre d’Évagre le Pontique//Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. P. 1985. 64–74.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

904 . Возвращение к забытым святыням/Беседу вела Н. Серова//Сел. правда. – Грязовец, 1992. – 11 авг. 90). О международной конференции в Вологде, посвященной 600-летию со дня преставления прп. Димитрия Прилуцкого. О заседании в усадьбе «Покровское», посвященном свт. Игнатию. 905 . Беловолов Г. В. (Украинский). «…Воспринимается как чудо»/Интервью записал Н. Гусев//Сел. правда. – Грязовец, 1992. – 22 авг. 92). Об усадьбе Брянчаниновых «Покровское», где проходило заседание международной конференции. О восстановлении церкви, передаче иконы Покрова Божией Матери. Об одном из докладов заседания «Святитель Игнатий о последних временах». 906 . Гусев Н., Першанов В. Возвращаясь к нашей богатой истории…: Пребывание Патриарха Моск. и всея Руси Алексия II в Вологод. области [на междунар. конф., посвящ. 600-летию памяти прп. Димитрия Прилуцкого]//Сел. правда. – Грязовец, 1992. – 27 авг. 97): ил. О докладах, посвященных свт. Игнатию на выездном заседании в усадьбе Брянчаниновых «Покровское». Открытие мемориальной доски в честь Святителя. Отрывки из выступлений участников и гостей конференции. О передаче иконы Покрова Божией Матери в дар возрождающейся церкви. 907 . Календарь знаменательных дат по Вологодской области на 1992 год/Вологод. обл. б-ка им. И. В. Бабушкина, Гос. архив Вологод. обл. – Вологда, 1992. – 48 с. – Из содерж.: 185 лет со дня рождения святителя Игнатия. – С. 4:908. Манин В. И восстала из пепла…: Фоторепортаж//Православ. вестн. Ставрополья. – 1992. – Май. – С. ил. О годичном акте Ставропольской Духовной семинарии, приуроченном ко дню памяти свт. Игнатия (13 мая). Об актовой речи прот. Иоанна Знаменского о свт. Игнатии. 909 . Моисей (Боголюбов). Заступница Усердная: Слово о деяниях Пресвятой Богородицы. – М., 1992. – 206 с. – Из содерж.: Канонизация святых в год 1000-летия Крещения Руси. – С. 126–129. – На обл. авт.: иеромонах Филадельф. О свт. Игнатии – с. 128:910. Паншев Л. Житие Игнатия Брянчанинова //Крас. Север. – Вологда, 1992. – 13 мая. 911 . Шумский А. Святитель Игнатий: 125 лет со дня преставления, 1807–1867//Российский календарь знаменательных дат. – 1992. – Май 3). – С. 20–22:912. Акафист святителю Игнатию//К Свету. – М., 1994. – 11/12. – 8 с. вкл. между с. 30 и 31:913. Кривцов П. В Толгском монастыре: Фотоочерк//К Свету. – М., 1994. – 11/12. – С. 2–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

904. Книга Феодора Студита, Гурьева письма Тушина, чтут на Соборе по Воскресеньям, в полдесть. 905. Книга житие Феодора Студита, с приписми письменная, в полдесть, в затылке. 906. Книга Иоасафа Царевича с Григорием Беседовником, письменная, в полдесть, Соборная. 907. Книга Иоасафа Царевича, письменная на харатье, в полдесть, ветха с Патериком. 908–909. Две книги Григория Беседовника, с приписми письменные, в десть. 910. Книга Григория Беседовника в полдесть. 911. Книга в начале Дамаскиновы Небеса, в ней же житие Ивана Милостивого, да Николы чудотворца, письменная в десть, Хабаровская. 912. Книга, в начале Андрей Юродивый; в ней же поучение Фотия митрополита, письменная в десть, в затылке. 913–914 Две книги в полдесть Андрея Юродивого, одна с житием чудотворца Кирилла, Соборная. 915. Книга Саввы Освященного, писана на харатье, в десть. 916–917. Две книги Саввы Сербского в полдесть; одна Гурьева письма Тушина, другая Соборная в затылке. 918. Книга Иов Авсидитский, письменная в полдесть. 919. Книга Нифонт письменная, в полдесть. 920–921. Две книги Ниловы главы, письменные, в полдесть. 922. Книга в четверть, в начале старца Нила ко ученикам. 923–925. Три книги Феодора Едесского письменные, в полдесть. 926–929. 4 книги Соловецких чудотворцев, письменные, жития их и службы, в полдесть. 930–932. Три книги Илариона Великого с приписми, письменная в полдесть. 933–937. 5 книг Дионисия Ареопагита, письменные в десть. 938. Книга Дионисия ж Ареопагита, письменная в полдесть. 939. Книга Ивана Дамаскина, письменная в десть, Аркадиевская; в той же книге Георгия премудрого Писиды. 940. Книга Ивана Дамаскина с Чепью златою, письменная, в полдесть. 941–943. 3 Книги Ивана Дамаскина, письменные в полдесть. 944. Книга Ивана Дамаскина Небеса, Боголепа Губы, в четверть, с приписми. 945. Книга Ивана Дамаскина Небеса, письменная в четверть Исаинская. 946–947. Две книги Петра Дамаскина, письменные; в одной в начале Ивана Златоустого о Святой Троице, обе в полдесть. 948. Соборник в коже Петра Дамаскина, письменный, в четверть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

904 Ниже мы еще столкнемся с данными, заставляющими усомниться в правдоподобности этого утверждения: см. § 8!. 905 И прежде всего, как мы видели, Отцов монашества – таких, как старцы египетской пустыни, неизвестный автор «Метода священной молитвы и внимания» и св. Феолипт. Ниже мы еще скажем о св. Никифоре Уединеннике, который также – так сказать, «с первых до последних строк»– вписывается в данную традицию. 907 Как известно, о том, что философия есть уподобление Богу, учили Платон и неоплатоники (например, Аммоний Саккас); позже сходное определение давал Феодор Мелитениот. Для Паламы, Мелитениота и христианской традиции в целом важнейшим пунктом, отделяющим их понимание путей и способов этого уподобления от платоновского, оказывается различие между Богом и тварью, преодолеть которое тварь не в силах. (См., например: Ševenko I. The Definition of Philosophy in the «Life of Saint Constantine»//For Roman Jakobson. Essays on the occasion of his sixtieth birthday, 11 October 1956/Compiled by M. Halie, H. G. Lunt, H. Me Lean, С. H. van Schooneveld. The Hague, 1956. P. 455–457; Πολτης Ν. Οορισμς της φιλοσοφας...). Примечательно, что Никифор Влеммид воспроизводит это определение с характерным уточнением: философия, говорит он, есть «уподобление Богу по мере человеческих возможностей. ( κατ τ δυνατν νθρπ)...» (PG. 142.723–724). Со своей стороны, св. Симеон Новый Богослов учит: «...надобно облечься и во смирение и кротость Христову, для совершенного уподобления Христу» – но это совершенство может быть достижимо лишь по благодати! См.: Преподобный Симеон Новый Богослов . Творения. Т. 1. С. 315; cp. c. 310 et passim. 911 Чуть раньше в трактате речь шла о свв. Марке Подвижнике и авве Арсении, великих Отцах египетского монашества. Запечатлевшееся в цитируемых строках самосознание крупнейших представителей поздневизантийского монашества как непосредственных продолжателей традиции Великого Антония весьма показательно и характерно. 914 Соответствующий фрагмент текста Тридцать первой гомилии (392ВС) практически полностью совпадает с 56-й главой «Ста пятидесяти глав», что и было отмечено Р. Э. Синкевичем (Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. P. 282). Думается, «Ста пятидесяти главам» принадлежит хронологический приоритет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Didymus in 2 ad Cor,, 39, 1677–1732. Chrysostomus. Нот. 1–44,61,9–382;1–30,381–610. Homiliæ 1–3 de matrimonio (1 Cor., VII), 51 207–42; aliä, 241–72, 64, 466–74. Hamiliæ 1–3 in 2 Cor,, IV, 13, 51, 271–302. Aliæ in 2 Cor., 61, 301–10; 64, 25–34. Theodorus Mops., 66, 877–94; 893–8. Cyrillus Alexandrinus, 74, 855–916; 915–52. Theodoretus, 82, 225–376; 375–460. Gennadius, 85, 1727–30; 1729–30. Joan. Damascenus, 95, 569–706; 705–76. Photius (2a), 101, 1253–54. O_Ecumenius, 118, 635–906; 905–1088. Theophylactus, 124, 559–794: 795–952. Ad Galatas. Origenes. Fg., 14, 1293–8. Chrysostomus, 61, 611–82. Homilia, 51, 371–88. Theodorus Mops., 66, 897–912. Theodoretus, 82, 459–504. Gennadius, 85, 1729–32. Joan. Damascenus, 95, 775–822. O_Ecumenius, 118, 1089–1166. Theophylactus, 124, 951–1032. Ad Ephesios. Origenes. Fg., 14, 1297–8. Chrysostomus. H. 1–24, 62, 9–176. Theodoretus Mops,, 66, 911–22. Theodorus, 82, 505–58. Joan. Damascenus, 95, 821–56. O_Ecumenius, 118, 1165–1256. Theophylactus, 124, 1031–1138. Ad PHILIPPENSES. Chrysostomus, 62. 177–298. Homilia, 51, 311–20. Theodorus Mops., 66, 921–6. Theodoretus, 83, 557–90. Joan. Damascenus, 95, 855–84. O_Ecumenius, 118. 1255–1326. Theophylactus, 124, 1139–1204. Ad Colossenses. Origenes. Fg., 14, 1297–8. Chrysostomus. Horn. 1–12, 82, 299–392. Theodoras Mops., 66, 925–32. Theodoretus, 82, 591–628. Joan. Damascenus, 95, 883–904. O_Ecumenius, 119, 9–56. Theophylactus, 124, 1205–78. Ad Thessalonicenses 1–2. Origenes in (primam) fg., 14, 1297–1304. Chrysostomus. Hom. 1–11, 62, 391–468; Hom. 1–5, 467–500. Theodorus Mops., 66, 931–34; 933–6. Theodoretus, 82, 627–56; 657–74. Joan. Damascenus, 95, 905–18; 917–30. O_Ecumenius, 119, 57–106; 105–134. Theophylactus, 124, 1279–1326; 1327–58. Ad Timotheum 1–2. Chrysostomus 1–18, 62, 501–600. – 1–10, 599–662. Homiliæ, 51, 321–38, 56, 271–80. Theodorus Mops,, 66, 935–44, 945–8. Theodoretus, 82. 787–830, 831–58. Joan. Damascenus, 95, 997–1016. – – 1015–1030. O_Ecumenius, 119, 133–196, 155–240. Theophylactus, 125, 9–88; 87–140.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

En la vida doméstica, tanto los hombres como las mujeres, llevaban ordinariamente un gorro, de procedencia oriental, de forma semiesférica baja, llamado pileus, porque originariamente se hacía de fieltro. Probablemente, de uno de estos gorros nacieron la mitra episcopal y la tiara papal, para uso privado del papa. El autor del Líber pontificalis, describiendo la entrada del papa Constantino I (708–715) en Constantinopla, dice: Apostolícus Pontifex cum camelauco, ut solitus Roma procederé, a palatio egressus, in Placidias properavit. Asimismo, la Pseudo-Donatio Constantini (s.VIII) enumera el «camelauco» con el nombre de pileum phrigium candido nitore entre los regalos hechos por el emperador al papa Silvestre: Eumdem phrigium omnes eius successores pontifices singulariter uti in processionibus. Este camelaucum o calamaucum, llamado más tarde mitra (regnum), era un gorro bajo y redondo, de color blanco; aparece como ornamento papal en las monedas de Sergio III (904–911) y Benedicto VII (974–983). El báculo. La mención más antigua del báculo (baculus, pe-dum, farula, cambuta) como insignia litúrgica de los obispos y abades es quizá la que se contiene en una rúbrica del Líber ordinum español, que se remonta por lo menos hasta el siglo VII, relativa a la consagración de un abad: radetur e/baculum ab epfscopo. En una época no muy posterior aluden a él el canon 28 del concilio IV de Toledo (633), San Isidoro de Sevilla (636), que ve en el báculo el símbolo de la autoridad episcopal 82 , y en Inglaterra el penitencial de Teodoro de Cantorbery (690). Sin embargo, el uso del báculo debió de ser todavía más antiguo, si efectivamente a él se refiere una frase un poco alegórica del papa Celestino I (423–432) escribiendo a los obispos de la Narbonense; algunos incluso, con poco o ningún fundamento, han querido ver en el báculo la imitación de una costumbre oriental, basándose en un discurso de San Gregorio Nacianceno. De todos modos, lo que no puede ponerse en duda es que las primeras representaciones del báculo no son anteriores al siglo VIII. Así, pues, los cayados que se conservan en ¡os tesoros de no pocas viejas catedrales de Europa atribuyéndolos a personajes apostólicos o postapostólicos, no han de tenerse como auténticos.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Hist. I. 5). Следует отметить, что геродотовские легенды об Ио вовсе лишены элемента чудесного, а рациональное изложение сказаний о скитаниях Ио в византийской традиции имеет легендарного материала больше, чем у Геродота. 904 Феофил – шестой антиохийский епископ (ум. 180 г.), который интересовался вопросами христианской и античной хронологии и на которого Иоанн Малала ссылался в экскурсах по хронологии. См. об этом: Jeffreys Е. The Chronicle... P. 55; Idem. Malalas’ sources... P. 194. 905 Страбон в рассказе об Антиохии пишет: «Антиохийцы почитают Триптолема как героя и справляют праздник в его честь на горе Касия близ Селевкии. Как говорят, аргивяне послали его на розыски Ио, которая сначала исчезла в Тире, и он блуждал по Киликии. Здесь несколько спутников Триптолема, покинувших его, основали Таре. Остальные последовали за ним до ближайшего побережья и, потеряв надежду разыскать Ио, остались вместе с ним в области, лежащей у реки Оронта» (Strabo XVI. 2. 5). В греческой мифологии более известен Триптолем родом из Элевсина в Аттике. Богиня Деметра научила его земледелию, вручив ему зерно (Diod. Bidl. V. 68. 2). 907 В греческой мифологии Посейдон, сын Кроноса и Реи, – один из главных олимпийских богов (Hes. Theog. 453–457). 908 Ливия родила от Посейдона близнецов Агенора и Бела – царей Финикии и Египта (Apollod. II. 1.4; Hyg. Fab. 157). 909 Эниалием, т. е. богом военной свалки, греки обыкновенно называли Ареса. (О сущности бога Эниалия Ареса см.: Иванов Вяч. Дионис... С. 30–31.) Однако Эниалий упоминается также как самостоятельное божество (Нот. II. XIII. 519; XXII. 132). 911 В греческой мифологии Европа – дочь финикийского царя Агенора. Зевс похитил ее в образе быка (Apollod. III. 1.1; Diod. Bibl. IV. 60. 2). 913 Европа родила от Зевса сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа (Apollod. III. 1.1; Diod. Bibl. IV. 60. 2). 916 Гортина – знаменитый город на Крите, который отстоит от Ливийского моря на расстоянии 90 стадиев (Strabo X. 4. 11). 917 Кадм – сын финикийского царя Агенора.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

I, p. 125, col. 2. В Крещение русские крестят детей на реке (которое умрёт от холода, берётся ангелами на небо), – ibid. t. I, p. 126, col. 2). 904  При помазании чела: „Да гоньзнет студа, егоже, первие преступив, человек всюду ношание”; при помазании лица: „Да откровенным лицем славу Господню видит”; при помазании очей: „Да узрит очима свет святые Троицы, первые доброты образ”, и т. д. – ibidd.. 906  (При митрополите Варлааме тоже получали (в дар просто, может быть), – Акты Исторические т. I, стр. 175). 907  Памятники Павлова col. 137, 236–238, 241–242, 250–252, 257, 259–262, 379–380, 919–921, 857, 859–860, 862–867, 869–871. Ср. Мансветова митрополит Киприан в его литургической деятельности, М. 1882г., стр. 142–144. 908  Чины исповеди с такими списками получили у нас название „поновлений”, – Дмитриевский стр. 340. (Позднейшие подробные чины исповеди названы „поновлёнными” потому, что человек, весьма подробно исповедавшийся, как бы становился новым (безгрешным) человеком, поновляя...). 909  От XIV века сохранился чин исповеди, в котором самое исповедание двойное: сначала общее – греховности, потом частное – поимённых грехов, см. у Одинцова, стр. 155. С полной вероятностью должно думать, что первое есть древний способ исповедания, а второе – позднейшая прибавка. 910  В чине исповеди, усвояемом Иоанну Постнику (но в действительности, как это необходимо думать, вовсе ему не принадлежащем) приводятся три образца разрешения, – в Патрологии Миня t. 88 col. 1896, cfr также Дмитриевский стр. 346 sub fin.. 911  О чинопоследованиях таинства покаяния у Одинцова, стр. 154 fin. sqq и 267 fin. sqq, у Дмитриевского, стр. 322 sqq. 912  Рукопись МДА конца XV в. (написанная Иваном Волком Курицыным) лист 325 оборот fin. (содержащая Мерило праведное, к которому на конце приложены чины поставления). – (Чины на поставление свещеносца, пресвитера, с рукописи 1225г., – Царская стр. 709). 916  По месту, которое случайно открывалось в книге, т. е. читал так сказать (экзаменовался) à livre ouvert.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010