Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подъем папства с помощью германо-римских императоров (X век) Е. Гергей. История папства С конца IX века и вплоть до середины Х века (с 882 по 963 год, то есть до вмешательства Оттона I) римский престол занимали 24 папы, которых историография католической церкви обобщенно назвала «плохими папами». Но папы были плохими не как личности, таковы были обстоятельства для папства. Империя распалась, практически прекратила существование. В Италии вновь возник политический вакуум. Византия уже не могла, а создаваемые новые феодальные государства еще не могли вовлечь папство в сферу своего влияния и в обмен на это защитить его. Но если прежде при вакууме власти папство укреплялось, то теперь это привело к его упадку. Заметно укрепились местные феодальные силы, в первую очередь аристократические партии Сполето и Тосканы, расположенные по соседству с Римом. Они захватывали папские владения и в соответствии со своими партийными интересами избирали или смещали, возвышали или убивали пап. Все крупные должности папской бюрократии (занимаемые чиновниками или высшим духовенством) со времен правления папы Сергия III (904-911) захватили давние враги Святого престола - аристократия. Итальянское королевство не могло обеспечить защиту папства, ибо итальянские короли с местопребыванием в Павии обладали не большей властью, чем герцоги и маркграфы. Они приезжали в окруженный со всех сторон врагами Рим только для того, чтобы короноваться в императоры и тем самым возвыситься над своими соперниками. Церковная дисциплина ослабла, папский двор стал местом распутства, убийств и интриг, церковный сан оказался предметом купли-продажи. Светская власть пап, становившаяся все более номинальной, вновь ограничилась лишь двумя римскими провинциями. Общий разброд усилился также в связи с тем, что в первой половине Х века в Северной Италии появились мадьяры, совершавшие набеги на римские города, а затем в конце века на юге - еще более опасные завоеватели - норманны.

http://sedmitza.ru/lib/text/441596/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРОЗИЯ [Мароция; уменьшительное от Мария; лат. Marozia, Marotia, Marocia] (ок. 892 - между 932 и 937), представительница знатного рим. рода Феофилактов, оказывала значительное влияние на политику Римских пап в 20-30-х гг. X в. Отец М.- Феофилакт, гр. Тускуланский († ок. 925). В понтификат Сергия III (904-911), с к-рым он, возможно, состоял в родстве, Феофилакт был вестарарием (vestararius), т. е. хранителем папской ризницы и казны, и военачальником (magister militum); с 905 г. сенатор. Мать М., Феодора Старшая, вероятно, происходила из римской аристократической семьи; согласно другой версии, была дочерью Тосканского маркгр. Адальберта I († после 884). Феодора считается первой из «блудниц», оказывавших влияние на Римских понтификов в период т. н. порнократии. Как свидетельствует в «Антаподосисе» Лиутпранд Кремонский , состоя в браке с Феофилактом, Феодора вступила в связь с буд. папой Иоанном Х (914-928), к-рый занял при ее поддержке кафедру Равенны, а позднее был избран на Римский престол. Тем не менее образ Феодоры, содержащийся в др. источниках, далек от представления о нечестивой развратнице. В частности, мон. Евгений Вульгарий в одном из писем характеризует ее как «святейшую и возлюбленную Богом почтенную матрону» (sanctissima et Deo amata venerabilis matrona). Сестра М.- Феодора Младшая († ок. 950), основательница рода Кресценциев, мать папы Римского Иоанна XIII (965-972). Братья М. умерли в раннем возрасте. Лиутпранд Кремонский обвинял М. и ее сестру в том, что они унаследовали от матери склонность к разврату. Версия Лиутпранда, согласно к-рой М. состояла в добрачной связи с папой Римским Сергием III и родила от него буд. папу Римского Иоанна XI (931-936), оспаривается частью исследователей как безосновательная, однако находит подтверждение в сочинениях Флодоарда Реймсского . В редакции Liber Pontificalis , подготовленной кард. Пандульфом († после 1138), сообщается лишь о том, что Сергий III был отцом Иоанна XI (LP. T. 2. P. 243). Согласно др. версии, Иоанн XI был сыном М. от 1-го мужа, маркгр. Камерино и Сполето Альберика I († после 917). Этот брак был заключен для укрепления союза Феофилакта и Альберика. Сама М. во время замужества не принимала активного участия в политической жизни. Известно, что в этом браке она родила 3 сыновей (Альберика II, ставшего впосл. светским правителем Рима, а также Константина и Сергия) и дочь Берту; возможно, у М. и Альберика I была еще одна дочь. Сообщение хрониста Бенедикта из мон-ря св. Андрея на горе Соратте о том, что Альберик II был рожден от добрачной связи Альберика I и М., не подтверждается др. авторами.

http://pravenc.ru/text/2562380.html

Новостная рассылка Центра РНО от 29 марта марта 2018 Сегодня в новостной рассылке Центра РНО: " Круглый стол " pro bono для НКО: изменения в некоммерческом законодательстве и их влияние Благотворительный фонд " Дорога вместе " приглашает на круглый стол pro bono для НКО по теме " Произошедшие и планируемые изменения в российском некоммерческом законодательстве и их влияние на развитие активности гражданского общества " . Будут рассмотрены следующие вопросы:  - добровольчество: что изменилось и что планируется изменить в законодательстве; - общественно-полезные услуги: новое в законодательном регулировании; - социальное предпринимательство: как соотносится с деятельностью НКО; - планируемые ограничения для учредителей НКО. Ведущая: Дарья Милославская, председатель Совета Ассоциации " Юристы за гражданское общество " (Москва). Круглые столы pro bono проходят при поддержке юридической фирмы Clifford Chance. Подробнее Регистрация для очного участия проводится до 5 апреля по указанным ниже контактам. Для региональных НКО будет организована прямая трансляция на странице фонда в facebook. Когда: 6 апреля с 11:00 до 13:00 Где: Лиговский пр., 87, офис 300 Контакт: Надежда Гак, 8 (495) 780-9718, nadezhda.gak@unitedway.ru Источник: БФ " Дорога вместе " Конкурс общественно полезных проектов молодежи " Добро-Конвейер " Сектор молодежной политики и взаимодействия с общественными организациями Петроградского района Санкт-Петербурга объявляет конкурс, нацеленный на поддержку молодежных общественно-полезных проектов для реализации их на площадках района, а также оказание всесторонней поддержки проектам, представляющим особую значимость в сфере молодежной политики.  Положение о конкурсе Прием заявок на участие проходит до 21 апреля. Дополнительно организуется консультационная помощь по написанию проектов и разработке их презентаций. Контакт: Глеб Анатольевич Довгиленко, 8 (904) 557-3433; Ольга Владимировна Жукова, 8 (911) 227-5501 Источник: Молодежный центр " Среда " XIII Международный форум " Старшее поколение "

http://mitropolia.spb.ru/docs/novostnaya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн XI, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XI в. († янв. 936, Рим), папа Римский (с марта 931). Происходил из семьи высшей рим. аристократии. Мать - Марозия (Мароция), «сенатрисса» и рим. «патрицианка». В Liber Pontificalis и у Лиутпранда Кремонского отцом И. назван папа Римский Сергий III (904-911), однако Л. Дюшен ( Duchesne. 1913) и вслед за ним большинство совр. исследователей считают эту информацию легендарной, полагая, что И. был законным сыном Марозии и Альбериха I, герц. Сполето и Камерино. По всей видимости, папа Римский Лев VI (928-929) возвел И. в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Девы Марии (S. Mariae trans Tiberim). Ни в одной из современных И. хроник не упоминается о его избрании - вероятно, он был поставлен на Римскую кафедру по приказу матери. На 2-м году понтификата И. в Риме произошел переворот, причиной к-рого стал новый брак Марозии с Гуго Арльским, кор. Италии (лето 932). Опасаясь за свою жизнь, Альберих II, др. сын Марозии и Альбериха I, в дек. 932 г. собрал противников кор. Гуго и захватил замок Св. ангела, где находилась королевская чета. Гуго удалось бежать, Марозия и И. были заключены в темницу. И. вскоре освободили, и последние 4 года понтификата он провел под домашним арестом в Латеране. О судьбе его матери после заточения ничего не известно. Сохранились неск. папских привилегий (и упоминаний о таковых), дарованных мон-рям. В марте 931 г. И. подтвердил статус и привилегии мон-ря Клюни : аббатство было напрямую подчинено Папскому престолу, получило право свободного избрания аббата в соответствии с Уставом прп. Венедикта Нурсийского, право принимать в управление др. мон-ри, право на временное проживание и обучение монахов из др. обителей, также за аббатством были закреплены его земельные владения и доходы от них, право чеканить собственную монету. Папа утвердил в должности избранного аббатом св. Одона . Эта папская грамота (PL. 132. Col. 1055-1058), подтвержденная И. по просьбе кор. Гуго в дек. 932 г., впосл. стала образцом для подобного рода папских посланий. Схожие привилегии были предоставлены бенедиктинскому аббатству Девы Марии в Деоле (совр. деп. Эндр, Франция), настоятелем к-рого также был св. Одон. Привилегии от папы получили восстановленные мон-ри Девы Марии и св. Мартина в Пуатье (бывш. мон-рь св. Киприана), св. Иулиана в Туре, св. Сильвестра в Риме (Сан-Сильвестро ин Капите). Папские привилегии способствовали созданию клюнийской конгрегации .

http://pravenc.ru/text/469692.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ V Лев V, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 139 (РГБ) Лев V, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 139 (РГБ) († между 903 и 905), папа Римский (с июля 903). Сведения о Л. содержатся в краткой биографической заметке в Liber Pontificalis , в поэме каноника Флодоарда Реймсского «Победы Христа в Италии», а также в полемических трактатах южноитал. (возможно, неаполитанских) авторов нач. Х в. Ауксилия «В защиту рукоположений папы Формоза» и Евгения Вульгария «Книжица о деле Формоза» (см.: D ü mmler. 1866. S. 60, 135; Gnocchi. 1995). По-видимому, Л. был пресвитером в сел. Приапи близ г. Ардеа (ок. 35 км к югу от Рима). Церковная жизнь в Риме в нач. Х в. была сопряжена с длительным конфликтом по поводу законности избрания папы Формоза (891-896), посмертно осужденного по инициативе папы Стефана VI (VII) (896-897). Вероятно, Л. принадлежал к сторонникам Формоза, т. к. Ауксилий называл его «мужем приятной Господу жизни и святости» ( D ü mmler. 1866. S. 60). Вскоре после избрания Л. на Папский престол (согласно Ауксилию - через 30 дней, согласно ранним перечням Римских пап - через 57 дней) его сверг рим. пресв. Христофор (см. Христофор , антипапа). Л. был заключен в тюрьму и вскоре скончался (по др. версии, он ум. в понтификат Сергия III (904-911)). Насколько можно судить по немногочисленным источникам, Христофор также был сторонником Формоза, поэтому оппозиция Л. могла быть связана с его нерим. происхождением. Л. приписываются несохранившиеся грамоты, изданные в пользу соборного капитула Болоньи, аббатства Райхенау, и подтверждение архиепископского статуса Миланской кафедры, но достоверность этих сведений сомнительна. Возможно, на основании сообщения Liber Pontificalis о том, что Л. был «чужаком» для римлян (forensis), автор Жития бретонского св. Тутгуала (VI в.?), составленного во 2-й пол. XI в. (BHL, N 8351), включил в свое сочинение рассказ о том, как Тутгуал, прибывший в Рим как паломник, был избран папой Римским под именем Лев Бретонец (Leonem Britigenam nominat). Через 2 года по воле Бога он сложил с себя обязанности понтифика и вернулся в Бретань, где основал епископскую кафедру в г. Трегье (совр. деп. Кот-д " Армор) ( La Borderie. 1887. P. 16-17; о датировке Жития см.: Guillotel. 1992. P. 220). По-видимому, эта легенда была призвана обосновать притязания епископов Трегье на первенство среди бретонских епископов ( Merdrignac. 2014).

http://pravenc.ru/text/2463261.html

Организуется поездка православной группы на Грушинский фестиваль авторской песни июня 2014 В этом году православный лагерь на Грушинском фестивале пройдет с 1 по 8 июля. В нем примут участие группы из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Самары, Тольятти и других городов России. По пути следования группа обычно посещает Троице-Сергиеву лавру, Коломну, Вышенский женский монастырь, Богатырскую слободу, Санаксарский монастырь, Серафимо-Дивеевский монастырь, Муром, Иверский Валдайский монастырь. Первый фестиваль туристической песни имени Валерия Грушина прошел 29 сентября 1968 года в Жигулях в Каменной чаше.  Валерий Грушин (1944-1967) - студент Куйбышевского авиационного института им. С. П. Королева, погибший во время туристического похода по реке Уде (Сибирь), спасая тонувших начальника метеостанции и его детей. Фестиваль собирает десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пик его популярности пришелся на конец 1970-х - в 1979 году фестиваль посетило 100 тысяч человек - и на конец 1990-х: в 2000 году он собрал 210 тысяч участников. Православный лагерь на крупнейшем российском фестивале авторской песни организуется с 2002 года. Отправление автобуса из Александро-Невской лавры, сбор в Святодуховском центре 1 июля в 22.00. При себе иметь паспорт, медицинский полис, палатку, спальник, туристический коврик (пенку), фонарик, питание в дорогу, медикаменты, личную посуду и т.д. Стоимость поездки - 7000 руб. Руководитель группы - диакон Сергей Учанейшвили, тел. +7-904-554-46-38. Записаться и сдать деньги можно в Святодуховском центре Александро-Невской лавры, справки по тел. +7-911-013-85-60, Наталья. " Вода живая " , 11.06.14 Поделиться 14 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 10 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Фестиваль традиционной русской культуры «Русский лад» пройдет в Царском Селе 5 мая 2007 г. 18:33 Фестиваль традиционной русской культуры «Русский лад» продолжает историко-культурный проект «Русское царство», который прошел летом 2006 года в Федоровском городке Царского Села. Целью фестиваля «Русский лад» является изучение традиционной русской культуры. Фестиваль планируется провести также в Федоровском городке после дня памяти Царственных страстотерпцев 16 июля. В преддверии этой даты в Кронштадте пройдет молодежная акция-фестиваль «Русский Царьград», организуемая совместно Славянским молодежным союзом и Фондом национальной славы. Затем молодежный крестный ход участников акции-фестиваля свяжет Кронштадт и Федоровский государев собор в Царском селе, где 16 июля состоится праздничное богослужение. Все эти программы согласованы с настоятелями храмов, расположенных по маршруту крестного хода и проводятся по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира . В программу фестиваля «Русский лад», который продолжится около недели, включено изучение традиционных русских ремесел, погружение в духовную традицию Средневековой Руси с возрождением знаменного пения и богослужебного круга. Предполагается полная или частичная реконструкция одежды участников, орудий труда и народного быта. Во время фестиваля параллельно будет развиваться исторический сюжет, в котором участники фестиваля смогут принять участие и выбрать образ своего персонажа. Центральным действием фестиваля «Русский лад» будет реконструкция взаимоотношений в русской деревне XVI века между родами и внутри них (ремесла, трапеза, отдых, игры). Это отличает его от фестиваля прошлого года, где центральными событиями были отношения между боярскими родами, другими сословиями и проведение земского собора. Более подробно программы фестивалей в Кронштадте, Царском Селе и крестного хода представлена на сайтах Славянского Молодежного Союза www.c-m-c.ru и клуба «Трилистник» www.trilistnik.ru . Желающие принять участие в подготовке фестиваля и познакомиться с его участниками приглашаются по субботам в 11 часов в Федоровский городок Царского Села, где с 21 апреля возобновились проведение молодежных субботников клуба «Трилистник». Председателем оргкомитета фестиваля «Русский лад» является Денис Самойлов, тел. 8-904-604-92-50, координатором фестиваля-акции «Русский Царьград» и крестного хода Кронштадт Царское Село Сергей Шаров, тел. 8-911-711-29-30. Межвузовская ассоциация «Покров» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/235996.htm...

В самом начале Х века власть в Риме захватило в свои руки семейство бывшего папского казначея, а затем консула по имени Теофилакт. Во времена правления папы Сергия III (904-911) эта семья, главным образом благодаря своим красивейшим женщинам, имела большое влияние на папский престол. Жена Теофилакта Теодора, а также две ее дочери, Марозия и Теодора Младшая, - предшественницы Лукреции Борджа, но из эпохи средневековья. Нарушая все правила приличия, они вели распутный образ жизни. Не без основания история называет этот период папства «порнократией» или «правлением шлюх». Эти богатые и влиятельные, жаждущие власти и созданные для власти женщины сажали на папский престол своих друзей, любовников, родственников. Не понравившихся им пап они без всяких проволочек свергали, убирали с дороги. Теодора Старшая, в частности, сделала папой Иоанном Х (914-928) архиепископа Равеннского. Папа Иоанн Х был скорее деятельным воином-политиком, чем первосвященником, он лично руководил военными действиями против сарацин и во время битвы сам возглавлял войска. Марозия находилась в любовной связи с папой Сергием III. После него она стала женой могущественного сполетского маркграфа, а после его смерти вышла замуж за тосканского маркграфа. Она приняла римский титул патриция и сенатора, и вся полнота власти в городе оказалась в ее руках. Ставшего на ее пути папу Иоанна Х она велела убить, а затем после двух пап, которых постигла та же участь, что и Иоанна X, возвела на папский престол под именем Иоанна XI (931-935) восемнадцатилетнего сына, родившегося от внебрачной связи с Сергием III. Вскоре Марозия вышла замуж в третий раз, теперь уже за итальянского короля. К тому времени уже стал взрослым ее сын от первого брака Альберих, который изгнал и заточил в тюрьму свою мать, нового отчима и папу, а сам захватил власть в Риме. На протяжении последующих двадцати лет назначаемые им папы не могли ни в политическом, ни в общественном аспекте проявить свою волю, но он не ограничивал их церковно-административную власть. В соответствии с завещанием, после смерти его последней креатуры Агапия (946-955) папой был избран родной сын Альбериха, едва достигший 18 лет Октавиан, который правил под именем Иоанна XII (940-955). Таким образом, в одном папе объединилась светская и церковная власть над Римом.

http://sedmitza.ru/lib/text/441596/

Рождество Пресв. Богородицы. Крышка камилавки. 1-я пол. XVII в. (ГММК) К. как особый головной убор Римского папы, который использовался вне богослужения, впервые упоминается в биографии папы Константина I (708-715), составленной в IX в.: сообщается, что папа надел К. во время своего визита в К-поль (LP. Vol. 1. P. 389-391). В толковом словаре Папия (сер. XI в.) говорится, что К. является шапкой полукруглой формы и относится к папским облачениям ( Papias Vocabulista. Elementarium doctrinae rudimentum. Torino, 1966. S. 46). Вероятно, этот же головной убор мог также называться frigium или regnum, хотя некоторые исследователи оспаривают такую т. зр. ( Eichmann. 1951; De é r. 1957). Папские головные уборы с данными названиями встречаются в «Константиновом даре» - документе, составленном в сер. VIII или 1-й пол. IX в. (MGH. Font. Iur. T. 10. P. 87-88) и в «Ordo Romanus XXXVI» (кон. IX в.) ( Andrieu. Ordines. Vol. 4. P. 169-170). Наконец, согласно предположению Й. Брауна, изображенная на монетах Сергия III (904-911) и Бенедикта VII (974-983) конусообразная шапка - это именно папская К. (см.: Promis D. Monete dei Romani Pontefici avanti il mille. Torino, 1858. Tav. 7. N 1, 2; Tav. 9. N 12). Точно установить первоначальный внешний вид К. все же не представляется возможным. Были высказаны гипотезы о том, что она была полусферической и плотно прилегала к голове (J. Deér), конической и остроконечной (J. Braun, P. E. Schramm), и о том, что ее форма не была четко определена и могла варьироваться (B. Sirch, М. А. Бойцов). Не меньшие споры вызывает и значение папской К. Диапазон предлагаемых здесь версий очень широк - от короны, полученной от визант. императоров ( Schramm. 1954), и специфического головного убора высшего клира (архиепископов и патриархов) (J. Deér) до шапки, покрывавшей голову рим. понтифика во время верховой езды и получившей особое символическое значение лишь позднее ( Бойцов. 2010). Отчасти связанный с этой проблемой вопрос о том, была ли К. предшественником папской тиары ( Sirch. 1975) или епископской митры ( Eichmann. 1951; De é r. 1957) или же и тиары и митры одновременно ( Braun. 1907; Klauser. 1948; Salmon. 1960), также до сих пор остается открытым.

http://pravenc.ru/text/1470129.html

Таковы саркофаги: в церкви Маркелла 899 в Риме, в Озимо 900  и несколько саркофагов в латеранском музее 901 . На первом из них поклонение волхвов поставлено рядом с грехопадением прародителей для выражения мысли об искуплении падшего человека родившимся Мессией; то же самое на саркофаге в церкви Амвросия в Милане 902 : но эта комбинация сюжетов не принадлежит к числу обычных; гораздо чаще поклонение волхвов соединяется с изображением рождества Христова. Оставляя в стороне те саркофаги, где представляется Младенец спеленутым, но нет ни яслей, ни вола и осла 903 – признаков композиции рождества Христова, обратим внимание на памятники иного рода. На лестнице латеранского музея находится, между прочим, следующий барельеф IV в. 904 : три волхва, за которыми виден верблюд, идут за звездой, с дарами в руках; передний волхв указывает рукой на звезду и обращается с речью к своим спутникам. Впереди под навесом – ясли в виде корзины, в которых лежит спеленутый Младенец; у яслей – вол и осел, пастырь и Богоматерь. Гарруччи и Рого де Флери видят здесь прямо поклонение волхвов, но это не вполне точно; момент поклонения здесь еще не наступил: волхвы видят, что звезда остановилась, оставляют верблюдов и подходят к навесу; Богоматерь, по всем памятникам принимающая близкое участие в сцене поклонения волхвов, здесь сидит в стороне и даже не смотрит на волхвов. Следовательно, здесь изображен первый момент прибытия волхвов для поклонения, но не само поклонение. Такой же характер имеют изображения на двух других саркофагах латеранских 905 , на саркофаге в крипте Максимина 906 во Франции, на двух саркофагах арльских 907 : на последних волхвы находятся внизу под изображением рождества Христова, они еще не поклоняются, но рассуждают по поводу чудесно остановившейся звезды. На миланском саркофаге San Celso 908 волхвы стоят задом к яслям, в которых лежит Младенец, и рассматривают звезду: момент поклонения здесь также не выражен. Момент, предшествующий поклонению, мы видим также на саркофагах: ватиканском 909 , галльском 910  и сиракузском 911 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010