885. «В Иоанновской пневматологии новозаветное откровение о Святом Духе отличается наибольшею полнотою. Только в Ин. указано Ипостасное свойство Св. Духа: исхождение от Отца (15, 26) и ниспослание Св. Духа ученикам поставлено в зависимость от прославления Иисуса (ср. 7, 39; 16, 7)». — Кассиан, еп. С. 338. 886. См. Гатри Д.С. 188. 887. Здесь опять уместно поразмыслить по поводу (анти)сакраментализма Ин. 888. В данном случае употреблено греч. file/w, которое здесь близко к более привычному a)gapa/w. — см. А Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature by W.F. Arndt and F.W. Gingrich. 2nd ed. Chicago. London. 1979. P. 859. 889. Cм. Charpenmier E. P. 31; Телушкин Й. P. 99. 890. Cм. Brown R. P. 705. 891. Например, рассматривать сначала 1 Петр., как наиболее близкое по духу к Павловым посланиям. 892. Сходства и различия Ин. и 1 Ин. специально и подробно рассматриваются, например, в: Гатри Д. С. 673-9. 893. В Гатри Д. С. 663 указываются многочисленные свидетельства древних христианских писателей, начиная со св. Поликарпа и Папия, называющие автором 1 Ин. апостола Иоанна. 894. Кассиан, еп. С. 359. 895. Такая датировка, например, в Brown R. P. 384. 896. См. Гатри Д. С. 672. 897. Charpentier E. P. 98. 898. См. Гатри Д. С. 670. 899. Кассиан, еп. С. 359. 900. См. Гатри Д. С. 665. 901. Brown R. P. 395. 902. Kümmel W.G. P. 446. 903. Об этом см. также Kümmel W.G. P. 449-51. 904. 2 и 3 Ин. состоят каждое из одной главы (так же как и Флм.), поэтому в ссылках на эти послания указываются только стихи. 905. Cм. Brown R. P. 396. N. 3. 906. Только так, например, толкует архиеп. Аверкий (Таушев), полагая, что «избранная госпожа» — это женщина-христианка, вдова, обладающая высоким положением наподобие римской матроны. — См. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М. 2002. С. 549-50. 907. Cм. Brown R. P. 396. N. 3. 908. Не иначе как курьезом можно считать имевшие место толкования 2 Ин. как любовного письма. — Cм. Brown R. P. 396. N. 3.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

их число составляло 44 594. Получалось, что за каждый год в среднем прибавлялось по 1234 монаха (монахини), хотя при Александре II статистика давала информацию о значительно меньшем числе пострижений. Ежегодно не более 330 человек уходили в монастырь. Точно так же стремительно при Александре III росла и численность православных монастырей: с 1881 по 1890 гг. возникло 160 новых обителей, что не имело прецедентов в русской церковной истории. 559 При этом рост женских монастырей и их насельниц превышал соответствующее показатели для мужских обителей. С 1885 по 1902 гг., например, в России прибавилось лишь 37 мужских монастырей, а число женских увеличилось на 233 единицы! 560 И хотя первоначально женских обителей было меньше, чем мужских, статистика однозначно свидетельствовала о постоянном увеличении доли именно женского монашества. За счет послушниц численность обителей регулярно возрастала, хотя в исследуемые нами годы и не происходило стремительного роста числа монастырей, который напоминал бы процессы «монастырского ренессанса» эпохи Александра III. О численности православных обителей в изучаемые нами годы может дать представление помещаемая ниже таблица. 561 Годы. Общая численность монастырей в России Монастыри мужские Монастыри женские 1906 (Всего монастырей: 803) 267 штатных монас. и пустыней и 151 заштатных 08 штатных монас. и общин и 177 заштатных 1907 (Всего монастырей: 812) 267 штатных монас. и пустыней и 154 заштатных 208 штатных монас. и общин и 183 заштатных 1908 (Всего монастырей: 860) 314 штатных монас. и пустыней и 141 заштатных 242 штатных монас. и общин и 163 заштатных 1909 (Всего монастырей: 873) 314 штатных монас. и пустыней и 141 заштатных 251 штатных монас. и общин и 167 заштатных 1910 (Всего монастырей: 889) 318 штатных монас. и пустыней и 142 заштатных 268 штатных монас. и общин и 161 заштатных Итак, из года в год количество обителей увеличивалось, увеличивалась также численность монахов (монахинь) и послушников (послушниц). Причем, несмотря на то что большинство монастырей являлись мужскими (например, на 1910 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Враги Иоанна – Акакий, Антиох и Севериан. Согласились с его намерением и три сирийских епископа: Акакий Верийский, Севериан и Антиох – названий городов которых не знают даже прибывшие оттуда, а находящиеся там часто спрашивают, где эти города могут находиться 883 . У одного из них была такая причина вражды против святого, я говорю об Акакии: однажды, когда он прибыл [в Константинополь], ему не была приготовлена роскошная и большая гостиница, и хотя другая, подобная ей, и была приготовлена, но он как раз не захотел жить именно в ней, однако эта [гостиница] была бы [для него] готова, по обычаю епископов, если бы еще раньше не прибыл к нему 884 кто-то из пресвитеров, который в ней уже жил и не хотел, а лучше сказать, не мог так быстро оттуда переселиться 885 . И это старец посчитал обвинением против отца в пренебрежении страннолюбием, чтобы оно могло принести ему и низложение. Иные же, поскольку раньше, во время голода 886 , думали с помощью проповеди показать всю власть над той церковью 887 , а он, пользуясь словами не для того, чтобы обвораживать слух, подобно им, но чтобы питать души, совершенно разрушил основания их обмана, тο теперь, конечно, если бы был изгнан отец, они надеялись полностью достичь того нечестивого и безумного желания. Гот Гайна. Обвинения Златоуста в сговоре с ним. Итак, собравшись, они создали лучшую колесницу для строительства козней и упряжь беззакония, управляемую руками диавола и,        прежде всего, захотев лишить его благоволения императора, но не зная, с какой стороны за это приняться, были вынуждены использовать смехотворное обвинение, создав против него клевету из обстоятельства, которого на самом деле сделало для всех явным его высоту. Что же это за обстоятельство? Я не замедлю рассказать. Был у римлян некий перебежчик от варваров 888 , в то время жалкий видом, но коварный нравом, облеченный в те первые одежды греха. Сей, по причине великодушия, поскольку царствующий ο то время 889 думал, что для императора нет ничего великого в том, чтобы быть просто убийцей перебежчика, а величие заключается в том, чтобы сделать для перебежчиков и на родине, и на чужбине жизнь счастливой, чтобы и для остальных это дело не было соблазном, он с помощью могущественных людей приходит к величайшей чести 890 . И действительно, как начальник караула он с множеством воинов отсылается из города. Но, благоденствуя вопреки заслуге – ибо таковое обыкновенно случается с теми, кто по неразумию не имеет ума своим защитником, – и ради спасения положив масличную ветвь и получив начальство над таким большим войском, он предался страсти к тирании 891 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Свою радость преосвященный спешил разделить с теми, κтο вместе с ним переживал тяжёлые минуты горя. С совета и согласия посла, но без предварительного разрешения св. синода, «милостивейшим снисхождением которого в сем случае ласкал себя» преосвященный Виктор, – и не ошибся 880 , – он, «в возчувствование всем единоверным исповедникам высочайшего с невинно страждущим за церковь Христову благоволения», возложил на игуменов Киприана и Виссариона и священника Симоновича золотые наперсные кресты 881 . Не ожидая скоро вернуться на свою кафедру, за не получение на то разрешения от св. синода и по другим причинам, которые были указаны, преосвященный Виктор учредил при себе «походную канцелярию» 882 и принялся за управление своей епархией, оставаясь в Варшаве. 11 ноября он восстановил и свою консисторию в Слуцке 883 . 30 ноября преосвященный выдал награду духовенству своей епархии с оповещением о своём освобождении 884 , которая была объявляема всенародно по церквам, при совершении благодарственных богослужений 885 . В Варшаве в это же время находился и тот, кто замышлял сделаться чуть-ли не митрополитом в Польше, – честолюбывый Бельский игумен Савва Пальмовский 886 , «президент найвысшей консистории,» человек, у которого неестественная преданность полонизму и чрезмерное честолюбие парализовали и его недюжинный ум, и его искреннюю преданность делу православия. Этот игумен жил теперь в Варшаве. Хотя его песня была уже спета, но ему не хотелось этому верить 887 , а главное – ему тяжело было возвращаться и в свой монастырь, который, будучи в долговременное отсутствие своего игумена управляем престарелым наместником, пришёл в упадок и вдобавок роптал, что ему пришлось много издержаться на пинскую конгрегацию 888 . Немедленно по возвращении польским правительством преосвященному Виктору его епархиальных прав, и посол, и, кажется, преосвященный Георгий советовали преосвященному «взяться за Пальмовскаго» 889 . Но Виктор, при его добром сердце, слишком много пережил для того, чтобы упиваться победой и «браться“ за врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

873 Изд. в опис. монас. стр. 47. М., 1836 г. Год грамоты не означен, но она дана уже тогда, как при трапезе построен храм Богоматери, чего не было до игуменства Зосимы. Лука по старинному измерению содержала две обжи, a обжа в длину 126 и в ширину 32 сажни. 874 Грам. изд. в ист. иер. 2, 386–389. Точнее в описании соловец. мон. 46–51. О времени ее – выше прим. 133. 880 Они поставлены в числе святых в ркп. описании святых. В описании одного чуда пр. Зосимы современник чуда, сказав, что вместе с Зосимой о Савватием явился старец Иоанн, продолжает. «той же Иоанн всеми знаем бе, соловецкий постриженник и жилец; мнози о нем свидетельствуют, яко великий подвижник бысть в монастыре, – пустынное бо отхождение и жительство любя, всяким послушанием и смирением, и кротостью украшен; много же и монастырю поработа в рыбной ловитве». 884 Двинск. лет. стр 7. Собр. л. 3, 108. «Мурмане, – с 500 человек, в бусах и шнеках, повоеваша в Варзуге (р. Варзуга кольского у. архан. губ.), погост корельский и в земле заволочской погосты в Неноксе (архан. у.), в корельском монастыре св. Николы, Конечный погост, Яковлю, Курью, Андреянов берег, Кий остров, Кяр остров, Михайлов монастырь, Чиглоним, Хлечинимо; 3 церкви сожгли; а христиан и черноризцев посекли». 889 По ркп. святцам в корельском монастыре покоится, кроме праведных Антония и Феликса, «праведный Стефан подвижник, преподобные отцы Иосия (стр.508 ориг. Нечеткая печать, извините) и Никонор новые чудотрорцы». 890 Повесть об обретении мощей и чудесах препод. Евфимия у Царского 136. Максимовича географ. словарь 3, 738, 739. 892 Ркп. житие преп. Александра, опис. иером. Феодосием, бывшим священником. Оно есть у Толстого 2. 62, 164, 331; у Царского 325; у Ундодьского 276. Об источниках сведений Феодосий пишет «отец мой священствовал в том самом селении, откуда был родом преподобный, и там видел еще в живых сродника его, земледельца Исаака, сына старшего брата его Амвросия, бывшего немного моложе Александра, с юного возраста жил он (Исаак) вместе с ним и все знал о нем подробно. – Часто приходил он к отцу моему и разговаривал о святом, родитель с любовью расспрашивал о его подвигах. Я же хотя был тогда отроком, но внимательно слушал разговор их… часто приходил к нему (к отцу в с. Надпорожье на Онеге) священник (обители Александровой) Корнилий, который также беседовал с отцом моим о житии и чудесах преподобного, а иное и записал по повелению старца Леонида (Леонтия, брата преп. Александра). Некоторый дьяк – много лет провел в обители, быв принят для служения по храму. Многое и от него слышал я о преподобном… Когда лишился я супруги, то пришел в обитель и облекся в иноческие одежды, а преосвящ. архиепископ Пимен скоро посвятил меня в священный сан. В обители нашел я древних иноков, сродников святого, которые рассказывали о чудесах его, явных и тайных».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евагрий Понтийский советовал не тяготиться этим, а, наоборот, радоваться, ибо это – похвала Богу 879 . Отшельник, у которого были только хлеб и соль, не мог предложить ничего другого своему гостю. Но большинство Отцов имели в запасе что-нибудь для специального меню. Мы уже отмечали особые «деликатесы», которые получили Иоанн Кассиан и Герман, когда посещали старцев Скита. Тот же Иоанн Кассиан упоминает, что в пустыне гость должен всегда довольствоваться той едой, что ему предлагают, не требуя «что-нибудь влить в нее или прибавить» 880 . Нельзя было отказаться от каких- то блюд под предлогом строгого поста 881 . Можно было только отказаться от вина. Но авва Пиамун, например, после двадцати пяти лет поста без колебаний принял виноградную гроздь и вино, которые предложил ему один монах 882 – ибо смирение всегда ценилось выше строгого воздержания. Восстановление сил – телесное и духовное «История монахов» говорит нам о том, что у великих подвижников существовал обычай не давать пищи телу до тех пор, пока душе не будет дана пища духовная, то есть причащение Христу 883 . Замечание это сделано по поводу аввы Ора, который жил не посреди пустыни, а в Фиваиде, подле мест обитаемых, среди тысяч монахов 884 . Но мы не находим свидетельств, подтверждающих такой обычай среди монахов Нитрии или Скита. Духовное подкрепление, предлагаемое Отцами тем, кто их посещал, – это слово или поучение, которое могло быть довольно продолжительным. Как-то вечером Иоанн Колов принимал у себя брата, который все время норовил уйти от него. На следующее утро они все еще продолжали совместную беседу, и только к полудню, после еды, монах ушел 885 . Большую часть времени посетитель вел со старцем духовную беседу. Если он прибывал издалека, его приглашали на ночлег и вместе со старцем он совершал вечернее и утреннее правило – пел псалмы 886 . Согласно Палладию, Антоний Великий «сортировал» пришедших к нему посетителей. Если это были люди простые и грубые, он велел ученику приготовить им чечевицы и накормить. Затем, после молитвы, он их отпускал. Но когда это были люди более чуткие в духовном отношении, он садился вместе с ними и проводил всю ночь в беседе о вещах духовных 887 . Часто посетители приходили группами, и каждый беспардонно лез со своим вопросом, не обращая внимания на других. Если посетитель хотел удостоиться отдельной беседы, он договаривался о том, чтобы побеседовать со старцем без свидетелей. Так однажды поступил авва Даниил с аввой Пименом в час послеобеденного отдыха 888 . Иногда монах являлся к старцу, чтобы просто о чем-то попросить или оказать ему услугу – например, с просьбой научить его ткать 889 или чтобы взять корзины, сделанные аввой, и снести их на рынок 890 . Визиты мирян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь столицы в правление Феодосия шла в старых, унаследованных от прошлого формах близкого общения царя с народом и непрерывной заботы двора об украшении города великолепными памятниками и общественными сооружениями. Еще в регентство Анфимия была сооружена новая стена со стороны суши и пристроен роскошный портик к баням, носившим имя Гонория. 889 Сгоревший в 404 году во время низложения Иоанна Златоуста храм св. Софии отстраивался в течение нескольких лет и был торжественно освящен 10 декабря 415 года. 890 В 421 году, в год бракосочетания Феодосия воздвигнута была серебряная статуя его отца на высокой колонне, сооружение которой потребовало долгого времени, она была заложена еще в 403 году самим Аркадием. Место для нее было выбрано на седьмом холме столицы, носившем имя Ксеролофа (Сухой холм). Колонна была воздвигнута на высоком пьедестале и облицована мраморными плитами с рельефными изображениями, которые шли спиралью, как на старых памятниках римской славы, сохранившихся и доселе в Риме колоннах Траяна и Марка Аврелия. Позднее этот памятник считался одним из семи чудес столицы. 891 В настоящее время от него уцелел лишь пьедестал, и то в сильно поврежденном виде, на тесной площади, носящей имя Овечьего рынка – Аврет-базар. 892 Широкое пространство вокруг колонны было предназначено для сооружения нового форума, и здесь в течение многих лет возводились различные сооружения. В 435 году площадь была открыта под именем Форума Феодосия, по старой традиции римских императоров, начиная с Августа. Имя Феодосия не удержалось за нею, и ее называли впоследствии Форумом Аркадия по украшавшей ее колонне. В 427 году были перестроены общественные бани Константина, которые с тех пор назывались Феодосиевыми. 893 В 443 году были отстроены после пожара и вновь открыты бани, называвшиеся Ахилловыми. 894 Одновременно с тем шло сооружение новых храмов. Главная инициатива в этом деле принадлежала Пульхерии, которая обращала все свои средства на постройку храмов, больниц, сиротских домов. Ей принадлежало сооружение храмов Богородицы Одигитрии, Богоматери во Влахернах, св. Лаврентия. Примеру двора следовали и другие благочестивые люди из сановной знати. Феодосий относился с полным сочувствием к деятельности своей сестры и соправительницы. Под 427 годом записано в хрониках, что он раздал бедным большие суммы денег, заказал великолепный золотой крест, украшенный драгоценными камнями, и послал его в Иерусалим для водружения на лобном месте. В виде ответного дара патриарх прислал императору руку первомученика Стефана, мощи которого были недавно открыты. 895 Пульхерия имела ночное видение о прибытии мощей и выехала с братом в Халкидон, чтобы торжественно встретить их и проводить с процессией в столицу. Во дворце был выстроен храм во имя первомученика, где и были водворены мощи. 896

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Теперь, когда о. Иоанн канонизирован, некоторые архиереи Московского патриархата убеждены, что богословская угроза, которую иоанниты представляли при жизни пастыря отступила. 879 О роли мощей святых и мест их захоронения см.: Saints and Their Cults: Studies in Religious Sociology, Folklore, and History. Cambridge, 1987. P. 4–5, 9–11. 881 Ср. более ранние версии завещаний о. Иоанна в: РГИА. Ф. 799. Оп. 6. Д. 30 (экономическое управление Святейшего Синода). Отд. 1. Стол 1. 177а. Л. 4, 5. Рассказ о полицейском расследовании см. в кн.: Витович А. Я. Записки судебного пристава. 882 Витович А. Я. Записки судебного пристава. С. 177, 182–183; Трифонов А. Вынос тела и погребение Елизаветы Константиновны Сергиевой//Шемякина Р. Г. Светлой памяти почившей супруги отца Иоанна Кронштадтского Елизаветы Константиновны Сергиевой. Кронштадт, 1909. С. 13–15. О службах, проходивших в день сороковин о. Иоанна в склепе Федоры Власьевны, см.: Большаков Н. Я. Источник живой воды. С. 242. 884 Текст рескрипта от 12 января 1909 г., см.: Пастырский венок. С. 226–229; резолюции Синода от 19 января 1909 г., см.: Пастырский венок. С. 230–236; РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Ед. хр. 677. Л. 1. 885 См., например, прошение из школы в с. Шаблыкинском Омской епархии, в: РГИА. Ф. 796. Оп. 180. Ед. хр. 1441, 1 стол, 2 отд. Л. 14. 886 РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Ед. хр. 677. Л. 6. Классификацию монастырей см. в кн.: Smolitsch I. Russisches Mönchtum: Entstehung, Entwicklung und Wesen, 988–1917. Wurzburg, 1953. S. 383–469. 889 Истинный миссионер//Пастырский венок. С. 80–81. О проектах и дебатах, связанных с приходской школой, см.: Болдовский А. Г. Возрождение церковного прихода. Обзор мнений печати. СПб., 1903. 893 См.: Freeze G. L. «Going to the Intelligentsia»: The Church and Its Urban Mission in Post-Reform Russia//Between Tsar and People: Educated Society and the Quest for Public Identity in Late Imperial Russia. Princeton, 1991. P. 215–232. 894 Cm.: Pope B. C. Immaculate and Powerful. P 174–716; Douglas A. The Feminization of American Culture. N.Y., 1977. P. 6–13. 895 Макушинский А. Воспоминание бывшего певчего Кронштадтского Андреевского Собора//Пятидесятилетие. С. 42. 899 См. лекции в Софии в 1927–1928 гг. протопресвитера Г. И. Шавельского в кн.: Православное Пастырство. СПб., 1996. С. 510–515; Константин, архимандрит. К чему зовет нас святость о. Иоанна Кронштадтского //Константин, архимандрит. Чудо русской истории. Сб. статей, раскрывающих промыслительное значение Исторической России. Jordanville, N.Y., 1970. С. 224–233.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Хрисанф, инок. Рецензия на сочинение схимонаха Илариона, называемое»На горах Кавказа». Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1 (догматическая). Харьков, 1916. С. 1–12. Впервые опубликовано в журнале»Русский 4, 1912. С. 71–75; 5, 1912. С. 57__59. 1060 Там же. Цит. по: Православие и именобожническая ересь. Ч. 1. С. 16. 1061 Выходцев Ε. 1 часть истории афонской смуты. СПб., 1917. С. 17. 1062 Там же. С. 28. Ср.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 126. 1063 Текст письма см. в: Выходцев Ε. Ι часть истории афонской смуты. С. 7. См. также: Забытые страницы русского имяславия. С. 18–21 (документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 12). 1064 Мф. 1:21. 1065 Иларион, схимонах. Ответ на рецензию на книгу»На горах Кавказа». Цит. по: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4–е. СПб., 1998. С. 885–887. 1066 Там же. С. 887–888. 1067 Там же. С. 889. 1068 Григорий Панама. Против Акиндина 5, 17, 16–17 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Γ». Σελ. 337). 1069 Отметим в то же время, что лингвистика первой половины XX века во многом на стороне Илариона (ср., например, гипотезу лингвистического детерминизма Э. Сепира–Б. Л. Уорфа, согласно которой мышление определяется категориями языка и названия предметов определяют наше отношение к ним). 1070 Иларион, схимонах. Ответ на рецензию на книгу»На горах Кавказа». С. 892. 1071 Там же. С. 891. 1072 Мансуров Петр Борисович (1860–1932) — дипломат и церковный деятель, знаток христианского Востока, член»Кружка ищущих духовного просвещения»(об этом кружке речь пойдет в Главе VII), участник Поместного Собора 1917–1918 годов. См.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 94–95. 1073 Выходцев Ε. Ι часть истории афонской смуты. С. 10–11. 1074 См.: Троицкий С. В. Афонская смута. — Начала 1–4, 1995. С. 142. Полный текст»Соборного рассуждения о Имени Господа нашего Иисуса Христа в пустыни Новая Фиваида на Афоне»см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 23–33 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 15). 1075

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Особливую любовь имел Старец к растениям, к травам, к цветам, ко всякому былию, порождаемому землей. Увидит, бывало, выполотую сорную травину, подберёт и посадит у себя во «Внутренней Пустыни» или же в комнате, – в коробке из-под сардин, найденной где-нибудь на дороге. Так он поступал, потому что жалел безмолвных и тихих детей земли. По той же причине натыкал он в «Пустыни» крапивы. Того же ради подбирал сломленные ветви и ставил их в воду. Старец не допускал и других зря губить тварь Божию. «После правил как-то пособрались мы вместе, – рассказывает один из братий скитской. – А у Старца росла под окном трава (из неё сикалки делают) – ягель. А мы, не спросившись, срезали. Отец Исидор выходит и говорит: «Кто это сделал?» Бывший со мной говорит: «Срезал Михаил, а привёл – я». – «Ну, молись на Воскресенскую Церковь ». Тот становится на колени и молится. Потом о. Исидор зовёт его к себе и даёт три конфетки в утешение за то, что сказал ему строго. А о. Исидор ухаживал за этим ягелем, поливал его». Многое ещё можно было бы рассказывать тебе, читатель, про милостливость Старца ко всей твари. Но и рассказанного достаточно, чтобы засвидетельствовать, что он был воистину печальником за мир и аввою (что значит: отец) не для людей только, но и для всего, что дышит и живёт на земле 889 . Глава 7, показывающая, сколь кроток и незлобив и миролюбив был Авва Исидор, а также повествующая о прощении им всякой обиды, нанесённой ему Независимый и свободный был отец Исидор. Но он же был исполнен кротости и незлобивости, прощения и неосуждения. Никого он не осуждал, ни на кого не гневался, всё терпел; прощаемости же его не было конца. Если он замечал, что на него кто-нибудь раздражается или обижается, то сей час же просил прощения, хотя бы и не был ни в чём виноват. Если кто-нибудь оскорблял его словом и, несмотря на все старания Батюшки, всё же не смягчалося сердце оскорбителя, тогда Батюшка тихо уходил в сторону и дожидался благоприятного случая. И других также он побуждал к тому, образ чего давал им непрестанно. Если в присутствии Батюшки говорились слова осуждения, то он кротко, но твёрдо и со властию останавливал их, – так останавливал, что далее нельзя было сказать ни слова. Если он видел, что кто-нибудь находится в ссоре с другим человеком или даже просто охладела их взаимная любовь, то всегда он побуждал идти мириться и просить прощения, – побуждал того именно, кто с ним разговаривал, хотя бы он и был вполне прав. О. Исидор просил о том, умолял, наконец, требовал того, требовал тихо и кротко, однако настойчиво и решительно, так что никто не посмел бы ослушаться этого Старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010