Под нею разумелся не единичный только акт устного исповедания грехов, как теперь, а известный круг покаянных подвигов, иногда многолетних 852 о чем пойдет речь ниже. 2. Совершители чина исповеди. Покаяние – великое таинство 853 и посему неудивительно, что совершение этого таинства было вверено Господом одним только епископам ( Мф. 16, 19 ) 854 Отсюда следует, что исповедовать и старчествовать, иначе говоря – духовничествовать, не есть дело, для епископа сверхдолжное или не подобающее его сану (или молодости, ср.: 1Тим. 4, 12 ), но простая обязанность (Иез., глава 33). Обязанность более приличная и, так сказать, более идущая к нему (о чем постоянно ему и омофор напоминает) 855 чем к рядовому священнику, хотя у нас и не свыклись с этим представлением. История древней и греческой Церквей учит, что святители всегда несли на своих плечах этот тяжелый крест. Многочисленны цитаты, показывающие, как епископы первых времен наблюдали за публичным покаянием 856 и в то же время исповедовали помыслы мирян и старчествовали в узком смысле 857 Об этом говорят божественный Василий Великий 858 св. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский 859 св. Никифор, патриарх Константинопольский 860 и другие. «Я не заставляю тебя... выйти на средину зрелища и окружить себя множеством свидетелей, – говорил некогда Златоуст 861 – мне одному, наедине, скажи грех, чтобы я уврачевал рану и избавил тебя от болезни» 862 Не умножая цитат 863 достаточно в заключение привести слова нашего отечественного святого – Димитрия Ростовского . В послании к иеромонаху Иосифу святитель пишет: «Аще бы кто и к нам, самому архиерею, хотел на исповедь прийти, путь ему благословен, и наша должность готовая» 864 Но на Руси дело сложилось иначе. Что же касается пресвитерского чина, то принадлежащие к нему (священники, иеромонахи, игумены 865 и проч.) пользуются властью духовника лишь ограниченно 866 и чрез формальное разрешение 867 епископов. 3. Канонические грехи. Как каялись в них у первых христиан? Каноническими грехами у древних христиан назывались следующие три, которые поначалу влекли за собою отлучение навсегда 868 1) отречение от веры, 2) блуд и прелюбодеяние, 3) убийство.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Потому и я говорю и не перестану говорить, что те, которые не подражают страстям Христовым чрез покаяние и послушание и которые не сделаются причастниками смерти Его... такие не удостоятся быть причастными и духовного о Нем воскресения, не сподобятся приять Духа Святого...» (Там же. С. 354–357, passim.) 840 Это надо различать: одно дело иметь благодать Св. Духа, а другое – самого Св. Духа. Как получивший царский подарок может, однако, никогда не увидеть в своем доме самого царя – и всякий понимает, конечно, здесь великую разницу, – так и здесь. И опять: как не все получают и подарки от царя, но только заслужившие его благоволение, так и не все крестившиеся имеют благодать Св. Духа, но только смиренные и кающиеся, хотя бы они были и грешниками. Поэтому нельзя сказать, что в грешнике живет Дух Святой, хотя он и получил при крещении Его дары. Спасающиеся же грешники охраняются благодатью Св. Духа. Самого же Всецаря – Св. Духа – удостаиваются иметь одни святые, очистившиеся от грехов и страстей. Немного об этом см.: преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С. 280. Вопрос-ответ 417. 855 Преп. Симеон Новый Богослов . Божественные гимны. С. 222. Мудрствующим же инако, т. е. «тем, кто понимает, что существо Божие может быть приобщаемо (людям)», соборами против варлаамитов была вынесена анафема трижды. См.: Троицкий С. Афонская смута/Прибавления к Церковным Ведомостям. 1913. 20. С. 893. 863 Примеры см. в: «Основы» Отдел III. Гл. 9. § 1. О целомудрии (из жизни св. Андрея, Христа ради юродивого, Симеона блаженного и других). 865 Знаменитый отец Египетский. Про него рассказываются чудные вещи: Достопамятные сказания. СПб., 1871. С. 142 и след. «Колов» (от греческого κολοβος – «малый, короткий») – потому что он был низкого роста. 866 «Сосуд» разумеется душевный, т. е. «душа твоя», отсюда следует, что и слова твои (ибо, как сказал Господь, от избытка сердца уста глаголют: Мф. 12, 34 ) ядовиты, и потому-де ты только губишь своими советами окружающих, – хотел сказать тот монах. 867 Т. е. на самом деле я еще хуже, чем ты думаешь, – таков смысл ответа аввы Иоанна, показывающий всю глубину его кротости и смирения. 868 Как многие, например, находясь наедине, ходят у себя по комнате, жестикулируют, мысленно говорят речи, отпускают остроты, принимая за них комплименты (от бесов, конечно), представляя себе, как будто они находятся в большом собрании, среди знакомых, в гостиной и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

При Константинопольском патриархе Фотии Великом (858–867 и 877–886) также предпринимались попытки к примирению. Католикос Захария (855–877) после переписки с Константинопольским патриархом созвал в Ширакаване собор (862), на котором присутствовал посланный Фотием митрополит Никейский. Сам патриарх Фотий признал, что “армянская страна содержит чисто православную христианскую веру” (Послание к восточным патриаршим престолам) 24 . Константинопольский патриарх Николай Мистик (912–925) писал армянскому князю Сабату, сыну Ашота, призывая его принять православное исповедание, однако требовал, чтобы армянский католикос прибыл в Константинополь для собеседования и хиротонии. Речь шла о подчинении Армянской Церкви Константинополю, поэтому князь Сабат (913–925) временно положил конец отношениям обеих Церквей. Католикос Ваган Сюнийский (968–969) своею особой ревностью к иконопочитанию и к решениям Халкидонского собора восстановил против себя сторонников монофизитства. Был созван в Ани собор (969), который низложил Вагана и избрал Стефана III Севанского (969–971). Произошло разделение на два католикосата: западный со Стефаном и восточный с Ваганом (в Ахтамаре на оз. Ван). Удачные походы императоров UoahhaI Цимисхия (969–976) и Василия II Болгаробойцы (976–1025) в Месопотамию, Сирию, Ливан и на Кавказ на некоторое время обеспечили византийское влияние в захваченных странах. Вассальную зависимость от Византии признали также правители Абхазии, Аспуракана и Ани. Однако с востока надвигалась новая угроза— турки-сельджуки, которые незадолго до этого обратились в ислам. Будучи не в силах оказать сопротивление, армянские князья вместе с народом начинают переселяться на запад. В момент взятия турками Ани состоялось самое большое переселение армян, которые под водительством князя Рубена из рода Багратидов осели на отрогах Таврского горного хребта и в Киликийской долине, между Антиохией и Аданой. Здесь и было основано царство Малой Армении (1095–1375). В коренной Армении образовались феодальные государства сельджукских правителей. Из армянских царств продолжали существовать Сюникское и Ташир-Дворагетское, которые в период царствования грузинского царя Давида Строителя (1089–1125) укрепили свои дружественные связи с Грузией и через Трапезунд с Русью. Муж грузинской царицы Тамары (1184–1213) князь Юрий Боголюбский (сын Андрея Боголюбского) сыграл большую роль в освобождении Армении от турецкого ига.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Самые ранние свидетельства о почитании Н. на лат. Западе связаны с Римом. Вероятно, культ святого сложился в Риме в VIII-IX вв. под влиянием визант. традиции благодаря деятельности греч. монахов. Одно из древнейших изображений святого сохранилось на фреске в левом нефе ц. Санта-Мария-Антиква, выполненной в сер. VIII в. (предположительно в годы понтификата Павла I (757-767)). Ростовая фигура Н. представлена среди фигур вост. святителей по левую руку от восседающего на престоле Христа. Согласно надписи, датированной 755 или 770 г., реликвии Н. были среди святынь, помещенных примицерием дефенсоров Теодотом в ц. св. Павла при диаконии (надпись ныне в ц. Сант-Анджело-ин-Пескерия). Также реликвии Н. хранились в папской капелле «Святая святых» (Санкта-Санкторум) в Латеранском дворце (см.: Lauer Ph. Le trésor du Sancta Sanctorum. P., 1906. P. 17, 36, 74, 134). В жизнеописании папы Римского Льва IV (847-855) упоминаются оратории во имя Н. при храме Пресв. Девы Марии (базилика, построенная при имп. Константине Великом и находившаяся близ ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура) и при ц. Увенчанных мучеников (Санти-Куатро-Коронати) (LP. T. 2. P. 112, 116). Папа Николай I (858-867) построил ораторий во имя святого при восстановленной им ц. Санта-Мария-ин-Космедин (Ibid. P. 161). Среди др. рим. храмов, освященных в честь Н., была капелла в папском Латеранском дворце, к-рую построил и украсил фресками папа Каллист II (1119-1124) (Ibid. P. 323, 325, 378-379). Начиная с XII в. в источниках упоминается диакония с церковью во имя Н. (Сан-Никола-ин-Карчере). Возможно, церковь была возведена еще в VIII в. на основе заброшенных античных храмов на Овощном рынке (Forum Holitorium) (см.: Maskarinec M. City of Saints: Rebuilding Rome in the Early Middle Ages. Phil., 2018. P. 90-93, 186-187). Всего в средние века в Риме было более 20 церквей и ораториев во имя святого ( H ü lsen Ch. Le chiese di Roma nel Medio Evo: Cataloghi ed appunti. Firenze, 1927. P. 389-408). В рим. богослужебные книги поминовение Н. включали начиная с XI-XII вв. ( Jounel P. Le culte des saints dans les basiliques du Latran et du Vatican au XIIe siècle. R., 1977. P. 320-321).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Свт. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию архиепископу//Творения. Репринт. ТСЛ. 1994. Т. 1. С. 653. 855 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении//ПСТ. Т. 9. С. 929. 856 Житие преп. Илариона Великого († 372 г.; пам. 21 окт.)//Жития святых… Октябрь. 857 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 53. Ст. 5. M., 1993. С. 552. 858 Ориген. Толкование на Евангелие от Луки. Беседа 23//ΒΕΠΕΣ. 15, 46 (23–30). 859 Свт. Василий Великий. Весела на псалом 7. Ст. 2//Творения св. отцов. Т. 5. С. 196. 860 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 53. Ст. 5. M., 1993. С. 552; О терпении//Там же. Т. 7. С. 552. 861 Свт. Афанасий Великий. Житие преп, отца нашего Антония… Ст. 60, 66//Творения. В 4–х т. M., 1994. Ч. 3. С. 227, 230–231. 862 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 22. М., 1880. С. 231. 863 Свт. Макарий Александрийский. Слово на исход души. 864 Блаж. Диадох, епископ Фотики. Подвижническое слово… Гл. 100//Добротолюбие. ТСЛ, 1992. Т. 3. С. 73–74. 865 Преп. Исихий Пресвитер. К Феодулу… слово о трезвении и молитве. § 161//Добротолюбие. Т. 2. С. 193. 866 Преп. Иоанн Синайский. Лествица. Слово 7. О радостотворном плаче. Ст. 50. Сергиев Посад, 1908. С. 83–84. 867 Свт. Кирилл Александрийский. Об исходе души и о Втором Пришествии. 868 Октоих. Глас 1. В понедельник на утрени. M., 1994. Т. 1. 869 Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет. Канон. Песнь 1. Тропарь 3: «Се предсташа множество лукавых духов, держаще моих грехов написание, и зовут зело, ищуще безстудно смиренныя моея души». «Помилуйте мя, Ангели всесвятии Бога Вседержителя, и избавите мытарств всех лукавых: не имам бо дела блага, возмерити мерилу злых моих деяний», (Требник (большой). С. 181). 870 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении//ПСТ. Т. 9. С. 933. 871 Α. Θεοδρου. θεολογα του ουστνου, φιλοσφου και μρτυρος και αι σχσεις ατης προς την " Ελληνικν φιλοσοφαν. Αθναι, 1960. Σ. 140. 872 Св. Иустин Философ. Апология, I. Ст. 17//Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 288. 873

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Ср. Origenes, De principiis I 2, 10; In Johan. Х 246, а также гностический Tractatus Tripartitus 51, 8–15 Zandee. 850 О «гностическом каноне», правиле или традиции, которым следуют гностики и которые неведомы непосвященным, Климент говорит неоднократно. См. об этом четвертую главу книги R.C.P.Hanson, Origen " " s Doctrine of Tradition (London, 1954). 855 Этот пассаж содержит лакуну и корректируется в соответствии с дополнением Фрюхтеля. В целом, сюжет касается проблемы «естественной теологии». Если Бог непознаваем, то как мы можем знать о нем? Иоанн Дамаскин (Exp. fidei 3.4–5 Kotter) стремился разрешить эту трудность, так же допуская, что наша вера в Бога присуща нам «по природе». Термин «сыновство» играл важнейшую роль в системе Василида (в изложении Ипполита). Подробнее см. комментарий к этому месту. 860 Ср. Sextus Empiricus, Adv. Math. XI, 25. 316; Х1, 59; Pyrr. Hyp. II, 97; Sirianus, Schol. in Hermog. II 42, 1 Rabe; Aulus Gell., Noctes Atticae V 10, 3; Maximus Confessor, Schol. in opera Dionysii, 11 р. 215. См. ниже 11,6 и наш комментарий к этому месту. 867 Согласно Плутарху (Нума, 16) он приказал построить храм Верности и Термину (богу границ), поскольку уважение к границам является основой мира. Удивительное предположение Климента (вслед за Филоном Александрийским?), что Нума был пифагорейцем, отражает его пифагорейские пристрастия. Подробнее см. комментарий и соответствующий раздел введения. 869 Этот пассаж есть изложение того, что можно найти у Филона Александрийского (De Cherubim, 4–7; cf. Philo, De Abrahamo 82, De mutatione nominum, 66), и является ярким примером александрийского экзегетического метода. Подобного рода толкования, независимые и восходящие к Филону, нам уже встречались и еще не раз встретятся в тексте «Стромат». 876 Эта идея о зависимости эллинов от «варварской философии», то есть иудейских и христианских учений, была очень популярна во времена Климента. Подробнее об этом см. четырнадцатую главу этой книги Стромат, полностью посвященную «плагиату эллинов».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 113. 845 Иларион, митрополит. Исповедание веры//Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I. С. 84–86. 846 Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. С. 63–64. 847 Он же. Обзор русской духовной литературы. С. 34. 848 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. С. 839. 849 Минея. Месяц маий, 23. Тропарь. 850 Минея. Месяц маий, 15. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 851 Там же. На Господи, воззвах, стихира 2. 852 Там же. Утреня. Канон. Песнь 4, тропарь 3. 853 Там же. Стихира по 50–м псалме. 854 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 37. 855 Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. С. 55. 856 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 35. 857 См.: Журнал Московской Патриархии. 1983. 7. С. 18–20, 24–25. 858 Словашевич В., протоиерей. В день памяти святителя Кирилла, епископа Туровского//Журнал Московской Патриархии. 1983. 7. С. 24. — Ред. 859 Кирилл Туровский, епископ, святой. Канон. Песнь 7, тропари 1, 2//Творения. С. 256. 860 Он же. На стиховне, стихира 4//Творения. С. 262–265. 861 Он же. Блаженны//Творения. С. 264–265. 862 Он же. Молитвы на дни седмицы//Творения. С. 194–195. 863 Там же. С. 240–241. 864 Там же. С. 244–245. 865 Минея. Месяц маий, 23. [Приложение]. Великая вечерня. Тропарь. — Ред. 866 Минея. Месяц иуний. В Неделю 2–ю по Пятидесятнице. [Приложение]. Утреня. Канон. Песнь 5, тропарь 7. — Ред. 867 Там же. Песнь 1, тропарь 2. — Ред. 868 Минея. Месяц март, 7. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. 869 Там же. Песнь 1, тропарь 2. 870 Там же. Песнь 6, тропарь 3. 871 Там же. Песнь 9, тропарь 3. 872 См.: Улуханов И. С. О языке Древней Руси. С. 16. 873 Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. С. 78–82. 874 См.: Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. С. 51–52. 875 Цит. по: Судьбы произведений св Кирилла Туровского в русской литературе и предисловие к настоящему изданию его творений// Кирилл Туровский, епископ, святой. Творения. С. XXXIV (первой пагинации). 877

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Чет. Минея (Act. SS. Febr. II p. 769. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 57.) Мес. В. Март. Р. В службе канон Феофана. Преп. Марона пустынника. Сирийский подвижник, живший невдалеке от Кира. Ученик его Иаков Сирин (26 ноябр.) был современник Феодориту. Пролог. (Феодорит в Боголюб. Истор. гл. 16. Act. SS. Febr. II p. 766). Преп. Авраама, епископа Каррийского. Уроженец Кирский, подвизавшийся на Ливане. Сделавшись епископом Каррским, не изменил строгого образа жизни. Император Феодосий Младший вызвал его в Царьград, где он и умер. Пролог. Феодорит в Ист. Боголюб. гл. 17. (Or. Chr. 11. 976. Act. SS. Febr. II p. 767.) Март. Р. Преп. Kupu лл a Философа , учителя Словенского. В мире Константин, младший из 7 братьев, родился в Солуне в 827 г. Лишась отца на 14 году, вызван в Царьград Логофетом Феоктистом и жил при императорском Дворе. Около 837 года был в посольстве у Хазаров; в 862 отправлен императором на проповедь Евангелия, с братом своим Мефодием, в Моравию; в 867 г. вызван папой в Рим, и там, приняв иночество, скончался в 869 году. Чет. Минея. 11 мая. (Philaret’s Cyrillus und Methodius, die Apostel der Slawen. Milan. 1847. Шафарик. О начале славянской литературы в Болгарии, в Чешском музеуме. 1818 г.). Преп. Исакия, затворника Печерского. Преставился в 12 веке. Чет. Минея от Патерика печерского. Прол. 27 апр. Перенесение мощей св. благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского. Из Чернигова в Москву. Они почивают в Архангельском Соборе. Мес. всех святых. Память его 20 сент. 15 Св. апостола Онисима, единого от 70. Бывший раб св. Филимона, к которому ап. Павел написал послание. Проповедовал Слово Божие в разных странах; в Ефесе был епископом после св. Тимофея; при Траяне пострадал в Риме. Чет. Минея от Св. Писания и Метафраста. (Act. SS. Febr. II p. 855. Assem. Kal. un. eccl. ad 15 febr.). Март. Р. 16 февр. Мес. В. В службе канон Феофана. Преп. Евсевия пустынника. Подвизался в Сирии, невдалеке от селения Асихи; умер, имея более 95 лет от роду, около 440 г. Пролог. Феодорит в Боголюб. Истор. гл. 18. (Act. SS. Febr. II p. 824). 16

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

VMHH. Т. 1. Р. 303; Пашуто В. Т. Очерки... С. 300. Regesta diplomatica nec non epistolaria Bohemiae et Moraviae. Pragae, 1882. P. 2. Vol. 1. N 71. P. 69. Ibid. Vol. 2. N 558. Р. 215. Ibid. N 596. Р. 230. FRB. Т. 2. P. 315. Regesta... P. 2. Vol. 1. N 271. P. 103. Ibid. Vol. 3. N 845. P. 344. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 936; Пашуто В. Т. Очерки... С. 300–303. Alexandreida/Vyd. Vбclav Praha, 1963. S.117–118. В самом начале XIV в. куявский князь Владислав Локетек, будущий правитель объединенной Польши, выдал за галицкого князя Юрия Львовича свою сестру Евфимию, за его брата Земовита вышла замуж сестра Юрия Анастасия, позднее дочь Юрия Мария стала женой мазовецкого князя Тройдена В. Polska i S. 223, 227–228, 264). Monumenta Poloniae Historicae. Warszawa, 1970. Ser. 2. Т. 8. S. 113–114; «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI–XIII вв. М., 1987. С. 184–185. Monumenta Poloniae Historicae. S. 116–117; Великая хроника... С. 188. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 852–855. Там же. Стб. 855. Предводитель русских в этом походе Остафий Константинович упоминается в другом месте летописи как убитый по приказу сына Миндовга Войшелка житель Великого княжества Литовского (Там же. Стб. 861). См. там же. Стб. 864, 867. Можно было бы предположить, что русские князья, дававшие обещания сандомирянам, сами были обмануты татарами, но хронист такого допущения не делает. См.: Ужанков А. Н. «Летописец Даниила Галицкого»: редакции, время создания//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сб. 1: (XI–XVI вв.). С. 264 и сл. Об этом см.: Пашуто В. Т. Образование Литовского государства... С. 22 и сл. Тихомиров М. Н. Развитие исторических знаний в Киевской Руси, феодально-раздробленной Руси и Российском централизованном государстве (X–XVII вв.)//Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1955. Т. 1. С. 63. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 737. Даже захват Дрогичина орденом «добжиньских братьев», находившихся под патронатом Конрада Мазовецкого (1238 г.), не вызвал у летописца таких высказываний. Он ограничился словами: «Не лепо есть держати нашие отчины крижевникомь» (Там же. Стб. 776).

http://sedmitza.ru/lib/text/442958/

[Изд. одной из редакций апофтегмы Авва Римпянин 1]. 252 . Hausherr I. Le Métérikon de l’abbé Isaïe//OCP 1946. 12. 286–301. Études de spiritualité orientale 1 .405). 105–120. [На осн. рус. пер. еп. Феофана без учета 4 .250]. 253 . Paschos P.B. Νον Μητερικν: γνωστα κα νκδοτα πατερικ κα σκητικ κεμενα περ τιμων κα γων Γυναικν. θναι 1990. 254 . Possinus P. Thesaurus asceticus, sive Syntagma opusculorum duodecima de re ascetica scriptorum. Tolosae 1683. [Нек-рые редкие апофтегмы, не переиздававшиеся и не переводившиеся]. 255 . Stiemon D. Isaïe, 3 (moine byzantin, 12 е –13 е siècle)//DS 1971. 7(2). 2080–2082. [По мнению автора, авва Исаия путем выбора терминов придает поучениям исихастскую окраску]. 256 . Ward Benedicta. Apophtegmata Matrum//StPatr. В 1985. 16. 63–66. Signs and Wonders. L. 1992. Латинский корпус апофтегм CPG 5570–5574; BHL 6525, 6527, 6529–6531, 6535; PL 73, 855–1062 [cf. CPL 1145]; PL 74, 381–394 [CPL 1079c] CPGS 5570–1. Подр. библиографию cм.Regnaulm, 4 .206–211. Пер. систематич. собрания, вып. диаконами Пелагием и Иоанном (сер. VI в.): (PL 73. 855–1022). Ср.: 257 . Никитин П. В. Греческий «Скитский» патерик и его древний латинский перевод//ВВ 1916. 22. 127–171. 258 . Desert wisdom: sayings from the Desert Fathers/[selected and translated] Nomura Y. Garden City; Ν. Y. 1982. XV, 106. [Пер. по PL 73 и PG 65]. 259 . Regnault L. Les Sentences des Pères du Désert. Recuiel de Pélage et Jean. Solesmes 1976. 314. 260 . Solignac A. «Verba Seniorum»//DS 1994. 16. 383–392, статья дополняет раздел «Апофтегмы» в: DS 1]. 261 . Vitae Patrum/Ed. Rosweydus H. 4 .204)//Lib. V, VI. [PL 73,74, passim. Содержит почти весь корпус лат. переводов]. Сирийский корпус апофтегм CPG 5577–5578, ВНО 864–867 Recensio vetustior (CPG 5578): не издано; см.: 262 . Мещерская Е. Н. «Патерики» в сирийской письменности//Палестинский сборник. 1987. 29/92. 22–27. 263 . Acta Martyrum et Sanctorum. Т. VII vel Paradisus Patrum/Ed. Bedjan P. P. Lipsiae 1897. [Собр. апофтегм в составе сборника Рай Отцев несторианского монаха Анан Ишо из монастыря Бет Абе (VII в.), CPG 5577.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010