Turnhout, 1965. P. 322, 339. (CCSL; 175); ср.: Greg. Turon. Hist. Franc. X 1//MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 1. P. 481). В источниках VI-IX вв. неоднократно сообщается о восстановительных работах в базилике и о дарах, сделанных Римскими папами (в основном драгоценные предметы убранства). На средства пресв. Меркурия (впосл. папа Римский Иоанн II (533-535)) была сооружена ограда алтарной части и «солеи» (схолы), занимавшей центральную часть нефа (см.: Brandt O. The Archaeology of Roman Ecclesial Architecture and the Study of Early Christian Liturgy//StPatr. 2014. Vol. 71. P. 45-52). По указанию папы Льва IV (847-855) были проведены восстановительные работы (вероятно, после землетрясения 847 - Junyent. 1932. P. 161). В 867 или 868 г. в базилике были положены мощи К., доставленные в Рим равноап. Константином (Кириллом). Во время реконструкции храма в кон. XI в. были выполнены росписи на сюжеты из агиографической легенды о К. Среди представленных сцен - интронизация К. ап. Петром, месса К. и попытка Сисинния схватить святого, а также сооружение ангелами подводной гробницы (не сохр.), чудесное спасение ребенка и перенесение мощей К. (см.: Toubert. 1976; Filippini. 2006). В 1-й четв. XII в. по указанию кард. Анастасия (упом. между 1102 и 1125) базилика была частично разобрана и засыпана, на ее месте построена новая церковь (вероятно, освящена при папе Геласии II (1118-1119)). Одновременно со строительством храма Лев Остийский по поручению кард. Анастасия составил Житие К. (см.: Barclay Lloyd. 1986; Claussen. 2002. S. 302-304). В 1677 г. церковь была передана ирл. доминиканцам; по указанию папы Климента XI (1700-1721), к-рый особо почитал К., храм реконструировали в стиле барокко. Тогда же были выполнены росписи со сценами из Жития К. ( Gilmartin. 1974). Во время археологических раскопок под рук. Маллули был разобран алтарь церкви, под к-рым хранился реликварий с мощами К. и сщмч. Игнатия, еп. Антиохийского. При освидетельствовании мощей (1867) было отмечено, что в реликварии кроме посторонних предметов находились лишь неск.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

апостол Климент управлял Римской церковью с 91 по 100 г. римский император, царствовавший с 96 по 98 г. по Р. Х. (лат. слово) назывались у римлян сотрудники и свита правителей провинции. римский император с 98 по 117 г. город в Тавриде, полуострове Черного моря (ныне Крым); находился близ теперешнего Севастополя. В нем принял христианскую веру русский князь, равноапостольный Владимир. первоначально — ристалище, место для состязаний; затем это слово стало означать то же, что стадий, т. е. мера длины в 125 шагов. император Никифор царствовал с 802 по 811 г. Мефодий и Кирилл — известные просветители славян. народ туркменского происхождении, обитавший около Каспийского моря в низовьях Волги и в Предкавказьи. Они были частью язычниками, частью магометанами, частью же исповедывали еврейскую веру. император Muxauл III царствовал с 855 по 867 г. Игнатий управлял Константинопольской церковью с 847 по 857 г. потом после Фотия с 867 по 877 г. София — соборный храм Константинополя. что святые Кирилл и Мефодий часть мощей святого Климента взяли с собой и отправили в Рим при папе Aдpuahe II (867 г.); все же тело святого вместе с честной главой оставалось в Херсонесе до того времени, когда этот город был взят русским великим князем, святым Владимиром. Последний, приняв в Херсонесе святое крещение, взял с собой и мощи святого Климента «на благословении себе и на освящение всем людям» и положил их в Киевской Десятинной Церкви Пресвятой Богородицы. Здесь мощи священномученика находились до нашествия татар. Куда девались эти мощи во время татарского нашествия, сокрыты ли верующими или перенесены в другое место, — не известно. Сейчас можно встретить только частицы этих мощей, напр. в одном напрестольном кресте Александро-Невской Лавры, в Петербурге. Житие и страдание святого священномученика Петра, архиепископа Александрийского Рима с древнейших времен делилось на несколько частей, которые назывались трибами. Начальникам или старейшинами триб и усвоено было название трибунов. Со временем это название стало прилагаться ко многим государственным должностным лицам, преимущественно же — к воинским начальникам, вроде наших полковников. В настоящем месте разумеется один из таких начальников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Весь промежуток времени от 855 до 864 гг. Моравия представляет неприятельский стан по отношению к Немцам, куда стекаются все недовольные немецким правительством; во всех интригах и волнениях даже королевского семейства замешано имя Ростислава. Тем не менее Моравия причислялась к церковному округу пасовского епископа, и немецкое духовенство должно было здесь иметь численное превосходство перед проповедниками других наций. Еще могли, при взаимных уступках, ужиться в одной стране немецкие и латинские проповедники: но всегда возникали вражда, раздражительность и низкая клевета, если сталкивались на одном поприще греческие и латинские или немецкие проповедники. Во взаимной вражде по церковным делам уже тогда выражалась разность культур – западной и восточной, – неодинаковость целей, преследуемых греческою и римскою церковью. Пасовское духовенство не могло равнодушно смотреть, как Мораване, оставляя прежних проповедников без дела и доходов, толпами шли в церкви, 167 где раздавались песнопения и молитвы на родном им языке: оно указываю Константину на незаконность употребления им славянского языка в богослужении, утверждая, что только на еврейском, греческом и римском прилично и законно славить Бога. Константину приходилось опровергать эти доводы и, при всех затруднениях, продолжать начатое дело. 168 Сначала столкновения были местные, так сказать, домашние, потом они перешли в вопрос о правах римской и греческой церкви на проповедь христианства в Моравии. Святые братья были простые проповедники, они не имели высшего духовного сана и не могли употребить никакого оружия, кроме слова, против своих соперников; с своей стороны пасовский епископ должен был принять решительные меры против греческих проповедников. При таких обстоятельствах в 867 году папа Николай I приглашает к себе Константина и Мефодия. 169 После трехлетней слишком проповеди по разным местам Моравии, 170 св. братья предпринимают путешествие в Рим. Они взяли с собой лучших учеников, приготовленных для занятия церковных должностей, перевод священных книг и мощи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Все остальное из плана Зерникава удержано в том же виде и в плане Феофанова трактата. Столь же много зависит Феофан от Зерникава и в выполнении плана. Так, история спора составлена под влиянием 1-го, 5-го, 17-го и 18-го трактатов Зерникава: часть истории этого спора, в которой говорится об отношении к вопросу об исхождении Св. Духа св. Максима мученика (рр. 831–832), могла быть написана под влиянием 1-го и 5-го трактатов 576 ; изложение спора о догмате исхождения Св. Духа, ывшего в конце VIII и начале IX веков только между самими латинянами (рр. 833–842), сделано несомненно под влиянием 5-го трактата 577 , стр. 364–365, 369–386]; рассуждение о прибавлении к символу Filioque (Theoph. pp. 842–846) написано под влиянием того же пятого трактата [стр. 390, 398–405 и 409 578 ]; история спора о данном догмате, происходившего между латинянами и греками в IX и начале X века (Theoph. pp. 846–855) изложена под влиянием первого (стр. 138–139, 150–151, 163, 165–166, 173) и пятого (стр. 405 и 412–421) трактатов 579 ; рассказ Феофана о попытке к соединению восточных христиан с западными, бывшей при папе Иннокентии III и в начале царствования императора Михаила Палеолога (Theoph. pp. 858–868), написан в некоторых своих частях по образцу семнадцатого [стр. трактата 919–921, 926, 928, 936–939, 941, 957–958 580 ]; в изложении истории лионской унии (Theoph. pp. 867–876 – написанной вообще независимо от Зерникава) на стр. 874 Феофан заимствовал из 18-го трактата Зерникава (Zoern. p. 998) сведения о булле папы Мартина, которой отлучен был от общения с церковью император Михаил Палеолог. Кроме того, изложение учения об исхождении Св. Духа, как оно раскрываемо было в V-м в. восточными отцами – Феодоритом и Кириллом александрийским (Theoph. pp. 827–831), в некоторых своих частях имеет сходство с соответствующими частями первого трактата Зерникава (стр. 74–75, 79, 89, 92–94, 97); но здесь нет ясных признаков, которые давли бы право решительно утверждать заимствование из последнего. Третья глава исследования Феофана составлена по первому трактату Зерникава: параграфы 40 и 45–59 составлены по страницам: 3, 6, 7–10, 14, 17–18, 23, 27–28, 36–37, 42, 45, 47–53, 57–58, 72–74, 79, 81, 109, 116–117, 122–123, 125–126, 128–132 581 , а параграфы 68-й и 70-й по страницам: 20, 22, 28, 70, 74, 78 и 90–92 582 почти с полным соблюдением порядка мыслей, изложенных на тех и других страницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

(Гл. IV). В Новом Завете примером поста служат: Господь наш Иисус Христос ( Мф.4:2 ; Мк.1:13 ; Лк.4:4 ), Иоанн Креститель ( Мф.3:4, 11:18 ), св. Апостолы ( Деян.13:2–3, 14:23 ), Анна пророчица ( Лк.2:36–37 ) и Корнилий сотник ( Деян.10:30 ). И после времен апостольских в церкви Христовой были бесчисленные постники в лице великих подвижников и пустынников, каковы: свв. Павел Фивейский, Антоний Великий , Евфимий, Савва, Макарий и др. (855 а –859 б ). (Гл. V). Во-вторых, необходимость и важность поста доказывается его многоразличною пользою: а) пост есть лучшее средство для обуздания плоти и верное орудие для победы над страстями: б) он располагает душу человека к молитве и Богомыслию; в) чрез пост мы служим Богу и выражаем свое почитание и благоговение к Нему; г) приносим Ему удовлетворение за наши грехи и умилостивляем Его праведный гнев на нас и д) приобретаем заслугу пред Богом и испрашиваем себе благ временных и вечных (859 б –862 а ). В-третьих, для доказательства той же мысли приводятся свидетельства святых отцев церкви. Они убеждали своих пасомых хранить пост, как установление Божие, как охрану против грехов и спасительное средство благоугождения Богу (867 аб ). По их учению, пост имеет великое значение для преспеяния в доброй жизни: он облегчает нашу молитву, отвлекает внимание от земных благ, располагает к милостыне и дает оружие против злых духов. Правда, не всякий в силах постоянно поститься, но всякий может воздерживаться от наслаждений и неумеренности в пище и питии: последняя – источник всяких грехов и страстей в человеке (862 а –863 б ; ср. 866 б ). Пост способствует умерщвлению в человеке стремлений к худым делам; он необходим для нас как одно из средств к покаянию; последнее без поста не может быть плодотворным (866 б ). 2) Второе положение, – именно то, что св. церковь Христова имеет власть определять законы о постах и обязывать своих членов к их исполнению, – доказывается свидетельствами св. Писания и постановлениями церковных соборов. (Гл. I). В Ветхом Завете жрецы и левиты имели право издавать постановления, обязательные для народа ( Втор.17:10–12 ). Даже главы семейств иногда делали завещания, которые свято соблюдались всеми последующими потомками их рода ( Иер.35:6 ). В частности – относительно постов неоднократно издавали повеления цари и старейшины Еврейского народа. Так, были установлены посты: царем Саулом ( 1Цар.14:24 ), Иосафатом ( 2Пар.20:3 ), Ездрою ( 2Ездр.8:49–50 ), Есфирью и Мардохеем ( Есф.9:30–31 ). Царь Ниневии, тронутый проповедию пророка Ионы, также объявил пост для всех своих подданных ( Ион.3:7 ). Если в Ветхом Завете вожди и руководители народа налагали на него посты и обязывали к повиновению, то тем более имеет это право св. церковь Христова (868 а –870 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Греч. «надеется, помышляет и воображает человек». 855 Букв. «и отсюда». 856 Или «светозарность», «просветленность». 857 Греч. «помрачается чистота того озарения и святого знания, которое в душе». 858 В рукописи British Library, Add.14633 добавлено на полях: «О чрево, госпожа пороков!» Именно этому чтению следует греч. перевод, в котором данное место читается так: «или слишком часто беседует он с миром и похотями его, или от чрева, госпожи всех пороков». 859 Сир. hawna (anoza. Слово (anoza имеет два значения: 1) кормчий, штурман, капитан; 2) беглец, беглый раб. В греч. переводе — o drapeteuon (беглец). 860 Сир. qubarnita является калькой с греч. kybernetes (капитан, кормчий). 861 Букв. «при мягком дуновении ветра сзади». 862 Греч. «И если следует сказать коротко, подобен ум беглеца, когда бы ни встречался он с миром, кормчему, в тишине двигавшемуся по морю, и вдруг наскочившему на камни и потерпевшему кораблекрушение. Богу же нашему слава, держава, честь и великолепие во веки. Аминь» 863 Букв. «Вопросы о разных вещах». 864 Или «узнавать», «познавать». 865 Сир. (apyuta. См. примеч. 89 к Беседе 1. 866 Или «подвига». 867 Или «испытаниям». 868 Букв. «плодам года». 869 Букв. «полезными для наслаждения». 870 Или «о любви Божией». 871 Букв. «пересказу Писания». Возможно, речь идет о распространенной в раннехристианском монашестве практике заучивания наизусть текстов Священного Писания. 872 Букв. «побуждения». 873 Букв. «изображается». 874 Или «в душе его». 875 Букв. «великие о Боге». 876 Букв. «в своем лице». 877 Букв. «знания о возвышенных Бога». 878 Букв. «рождается нечто, связанное с мыслью». 879 Т.е. в мысли. 880 Или «в радости». 881 Сир. atra dakya da–kyana. Выражение заимствовано из сочинения преп. Марка Подвижника «О думающих оправдаться делами». 882 С Богом. 883 Букв. «страдания». 884 Букв. «в них». 885 Букв. «охватывающего ум изнутри видения, которое в них». 886 О манне говорил, в частности, преп. Ефрем Сирин (Гимны о вере 9,12), а также другие сирийские авторы. 887

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Ипполит 852 и св. Киприан 853 . К этому присовокупим, что такие же мысли о воскресении с особенной ясностью и точностью выражены в Постановлениях апостольских 854 . § 203. В период Вселенских Соборов. Обращаясь за сим к отцам и учителям дальнейшего периода, мы видим, что и они, в таком же смысле, учат, как, вообще, о будущем воскресении мертвых, так и, в частности, о тождественности будущих воскресших тел с настоящими, то, большей частью, повторяя, то, отчасти, разъясняя и точнее определяя прежнее, о сем, церковное учение. Так, согласно с древнейшими пастырями, они (как, напр., Златоуст 855 , Феодорит 856 и Дамаскин 857 ), для укрепления веры в воскресение мертвых, как на твердое и несомненное основание для сей веры, указывают на прямое обетование Божие относительно воскресения мертвых, ясно выраженное, как в ветхозаветном, так и в новозаветном откровении, как через пророков, так и через Самого Иисуса Христа и Его апостолов, каковое обетование, как всякое обетование Божие, для каждого верующего должно иметь значение непререкаемой и непреложной истины. Вместе же с сим, они (как, напр., Афанасий Великий 858 , Иларий 859 , Григорий Нисский 860 , Епифаний 861 и Феодорит 862 ) указывают и на весьма важный для верующих удостоверительный, со стороны Бога, залог исполнимости сего обетования, заключающийся в самом воскресении Христовом, а, также, в установленной Христом евхаристии для сообщения причащающимся ей самых зачатков нетления и жизни вечной. Чтобы, далее, оправдать полнейшую возможность воскресения мертвых со стороны всемогущества Божия, они, также, подобно прежним учителям, выясняют (как, напр., Ефрем Сирин 863 , Кирилл Иерусалимский 864 , Григорий Нисский 865 , Епифаний 866 , Иаков Низибийский 867 и Дамаскин 868 ), что для Бога, как всемогущего, все возможно, и, что, если для Его всемогущества не представлялось никакой трудности вначале создать все и элементы для тела человеческого из несущего, то, конечно, еще легче будет для Него восстановить человеческие тела из готовых, но только разрозненных смертью элементов, наподобие того, как с большей легкостью восстановляются, чем в первый раз образуются, ваятелем – статуя, живописцем – картина.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Маманта». Так мы определяли время происхождения этого Типикона в своем «Описании литургических рукописей, хранящ., в библ. прав. Востока, т. 1, Τοπικ, стр. XL. Позднее мы сделали поправку, в том смысле, что под Мануилом, Типикон которого упоминается в Евергетидском Типике, следует разуметь не византийского императора Мануила Комнена, а византийского вельможу Мануила, опекуна императора Михаила III (855–867), основателя известного константинопольского монастыря близ цистерны Аспры, перестроенного знаменитым патриархом Фотием (Τοπικ. Addenda et corrigenda, 1886, стр. 19). Теперь с открытием Типикона Богородицы Космосотира 1152 г., данного монастырю императором Исааком Комненом и до буквы почти сходного с Евергетидским Типиконом (κκλησιαστκ λθεια 1898, 13, σελ. 115, 17, σελ. 146–148. 23, σελ. 188–191), с которого несомненно списывался Типикон Космосотира (Ατθι 13 σελ. 115), время составления Евергетидского Типикона можно приурочить к промежутку между 1143 и 1152 годами. 2 Церковн. Устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М. 1885, стр. 265. 4 Епископ Димитрий, на основании различий в слоге, частого употребления текстов Св. Писания и некоторых особенностей в правописании между Хиландарским Типиконом и Типиком карейской келии, писанном рукою пр. Саввы, утверждает, что Хиландарский Типик переводил с греческого языка не сам пр. Савва, а один из ею учеников, не владевший хорошо греческим языком, чем и объясняются неясности речи в тексте, пропуски некоторых слов, отступления от оригинала и т. п. (Типик. Хиландарски, Белград. 1898, стр. IV пред.). С большей решительностью и основательностью в доводах высказался по тому же вопросу академик В. И. Ягич. «Этот труд (т. е. перевод с греческого языка на славянский Хиландарскаго Типика), вероятно, совершил не сам Савва, но поручил кому-нибудь из своих монахов, знающих сколько-нибудь греческий язык, чтобы его сделать с «пролога» Евергетидского Типикона. И если мы примем, что перевод был сделан кем-либо другим, то все же в введении, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Мит (гр.) – древнонародно предание за произхода и за света, за богове и герои. Митарства – извън речника: Православното учение за митарствата. Митология (гр.) – приказна, баснословна история за произхода на света, за обясняване на природни и исторически събития, за богове и герои; наука за митовете, която разглежда техния произход, значение и развитие. Митраизъм – култ кьм ечическия бог Митра, който имал широко разпространение в Римската империя и съперничел на християнството през първите векове. Митрополит (от гр. митрополия – голям областен град, т.е град майка) – епископ, който е избран или назначен да управлява дадена църковна област, именувана митрополия. Всички митрополитив БПЦ съставят Светия синод в пълен състав, а четирима от тях, избрани за по четири години, образуват постоянно присъствие или намаления състав на Св. Синод. Михаил III – византийски император, управлявал от 842 до 867 година. Син на императора-иконоборец Теофил (царувал 829–842). Встъпил на престола четиригодишен и затова до 855 г. управлявала майка му, св. царица Теодора. С възкачването им на престола в 842 г. бил свикан Константинополския събор: почитането на светите икони било възстановено, те били внесени в Божиите църкви и всички свети мъже, пострадали за иконопочитанието били върнати от заточение с големи почести. В памет на Възстановяването на иконопочитанието Църквата е установила установен особен «Чин на Православието», извършван и днес в първия неделен ден на светата Четиридесетница. Извън речника: Иконоборчество. Многобожие – виж политеизъм. Мойсеев закон – закон, даден от Мойсей на еврейския народ, който регулирал цялостния му живот (личен, семеен, обществен). Виж Старозаветен Закон. Извън речника: Св. пр. Моисей. Синайското законодателство. Мойсеево петокнижие (Тора) – сборно име на първите пет книги от Библията: Битие, Изход, Левит, Числа и Второзаконие. Извън речника: Мойсеевото петокнижие. Молитва – православна практика, в която човекът-творението общува с Бог-Творецът на всичко видимо и невидимо. В молитва християнинът възнася сърцето и ума си към Бог и прославените от Него – светиите Му. Освен със свободни благодарения, прошения и възхвала, православните християни се молят и с думите на светиите, защото четенето на техните молитви свързва човека със създателите им – псалмопевците и подвижниците. То помага молещият се да добие духовна нагласа, близка до техните въжделения и сърдечни пориви. За това, че е нужно да се молим и с чужди думи, ни е дал пример Сам Господ Иисус Христос. Неговите молитвени възгласи по време на Кръстните му страдания са стихове от псалмите ( Пс. 21:2; 30:6 ). Повечето от църковните песни в общото богослужение са по своята същност молитви, виж икос, канон и др. Виж също заамвонна молитва, молитвено правило, молитвослов, Господня молитва, Иисусова молитва, Молитва на св. Ефрем Сирин , умна молитва, молебен, лития, светилен, отпуст, панихида. Извън речника: Православен молитвослов, Нашата надежда.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

На пароме мы читали акафист святителю, пели духовные песнопения, время плавания пробежало незаметно, и вскоре мы оказались в бухте острова. Пешком быстро достигли храма, где почивают святые мощи, и два греческих священника открыли нам серебряную раку, так что мы могли приложиться к самим честным ножкам святителя, одетым в бархатные красные чулочки-сапожки, украшенные, как показалось, драгоценностями. Лик Святителя не был, к нашему удивлению, закрыт покровом, и, хотя он находится под темно-зеленым стеклом, можно было даже разглядеть выражение на челе святого Спиридона. Оно показалось нам скорбным и предупреждающим. Подумалось, что святитель предупреждает нас о грядущих испытаниях и наказаниях за отступление от веры православной, ревностным поборником которой был он сам. Вспомнились слова священника в храме преподобномученицы Параскевы у подножия Олимпа. Тогда, после молебна у иконы и мощей святой, во время которого все наши паломники усердно и согласно пели и молились, священник этого храма сказал краткие, но содержательные слова: «Я рад видеть такую горячую молитву и веру, а у нас этого не хватает, силен дух мира сего». Здесь же на острове находятся святые мощи святой царицы Феодоры, у которых мы тоже помолились, вспоминая ее заслуги перед Церковью . Праведная царица Феодора была супругой греческого царя Феофила-иконоборца (829–842), но не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы. После его смерти, когда святая Феодора управляла государством вместо малолетнего сына Михаила, она восстановила иконопочитание, возвратила низложенного святого Патриарха Мефодия и созвала Собор (Константинопольский собор 842 года), на котором иконоборцы были осуждены. В память этого события тогда же был установлен в Церкви особый «чин торжества Православия», совершаемый и ныне в первый воскресный день святой Четыредесятницы. Праведная Феодора много сделала для Святой Церкви и тем, что воспитала в сыне Михаиле твердую преданность Православию (император Михаил III царствовал с 855 по 867 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010