848.  Вселюсь в них и буду ходить (2 Кор. 6. 16). 849. Преподобный Макарий. Слово 4, гл. 15. 850.  Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12. 19). 851. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 852.  Кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 853. Пс. 118. 38, 120. 854.  …со страстями и похотями (Гал. 5. 24). 855.  Иго Мое благо и бремя мое легко (Мф. 11. 30). 856. Преподобный Марк Подвижник. Слово о духовном законе, гл. 31. 857. Последование дванадесяти псалмов, молитва святого Евстратия. 858. Четьи-Минеи, 3 мая. 859. На этом месте впоследствии выстроена церковь во имя святого Григория Богослова. 860. Апок. 3. 18. 861. Сергиева пустыня. 862.  Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими. Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 25–26; 8. 9). 863. Псалтырь с толкованиями на березе, заимствованными из святых Отцов, издания Киево-Печерской Лавры. 864.  Вы не от мира, но Я избрал вас от мира (Ин. 15. 19). 865. Ин. 15. 18. 866. 2 Тим. 3. 12. 867.  Ибо унижена в прах душа наша, и на землю повержено тело наше (Пс. 43. 26). 868.  Тишину великую (см.: Мф. 8. 26). 869.  Преходят они морскими стезями (Пс. 8. 9). 870.  Человек, достигший почета, не вразумился, уподобился он скоту несмысленному и сравнялся с ним (Пс. 48. 13). 871. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания». 872.  Нет на земле подобного ему (Иов. 41. 25). 873.  Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 26). 874. 6-я песнь 6-го гласа. 875. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 876. Евр. 10. 22. 877. Мф. 5. 25. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 878.  Верный свидетель спасает души (Притч. 14. 25). 879.  Угнетен Ефрем, поражен судом; ибо захотел ходить вслед суетных (Ос. 5. 11). 880. Лествица. Слово 18. 881.  Не знаю вас (Мф. 25. 12). 882. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», о Пимене Великом, гл. 43. 883.  Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

848. Вселюсь в них и буду ходить (2 Кор. 6. 16). 849. Преподобный Макарий. Слово 4, гл. 15. 850. Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12. 19). 851. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 852. Кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 853. Пс. 118. 38, 120. 854. …со страстями и похотями (Гал. 5. 24). 855. Иго Мое благо и бремя мое легко (Мф. 11. 30). 856. Преподобный Марк Подвижник. Слово о духовном законе, гл. 31. 857. Последование дванадесяти псалмов, молитва святого Евстратия. 858. Четьи-Минеи, 3 мая. 859. На этом месте впоследствии выстроена церковь во имя святого Григория Богослова. 860. Апок. 3. 18. 861. Сергиева пустыня. 862. Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими. Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 25–26; 8. 9). 863. Псалтырь с толкованиями на березе, заимствованными из святых Отцов, издания Киево-Печерской Лавры. 864. Вы не от мира, но Я избрал вас от мира (Ин. 15. 19). 865. Ин. 15. 18. 866. 2 Тим. 3. 12. 867. Ибо унижена в прах душа наша, и на землю повержено тело наше (Пс. 43. 26). 868. Тишину великую (см.: Мф. 8. 26). 869. Преходят они морскими стезями (Пс. 8. 9). 870. Человек, достигший почета, не вразумился, уподобился он скоту несмысленному и сравнялся с ним (Пс. 48. 13). 871. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания». 872. Нет на земле подобного ему (Иов. 41. 25). 873. Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 26). 874. 6-я песнь 6-го гласа. 875. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 876. Евр. 10. 22. 877. Мф. 5. 25. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 878. Верный свидетель спасает души (Притч. 14. 25). 879. Угнетен Ефрем, поражен судом; ибо захотел ходить вслед суетных (Ос. 5. 11). 880. Лествица. Слово 18. 881. Не знаю вас (Мф. 25. 12). 882. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», о Пимене Великом, гл. 43. 883. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 41).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

848 Полн. Собр. Русск. лет. т. VI стр. 300. Сказание летописи, по значению археологическому, приведена нами сполна. 849 В описи 1748 года сказано, «что церковь построена тщанием и радением новгор. посадских людей: Афанасия Димитриева Закрышкина, Григория Мартынова Ковшина, Михаила Иванова сына Высокова, Ивана Кузмина Маслова, Константина Иванова Варенида, 7025 (1517) года при В. К. Иоанне Васильевиче, благословением архиепископа Макария.» 855 А на юг во 100 саж. был еще женский Евфимиин монастырь, переведенный вместе с Сокольницким в Духов. О монастыре Евфимиине напоминает небольшой переулок, известный под именем Евфимиина. Ист. Росс. Иерарх. ч. IV. стр. 97. 858 Придел этот давно разобран и обращен в кладовую. Антиминсы холстинные как на сем, так и на другом престоле, освященные в 1536 году архиепископом Макарием недавно сняты из-под срачицы и переданы для хранения в ризницу новг. Соф. собора. 860 Тамже, ч. V. стр. 661. От Радоговицкого монастыря осталась при Борисоглебской церкви водосвятная, медная, луженая чаша 1598 год. 862 Ист. Рсс. Иерарх. ч. III. стр. 395. О существования Троицкого престола в Богословской церкви известно по надписи на медном луженом блюде 1575 года: «Сие блюдо Троичи Живоначальныи и Ивана Богослова лета 7083, Игнат Григорьев сын.» Блюдо находится в Борисо-Глебской церкви. 863 Новг. I лет. под 6642 год. В XVI веке церковь писалась просто на Федорове улице, как видно из приписки, сделанной на письм. Служебнике в 1591 году. «На Федорову улицу в церкви Феодора Стратилата.» Письм. Служеб. в Новг. Соф. библиот. N 65. 867 Роспись Новг. Ружн. церквей в Новг. Соф. библиотеке. Временн. Моск. Ист. Общ. кн. 24, отд. III. стр. 33. 868 О пятинах и погостах Новг. в XVI в. К. Неволина, 1853 г. прил. IX стр. 262: «Вотчины св. мученика Феодора Стратилата, что в Новегороде на Федорове улицы, дер. Боровичи Середние на речке на Сытине» и т. д. Взято из писцовой книги Веревской пятины за 1582 год. 869 Из 6-ти колоколов один 1680 года с латинскою надписью, два 1697 г. с русскою и наконец большой 1782 года также с русскою надписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

849. Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 7 об.; Моск. Син. б. греч., л. 6 об.; л. 9; л. 21. Τυπικν. Вен., 1643, л. 4. Старообр. уст., л. (9) 17 об. 850. См. прим. 8 на с. 716. 851. Обычай открывать царские двери на великое славословие — пережиток от прежней практики чтения Евангелия после славословия. 852. Ркп. Моск. Син. б. л. 14. 853. Проскинитарий, гл. 46, с. 247. 854.  Дмитриевский Α. Ευχολγια, 164. 855. См. прим. 5 на с. 717. 856. Служебник Моск. 1602 (=старообр.), л. 45 об.; Петра Мог., с. 94; Моск. 1647, л. 47; ср. Моск. 1658, с. 142–143. 857. Служ. ркп. Соф. СПб. б. л. 76. Одинцов Н. Порядок общ. и частн. богосл. в древн. Рос. до XVI b., 108. 858.  Кекелидзе К., прот. Литург. груз. пам., 319. 859. Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 7 об.; Син. б.: греч., л. 6 об.; л. 9 об; л. 21 об. 860.  Goar. Ευχολγιον, 8. 861. Проскинитарий, гл. 46, с. 247. 862. Они именуются, потому что к этому времени оканчивается проскомидия и отпуст утрени служит отпустом и проскомидии. 863. Цитаты — выше, со следующими листами или страницами. 864.  Мансветов И. Церк. Уст., 10. 865.  Luft. Liturgik. II, 59. Иератикон, 91. 866.  Toscani. Ad typ. gr., 54. Дмитриевский Α. Τυπικ, 608. 867. Ркп. Моск. Тип. б. л. 1; Син. б. л. 4, 1 об. 868.  Кекелидзе К., прот Литург. груз. пам., 319. 869. Ркп. Моск. Рум. м. Сев. 491/35, л. 7 об., 8; Син. б. греч., л. 6 об.; л. 9 об.; л. 21; муз. Киевск. Ак. Аа 194, с. 33. 870.  Мансветов И Церк. уст., 425. 871. Старообр. уст., л. 17 об. 872. У Гиппокрита// Раре. Griech-Deutsch. Worterb. II, 1401. 873.  (Невоструев и Горский). Описан. слав. ркп. М. с. б. II, 2, 323. 874. Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Το σιου Θεοδρου Στ. Μεγλη Κατχησις. СПб., 1906. 875. Изд. Cozza-Luzi//Nova Patrum Bibliotheca, IX, 2, X. Рим, 1888–1905. 876. Собрание сочинений прп. Феодора Ст. в рус. пер. I. СПб., 1907, 467–970 (Великое оглашение, ч. 1 и 2), СПб., 1908 (3-я ч.). (Малое оглашение I, 235–456). Есть еще рус. пер. еп. Феофана в 4 т. «Добротолюбия»; здесь оглашения Больш. Катехизиса, но в перифразе и с сокращениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

853.  …многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро (Пс. 103. 24). 854.  Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем. А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего… о величии Твоем (Пс. 144. 4–6). 855.  Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1. 19, 20). 856.  Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем и щедроты Его на всех делах Его. Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои (Пс. 144. 7–10). 857. Гал. 5. 24. 858. Мф. 15. 19. 859.  …неправые умствования отдаляют от Бога (Прем. 1. 3). 860. Мк. 8. 11. 861.  …род сей требует знамения (Мк. 8. 12). 862. Мф. 16. 1. 863. Ин. 6. 30, 31. 864. …с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него (Мф. 27. 41, 42). 865. Лк.23. 8. 866. 1 Кор. 1. 24. 867.  И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону (Мк. 8. 12, 13). 868. Лк. 15. 10; Макарий Великий. Беседа 30, гл. 7. 869. Беседа 30, гл. 7. 870.  …ходатайствует… воздыханиями неизреченными (Рим. 8. 26). 871.  Помышления плотские суть смерть (Рим. 8. 6). 872. Иак. 5. 18. 873.  …огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков (Иов. 1. 16). Благовестник на Мф. 16. 1. 874. Деян. 8. 10. 875. Житие святого апостола Петра. Четьи-Минеи, июня в 29 день. Пинетти, живший в конце XVIII столетия и начале XIX, совершал подобные чудеса. Совершали и совершают их и другие. 876.  …восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24. 24). 877.  …которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Сол. 2. 9, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

854 . T[albot] A. M., K[azhdan] A. P. Athos, Mount//Ibid. Vol. 1. 855 . Tapkova-Zaimova Vasilka. L’histoire bulgare dans l’oeuvre des Assomptionistes// Γεννδιος. К 70-летию академика Г. Г. Литаврина. 856 . Temkin O. Byzantine Medicine: Tradition and Empiricism//DOP. 1962. Vol. 16. 857 . Thunberg L. Microcosm and Mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor. Copenhagen; Lund, 1965. (Acta Seminarii Neotestamentici Upsaliensis, 25). 858 . Tihon A. L’astronomie byzantine (du V e au XV e siècle)//Byz. 1981. Vol. 51. 859 . Tinnefeld F. «Freundschaft» in den Briefen des Michael Psellos. Theorie und Wirklichkeit//JÖB. 1973. Bd. 22. 860 Tinnefeld F. Kriterien und Varianten des Stils im Briefcorpus des Demetrios Kydones//JÖB. 1982. Bd. 32/3. 861 . Todi B. Apparition de nouveaux saints dans l’art monumental du Mont Athos au XIV e siècle//XX e Congrès International... Pré-actes. Vol. 1. 862 . Vacalopulos A. E. A History of Thessaloniki/Transl. T. F. Carney. Θεσσαλονκη, 1963. 863 . Verpeaux J. Nicéphore Choumnos. Homme d’état et humaniste byzantin (ca. 1250/1255–1327). P. 1959. 864 . Weiss G. Johannes Kantakuzenos – Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch – in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im XIV Jahr hundert. Wiesbaden, 1969. 865 . Wenger A. Bulletin de spiritualité et de théologie byzantines//RÉB. 1955. Vol. 13. 866 . Wortley J. The Date of Photius’ Fourth Homily//BS. 1970. Vol. 31/1. 867 . Wunderle G. Zur Psychologie des hesyschastischen Gebets. Würzburg 2 , 1949. (Das östliche Christentum. N. F. Hf. 2). 868 . Zakythinos D. Crise monétaire et crise économique à Byzance du XIII e au XV e siècle//Ejusdem. Byzance: État – Société – Economie. L.: VR, 1973. XI. 869 . Zeichen – Text – Kultur. Studien zu den sprach- und kultursemiotischen Arbeiten von Vja. Vs. Ivanov und V. N. Toporov/Hrsg. K. Eimermacher, P. Grzybek. Bochum, 1991. 870 . Βλχος Ι., αρχιμ. Ο γιος Γρηγριος ο Παλαμς ως αγιορετης. Λεβαδεα, 1992. 871 . Γλικατζ-Αρβελρ Ε. Η πολιτικ ιδεολογα της Βυζαντινς αυτοκρατορας. Αθνα, 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

—95— димому, не было такого времени, когда бы он в своей апостольской деятельности оставался один, без этих своих помощников!... Многие места Посланий св. Ап. Павла дышать необыкновенно сильною и горячею любовью его к своим сотрудникам 852 , которых он большею частью именует не иначе, как возлюбленными (γαπητο). При продолжительных разлуках с ними св. Павел сильно скорбит духом. 853 При отправлении их в другие церкви он обыкновенно просить тамошних братий как можно лучше принять их и оказывать им сердечное благорасположение. 854 Деятельность таких лиц состояла главным образом в помощи Апостолу, в сотрудничестве ему в апостольской деятельности. Поэтому и сам св. Павел, а равно и св. Лука обыкновенно называют их συνεργο 855 ν Χρι- —96— στ ησο 856 , – ν Χριστ 857 , – ες τν βασιλεαν 858 , – ν τ εαγγελ το Χριστο 859 , δικονοι (διακονοντες, δικονος , ) 860 τος γοις 861 , – ν Κυρ 862 , – το Χριστο 863 , – το Θεο 864 , σνδουλοι 865 , συνκδημοι 866 , περτης 867 , πρστασις 868 , κοινωνς 869 , σστρατιτης 870 , σζυγος γνσιος 871 . За неимением более ποдробных сведений о деятельности этих сподвижников Апостола, трудно определить ее более полным и точным образом. О некоторых из них известно, что они несли благовестнические труды почти наравне с самим Апостолом: так же, как он, проповедовали, терпели за проповедь преследования и т.п. 872 Другие не столько сами участвовали в проповеди, сколько помогали Апостолу скорее в житейских делах, которые, если б он сам их исполнял, требуя для себя много времени, могли бы препятствовать успеху его апостольской деятельности 873 , а именно: писали под его диктование послания 874 , доставляли эти послания в те церкви, которым они предназна- (Продолжение следует). Протоколы [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1891 год//Богословский вестник 1892. Т. 2. 4. С. 259–274, (5-я пагин.) —259— приходилось касаться, и вообще не свободен от натяжек, произвольных сближений и недосмотров; в статье же о диалогах эти недостатки выступают в особенно ярком свете. Достаточно было сравнить одну терминологию в учении о святой Троице диалогов и подлинно-алоллинариевых произведений, чтобы во всей ясности увидеть невозможность приписать их этому деятелю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

972 Восписание и сказание предписанное о похвал святаго; и зд мало нчто имат к похвал святому... многогрешным Иоанном, Русина родом. – В заглавии данного сочинения царевич Иоанн Иоаннович (28.03.1554–19.11.1581), старший сын Ивана IV Васильевича Грозного, указывает на очередность создания Похвального слова: оно было им написано после Жития Антония Сийского. Временную очередность создания царевичем Иоанном Иоанновичем сочинений, посвященных Антонию Сийскому, отражает и структура рукописи РНБ, ОСРК, 0.1.22: Служба Антонию Сийскому (л. 2–72), Житие Антония Сийского (л. 73–369), Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (л. 369–385 об.) и «Исповедание» (л. 385 об.–391). 977 ...Херсуни... и глаголется и Корсунь... – Корсунь – древнерусское название греческой колонии Херсонес в Крыму, где крестился князь Владимир. 978 ...Михаилом митрополитом... – Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Эта традиция пошла от так называемого церковного устава Владимира I, восходящего к XII–XIII вв., по которому Михаил являлся современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, что Михаил являлся тем епископом, который был послан патриархом Фотием на Русь в 867 г. В действительности же имя этого епископа в источниках не называется. 979 ...Олга! – великая княгиня Ольга (ум. в 969 г.), приняла крещение согласно летописным источникам в 855 г. См. наст, изд., т. 12, с. 324–377 (Житие великой княгини Ольги в составе Степенной книги). 981 ...предле Радонеж... в пустынь пожывый святый Сергий авва... – Создатель и игумен подмосковного Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сергий Радонежский (1321/1322–25 сентября 1391/1392). См. наст. изд., т. 6, с. 254–411 (Житие Сергия Радонежского). 982 ...весь Обжора... поживе блаженный Павел! – Павел Обнорский (1317–1429), уроженец г. Москвы, основатель Троицкого Комельского, или по имени своего основателя – Павло-Обнорского, монастыря, находящегося на юге Вологодской области. Согласно некоторым источникам, св. Павел провел в Обнорской пустыни последние 40 лет своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

97 Монофизиты осуждали каноническое послание св. Льва папы римского к св. Флавиану, между прочим, за то, что, приводя в нем извлечение из символа веры , папа писал верую в Бога Отца и во Иисуса Христа, по-римски без слова единого. Защищая послание папы, Вигилий писал на это обвинение, между прочим. «Нечего упрекать за слова, когда смысл остается неизменен и когда сверх того такое чтение в исповедании веры согласно с изречением Господа Иисуса Христа, сказавшего веруйте в Бога и в Мя веруйте (Иоанн. 14:1). Не сказал Он во единого Бога Отца и во единого Меня Самого; потому что кто же не знает, что един Бог Отец и един Иисус Христос, Сын Его»! Contra Eutychetem lib 4, cap 1, – Max Biblioth patrum Lugdunensis tom 8, pag 730. 98 Usserii De romanae ecclesiae symbolo apostolico vetere aliisque fidei formulis in prima catechesi et baptismo proponi solitis Diatriba, edit Oxonii 1660 anno, pag 3 et sequ. Соответственный этому греческому чтению латинский текст древнего римского символа, поуказанию Уссерия, встречается в конце не менее древней греколатинской рукописи Деяний Апостольских, хранящейся в публичной библиотеке Оксфордской Академии Ibidem. 102 Edit Pamelii Oxon , Baluz., Lips epist 70, num 2; edit Paris epist 69; Mings Patrolog. Curs Compl tom 3, Concilium Carthag sub Cypriano quintum, col 1040. 106 Rufini Apolog. in Hieronymum lib 1, num 4–14, ibidem col 544–551; Apologiae ad Anastasium num 4, ibidem col 625. 107 Credo in Deo Patre omnipotenti invisibili et impassibili Et in Christo Iesu unico Filio Ejus, Domino nostro Et in Spiritu Sancto. Дале же, как обыкновенно, идет винительный падеж sanctam ecclesiam, remissionem etc. 108 S Nicetae episcopi Aquileiensis, Explanatio symboli ad competentes, num 2–10 edit Migne Patrolog Curs Compl tom 52 col 867–871. 110 Вальх (pag 55 et 56), а за ним и Ган (pag 38–40) указывает, что подлинные тексты этих обеих форм древнего римского символа, употреблявшиеся в аквилейской церкви при епископе Лупе в 855 году первый издал Ioannus Franc Bernardus Maria de Rubeis вопервых, in Dissertationibus, – prima de Rufina, et altera de vetustis limurgicis aliisque sacris ritibus, qui vigebant olim in aliquibus Forojuliensis provinciae ecclesiis, edit. Venet 1754 an pag 242, 243 et 249, – за тем опять в своих Dissertationibus variae eruditionis, edit Venet 1762, pag 18 et 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/d...

988 В редакции В ( С ) и у Псевдо-Симеона ( О ) – «четырнадцать» ( VS l 3 по описке «4»), что более точно. 989 Михаил III правил с матерью 14 лет и почти 2 месяца (с 20.1.842 по 15.3.856), один –10 лет 2 месяца (до 26.5.866) и с Василием Македонянином – 1 год 4 месяца (до 23.9.867). 990 Патрикий Феоктист (PmbZ #8050), занимавший должности смотрителя каниклия (чернильницы для подписи государственных бумаг) и логофета дрома, в начале правления Михаила и Феодоры пользовался особым доверием правящей императрицы и фактически держал в своих руках государственные дела. Его влияние вызывало недовольство брата Феодоры Варды и юного Михаила, которые подготовили заговор и убийство логофета 20 ноября 855 г. 992 Мефодий I, патриарх Константинопольский (843–847), был уроженцем сицилийского города Сиракузы. В молодости, мечтая о карьере, он прибыл в Константинополь, но вскоре избрал духовную стезю, постригся в монахи и стал игуменом. После возобновления иконоборчества при Льве V он уехал в Рим; вернувшись после воцарения Михаила II в Константинополь с папским посланием, он вызвал гнев императора и был заключен в тюрьму на острове св. Андрея. При Феофиле он был освобожден и находился при императоре, который весьма почитал Мефодия, несмотря на его приверженность иконопочитанию. В марте 843 г., через год после смерти Феофила, Мефодий стал патриархом Константинопольским вместо низложенного Иоанна Грамматика. Под его руководством прошло окончательное упразднение иконоборчества, известное как Торжество Православия. 993 11 марта 843 г. на собрании духовенства и сановников под председательством патриарха Мефодия и императрицы Феодоры было окончательно покончено с иконоборчеством. Это событие ежегодно отмечается в Церкви в первое воскресенье Великого Поста как праздник Торжества Православия. 995 μερ – в хронике так именуется арабский эмир Малатьи (Мелитины) Умар (или Амр) ибн Абдаллах ибн Марван по прозвищу аль-Акта (PmbZ #8552/corr.), главный военный противник Византии в середине IX в. Но здесь, по предположению А. Грегуара, речь может идти о походе другого арабского полководца, Абу Саида Мухаммада ибн Юсуфа ат-Таи по прозвищу ас-Сагри (ум. 850), который во времена Феодоры прошел через всю империю до Проливов (см.: Vasiliev. 1935. Р. 196, п. 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010