Северин (640) Иоанн IV (640–642) Феодор I (642–649) Свт. Мартин I Исповедник (649–653) Евгений I (654–657) Виталиан (657–672) Адеодат II (672–676) Домн (676–678) Прп. Агафон (678–681) Лев II (682–683) Бенедикт II (684–685) Иоанн V (685–686) Конон (686–687) Феодор, антипапа (687) Пасхалий, антипапа (687–692) Сергий I (687–701) Иоанн VI (701–705) Иоанн VII (705–707) Сисинний (708–708) Константин (708–715) Григорий II (715–731) Григорий III (731–741) Захарий (741–752) Стефан II (752) Стефан II (III) (752–757) Павел I (757–767) Стефан III (IV) (768–772) Константин II, антипапа (767–769) Филипп, антипапа (768) Адриан I (772–795) Лев III (795–816) Стефан IV (V) (816–817) Пасхалий I (817–824) Евгений II (824–827) Валентин (827) Григорий IV (827–844) Иоанн, антипапа (844) Сергий II (844–847) Лев IV (847–855) Бенедикт III (855–858) Анастасий, антипапа (855) Николай I (858–867) Адриан II (867–872) Иоанн VIII (872–882) Марин I (882–884) Адриан III (884–885) Стефан V (VI) (885–891) Формоз (891–896) Бонифатий VI (896) Стефан VI (VII) (896–897) Роман (897) Феодор II (897) Иоанн IX (898–900) Бенедикт IV (900–903) Лев V (903) Христофор, антипапа (903–904) Сергий III (904–911) Анастасий III (911–913) Ландон (913–914) Иоанн X (914–928) Лев VI (928) Стефан VII (VIII) (928–931) Иоанн XI (931–935) Лев VII (936–939) Стефан VIII (IX) (939–942) Марин II (942–946) Агапит II (946–955) Иоанн XII (955–963) Лев VIII (963–965) Бенедикт V, антипапа (964) Иоанн XIII (965–972) Венедикт VI (973–974) Бонифаций VII, антипапа (в первый раз) (974) Бенедикт VII (974–983) Иоанн XIV (983–984) Бонифаций VII, антипапа (во второй раз) (984–985) Иоанн XV (985–996) Григорий V (996–999) Иоанн XVI, антипапа (997–998) Сильвестр II (999–1003) Иоанн XVII (1003) Иоанн XVIII (1004–1009) Сергий IV (1009–1012) Бенедикт VIII (1012–1024) Григорий VI, антипапа (1012) Иоанн XIX (1024–1032) Бенедикт IX (в первый раз) (1032–1044) Сильвестр III (1045) Бенедикт IX (во второй раз) (1045) Григорий VI (1045–1046) Климент II (1046–1047)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий I 687–701 Иоанн VI 701–705 Иоанн VII 705–707 Сисинний (янв.-февр.) 708–708 Константин I 708–715 Григорий II 715–731 Григорий III 731–741 Захария 741–752 Стефан I (умер без посвящения) 752–752 Павел I (Константин II 767–8) (Филипп 768) 752–757 Стефан III 768–772 Адриан I 772–795 Лев III 795–816 Стефан IV 816–817 Пасхалий I 817–824 Евгений II 824–827 Валентин (умер через месяц) 827–827 Григорий IV (Иоанн янв. 844) 827–844 Сергий II 844–847 847–855 Бенедикт III (Анастасий авг.-сент. 855) 855–858 Николай I 858–867 Адриан II 867–872 Иоанн VIII 872–882 Марин I 882–884 Адриан III 884–885 Стефан V 885–891 Формоз 891–896 Бонифаций VI (май-июнь) 896–896 Стефан VI 896–897 Роман (июль-ноябрь) 897–897 Феодор II (ноябрь-декабрь) 897–898 Иоанн IX 898–900 Бенедикт IV 900–903 Лев V (авг.-сент.) 903–903 Христофор 903–904 Сергий III 904–911 Анастасий III 911–913 Ландон 913–914 Иоанн X 914–928 928–929 Стефан VII 929–931 Иоанн XI 931–936 Лев VII 936–939 Стефан VIII 939–942 Марин II 942–946 Агапет II 946–955 Иоанн XII 955–963 Лев VIII (Бенедикт V май-июнь 964) 963–965 Иоанн XIII 965–972 Бенедикт VI (Бонифаций VII июнь-авг. 974) 972–974 Бенедикт VII 974–983 Иоанн XIV (Бонифаций VII, опять 984–5) 983–984 Иоанн XV 985–996 Григорий V (Иоанн XVI 997–8) 996–999 Сильвестр II 999–1003 Иоанн XVI (янв. 13-дек. 7) 1003–1003 Иоанн XVII 1003–1003 Иоанн XVIII 1004–1009 Сергий IV 1009–1012 Бенедикт VIII (Григорий янв.-дек. 1012) 1012–1024 Иоанн XIX 1024–1033 Бенедикт IX (Сильвестр III 1044–46) 1033–1046 Григорий VI 1045–1046 Климент II 1046–1047 Дамасий II 1047–1048 1048–1054 317–340 340–342 Македоний I 342–360 Евдоксий 360–370 Евагрий 370–370 Демофил 370–380 380–381 Нектарий 381–397 398–404 Арсакий 404–406 406–426 Сисиний I 426–428 Несторий 428–431 Максимиан 431–433 433–446 Флавиан 446–449 Анатолий 449–458 Геннадий I 458–471 Акакий 471–489 Фравита 489–489 Евфимий I 489–496 Македоний II 496–511 Тимофей I 511–517 Иоанн II 517–520 Епифаний 520–535 Анфим I 535–536 536–552 Евтихий 552–565 Иоанн III Схоластик

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 Святитель Иосиф, архиепископ Солунский (t 830; память совершается 26 января), брат преподобного Феодора Студита , с которым вместе подвизался под руководством преподобного Платона. За строгую подвижническую жизнь святой Иосиф был единогласно избран архиепископом города Со луни. Вместе с братом святитель Иосиф обличал незаконное бракосочетание императора Константина VI Порфирородного, за что был приведен в Константинополь, мучим голодом, а затем заточен в темницу на пустынном острове. Император Михаил I Рангав (811–813) освободил святителя Иосифа из заточения. При императоре Льве V Армянине святитель Иосиф вновь вместе с братом, преподобным Феодором, пострадал за почитание святых икон. Святые братья были подвергнуты пыткам и заключены в темницу, из которой они были освобождены при императоре Михаиле Косноязычном вместе с другими иноками, пострадавшими за иконопочитание. Последние годы жизни святитель Иосиф провел в Студийском монастыре. Святые братья, преподобный Феодор и святитель Иосиф, известны как духовные песнописцы. 23 Святитель Георгий Никомидийский (IX век; память совершается 29 декабря) – митрополит греческого города Никомидия, проповедник, друг патриарха Фотия. По свидетельству патриарха Фотия, жизнь для святителя Георгия была высшим училищем, где он приобрел христианские добродетели – терпение и смирение. Святитель Георгий оставил после себя довольно много сочинений. Им написано множество слов, в основном на Богородичные праздники. Он также является творцом канонов на предпразднство Благовещения Богородицы, на Введение Ее во храм, на предпразднство Богоявления, в Неделю мытаря и фарисея, пророку Илие, честному животворящему Кресту, и множества других богослужебных песнопений. 24 Святитель Игнатий, патриарх Константинопольский (t 877 – 878; память совершается 23 октября), происходил из царского рода. Когда его отец, император Михаил I, был свергнут с престола Львом Армянином, пятнадцатилетнего юношу заключили в монастырь. Жизнь в монастыре укрепила Игнатия в вере и благочестии. Впоследствии он стал игуменом монастыря, а в 846 г. избран патриархом Константинопольским и оставался на патриаршем престоле одиннадцать лет. В 857 г. он был свергнут с патриаршего престола за обличение Варды, дяди императора Михаила III (855867), правившего за малолетством племянника. Святитель Игнатий увещал Варду оставить греховную жизнь и обличал его беззакония. А когда Варда принуждал святителя постричь в монахини мать Михаила III, святую царицу Феодору (842 – 855), чтобы удалить ее от управления государством, то патриарх Игнатий всенародно отлучил Варду от причастия. Святителя Игнатия подвергли мучениям, заставляя его отречься от сана, а затем отправили в ссылку. Вместо него на патриарший престол был возведен святитель Фотий. После изгнания Фотия в 867 г. императором Василием I Македонянином (867 – 886) святитель Игнатий был вызван из ссылки и патриаршествовал еще десять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

4510 Город Едесса (нынешняя Урфа) находился в северной части Месопотамии, на реке Евфрате. – В IV в. здесь была основана святым Ефремом Сирином богословская школа. В 641 г. Едесса была покорена арабами; в 1098 г. ею овладел граф Балдуин, сделавший ее главным городом княжества Едесского; в 1144 г. она была покорена турками и с этого времени переходила из рук в руки, пока в 1637 г. окончательно не подпала под власть Турции. 4512 Сарацины – жители Аравии. Первоначально этим именем называлось кочующее разбойническое племя, а потом христианские писатели перенесли это название и на всех мусульман вообще. 4513 Вавилон – один из древнейших городов мира, построенный Нимродом, сыном Куша, потомком Хамовым ( Быт.10:6–10 ). Вавилон был расположен по обеим сторонам реки Евфрата, невдалеке от Персидского залива. Вавилон стоял на большом торговом пути между Индией и Финикией и потому производил самую обширную морскую и сухопутную торговлю. 4514 Голгофа – гора, находившаяся невдалеке от Иерусалима (на северо-запад от него). На этой горе был распят Господь наш Иисус Христос. Голгофа – слово еврейское и в переводе на наш язык значит «череп», «лобное место». Такое название было усвоено этой горе или потому, что она имела форму черепа, или потому, что служила у евреев местом казни. Ныне на этом месте находится храм Гроба Господня. 4517 Императрица Феодора управляла греческой империей с 842 г. по 855 г.; сын ее Михаил (III) царствовал с 855 г. по 867 г. 4518 Несторианство основано Несторием, епископом константинопольским (епископствовал с 428 г. по 431 г.), учившим, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а лишь человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией и спасающий нас не Своими искупительными заслугами, а лишь учением и примером Своей жизни. Несторианство было осуждено на III вселенском соборе бывшем в Ефесе (в 431 г.). Несмотря на соборное осуждение несторианская ересь существовала в некоторых местах, особенно в Персии, Индии и Китае, до VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

846–857 гг. Первое патриаршество Вселенского Патриарха Игнатия. 852–889, †2/15.V.907 г. Св. равноапостольный болгарский Царь Борис-Михаил, покреститель болгарский. 852 г. Продление срока мирного договора между Болгарией и Франкским государством (Германия). 853 г. Неудачная война Болгарии против Франкского государства в союзе с Великой Моравией. 853 г. Возобновление договора между Болгарией и Византией. Очевидно, к этому времени следует отнести любопытное сообщение византийских летописцев. – Царь Борис послал вестников в Константинополь с сообщением, что пойдет с войной против ромеев. Св. Императрица Феодора ему ответила: «Найдешь меня в походе против тебя, и я надеюсь тебя победить. Если же это не произойдет и ты победишь меня, то и в этом случае я одолею тебя, потому что победишь не мужчину, а женщину.» (По другому источнику: « Если победишь женщину, не сможешь гордиться победой, а если будешь побежден ею, то все будут смеяться твоему поражению.») Св. Императрица Феодора в 856 г. уже находилась в монастыре и этими любезностями они обменялись до 856 г. (Продолжатель Феофана, Хронография, ГИБИ, т. V, с. 115–116; т. VI, с. 236–237; Иосиф Генезий, Цари, с. 85–86, ГИБИ, т. IV, с. 334–335.) 846–870 гг., †874 г. Великоморавский князь Ростислав. 855 г. Война между Германией и Велико Моравией. 855 г. Св. Константин Философ-Кирилл создает глаголицу – азбуку для древне-словеноболгарского языка. (Черноризец Храбр, «О писменьхъ») Конец ноября 857 г. Низвержение Вселенского Патриарха Игнатия византийским Императором Михаилом III. Св. Вселенский Константинопольский Патриарх Фотий; Первое патриаршество (858–867 гг.). Второе патриаршество (877–886 гг.). гг. Первое патриаршество св. Вселенского Патриарха Фотия. Февраль 858 г. Собор бывшего Вселенского Патриарха Игнатия и его приверженцев против св. Патриарха Фотия. 858 г. Собор Вселенского Патриарха св. Фотия против бывшего Вселенского Патриарха Игнатия. Лето 860 г. Болгарское посольство в Константинополе. Союз между Болгарией и Византией. (Сообщает Яхьия Антиохийский.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Или монастыря на г. Сигриан в нескольких десятках километров от Олимпа. В течение своей светской и монастырской жизни Мефодий имел возможность непосредственного общения со славянами. За это время он мог приобщиться к начаткам славянского языка, общаясь со слугами-славянами своего отца друнгария Льва, со школьными друзьями и жителями Склавинии. Χρστου Π. Κριλλος κα Μεθδιος, ο Θεσσαλονικες φωτιστς τν Σλβων. Θεσσαλονκη, 1992. Σ. 20. Арабы уничижительно заставляли христиан рисовать на своих дверях диавола. Кирилл храбро объяснил этот унизительный обычай в пользу христиан - там, где диавол не изгнан вовне, он находится внутри (Житие Константина 6). Константину, проявившему тогда немалое мужество, было не более 29 лет. Хазарская миссия была осуществлена в рамках более планомерной миссионерской деятельности, которая стала вестись при храме св. Апостолов под руководством св. Константина. В этой миссии старший брат Мефодий подчинялся младшему брату Константину. Житие Кирилла 8. Житие Кирилла 14. Там же. С теми, «кто были таких же мыслей, как и они» (Житие Мефодия 5). Голубинский считал крещеную Русь тмутараканской, Васильевский - населенной таврическими готами. Россейкин полагал, что эта Русь переселилась из Киева в Причерноморье, а Ф. И. Ус­пенский, что св. Фотий в послании 867 г. имел в виду сообщение св. Кирилла об успешной проповеди в Сев. Причерноморье во время хазарской миссии. Согласно мнению О. Никона (Лысенко) Русь обитала в Приазовье и в районе Нижнего Дона. Киев или некое место в Причерноморье. PG 102, 736-737 (рус. пер. П. Кузенкова). Горский А. В. прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской (Патриаршей) Синодальной библиотеки. Отд. 2. Ч. 2. М., 1859. С. VI. Комментарии ( 5): архим. доц. Павел Стефанов, Шуменский университет, Болгария 02 июня 2008г. 03:15 Эта статья полна ошибками. Арабская миссия действительно в Самаре, но не в 851 или в 856 г., а в 855 г. Имя халифа - не Мутакавил, а Мутауакил. По историку ал-Табари, изобрежения дьявола не были нарисованы по стенам христианских домов, а были сделаны как куколы и пригводненны к стенам. Глаголица не создана " во время третьей моравской нт.] миссии " , а в 855 г., как пишет Черноризец Храбр, и не для моравцев (КМ тогда не знали, что пойдут к ним через 7 лет) и не для болгар (крещенны в 865 году). По всей вероятности патриархом Фотием были крещены часть скандинавских россов - нападателей на Константинополь.

http://bogoslov.ru/article/302174

Кирилла//Записки имп. АН. – СПб., 1893. – Т. 72. – Кн. 1. – Прил. 6. – С. 1–4; Петров А. Письмо Анастасия Библиотекаря (Новый памятник по Кирилло-Мефодиевскому вопросу)//ЖМНП. – 1893. – Январь. – С. 183–193; Франко I. Сьвятий Климент у науковго товариства Шевченка. – 1904. – Т. 60. – Кн. 5. – С. 210–211. Письмо не могло появиться в 869 г., ибо в это время Анастасий еще собирал сведения для него, находясь в Константинополе (ср.: Jastrzebowska E. II culto di S. Clemente a Chersoneso alia luce della archeologica//Studi su Clemente Romano. – Roma, 2003. – P. 134). 902 ...апостольского престола библиотекарь – apostolicae sedis bibliothecarius. Из основных вех жизни Анастасия следует, что в 847 г. он получил сан пресвитера при папе Льве IV (847–855). На следующий год он оставил Рим и скитался по Италии. За неисполнение требования вернутся, в 850 г. был отрешен от места, а в 853 г. даже предан анафеме. Тогда же Анастасий стал принимать участие в церковно-политической борьбе. В церковных кругах он был известен как смутьян и лжец. Папа Лев IV исключил его из правительства, папа Бенедикт III (855–858) лишил духовного сана, Римский синод 863 г. проклял его. Но скандальная слава не помешала Анастасию, как истинному политику, по смерти папы Льва IV претендовать даже на папский престол. При папе Николае I с 858 г. являлся аббатом одного монастыря. Этот же папа вернул ему духовный сан с условием, что он «si fideliter ergo sanctum Romanam ecclesiam incerderet», но Анастасий не сдержал слова, выкрал акты синода, организовал заговор и по его доносу некоему Адальгриму, который пытался найти в церкви защиту, выкололи глаза и отрезали язык. Тем не менее Анастасий играл видную роль в дипломатических сношениях папского двора, в том числе с Константинополем, как редкость в то время, хорошо знал греческий язык и литературу. При папе Адриане II (867–872) получил звание библиотекаря, то есть главы папского архива и канцелярии, но именно тогда оказался замешан в скандале, связанном с новым понтификом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решив через какое-то время, что св. Игнатий наказан достаточно, и удивившись выносливости патриарха, Варда приказал отправить бывшего столичного архиерея в ссылку. Чтобы придать видимость законности своим действиям, сановник обвинил патриарха перед императором в организации заговора с целью передачи царской власти другому лицу. В свою очередь св. Игнатий обратился за помощью в Рим, даже не задумываясь над тем, что меняет свой сан на независимость Константинопольской церкви 708 . Однако его обращения в адрес пап Льва IV (847–855) и Бенедикта III (855–858) остались без ответа – слабосильные понтифики не имели никакой возможности повлиять на императора Михаила III. Святитель Игнатий был свергнут (по факту), но оставалась еще проблема канонического низложения патриарха с Константинопольского престола. Сам св. Игнатий ни за что не собирался отказываться от сана, и его начали переводить из монастыря в монастырь, меняя условия содержания, дабы вынудить «добровольно» отречься от власти. Тем временем Варда вызывал к себе всех епископов, находившихся в столице, и с глазу на глаз вел с каждым из них разговоры о том, что, низложив св. Игнатия, он надеется именно этому архиерею передать патриаршую власть в столице. Надо полагать, моральный облик многих архипастырей был далек от совершенства, поскольку почти все они дали согласие, даже не подозревая, что играют роль пешек в задуманной Вардой игре. Сановник подсказал императору созвать Собор в столице, чтобы избрать нового архиерея, а «по секрету» посоветовал каждому из епископов, кому обещал патриаршество, чтобы они ни в коем случае не соглашались сразу на это предложение. Таким образом, уверял их хитрый армянин, они продемонстрируют свое благочестие и скромность и с большим почетом будут избраны на столичную кафедру. Так и случилось: каждый опрошенный епископ чуть не под смех остальных участников Собора отказывался от патриаршества, и в конце концов никого из кандидатов не осталось. И тогда в дело вступил сам Варда, заявив, что в отсутствие других претендентов есть только один выход: пригласить на патриарший престол протосакрита св. Фотия (858–867 и 877–887) – мужа, известного своей ученостью, добродетельного, 30 лет от роду. Хотя св. Фотий был мирянином и VII Вселенский Собор достаточно определенно возражал против таких назначений, только пять епископов из числа присутствующих архиереев высказались против предложенной кандидатуры. Очевидно, они боялись обнародования Вардой их «тайных» разговоров. Впрочем, сановника можно было опасаться и по другим поводам: повторять путь св. Игнатия никому не хотелось. Срочно, всего за четыре дня, св. Фотий прошел все степени посвящения, и в декабре 858 г. стал новым Константинопольским патриархом 709 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слыша это, царь еще более исполнился ярости и удалил епископов от себя с бесчестием, осудив их на заточение в различные места: святейшего патриарха Никифора на остров Проконнис [ 5 ], святого Михаила, епископа Синадского, в Евдокиаду, других в иные места, а святого Феофилакта Никомидийского в приморский город Стровул, что в Киверреотах [ 6 ]. Там Христов исповедник и великий поборник благочестия в утеснении и скорбях многих провел остальное время жизни своей, около тридцати лет, и преставился ко Господу. Царь Лев Армянин погиб, как и было предсказано святым, злою и нечаянною смертью: он был усечен мечами воинов своих в день Рождества Христова, в церкви во время утрени (820 г.). После него жили и скончались, Михаил названный Косноязычным (829 г.), и сын Михаилов Феофил (842 г.), цари-иконоборцы. Когда же царица Феодора (842—855) с сыном своим Михаилом (855—867) (это был третий царь с именем Михаила) приняла скипетр царства, святой Мефодий был возведен на патриаршество (842 г.), и беззаконная ересь уничтожилась, а православие воссияло, — тогда честное тело преподобного отца нашего Феофилакта из изгнания было перенесено в Никомидию и положено в созданной им церкви на защищение городу Никомидии, в честь же и силу Христу Богу нашему.   Кондак, глас 2: Светильник светел показался еси в концех святителю Феофилакте, единосущна Отщу и Духу слова ты проповедав, божественных отец собор уяснил еси, Троице угодник явился еси: ейже предстоя, моли непрестанно о всех нас. Память 9 марта Страдание святых сорока мучеников, в армянской Севастии В царствование нечестивого императора Ликиния было воздвигнуто жестокое гонение на христиан [ 1 ], и все верные принуждаемы были приносить жертвы идолам. В армянском городе Севастии [ 2 ] воинским начальником тогда был Агриколай, человек свирепого нрава и ревностный поборник идолослужения. А так как в это время и в рядах императорских полков уже было не мало христиан, то издано было повеление, чтобы и они приносили жертвы бесам. В полку воеводы Агриколая находились воины числом сорок, из Каппадокийской области [ 3 ], которые составляли особенно почетную дружину, благочестно веровавшую во Христа Бога и отличавшуюся непоколебимым мужеством, всегда непобедимую в делах ратных: были между ними — Кирион, Кандид и Домн — сведущие и в Божественном Писании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Это единство двух природ (σνθεσις, согласно теории Севира Антиохийского, является столь тесным и полным, что даже при сохранении каждым из них своих свойств, единство преобладает над двойственностью и фактически её устраняет. Севир свою идею выразил в двух терминах μα φσιςθεανδρικ (единое богомужное естество) и μα θεανδρικενργεια (единое богомужное действие). Такое тесное единение двух природ во Христе после воплощения, согласно мнению Севира, привело к тому, что единство преобладает над двойственностью таким образом, что различение природ уже носит не реальный и действительный характер, а лишь теоретический и мысленный (См.: И Троицкий. Изложение веры церкви Армянския, начертанное Нерсесом, кафоликосом армянским, по требованию Боголюбивого государя греков Мануила.//Историко-догматическое исследование в связи с вопросом о воссоединении Армянской церкви с Православной. С.П.б, 1875, сс. 158–159). 62 Император Михаил III (855–867 гг.), стяжавший себе печальное прозвище Пьяницы. Первое время по восшествии на престол царский (в 842 г.) Михаила государством управляла мать его, св. Феодора по 855 г. 63 В память восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 843 г. Был установлен в Церкви особый чин «Торжества Православия», совершаемого и ныне в первый воскресный день святой Четыредесятницы. Этот Собор также утвердил догмат иконопочитания VII Вселенского Собора в 787 г 64 Вдобавок к этому надо сказать, что в 1965 г. Армянская Церковь подписала документ о единстве веры с другими монофизитскими церквами, и она так и не исключила из своего официального догматического свода, «Книги Посланий» (сформированного в VII веке), юлианитских тезисов II Двинского собора и анафематствований Севира Антиохийского! 65 Марр Н.Я. Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах//Прил. к ВВ. 1905. Т. XII. с. 2 и след. 67 Лидов A.M. Росписи Ахталы и искусство армян-халкидонитов//Из истории древнего мира и средневековья. М., 1987, с. 121–136. 72 Ираклий I (Flavius Heraclius Augustus) один из знаменитых и могущественных императоров Восточно-Римской (Византийской) Империи, основатель династии Ираклидов, правил с 610 по 641 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010