Там же. С. 231. 1428 Там же. С. 99–100. 1429 Там же. С. 100–102. 1430 Там же. С. 102–103. 1431 Первая публикация доклада: Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение вокруг святейшего Имени Божия. — Прибавления к Церковным ведомостям 20, 1913. С. 853–869. Перепечатан в: Никон (Рождественский), архиепископ. Мои дневники. Вып. IV. С. 90–116; Начала 1–4, 1995. С. 89–135 (с комментариями о. Павла Флоренского); Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). М., 1999. С. 299–344 (с комментариями Флоренского). Мы цитируем доклад архиепископа Никона по его первому изданию в»Прибавлениях к Церковным ведомостям». 1432 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 856. 1433 Там же. 1434 Там же. 1435 Евагрий. О молитве 61. 1436 Подробнее об этом см. в: Иларион (Алфеев), игумен. Жизнь и учение св. Григория Богослова. Изд. 2–е. СПб., 2001. С. 235. 1437 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 853. 1438 Макарий (Булгаков), митрополит. Православно–догматическое богословие. Т. I. Изд. 4–е. СПб., 1883 [репринт: М., 1999]. С. 30–33. 1439 Там же. С. 34. 1440 Примечания священника Павла Флоренского к статье архиепископа Никона»Великое искушение около святейшего Имени Божия». В кн.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 300. 1441 Имеется в виду Григорий Нисский. 1442 Ср. выдвинутое в VIII веке мнение о том, что сочинения Григория Нисского были испорчены»оригенистами». 1443 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 858. 1444 Там же. С. 853–854. 1445 Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 301–303. 1446 Там же. С 302. 1447 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 861. 1448 Там же. С. 854–855. 1449 Там же. С. 864. 1450 Там же. С. 854–855. 1451 Там же. С. 855. 1452 Там же. С. 861. 1453 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 22 (см. цитату в Главе VII). 1454 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 866. 1455 Там же. С. 865. 1456

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

1427. Там же. С. 231. 1428. Там же. С. 99–100. 1429. Там же. С. 100–102. 1430. Там же. С. 102–103. 1431. Первая публикация доклада: Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение вокруг святейшего Имени Божия. — Прибавления к Церковным ведомостям 20, 1913. С. 853–869. Перепечатан в: Никон (Рождественский), архиепископ. Мои дневники. Вып. IV. С. 90–116; Начала 1–4, 1995. С. 89–135 (с комментариями о. Павла Флоренского); Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). М., 1999. С. 299–344 (с комментариями Флоренского). Мы цитируем доклад архиепископа Никона по его первому изданию в»Прибавлениях к Церковным ведомостям». 1432. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 856. 1433. Там же. 1434. Там же. 1435. Евагрий. О молитве 61. 1436. Подробнее об этом см. в: Иларион (Алфеев), игумен. Жизнь и учение св. Григория Богослова. Изд. 2–е. СПб., 2001. С. 235. 1437. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 853. 1438. Макарий (Булгаков), митрополит. Православно–догматическое богословие. Т. I. Изд. 4–е. СПб., 1883 [репринт: М., 1999]. С. 30–33. 1439. Там же. С. 34. 1440. Примечания священника Павла Флоренского к статье архиепископа Никона»Великое искушение около святейшего Имени Божия». В кн.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 300. 1441. Имеется в виду Григорий Нисский. 1442. Ср. выдвинутое в VIII веке мнение о том, что сочинения Григория Нисского были испорчены»оригенистами». 1443. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 858. 1444. Там же. С. 853–854. 1445. Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 301–303. 1446. Там же. С 302. 1447. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 861. 1448. Там же. С. 854–855. 1449. Там же. С. 864. 1450. Там же. С. 854–855. 1451. Там же. С. 855. 1452. Там же. С. 861. 1453. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 22 (см. цитату в Главе VII). 1454. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 866.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Дюшену, отец Н. был дефенсором (LP. T. 2. P. 167), по мнению Т. Ноубла - нотарием ( Noble. 1984. P. 229). Отца Н. можно отождествить с Теодором, «нотарием и скриниарием святой Римской Церкви», к-рый присутствовал на Римском Соборе 853 г. (MGH. Conc. T. 3. P. 333). Согласно жизнеописанию в Liber Pontificalis, Н. получил домашнее образование и по желанию отца стал клириком. Он поступил на службу к папе Римскому Сергию II (844-847), был принят на службу в Латеранский дворец и возведен в сан субдиакона. Папа Римский Лев IV (847-855) назначил его одним из 7 римских диаконов. В дек. 853 г. Н. зачитал обращение понтифика к участникам Римского Собора (MGH. Conc. T. 3. P. 317, 339). На этом Соборе, в частности, был повторно осужден Анастасий Библиотекарь - сторонник «имперской», или «франкской», партии в Риме. После кончины Льва IV Анастасий Библиотекарь при поддержке имп. Людовика II попытался захватить Папский престол, но был изгнан римлянами, к-рые избрали папой Бенедикта III, представителя «клерикальной» партии (об этих событиях см.: LP. T. 2. P. 140-144). Папа Бенедикт III давал Н. ответственные поручения (administrationi coniunxit) и сделал его ближайшим советником: согласно жизнеописанию, понтифик «любил его больше, чем своих кровных родственников». Сохранившиеся в различных источниках сведения о взаимоотношениях Н. и Людовика II неполны и противоречивы. В Сен-Бертенских анналах сообщается, что Н. занял Папский престол «скорее благодаря присутствию и благосклонности короля Людовика и его приближенных, чем по избранию клириков» (Annales Bertiniani. 1883. P. 50). Вероятно, основной уступкой Н. императору была амнистия сторонников «имперской» партии - Арсения , еп. Орте (855-868) и имп. представителя (missus) в Риме, а также его племянника Анастасия Библиотекаря, к-рый в 855 г. пытался захватить Папский престол, и Радоальда, еп. Порто (см.: LP. T. 2. P. 167; The Lives. 1995. P. 190, 207). С них сняли отлучение и вернули им церковные должности; Анастасий был назначен аббатом мон-ря при базилике Санта-Мария-ин-Трастевере (MGH.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Слыша это, царь еще более исполнился ярости и удалил епископов от себя с бесчестием, осудив их на заточение в различные места: святейшего патриарха Никифора на остров Проконнис [ 5 ], святого Михаила, епископа Синадского, в Евдокиаду, других в иные места, а святого Феофилакта Никомидийского в приморский город Стровул, что в Киверреотах [ 6 ]. Там Христов исповедник и великий поборник благочестия в утеснении и скорбях многих провел остальное время жизни своей, около тридцати лет, и преставился ко Господу. Царь Лев Армянин погиб, как и было предсказано святым, злою и нечаянною смертью: он был усечен мечами воинов своих в день Рождества Христова, в церкви во время утрени (820 г.). После него жили и скончались, Михаил названный Косноязычным (829 г.), и сын Михаилов Феофил (842 г.), цари-иконоборцы. Когда же царица Феодора (842—855) с сыном своим Михаилом (855—867) (это был третий царь с именем Михаила) приняла скипетр царства, святой Мефодий был возведен на патриаршество (842 г.), и беззаконная ересь уничтожилась, а православие воссияло, — тогда честное тело преподобного отца нашего Феофилакта из изгнания было перенесено в Никомидию и положено в созданной им церкви на защищение городу Никомидии, в честь же и силу Христу Богу нашему.   Кондак, глас 2: Светильник светел показался еси в концех святителю Феофилакте, единосущна Отщу и Духу слова ты проповедав, божественных отец собор уяснил еси, Троице угодник явился еси: ейже предстоя, моли непрестанно о всех нас. Память 9 марта Страдание святых сорока мучеников, в армянской Севастии В царствование нечестивого императора Ликиния было воздвигнуто жестокое гонение на христиан [ 1 ], и все верные принуждаемы были приносить жертвы идолам. В армянском городе Севастии [ 2 ] воинским начальником тогда был Агриколай, человек свирепого нрава и ревностный поборник идолослужения. А так как в это время и в рядах императорских полков уже было не мало христиан, то издано было повеление, чтобы и они приносили жертвы бесам. В полку воеводы Агриколая находились воины числом сорок, из Каппадокийской области [ 3 ], которые составляли особенно почетную дружину, благочестно веровавшую во Христа Бога и отличавшуюся непоколебимым мужеством, всегда непобедимую в делах ратных: были между ними — Кирион, Кандид и Домн — сведущие и в Божественном Писании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

4510 Город Едесса (нынешняя Урфа) находился в северной части Месопотамии, на реке Евфрате. – В IV в. здесь была основана святым Ефремом Сирином богословская школа. В 641 г. Едесса была покорена арабами; в 1098 г. ею овладел граф Балдуин, сделавший ее главным городом княжества Едесского; в 1144 г. она была покорена турками и с этого времени переходила из рук в руки, пока в 1637 г. окончательно не подпала под власть Турции. 4512 Сарацины – жители Аравии. Первоначально этим именем называлось кочующее разбойническое племя, а потом христианские писатели перенесли это название и на всех мусульман вообще. 4513 Вавилон – один из древнейших городов мира, построенный Нимродом, сыном Куша, потомком Хамовым ( Быт.10:6–10 ). Вавилон был расположен по обеим сторонам реки Евфрата, невдалеке от Персидского залива. Вавилон стоял на большом торговом пути между Индией и Финикией и потому производил самую обширную морскую и сухопутную торговлю. 4514 Голгофа – гора, находившаяся невдалеке от Иерусалима (на северо-запад от него). На этой горе был распят Господь наш Иисус Христос. Голгофа – слово еврейское и в переводе на наш язык значит «череп», «лобное место». Такое название было усвоено этой горе или потому, что она имела форму черепа, или потому, что служила у евреев местом казни. Ныне на этом месте находится храм Гроба Господня. 4517 Императрица Феодора управляла греческой империей с 842 г. по 855 г.; сын ее Михаил (III) царствовал с 855 г. по 867 г. 4518 Несторианство основано Несторием, епископом константинопольским (епископствовал с 428 г. по 431 г.), учившим, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а лишь человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией и спасающий нас не Своими искупительными заслугами, а лишь учением и примером Своей жизни. Несторианство было осуждено на III вселенском соборе бывшем в Ефесе (в 431 г.). Несмотря на соборное осуждение несторианская ересь существовала в некоторых местах, особенно в Персии, Индии и Китае, до VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Чтобы избежать двойных выборов, император Лотарь I вновь приказал посвящать в папы только в присутствии послов императора и с его разрешения. Однако теперь его распоряжение претворить в жизнь оказалось невозможным. При папе Сергии в 846 году сарацины продвинулись по Тибру до самого Рима, разрушив находившиеся за аврелиевскими стенами соборы Святого Петра и Святого Павла. (Первым из пап стал жить в Ватикане Симмах (498-514); обустраивать папскую резиденцию, находившуюся на Ватиканском холме, начали папы Адриан I и Лев III при помощи Карла Великого.) Папа Лев IV (847-855), опираясь на материальную помощь христианских правителей, с успехом вел борьбу с арабами; он возвел крепостные укрепления вокруг Ватикана. Эта часть города стала называться в честь его Леониной, городом Льва. Однако папы, за исключением непродолжительного времени, вплоть до переселения в Авиньон, жили в Латеранском дворце, именно здесь была их резиденция. Латеранский дворец находился от Ватикана относительно далеко, но это не было препятствием. При избрании папы Бенедикта III (855-858) римляне поддерживали его, а эмиссары императора - антипапу, Анастасия, который был ярым приверженцем предшествующего папы, Льва IV. В борьбе партий вновь противостояли друг другу сторонники бывшего папы и нового папы. После этой сумятицы папский престол занял единственный выдающийся папа IX-X веков Николай I (858-867), который, возвратившись к идеям Льва I, Дамаса и Григория I, вновь выступил в качестве независимого правителя. Это нашло отражение и во внешних атрибутах. Согласно историческим исследованиям, именно он первым стал носить папскую корону. Папы с VII века носили белого цвета шлемовидный колпак. Начиная с Николая I нижняя часть головного убора стала обрамляться обручевидной короной, украшенной драгоценными камнями. Ее в начале XIV века переделали в тиару. Папа Николай, преследуя далеко идущие цели, называл себя наместником Христа на земле (Vicarius Christi), власть которого исходит непосредственно от Бога. Его авторитет - это авторитет Бога, и на него возложена высочайшая поучающая власть, а раз так, то ему принадлежит верховная судебная и законодательная власть.

http://sedmitza.ru/lib/text/441593/

Решив через какое-то время, что св. Игнатий наказан достаточно, и удивившись выносливости патриарха, Варда приказал отправить бывшего столичного архиерея в ссылку. Чтобы придать видимость законности своим действиям, сановник обвинил патриарха перед императором в организации заговора с целью передачи царской власти другому лицу. В свою очередь св. Игнатий обратился за помощью в Рим, даже не задумываясь над тем, что меняет свой сан на независимость Константинопольской церкви 708 . Однако его обращения в адрес пап Льва IV (847–855) и Бенедикта III (855–858) остались без ответа – слабосильные понтифики не имели никакой возможности повлиять на императора Михаила III. Святитель Игнатий был свергнут (по факту), но оставалась еще проблема канонического низложения патриарха с Константинопольского престола. Сам св. Игнатий ни за что не собирался отказываться от сана, и его начали переводить из монастыря в монастырь, меняя условия содержания, дабы вынудить «добровольно» отречься от власти. Тем временем Варда вызывал к себе всех епископов, находившихся в столице, и с глазу на глаз вел с каждым из них разговоры о том, что, низложив св. Игнатия, он надеется именно этому архиерею передать патриаршую власть в столице. Надо полагать, моральный облик многих архипастырей был далек от совершенства, поскольку почти все они дали согласие, даже не подозревая, что играют роль пешек в задуманной Вардой игре. Сановник подсказал императору созвать Собор в столице, чтобы избрать нового архиерея, а «по секрету» посоветовал каждому из епископов, кому обещал патриаршество, чтобы они ни в коем случае не соглашались сразу на это предложение. Таким образом, уверял их хитрый армянин, они продемонстрируют свое благочестие и скромность и с большим почетом будут избраны на столичную кафедру. Так и случилось: каждый опрошенный епископ чуть не под смех остальных участников Собора отказывался от патриаршества, и в конце концов никого из кандидатов не осталось. И тогда в дело вступил сам Варда, заявив, что в отсутствие других претендентов есть только один выход: пригласить на патриарший престол протосакрита св. Фотия (858–867 и 877–887) – мужа, известного своей ученостью, добродетельного, 30 лет от роду. Хотя св. Фотий был мирянином и VII Вселенский Собор достаточно определенно возражал против таких назначений, только пять епископов из числа присутствующих архиереев высказались против предложенной кандидатуры. Очевидно, они боялись обнародования Вардой их «тайных» разговоров. Впрочем, сановника можно было опасаться и по другим поводам: повторять путь св. Игнатия никому не хотелось. Срочно, всего за четыре дня, св. Фотий прошел все степени посвящения, и в декабре 858 г. стал новым Константинопольским патриархом 709 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилла//Записки имп. АН. – СПб., 1893. – Т. 72. – Кн. 1. – Прил. 6. – С. 1–4; Петров А. Письмо Анастасия Библиотекаря (Новый памятник по Кирилло-Мефодиевскому вопросу)//ЖМНП. – 1893. – Январь. – С. 183–193; Франко I. Сьвятий Климент у науковго товариства Шевченка. – 1904. – Т. 60. – Кн. 5. – С. 210–211. Письмо не могло появиться в 869 г., ибо в это время Анастасий еще собирал сведения для него, находясь в Константинополе (ср.: Jastrzebowska E. II culto di S. Clemente a Chersoneso alia luce della archeologica//Studi su Clemente Romano. – Roma, 2003. – P. 134). 902 ...апостольского престола библиотекарь – apostolicae sedis bibliothecarius. Из основных вех жизни Анастасия следует, что в 847 г. он получил сан пресвитера при папе Льве IV (847–855). На следующий год он оставил Рим и скитался по Италии. За неисполнение требования вернутся, в 850 г. был отрешен от места, а в 853 г. даже предан анафеме. Тогда же Анастасий стал принимать участие в церковно-политической борьбе. В церковных кругах он был известен как смутьян и лжец. Папа Лев IV исключил его из правительства, папа Бенедикт III (855–858) лишил духовного сана, Римский синод 863 г. проклял его. Но скандальная слава не помешала Анастасию, как истинному политику, по смерти папы Льва IV претендовать даже на папский престол. При папе Николае I с 858 г. являлся аббатом одного монастыря. Этот же папа вернул ему духовный сан с условием, что он «si fideliter ergo sanctum Romanam ecclesiam incerderet», но Анастасий не сдержал слова, выкрал акты синода, организовал заговор и по его доносу некоему Адальгриму, который пытался найти в церкви защиту, выкололи глаза и отрезали язык. Тем не менее Анастасий играл видную роль в дипломатических сношениях папского двора, в том числе с Константинополем, как редкость в то время, хорошо знал греческий язык и литературу. При папе Адриане II (867–872) получил звание библиотекаря, то есть главы папского архива и канцелярии, но именно тогда оказался замешан в скандале, связанном с новым понтификом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Или монастыря на г. Сигриан в нескольких десятках километров от Олимпа. В течение своей светской и монастырской жизни Мефодий имел возможность непосредственного общения со славянами. За это время он мог приобщиться к начаткам славянского языка, общаясь со слугами-славянами своего отца друнгария Льва, со школьными друзьями и жителями Склавинии. Χρστου Π. Κριλλος κα Μεθδιος, ο Θεσσαλονικες φωτιστς τν Σλβων. Θεσσαλονκη, 1992. Σ. 20. Арабы уничижительно заставляли христиан рисовать на своих дверях диавола. Кирилл храбро объяснил этот унизительный обычай в пользу христиан - там, где диавол не изгнан вовне, он находится внутри (Житие Константина 6). Константину, проявившему тогда немалое мужество, было не более 29 лет. Хазарская миссия была осуществлена в рамках более планомерной миссионерской деятельности, которая стала вестись при храме св. Апостолов под руководством св. Константина. В этой миссии старший брат Мефодий подчинялся младшему брату Константину. Житие Кирилла 8. Житие Кирилла 14. Там же. С теми, «кто были таких же мыслей, как и они» (Житие Мефодия 5). Голубинский считал крещеную Русь тмутараканской, Васильевский - населенной таврическими готами. Россейкин полагал, что эта Русь переселилась из Киева в Причерноморье, а Ф. И. Ус­пенский, что св. Фотий в послании 867 г. имел в виду сообщение св. Кирилла об успешной проповеди в Сев. Причерноморье во время хазарской миссии. Согласно мнению О. Никона (Лысенко) Русь обитала в Приазовье и в районе Нижнего Дона. Киев или некое место в Причерноморье. PG 102, 736-737 (рус. пер. П. Кузенкова). Горский А. В. прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской (Патриаршей) Синодальной библиотеки. Отд. 2. Ч. 2. М., 1859. С. VI. Комментарии ( 5): архим. доц. Павел Стефанов, Шуменский университет, Болгария 02 июня 2008г. 03:15 Эта статья полна ошибками. Арабская миссия действительно в Самаре, но не в 851 или в 856 г., а в 855 г. Имя халифа - не Мутакавил, а Мутауакил. По историку ал-Табари, изобрежения дьявола не были нарисованы по стенам христианских домов, а были сделаны как куколы и пригводненны к стенам. Глаголица не создана " во время третьей моравской нт.] миссии " , а в 855 г., как пишет Черноризец Храбр, и не для моравцев (КМ тогда не знали, что пойдут к ним через 7 лет) и не для болгар (крещенны в 865 году). По всей вероятности патриархом Фотием были крещены часть скандинавских россов - нападателей на Константинополь.

http://bogoslov.ru/article/302174

565–577 Евтихий (вторично) 577–582 582–595 Кириак 595–606 607–610 Сергий I 610–639 639–642 Павел II 642–653 Пирр (вторично) 653–655 655–666 Фома II 667–669 Иоанн V 669–674 Константин I 674–676 Феодор I 676–678 Георгий I 678–684 Феодор I (вторично) 684–687 Павел III 687–693 Каллиник I 693–705 705–712 Иоанн VI 712–713 Герман I 713–730 Анастасий 730–754 Константин II 754–764 Никита I 764–780 Павел IV 780–784 Тарасий 784–806 Никифор I 806–815 Феодот I 815–821 Антоний I (иконоб.) 821–831 Иоанн VII (суевер) 832–842 Мефодий I 842–846 Игнатий 846–857 857–867 Игнатий (вторично) 867–878 Фотий (вторично) 878–886 Стефан I 886–893 Антоний II Кавлей 893–895 Николай I 895–906 Евфимий II 906–911 Николай I (вторично) 911–925 Стефан II 925–928 Трифон (два года вакансия) 928–931 Феофилакт 933–956 Полиевкт 956–970 Василий I 970–974 Антоний III (4 года вакансия) 974–979 Николай II Хрисоверг 983–996 Сисиний II 996–998 Сергий II 999–1019 Евстафий 1019–1025 Алексей 1025–1043 Михаил Керуларий 1043–1054 Западные императоры от Карла Великого (год в первом столбце означает время восшествия на королевский престол Германии, а во втором столбце – время императорской коронации) Годы после Р.Х. Годы после Р. Х. Карл Великий 800–814 Людовик I Благочестивый 814–840 Лотарь 817–855 Людовик II 850–875 Карл Лысый 875–877 Карл Толстый 884–887 Арнульф 896–899 Гуй (титулярный император) Ламберт (титулярный император) Людовик Прованский (титулярный император) Беренгарий Конрад I (король Германии) Генрих Птицелов (король Германии) Оттон I 962–973 Оттон II 967–983 Оттон III 996–1002 Генрих II 1014–1039 Генрих III 1046–1056 Короли Франции от восшествия на престол Каролинской династии Годы после Р. Х. 752–768 Карл Великий 762–814 Карломан 762–772 Людовик Благочестивый 814–840 Карл II (Лысый) 840–877 Людовик II (Заика) 877–879 Людовик III 879–882 Карломан 879–884 Карл Толстый 884–888 Одон или Эвд 888–898 Карл III (Простой) 898–936 Людовик IV (d " Outremer) 936–954 Лотарь 954–986 Людовик V (le Fainéant) 986–987 Гуг Капет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010