Неисцелимой язвой церковной жизни остается полный произвол государственной власти и, что еще хуже, почти столь же полное приятие этого произвола церковной иерархией. Как будто, выделив свое догматическое учение в неприкосновенное «святое святых», оградив его клятвами, подчинив ему саму империю, Церковь уже не ощущает больше никакой границы царской власти, как будто – став до конца «православным», царь уже может делать в Церкви все, что угодно 75 . В 847 году, после смерти святителя Мефодия, на Константинопольский патриарший престол был возведен Игнатий († 877), сын императора Михаила (811–813). Игнатий пользовался большой популярностью в монашеской среде, в частности, его поддерживали монахи Студийского монастыря. Императором тогда был малолетний Михаил (842–867), фактически страной управляла императрица Феодора. В 856 году Михаил отстранил Феодору от управления и взял власть в свои руки. Патриарх Игнатий был низложен, на его место в 848 году был возведен Фотий, ранее исполнявший обязанности государственного секретаря. Фотий был высокообразованным человеком и одним из самых блестящих патриархов в истории Константинопольского Патриархата, однако влиятельная монашеская партия не признала низложения Игнатия. В 863 году Папа Римский Николай († 867) низложил Патриарха Фотия, что в Константинополе было воспринято как вмешательство во внутренние дела Константинопольской Церкви. Это стало причиной нового, второго по счету после «акакианской схизмы» века, раскола между Римом и Константинополем. В 867 году Фотий созвал в Константинополе Собор, на котором, в свою очередь, низложил Николая . Фотий был первым константинопольским патриархом, выдвинувшим доктринальные обвинения против Римской Церкви. Накануне Собора 867 года он направил другим восточным патриархам «Окружное послание», в котором указывалось на существование в Римской Церкви учения о Филиокве – исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Послание помимо серьезных богословских обвинений включает многочисленные нападки на латинян за различные обрядовые мелочи. Пост в субботу объявляется «малым отступлением», способным, однако же, «довести до полного пренебрежения догматом». Западный обычай начинать Великий пост на неделю позже, чем на Востоке, описывается как «совлечение к молочному питию и сырной пище и тому подобному объедению», что, по мнению автора, толкает латинян на «путь преступлений» и «совращает» их с царской и прямой стези 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

785 В дополнение к источникам, цитированным в предыдущей сноске, см. Житие св. Феодора Сикеота (†613), 55.14–15; 154.10; 161.38–63 (=BHG 1748–49); Fesmugiere. I. P. 47, 124, 139–40; II. P. 50–51, 130, 144–145, 206; Maximus Confessor Disputatio Bizyae=Acta II, 25: Sherwood. P. 56, 59=PG 90, 161A; правило 97-е Трулльского собора, Nedungatt-Featherstone. P. 179=Joannou. I.1. P. 234–235; творение «Чудеса св. Артемия» (Miracula S. Artemii 31=BHG 173), написанное при Констанции II (†668), Varia Graeca sacra//Пападопуло-Керамевс A. (ред.) СПб.,1909. С. 44. Mango C. On the History of the Templon and the Martyrion of St. Artemios at Constantinople//Zograf 10. 1979. P. 40–43; об исцелении блаженной Марфы, игуменьи в Монемвасии в Пелопонессе, сообщает Павел, епископ этого града (до 15 декабря 955 г. – после 959 г.): Wortley J. Recits. P. 110–113 (=BHG 1175). Ruggieri; ср. Ruggieri V. Byzantine Religious Architecture (582–867): Its History and Structural Elements//OCA. Roma, 1991. 237. P. 247; Du Cange. P. 621–22; В IX веке Лев VI осудил тех, кто устраивает свидания с женщинами на хорах, назвав их иперфа, но добавляет, что «многие именуют их «катехуменами»: Les Novelles de Léon VI le Sage/Noailles P., Dain A. (eds.)//Nouvelle collection de textes et documents. Paris, 1944. P. 261; Troianou S. The Canons of the Trullan Council in the Novels of Leo VI//Nedungatt-Featherstone. P. 195. 787 Ibid. 39–50, 55–57, раздел A.III.9–10, 13; также литературу, указанную в прим. 111, 143, 144. 789 Festugière. I. P. 139–40; II. P. 144; Miracula S. Artemii 44.25 (прим. 785 выше). Каноны, запрещающие это вошли в византийский правовой корпус Пидалион, см. Pedalion... or All the Sacred and Divine Canons/Cummings D. (trans.). Chicago, 1957. P. 405–406. 792 В Хронике Симеона Логофета середины IX века (см. о нем статью Kazhdan A. Symeon the Logothete//ODB 3, 1982–1983) рассказывается о том, как во время литургии на Благовещение 25 марта патриарх Фотий во время своего первого святительского срока (858–867 гг.) принес причастие царской делегации на галереи по обычаю (см. Taft R.F. Women. P. 39–48, раздел A.III.9). В тот момент императорская партия включала в себя василевса Михаила III (842–867), его дядю кесаря Варду (ум. 866) и Василия I (867–886), бывшего тогда паракимоменом, или начальником охраны царской спальни (см. Kazhdan A. Parakoimomenos//ODB 3:1584). Михаил и Василий дают клятву, что не тронут Варду и заверяют ее принятием причастия. Эта история повторяется в многочисленных редакциях: Symeon Magister, Annales, De Michaele et Theodora 40 и Georgius Monachus, Vitae imperatorum recentiorum, De Michaele et Theodora 26, Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus/Bekker I. (ed.)//CSHB. Bonn, 1838. S. 676–667; Leo Grammaticus, Chronographia, ed. I. Bekker, CSHB (Bonn, 1842) 243; см. Mathews. P. 31–32. Я обязан этими ссылками Дж. Физерстоуну.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

«Значение собора 861 года г. Лебедевым выясняется – объявляет наш критик – недостаточно и односторонне» (181). Не правда. Напротив, после вышеприведенных нами замечаний проф. Курганова по поводу разглагольствований нашего автора о соборе 861 года, оказывается, что вое недостатки со включением односторонности не нам присущи, а нашему развязному критику, Иванцову. Кроме того, сей последний не соглашается с моим пониманием названия этого собора «перво-вторым», представляет образчик лучшего понимания этого темноватого термина и заявляет, что собор назван так по той причине, что «совещания его разделялись на две части» (107). Объяснение неудовлетворительное. Иванцов, знать, забыл, что этот же собор с древних времен именуется у канонистов также «Двукратным». Каким же образом собор, делящийся на два отдела, можно называть двукратным, т.е. собиравшимся два раза? Напрасно мудрствует отец протоирей, было бы лучше, если бы он следовал за нами и Гергенретером. – Новый упрек мне со стороны Иванцова по поводу собора константинопольского 867 года. «Проф. Лебедев – витийствует Иванцов – совсем было пропустил (значит, не пропустил?) собор 867 г. и потом при изложении деяний собора 869 года вспомнил (какова психология чужой души) и о соборе 867 г. и под чертой высказал о нем несколько дельных замечаний» (стр. 111). Но право же, я не такой уж ротозей, как воображает Иванцов. Отнюдь не забывал я о соборе том и поместил известия о нем или кроткий очерк его в примечании к одной странице истории другого собора (869 г.) единственно потому, что не желал выделять особой главы в сочинении для такого Собора, о котором история почти ничего не ведает. Все сведения о сем малоизвестном соборе со всеми критическими замечаниями по поводу этих сведений укладывались у меня на двух страничках; а потому я ждал удобного случая, чтобы поместить этот этюд кстати, не рассеивая внимания читателя мелочами – и дождался: как только в моем описании большого собора 869 года я встретился с упоминанием (в актах), будто бы забытого мною, собора 867 года, сейчас же и пустил в дело собранные мною известия о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

А) Письма к епископам Письмо 41 28 . Феодору, митрополиту Лаодикийскому 29 (октябрь 867/сентябрь 869). Феодора, который Патриархом Игнатием (или, возможно, Патриархом Мефодием) был поставлен митрополитом Карии 30 , Фотий переместил на Лаодикийскую кафедру. Когда в сентябре 867 года Папа Николай I был анафематствован на Константинопольском Соборе, митрополит Феодор вместе с Захарией, митрополитом Халкидонским, был отправлен Патриархом Фотием в Италию. Однако вскоре, в результате дворцового переворота (23 сентября 867 года), император Михаил III был убит Василием Македонянином, и уже на Константинопольском Соборе 869 года, низложившем Фотия и отлучившем его сторонников, Феодор в числе других епископов, получивших посвящение от Игнатия (или Мефодия), принес покаяние и был принят в церковное общение и затем принимал участие в Соборе уже как митрополит Карии. Но впоследствии обнаружилось, что Феодор участвовал в анафематствовании Папы Николая I и, возможно, по этой причине его имя было изъято из числа участников Собора. За Феодора в феврале 870 перед папой Адрианом II ходатайствовал Патриарх Игнатий. Если настоящая жизнь есть ристалище 31 , а тамошнее жительство – место, где даются награды, то не удивляйся, если некоторые из праведников борются здесь с несчастьями, но более удивись тому, если некоторые время и место подвигов и борений считают днем [их] венцов и трибуной публичного провозглашения. Письмо 97 32 . Антонию, архиепископу Босфорскому 33 (859/сентябрь 867?). Точных сведений об архиепископе Антонии нет. Известно, что на Константинопольском Соборе 879 –880 гг. присутствовал епископ Босфорский Лука. Некогда скифское море было «Негостеприимным». Ибо пищей [ему] служили, страшно услышать, плывшие по нему странники. Милетцы 34 же, смягчив дикий его и варварский нрав своим человеколюбием и цивилизованным образом жизни, переделали его в «Гостеприимное». Ныне же, благодаря тебе и твоим подвигам ради добродетели и трудам, и иному служению о Господе, пусть оно не только именуется «Гостеприимным», наряду с существующим названием, но и «Благочестивым». Поразмысли, сколькой радости и веселья исполняться мне, когда обдумываю и пишу эти [слова]? Если же и здешних иудеев, как ты написал, пленив в послушание Христу, обратишь от тени и буквы 35 к благодати, то преисполняюсь и изобилую спелыми плодами благих надежд, которые я всегда питал в отношении тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Four years later, in 867, Photius finally responded by calling a major council of five hundred bishops meeting in Constantinople. This council condemned Pope Nicholas and declared him to be deposed for interfering in the internal affairs of the Church of Constantinople – and also for interfering in the affairs of the new Bulgarian Church. This council also made the first official condemnation by the Eastern Church of the addition of the filioque to the Nicene Creed. Later in 867, Basil I the Macedonian (r. 867–886) usurped the throne from Emperor Michael III, who was assassinated. In order to win the support of Rome for this usurpation, Basil reinstated Ignatius as patriarch, which did indeed heal the breach between Rome and Constantinople that had existed since 863. And in 869–870 a council was held in Constantinople, known as the Ignatian Council, which affirmed Ignatius as patriarch and condemned Photius, who was sent into exile. However, Pope Hadrian (r. 867–872) was not entirely pleased with this council, because it refused to give the Bulgarian Church over to the authority of Rome. By 873, Emperor Basil no longer felt such a need for the approval of Rome, and his favor was turning to the moderates in Constantinople. So Photius was brought out of exile, and was made the tutor for the emperor’s two sons. Photius and Ignatius became reconciled, to such an extent that before Ignatius died in 877, he stipulated that he wanted Photius to succeed him as patriarch. So in that year Photius returned to the patriarchal throne, and soon led the effort by which Patriarch Ignatius was glorified as a saint. In 879 a huge council, known as the Photian Council, took place in Constantinople. Once again papal legates were in attendance, and again they agreed with the council’s decisions. The council affirmed Photius as the legitimate patriarch, nullifying the decisions of the previous councils of 863in Rome and 869–870 in Constantinople. It also reaffirmed Rome’s position as the first among equals among the great patriarchates, but without having jurisdictional authority over the East. The Nicene Creed without the filioque was affirmed, and the Council of Nicea of 787 was officially recognized as the Seventh Ecumenical Council.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

Когда Михаил под влиянием своей незаурядной матери обнаружил желание эмансипироваться, Василий велел своим преданным наёмникам изрубить его 23 сентября 867 года. Преступление, которое Михаил Косноязычный совершил над своим другом и господином, ужасным образом было отмщено Божественным Правосудием на его внуке. V. Расцвет восточно-римского могущества при армянской династии (867–1025). Василий I (867–886 гг.) является основателем славной македонской династии 21 , представители которой, как настоящие restitutores orbis, были в течение почти двух столетий последними совершенными выразителями всемирного римского владычества. Средства, при помощи которых Василий достиг трона, не вызывали в нём ни малейших угрызений совести. Он принадлежит к числу тех гениальных, но жестоких сильных натур, как Сулла, Теодорих, Хлодвиг, Наполеон I, которые не совершают ненужных преступлений, но на злодеяния, для них выгодные ; смотрят с величайшим спокойствием, как на фатальную необходимость. Невозможно сомневаться в армянском происхождении династии 22 . Уже изгнанный Фотий, в своём стремлении стать снова при дворе persona grata, приготовил родословную, производящую новое величество от Арсака и Тиридата. Армянские рыцари и наёмники, удерживавшие в течение этого столетия своей храбростью империю от распадения, производят себя от древних Арсакидов и Пахлавидов с не меньшим правом, чем многочисленные семьи нашего «столбового дворянства» ведут свой род от древних крестоносцев и знаменитых победителей на турнирах. Новое правительство поспешило восстановить свои отношения к Риму. Фотий был изгнан, и патриархом снова стал Игнатий (867–877 гг.). Так называемый римлянами восьмой вселенский собор 869 года был грандиозным триумфом папы Адриана II, преемника Николая I. Фотиане самым безжалостным образом принуждались к отречению, если только они хотели остаться в церковном общении. И здесь римская курия, своей неосторожной политикой главным образом сама себе повредила. Её высокомерное поведение глубоко оскорбило национальное чувство греков и даже самого престарелого Игнатия, расположенного к римлянам. Повод к новому раздору скоро явился. С непонятной близорукостью Адриан II не утвердил в сане архиепископа Болгарии, несмотря на настойчиво выраженное желание царя, будущего папу Формоза, тогда римского легата в Болгарии. Разгневанный царь Борис-Михаил перешёл окончательно на сторону греков, и с тех пор болгары сохраняли постоянную верность православной церкви, к чему предназначала их уже и сама природа и историческое развитие. Восстановленный на престоле Фотий снова победил (877–886 гг.); он перехитрил даже весьма хитрого папу Uoahha VIII . В тёмных интригах, всегда несколько свысока третирующих фактическую истину, греки постоянно превосходили латинян. Результатом был разрыв с Римом и освобождение греческой нации от его примата, т.е. блестящее осуществление Фотием своей церковно-политической программы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

И тут важно сопоставить несколько дат. В 863 году в Риме папа Николай анафематствует Фотия «вместе со всеми его сообщниками». Фотий молчит, пока обида остается личной (папа счел его избрание незаконным) в течение четырех лет, но после начала деятельности латинских миссионеров в Болгарии отвечает. Окружное послание святителя Фотия (867 год) говорит о латинской прибавке филиокве к Символу Веры как об «ухищрении лукавого» и «самой вершине нечестия», а о латинских епископах как о «епископах мрака» и «слугах антихриста» . В итоге — «мы отлучили тех людей, пребывающих в их многообразном заблуждении, от всего стада христианского» . Константинопольский собор, созванный летом 867 года для утверждения фотиевского послания, проклял папу Николая и всех находящихся с ним в общении «за те отступления в учении веры и обрядах, какие допустила себе Римская церковь» . 25 сентября 867 года Фотий был смещен. 13 ноября того же года папа Николай I умирает. Папа Адриан в декабре 867 года повторяет анафему Фотию, в начале июня 869 года в Риме проходит собор с анафемой патриарху Фотию. В октябре 869 года к этим анафемам присоединяется и собор в Константинополе, считаемый у католиков «Восьмым Вселенским» (Фотий в анафематизмах именуется «новым иудой»), причем его отлучение подписано не чернилами, а евхаристической кровью… Естественно, что святитель Игнатий, восстанавливая на этом соборе единство Константинополя с Римом, не ставил условием этого воссоединения отказ Рима от тех его новизн, в которых Рим был укорен Фотием. Впрочем, окончательное примирение произошло только через 10 лет, когда Фотий вернулся и «Большой Софийский» Собор объявил собор 869 года якоже не бывшим… Что же святые братья-просветители? Их труд в Моравии встретил сопротивление со стороны немецких епископов, и святые миссионеры едут в Рим, чтобы найти управу на своих недругов. По прибытии в Рим они сослужат литургию с Папой Адрианом в соборе святого Петра и других римских храмах . Папа лично рукоположил святого Мефодия во пресвитера . Учеников же славянских братьев рукоположили два римских епископа (Формоз из Порто и Гаудерик из Веллетри). Среди хиротонисанных в Риме был святой Климент Охридский .

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Латиняне стали ломать традиции в Болгарии, называя недействительными греческие традиции. Фотий, видя такие действия папы, решил созвать собор по этому поводу. Он пригласил папу и восточных патриархов. Было составлено «Окружное послание» патриарха Фотия (867г.), в котором впервые рассматриваются латинские новшества и дается им богословско-каноническая оценка. Фотием указывается группа неприемлимых нововведений: — совершение миропомазания только епископом; — принудительный целибат духовенства (ссылка на 3-е и 4-е правила Гангрского собора); — изменение начала Четыредесятницы; — использование «Филиокве» рассматривается как еретическое заблуждение (дана пространная богословская аргументация против «Филиокве»). Об использовании опресноков латинянами для Преосуществления Фотий не писал — еще не стояло такой проблемы. В 867 г. в Константинополе состоялся собор. От Римской церкви никто не прибыл на него. Были лишь представители восточных патриархов. Собор осудил папу Николая и добавление к Символу веры «Филиокве». Не узнав о своем осуждении, умирает папа Николай I. Папой становится Адриан II (867-872 гг.). В Константинополе в это время произошел дворцовый переворот. Убив Михаила, императором становится Василий Македонянин. (В Византии не было престолонаследования, а должен был назначаться соправитель, которым и был Василий - из возничих). Василий ищет опоры себе, поэтому отправляет в ссылку ставленника Михаила, Фотия, и возвращает Игнатия на патриарший престол. Это, правда, не могло добавить популярности Василию, так как Игнатий - из числа непримиримых иконопочитателей. И император обращается за поддержкой к Римскому папе, отдав ему в руки решение всех церковных дел. Послы Василия доставили в Рим акты собора 867 г. В Риме в июне 869 г. состоялся собор, на котором папа Адриан заявил, что папе принадлежит право суда над всеми предстоятелями поместных церквей, а сам он никем не может быть судим. Материалы собора 867 г. были сожжены, Фотий был отлучен, осуждены были и все его сторонники.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

В житии Мефодия есть неясное место (конец 5-й гл., где говорится, что Константин и Мефодий после трехлетних трудов в Моравии возвратились, научив учеников (и трьм летом ишьдъшем, възвратистася из Моравы, ученикы научьша). Куда возвратились, не сказано. Непосредственно за сим следует рассказ о приглашении Константина и Мефодия в Рим папой Николаем. Некоторые исследователи (напр., Iv. Franco. Beiträge zur Quellenkritik der cyrillo-methodianischen Legenden. Archiv f. slavische Philologie. 1906 (28) S. 254. См. рецензию П. Лаврова в Ж. М. Н. П. 1907 (X) 401), хотят думать, что Константин и Мефодий вернулись из Моравии в К-поль и потом, по приглашении Николая, направились в Рим, причем их поездка могла совпасть и даже стоять в связи с отправлением посольства Василия Македонянина в конце 867 г., извещавшего папу о смерти Михаила III, низложении Фотия и восстановлении Игнатия. Если бы это было так, то давалась бы почва для дальнейших предположений о разрыве Константина и Мефодия с Фотием. Но предположение, основывающееся лишь на одном неясном месте жития Мефодия и не находящее себе подтверждения в других памятниках, не может быть принято по следующим соображениям. Если бы в 866 или 867 г. свв. братья, действительно, вернулись в К-поль, то пригласить их к себе папа Николай и не захотел бы, и не мог бы. Не захотел бы потому, что возвращение Константина и Мефодия в Царьград в сказанное время означало бы их единение с византийским церковным правительством, другими словами, с ненавистным Николаю Фотием, и приглашать их к себе у папы не могло быть никакого желания. Не мог бы потому, что приглашение и не было бы передано в К-поль; его ожидала бы таже участь, какая постигла папские письма в К-поль от 866 г, которые были возвращены папе с византийской границы. Предполагать, что приглашение папы было получено братьями до их отхода из Моравии, нет оснований: тогда, конечно, они немедленно и направились бы прямо из Моравии в Рим. Послать же приглашение после к-польского дворцового переворота 23 сен. 867 года Николай не мог потому, что весть о перевороте пришла в Рим уже после его смерти († 13 ноября 867 г).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь он содержался в крепком заключении два года (865–867), предсказав кончину обоим кесарям (κατ’ μφω τον δυον καισροιν). И действительно: царь Михаил с кесарем отправился в поход против Измаильтян, дорогою между ними возгорелась злоба и кесарь жалким образом был изрублен мечем (21 апреля 866 г.); царь вернулся в столицу и вскоре (ο μετ πολ) сам испил ту же чашу (23 сентября 867 г., § 68). Престол занял кесарь Василий, – правильнее было бы сказать: соимператор. – Он созвал священный собор и после передачи патриаршего престола богоносному Игнатию (867 г.) сам разыскал «общего нашего отца» Николая и вместе с архиереем (очевидно патр. Игнатием) просил его занять свой монастырь (Студийский). Аскет сначала отверг такое предложение, ссылаясь на старческую немощь и бремя тамошнего игумена; я в твоей воле, царь, заметил святой, но требую для себя свободы и считаю великою выгодою находиться под зашитою твоего преподобства (τς σς σιτητος). Царь однако убедил его принять власть (867 г.), с благоволением отпустил его из дворца (τν βασιλεων) и очень часто приглашал его к себе, находя удовольствие в его простоте (πλτης, § 69). Затем автор собирается вкратце говорить о чудесах Николая, которые, по апостолу ( 1Кор. 14:22 ), суть знамения неверующим (§ 70). – Такая мотивировка звучит как-то странно, точно были люди, которые не верили в правоту дела Николая и которых необходимо было убедить в том, что все действия его были святы. – В то время Евдокия, супруга имп. Василия, страдала какою-то болезнью (πθει δειν); помощь врачей оказалась бессильною, и больной угрожала смерть. Василий горевал и стонал; но когда Евдокия увидела сон, он ободрился. Именно она увидела одного старца-монаха, который сказал ей: дерзай, ибо ты не умрешь ныне, но получишь отселе радость желанного выздоровления. Евдокия рассказала этот сон мужу, и император приказал явиться к ней всем столичным настоятелям церквей и монастырей. Явился и Николай, знакомый царице. Его она и видела во сне, от него и исцелилась; все и прежде всего император почтили его особенною честью.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010