Патриарх К-польский свт. Никифор I объявляет о вступлении на престол имп. Михаила I. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 10v) Н. остался верен имп. Никифору I во время заговора патрикия Арсавира в 808 г., в к-ром были замешаны представители К-польского Патриархата ( Theoph. Chron. P. 483). После смерти Никифора I (26 июля 811) и тяжелого ранения законного наследника престола Ставракия Н. оказался перед выбором: сохранить лояльность династии Никифора I (Ставракий рассчитывал передать власть своей жене Феофано) или примкнуть к группе во главе с магистром Феоктистом, выдвигавшей в качестве претендента на престол зятя Никифора I куропалата Михаила Рангаве. После длительных колебаний Никифор принял сторону магистра Феоктиста (Ibid. P. 492-493). Краткое правление Михаила I было отмечено в судьбе Н. 2 событиями. Во-первых, он отправил интронизационное послание к папе Римскому Льву III, которое не смог послать раньше из-за конфликтов Никифора I с Римом (RegPatr, N 382; Alexander. 1958. P. 105-110; Mainka. 1964; O " Connell. 1972. P. 68-78). Во-вторых, Н. организовал кампанию по борьбе с павликианами и афинганами, добившись от императора разрешения применять в их отношении смертную казнь ( Theoph. Chron. P. 495; RegPatr, N 383-384). Др. успешное решение Н.- окончательно запретить смешанные монастыри, о котором мы знаем только от Игнатия Диакона ( Boor. 1880. P. 159-160), датировать невозможно. Изгнание патриарха К-польского Никифора I имп. Львом V Армянином. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 866 об.) Изгнание патриарха К-польского Никифора I имп. Львом V Армянином. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 866 об.) Военные поражения Михаила I привели к резкому падению его популярности. Согласно Д. Тернеру, именно Н. стоял во главе властной группировки, к-рая возвела на трон Льва V (813-820) ( Turner. 1990). Однако уже при вступлении на престол Лев V продемонстрировал, что будет проводить полностью независимую политику, и не уступил требованию Н.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

Иосифа, архиепископа, учителя и наставника, который устроил храмы и монастыри, поставил епископов, священников, игуменов, чтобы учили народ» 45 . К сожалению, миссионеры папы возмутили покой юной Болгарской Церкви и остановили на время успехи веры в Болгарии. «Римский священник Павел» с товарищами возбудил в князе Борисе, ещё мало знакомом с верой, множество сомнений о Церкви Восточной и в блистательном виде представил счастье, готовое для Бориса, покорного папе 46 . Князь, с одной стороны надеясь найти в владыке запада защиту против Немцев, теснивших Болгарию 47 , с другой желая видеть в Болгарии независимое церковное правление, в 866 году обратился к папе Николаю с просьбой прислать способных учителей и учредить в Болгарии патриаршество. Папа Николай рад был тому, что целый народ, притом соседний с ненавистным для него Константинополем, отдаётся в его руки 48 . Немедленно послал он (866 г.) к Борису двух бискупов своих с книгами и с обширным посланием 49 . Бискупы Павел и Формоз скоро довели дело до того, что женатые восточные священники оглашены были нечистыми и удалены от мест своих, над крещёнными в другой раз стали совершать Миропомазание, в храмах читали Символ с прибавлением Filioque, разрешили есть в пост молоко и яйца 50 . Борис, не получив для Болгарии патриаршества, просил папу по крайней мере посвятить понравившегося ему Формоза в архиепископа. Но папа удалил Формоза из Болгарии 51 . Между тем патриарх Фотий окружной грамотой известил патриархов о наглых дерзостях папы против веры и благочиния, совершающихся в Болгарии. Борис увидел свою ошибку и поспешил поправить её. Он снова предоставил восточным проповедникам продолжать дела звания своего, уже и потому, что Славяне, давно крестившиеся, не хотели знать папы и требовали себе восточных священников. Для того, чтобы раз навсегда развязаться с папой, при том без опасности для своей страны, он послал в 869 году в Константинополь предложить собору притязания папы на Болгарию. На западе поняли тогда же, что князь, посылая послов на восток, прощается с папою 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Епископ Иоанн (Зизиулас). Истина и общение//Беседа. 10. Париж, 1991, с. 31. см. Греческая и латинская традиции об исхождении Святого Духа//Страницы. Журнал Библейско-богословского Института св. апостола Андрея. 1996, 1, с. 145. прот. Иоанн Свиридов. Рецидив “провинциального конфессионализма”//Церковно-общественный вестник 7 (Приложение к Русской мысли от 16.1.97) см. Андреев И. Д. Монархиане//Христианство. Энциклопедический словарь. Под ред. С. С. Аверинцева. т. 2. М., 1995, с. 146 Clement O. Orient – Occident. Deux passeurs. Vladimar Lossky, Paul Evdokimiv. – Geneve. 1985. p. 82. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. С. 866. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 227. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма… С. 866-867. Карсавин Л. П. Сочинения М., 1993. С. 186. Честертон Г.К. Шар и крест.//Приключения " 90. М., 1990. с.305. Верховской С. Несколько богословских вопросов, связанных с халкидонским догматом//Православная мысль. вып. 9. – Париж, 1953. с. 37. Лобковиц Н. Что такое «личность»?//Вопросы философии. 1998, 4, сс. 59-60. Дорофей, преп. Душеполезные научения и послания. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 80. Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. – М., 1992, с. 39. Цит. по: Рацингер Й. Введение в христианство. – Брюссель, 1988, с.126. Прот. Александр Мень. Магия, оккультизм, христианство. Из книг, лекций и бесед. М., 1996, сс. 151-155. Бюне В. Игра с огнем. Bielefeld, 1992, с. 211. прот. Александр Мень. Отец Александр отвечает на вопросы слушателей. М., 1999, С. 113. Ленин В. И. Письмо А. М. Горькому от 13.11.1913//Полное собрание сочинений. т.48, М., 1975, с. 226. прот. Александр Мень. Отец Александр отвечает на вопросы слушателей. М., 1999, сс.110-111. Прот. Александр Мень. Магия, оккультизм, христианство. Из книг, лекций и бесед. М., 1996, с. 166. Прот. Александр Мень. Магия, оккультизм, христианство. Из книг, лекций и бесед. М., 1996, с. 168. прот. Александр Мень. Отец Александр отвечает на вопросы слушателей. М., 1999, с. 114.

http://predanie.ru/book/71831-vyzov-ekum...

В царствование Льва Исаврянина Сарацины окружили Константинополь, на 1800 судах, в надежде расхитить его. Жители города, взяв всечестное Древо Креста Господа и Спасителя и св. икону Одигитрии, совершили по стенам города крестный ход, со слезами умилостивляя Господа. Флот Сарацинов почти весь погиб от чрезвычайной бури в Егейском море, и едва десять кораблей остались целы; трупы врагов грудами покрывали острова, берега и входы к пристаням 323 . Примечание. Хотя Синаксарь на субботу пятой седмицы Четыредесятницы упоминает об избавлении Константинополя по предстательству Богоматери – только троекратном: но история свидетельствует и о четвертом 324 . Аскольд и Дир, вооружив 200 судов, открыли себе путь в 866 году в Черное море, опустошили огнем и мечем берега, и осадили Константинополь с моря. Император Михаил III, царствовавший тогда в Константинополе, был в отсутствии, воюя на берегах Черной реки с Агарянами. Узнав от епарха или наместника Цареградского о новом неприятеле, спешил он в столицу; с великою опасностью пробрался сквозь суда и, не смея отразить их силою, ожидал спасения от Божией помощи, которую Господь и подал. По сказанию Византийских летописцев, народ обратился с мольбами к Богоматери в славном храме ее Влахернском. Патриарх Фотий с торжеством вынес ризу Богоматери на берег и погрузил в море, тихое и спокойное. Вдруг поднялась буря; рассеяла и истребила флот неприятельский, и только слабые остатки его возвратились в Киев. Нестор согласно с Византийскими историками описывает сей случай. Язычники Российские, устрашенные небесным гневом, немедленно отправили послов в Константинополь и требовали святого крещения. Грамота патриарха Фотия, писанная в исходе 866 года к восточным епископам, служит достоверным подтверждением сего известия. «Россы, говорит он, известные жестокостию, победители народов соседственных, и в гордости своей дерзнувшие воевать с империею Римскою, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Приняв христианство по обряду Восточной Церкви и начав проводить христианскую политику во внутренних делах государства и внедрять христианство в болгарское общество, Царь Борис столкнулся с ожесточенным сопротивлением со стороны болгарской военной аристократии – боилов, которые воевали и собственной кровью расширяли и строили Болгарию как могучее и обширное государство. Боилы (т. е. бояре-воины) подняли бунт против Царя Бориса в 866 г., обвиняя его в том, что он дал народу «плохой закон». Царь Борис сумел подавить бунт и расправился с семьями восставших боилских родов, но с сопротивлением далеко не было покончено. Одновременно с принятием св. Крещения из Константинополя послали в Болгарию Епископов и священников для крещения народа и для налаживания богослужения. Однако богослужение совершалось на непонятном для народа греческом языке, к тому же это был язык врага, чей образ прочно утвердился в сознании болгар в течении двух веков. Возможно, что и греческие священнослужители не повели себя подобающим образом, чем вызвали раздражение как народа, так и Царя. Болгарское общество и болгарский народ оказались в вакууме. С одной стороны, старые верования и представления были изгнаны и запрещены, а с другой, внедрялась вера, чьи догматы были не только не ясны для недавно языческой части народа, но эта вера являлась и верой врагов. Сам Царь Борис смотрел с недоверием на деятельность греческого духовенства. Все это побудило его приложить все свои силы и способности и начать еще неясную и для него самого титаническую борьбу за учреждение Болгарской Церкви как национальной институции. Видя перед собой Константинопольскую и иные Восточные Православные Церкви, Царь Борис пришел к выводу, что для сохранения христианства в Болгарии и для охранения государства от злоупотреблеиия использования христианства со стороны чужой силы, нужно создать самостоятельную Болгарскую Церковь , сплавить государство и Церковь в единое гармоничное целое на основании симфонии, для ограждения как христианства, так и государства от центробежных сил, грозящих разрывом обоих. Еще в 865 г. он обратился с просьбой к Константинопольскому Патриарху Фотию об учреждении самостоятельной Болгарской Церкви с достоинством Патриархии. Можно представить себе изумление Патриарха Фотия от этой просьбы. В 866 г. Патриарх Фотий ответил Царю Борису пространным письмом с катехистическим изложением святой православной веры и с поучениями о должностях государя и как ему править государством, что Царь Борис и сам знал, не нуждаясь в чужих советах. Об учреждении Болгарской Церкви не было ни слова. Тогда Царь Борис обратился к Риму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  (Л. Церковь Николы Чюдотворца в селе Дерникове в поместье Григорья Бабкина. Дани восмь алтын две деньги, десятильничих два алтына, заезда шесть денег. И июня в 17 день те деньги взято. Платил староста поп Федот. Церковь Рожества Пречистые Богородицы в вотчине Богоявленского в селе Опраксине. Дани дватцать восмь алтын, десятильничих восмь денег, заезда шесть денег, навъезд десять алтын. И июня в 17 день те деньги взято. Платил староста поп Федот. Церковь Петра и Павла в селе Петровском в вотчине Спаса Запрудново Дани десять алтын пять денег, заезда шесть денег, десятильничих восмь денег. И июня в 17 день те деньги взято. Платил староста поп Федот. (Л. 865 об.) Церковь Воздвижения Честнаго Креста Господня в селе Мануйлове в поместье Олферья Зюзина. Дани тринатцать алтын две деньги, десятильничих восмь денег, заезда пять денег. И июня в 17 день те деньги взято. Платил староста поп Федот. Церковь Преображения Спасова в селе Спаском в Ямщиках Ивана Полева. Дани осьмнатцать алтын пять денег, навъезд две гривны. И июня в 17 день те деньги взято. Платил староста поп Федот. Церковь Николы Чюдотворца на Козуре. Дани тритцать три алтына, десятильничих три алтына четыре деньги, заезда три алтына, навъезд гривна. И июня в 17 день те (Л. 866) деньги взято. Платил староста поп Федот. Церковь Преображения Спасова в селе Подлесном. Дани дватцать пять алтын три деньги, десятильничих восмь денег, заезда шесть денег, навъезд пятнатцать алтын. И июня в 17 день те деньги взято. Платил староста поп Федот. Церковь Михаила архангела в Васильевском, Сумороково тож. Дани пять алтын, десятильничих шесть денег, заезда две деньги, навъезд пять алтын. И июня в 17 день те деньги взято. Платил староста поп Федот. Церковь Николы Чюдотворца в селе Кривушеве в вотчине Богоявленского монастыря. Дани десять алтын четыре деньги, десятильничих и заезда три алтына, навъезд четыре деньги. И июня в 17 день те (Л. 866 об.) деньги взято. Платил староста поп Федот. Церковь Рожества Христова в селе Княжеве в Логинове стану на Покше в поместье Ивана Чичагова. Дани четырнатцать алтын четыре деньги, десятильничих гривна, заезда шесть денег. И июня в 17 день те деньги взято. Платил староста поп Федот.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

Царствовавший в Византии иконоборец всячески преследовал православных, вплоть до открытого гонения. На Иерусалимском престоле патриарха Фому I (807-820) сменил Василий (820-838). В апреле 836 года патриарх Василий созвал в Святом Граде Поместный собор в защиту почитания святых икон, на котором присутствовали патриархи Александрийский Христофор (817-841) и Антиохийский Иов (813-843) с большим количеством монахов. Соборяне составили послание свирепствовавшему императору Феофилу, ставшее монументальным трудом и историческим памятником той эпохи. Особенной жестокостью к христианам отличался халиф Джафар Аль Мутаваккил (847-861), издавший против христиан ряд законов. Помимо прочего христианам впредь запрещалось передвигаться по стране, а на их жилищах положено было изображать демонов. Для расширения улиц и площадей множество христианских домов были снесены. Патриарх Феодосий (862-878) С восхождением к власти халифа аль Муштаина (862-866), когда Иерусалимской церковью управлял патриарх Феодосий (862-878), положение христиан заметно улучшилось. С его приходом у христиан снова появилась возможность общения с Вселенской Церковью. Патриарх Феодосий начал вести активную переписку с Константинопольским патриархом Игнатием (86-877), а позже и с Фотием (858-867, 878-886), открыто прося помощи у императора Василия I (867-886): «…смилуйся богоизбранный император над Церковью Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сжалься над Сионом, матерью Святых Церквей…». В этот недолгий период весьма сильно возрос интерес к Святым Местам. Их непрестанно посещали видные личности того времени, оказывая посильную помощь. Пришедший после аль Муштаина халиф Аль Мутаж (866-869) не только позволил восстанавливать разрушенные храмы, но впервые за столь длинный период освободил от поголовного налога монахов. Непрекращающиеся разрушения и восстановление храма Воскресения Начавшиеся было улучшаться отношения между арабским миром и христианами снова стали ухудшаться при Иерусалимском патриархе Илье III (878-907).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Базилика св. Колумбана в Боббио. 1456–1522 гг. В IX в. были написаны истории отдельных епископских кафедр. Во 2-й пол. IX в. Анастасий Библиотекарь отредактировал рим. «Liber Pontificalis», а также перевел на латынь «Хронографию» греч. хрониста Феофана Исповедника. Исторические жизнеописания местных епископов составляются в Равенне и Неаполе. «Книга Равеннских понтификов» (Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis; сер. IX в.) Агнелла Равеннского, монаха аббатства св. Андрея, представляет собой сборник биографий епископов Равенны. «Книга Неаполитанских понтификов» (Liber pontificalis ecclesiae Neapolitanae), известная также как «Деяния Неаполитанских епископов» (Gesta episcoporum Neapolitanorum) датируется временем между 834 и 849 гг. и приписывается Неаполитанскому еп. Иоанну IV Книжнику . В нач. X в. Иоанн Диакон из Неаполя довел повествование об истории и епископах Неаполя до 872 г. Для датировки он использовал годы правления визант. императоров, но в остальном произведение написано с позиций неаполитанского «патриотизма», история франков и Римских пап излагается только в связи с церковной историей Неаполя. Агиографические сочинения Иоанна Диакона посвящены прославлению местных святых. Кон. IX в. датируется составленная в Монте-Кассино «Хроника» (Chronica S. Benedicti Cassinensis) из 3 частей, написанных, вероятно, разными авторами. В 1-й части излагается история И.- от вторжения лангобардов в 568 г. до походов имп. Людовика II в Юж. Италию (866/7); во 2-й части описаны события, происходившие в Беневенто и в Юж. Италии,- от убийства кн. Сихарда (839) до 866/7 г.; 3-я часть посвящена истории аббатства Монте-Кассино. В «Салернской хронике» (Chronicon Salernitanum; кон. IX в.) собраны сведения о событиях сер. VIII - сер. IX в. в Салерно и Беневенто. В «Истории беневентских лангобардов» (Historia Langobardorum Beneventanorum) Эрхемперта рассказывается о событиях от появления в И. лангобардов до вторжения Карла Великого (1-я гл.), а затем в своем повествовании автор ограничивается историей Беневенто и доходит до 832 г. На фоне этих локальных историй общеитал. характером выделяется «История» (Historia) пресв. Андрея из Бергамо, близкого ко двору имп. Людовика II. Сочинение посвящено истории Каролингов в И. и событиям, происходившим в империи, и начинается с краткого пересказа «Истории лангобардов» Павла Диакона (от лангобардского завоевания И. до правления Карла Великого); далее повествование становится более подробным и доведено до смерти имп. Карла Лысого.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Аргументация папы, как бы не казалась она сильна, била мимо цели. 2798 Ср. письмо Николая к имп. Михаилу от 866 г. Mansi XV, 230 (Р. G. 1034). Справки папы, по замечанию Рихтериха, ничего не доказывают. Максим Циник (381 г.) никогда не признавался и со стороны епископов к-польской церкви. Письмо папы Дамаса (366–384) по делу Максима не оказало на ход дела никакого влияния (Cf. Langen, Geschichte d. römisch. Kirche bis zum Pontifikate Leo’s I. 1881. S. 558. Если папа Целестин (422–432) еще до созвания Ефесского собора объявил учение Нестория еретическим, то самый собор, низложивший Нестория, был созван императорами независимо от приговора папы и без его содействия. Осуждение папой Феликсом III (483–492) патриарха Акакия (471–489) не помешало последнему сохранить свое положение, как это признал сам Николай в другом письме к Михаилу от 866 г. (loc. cit.). Патриарх Анфим отрекся от престола сам (536). Монофелитствующие патриархи Сергий, Пирр, Павел и Петр были осуждены VI всел. собором, причем вместе с ними осужден и папа Гонорий, „поведение которого Николай благоразумно обходит молчанием“. Richterich (Revue Internat. de Théol. 1901) S. 753. 2799 К-поль мог бы ответить папе, что еще очень недавно, в 842 г., здесь судили патриарха Иоанна VII Грамматика, при чем в Рим не обращались за содействием. Некоторые примеры собраны самим Фотием, Συναγωγα κα ποδεξεις, ρτ. Βαλττα, σελ. 563. 2800 Папа любил сравнивать неугодные ему соборы с разбойничьим, напр., мецкий собор 863 г. Mansi XV, 651. 2801 Папа прав, что к Игнатию нужно было отнестись снисходительно, но правы были бы и греки, если бы указали, что в деле Игнатия не было ереси, и созывать собор с участием папы и патриархов для суда не было нужным. 2802 Здесь Николай разумеет собор 861 г., на заседаниях которого, хотя и не на всех, присутствовал Михаил. 2803 Собор 859 г. не был, конечно, безглавым, и игнатиане не жаловались, что дело Игнатия на нем разбиралось под давлением светского правительства (хотя акты и были подписаны Михаилом). Между тем, приговор 859 г. в Византии и считался окончательным. Что касается собора 861 г., то участие и роль Михаила на этом соборе дают папе известное право жаловаться на давление светской власти; но для Византии этот собор, в деле Игнатия, не имел особенного значения. В нем видели только выражение согласия со стороны Рима с к-польским решением 859 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

130 Под этим годом впервые упоминает об этом союзе Фульдская летопись ap. Pertz, t. I. См. Голубинского в «Истории церквей Болгарской и проч.». На этом сочинении, также на сочинении Лавровского о Кирилле и Мефодие (Харьков, 1862) преимущественно и основано то, что говорится здесь и далее об отношениях Бориса к немцам и Риму и времени крещения его. 132 Ссвятые братья прибыли в Моравию в половине 863 года; в Моравии, по житию Константина, пробыли три года и четыре месяца, т.е. приблизительно до ноября 866 года. Итальянская легенда считает не три года и четыре месяца, а четыре года с половиной до путешествия их в Рим. Эти лишние год и два месяца, если принять ее свидетельство, должны падать на пребывание святых братьев в Паннонии, где, и по житию Константина, должны были провести немалое время, ибо учили пятьдесят учеников, вверенных им Коцелом, затем на путешествие в Венецию и пребывание в ней. Присоединяя эти год и два месяца к времени с ноября 866, получаем конец 867 или начало 868 года, как время прибытия святых братьев в Рим. Последнее согласно с другими данными для определения этого времени – у Горского и Лавровского. 133 О творениях Дионисия Ареопагита , переписанных по-гречески и недавно переведенных на латинский ученым Иоанном Скоттом, говорит и папа Николай в письме к Карлу Лысому в 867 году (Patr. Latin. ар. Migne. Т. 119 р. 1119). Видно, вопрос об этих творениях, ставших известными через перевод Скотта, занимал в данное время римских богословов и книжников. 134 Не с этих ли пор разнеслась между евреями, рассеянными по Западу, весь о хазарском иудействе? 135 Если высказанное выше предположение, что освобожденные, по просьбе Константина, девятьсот пленных в Моравии и Паннонии были преимущественно из болгар, то это обстоятельство, став теперь ближе известным болгарскому посольству, также внушало ему чувство признательности и почтительности к виновнику освобождения. 136 Превратные толкования этими писателями факта погребения Кирилла в Риме достаточно разобраны и изобличены Лавровским в его сочинении «Кирилл и Мефодий»... Харьков, 1864 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010