220 См. по поводу последующих указаний: Foerster Ε. Marcionitisches Christentum. Der Glaube an den Schöpfergott und der Glaube ап den Erlösergott. Vortrag auf der Eisenacher Tagung des Bundes für Gegenwartchristentum am 3.Oktober 1921//Catholic world. Jg. 35. 1921. Sp. 809–827. hier Sp. 819: «Барт сравнивает перемещение по границе между утверждением и отрицанием культуры с прогулкой по гребню хребта. В самом деле, только с такой про­гулкой можно сравнить жизнь в соответствии с этим правилом, с прогулкой по острому как нож гребню хребта, когда каждый неосторожный шаг вправо или влево неизбежно ведет к падению в пропасть, когда нельзя спокойно стоять, лежать или сидеть, можно лишь безостановочно карабкаться дальше Сыну швейцарских гор этот образ может показаться не таким уж страшным, как миллионам жителей равнин. Они, вероятно, скажут, что испытание христианства в жизни превращается тем самым во что-то виртуозное, сводится к рафинированной технике. Как возможно сохранять равновесие на этом шатком основании?» 221 Аллюзия на статью: Liebe R. Der Gott des heutigen Geschlechts und wir. Vortrag gehalten im Bund für Gegenwartchristentum zu Eisenach am 5. Oktober 1921//Catholic world. Jg. 35. 1921. Sp. 850–853, 866–868, 883–889. Указание на Барта: Sp. 867 (называет Барта библииистским новым супранатуралистом) и Sp. 888. 222 Подразумеваемый здесь факт, что один из критиков Барта сравнил его богословие с богословием Себастьяна Франка (1499–1542), не нашел своего подтверждения, Возможно, здесь Барт путает Франка с его современником – Каспаром фон Швенкфельдом (1489–1561), которого сравнил с Бартом Иустин (псевдоним W. Köhler’a) (Justinas. Zur religiösen Lage der Gegenwart//Neue Züricher Zeitung vom 21.10.1920): «...y Карла Барта, пастора из Зафенвиля, оживают Цюндель, Швенкфельд и старые мистики…» 223 Вероятно, аллюзия на: Albers А. Johannes Müller und Karl Barth, was sie uns heute sind//Catholic world, Jg. 35. 1921. Sp. 498–501, hier Sp. 499: «На Барта очень сильное воздействие оказал друг Ницше Франц Овербек.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

800. Слово 15. 801. Слово 15. 802. Слово 15. 803. Слово 15. 804. Слово 15. 805. Слово 15. 806. Слово 15. 807. Слово 15. 808. Слово 15. 809. Слово 15. 810. Слово 15. 811. Слово 16. 812. Слово 16. 813. Слово 16. 814. Слово 16. 815. Слово 16. 816. Слово 16. 817. Слово 16. 818. Слово 16. 819. Слово 16. 820. Слово 16. 821. Слово 16. 822. Слово 16. 823. Слово 16. 824. Слово 16. 825. Слово 16. 826. Слово 16. 827. Слово 16. 828. Слово 16. 829. Суд. 7. 20. Слово 16. 830.  Любовь долготерпит, милосердствует (1 Кор. 13. 4). 831. Слово 16. 832. Слово 16. 833. Лк. 23. 42. Слово 16. 834. Слово 17. В этом Слове преподобный Исаия поведает, что душу, исшедшую из тела и проходящую воздушное пространство в сопровождении святых Ангелов, встречают демоны и подвергают истязанию. Это место внесено в «Слово о смерти» и потому здесь не повторяется. 835. Слово 17. 836. Слово 17. 837. Слово 17. 838. Слово 17. 839. Слово 17. 840. Слово 17. 841. Слово 17. 842. Слово 17. 843. Слово 17. 844. Слово 17. 845. Слово 17. 846. Слово 17. 847. Слово 17. 848. Слово 17. 849. Слово 17. 850. Слово 17. 851. Слово 17. 852. Слово 17. 853. Слово 17. 854. Слово 17. 855. Слово 17. 856. Слово 17. 857. Слово 17. 858. Слово 17. 859. Слово 17. 860. Слово 17. 861. Слово 17. 862. Слово 17. 863. Слово 17 864. Слово 17. 865. Слово 17. 866. Слово 17. 867. Слово 17. 868. Слово 17. 869. Слово 17. 870. Слово 17. 871. Слово 17. 872. Слово 17. 873. Слово 17. 874. Слово 17. 875. Слово 17. 876. Слово 17. 877. Слово 17. 878. Слово 17. 879. Слово 17. 880. Слово 17. 881. Слово 17. 882. Слово 17. 883. Слово 17. 884. Слово 17. 885. Слово 17. 886. Слово 17. 887. Слово 17. 888. Слово 17. 889. Слово 17. 890. Слово 17. 891. Слово 17. 892. Слово 17. 893. Слово 17. 894. Слово 17. 895. Слово 17. 896. Слово 17. 897. Слово 17. 898. Слово 17. 899. Слово 17. 900. Слово 17. 901. Слово 17. 902. Слово 17. 903. Слово 17. 904. Слово 17. 905. Слово 17. 906. Слово 17. 907. Слово 17. 908. Слово 17. 909. Слово 17. 910. Слово 17. 911. Слово 17. 912. Слово 17.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

843. Письма 1844. I, 3. IV, 52. 1845. I. 70. Ермия Созомена Саламинского †450 844. Церковная история в девяти книгах. 18511852. Т. 1. (В писаниях церковных историков). Блаженного Феодорита, Епископа Кирского †457 I. Толкования: 845. На книгу Бытия, в вопросах и ответах. 1843. III. 318. IV. 44. 846. На книгу Исхода. 1843. IV. 189. 847. На книгу Лebum. 1843. IV. 352 . 848. На книгу Чисел. 1844. I. 53. 849. На книгу Второзакония. 1844. I. 173. 850. На книгу Иисуса Навина. 1844. II. 22. 851. На послание к Ebpeям. 1843. I. 153. 325 . II. Разные сочинения: 852. Изложение Божественных догматов. 1844. VI. 173. 311 853. О Вере. 1845. IV. 395. 854. О начале. 1846. II. 196. 855. Об Ангелах и так называемых богах и о злых демонах. 1846. III. 176. 856. О природе человека. 1856. IV. 47. 857. Разговор между Еранитом и православным: а) О непреложном воплощении Бога Слова. 1846. I. 23. 858. Разговор между Еранитом и православным: о неслиянном соединении естеств во Иисусе Христе. 1846. I. 335. 859. Церковная История в пяти книгах. 18521853. Т. 1. (В писаниях церковных историков). 860. Извлечение из Церковной истории: о первом вселенском Соборе. 1835. II. 283. Льва Великого †461 I. Слова: 861. На Вознесение Господне. 1839. II. 180. 862. На Пятьдесятницу. 1838. II. 175. 863. Из слова о посте по Пятидесятнице. 1838. II. 313. 864. Послание к Константинопольскому Патриарху Флавиану. 1841. I. 145. 865. Избранные размышления о страдании Господнем. 1844. II. 3. Филосторгия 866. Сокращение церковной истории сделанное патриархом Фотием. 1854. Т. 1 (в писаниях церковных историков). 867. Отрывок из Филосторгия. 1854. (там же) 868. Сказание о святом и славном Великомученике и чудотворце Артемие. 1854. (там же). Преподобного Аввы Дорофея †620 I. Слова: 869. О святом посте. 1830. XXXVII. 257. 870. О злопамятстве. 1829. XXXIV. 30. 871. О здравии и согласии добродетелей. 1829. XXXV. 27. 872. О совести. 1829. XXXV. 131. 873. О ужасе будущего мучения, и о том, что желающий спастись никогда не должен быть беспечен о своем спасении. 1829. XXXVI. 270.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9. Вторая грамота ему же. С. 777–782. 10. Письмо попа Сисоя к Кириллу. С. 782–784. 11. Обличительное послание соколинскому обществу. С. 784–793. 12. Присяга Софрония пред постановлением в епископы. С. 793–796. VI. Документы за время от вступления Кирилла в звание митрополита до смерти инока Павла (1849–1854). 1. Дело о возведении Кирилла в звание митрополита. С. 796–810. 2. Дело о поставлении епископа в Тульчу и учреждении Славянской архиепископии. С. 810–814. 3. Окружная грамота. С. 814–817. 4. Жалованная грамота ясскому попу Никифору. С. 817–818. 5. Соборный приговор о попе Алексее Егорове. С. 819–820. 6. Предписание ясскому попу Никифору. С. 820–822. 7. Окружная грамота к буковинским липованам. С. 822–829. 8. Окружная грамота иархиальным священникам и прочим. С. 829–839. 9. Особое послание Белокриницкому общества. С. 840–842. 10. Предписание ясскому попу Никифору. С. 842. 11. Обязательство белокриницкого общества. С. 843. 12. Грамота Софронии о постановлении епископов для России. С. 844–845. 13. Грамота Онуфрию. С. 846. 14. Ответ Кузьмину о супружестве со второй женой. С. 846–847. 15. Выбор архимандрита. С. 847–849. 16. Пастырское наставление Аркадию. С. 850–852. 17. Приказ от архимандрита. С. 853. 18. Другой приказ его же. С. 853–855. 19. Грамота Алипию Тульчинскому. С. 856–857. 20. Устав Владимирской архиепископии. С. 857–859. 21. Грамота Сафронию. С. 859–860. 22. Дело о дочери Ивана Филиппова. С. 860–865. 23. Дело о выборе нового попа в Климоуцы. С. 866–875. 24. Дело о Спиридонии. С. 875–894. 25. Грамота Ясскому протопопу Никифору. С. 894–896. 26. К нему же письмо Кирилла. С. 896–898. 27. Письмо Никифора к Павлу. С. 898–899. 28. Кириллова грамота Никифору. С. 899–902. 29. Дело Софрония: а) Павлово объяснение. С. 902–911. б) Пространное изложение от имени Кирилла. С. 912–953. в) Формальное приглашение Софрония на суд. С. 953–963. г) Письмо Кирилла и Онуфрия к Антонию. С. 963–967. Читать далее Источник: Братское слово : журнал по изучению и критике старообрядчества. – Москва, 1875-1876 гг.; 1883-1899 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вероятно, переименование состоялось к концу периода самостоятельного правления Михаила III и не позже начала правления Василия I Македонянина (867–886). Во всяком случае, в Херсоне найдена медная монета с литерами MB на аверсе и аббревиатурой К/(М?) на реверсе 1869 , которые можно расшифровать как «Михаил василевс» (либо «Михаил III – Василий I») и «Климата». Как уже было сказано, она датируется в пределах от 842 г. до 866–867 г. и может быть одним из свидетельств официального употребления первоначального названия стратигии. Зато в Тактиконе 899 г. название Климата отсутствует и в иерархии высших чинов на 30-м месте, из 59, значится стратиг только Херсона 1870 . В списке стратигов он назван 24-м и последним, если не считать приписки относительно других фемных эк просопу (kai ek prosopou eisi ton thematon), очевидно, все тех же кира, экдика, «отца города», протевонов, выступавших «от лица» стратига (см.: рис. 172) 1871 . Стратигом Херсона это должностное лицо именуется и на моливдулах, начиная примерно с середины IX в., что позволило К. Цукерману высказать предположение о существовании фемы с названием Климата в очень узких хронологических рамках, не более нескольких лет, до конца 840-х или начала 850-х гг. 1872 . Окончательно прояснить этот вопрос помогут только новые нумизматические или сфрагистические находки, которые, надо надеяться, не заставят себя долго ждать. Вместе с тем, утверждать, что «амбициозный проект Феофила потерпел провал» было бы неверно 1873 . Именно благодаря существованию фемы на здешних землях и ее тесной связи с заморьем трудная политическая ситуация, сложившаяся вокруг города в середине IX столетия, со временем оказалась преодолена для херсонитов с наименьшими потерями и с наибольшими перспективами. Отражением неослабного внимания правительства к преобразованной феме могло стать строительство в правление Василия I большого общественного архитектурного комплекса, возведенного в это время на территории «цитадели», который И. А. Антонова убедительно интерпретировала как здание византийского претория – резиденции стратига и командиров его ведомства 1874 . В таком случае именно для него в апреле 1059 г. стратигом Херсона и Сугдеи, патрикием Львом Алиатом, было приказано изготовить «железные двери» (ai portai ton praitoriou siderai), что указывает на преемственность расположения провинциальной администрации Херсона в течение всего существования фемы и на особое отношение ромейских властей к «цитадели» и здешнему военно-административному комплексу 1875 . Именно за его содержание на херсонской земле местные власти могли получать весьма значительные арендные деньги – те две литры (144 номисмы) пакта (tas duo tou paktou), o которых, наряду с прочими казенными выплатами, выдаваемыми кастрону Херсон, особо упоминал Константин Багрянородный 1876 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дионисий говорит о Боге в отрицатель­ных и превосходных терминах, называя Его γνωστος (неведомый, непознаваемый), ακατληπτος (непостижи­мый), ακατονμαστος (неименуемый), ληπτος (не­доступный), μθεκτος (непричастный), αννυμος (безымянный), αρατος (невидимый), πειρος (беспре­дельный), περγαθος (сверхблагой), περγνωστος (сверхневедомый), περρρητος (сверхневыразимый), περοσιος (сверхсущностный), πρφωτος (сверхсвет­лый), и даже πφθεος (сверх-бог) 847 . Дионисий широко использует такие оксимороны, как «сверхсветлый су­мрак» 848 , «сверхсущностная Сущность» 849 , а также па­радоксальные утверждения, например, «будучи вы­ражен, остается невыразимым, и будучи постигнут, остается непостижимым» 850 , или «невидением и незна­нием увидеть и познать» 851 . Сопоставляя апофатический словарь Симеона со словарем Дионисия 852 , мы видим, что оба автора поль­зуются сходной терминологией. Впрочем, язык Симе­она значительно богаче, когда дело касается отрица­тельной терминологии, и более ограничен в употреб­лении терминов с превосходной степенью. Симеон ис­пользует почти все отрицательные термины, встре­чающиеся в Ареопагитиках, но добавляет к ним тер­мины собственного изобретения, а также такие, кото­рые он заимствует в других, не-ареопагитских, источ­никах, например αθερητος (несозерцаемый) 853 , ακατα­ νητος (неуразумеваемый) 854 , ακρτητος (неудержи­ваемый) 855 , μαρντινος или αμραντος (неувядаю­щий) 856 , αμετακνητος (неизменный) 857 , αμχανος (не­выразимый) 858 , ναμρτητος (безгрешный) 859 , νεκλλη– τος, ανκφραστος, νεκφωνητος, ανερμνευτος (неизречен­ный) 860 , а также никогда ранее не встречавшийся термин νυπερφανος (негордый) 861 , и многие другие.   Среди терминов с приставкой превосходной степе­ни мы находим у Симеона преимущественно термины литургического происхождения, такие как περνορχος (пребезначальный) 862 , περδεδοξασμνος (препрославленный) 863 , περευλογημνος (преблагословенный) 864 , περ– εσπλαγχνος (премилосердный) 865 , υπερπλρης (сверх­полный) 866 и некоторые другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

К 1871 г. оставалось наличными 107,742 р., билетами 3.056,736 р., в этом году поступило от сбора в епархиях 600,653 р., билетами 337,341 р., в расходе было наличными: 621,289 р., билетами 247,866 р. К 1880 г. оставалось: наличными 128,705 р., билетами 3.441,401 р., в этом году поступило: от сбора в епархиях 782,149 р., билетами 799,777 р., в расходе было наличными 665,176 р., билетами 682,197 р. 465 . Кроме епархиальных попечительств, для призрения заштатных клириков и духовных сирот в епархиях с 1867 года стали учреждать окружные попечительства или попечительные благочиннические советы. Прямое их назначение – оказание пособий бедным лицам и семействам лиц духовного звания в своем округе, попечение о сиротах духовенства, назначение им опекунов, свидетельствование опекунских отчетов, наблюдение за содержанием сиротских имуществ, увеличение денежных средств в пользу заштатных и сирот и, наконец, выдача заимообразных ссуд нуждающимся священно-церковнослужителям 466 . Самые ранние из окружных попечительств – попечительства Подольской епархии, открытые в 1867 г. с капиталом в 7,535 р. С течением времени этот капитал возрастал, так что к 1878 г. простирался до 20,000; пособия из него оказаны были более чем 850 лицам 467 . По примеру Подольской епархии окружные попечительства открыты были и в других епархиях: Вологодской 468 , Псковской 469 , Пензенской 470 и др. Наиболее верное средство к вспоможению бедным и сиротам духовного ведомства представляется в учреждении эмеритальных касс. Духовенство Самарской епархии первое подало пример открытия такой кассы (1867 г.) 471 . Почти одновременно с Самарской епархией открыта эмеритальная касса духовенства г. Саратова, а, через два года основалось «Общество взаимовспомоществования и прочего духовенства города Саратова» 472 . Появились эмеритальные кассы и в других епархиях, напр. Таврической (с 1874 г.), Астраханской (1876 г.), Полтавской (1878 г.) и др. Устав каждой из эмеритальных касс, открываемых в разных епархиях, имеет своеобразные особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неправильно переводит и толкует грузинские слова: ciskideni края неба в, смысле края Мира 843 , damyna привитие, привитие, привязывает в значении защиты, ограды 844 , gancxadebulad открыто, явно переводит через признав 845  и др. Книга Бытия, по мнению проф. Марра, имеет на грузинском языке два названия: Sobani (?) и dabadeba; очевидно, ему неизвестно, что существует на нашем языке еще два названия указанной khuru-igni Sesaqmisa, igni SeqmnaTa-khura творения 846 Подчас конъектурно восстановляет и не везде правильно читает проф. Марр разборчивые в тексте слова: cremli 847 , ityvs 848 , miemadla 849 , eklestiaste 850 , scuan viTa 851 , mun Tques 852 , sulibnis 853 , Tanamdebarian 854 , var daSavebul 855 , Svenier var 856 , Sav vari me 857 , umwyni 858 , dalpis 859 , viTar 860 , Sinao 861 , aRsrulebuli 862  и др. Есть и пропуски слов: var 863 , vas 864 , и др. Оставлено без перевода: „ese yi misTana“ 865 . Относительно слова проф. Марр рассуждает так: «судя по славянскому переводу, должно означать кротость; этого требует также обычное представление о голубе, качеством которого и выставлено dasaxlebuloba. Между тем слово это может означать по- грузинские лишь (?) построение дома, обзаведение семьею (и домовитость добавим мы с своей стороны):чтобы понять его в значении кротости, надо знать что оно представляет материальный перевод армянского (арм.), -что, происходя от (арм).домашний, однако значит и кротость» 866 . Когда хочет проф. Мирр, то грузинские, переводчики превращаются в буквалистов, как в данном месте, а в других случаях он освобождает их от подобного раболепия перед буквою, утверждая, что «точность составляет основное условие у авторов (раз. грузин) этих переводов» 867 . Даже там, где грузинский текст ясно говорит, что он переведен не с армянского, Марр силится Оправдать свою предвзятую мысль: «толкование богословения Иакова, говорит проф. Марр, в Шатбердском списке помещено на втором месте по какому то недоразумению (?!) на грузинской почве, так как в армянском в этом отношении соблюдается правильный порядок. По всей видимости виновники этого недоразумения-переписчики грузинского перевода» 868 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

правителями. При Людовике I Благочестивом и его преемниках в И., Лотаре I и Людовике II, противостояние сменилось союзническими отношениями. В 840 г. Лотарь I, прежде уделявший в политике много внимания И. и использовавший ее в 833-836 гг. как плацдарм для борьбы с отцом, имп. Людовиком Благочестивым, объявил королем И. старшего сына Людовика II, прозванного Добрым. Вступив в войну с братьями из-за раздела Франкской империи, Лотарь боролся за контроль над Рейнским регионом и в И. более не возвращался. Напротив, Людовик II был всецело поглощен делами в И. и не смог вмешаться в раздел королевства младшего брата Лотаря II (869), из владений к-рого он получил лишь Прованс. В 844 г. папа Сергий II помазал Людовика II на царство, а в 850 г. папа Лев IV (847-855) короновал его императором, соправителем отца, после кончины к-рого в 855 г. Людовик стал править самостоятельно. Имп. Людовик II вмешался в междоусобицу Сиконульфа, герц. (дукса) Салерно, правившего независимо после гибели беневентского кн. Сихарда (839), и захватившего Беневенто Радельхиса I. В 851 г. император заставил Радельхиса признать независимость Салерно. Однако основной заботой Людовика II стала защита И. от набегов пиратов-сарацин, в 846 г. напавших на Рим. В 847 г. военная экспедиция против арабов, к-рые захватили визант. г. Бари и основали эмират, не принесла успехов. В 871 г. совместными действиями франков и византийцев г. Бари был взят, а эмират пал. Визант. император отказался в пользу Людовика II от суверенитета над Беневенто и Салерно, к-рые фактически были подчинены франк. императору с 860 г. В 872 г. Людовик II подавил мятеж беневентского кн. Адельхиса и восстание жителей Капуи (в 866 город был передан в управление маркграфу Сполето Ламберту I). Эти мятежи продемонстрировали непрочность власти франк. императора в Юж. Италии. Последующие короли И. и императоры практически не вмешивались в дела в этом регионе. В противостоянии с Каролингами и во внутренних конфликтах лангобардские правители Юж. Италии, а также и визант.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Флоровский, Ор. cim,cmp. 292. 846 Сочин., т. 1, стр. 356. 847 Такой же верой в материализм были проникнуты воззрения очень популярного в радикальных кругах того времени журналиста М . А. Антоновича. См. о нем, напр., Радлова (статья «Лавров в русской философии» в сборнике «П. Л. Лавров», Петербург 1922), Котляревский, Ор. cim,cmp. 524, Когана («Под знаменем марксизма», 1939. 848 Та же статья «Схоластика XIX b.». Соч., т. 1, стр. 366. 849  Ibid. стр. 339. 850 Сам Писарев предпочитает слово «реализм». 851 В одной статье (о книге Молешотта) Писарев договорился до такой фразы: «до сих пор не придумано микроскопа, который мог бы следить за работой мысли в мозгу живого человека» (!). 852 Сочин., т. 1, стр. 347. О ярком индивидуализме нигилистов верные замечания у Степняка Кравчинского, «История подпольной России» (т. II, стр. 2). 853 «я все основываю на непосредственном чувстве». (Т. 1, стр. 368). «Я вижу в жизни только процесс и устраняю цели и идеалы». (Ibid, стр. 369). 854 «Полнейшее проявление человечности возможно только в цельной личности». (Ibid, стр. 369). 855 Мотивы Руссо. 856 Сочин., т. IV., стр. 95. 857 Ibid, стр, 65. 858 Писарев постоянно возвращается к той мысли, что только непосредственная очевидность «есть полнейшее. и единственное ручательство действительности». (Соч., т. 1, стр. 361, 369). Это — примитивный сенсуализм, с которым так часто у нас соединяется позитивизм. 859 Борьба с «абсолютными истинами» и защита релятивизма заполняет статью «Схоластика XIX века». 860 Андреевич, Ор. cim,cmp. 236. 861 См. о нем книгу Богучарского, Активное народничество 70–х годов, 1912. 862 См. об этом, напр., у Massaryk., В. II, стр. 111. 113. 863 См. о нем сборник статей Н. В. Чайковский, Париж 1929. 864 Воспоминания (в том же сборнике, стр. 36–7). 865  Открытое письмо (Н. В, Чайковского) к друзьям (в том же сборнике, стр. 279). 866 Открытое письмо…, Ibid, стр. 279. 867 См. очерк Полнера («Чайковский и богочеловечество» в том же сборнике (стр. 97–167). 868 Федотов (Богданов). Трагедия русской интеллигенции («Версты», 1927. Стр. 171). 869

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010