В достаточно поздней надписи папы Пасхалия I (817—824) в апсиде базилики св. Пракседии на Эсквилине было упомянуто 16 имен дев и вдов, мощи которых в числе многих других были перенесены в этот храм . Статус вдов приравнивался к положению женщин, посвятивших себя Богу или давших обет. За похищение последних, согласно третьему Орлеанскому собору (538 г.), преступник карался изгнанием из общины. Если же это дело совершалось с согласия женщины, то изгонялась и она . В христианской Церкви о вдове складывается вполне определенное представление, в своей основе восходящее к ветхозаветной традиции. Вдова — женщина, лишенная возможности добывать пропитание собственными руками, а потому нуждающаяся в церковном содержании. Церковь не могла поддерживать всех нуждавшихся, поэтому отбор вдов был достаточно строгим. Необходимыми условиями для включения в нее апостол Павел называл добродетельную жизнь, постоянство в молитве, однобрачие и преклонный возраст. Можно сказать, что в последующее время эти требования в своей основе соблюдались по всей Церкви. То обстоятельство, что вдовы, подобно священнослужителям, получали церковное содержание, не вступали во второй брак и обязаны были долго молиться, в какой-то мере сближа­ло их с клириками, хотя и не вело к включению в клир. Практической благотворительностью вдовы фактически не занимались: основным их служением являлась молитва, а в ряде случаев — настав­ление других в христианской вере. Подобные поучения не были церковной проповедью, и пожилые вдовы имели право на них по причине возраста и опыта. Кроме того, само по себе хранение вдовами безбрачия признавалось церковными авторами наилучшим для женщины служением. Эта идея ляжет в основу жизни христианских дев, а позднее — монахинь. Достоверных сведений о том, что женский диаконат как организованное служение существовал в Церкви в первые два века, нет, хотя в посланиях апостола Павла имеется несколько мест, которые иногда понимались как упоминания о диакониссах. В 1 Тим 3 Апостол перечислял качества, какими должны были обладать епископы и диаконы, а также некие женщины: «Равно и жены (γυνακας ωσατως должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем» (1 Тим 3:11) .

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

В том и другом случае весьма нужно остерегаться лицемерия, в которое гораздо больше и легче впадаем при пощении, нежели при других действиях 816 . Главное правило, касающееся церемоний и священных обрядов, которыми облекается или обнаруживается внутреннее богопочитание, есть то, чтобы все было «благообразно и по чину» ( 1Кор. 14:40 ), и чтобы все верующие представляли одно тело Христово 817 . Кроме этого общего правила, должны быть соблюдаемы еще и частные, относящиеся к каждой части церемоний и обрядов, и преимущественно к священным собраниям, которые часто посещал Христос 818 и апостолы 819 . К прилежному посещению таковых собраний побуждает нас Св. Писание 820 по следующим причинам: потому что Бог обещал удостоить особенным Своим присутствием даже и малое собрание, состоящее из двух или трех человек, собранных во имя Его 821 ; потому что эти собрания свидетельствуют о взаимном общении верующих между собою, ибо они то научают друг друга, то помогают друг другу в святом деле, то утешают друг друга 822 ; потому что Церковь представляет собой подобие небес. Действительно, в собраниях ее все устраивается по образцу небесному, так что можно уже здесь, на земле предвкушать радости и славу, обещанные на небесах 823 . Церковь есть дом Божий и врата небесные ( Быт. 28:17 ). Оттого-то блаженными называются те, которым можно часто посещать церковь 824 . Священные собрания устраиваются для отправления всех частей богослужения, т.е. для принесения моления Богу 825 ; для чтения, проповеди и слушания Слова Божия 826 , с присоединением к сему пения 827 ; для совершения Таинств (и поэтому служители Церкви называются строителями Тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ), споспешниками Божиими 828 , пастырями 829 ); для собирания милостыни, или подаяний на содержание бедных 830 и служителей Церкви 831 . Поэтому требуется: приготовление к священным собраниям 832 ; уважение, или благоговение к святым местам 833 , потому что они освящают вещи 834 и сами священны и святы; а потому необходимо уважение к святыне 835 , особенно же – к служителям Церкви 836 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Вместе с тем, государственное законодательство определяло социальную роль того или иного монастыря. Так, для сирот был назначен Новодевичий монастырь, а для больных и увечных – Вознесенский 816 . Монахини могли также направляться на работу в госпитали 817 . Можно также предположить, что существовала практика обучения девочек в монастырях: в одном из дел, хранящихся в архиве Синода, сообщается о том, что крепостная графини А. П. Шереметьевой Неонила Емельянова в 13 лет была отдана в Вознесенский монастырь к старице Евдокии Яковлевой для обучения грамоте 818 . Встречаются случаи воспитания мальчиков в женском монастыре 819 . В XVIII в. монастыри продолжали оставаться местом ссылки опальных женщин: царицы Евдокии Лопухиной, «разрушенной невесты» Петра II Екатерины Долгорукой и ее сестры и др. В XIX в. в монастыри ссылались за прелюбодеяние 820 , пустынницы, старообрядки, умалишенные и уголовницы 821 , за уклонение в католицизм 822 , Женщины, вышедшие второй раз замуж при живом первом муже 823 , b монастыре содержалась за жестокое обращение со своими крепостными Дарья Салтыкова 824 . Игуменьи монастырей под самыми разными предлогами отказывались принимать присланных стариц. В 1721 г. игуменьи Феодоровского в Переелавле Залесском и Александровского Успенского сослались на указ «Всемилостивейшей государыни Екатерины Алексеевны» не принимать никого в монастыри «свыше указного числа» 825 . Одной из причин отказа называлась «скудость средств» женских монастырей, которые «питались государевым жалованьем и хлебною ругою» 826 . В 1725 г. Синод отказался отослать в монастыри колодниц, так как во всех монастырях число монахинь «имеется определенное и к пропитанию их трактамент, как деньги, так и хлеб, положен уреченной без излишества». Кроме того, в женских монастырях невозможно содержать караул 827 . Как результат, многим женщинам, сосланным в женские монастыри, удавалось бежать 828 . Существовало несколько формулировок содержания ссыльных женщин в монастырях: «неисходно», «в трудах монастырских», «под караулом» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второе прошение молитвы Господней читается так: «да приидет царствие Твое». 817. О чем мы просим во втором прошении молитвы Господней? Во втором прошении молитвы Господней мы просим: 1) чтобы в наших душах, вместо зла и греха, был только Бог; 2) чтобы все люди были соединены в Святой Православной Церкви; 3) чтобы среди людей были осуществлены начала закона Божьего; 4) чтобы по смерти нашей Господь удостоил нас блаженства. 818. О чем пекутся на этом свете люди, в душах которых Бог? Такие люди в жизни пекутся о том, чтобы среди людей были любовь, согласие и справедливость и чтобы никто не был притесняем. Пояснение: Царство Божие на земле превыше всего, но на том свете оно тем более должно воссиять. Апостол Павел говорит, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). Несправедливость, угнетение, рабство и иные утеснения от диавола — противны Царству Божьему. 819. Как читается третье прошение молитвы Господней? Третье прошение молитвы Господней читается так: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». 820. О чем мы просим, когда говорим «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»? Мы просим: 1) чтобы Господь помог нам исполнять Его святую волю на земле так, как исполняют ее на небе Ангелы; 2) чтобы Господь дал нам силу всегда и в напастях исполнять Его святую волю. 821. Как читается четвертое прошение молитвы Господней? Четвертое прошение читается так: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». 822. О чем мы просим, говоря: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»? Мы просим, чтобы каждый день Господь даровал нам хлеб и все необходимое для тела и души. 823. Какие главные потребности нашего тела? Главные потребности нашего тела следующие: пища, одежда, жилище. 824. Что является насущным хлебом нашей души? Насущный хлеб нашей души это: 1) слово Божие; 2) Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа; 3) каждая искренняя молитва. Пояснение: Спаситель сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4), и дальше — «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:55).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

д. делаются тяжелы, утрачивают жизнь, цепенеют, представляются в неестественных позах, их уже не умеют ставить на ноги. Заметно большое непонимание конструкции человеческого тела, и его никак нельзя предположить под очень некрасивой и неловко брошенной драпировкой одежд. Лица изображаются немногими линиями; щеки – двумя темными пятнами без теней; там, где представлено вместе несколько людей, они теснятся между собою. Но, обыкновенно, в мусивной живописи этого периода фигуры изображаются отдельно, в ряд, как на пьедесталах, не имея никакой связи между собою, что придает им еще большую безжизненность. Иногда, это напоминает первые шаги человечества в области фигуративного искусства. Все эти недостатки мы видим, например, в мозаике церкви свв. Нерея и Ахилея, построенной и украшенной папой Львом III-м (795–816). В ней изображена сцена Преображения, но вполне неудовлетворительно. Христос является в овальном нимбе; Моисей и Илья имеют вид двух карликов, Спаситель, в сравнении с ними, великан; но, взятая отдельно, фигура Его – коротка. Апостолы, свидетели чуда, представлены в неестественных позах; они согнуты и, как бы, ползут к Христу, стоящему на возвышении. Другой образчик упадка мозаичного искусства на западе находится в церкви S. Maria in Domnica, украшенной папою Пасхалием первым (817–824). Тут изображена Богоматерь в центре абсиды, на богатом троне, среди Ее небесного двора; толпы ангелов с нимбами кругом головы стоят по обе стороны Ее царского сидения; Спаситель Младенец, помещенный на коленях Богородицы, благословляет правой рукою. Папа Пасхалий, представленный гораздо меньше колоссального образа Богоматери, стоит на коленях у подножия трона, держа из почтения в своих руках оконечность Ее правой ноги. Богородица тут не лишена величия, но лицо Ее, как бы, заключенное в четырехугольную рамку, – неудачным мотивом драпировки головного покрывала, падающего на плечи, – имеет печальное, строгое выражение. Это тип тех мадонн, которые будут постоянно изображаться на западе до эпохи возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для понимания принципиального вопроса о возможности появления иконных образов в интерколумниях алтарных преград XI–XII вв., на наш взгляд, необходимо расширить ограниченный круг греческих источников за счет славянских, грузинских и даже латинских как письменных, так и археологических свидетельств. Плодотворность подобных поисков можно проиллюстрировать одним примером, обнаруженным в хорошо известном латинском тексте «Liber Pontificalis» (деяния римских пап), который никогда не рассматривался в истории византийской алтарной преграды 44 . В этом аутентичном источнике IX в. говорится, что папа Пасхалий I (817–824) подарил для украшения «арок алтаря» (per arcos presbiterii) собора Св. Петра в Риме два комплекта по 46 вышитых золотом пелен-завес, в одном случае, с изображениями «чудес апостолов», в другом – с иконными образами страстей и сцен воскресения. По всей видимости, эти златотканные иконы сменяли друг друга в интерколумниях алтарной преграды: второй комплект, вероятно, использовался в пасхальный период. Характерно, что речь не идет о чем-то исключительном, но скорее о типичном для Рима IX в. вотивном даре. Тот же папа Пасхалий I подарил в базилику Санта Мария Маджоре два комплекта по 26 шитых золотом икон-пелен с «историей Господа нашего Иисуса Христа от Рождества» и с «историей Господних страстей и воскресения», также предназначавшихся для украшения арочных проемов алтарной преграды 45 . Несомненно, авторитетная и древняя римская литургическая практика использования иконных завес в алтарной преграде была хорошо известна в Византии, хотя, как показывает дискуссия середины XI в., не являлась общепринятой. Традиция вышитых икон в алтарной преграде, по всей видимости, имела в восточнохристианском мире широкое распространение 46 . На Руси она зафиксирована монастырскими описями XVI-XVII вв. Сравнение этих позднесредневековых текстов с описаниями драгоценных икон-пелен в Liber Pontificalis демонстрирует парадоксальную близость и принадлежность к единой древнехристианской традиции храмового убранства, сохранявшейся на протяжении многих столетий. На наш взгляд, в истории иконостаса должно быть учтено это важное и до сих пор неизвестное звено – златотканная иконная декорация, которую можно попытаться реконструировать по ряду косвенных, археологических и письменных, свидетельств.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

До походов О. в Италию на протяжении более чем полувека папы Римские находились в зависимом положении от светских властителей Италии и рим. патрицианских семейств. Папский престол фактически находился под контролем представителей знатного рим. рода Феофилактов. На Папский престол возводились их ставленники, любовники и сыновья. Распространить свое влияние на Римскую кафедру стремились также король Италии Беренгар II и его сын Адальберт. Во время 2-го похода в Италию О., прибыв в Рим с войсками по призыву папы Иоанна XII и получив имп. корону, установил основные принципы взаимоотношений с Папским престолом, которые сохранялись и при его преемниках из Саксонской династии - вплоть до начала самостоятельного правления Оттона III (995-1002). На имп. коронации О. принес клятву соблюдать и защищать интересы Римской Церкви (в обмен на обещания помощи со стороны папы и рим. знати). После коронации в Риме прошел Собор, на к-ром 13 февр. папе Римскому была дарована т. н. Оттоновская привилегия (Privilegium Ottonianum), составленная по образцу аналогичных документов Каролингской эпохи - грамоты 817 г. (Ludovicianum) имп. Людовика Благочестивого (814-840) и Римского уложения 824 г. (Constitutio romana или Lotharianum) имп. Лотаря I (823-855). Оттоновская привилегия не признавала Константинова дара , но подтверждала границы Папской области, утвержденные при Каролингах. Фактически же значительная часть этих территорий была подконтрольна византийцам, арабам или светским феодалам, пользовавшимся значительной самостоятельностью. Реальным влиянием папа Римский мог обладать лишь в Центр. Италии. Вторая часть документа - положения, регулировавшие взаимоотношения папы и императора,- возможно, была добавлена уже позднее, в ходе конфликта О. с Иоанном XII в 963-964 гг. В ней формально закреплялась свобода канонического избрания папы без вмешательства императора, но с обязательной клятвой понтифика соблюдать соглашения с императором и не поддерживать его противников. Тем не менее под давлением О. на Папский престол были избраны его ставленники - Лев VIII и Иоанн XIII, низложены оказавший поддержку противникам императора Иоанн XII и избранный римлянами антипапа Бенедикт V.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Здесь образовалась настоящая монашеская колония. Вся территория Южной Италии и Сицилии была усеяна греческими монастырями. В одной Калабрии насчитывали девяносто семь греческих монастырей, основанных в эту эпоху. Около Россано было десять больших монастырей, из которых один был двойной, семь мужских и два женских. В них подвизалось до шестисот человек. В Неаполе были выстроены три женских монастыря, из них два во имя Богоматери. В последующее время с возрастанием иконоборческих гонений в Италии постепенно умножался и сонм монахов – выходцев с Востока. Она сделалась центром греческого монашества, новой Фиваидой. От начала иконоборческих гонений до торжества Православия здесь было основано громадное число греческих монастырей. Они строились даже в Риме и даже папами. Так, папа Павел I (757–767) основал здесь греческий монастырь св. Стефана и щедро одарил его. В нем были положены и останки папы (Anastasius Bibliothecarius. Vita Pauli//PL. T. CXXVIII. Col. 1137–1138). Папа Пасхалий I (817–824) также основал в Риме греческий монастырь во имя св. Девы Praxedis и пожертвовал ему многие пригородные места и селения (Anastasius Bibliothecarius. In Vitam Paschal//PL. T. CXXVIII. Col. 1261–1262). В пользу этого монастыря делал приношения и папа Григорий IV (827–844) (Ibid. Col. 1287). Очень много монастырей было в епархиях – Пентапольской, Капуанской, Беневентской и других ближайших к Риму. Но гораздо больше их было в Калабрии, Лонгобардии, Апулии и Сицилии, составлявших (с 733 г.) владение Константинопольского патриарха. Из громадного числа греческих монастырей, построенных в Южной Италии в эпоху иконоборчества (726–842), в одной Калабрии историки насчитывали до 200; в действительности их было много больше, но и по этому количеству можно судить о степени развития в Италии греческого монашества; что же касается общего числа живших здесь монахов, то приблизительное представление о нем можно составить на основании того известия византийских писателей и итальянских хронистов, что в продолжение двух царствований, Льва Исаврянина и Константина Копронима, из Греции переселилось в Калабрию и область Отранто до 50 000 человек, преимущественно монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Зосимовские сестры в эти годы не раз заступались за священников перед властями. Так, в селе Таширове «в 1930 году, когда отобрали у попа Чеснова их корову, то крестьяне пошли к колхозу, чтобы отобрать у колхоза священникову корову. В этой толпе были и наши монашки, в том числе и я», – показала на допросе Мария Агаркова 817 . В селе Котове произошло следующее: «В 1931 году в феврале месяце проводился сбор на тракторные акции. В том числе были обложены монашки Сахарова, Шавырина и Иванюк 818 по 25 рублей каждая. В результате оказалось, что через два дня в собравшейся толпе на улице женщины обсуждали вопрос, что вот, мол, добрались до монашек и тех обложили сбором, который, в сущности, не выполнили до настоящего времени. Как только священнику Лукьянову Валентину прислали налог, то монашки Сахарова, Шавырина и Иванюк пошли по деревне и под религиозным убеждением просили крестьян помочь священнику. После этой агитации нашлись сочувствующие, которые помогли священнику в уплате налога» 819 . Если изучать вопрос расселения осиротевших насельниц Зосимовой пустыни, станет ясно, что они находили приют в селах и деревнях, окружающих закрытый монастырь. Большее число сестер обосновалось в деревне Сотниковой в одном километре от обители 820 . В родной дом в Сотникове вынуждены были возвратиться Моховы Евдокия Константиновна, Екатерина Федоровна и Ксения Александровна 821 , их связывали родственные узы. Добавим также, что «в числе учредителей Рудневского православного общества», утвержденного властями 3 июля 1926 года, был «крестьянин деревни Сотниковой Федор Константинович Мохов» 822 . В доме Ф. К. Мохова поселились еще и Александра Солнцева и Мария Моногарова. Остальные поселились у других крестьян. 22 мая 1931 года одновременно были арестованы одиннадцать зосимовских сестер: Мохова Екатерина, Солнцева Александра, Моногарова Мария, Назарова Наталия, Герасимова Мария, Иванова Дарья, Иванова Васса, Устинова Ольга, Новикова Мария, Королева Пелагия, Полянская Прасковия 823 . Некоторые из них не скрыли, что «в начале советской власти пришлось терпеть голод и ходить по крестьянам собирать подаяния» 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

И сего ради нкто силенъ от Западныя страны, 816 иже нарицаются слугы Божия, от тх прииде, хотя видти дивный възрастъ его, яко же древле царица Южичьская 817 приходи к Соломону, хотящи слышати премудрости его. Тако и сей, именемъ Андряшь, 818 видвъ князя Александра и, възвратився къ своимъ, рече: «Прошед страны, языкъ, не видх таковаго ни въ царехъ царя, ни въ князехъ князя». Се же слышавъ король части Римьскыя от Полунощныя страны 819 таковое мужество князя Александра и помысли в соб: «Поиду и плню землю Александрову». И събра силу велику, и наполни корабля многы полковъ своих, подвижеся в сил тяжц, пыхая духомъ ратным. И прииде в Неву, шатаяся безумиемь, и посла слы своя, загордвся, в Новъгородъ къ князю Александру, глаголя: «Аще можеши противитися мн, то се есмь уже зде, плняя землю твою». Александръ же, слышав словеса сии, разгорся сердцемъ, и вниде в церковъ святыя Софиа, 820 и, пад на колну пред олътаремъ, нача молитися съ слезами: «Боже хвалный, праведный, Боже великый, крпкый, Боже превчный, основавый небо и землю и положивы предлы языком, повел жити не прступающе в чюжую часть». Въсприимъ же пророческую пснь, рече: «Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мною, приими оружие и щитъ, стани в помощь мн». 821 И, скончавъ молитву, въставъ, поклонися архиепископу. Епископъ же б тогда Спиридонъ, 822 благослови его и отпусти. Он же, изшед ис церкви, утеръ слезы, нача крпити дружину свою, глаголя: «Не в силах Богь, но въ правд. Помянемъ Пснотворца, 823 иже рече: “Сии въ оружии, а си на конх, мы же во имя Господа Бога нашего призовемь, тии спяти Быша и падоша, мы же стахом и прости быхом”». 824 Сии рк, поиде на нихъ в мал дружин, не съждався съ многою силою своею, но уповая на Святую Троицу. Жалостно же б слышати, яко отець его, князь великый Ярославъ, не б вдал таковаго въстания на сына своего, милаго Александра, ни оному бысть когда послати всть къ отцю своему, уже бо ратнии приближишася. Тм же и мнози новгородци не совокупилися бшя, понеже ускори князь поити. И поиде на ня въ день въскресениа, иуля въ 15, имяше же вру велику къ святыма мученикома Борису к Глбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010