814 Глазырина Г. В. Сага об Ингваре Путешественнике. М., 2002. С. 74–76, текст: С. 250–251 и прим. к ним. 817 Янин В. Л. Древнерусские печати из раскопок в Сигтуне//Восточная Европа в исторической перспективе. К 80-летию В. Т. Пашуто. М., 1999. С. 270–274; Назаренко А. В. Древняя Русь... С. 484–489. 818 Назаренко А. В. Порядок престолонаследия на Руси X-XII вв.//Из истории русской культуры. М., 2000. Т. 1. Древняя Русь. С. 500–518. 819 Демин В. С. О типе литературного творчества создателей «Повести временных лет»//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 10. М., 2000. С. 31. 821 Рапов О. М. Русская церковь ... С. 349–366; Юрасов М. К. Складывание русско-венгерской границы в X-XI вв.//Rossica antiqua. СПб., 2006. Т. 1. С. 307–308. О. М. Рапов связал поход с византийской угрозой на основании Записки готского топарха, хотя то, что это – подделка, было доказано в 1971 г: Ševenko I. The Date and Author of the So-Called Fragments of Toparcha Goticus//Dumbarton Oaks Papers. 1971. Vol. 25. P. 111–188. 822 Королюк В. Д. Западные славяне и Киевская Русь в X-XI вв. М., 1964. С. 74–100; Седов В. В. Восточные славяне в VIII–XIII вв. М., 1982. С. 90– 94, 123–129. 823 Майоров А. В. Великая Хорватия: этногенез и ранняя история славян Прикарпатского региона. СПб., 2006; Войтович Л. В. Восточное Прикарпатье во второй половине 1 тыс. н. э.//Rossica antiqua. СПб., 2006. Т. 1. С. 6–39. 824 Назаренко А. В. Древняя Русь... С. 393–411; Головко А. Б. Древняя Русь и Польша в политических взаимоотношениях X – первой трети XIII вв. Киев, 1988. С. 10–13. Там же исчерпывающая библиография вопроса. 826 Назаренко А. В. Древняя Русь... С. 468–470; Он же. Немецкие латиноязычные... С. 131–132, 139–141 и комм. к ним. 827 Poppe A. Spucizna ро Wiodziemirerzu Wielikim. Walka о tron kijowski 1015–1019//Kwartalnik Historyczny. 102. Warszawa, 1995. 3/4. S. 3–22. 829 Обзор литературы и точек зрения см.: Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные... С. 167–179, прим. 52. 830 Там же. С. 132. 135–136. 139. прим. 30–31; Свердлов М. Б. Указ, соч. С. 49, 51, прим. к с. 56.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

814 . Еще о замечательных колоколах в Сибири//Тобол, губ. ведомости. – 1858. – 44. 815 . Еще о священниках, рукоположенных из офицеров//Странник. – 1867. -Т. 2. – Июнь. – Отд. 4. 816 . Епископ Вологодский Антоний (Знаменский) и регент хора Фелицин//Вологод. епарх. ведомости. – 1873. – 6; 1879. – 817 . Жизнеописание Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского – СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1867. – 82с. 818 . Жизнеописание Афанасия Протопопова, архиепископа Тобольского//Странник. – 1867. – 1–2. 819 . Жизнь Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского//Странник. – 1864. – 1. 820 . Жизнь Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского и всея Сибири/С.А. Сул. – М., Тип. Семена, 1849. – 16 с. – Авт. установлен по изд: Словарь псевдонимов рус. писателей/И.Ф. Масанов. – М., 1958. – Т. 3. – С. 90. То же. – 2-е изд., испр. и доп. – 1854. – 20 с. 821 . Жизнь Святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев. – 3-е изд. испр. и доп. – Шамордино (Калуж. губ.): Усов, 1915. – 71 с.: портр. – Загл. 2-го изд.: Святитель Филофей – митрополит Сибирский и Тобольский, просветитель сибирских инородцев. 822 . За Богом и святыми Его молитва не пропадет: (Письмо к ДРУГУ)//Странник. – 1868. – Дек. То же//Иркут. епарх. ведомости. – 1869. – 49. Статья написана под псевдонимом: Ефрем Ливинов. 823 . Заметка о пенсии митрополиту Филофею Лещинскому//Иркут. епарх. ведомости. – 1866. – 45–47. 824 . Заметки к описанию Тобольского Знаменского монастыря/Дополнение/Григорий Варлеков. – [Тобольск, 1859]. – 8с. – Отт. из: Тобол, губ. ведомости. – 1859. 825 . Заметки к статье «Сибирская солепромышленность»//Тобол, губ. ведомости. – 1859. – 26. 826 . Заметки к церемониалу погребения Тобольского архиепископа Варлаама I//Тобольск, губ. ведомости. – 1871. – 20–21. 827 . Замечательные в Сибири колокола и между ними ссыльный Угличский//Москвитянин. – 1843. – Кн. 1. – Май; Тобол, губ. ведомости. – 1858. – 10; Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те-1871. – 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

814 Разве твои сокровищницы не полны золота, серебра... – Ср. подобное высказывание в предисловии к кн. V. Здесь, по всей вероятности, слова самого Григория, а не Фредегонды. 815 ...и била себя в грудь кулаками... – Ср.: Вергилий. Энеида (IV, 67): «...лик оскверняя ногтями, сестра, и грудь кулаками...» 817 ...младший мальчик... скончался... – Венанций Фортунат называет мальчика Дагобертом. Он сочинил эпитафию ему и его брату Хлодоберту (IX, 4 и 5). 819 ...по примеру Ирода... – Ирод приказал, чтобы тотчас после его смерти были умерщвлены самые знатные из иудеев, дабы его смерть не вызвала радости среди них. (См.:Иосиф Флавий. Об Иудейской войне. 1, 33. 6). 820 ...приказал умертвить мечом двух врачей... – В сентябре месяце скончалась королева Австригильда. По причине ее смерти были умерщвлены два врача – Николай и Донат. По римскому праву нерадивые врачи при известных обстоятельствах могли быть преданы смертной казни. (См.: Бухнер Р. Т. 1. С- 347. Прим. 1). Марий Аваншский в своей «Хронике» датирует это событие 581 г. и называет имена этих врачей (MGH.Auct. antiquis. Т. 11, pars 1. Р. 239). 822 ...в Испании были сильные гонения на христиан. – Здесь имеются в виду гонения на католиков со стороны вестготов-ариан. 824 У короля Леовигилъла от другой жены было двое детей... – Герменегильд, помолвленный с Ингундой, и Реккаред, помолвленный с Ригунтой. См. кн. IV, гл. 38 и прим. 127 к кн. IV. 828 ...перешел на сторону императора... – Герменегильд перешел на сторону императора Юстиниана. Григорий описал историю бунта Герменегильда до 584 г. Подробности об этом также упоминаются в кн. VI (гл. 18, 33, 40, 43). О мятеже Герменегильда против своего отца Леовигильда есть сведения и в «Хронике» Иоанна из Биклары (MGH. Auct. antiquis. Т. 11, pars 1. Р. 217). 829 ...который тогда осаждал Испанию... – Имеется в виду патриций Либерий, посланный императором Юстинианом в Испанию. См. кн. IV, гл. 8, 27 и прим. 17 к кн. IV. 830 ...Я не приеду, ибо ты враждуешь со мной из-за того, что я католик – Здесь имеется в виду, как и в других подобных случаях, христианское католическое вероисповедание в отличие от такой разновидности христианства, как арианское вероисповедание. См. прим. 2 к кн. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

815 Две коротеньких статейки гор. Коломны Вознесенской церкви священника Иоанна: 816 «Спор православных с лютыми капитоны» и «Слово улично» 817 представляют образец слабой полемики. Б. – § 40. Законы о расколе, действовавшие при Петре I и его преемниках. – Их результаты – § 41. Меры духовного характера, предпринятые в первой половине XVIII века. – Воззвания Синода. – Миссии. – Полемика § 40. Законы о расколе, действовавшие при Петре I и его преемниках. – Их результаты В царствование Петра I († 1725) отношение правительства к расколу изменилось. Так как указом 1702 года была провозглашена веротерпимость в государстве, 818 то положение раскольников сразу же почти повсюдно фактически стало иное, чем было прежде. Но веротерпимость в отношении к расколу имела получить своеобразный характер. Случилось это позднее. В интересах государственной казны государь нашел удобным эксплуатировать принцип веротерпимости. Указом 1716 года 819 раскольникам дозволено было наравне с другими подданными, открыто жить в селениях и городах, без всякого страха, но под условием записи в платеж двойного оклада 820 и, конечно, без права на пропаганду своего учения. 821 В этой цели, точнее же двух целях, и получили происхождение частнейшие относительно раскола законоположения петровского времени, с тем различием, что позднейшие были строже, чем более ранние. Записавшиеся в двойной оклад были ограничены в гражданских правах и вместе с тем несли некоторые особые повинности. Регламент лишал раскольников права на общественные должности – «даже до последнего начала и управления». 822 Им не дозволялось быть на суде свидетелями против православных. 823 Они должны были носить особого покроя платье: крашенинная однорядка с лежачим ожерельем и сермяжный зипун с стоячим клееным козырем красного сукна – для мужчин, опашни и шапки с рогами – для женщин. 824 Ответственную должность сборщиков оклада за раскол обязаны были нести сами плательщики, выбирая на то из своей среды особых старост. 825 С них, наконец, положена была пошлина в пользу приходского причта – по годовой гривне с души и, кроме того, по гривне от рождения, женитьбы и погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

816 . Василий (Гролимунд), иером. «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» – новые открытия разных редакций текста//Тысячелетие Крещения Руси. Междунар. науч. церк. конференция «Богословие и духовность Русской Церкви», Москва 11–18 мая 1987 г. М. 1989. 318–322. 817 . Пентковский А. М. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника» (к вопросу об истории текста)//Символ. 1992. 27. 137–166. 818 . Пентковский А. М. Кто же составил Оптинскую редакцию рассказов странника?//Символ. 1994. 32. 259–278. 819 . Рошко Владимир, свящ. Неизвестный фрагмент «Откровенных рассказов Странника»//Символ. 1986. 15. 201–208. 820 . Хризостом, архим. «Откровенные рассказы странника»//Символ. 1981. 5. 112–117. 821 . Hausherr I. Un pèlerin russe de la prière intérieure//ОС 1926. 6. 174–176. et prière 2 .132). 1–3. 822 . Ipatova S. I «Racconti sinceri di un pellegrino» e il contesto storico-letterario//GV 9 .670). 339–347. 823 . Panichas G. A. J. D. Salinger and the Russian pilgrims//GOTR 1962–63. 8. 111–126. [В одной из гл. вещей Дж. Сэлинджера, «Franny and Zooey» (1961), ключевой мотив повести – обсуждения «Откровенных рассказов» и Молитвы Иисусовой, в частности, в сопоставлении с буддизмом]. 824 . Rochcau V. Étude analytique des «Récits du pèlerin russe»//Plamia. Meudon. 1976. 45. 825 . Solignac A. Pèlerin russe (Récits de)//DS 1984. 12(1). 885–887. Валаам 826 . Авалиани C. Л. Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, как исторический источник. Пробная лекция//БВ 1909. 1–3. 368–383. 827 . Валаам Христовой Руси. М. 2000. 800, ил. 828 . Валаамские подвижники. Биографический очерк с критическим взглядом на реформаторов Лютера и Кальвина. СПб. 1872. Валаамские подвижники. СПб. 1997. 142. 829 . [Валаамский иером.] Валаамские подвижники. Биографический очерк/Сост. Валаамский иеромонах. СПб. 1872. 105. 2 СПб. 1891. 830 . [Валаамский иером.] Валаамское слово о Валаамском монастыре/По благословлению валаамского настоятеля о. игумена Дамаскина составил валаамский иеромонах//Север. Петрозаводск 1991. 9. 3–10.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

816 «Недостатки общепринятого схоластического учения об искуплении». (В «Богосл. Вест.», 1894, 1). – «Важность правильного понятия об искуплении» (В «Миссион. Обозр.», 1898, 9). – «Православное учение об искуплении». Киев, 1894. – «Мысли Гладстона об искуплении». Казань, 1895. – «Источники вражды против религии Креста». Москва, 1894. – «Христос Распятый – Божия сила и Божия премудрость». С.-Петербург, 1899. – «Опыт апологетического изложения православно-христианского вероучения». Том II. Киев, 1898 (См. §§ 35, 36, 54–59, 69). – «Курс Апологетического Богословия». Киев, 1900 (См. §§ 27–29, стр. 206–222; §§ 34–53, стр. 251–313). – «Образованное общество и современное богословие», 1902, стр. 84–104 (ср. «Богосл. Вестн.», 1901, кн. 12). – «Еще образчик ложной ревности о вере» (Ответ журналу «Вера и Церковь» на полемическ. статью о «Курсе апологетического богословия»). Киев, 1902. 817 К понятию о юридизме см. «Значение Креста в деле Христовом», стр. XV–XXVI, 356–359; «Источники ходячего мнения о вере, как противоположности разума». СПБ., 1896, стр. 65–70. 821 См. Herzog’s Real–Encyklopädie. Leipzig, 1883, В. XII, рр. 599–606, Artc. А. Ritschl’s Reich Gottes. 823 Предлагают перевести κσμος λος ν τ πονηρ κεται (5:19) – «весь мир находится во власти лукавого» (духа), т. е. диавола (См. «Прав. Собес.», 1895, ст. проф. Некрасова). Мир находится во власти диавода постольку, поскольку он еще служит средой греха, в своей противоположности Богу, но и эта власть, как видели, ограничена искуплением. Кроме того, для правильной оценки подобных мест следует всегда иметь в виду двоякое употребление слова «мир» в Св. Писании, о чем упоминалось уже в своем месте (гл. II, стр. 53). 824 «Останавливаться на противоположности между миром и Божеством, между землею и небом противно здравому религиозному чувству. Пусть мы даже искренно готовы смотреть на весь мир, как на негодную пыль: но ведь эта пыль остается. На ком? Если скажем, что на божестве, это будет явно нечестиво, если же признаем мирскую пыль только призраком нашего воображения, то наше собственное я, подлежащее томительному кошмару явлений, окажется негодной пылинкой, откуда-то попавшей в око вечности и безнадежно смущающей его чистоту, – и этот второй взгляд будет еще нечестивее первого. Поскольку все, в конце концов, сводится к Богу, чем презрительнее относимся мы к мирскому бытию, тем недостойнее наши понятия о существе абсолютном, и когда мы объявляем, что мир есть чистое ничто, то впадаем в крайнее богохульство, так как все дурные стороны бытия, которые словесным отрицанием не упраздняются, мы должны тогда приписывать прямо и непосредственно самому Богу. Этой диалектики нельзя избегнуть, пока признается только два противоположных термина. Но есть третий, посредствующий, существует историческая среда, в которой негодный прах земли чрез искусную систему удобрения перерождается в благотворную почву будущего Царствия Божия» (Владимир Соловьев. «Оправдание Добра», стр. 584).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

817. В СП «Аминь» переведено как «истинно». 818. «Определение «Сын Человеческий» встречается здесь значительно реже, чем у синоптиков, но там, где оно употребляется, оно имеет особое значение (ср., например, 1, 51; 3, 13-14)». — Гатри Д. С. 189. 819. Вплоть до такой «мелочи», как соответствие Ин. 6, 7 и Мк. 6, 37 — один из примеров соприкосновения Ин. и Мк. На этом основании некоторые делают вывод о близости Ин. именно к Мк., хотя обнаруживается общее и с Лк. — подробнее cм. Kümmel W. G. P. 202-4; Perkins P. The Gospel According to John.//NJBC. P. 943; Гатри Д. С. 244-6. 820. Кассиан, еп. С. 349.. 821. Charpentier E. P. 94. 822. Meier J.P. Jesus.//NJBC. P. 1322. 823. Одним из первых подобную «реабилитацию» Ин. предпринял английский библеист Ч.Г. Додд, написавший толкование Четвертого Евангелия (Dodd C.H. The Interpretation of the Fourth Gospel. Cambridge. First published 1953). На русский язык сравнительно недавно была переведена его небольшая книжка «Основатель христианства» (М. 1993). В конце XX века крупнейшим специалистом по Евангелию от Иоанна был скончавшийся недавно (1998) американский католический библеист Рэймонд Браун (Raymond Brown). Одним из основных его трудов было «Евангелие от Иоанна» (The Gospel According to John. V. I-II. N. Y. First published 1966). В нашем курсе мы много используем его «Введение в Новый Завет» (An Introduction to the New Testament. Doubleday. 1997). См. также John, The Gospel of//The Anchor Bible Dictionary. Ed. by D. N. Freedman. Doubleday. 1992. Об историчности Ин. см. также Гатри Д. С. 262-6. 824. «Расхождения в сроках служения не столь трудно объяснить, как это часто кажется... Хронологические указания у синоптиков очень туманны, и много второстепенных подробностей предполагает значительно более долгий период, чем один год. Кроме того, в Синоптических повествованиях есть явные пробелы, особенно, что касается служения в Иудее». — Гатри Д. С. 235. 825. Здесь речь идет о другой Вифании, чем та, в которой Иисус воскресил Лазаря. В СП, вслед за традиционным текстом, она названа Вифаварой.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

817 Несколькими годами позднее (около 399 г.) в письме к одной высокопоставленной испанке он явно высказывается против Прискиллиана, но он, по-видимому, не очень глубоко изучил его учение. Что он говорил о нем, взято им исключительно из записки Итация; он делает странный промах, отождествляя Марка мемфисского, о котором говорил Итаций, с Марком-гностиком, современником св. Иринея. Hieron. Ep. LXXV, 5; ср. Adv. Vigilantium, 7 и in Esaiam LXIV, 5. 820 Ambros. Ер., 11, см. выше, стр. 315 (в электронном варианте см. предложение со сноской 705 – Редакция Азбуки веры). 823 Мне не известно, чтобы кто-либо ранее отождествил Авксентия доросторского с Авксентием миланским, современником Амвросия. Этот последний (Sermo contra Aux. 22) говорит, что тот прибыл из Скифии, где он звался Меркурином. Доростор был еще в нижней Мизии, но не на самой границе между нею и Скифией. 824 В это время в Милане было две кафедральные базилики: старая церковь , стоявшая до XVI ст. под именем храма св. Феклы и разобранная в 1548 году ради увеличения соборной площади; другая во времена Амвросия была совсем новая; на её месте воздвигнут нынешний собор. 825 Все это рассказано с большими подробностями в письме Амвросия к своей сестре Марцеллине (Ер., 20). 830 Paulin. Vita Ambrosii, 14, 29, 32. Ambros. Exort. virgin., 1. О миланских святых см. труды. Р. F. Savio – Ambrosiana, 1897 (Назарий и Цельз); Nuovo bull. di archeol. crist. 1898, 153 (Гервасий и Протасий). Rivista di scienze storiche. Павия, 1906 г. (Виктор, Набор и Феликс). 831 После Пасхи, которая пришлась в тот год на 25 апреля; тогда-то и крестился в Милане у Амвросия Августин. 834 Ep. 51. Это событие было изложено в драматическом тоне Созоменом (VII, 25) и в особенности Феодоритом (V, 17). Эти авторы добавляют, по Руфину (II, 18), что Феодосий под влиянием этого происшествия предписал особым законом, чтобы исполнение императорских приговоров всегда отсрочивалось на месяц, если они влекли суровые наказания (vindicari severius). Это – закон IX, 40, 13 Cod. Theod., неверно датированный здесь, как это видно из замечаний Моммзена по поводу другого закона VII, 18, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

817 Так, например, по мнению автора пространной биографии митрополита Антония (Храповицкого) , власть «принялась не выявлять народную волю, а искать для себя опоры, прежде всего, в преступных элементах страны... приняла энергичные меры для внутреннего разложения Русской Православной Церкви». См.: Никон (Иклицкий), архиепископ. Антоний (Храповицкий)  и его время. П. Новгород. 2004. Кн. 2. С. 509, 511. Абсурдность такого взгляда даже не требует комментариев. 818 Очевидно, как и немалое число профессуры Духовных академий, Титлинов был искренним противником патриаршества. Являясь церковным либералом в наиболее чистом виде, Титлинов в своих взглядах порой демонстрировал независимость, которая его выделяла на фоне других, казалось бы, консервативных членов Собора. Так, например, он наиболее резко выступил на нем с осуждением убийства царской семьи. Интересно отметить, что в 1930 году, после ареста, чекисты среди прочего инкреминировали ему и «контрреволюционные речи» на Поместном Соборе. 819 Конечно, вышеупомянутая концепция Р. Пайпса схематична и груба, следует учитывать также массу фактических ошибок автора. Однако, в целом, в той или иной степени ее разделяют большинство современных отечественных историков. 820 Так, например, солдаты Гвардейского стрелкового кавалерийского корпуса, расквартированные в Ново-Почаеве в начале октября 1917 года, устроили погром не только местных продовольственных лавок, по и самой лавры. По сообщению начальника штаба Сибирского корпуса, «солдаты переоделись в священнические ризы и начали кощунственное служение, но были остановлены более благоразумными и, видимо, верующими товарищами». ЦГИА Украины. Ф. 315. Оп. 2. Д. 736. Л. 9. 823 Епископ Алексий – митрополиту Арсению 28 октября 1917 г.//Письма патриарха Алексия своему духовнику М., 2000. С. 81. 824 Так, например, считал известный церковный деятель профессор Н. Д. Кузнецов , участвовавший в переговорах от имени Собора и с Временным правительством, и с большевиками. Впоследствии в тюрьмах и ссылках уже в Советской России у него была возможность на собственном опыте почувствовать разницу между Керенским и Лениным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

817) Христианские изыскания в Азии, с известиями о переводе свящ. писания на восточные языки Клавдия Буканана, перев. с англ., Спб. 1815. 818) Иерусалимский сикль в Супрасльском монастыре, Ж. М. Н. Пр. 1848, ч. 59, VII, 18. 819) Основание ученого общества в Иерусалиме (английского, для исследования св. земли), Географ. Известия 1850, стр. 438–439. 820) Общество для изучения св. земли, Журн. М. Н. Просв. 1851, ч. 69, отд. 7, стр. 27. 821) Подземные открытия в Иерусалиме, И. фон-Юлиуса, Моск. Вед., Лит. отдел 1855, 822) Разложение пепла от древних жертвоприношений, найденного в Иерусалиме, Ж. М. Н. Просв. 1855, т. 88, декабрь, отд. 7, стр. 71–72. 823) Французская экспедиция в Палестину, Вестн. Р. Географ. Общ. 1864, кн. 3. Летопись. 824) Последние исследования о Палестине, капит. Вильсона, Прав. Обозр. XXI, 1866, заметки, стр. 168–170; Изв. Геогр. Общества 1866, 825) Новейшие исследования Палестины, библиографическое обозрение К.К. Герца. М. 1866. Оттиск из 1 и 2 выпуска 1-го тома Древностей Моск. Археол. Общества, 4 , стр. 33–48. (См. его же «Новые труды по археологии Древнего Востока, там же, 1865, т. 1, вып. 1, стр. 1–32). 826) Общество обновления Палестины, Прав. Обозр. 1868, стр. 119, в статье свящ. К.Л. Кустодиева. 827) Bibliographia geographica Palaestinae, von T. Tobler, Leipzig 1867, статья Вл. Ведрова, Древности, труды Московского Археол. Общества, 1869, т. 2, вып. 2, стр. 157–158. 828) Библиотека А. С. Норова (Bibliothéque de M. Abraham de Noroff) часть 1. Спб. 1868, 8 VIII, 311, с алфавитным указателем и 11-тью палеографическими снимками автографов на пяти стран. Для изучения Востока, книга в высшей степени важная и незаменимая, по строгому выбору, ценности и известности Норовской библиотеки. Довольно только указать на отделы: Библейская история и филология; Библейская география, преимущественно Палестины; ее история, карты, планы и виды; Палестина и Синой (Описания очевидцев и путешествия); Египет и вообще библейские страны; Всеобщая история церкви, церковная археология. Две остальные части «Библиотеки», к сожалению, не изданы. В состав настоящей части, к нашей задаче относятся преимущественно отделы III, IV и V; в них указано 703 издания на русском и многих иностранных языках. Указания согласованы с библиографиею Тоблера. При некоторых книгах сделаны Норовым библиографические заметки на французском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010