Адальхард и Вала, находившиеся в опале, получили возможность вернуться ко двору; Дрогон, незаконнорожденный брат Л. Б., был назначен епископом Меца (823-855) и сохранял верность императору до конца его жизни. В авг. 822 г., созвав мн. представителей франк. аристократии в имп. резиденции Аттиньи, Л. Б. принял на себя ответственность за смерть племянника и публично покаялся в содеянном. Покаяние в Аттиньи явилось логическим следствием особых взаимоотношений светской и духовной властей, к-рые сложились в предшествующие годы правления Л. Б. Под влиянием церковного окружения император рассматривал свою власть как особого рода религ. «служение» (ministerium), совершаемое во благо всего христ. народа (populus christianus) под контролем епископов. В качестве идеальной модели для такого взаимодействия были выбраны отношения имп. Феодосия I Великого и свт. Амвросия Медиоланского (за к-рыми в свою очередь просматривалась ветхозаветная модель взаимоотношений царя Давида и свящ. Нафана), а публичное покаяние императора за грехи, неизбежные при реализации светской власти, стало ключевым элементом таких отношений. На подражательный характер покаяния Л. Б. указывали еще его современники. Астроном утверждал, что император покаялся «подобно Феодосию», и оценивал его покаяние как важнейший религиозно-политический акт. Внешняя политика При Л. Б. расширение территории империи почти прекратилось. Тем не менее время от времени вдоль границ наблюдались всплески военной активности, связанные преимущественно с подавлением мятежей или обороной границ от внешних вторжений. В 817-819 гг. было подавлено восстание ободритов, в 819-822 гг. усмирен мятеж в Паннонской Хорватии. Между 818 и 830 гг. против франк. господства периодически восставали бретонцы. В 818 и 824 гг. Л. Б. лично принимал участие в военных экспедициях в Бретань, но они не были успешными. Волнения прекратились лишь с признанием со стороны Л. Б. власти герц. Номиноэ. До 831 г. с переменным успехом продолжалась борьба с маврами в Испанской марке, а в Памплоне, Арагоне и Васконии вспыхивали антифранк.

http://pravenc.ru/text/2561074.html

Царь с радостью узнал о его решении, позвал во дворец 812 и вернул все блага. Он даровал прощение и помилование и всем остальным 813 и выселил их из Синопы, а также и Амастриды. А поскольку умножились они и возросли в числе до трех мириад 814 , решил царь, что негоже оставлять их свободными и без при- смотра, и потому, хорошо рассудив, отправил по две тысячи в каждую фему в подчинение местным стратигам 815 и велел поставить над ними турмархов 816 . Вот почему до нашего времени сохранили наименование «персы» турмы 817 тех фем, по которым они были рассеяны. Вот так эта наглая и бесстыдная в глазах Феофила дерзость привела к расселению персов, а Феофобу вскоре стоила жизни 818 . Но была и вторая причина, о которой будет рассказано на своем месте 819 . [О подготовке у Тарса ответного удара халифа Мутасима летом 838 г., завершившегося потерей ромеями крупнейшего центральномалоазийского города Амория]. [§ 9 шестой книги «Хронографии», посвященной Льву VI Мудрому, повествует о войне болгарского царя Симеона с ромеями, начавшейся в 894 г. и ее причинах, очевидно, связанных с нарушением митатных принципов торговли в Фессалонике 820 ]. 10. Поскольку доместик Никифор 821 был чрезвычайно любим царем, василеопатор Зауца 822 отметил его как человека могущественного и пожелал с ним породниться при помощи брачного союза. Тот, однако, стал отказываться, дабы не внушить подозрений царю Льву, и разозленный Зауца выдвинул против него обвинения и сместил с должности. Доместиком схол вместо него был назначен магистр Катакалон 823 . Никифор долго пребывал без дела, а потом был определен стратигом в фему Фракисиев 824 . За свою воинскую жизнь он совершил много доблестных подвигов, водрузил много трофеев над агарянами и прочими народами и умер в доброй старости, остави сыновей Варду и Льва, из коих Варда 825 был царю ближайшим и любимым и сослужил ему немалую службу. Царь же, как говорилось, назначил Катакалона доместиком, отправил его против Симеона 826 , а вместе с ним отправил и Феодосия, патрикия 827 и протовестиария 828 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

223. Мозаическая фигура Божией Матери из «Распятия», бывшая в оратории папы Иоанна VII Сохранились также две фигуры из мозаики «Распятие»: Предтечи и Богоматери (высотой 12 вершков и шириной 10 вершков), вделанные ныне в стену, обходящую ватиканские гроты или крипту храма церкви св. Петра. Божия Матерь юного типа (рис. 223), обращена лицом и фигурой к Распятому и покрывается полой мантии; облачена в пурпурные одежды. К сожалению, мало сохранился один сюжет, более любопытный для нашей темы: мозаическое изображение Божией Матери с Младенцем на престоле, среди апостолов Петра и Павла. Части этой мозаики (0,75 выш. и 1,15 шир.) находятся в крипте базилики Петра, но переделаны; мозаика была помещена в оратории, под большим изображением Божией Матери «Оранты» и поверх престола. Существование этой темы указано и в описании Гримальди. Любопытным дополнением к сказанному о мозаиках оратория базилики св. Петра может служить также известие «Папской Книги» о папе Григории III (731–741), родом сирийце, что он украсил этот ораторий, сделавши на образ Божией Матери «царский венец» и пр.: in imaginem Sanctae Dei Genitricis diademam auream in gemmis et collare aureum in gemmis cum gemmis pendentibus inaures habentes jacinthias sex. 224. Мозаическое украшение над входом в капеллу Зенона в церкви св. Пракседы в Риме Сплошная мозаическая роспись капеллы во имя муч. Зенона в церкви св. Пракседы в Риме, относящаяся ко временам папы Пасхалия (817–824), является наиболее пышным и характерным памятником греко-восточного мастерства на Западе. Сама церковь эта на Эсквилине, близ церкви Св. Марии Маджоре, была, вместе с монастырем ордена Василия, приютом греческих монахов, восточного духовенства вообще и иконописцев, бежавших из Византии во времена иконоборства. Мозаикой здесь покрыты две триумфальные арки в главной церкви, абсида и малая арка (рис. 224) капеллы (оратория), открывающаяся в храм, или ее вход, а также все своды капеллы внутри. 225. Божия Матерь с Младенцем среди святых жен – мозаика в капелле Зенона в церкви Пракседы

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

226. Образ Божией Матери со свв. девами в крипте церкви св. Пракседы в Риме Мозаический (рис. 225) образ Божией Матери на троне, с Младенцем, среди предстоящих святых дев Пракседы и Пуденцианы, помещенный в капелле св. Зенона, в особой нише над алтарем, относится вместе с другими мозаиками этой капеллы ко временам папы св. Пасхалия (817–824 гг.). Мозаика замечательна, прежде всего, близостью, почти тожеством, с фресковым изображением Богоматери, среди тех же святых и также в нише, церкви св. Климента (предполагается VIII века). Затем, тожественное по размерам и отчасти манере письма и по всей теме, но фресковое изображение (рис. 226) Богоматери (без Младенца), среди святых Пракседы и Пуденцианы, находится в той же церкви св. Пракседы, в погребальной крипте этих двух святых жен. Такое однообразие форм и тем объясняется, конечно, прежде всего, художественным убожеством Рима в IX веке, а затем также и важностью этой основной темы для религиозного настроения эпохи. В мозаической Божией Матери все фигуры носят греко-восточный характер: Богородица облачена по гречески в пурпурный мафорий, Спаситель – в золотисто-светлый хитон с клавами; лик Божией Матери юный, округлый, и при этом девическом лице странно видеть густые складки окутывающего голову покрывала; лицо Младенца детское, еще античного типа, с прямым коротким носом, темно-каштановыми волосами и черными большими глазами. Какой смысл заключается в оранжево-красноватом цвете одежды Младенца, проложенной золотыми кубиками, трудно отгадать, не зная художественного оригинала, которому подобные грубые копии следуют. Младенец благословляет правой рукой двуперстным сложением, а в левой держит раскрытый свиток с надписью (по латыни): «Аз есмь Свет». Трон обычный, византийский. В этой мозаике столько же замечателен ее общий древний характер, девический лик Богоматери, нимб Младенца без креста, Его темно-каштановые волосы, большие черные глаза, сколько и самое положение Младенца, удерживаемого Матерью перед грудью, т. е. в типе описанной выше Кипрской мозаики, и общий торжественный тон изображения. Если мозаика и относится к IX веку, то она, очевидно, копирует древнейший образец, а поэтому для нас специально важны все детали, ею передаваемые. Пурпурный мафорий имеет темно-лиловый тон и окаймлен золотыми широкими полосами. Хитон исполнен золотыми и красными полосами, почему дает общее впечатление тоже оранжево-красноватого цвета, который еще усилен проложенными поперек золотыми оживками. Одежды Младенца имеют, однако, зеленые полосы, которые, по всей вероятности, указывают на верхнюю одежду. Возможно, что на Младенце надета красная далматика, одна, без верхней одежды, и только по ней идут зеленые широкие клавы 225 . Святые Пракседа и Пуденциана имеют: одна – лилово-пурпурную, другая – красную одежду, с мафориями, украшенными жемчугом и драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В сицевой беседе препроводихом всю нощь. Воутрие же, отходя, поклонихся рабу Божию и прося благословения и молитв. Он же рече: «Бог, егоже ради живу в пустыни сей, да сподобит тя достойна звания сего, в немже ныне пребывавши. Спасая, спаси душу твою». 813 То рекши, показа ми путь к скиту». Старец же Феофан, сия слыша от звонаря, сокрушися сердцем, зря в таковых подвигах пребывающа брата, себе же погружение в греховной блате и готова в снедь душетленному змию. 814 Бог же, не хотяй смерти грешиику, но еже обратитися на путь спасения, 815 не презре прежних его доброделей, внуши мысль покаяния сицевым образом. Во оно время Герасим архимандрит нача притеснение творити ему, Богу полезное строящу. Феофан же на Божий промысль возложися: усмотри время удобно, взя малый карбас 816 и хлеба, отплый в море, хотя обрести место в Примории, 817 да никтоже бы о нем уведал. Знаяше бо: на Соловецком острове укрытися неможно 818 бываемых ради гонений и поисков на пустынников. 819 Пловущу же ему, вначале веяше ветр тихий, таже воста буря и море восколеба. Старец Феофан, видя пред очима напрасную 820 смерть, воззопи к Богу, глаголя: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, углебоша 821 в тимении 822 дел моих! 823 Ты веси 824 , яко Тебе ради вдахся волнам сим. Ты веси и предложение мое, яко покаяния ища на сие изыдох, – молю милосердие Твое: даждь ми время покаяния! Се бо вижду, яко волны устрашают смертию. Ей, Человеколюбче, да не потопит мене буря водная, ниже пожрет мене глубина морская и сведет во Ад душу мою, не готову сущу!» Волнам же толико свирепеющим, яко не мощи ветрила держати, ни веслами грести, паде посреде карбаса аки мертв, чая абие волнами покрыту быти, чесо ради велми изнеможе – 234 ово от неядения, ово 825 от страха морскаго. И сице носим десять дннй, по сем изверже его буря иа брег. И достав огня, согреяся, благодаря Бога, спасшаго от видимыя смерти. И паки моляше Бога со слезами, да покажет ему место, на немже мог спастися. По мале времени прииде тамо земледелец некий, вопроси его: «Чесо ради, седя зде, плачешися?» Феофан же поведа намерение свое и моли его, да ведет негде в глубочайшую пустыню и мало киим ведомую. Той же земледелец, боголюбив сый, веде его в дальнее леса, показа ему малу хижу, в нейже Феофан водворися. Враг же человеческаго рода сотвори препятие в добром начинании его: наведе некиих человек, иже, емше его, отведоша к исправнику, а той – в город Кемь, 826 посади его в некий дом в подполии, место темницы, за стражу, хотя его при случаи послати в монастырь. Феофан же седя тамо, моля Бога, да избавит его оттуда. И видя в полунощи засну вша стража, он же тихо изыде из храмины и бежа в лес во единой срачице. 827

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вследствие экономических особенностей феодального общества, для которого было характерно натуральное хозяйство, самообеспечение, франкская империя была неспособной воспрепятствовать проявлению партикулярных сил. После того как церковь стала наиважнейшим интегрирующим элементом франкской империи, уже при первом преемнике Карла – Людовике Благочестивом имперская власть оказалась зависимой от ставших могущественными франкских епископов. (Франкская церковь располагала одной третью всех землевладений.) Это сказалось и на отношениях между папой и императором. Избранный папой Стефан IV (816–817) был возведён на папский престол без утверждения императором. Последовавший за ним Пасхалий I (817–824) также не обратился к императору за утверждением. Более того, в 817 году между Людовиком Благочестивым и папой было достигнуто соглашение (Pactum Ludovicanum), по которому император не только подтвердил статус Папского государства, но и отказался от юрисдикции, осуществлявшейся над ним Карлом, а также от вмешательства в выборы пап. Вновь был временно восстановлен суверенитет светского государства папы, однако император Лотарь I восстановил положение, существовавшее при Карле Великом, возобновив имперский суверенитет над папским престолом. Папа Евгений II (824–827) в соглашении, заключённом с императором Лотарем в 824 году (Constitutio Romana), вынужден был признать преимущественные права императора при избрании папы и в Церковном государстве. В соответствии с соглашением перед избранием папы римляне обязывались давать клятву следующего содержания: «я ... клянусь всемогущим Богом, и всеми четырьмя святыми Евангелиями, и крестом нашего Господа Иисуса Христа (давая клятву, руку клали на крест и на Библию ), а также мощами первого апостола Святого Петра, что с сего дня и навечно буду верен нашим господам императорам Людовику и Лотарю ... что без обмана и зловредности буду существовать; и не соглашусь на то, чтобы избрание на римскую епископскую кафедру проводилось по-иному, чем это происходит законно и согласно канонам, и тот, кого избрали папой, не должен быть с моего согласия посвящён до тех пор, пока он не даст клятву в присутствии послов императора и народа, как это добровольно делал папа Евгений...» Эмиссары императора осуществляли волю светской власти не только при избрании папы, они фактически имели власть и над Церковным государством. Да и назначаемые папой чиновники (duces) зависели от эмиссаров императора, которые в свою очередь ежегодно в своих докладах отчитывались перед императором.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

церквей в этот период было запрещено помещать образы людей, там присутствовали лишь зооморфные и орнаментальные изображения. Их часто сравнивают с М. Купола скалы (Куббат-эс-Сахра) в Иерусалиме (691-692) и мечети Омейядов в Дамаске (706-711), в создании к-рых, вероятно, принимали участие к-польские мастера. Одним из самых важных мотивов в декорации церквей той эпохи был крест как символ триумфа равноап. имп. Константина Великого над язычеством; в нач. VIII в. образ креста появился в апсиде ц. Св. Ирины в К-поле (ок. 40-х гг. VIII в.) и в ряде др. храмов, однако в большинстве церковных зданий, как, напр., в ц. Успения Пресв. Богородицы в Никее (ок. 730), кресты иконоборческого времени после восстановления иконопочитания были заменены фигуративными образами. Создавались также композиции символического характера, подобные изображениям постановлений церковных Соборов в ц. Рождества Христова в Вифлееме (1169) Богоматерь с Младенцем на престоле. Мозаика апсиды ц. Санта-Мария-ин-Домника в Риме. 817–824 гг. Богоматерь с Младенцем на престоле. Мозаика апсиды ц. Санта-Мария-ин-Домника в Риме. 817–824 гг. В кон. VIII - 1-й пол. IX в. Римские понтифики, словно желая не только декларативно, но и действенно противостоять визант. иконоборчеству, заказали ряд мозаичных образов, украсивших храмы Рима. Темой большинства М. было видение Второго пришествия Христа. При папе Льве III (795-816) М. были украшены апсидная арка базилики Санти-Нерео-э-Акиллео и Латеранский триклиний; при папе Пасхалии I (817-824) - апсиды и апсидные арки базилик Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Санта-Мария-ин-Домника, Санта-Прасседе, а также стены и свод примыкающей к последней капеллы Сан-Дзено; при папе Григории IV (827-844) - апсида и арка базилики Сан-Марко в Риме. Все эти М. выполнены, очевидно, местными мозаичистами в традициях, восходящих к рим. искусству VIII в., они схожи по стилю, очень выразительному, уподобляющему образ знаку, созданы с помощью предельно скупых и простых художественных средств (обобщенные формы, упрощенные контуры и моделировки, небольшой набор цветов с преобладанием золота, ровные цветовые пятна).

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Карл направил к новому папе посла аббата Ангильберта, уполномоченного на то, чтобы вместе с папой выяснить, «что считается необходимым для возвеличивания святой Господней Церкви, для возвышения вашего собственного сана и для укрепления нашего патрициата». Подтверждая «священный договор», заключенный с усопшим папой Адрианом, и свои намерения и впредь продолжать с папским Римом отношения «ненарушимого союза верности и любви», Карл выражал готовность «защищать святую Церковь Христа от ее внешних врагов, язычников и неверных оружием, а от внутренних – соблюдением католической веры». «Вам же, святейший отец, – напоминал король папе о его новом долге, – надлежит (...) поддержать наших рыцарей, дабы христианство через Ваше заступничество и под водительством Бога везде и всюду одерживало победу над врагами Его святого Имени и это Имя прославлялось во всем мире». Таким образом, Карл Великой становится военачальником церкви (позже этот сан назвали gonfalonerius ecclesiae) и верховным судьей в Риме. Его посол Ангильберт от лица короля привел римский народ к присяге, и папа Лев признал, что и Рим, и он сам должны повиноваться Карлу как верховному светскому правителю. В то же время в папских владениях папа оставался высшим представителем власти, основу которой составлял его епископский иммунитет – независимость от иной верховной власти. В то же время, согласно упоминавшейся грамоте Людовика Благочестивого 817 г., римлянам была предоставлена полная свобода в выборе папы и его ординации без предварительного согласия императора Священной Римской империи, что, однако, не вполне соответствует действительности. Папы Стефан IV (V) (816–817), Пасхалий I (817–824), Евгений II (824–827) спешили известить императора о своем избрании, дипломатично извиняясь за поспешность интронизации без участия представителей имперских властей. Папа Валентин в 827 г. просто не успел снестись с имперским двором, так как умер через 40 дней после избрания, а папа Григорий IV (827–844) был посвящен только после утверждения его избрания императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положение в И. изменилось при имп. Людовике Благочестивом (814-840). В соответствии с конституцией о неделимости империи «Ordinatio Imperii» (817) один из его сыновей, Лотарь I (817-855), как император-соправитель получил во владение И. Сын Пипина, кор. Бернард (812-817), не желая быть вассалом Лотаря, возглавил заговор с целью добиться независимости королевства И. После того как заговор был раскрыт, короля ослепили, и он скончался, а его сторонники подверглись репрессиям. Миланский архиеп. Ансельм I был низложен, приговорен к смерти и вскоре умер в заточении. От лица малолетнего имп. Лотаря I управление королевством принял прп. Вала , аббат мон-ря Корби (впосл. аббат Боббио). В 822 г. Лотарь I прибыл в И., и в апр. 823 г. был повторно коронован в Риме папой Пасхалием I (817-824). Обладая значительной независимостью в решении внутренних вопросов, Лотарь проводил самостоятельную политику, назначая на руководящие посты франков, прибегая к конфискации земельных владений лангобардской знати, вмешиваясь в дела Папского престола. Ап. Петр, вручающий папе Льву III паллий, имп. Карлу Великому копье и стяг. Мозаика триклиния Льва III в Латеранском дворце, Рим. IX в. Ап. Петр, вручающий папе Льву III паллий, имп. Карлу Великому копье и стяг. Мозаика триклиния Льва III в Латеранском дворце, Рим. IX в. В 774 г. Карл Великий передал Римскому папе Адриану I территорию, к-рая была значительно меньше владений, обещанных кор. Пипином Коротким папе Стефану II (III). Фактически под властью понтифика оказался лишь Римский дукат, к-рый он контролировал и ранее. Предоставив папе свободу в проведении внутренней политики, Карл не одобрял прямые контакты Рима с визант. императорами, полагая, что понтифик должен был прибегать при сношениях с иноземными правителями к его, как защитника Папского престола, посредничеству, отрицательно относился к переговорам папы с К-полем и к присутствию папских легатов на VII Вселенском Соборе в Никее (787). В противовес позиции Папского престола, утвердившего постановления Собора, по инициативе Карла Великого франк.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Евсевий 310. Мелхиад 311–314. Св. Сильвестр I 314–335. Марк 336 . Иулий 337–352. Ливерий 352–366. Феликс II антипапа 355– 365. Урсин антипапа 366–367. Дамас I 366–384. Сириций 384–398. Анастасий I 398–402. Иннокентий I 402–417. Зосима 417–418. Евлалий антипапа 418–419. Бонифатий I 418–422. Св. Келестин I 422–432. Сикст III 432–440. Св. Лев I Великий 440–461. Иларий 461–468. Симплиций 468–483. Феликс III 483–492. Геласий I 492–496. Анастасий II 496–498. Симмах 498–514. Лаврентий антипапа. Гормизда 514–523. Иоанн I 523–526. Феликс IV 526–530. Бонифатий II 530–532. Диоскор антипапа 530. Иоанн II 532–535. Св. Агапит I 535–536. Сильверий 536–537. Вигилий 537–555. Пелагий I 555–560. Иоанн III 560–573. Венедикт I 574–578. Пелагий II 578–590. Св. Григорий I Вел. 590–604. Савиниан 604–606. Бонифатий III 607. Бонифатий IV 608–615. Деусдедит (Бог дал) 615–618. Бонифатий V 619–625. Гонорий I 625–638. Северин (Зефирин II) 638–640. Иоанн IV 640–642. Феодор I 642–649. Св. Мартин I 649–653. Евгений I 654–657. Виталиан 657672. Адеодат (Богдан) 672–676. Дон (Донус) 676–678. Св. Агафон 678–681. Лев II 682–683. Венедикт II 683–685. Иоанн V 685–686. Конон 686–687. Пасхалий антипапа 687. † ок. 692. Феодор 687. Сергий I 687–701. Иоанн VI 701–705. Иоанн VII 705–707. Сисиний 708. Константин I 708–715. Григорий II 715–731. Григорий III 731–741. Захария 741–752. Стефан II 752. Стефан III 752–757. Павел I 757–767. (Константин II 767). (Филипп 768). Стефан IV 768–772. Адриан I 772–795. Лев III 795–816. Стефан V 816–817. Пасхалий 817–824. Евгений II 824–827. Валентин 827. Григорий IV 827–844. Иоанн антипапа 844. Сергий II 844–847. Лев IV 847–855. Венедикт III 855–858. Анастасий антипапа 855. Николай I 858–867. Адриан II 867–872. Иоанн VIII 872–882. Марин I 882–884. Адриан III 884–885. Стефан VI 885–891. Формоз 891–896. Бонифатий VI 896. Стефан VII 896–897. Роман 897. Феодор II 897. Иоанн IX 898–900. Венедикт IV 900–903. Лев V 903. Христофор 903–904. Сергий III 904–911. Анастасий III 911–913. Ландо 913–914.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010