Т. о., К. Т. пользовался доверием со стороны императора, несмотря на то что развернул в своем диоцезе активную борьбу с почитанием священных образов, к-рые он называл «идолами», считал достойными анафемы и уничтожал собственноручно. Против деятельности К. Т. выступил папа Пасхалий I (817-824) (MGH. Epp. T. 4. S. 613). Однако ни император, ни придворные каролингские епископы не спешили осуждать К. Т. (MGH. Epp. T. 4. S. 609). Вероятно, независимая позиция К. Т. на севере Италии была важна для Людовика Благочестивого в качестве противовеса позиции Римских пап, поддерживавших визант. иконопочитателей ( Boulhol. 2002). На фоне иконоборчества К. Т. офиц. позиция каролингских императоров, нашедшая выражение в Libri Carolini , выглядела более умеренной и компромиссной. Однако вскоре положение стало меняться. 10 апр. 824 г. визант. имп. Михаил II Травл и его сын Феофил отправили Людовику Благочестивому послание против почитания икон (сохр. в единственной ркп.- Paris. lat. 1597. Fol. 5-11, IX в.; изд.: MGH. Conc. T. 2. Pars 2. S. 475-480). После переговоров Людовик согласился стать посредником между визант. посланниками и папой Евгением II. При этом на Парижском совещании (conventum) епископов в 825 г. было решено придерживаться среднего пути, не склоняясь ни к иконоборчеству, ни к иконопочитанию (Ibid. S. 481-482). Был издан сборник святоотеческих цитат, относящихся к учению об образах (Libellus synodalis), на который впосл. опирались все каролингские богословы и сокращенный вариант которого Людовик Благочестивый собирался отправить папе Римскому. К. Т. в этом совещании участия не принимал (вероятно, не был приглашен на него; Дунгал сообщает, что он отказался, назвав совещание «собранием ослов» - PL. 105. Col. 529). Видимо, уже после Парижского совещания аббат Теодемир, к-рого К. Т. считал своим другом и союзником, выписал спорные места из его сочинений и отправил ему с просьбой дать разъяснения (PL. 106. Col. 312; MGH. Epp. T. 4. S. 610). Ответом на это послание стала «Апология» К. Т., внимательно изученная Людовиком Благочестивым и его советниками и признанная еретическим сочинением (MGH. Epp. T. 5. S. 354). Из нее сохранились лишь выписки, сделанные по повелению Людовика. Только эти выписки были доступны тем, кто впоследствие писали трактаты против К. Т.

http://pravenc.ru/text/1841227.html

Улльманном ( Ullmann. 1953) большинство совр. исследователей полагают, что 2-я ч. привилегии отсутствовала в первоначальном тексте документа и была включена в него после избрания папы Римского Льва VIII в дек. 963 г. «Privilegium Ottonianum» содержит мало новшеств по сравнению с предшествующими грамотами подобного рода: грамотой Людовика Благочестивого «Ludovicianum» (817) и Римским уложением папы Римского Евгения II и имп. Лотаря («Constitutio romana», также «Lotharianum», 824). Оттоновской привилегией были подтверждены границы Папской области, установленные Людовиком Благочестивым (без герц-ства Салерно), а также сохранены все права папы и императора в Риме, оговоренные в Римском уложении 824 г. Римской Церкви гарантировалось свободное избрание епископа, однако перед посвящением он в присутствии имперских легатов должен был принести клятву о соблюдении условий соглашения с императором. И. и римляне клятвенно пообещали не вступать в союз с противниками императора, прежде всего с Беренгаром II и Адальбертом. После того как Оттон I отправился с войском на север Италии, чтобы возглавить осаду крепости Сан-Лео, И. вступил в переговоры с Адальбертом, приглашая его вернуться в Италию и обещая оказать поддержку в конфликте с императором. Был ли И. инициатором переговоров, или он лишь ответил на просьбы Адальберта о помощи, неизвестно. Тогда же папа попытался заключить союз с Византийской империей и венграми, отправив послания с призывом напасть на герм. владения императора в его отсутствие. Послы были перехвачены императором. Папские легаты обвинили Оттона I в нарушении обещания передать папе Римскому территории, закрепленные за Папским престолом. Ответное посольство, отправленное Оттоном I для того, чтобы снять подозрения в невыполнении обещаний, было принято И. с неприязнью, тогда как Адальберта в Риме папа встретил торжественно. Оттон I, узнав о возвращении сына Беренгара II, оставил крепость Сан-Лео и с небольшим отрядом отправился в Рим, где в кон. окт. 963 г. его встретили сторонники И.

http://pravenc.ru/text/469694.html

Самаряне еще в древности неоднократно были обвиняемы в том, что и после принятия иудейской религии они сохраняли прежние языческие верования. Так, св. Кирилл Александрийский в толковании на ев. Ин 8о самарянах времени земной жизни Господа говорит: “иудейство у самарян было не чистое; их культ представлял смешение с чужестранными и греческими обычаями” 817 . Св. Епифаний в речи о самарянах отмечает: „сия-то ересь, отвергающая воскресение мертвых и отмещущая идолослужение, сама по неведению служит идолам, потому что идолы четырех народов сокрыты в горе ( Быт. 35:4 ), ложно называемый у них Гаризимом» 818 . Талмудисты обвиняют самарян не только в служении идолам, зарытым Иаковом под дубом в Сихеме, но и в почитании изображения голубя 819 . Наличность в самарянском богопочитании остатков языческих верований признают и некоторые из позднейших авторов. Однако, по-видимому, должно признать, что для всех отмеченных обвинений против самарян нет достаточных оснований. В свидетельстве св. Кирилла Александрийского , имеющем слишком общий характер, по-видимому, на самаританизм I в. перенесены черты эпохи, предшествовавшей окончательному образованию самарянской религиозной общины. Св. Епифаний, говоря о факте служения самарян идолам, зарытым близ Сихема, имеет в виду собственно указать не на идолопоклонство самарян, а на несоответствие места самарянского богослужения прошлой истории этого места. Такой же смысл имеет и аналогичное свидетельство Талмуда. Что касается обвинения самарян в почитании голубя, то по поводу его должно сказать следующее. Впервые с этим обвинением мы встречаемся в половине IV в. Затем это обвинение повторяется у Раши, Маймонида, Азарии и некоторых христианских исследователей 820 . В письмах к самарянам европейские ученые неоднократно просили разъяснений касательно почитания голубя. Между прочим, вице-консул Пиллавуан, собиравший сведения по данному вопросу для Грегуара, в письме к нему сообщал: „над пюпитром, на котором самаряне кладут Св. Писание, возвышается фигура птицы, которую они называют Ашимою, – особенным словом, употребляющимся в этой секте. Когда они называют Высочайшее Существо, они не говорят, как другие иудеи – Адонаи: они всегда говорят: Ашима, что заставляет верить, что они почитают Божество под символом этой птицы, которая имеет форму голубя» 821 . Некоторые путешественники также сообщали Де-Саси, что на верхушке скалок, на которые накатываются синагогальные свитки Пятикнижия, самаряне помещают серебряное изображение голубя 822 . Некогда Сельден, допускавший у самарян существование культа голубя, высказал мнение, что этот культ был собственно культом ассирийской Семирамиды, символом которой считался голубь 823 . В недавнее время Розенвалль доказывал, что почитание Семирамиды под образом голубя, тождественное с культом Ашимы, существовало в Хамате, а отсюда перешло в Самарию, куда переселены были хаматейцы: этот факт и дал основание талмудистам обвинять самарян в почитании голубя 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

В конце Мученичества св. Себастиана говорится, что М. и М. были похоронены на Аппиевой дороге в 2 милях от Рима, в месте, называемом «У карьера» (Ad arenas), т. к. там добывали песок для строительства рим. городских стен. В Иеронимовом Мартирологе под 18 июня содержится запись: «...в Риме в катакомбах Бальбины на Ардеатинской дороге Марка и Маркеллиана» (MartHieron. P. 324). Это же указание на катакомбы Бальбины повторяется в «Перечне кладбищ Рима» VII в. (Codice topografico. 1942. P. 64). В итинерариях VII в. говорится, что мощи М. и М. находились под главным алтарем базилики на Ардеатинской дороге, рядом с базиликой, где был похоронен папа Дамас I (366-384; LP. Vol. 1. P. 212-213), и базиликой в честь папы Марка (Codice topografico. 1942. P. 89, 110). На основе этих данных Дж. Б. Де Росси предположил, что М. и М. были похоронены не в катакомбах Бальбины, а в других катакомбах, впосл. определенных как катакомбы Василия ( Rossi G. B., de. La Roma sotterranea cristiana. R., 1864. T. 1. P. 132; Amore. 2013. P. 197-198); совр. их название - катакомбы Марка и Маркеллиана, месторасположение между Аппиевой и Ардеатинской дорогами. Римский папа, свт. Григорий I Великий (590-604), подарил частицы мощей М. и М., а также св. Феликулы св. Иоанну II Римлянину , архиеп. Равеннскому († ок. 595), к-рый построил в Равенне мон-рь в их честь, где и хранились святыни ( Agnel. Lib. pont. eccl. Rav. 98//MGH. Scr. Lang. T. 1. P. 342). Согласно Liber Pontificalis, Римский папа Пасхалий I (817-824) перенес мощи М. и М. в базилику Санта-Прасседе (LP. Vol. 2. P. 64). Частицы мощей мучеников были также перенесены в ц. св. бессребреников Космы и Дамиана в Риме и в монастырь св. Медарда в Суасоне. Память М. и М. под 18 июня была внесена в Мартиролог Беды Достопочтенного (см.: Quentin. 1908. P. 52), а затем в «исторические» Мартирологи IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского и Узуарда). Проприй мессы в день памяти мучеников содержится в Григория Сакраментарии (Sacr. Greg. T. 1. P. 236), Геласия Сакраментарии (Sacr. Gelas. S. 140) и др. католич. богослужебных книгах VII-VIII вв. В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) и в современной редакции Римского Мартиролога память мучеников приведена также под 18 июня (MartRom. (Vat.). P. 324).

http://pravenc.ru/text/2562258.html

Битва при Остии. Фрагмент росписи станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. Рафаэль Битва при Остии. Фрагмент росписи станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. Рафаэль Закончив строительство укреплений «города Льва», Л. велел восстановить укрепления Остии (работы начались еще при папе Римском Григории IV) и Порто. В Папской области при Л. были восстановлены укрепления Орты и Амелии, заново отстроена на новом месте Чивитавеккья, разоренная сарацинами в 812 г. (согласно Liber Pontificalis, место было указано папе ап. Петром, явившимся в одеянии военачальника; строительство укреплений завершено в 854). Из церковного строительства в Риме следует упомянуть восстановление Ватиканской базилики св. ап. Петра. В жизнеописании подчеркивается, что Л. сделал ее еще величественнее, чем она была, установив в ней золотые светильники и серебряные ворота. На небольшой ц. св. Андрея, примыкавшей к базилике, были установлены новые колокола. Также Л. отстроил Латеранский дворец. При Пасхалии I (817-824) из дворца украли подаренный Карлом Великим папе Римскому Льву III (795-816) золотой крест, украшенный драгоценными камнями, к-рый использовался в папских процессиях; Л. распорядился изготовить копию этого креста. Папа покровительствовал мон-рям и делал щедрые дары обителям в Ср. Италии, прежде всего мон-рю Субиако близ Ананьи, основанному свт. Венедиктом Нурсийским ; в Субиако Л. возглавил освящение монастырского храма. Взаимоотношения с правителями из династии Каролингов у папы складывались по-разному. Если отношения с имп. Лотарем I были хорошими, то с его сыном Людовиком II Итальянским они были натянутыми, хотя сторонам всегда удавалось достичь согласия. В 850 г. Л. помазал в Риме Людовика II императором и соправителем отца, Лотаря I. Также понтифик совершил помазание малолетнего Альфреда Великого (король Уэссекса в 871-899/901), посланного в Рим в 853 г. своим отцом кор. Этельвульфом. В сохранившемся фрагменте послания, адресованного Этельвульфу, Л. упоминал, что нарек Альфреда своим духовным чадом, предоставил ему титул и даровал почетное одеяние рим. консула.

http://pravenc.ru/text/2463259.html

Episcopa Q Eisen U. Op. cit. S. 193–195. В итальянской эпитафии из Умбрии (г. Интерамна, мраморная плита из усыпальницы базилики Валентиниана, 491 или 526) упомянута некая женщина-епископа К. Невероятно, чтобы в это время на Западе женщина могла иметь реальные епископские полномочия, как считает У. Айзен, или быть супругой епископа (ср. выше: II Собор в Туре канон 14 поскольку к VI веке в Италии уже установился епископский целибат. Возможно, по аналогии с епископой Феодорой в надписи речь идет о матери епископа, но в целом вопрос о статусе епископы К следует признать открытым. † HUNC//SI VIS COG[N]O[SCE VIA]//TOR HIC REQVIE[SCIT]//VENERABILIS FEM[INA]//EPISCOPA Q //DEPOS[ITA] IN PACE V //† OLYBRIO Епископа К Эту [надпись], если желаешь, прочти, путник: здесь покоится почтенная женщина епископа К [...]. Погребена в мире 5 [...] Олибрия 236 . Theodora episcopa Marucci О. Epigrafia Christiana: Trattato elementare con unsilloge DI ANTICHEISCRIZIONICRISTIANE PRINCIPALMENTE Dl ROMA. MlLANO, 1910. P. 490; Eisen U. Op. cit. S. 195–202sq. Исключительным является употребление термина «епископа» применительно к матери папы Пасхалия (817–824) Феодоры рядом с ее мозаичным изображением в римской базилике св. Пракседии (Санта-Прасседе) на Эсквилине (IX в.) 237 . (36) IN IPSO//(37) INGRESSV BASILICAE MANV DEXTRA VBIVTIQVE//(38) BENIGNISSIMAE SVAE GENITRICIS SCILICET DOM//(39) NAE THEODORAE EPISCOPAE CORPVS QVIESCIT Епископа Феодора У самого входа в базилику, по правую руку, где несомненно кротчайшей матери его [папы Пасхалия I], а именно госпожи Феодоры-епископы, покоится тело. Leta presbitera Eisen U. Op. c/t. S. 131–133. Эпитафия из Тропеи (Италия, Бруттий, вв.). Здесь могла идти речь о супруге пресвитера, поскольку возраст 40 лет вряд ли мог считаться старческим. B[ONAE] M[EMORIAE] S[ACRVM] LETA PRESBITERA//VIXIT ANN · XL M · GII D · GUI//QVEI BENE FECIT MARITVS//PRECESSIT IN PACE PRIDIE//IDVS MAIAS Пресвитерида Лета Доброй и священной памяти пресвитерида Лета, прожила 40 лет, 8 месяцев и 9 дней. Ей благодарно поставил [надгробие] муж. Она скончалась в мире за день до майских ид.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Simon R. Histoire critique des principaux commentateurs du Nouveau Testament, Depuis le commencement du christianisme Jusques à nôtre tems: avec une dissertation critique sur les principaux actes manuscrits qui ont été citez dans les trois parties de cet ouvrage. Rotterdam: Chez Reinier Leers, 1693. Souter A. A Study of Ambrosiaster. Cambridge: The University Press, 1905. (Text and Studies; vol. 7). Veer A. C. Saint Augustin et l’Ambrosiaster//Premières polémiques contre Julien/ed. F.-J. Thonnard, E. Bleuzen, A. C. de Veer. Paris: Desclée de Brouwer, 1974. P. 817824. (Bibliothèque Augustinienne; vol. 23). Vogels H. J. Ambrosiaster und Hieronymus//Revue Benedictine. 1956. Vol. 66. P. 14–19. Vogels H. J. Die Uberlieferung des Ambrosiaster Kommentars zu den paulinischen Briefen. Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1959. (Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Gottingen, Philologisch-historische Klasse; Bd. 7). 2 Например: Ambrosiaster. Commentarius in epistulas Paulinas. Ad I Tim. 3,14//CSEL. 81/3. P. 270. 3 Augustinus Hipponensis. Ep. 82:24//CSEL. 34/2. P. 376: «Porro si quaeras vel recolas quid hinc senserit noster Ambrosius , quid noster itidem Cyprianus, invenies fortasse nec nobis defuisse, quos in eo, quod adserimus, sequeremur». 7 Leeming B. Augustine, Ambrosiaster and the Massa Perditionis//Gregorianum. 1930. Vol. 11 (1). P. 65. 8 Veer A.C. Saint Augustin et l’Ambrosiaster//Premières polémiques contre Julien/ed. F.-J. Thonnard, E. Bleuzen, A. C. de Veer. Paris, 1974. P. 817–824. (Bibliothèque Augustinienne; vol. 23). nam sic et sanctus Hilarius intellexit quod scriptum est, «in quo omnes peccaverunt»: ait enim: «in quo, id est in Adam, omnes peccaverunt». Deinde addidit: «manifestum in Adam omnes peccasse quasi in massa: ipse enim per peccatum corruptus, omnes quos genuit nati sunt sub peccato». haec scribens Hilarius sine ambiguitate commonuit, quomodo intellegen dum esset «in quo omnes peccaverunt in quo (- id est in Adam-) omnes peccaverunt. (ideo dixit in quo, cum de muliere loquatur, quia non ad speciem retulit, sed ad genus.)3. manifestum (ita que est in Adam omnes peccasse quasi in massa). Ipse enim per peccatum corruptus quos generavit (genuit), omnes nati sunt sub peccato . Ex eo igitur cuncti peccatores

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosiast/amv...

Прежде Крестного страдания Господь, разделяя на Тайной вечере трапезу со Своими учениками, передал им таинство Своего Тела и Крови (Св. Дары) в сущности хлеба и вина (in panis et vini substantia) и заповедал совершать таинство Евхаристии «в воспоминание Своего святейшего страдания» (16). «Таинства (или Св. Дары.- А. Ф.) нашего искупления,- пишет В. С.,- поистине» суть Тело и Кровь Господни; и следует верить, что они есть «залоги» того совершенного единства, к-рое верующие, как члены Тела Христова, имеют со своей Главой уже сейчас в надежде, а в будущем и в действительности (17). Нет ничего более точно выражающего это единство членов тела со своей Главой, чем «эти виды»: хлеб и вино; ведь как единый хлеб приготавливается из множества зерен и вино - из множества ягод, так и Тело Христово образуется из множества святых, соединенных воедино (16). Характерно, что у В. С. не встречается никаких следов учения о пресуществлении Св. Даров (см. Транссубстанциация ), начало к-рому было положено его современником Пасхазием Радбертом . В. С. свидетельствует, что в его время в Зап. Церкви существовала тенденция совершения таинства Евхаристии неск. раз одним и тем же священником в один и тот же день. По мнению В. С., чем чаще совершается воспоминание спасительных страданий Христовых, тем легче склонить Бога к милосердию (21). Историко-агиографические 1. «Vita Sancti Galli» (Житие св. Галла, в 2 кн.; между 817 и 837 - PL. 114. Col. 975-1030) - житие основателя и первого настоятеля мон-ря Санкт-Галлен . Было написано по просьбе Гозберта (Гоцперта, Госберта), настоятеля мон-ря Санкт-Галлен, на основе более ранней версии жития VII-VIII вв., а также ее новой редакции, сделанной Веттином в 816 или 824 г., и рассказов о чудесах св. Галла, «собранных монахом Гозбертом». 2. «Vita Sancti Othmari» (Житие св. Отмара - PL. 114. Col. 1030-1042) - житие настоятеля мон-ря Санкт-Галлен Отмара († 759), также представляющее собой переработанную В. С. раннюю версию, к-рая была написана в 834 или 838 г.

http://pravenc.ru/text/153899.html

Т. в кон. 823 или в 824 г. для аббата Теодемира. Это толкование также приписывалось Евхерию Лионскому (изд.: PL. 50. Col. 1047-1208; см.: Italiani. 1979; Vog üé . 1986). В дополнение к нему К. Т. составил небольшое аллегорическое толкование на Книгу Руфь (824) (изд.: Douglas. 1974/1975. P. 305-313). Из новозаветных толкований К. Т. самым обширным является толкование ( катены ) на Евангелие от Матфея, составленное для Иуста, аббата Шарру. Оно датируется 815 ( Boffito. 1898) или 817 г. ( Boulhol. 2002). Сочинение издано лишь частично: McMenomy B. A. The Matthew Commentary of Claudius, Bishop of Turin: A crit. ed. of the Sections Pertaining to Matthew 1-4: Diss. Los Ang., 1993; отдельно издано предисловие: MGH. Epp. T. 4. S. 593-596. К. Т. составил также толкования на неск. Посланий ап. Павла. Некоторые из этих толкований частично изданы: PL. 104. Col. 925-928. Также отдельно издано предисловие к толкованию на Послание к Римлянам, написанному между 816 и 820 гг. (MGH. Epp. T. 4. S. 599-600). Толкования на 1-е и 2-е Послания к Коринфянам составлены в 820 или 821 г. по заказу аббата Теодемира (за 2 года до толкования на книги Царств - PL. 104. Col. 811). Из них также отдельно издано лишь предисловие (MGH. Epp. T. 4. S. 600-602). Толкование на Послание к Галатам К. Т. написал в 816 г. или даже раньше (в то время, когда Людовик еще не был императором) для аббата Друктерамна. Оно было издано под именем Клавдия Осерского: PL. 104. Col. 841-912. Толкования на Послания к Ефесянам и к Филиппийцам составлены в кон. 816 или в 817 г. для Людовика Благочестивого. Из них изданы только предисловия: MGH. Epp. T. 4. S. 597-599. Ряд толкований К. Т. издан среди сочинений Аттона Верчелльского: на Послания к Колоссянам (821-822) (PL. 134. Col. 609-644), на Послание к Титу (822) (PL. 134. Col. 699-720), на Послание к Филимону (822) (издано дважды: PL. 134. Col. 719-726; PL. 104. Col. 911-918), на Послание к Евреям (между 816 и 820) (PL. 134. Col. 725-832). В наст. время в серии CCCM готовится новое полное издание толкований К.

http://pravenc.ru/text/1841227.html

817. Духовное и врачебное наследие святителя Луки – профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого [Текст]: четвертая междунар. науч.-практ. конф.//Военно-мед. журн. 2013. 1. С. 88–92. 818. Не просто монумент [Текст]//Южная столица. 2013. 1 марта. С. 2. О включении памятника святителю Луке (Войно -Ясенецкому) в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия. 819. Духовное и врачебное наследие святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) [Текст]: сб. материалов Четвертой междунар. науч.-практ. конф./ФБУ «Гл. военный клинический госпиталь им. акад. Н. Н. Бурденко МО РФ», Фил. 3 ФГУ «Гл. военный клинический госпиталь им. акад. Н. Н. Бурденко МО РФ», Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя ; под общ. ред. И. Б. Максимова, В. М. Мануйлова. Москва: Диорит, 2012 447 с. 820. Материалы IV Международной духовно-научной конференции, посвященной 50-летию со дня преставления Святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, исповедника, 7–9 июня 2011 г., г. Симферополь [Текст]/[отв. ред. Л. Ясельская]. Симферополь: Изд- во Симферопол. и Крым. епархии, 2012.191 с., л.: цв. фот. Библиогр.: с. 184. 821. I Войно-Ясенецкие чтения [Текст] : к 135-летию со дня рождения святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого): сб. тр. конф./ред. коллегия: В. П. Быков, Л. Е. Громова, А. И. Макаров [и др.]. Архангельск: Север. гос мед. ун­т; Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию, 2012. 203 с. 822. Иванов, М. О. К 135-летию со дня рождения выдающегося хирурга Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки) [Текст]/М. О. Иванов, Н. М. Свистунова//Забайкалье историческое: материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. Году истории в России нояб. 2012 г.] Чита, 2012. С. 85–87. 823. Папырин, А. В служении Богу и людям [Текст]/Алексей Папырин//Мед. газ. 2012. 11 мая. Первые Войно-Ясенецкие чтения, посвященные 135-летию со дня рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого) , прошли в Северном государственном медицинском университете. 824. В самый крымский церковный праздник [Текст]//Таврида Православная : газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2012. 14. С. 7: фот. цв.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010