59 Например: «“Чесо просишь ты? Того, чтобы просветлились очи сердца моего, чтобы рассеялся мрак объявший мыслительную часть души моей, помрачивший мое мысленное око”» (свт. Иоанн Златоуст) (цит. по 80: 8); «Свт. Григорий Нисский поясняет, что душа “как бы некое тело, но будучи бестелесна, имеет свои бестелесные части одинаковой с собою природы, которыми она, как бы некоторыми знаками, отпечатлевается, изображается и условливается, она, находящаяся вне всякой формы и вида”» (цит. по 80: 9); «Прп. Максим Исповедник предписывает еще, что бы подвижник обуздывал любовью раздражительную часть души, умерщвлял воздержанием вожделевательную, воскрылял молитвою мыслительную» (митрополит Иерофей (Влахос) (108: 140). 60 Например: «Как телесных членов много, и все называются одним человеком, так и у души много членов : ум, воля, совесть, помыслы осуждающие и оправдывающие; но все это связано в один помысел, все это члены одной только души , а душа одна» (прп. Макарий Египетский) (цит. по 80: 10); «Заповеди новые и духовные… обновляют и освящают душу , и сокровенно врачуют все члены ее » (св. Исаак Сирин) (цит. по 80: 10). 61 Например: «…Превзошедший в нее (душу — П. Д. ) грех овладел уже всеми ее составами …» (прп. Макарий Египетский) (цит. по 80: 10). 62 Например: «…Ум состоит в связи с чувственною способностью души…» (свт. Григорий Нисский) (цит. по 80: 11); «В аскетическом подвиге должна участвовать не одна только душа или какая-нибудь одна из ее способностей (воля, ум, чувство) …» (81: 57); «…Способности души суть отдельные между собою силы ее, или нечто такое в ней, чем она, как членами выражает свою деятельность. Говорим “нечто”, разумея, что эти силы невещественны и не имеют бытия, отдельного от души» (80: 12). 63 Например: «Разделяют душу еще и иначе по способностям, видам, или частям, именно: на растительную, которая называется вместе питающей и возвращающей (силой), на чувствующую (ощущающую) и мыслящую» (епископ Эмесский Немесий) (20: 108, 109). 64 Например: «Да уж давно присмотрелись и распределили все действия души на три разряда: — мыслей, желаний и чувств, назвав каждый особою стороною души — мыслительною, желательною и чувствующею» (свт. Феофан Затворник) (21: 23).

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

После посещения сербского храма глава делегации Русской Православной Церкви и сопровождающие его лица посетили Апостольскую нунциатуру и встретились с Апостольским нунцием в Словении архиепископом Жан-Мари Спишем. Затем гости прибыли во дворец Люблянских католических архиепископов, где состоялась беседа с председателем епископской конференции Словении архиепископом Любляны Станиславом Зоре. Перед началом встречи архиепископ Станислав Зоре тепло приветствовал владыку Силуана и провел краткую экскурсию по католическому кафедральному собору святителя Николая Чудотворца. 26 июля представители Русской Церкви посетили цистерцианский монастырь в Стичне, расположенный недалеко от Любляны. Это самая древняя и единственная действующая обитель монахов-цистерцианцев на территории современной Словении, первое упоминание о которой относится к 1132 году. В монастыре прошла межхристианская встреча, посвященная миротворческой роли христианских Церквей и перспективе академических контактов. В мероприятии приняли участие митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Сербская Православная Церковь), епископ Цельский Станислав Липовшек (Римско-Католическая Церкви в Словении), приор Аббатства ордена цистерцианцев Стична патер Николай Арацки, епископ Геза Фило (Евангелическая Церковь Словении), директор Католического института молодежи священник Матеуш Мехле, делегация богословского факультета университета Любляны во главе с деканом профессором Робертом Петковшеком, представители общества «Словения-Россия» и другие. Вечером делегация отправилась в город Краньска Гора, где состоялся совместный концерт смешанного хора Санкт-Петербургской духовной академии и местного хора городского культурного общества «Эхо». По окончании выступления члены делегации присутствовали на мемориальной мессе в храме Успения Пресвятой Богородицы. 27 июля у Русской часовни святого равноапостольного князя Владимира под перевалом Вршич состоялась торжественная мемориальная церемония. Мероприятие посетили представители словенских властей: Президент Словении Борут Пахор, премьер-министр страны Марьян Шарец, почетный покровитель торжественных мероприятий председатель Государственного собрания Словении Деян Жидан, мэр города Краньска Гора Янез Хроват и другие. Делегацию Российской Федерации возглавил председатель российской части Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К.Ю. Носков. На мероприятии также присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Словении Д.Г. Завгаев, посол Словении в России Бранко Раковец, Апостольский нунций в Словении архиепископ Жан-Мари Спиш, епископ Цельский Станислав Липовшек, председатель общества «Словения-Россия» Саша Гержина, исполнительный директор фонда «Русский мир» В.В. Кочин, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы С.Е. Черемин и другие высокие гости.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5479735...

Агроном Игорь Константинович Фортунатов, духовный сын батюшки, позже сам прошедший за веру тюрьмы и лагеря, писал в своих воспоминаниях, что «отец Георгий учил внимательно относиться к людям и усердно исполнять свои семейные и служебные обязанности. Он требовал от духовных детей постоянства в вере и ежедневной молитвы, пусть краткой по необходимости, но внимательной и искренней, и доказательства веры добрыми делами. Всегда говорил, что нужно и можно быть подвижником в повседневной жизни. Батюшка советовал жить трудовой, размеренной, мирной и благочестивой жизнью. Не поощрял пустой болтовни о религии за увеселительным чаем и говорил, что веру нужно утверждать в себе, в семье и в окружающих постоянными добрыми делами, соединенными с молитвою» В 1928 году, еще до окончательного закрытия монастыря, архимандрит Георгий был вновь арестован. Обвинили его в том, что он якобы «играл роль " старца " в черносотенном Даниловом монастыре». Сообщалось, что «обслуживаемый им контингент состоял главным образом из интеллигентов, бывших людей, торгашей и т. д.», а также о том, что количество «духовных детей Георгия Лаврова достигало тысячи человек, причем они собирались у него большими массами, до трехсот человек и Лавров вел среди них антисоветскую пропаганду» Архимандрит Георгий был выслан в Казахстан сроком на три года. За ним последовали некоторые его духовные дети. Чтобы облегчить батюшке тяготы ссылки, его навещали московские чада, хотя путь был не близок и опасен. В тяжелых условиях отец Георгий заболел раком гортани и, возвращаясь из ссылки, скончался после причащения, с чашей в руках, в Нижнем Новгороде, 4 июля 1932 года. Духовные семена, посеянные отцом Георгием в душах своих пасомых, принесли обильные плоды. И после смерти батюшки его чада держались вместе, стараясь друг друга поддерживать. Через полгода многие из них были арестованы и высланы из Москвы, но даже эти испытания не поколебали их веры, не заставили отойти от Церкви. Преподобный Георгий воспитал по-настоящему верующих православных людей, стойких воинов Христовых.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4795702...

    6 декабря 1898 г. в праздник Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, в присутствии дипломатического корпуса и представителя президента Аргентины была заложена церковь в Буэнос-Айресе. А 23 сентября 1901 г. Свято-Троицкий храм с престолами во имя Святого Николая Чудотворца и Марии Магдалины был торжественно освящен при большом стечении народа, в присутствии дипломатического корпуса, российского поверенного в делах, президента республики Хулио Роки, ряда министров и высшей администрации Буэнос-Айреса. Приветствуя собравшихся, о. Константин подчеркнул, что Православная Церковь всегда молится о мире для всего мира, молится о соединении всех братской любовью, об изобилии плодов земных в этой гостеприимной стране, желая ей мирного жития. Воздав многолетие всем аргентинцам и президенту, о. Константин отметил, что присутствие па освящении храма представителей разных наций и вероисповеданий в этот знаменательный для православных день особенно приятно. Все ведущие столичные газеты с похвалой отозвались о призывах русского священника, рекомендуя их и другим священнослужителям. Появление русской церкви в Аргентине рассматривалось общественностью как укрепление русско-аргентинской дружбы.     Церковь была воздвигнута на красивом месте в историческом центре города. До застройки прилегающих кварталов была видна издалека ее русская архитектура, но особенно поражали ее внутренние красота и убранство. Храм был построен в стиле московских церквей XVII века в два этажа (внизу - приходская школа). Ее расписывали художники В. Беляев. В. Павлов, Г. Нестеров, А. Рябушкин; венецианская мозаика была подарена академиком И. Фроловым. Фирма Кузнецова изготовила уникальный фарфоровый иконостас. Афонские старцы пожертвовали святые мощи. Русский православный храм стал известен всем и каждому в Буэнос-Айресе великолепной архитектурой (проект крупнейшего аргентинского архитектора того времени, племянника русского консула А. Кристоферсона), редкостными отделкой и украшениями.     К 1920 гг. приход Троицкого храма в Буэнос-Айресе стал исключительно русским, так как к тому времени арабы и греки организовали свои собственные приходы.

http://sobory.ru/article/?object=28182

Одно из требований отца Симеона своим духовным чадам заключалось в том, чтобы никогда и ни в чем не было елейности: чтобы не было никаких разговоров о чудесах, если они случались или с ним, или с кем-либо из них, и вообще, чтобы не было никаких попыток показать свою якобы праведность Келейник отца Симеона, Михаил (Карелин), отмечал, что отец Симеон всегда был снисходителен к человеческим немощам, считая, что человек — одно, а немощи его — другое. Он мог даже в самой незначительной мелочи проявить большую любовь к человеку 29 декабря 1936 года отец Симеон был арестован. В сентябре 1937 года осужден как «руководитель подпольной контреволюционной организации церковников и монашества " Иноческое братство князя Даниила " ». По материалам дела, он был расстрелян 9 сентября 1937 года во Владимирской тюрьме, но есть подозрения, что он умер в тюрьме задолго до этого. Сохранились воспоминания еще об одном даниловском духовнике, преданном ученике епископа Феодора (Поздеевского) в Московской духовной академии — архимандрите Поликарпе (Соловьеве). После того как в 1917 году владыка стал настоятелем Данилова, за ним в монастырь перешел и отец Поликарп, который некоторое время был иеродиаконом в Оптиной Пустыни. С 1920-го по 1927 год он был фактически наместником Данилова монастыря, так как владыка Феодор, начиная с 1920 года, почти постоянно находился под арестом или в ссылках и назначал наместников из числа братии. Отец Поликарп был необыкновенно добрым человеком. Он выделялся среди братии особенной сдержанностью, скромностью, молчаливостью, сосредоточенностью. Казалось, что он постоянно молится про себя. Его духовные дарования сочетались с блестящей богословской образованностью. Братия и прихожане монастыря уважали и любили его. «Это была светлая личность, — вспоминал об отце Поликарпе архимандрит Даниил (Сарычев), почивший уже в наше время, в 2004 году, а в те годы бывший послушником и регентом в Данилове. — Кротость — необыкновенная, никогда никому вслух замечаний не делал. Заметит оплошность, подзовет человека и кротко с ним поговорит. И человек исправляется».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4795702...

6. архиепископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф 7. епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл 8. архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии 9. протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей 10. протоиерей Николай Данилевич, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви 11. протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии 12. протоиерей Иоанн Миролюбов, секретарь комиссии Московского Патриархата по взаимодействию со старообрядчеством 13. протоиерей Андрей Новиков, клирик г. Москвы 14. протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии 15. протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям 16. священник Максим Плякин, секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия 17. диакон Андрей Псарев, преподаватель Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле 18. диакон Феодор Шульга, сотрудник Отдела внешних церковных связей 19. игумения Ксения (Чернега), руководитель Юридической службы Московской Патриархии 20. инокиня Васса (Ларина), преподаватель литургики Венского университета 21. Кравец Сергей Леонидович, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»   Комиссия по богослужению и церковному искусству 1. митрополит Рязанский и Михайловский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата председатель 2. протоиерей Георгий Крылов, клирик г. Москвы секретарь 3. архиепископ Берлинский и Германский Феофан 4. епископ Подольский Тихон, викарий Патриарха Московского и всея Руси 5. епископ Новокаховский и Генический Филарет, председатель Литургической комиссии Украинской Православной Церкви 6. епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии 7. протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей 8. протоиерей Александр Лебедев, секретарь по межправославным отношениям при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4796919...

В это же время в Таганской тюрьме находились многие архиереи, например, митрополит Кирилл (Смирнов), настоятель Данилова монастыря епископ Феодор (Поздеевский) и другие. Митрополит Кирилл, увидев в отце Георгии явный дар Божий к утешению страждущих, благословил его на старчество. Владыка Феодор после своего освобождения в 1922 году взял его «на поруки» в Данилов монастырь. Отец Георгий по послушанию принимал исповеди прихожан. Слух о нем быстро облетел всю Москву. В будни в маленькой церковке на первом этаже храма Святых отцов семи Вселенских Соборов, а в праздники — в Троицком соборе, около раки с мощами преподобного князя Даниила Московского, он принимал «скорбный московский люд, текущий рекой в заветный уголок утешения» По воспоминаниям монахини Екатерины (в миру Елены Владимировны Чичериной), отец Георгий «имел дар утешения и прозорливости. К каждому человеку у него был особый подход. Он как бы видел указываемый Богом жизненный путь человека и направлял его на этот путь. Многие, приходя к нему в беспросветной скорби, уходили облегченными. Часто можно было слышать: “От батюшки выйдешь — как на крыльях полетишь…” Помнится, в юности придешь к нему с огромным списком грехов, недоумений, вопросов. Все это смешано, неясно для самой себя. Смотришь, после первого же разрешенного греха или недоумения в списке уже почти ничего не остается, как-то сразу несколькими словами он ликвидируется, и вся эта длинная хартия становится ни к чему. И так станет легко и беззаботно, да батюшка и скажет, бывало: “У тебя, деточка, все хорошо”. И вполне и надолго успокоишься, и порхаешь себе пташечкой…» У отца Георгия окормлялись и монашествующие, и миряне — простой народ и интеллигенция. На каждой службе к нему на исповедь стояла большая очередь. Особенно много внимания он уделял молодежи. «Путь человека складывается смолоду, и потом трудно его изменить», — говорил отец Георгий. Из числа его духовных детей вышли ряд видных деятелей науки и культуры. Батюшка привлекал к себе людей своим добрым и простым отношением ко всем, душевной теплотой, умением утешать в скорбях и жизненных невзгодах. Он умел проникать в самое сердце человека и направлять его на доброе устроение всей жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4795702...

Тем временем церковная ситуация на Украине вызывает нарастающую тревогу. Каноническую Украинскую Православную Церковь , находящуюся под руководством ее предстоятеля, признанного всеми Поместными Православными Церквями, Блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины , законодательно заставляют изменить название. Цель — принудить все приходы к перерегистрации и совершить пересмотр всех соглашений и договоров между государственными и церковными структурами. (Представим себе, что германское правительство потребовало бы от Римско-Католической Церкви в Германии провести официальное переименование, а название «Римско-Католическая Церковь» было бы присвоено некой новой, только что созданной организации). Если же Церковь откажется от переименования — что было бы логичным, поскольку в нормальных обстоятельствах организации сами выбирают себе названия, а не получают таковые от государства, — то она должна считаться с непредсказуемыми, — разумеется, крайне негативными — последствиями, с потерей статуса юридического лица. В то же время епископов и священников вызывают в Службу безопасности Украины (СБУ), принуждают покинуть каноническую Украинскую Православную Церковь и присоединиться к новой структуре. Монастыри притесняются государством: им грозят передачей в третьи руки. Не в последнюю очередь это касается двух укорененных в древней традиции и всемирно известных монастырей — Киево-Печерской и Почаевской лавр (наш монастырь в Мюнхене — наследник Почаевской традиции). Отъятию и передаче иным призваны послужить предложенные новые законы 5309 и 4128). К тому же, поскольку в результате советского наследия монастыри и храмы по-прежнему принадлежат государству, а не Церкви, оно теперь стремится определять «пользователей» согласно собственным целям, без учета подлинной преемственности. Предвосхищая события, была начата кампания запугивания: уже 29 ноября 2018 года проведены обыски в зданиях, находящихся в ведении наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла . 5 декабря 2018 года последовали подобные «посещения» в епархиальных управлениях в Житомире, Коростене и Овруче. Радикалы захватывают храмы. Изгнаны те, кто молился в них раньше, и вынуждены совершать богослужения в частных домах. В своем Рождественском послании я уже подчеркнул: эта политика запугивания должна рассеять любые иллюзии у христиан и вообще людей доброй воли.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5375652...

Мы вспомнили также о наших тысячелетних общих корнях и общем духовном наследии. В 2013 году отмечалось 1150 лет с того момента, когда святые братья Кирилл и Мефодий из Константинополя принесли с собой в Великую Моравию свет Евангелия и грамотность. Они несли свое служение в тот период, когда христиане Востока и Запада еще не были разделены, и ныне остаются связующим звеном между Востоком и Западом. Мы по праву называем их апостолами славян, покровителями Европы и заступниками за христиан. Межхристианские собеседования мы соединили с посещением католической Люблянской соборной церкви и сербского православного храма в Тиволи. В молитве ко Христу, Пресвятой Богородице Марии и святым угодникам Божиим, которые почитаются и православными, и католиками, — святителю Николаю Чудотворцу и святым братьям Кириллу и Мефодию, — каждый из нас просил о помощи Божией в решении общих задач и преодолении вызовов, стоящих перед христианами. Любляна, 29 июля 2016 г. Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий Архиепископ-митрополит Люблянский и примас Словении монсеньор Станислав Зоре Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Розпочався прийом заявок на конкурс «Православна — 2024» Заступник керуючого справами вручив нагороди конкурсу «Зелений пензлик» Стартувала церковна програма «Древо Життя» щодо озеленення Казахстану угоду про Православною Церквою та природних охорони навколишнього середовища збори питань захисту " материнства й дитинства у Наказ XXV руського народного собору «Сьогодення та Руського [Документи] рекомендували розвивати щодо з Ключовий напрям допомоги — влаштування у " У напали на християн 400 жорстоких на церкви в США за чотири роки В вбили чотирьох - святого Або Великого Представник Церкви взяв участь у Другому миротворчому круглому лютого у пройшов Другий миротворчий круглий Як представник " ю Максима Козлова журналу Сербського «Православ " я» [Ihmepb " ю] Представники Церкви взяли участь у Сходу та сучасний у Кирила з головою церковних зв " та екзархом У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Про православне ставлення до практики благословення «пар, що перебувають у та одностатевих пар» у [Документи] документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] пленарне Предстоятель Церкви нагороди Церкви Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4577280...

158 Патр. Алексий (1025–1043). Главный монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы освящен им самим 14 авг. 1034 г. Архиеп. Сергий. Полный месяцеслов Востока, т. I, Владимир, 1901 г., стр. 158. 161 При этом надо иметь в виду, что 12 августа по Алексеевскому уставу не было попразднством Преображения, а было совершенно будничным днем, так как отдание Преображения справлялось 9 августа. Там же, стр. 455. 163 Мать Митрополита Филарета скончалась 20 марта 1853 г. в пяток 5-й седмицы Великого поста, а погребение совершено в понедельник 23 марта. Письма к архим. Антонию, III 202–203. 165 Если усопший скончался не рано утром, а по окончании литургии, то ее уже не могло быть в тот день. 168 В древней Руси в больших городах приходы делились на так называемые «со?роки», – наши благочиннические округа. В каждом таком со?роке было сорок церквей, считая все придельные, которые все имели свои особые причты, «придельных попов». В таком со?роке сразу в один день можно было совершить весь сорокоуст, все сорок литургий, отслужив их во всех церквах данного сорока. По замечанию проф. Голубинского, «сорокоуст собственно значит служба в сорока церквах в день поминовения» (3-й, 9-й, 40-й по смерти). (Голубинский Е., проф., История Русской Церкви, период второй, т. II). 171 Вел. Суб. на вечерне на «Господи воззвах» стихира на славу. «Суббота обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь пребывал в усопших». Филарет, Митрополит Московский. Письма к А. Н. Муравьеву. М., стр. 168. 172 Первые субботние каноны октоиха почти все имеют надписание: «Святым мученикам и святителем (в 7 и 8 гласах иерархом) и преподобным, и УСОПШИМ» (лишь в 3-м гласе отсутствует общее упоминание об усопших). Так объединив в один лик всех усопших, прославленных и непрославленных, Святая Церковь воспевает в память их каноны преподобного Иосифа Песнописца, в которых на каждой песни, кроме тропарей в честь святых, имеется по одному тропарю в память прославленных усопших. Субботние каноны преп. Иосифа имеют трогательные краегранесия (акростихи), также объединяющие всех в Бозе усопших: «Бога возлюбшим божественную воспеваю песнь» (I гл.); «рабом Божиим ближним хвалу пою» (2 гл.); «светло похвалю божественныя Христовы други» (4 гл.); «Твоим рабом сия песни приношу» (5 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010