Закрыть itemscope itemtype="" > «Жертвенное служение женщин Богу, Отечеству, народу» В Москве в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя открылся II Форум православных женщин 06.12.2012 829 Время на чтение 8 минут 5 декабря в славную неделю празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, под святым омофором Небесной Царицы, в зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось торжественное открытие II Форума православных женщин «Жертвенное служение женщин Богу, Отечеству, народу». Первый подобный форум был проведен в декабре 2009 года и назывался «Миссия женщины в духовно-нравственном становлении России». Устроителями мероприятия выступили Международная общественная организация «Союз православных женщин», созданная по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 году, и международная общественная организация «Всемирный Русский Народный Собор». В этом году на форум приехало более полутора тысяч делегатов из православных женских организаций России, Украины , Белоруссии, Армении, Казахстана, Узбекистана, Приднестровья, Греции, Франции, а также представители региональных отделений Союз православных женщин из 28 епархий Русской Православной Церкви. В состав президиума первого пленарного заседания форума вошли: Святейший Патриарх Кирилл; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин; министр здравоохранения РФ В.И.Скворцова; сопредседатель МОО «Союз православных женщин», член Бюро Всемирного русского народного собора, председатель РОО «Клуб «Реалисты» Н.Б.Жукова; сопредседатель МОО «Союз православных женщин», член Бюро Всемирного русского народного собора, начальник Департамента аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе М.Н.Белогубова; сопредседатель МОО «Союз православных женщин», председатель Женского православно-патриотического общества Г.В.Ананьина; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б.Мизулина; руководитель филиала Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Армении А.Е.Григорянц; сопредседатель МОО «Союз православных женщин», председатель Совета депутатов городского поселения Деденево Дмитровского района Московской области С.Н.Тягачева; настоятельница Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря г. Одессы, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви «Церковь и культура», депутат Одесского городского совета игумения Серафима (Шевчик); настоятельница Богородично-Рождественской девичьей пустыни (Калужская епархия) игумения Феофила (Лепешинская); председатель Координационного совета женских благотворительных организаций при Московской Патриархии инокиня Ольга (Гобзева) и другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/06/zh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь-подвиг 03.06.2005 374 Время на чтение 8 минут Исполнилось 35 лет со дня кончины святейшего Патриарха Алексия I, четверть века возглавлявшего Русскую Православную Церковь в советском государстве, так тогда называли Россию. Скончавшийся на 93-м году жизни, он прожил удивительно долгую жизнь, достойную глубокого уважения Это была личность государственного масштаба. Блестяще образованный светски (он окончил юридический факультет Московского Императорского университета, написал и сегодня актуальную кандидатскую работу об армии и мирном населении во время войны), будущий Патриарх происходил из дворянского сословия. Его отец Владимир Андреевич служил камергером в придворном ведомстве. Родившийся в Москве 27 октября 1877 г. сын был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, Лавру которого часто посещали родители с маленьким О многом говорит и создание женского монастыря на землях псковских имений Симанских - двух братьев, подлинная глубокая, жертвенная вера которых предопределила духовный путь сына и племянника. Гимназия, Николаевский лицей, Московский университет в те годы имели прекрасных церковных наставников. И домовые храмы оказывали влияние на воспитанников. Военную службу С. В. Симанский (как в миру звали Святейшего Патриарха Алексия) проходил в Самогитском московском полку. Открывалась блестящая светская карьера. Внешне очень красивый человек с прекрасным воспитанием и образованием, С. В. Симанский, видимо, не вдруг выбирает иноческий путь, что поразило тогда многих. После университета, в 1900 г., он становится студентом Московской Духовной академии, принимает постриг с именем Алексий в честь митрополита Московского. Свершилось это в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры под духовным руководством тогда ректора МДА епископа (затем митрополита) Арсения (Стадницкого), бывшего потом одним из в жребии на выборах Патриарха Московского и всея России поместным Собором 1918 г. Академию о. Алексий окончил в 1904 г. со степенью кандидата-богослова. Тема была " Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета " , весьма чтимого в семье Симанских. Первая иерейская служба о. Алексием была совершена в Чудовом монастыре в Кремле, у раки мощей святителя Алексия. По приглашению архиепископа Ярославского Сергия он посетил г. Рыбинск, где в селе рядом литургисал о. Иоанн Кронштадтский, встретивший о. Алексия возгласом: " А, отец инспектор! " Смутившийся о. Алексий стал объяснять, что это не так, но батюшка Иоанн упорно повторял И что же? После этой поездки его вызвал в Псков владыка Арсений, получивший после ректорства в МДА Псковскую епархию, и предложил место инспектора Псковской семинарии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Знамение времени «Полунощники». Повесть Н. Лескова 16.06.2022 2334 Время на чтение 8 минут В связи с недавним 190-летием известного русского писателя Николая Семеновича Лескова (1831 - 1895) публикуем статью о нем 1892 года (впервые опубликована: Богословский Вестник. – 1892.– Т. 1.– С. 415–419) одного из выдающихся русских архипастырей, митрополита Антония (Храповицкого) (1863–1936) в бытность его еще архимандритом, ректором Московской духовной академии. Ко времени написания статьи уже сформировались его богословские взгляды, он был достаточно тесно знаком со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Н.С. Лесков завершил написание своей повести «Полунощники» осенью 1890 г., которая была напечатана в последних двух книгах либерального «Вестника Европы» за 1891 г. Это был пасквиль на св. прав. о. Иоанна Кронштадтского. О духе этого произведения можно судить по его кощунственной лексике. Глумление Н. С. Лескова над дарами о. Иоанна, видно и в письмах писателя к Л. Н. Толстому. «Полунощники» многократно переиздавались. Так, уже через год после журнальной публикации они были включены в одиннадцатый том Собрания сочинений Н.С. Лескова. В последнем «советском» (М., 1989) двенадцатитомном Собрании сочинений Н.  С.   Лескова (т. X I ), эта повесть вышла тиражом 1 700 000 экземпляров.   Ложное изображение Всероссийского пастыря в повести Н.С. Лескова «Полунощники» и послужило одной из причин появления критической статьи  в богословском журнале. Публикация (приближенная к современной орфографии) подготовлена специально для Русской Народной Линии (по изд.: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том III . – СПб.: Издание И.Л. Тузова, 1911. – С. 388–392). Курсив в тексте – авторский. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений. Постраничные ссылки заменены концевыми. +   +   + Небольшой рассказ известного беллетриста, уместившийся в двух осенних номерах «Вестника Европы», раздался звонким заушением Православной Церкви. Смысл рассказа заключается в сравнении современных религиозных идеалов – православных и толстовских. Выводятся представители того и другого религиозного склада и раскрывается безусловное якобы превосходство последних, даже не превосходство, а полная противоположность! Представители православия (от лучших пастырей и академических профессоров до простолюдинов) это сыны тьмы, по Лескову, а последователи толстовского учения – сыны света, исполненные любви и самоотвержения, ученики евангелия (разумеется в толстовской переделке). Значение повести заключается в том, что автор сопоставляет оба мировоззрения не с научно-теоретической стороны, но в их жизненном воплощении, и притом в лицах, не вымышленных, но действительных: его рассказ вращается около известнейшего деятеля Православной Церкви, на которого с благоговейною любовью взирает весь русский народ и верующая часть общества.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Идеология богатырства жива Фестиваль народных традиций отечественных видов спорта и боевых искусств «Богатырские игры» – это русские Олимпийские игры 24.06.2022 848 Время на чтение 8 минут Фото: Влад Сорокин/provladimir.ru Как сообщалось , 18 июня в городе Владимире прошли ставшие уже традиционными Богатырские игры. Гостеприимная Владимирская земля уже в шестой раз принимала участников соревнований. Об играх рассказал в телефонном интервью «Русской народной линии» один из инициаторов и вдохновителей проекта, руководитель Владимирского областного отделения Изборского клуба, кандидат педагогических наук Дмитрий Алексеевич Сагал: В 2016 году во Владимирской области проходил президентский международный форум «Россия – спортивная держава». Президент Владимир Владимирович Путин выступал с докладом о развитии спорта в стране. И в рамках подготовки к форуму нашему региону было предложено представить проекты, которые войдут в повестку России. Таким проектом стал фестиваль «Богатырские игры», который впервые прошёл в 2017 году. Мы с Алексеем Николаевичем Сипачём, директором Департамента по физической культуре и спорту написали концепцию фестиваля. Губернатор региона Светлана Юрьевна Орлова нас поддержала и доложила Президенту прямо на форуме о «Богатырских играх». Таким образом, «Богатырские игры» вошли в повестку не только Владимирской области, но и России – в единый календарный план Министерства спорта Российской Федерации. Основная идея проста: в Олимпийских играх опора на древнегреческую мифологию. А у нас есть своя история Богатырского края – Владимирской Руси. Есть богатырь Илья Муромец, святой благоверный великий князь Александр Невский со своей дружиною, святой князь-мученик Андрей Боголюбский – первый великоросс, основатель нашей государственности, первый русский царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками, первый русский император Пётр Великий, который в Александрове отметился со своей гвардией. Владимирская Русь является эпицентром зарождения русской цивилизации.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/24/id...

Закрыть itemscope itemtype="" > Икона «Знамение» Курско-Коренная Память 16 июня 15.06.2023 922 Время на чтение 42 минут Чудесное обретение иконы «Знамение» Икона Божьей Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднявшую Свои руки; на ее груди, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме этого, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащую обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Курская икона «Знамение» Божьей Матери – одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне. В 13-м столетии, во времена татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область также не избежала участи других русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями. Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Вот, что говорит нам « Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска» об обретении иконы: «В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси».

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/15/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Имперское геополитическое будущее России 14.06.2011 1386 Время на чтение 8 минут На наших глазах православный мир вступил в свое третье тысячелетие. Его геополитическое положение в начале нового тысячелетия очень сложное. Православные народы или разделены (как русский с появлением на свет Украйны, Беларусии и других суверенных государств бывшего СССР , где русское население исчисляют в миллионах), или подверглись прямой интервенции (как сербы и черногорцы), или состоят во враждебных православному миру блоках (как греки в НАТО), или стремятся последовать за уже вступившими (как болгары, румыны и одурманенные идеологией «украинского сепаратизма» южнорусы). Поствизантийский геополитический лидер православного мира — Россия — сегодня ослаблена тяжелой и продолжительной коммунистической болезнью и последовавшими за ней либеральными осложнениями, помноженными на развал единства страны и коммунистическое поражение в «холодной войне». Но главное в православном мире остается все же сохраненным — это единая Святая Соборная и Апостольская Вселенская Православная Церковь. И по обетованию Божию до скончания веков Ее не одолеют силы зла, «адовы врата». В духе мы, православные народы, остаемся едины, а значит, геополитическое единство продолжает оставаться всегда возможным в нашем будущем. С падением Русской Монархии в феврале 1917 года и утверждением власти «перманентной революции» в лице большевиков православный мир перестал быть в глобальном смысле устойчивым и влиятельным. Крушение Российской Империи в 1917 году было равнозначно уходу в небытие Византийской Империи в 1453 году. Православие, как определенная геополитическая сила, как и тогда, в XX столетии, на время перестала играть очень важную роль удерживающего мир, с одной стороны, от анархии и варварства, а с другой — от какой бы то ни было однополярности и мирового диктата. Погром православного мира был тотальным, коммунисты вели себя в стране как иностранные захватчики, уничтожая все, что возможно уничтожить физической силой. Для православной цивилизации большевики-атеисты в XX столетии стали тем же, чем для нее были турки-мусульмане XV века.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/15/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как ПЦУ видит историю Православной Церкви Юго-Западной Руси 26.06.2023 444 Время на чтение 8 минут Источник: Наука Вера Культура Фото: Православная Церковь Украины (ПЦУ) – религиозная организация, созданная с нарушением канонических норм по настоянию украинского президента П. Порошенко, т.е. сугубо по политическим мотивам, в 2019 г. Эта религиозная структура претендует на статус национального православной церкви, что порождает своеобразный взгляд на историческое прошлое, которое деформируется таким образом, чтобы прошлое можно было украинизировать. Само собой, это отражается при описании истории Православия на Украине с точки зрения ПЦУ. Поскольку Украина как государство появилось только в ХХ в., идеологи ПЦУ, вслед за украинскими пропагандистами и даже учёными, используют искусственно придуманные названия для первого русского государства. Официально государство называлось Русь или Русская земля. Историки стали называть его Древняя или Киевская Русь. А украинские националисты, считая, что любое государство со столицей в Киеве автоматически становится украинским, пытались навязать название Русь-Украина. Это название используется и ПЦУ. Помимо того, Древнюю Русь в ПЦУ называют Киевская Русь-Украина, Киево-Русское государство и Киевское государство Средневековая русская история трактуется в ПЦУ своеобразно. Например, на сайте ПЦУ сказано, что «после неудачной попытки Владимирского князя Андрея Боголюбского (1110 1174) получить благословение Константинопольского патриарха на образование отдельной Владимирской митрополии в 1162 г., он совершил нападение на Киев в 1169 г. и полностью разграбил город, сжег Печерский монастырь и Софийский собор» Попытка создать отдельную митрополию у Андрея Боголюбского действительно была, но поход на Киев он организовал не по религиозным причинам. Владимирский князь хотел установить контроль над «матерью городов русских» по политическим мотивам, а не в качестве какой-то мести за несостоявшуюся отдельную митрополию. Реальные мотивы поведения Андрея Боголюбского не укладываются в идеологические представления о извечном противостоянии русских и украинцев, которое украинские идеологи находят даже в те времена, когда украинцев не существовало.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/26/kak_pc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Канонический, но не Поместный 06.05.2009 1055 Время на чтение 8 минут Такое масштабное событие, как Поместный Собор Русской Православной Церкви, не может не вызывать желание поразмышлять над его итогами - даже два месяца спустя после его окончания. Собор исполнил свое главное дело: слава Богу, был избран новый Предстоятель нашей поместной церкви. Но возникает ряд вопросов: а чем еще занимался Поместный Собор? Напомню, что он не собирался до этого 18 лет. Как-то даже неудобно перед памятью почившего Патриарха, потому что получается так, как будто он виноват во всей этой пролонгации, слишком долго был первоиерархом. Напомню, что никем никогда не отмененное решение Поместного Собора нашей Церкви, проходившего в 1917-18 гг., продолжает требовать, чтобы Собор собирался раз в три года . Причем надо учесть обстоятельства того времени - не только условия нараставших в то время гонений, но и то, что созывать Собор тогда было значительно труднее. Скажем, тогда архиерею с Камчатки было значительно труднее достичь Москвы , и электронной связи не было, и Интернета, и телефонной связи на такие расстояния. Притом, что все епархиальные начальники в Соборе 1917-18-го года участвовали, кроме первомученика от епископов митрополита Владимира (Богоявленского), который не участвовал по не зависящим от него причинам. Интересно, что нынешний Поместный Собор никак не коснулся существеннейшего вопроса: когда созывать следующий ? Нет сомнений, что прошедший Собор каноничен. Подготовка к нему - другой вопрос. Неужели же не нашлось тем, которые, во-первых, должны были быть подготовлены предсоборным совещанием (а мы помним, что в условиях уже идущих революционных безобразий предсоборное совещание работало и было очень представительным) и, во-вторых, должны были быть рассмотрены! Начнем с самых вопиющих проблем Поместной Церкви. Во времена большевистского плена существовала широкая практика тайных крещений, потому что, чтобы крестить ребенка с нормальной регистрацией в церковных книгах мать должна была быть дояркой или уборщицей, еще к тому довольно смелой и независимой. С дояркой никто ничего сделать бы не смог. Но мама-инженер не могла, мама-учительница оказалась бы уборщицей на всю оставшуюся жизнь уже на следующий день. Поэтому практика тайных крещений - это было хорошо.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Капитал крушит Москву. Древний квартал в Кадашах сносят. Москвичи протестуют! Послание неизвестному застройщику 09.06.2010 408 Время на чтение 6 минут Я ВЕРНУЛСЯ И НЕ УЗНАЛ ЭТИ УЛИЦЫ. В детстве меня всегда забавляло название — Кадашевская слобода. Оно казалось размытым, неясным. Кто такие эти кадаши, наверное, какие-то жуки, или люди-жуки — давно вымерший вид наподобие динозавров, так казалось мне, 8-летнему мальчику, который бегал с тяжелым ранцем (куда для солидности мы клали тяжелые камни) в школу через дорогу. А вот еще одно название, которое в раннем детстве у меня вызывало недоумение — Ордынка. Какие-то орды проходили здесь. Проходили ли? Может, неведомая сила опередила время, и они пройдут в будущем? Теперь мне почему-то кажется, что будущее это настало. С вокзала я взял такси, велел извозчику: " В Замоскворечье, скорее, туда, где ждут, где каждый прохожий — сосед, где до сих пор осталось мое родное неисковерканное детство " . Мы радостно ехали по проспектам, обгоняли трамваи, сигналили зазевавшимся пешеходам, потому что нам можно, сегодня мы короли, сегодня мы возвращаемся на родину. И вот уже видна свеча Воскресенского храма. Как писал почти тридцать лет назад один молодой тогда ученый (может быть, он тоже был моим соседом), Воскресенский храм служил главной вертикалью, соборным храмом Замоскворечья. Доминанта эта помещалась на главной градостроительной оси города, которая проходила от Собора Василия Блаженного до Кадашевской свечи и далее к церкви Вознесения в Коломенском. Здорово, правда, господин зодчий-инвестор? Представляете, в вашем городе, наверняка, тоже была такая доминанта, может, вы не в курсе? И вот, мы совсем уже рядом, " Верной твердыней Православия врезан Исаакий в вышине " , — это Гумилев про Петроград, ну а у меня в вышине — не Исаакий, а Храм Воскресения Христова в Кадашах. Остановились, расплачиваюсь, иду по переулку. Конечно, многое изменилось, как без этого. " Снова ветер знакомый и сладкий, вновь летит на меня всадника длань в железной перчатке и два копыта его коня " . А на меня вот-вот вылетят очертания знакомых домов, но что-то их нет, может память, все переиначила? Нет, их просто больше не существует. Пустота, впервые пустота. Потом уже я мог бы обозначить подобное ощущение. Как будто бы из тебя раскаленными клещами вынули детство.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Католическая церковь в Беларуси в позднесоветский период 06.12.2023 69 Время на чтение 7 минут Источник: Наука Вера Культура Костел в г. Щучине (Источник: Аннотация В статье акцентируется внимание на деструктивной деятельности католических священнослужителей Польши, наводнивших в последние годы существования Советского Союза территорию БССР. Источниковую базу статьи составляют документы Национального архива Республики Беларусь. Католическая церковь в период перестройки стала одним из главных факторов дестабилизации межнациональных отношений в Советской Беларуси. В докладной записке Уполномоченного по делам религий по БССР А. Жильского, адресованной Совету Министров БССР (8 февраля 1991 г.), назывались структуры, которые были причастны к данной ситуации: «Сложность состоит в том, что эта церковь (католическая – О.К.), ее клир оказались под влиянием трех организационных сил: Ватикана, польского католического епископата и местного польского культурно-просветительского общества им. А. Мицкевича, центр которого находится в г. Гродно (на базе последней из названных организаций в 1990 г. был создан «Союз поляков Беларуси» – О.К.). Последнее не столько культурное общество, сколько политизированная организация, претендующая на руководство всем польскоязычным населением Белоруссии. Для достижения этой цели главной опорой избрана римско-католическая церковь. И теперь где бы ни возникал какой-либо спорный вопрос, связанный с католиками, там появляются представители этой организации» л. 23]. С конца 1980-х гг. Ватикан явочным порядком, в нарушение советского законодательства и норм международного права начинает восстанавливать структуры католической церкви в БССР. В частности, в это время были созданы Минско-Могилевская, Гродненская и Пинская епархии. Пинскую епархию возглавил К. Свёнтек, который не скрывал своих пропольских взглядов. А. Жильский в докладной записке на имя Председателя Совета Министров БССР В. Кебича (17 мая 1991 г.) отмечал: «Свёнтека мы знаем: он 1914 года рождения, настроен пропольски и, по его собственным признаниям, сделает все, от него зависящее, чтобы каждый верующий, обратившийся к его услугам, считал себя поляком, то есть он откровенно проводит линию на полонизацию белорусского населения» л. 37].

http://ruskline.ru/opp/2023/12/06/katoli...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010