Владимир Легойда: «Наша проблема — невежество, с которым мы все вместе должны бороться» 22.06.2023 18:34:24 Вопрос передачи иконы «Троица» Церкви обсудили с В.Р. Легойдой, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, членом Общественной палаты Российской Федерации. Он стал гостем на радио «Комсомольская правда» . «Церковь заинтересована в сохранности иконы» — Владимир Романович, тема передачи иконы Андрея Рублева волнует общество уже несколько недель. Сейчас «Троица» в Храме Христа Спасителя, что с ней будет дальше? — Мне кажется, что журналистский интерес к этой теме не всегда вполне совпадает с выраженным общественным интересом. Не в том смысле, что обществу это неинтересно, а в том, что общество не воспринимает вопрос с передачей «Троицы» так остро и болезненно, как об этом пишут. Икона передана в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Это было решение Президента в ответ на обращения верующих. Соответствующие документы оформляются Министерством культуры. Мы работаем в теснейшем сотрудничестве с Министерством, с руководством Третьяковской галереи. Хочется еще раз выразить им огромную благодарность за понимание, сотрудничество, за их самоотверженный труд. Икона останется в государственных фондах, и это обеспечит соответствующий контроль со стороны государства. И это надо понимать, когда мы говорим, что храм или монастырь переданы Церкви. Скажем, Новодевичий монастырь в Москве — памятник ЮНЕСКО, он не может быть передан в собственность. Но он находится в пользовании у Церкви. Икона «Троица» сейчас в Храме Христа Спасителя. Недавно ее нахождение там было продлено до 18 июля включительно. Не меньше 8 тысяч человек ежедневно приходят поклониться иконе. — Условия ее хранения не вызывают у вас опасений? Что с ней будет дальше? — Она находится в капсуле, в которой соблюдается соответствующий температурный режим и режим влажности. О дальнейшем движении не готов обсуждать. Святейший Патриарх говорил, что икона вернется к месту своего исторического пребывания в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, где и находится исторический иконостас, над которым работали и Андрей Рублев, и его ученики.

http://radonezh.ru/2023/06/22/vladimir-l...

[Греч. Μητροφνης] († 4.06.313/4), свт. (пам. 4 июня), еп. Византия (с 306/7). По всей видимости, в отличие от многих других епископов Византия II - нач. IV в., упоминавшихся в списках, которые имели широкое хождение в К-поле и носили при этом недостоверный характер (наиболее ранний - в тексте Псевдо-Дорофея Тирского (VII-VIII вв.), см.: Schermann. 1907. S. 187-194; подробнее см. также в ст. Константинопольская Православная Церковь), М. являлся исторической личностью. Приводимые Евсевием Памфилом, еп. Кесарийским († 339/40), в соч. «Жизнь Константина» ( Euseb. Vita Const. 3. 7) сведения о некоем предстоятеле «царствующего града» (βασιλευοσης πλεως), который по причине преклонного возраста не присутствовал на Вселенском I Соборе и отправил на него своих пресвитеров, не могут, однако, относиться к М., поскольку «царствующим градом» в данный период именовался Рим, а не К-поль (т. о., речь идет о еп. (папе) Римском св. Сильвестре I (314-335)); фрагмент соч. «Жизнь Константина» цитирует в своей «Церковной истории» Сократ Схоластик († после 439) ( Socr. Schol. Hist. eccl. 1. 8). Тем не менее некоторые исследователи привлекали эти сведения для реконструкции биографии М. (см.: Janin. 1967. Col. 396), что объясняется ошибочной интерпретацией сообщения Евсевия, данной Геласием Кизическим (2-я пол. V в.) . Последний, цитируя тот же фрагмент, добавляет к фразе «предстоятель царствующего града» имя М. ( Gelas. Cyzic. Hist. eccl. 2. 5), поскольку уже с кон. IV в. это именование было характерно для К-поля. Геласий также утверждает, что одним из пресвитеров - представителей М. на Соборе являлся буд. архиепископ К-польский свт. Александр I , к-рый в действительности уже занимал кафедру. Известно, что он был архиепископом в течение 23 лет и скончался вскоре после смерти имп. Константина. Это позволяет отнести возведение свт. Александра на престол к 313/4 г. В «Хронографии», ошибочно приписывавшейся свт. Никифору I , патриарху К-польскому (806-815), М. упомянут как 23-й епископ Византия, занимавший кафедру в течение 10 лет ( Niceph. Const. Chronogr. P. 114). Согласно легендарным сведениям, нашедшим отражение уже у Псевдо-Дорофея, отцом М. являлся Дометий, приходившийся, как утверждалось, братом римскому имп. Пробу (276-282). После гибели последнего Дометий переселился со своими сыновьями Пробом и М. в Византий. Здесь он был принят еп. Титом, к-рый рукоположил его во пресвитера. Позднее Дометий якобы стал преемником Тита на кафедре, к-рую в свою очередь передал старшему сыну Пробу. Тем не менее в биографии имп. Проба в составе сб. «Писатели истории Августов» (IV в.) сказано лишь о наличии у императора сестры (Scr. hist. Aug. Prob. 3. 2-4).

http://pravenc.ru/text/2563448.html

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании ЦВ 3 (424) февраль 2010 /  12 февраля 2010 г. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании В Храме Христа Спасителя 2 февраля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Архиерейское совещание, участниками которого стали 155 архипастырей Русской Православной Церкви. В ходе Архиерейского совещания Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом, посвященным вопросам развития современной церковной жизни. По итогам работы были приняты Постановления Архиерейского совещания. Дорогие собратья-архипастыри! Год назад Божиим Промыслом и волеизъявлением архиереев, клириков, монашествующих и мирян на престол Предстоятеля Русской Православной Церкви был возведен шестнадцатый Патриарх Московский и всея Руси. За истекшее время я посетил 24 епархии, в том числе входящие в состав Украинской Православной Церкви и Белорусского Экзархата, а также епархии в Азербайджане и Казахстане. Состоялся мой первый визит в братскую Поместную Церковь — Константинопольский Патриархат. Большое значение имел ряд церковных, а также общественных форумов, организованных при участии представителей Церкви. Это XVII Международные образовательные Рождественские чтения (15–17.02.2009), XIII Всемирный русский народный собор (21–23.05.2009), празднование Дней славянской письменности и культуры (20.05–01.06.2009), III Ассамблея Русского мира (3.11.2009), VIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — ко Дню народного единства» (4–8.11.2009), III Всемирный конгресс российских соотечественников, проживающих за рубежом (1–2.12.2009), I Форум православных женщин (3–4.12.2009). Неоднократно я встречался с Президентом России и председателем Правительства, а также с руководителями других государств, на которых распространяется каноническая территория нашей Церкви: Президентом и премьер-министром Украины, Президентами Беларуси, Молдовы, Азербайджана и Казахстана. Кроме того, я многократно общался с региональными руководителями. Состоялись мои встречи с первыми лицами Болгарии, Кубы, США, Турции, Черногории, Эквадора, а также с Генеральным секретарем Совета Европы и генеральным директором ЮНЕСКО. Среди важнейших событий минувшего года — положительное завершение многолетнего диалога между традиционными религиями России и Российским государством по вопросу преподавания основ религиозной культуры в школе и введения института военного духовенства.

http://e-vestnik.ru/docs/doklad_svyatejs...

Документы Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» 26.06.2008 11:36 Доклад председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года В своем выступлении на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года  архиепископ Костромской и Галичский Александр рассказывает о деятельности возглавляемого им отдела и о тех мероприятиях, которые проводит Отдел по делам молодежи и связанные с ним молодежные организации. Ваши Преосвященства! Двадцать лет прошло после судьбоносных событий празднования 1000—летия Крещения Руси, знаменовавших благоприятные перемены во взаимоотношениях государства и Русской Православной Церкви. Уже в начале   90—х годов наряду с развитием первых церковных инициатив в области миссионерского и социального служения был создан ряд православных молодежных организаций (братств). В 1991 году в Москве с успехом прошел Съезд православной молодежи, завершившийся образованием Всецерковного православного молодежного движения – самого крупного братства в лоне нашей Церкви. К началу XXI века Русская Православная Церковь  столкнулась с задачей ввести в канонические рамки всё более расширяющуюся активность православной молодежи в различных епархиях. В декабре 2000 года Священный Синод, реализуя определение Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви о совершенствовании миссионерской и духовно-просветительской работы в молодежной среде, образовал Отдел по делам молодежи Московского патриархата. Председателем новообразованного Отдела был утвержден архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев).  За минувшие 8 лет своего существования  Синодальный отдел по делам молодежи неизменно пользовался  деятельной поддержкой и руководствовался  мудрыми наставлениями предстоятеля нашей Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который, обращаясь к подвижникам православного молодежного служения, в частности, говорил:  «Ваш труд нужен обществу, страдающему от безверия и нравственных пороков. Будьте смелее, дерзновенней. Священноначалие всегда поддержит вас  в новых начинаниях, поможет осуществить  новые молодежные инициативы».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > 2017 - год тревоги и надежды Поздравляю сотрудников, авторов и читателей «Русской народной линии» с Новолетием и грядущим Рождеством Христовым 06.01.2017 2101 Время на чтение 9 минут Уходит в вечность 2016 год. Каким он был для мира, для нашей страны, для «Русской народной линии»? Конечно, мы невольно воспринимаем уходящий год сквозь призму тех трагических событий, которые произошли совсем недавно. Гибель 25 декабря российского ТУ-154, на борту которого находился великий коллектив, гордость России - ансамбль песни и пляски им. Александрова (64 артиста во главе с выдающимся музыкантом и дирижером народным артистом России, генерал-лейтенантом Валерием Халиловым) и живой символ милосердия доктор Лиза - Елизавета Глинка еще отдается болью во многих сердцах. Как и убийство 19 декабря в Анкаре Чрезвычайного и полномочного посла России Андрея Карлова, человека, совершившего по истине апостольское деяние, - он сделал, казалось, немыслимое - построил православный храм в Пхеньяне, чем заложил основы современного духовного просвещения корейцев. Впрочем, не только эти утраты мы понесли в уходящем году. И об этом стоит помнить. 17 марта в сирийской Пальмире пал смертью героя русский офицер лейтенант Александр Прохоренко, вызвавший огонь на себя в окружении врагов. 8 июля в небе над Сирией погибли еще два офицера полковник Ряфагать Хабибуллин и лейтенант Евгений Долгин. 5 декабря в Алеппо был тяжело ранен военный советник гвардии полковник Руслан Галицкий, скончавшийся в госпитале в Москве , а во время бомбежки детского госпиталя погибли медсестры Галина Михайлова и Надежда Дураченко. Были и другие тяжелые потери в уходящем году. И прежде всего мы вспоминаем настоящего русского героя, витязя несломленного Донбасса Арсения Павлова, более известного по позывному «Моторола», подло убитого 16 октября в Донецке . А рядом с ним лейтенанта полиции Магомеда Нурбагандова, убитого 9 июля. Даргинец по национальности и мусульманин по вероисповеданию, как и православный Арсений Павлов, пролил кровь за Россию и, значит, тоже является русским героем, а его предсмертная фраза «Работайте, братья» стала девизом для сил специального назначения.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/30/20...

Закрыть itemscope itemtype="" > Алексей Слободской: «Верю, что книга Закон Божий” была призванием, которое Господь уготовал моему отцу» 06.11.2021 556 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.ру Протоиерей Серафим Слободской с семьей Для любого из нас протоиерей Серафим Слободской – знаменитый священник, автор учебника «Закон Божий», который теперь можно увидеть в любой церковной лавке. Для Алексея Слободского – это просто папа, со дня кончины которого 5 ноября исполняется 50 лет. В канун грустного юбилея Алексей Серафимович поделился светлыми воспоминаниям об отце. За ужином мы устраивали колокольный звон Мой папа очень любил детей, и у нас сложилась очень хорошая, сплоченная семейная жизнь. Несмотря на то, что он был очень занят делами прихода и написанием книги «Закон Божий», к нему постоянно приходило много людей, за советом обращались не только священники, но и епископы, он всегда как-то находил время, чтобы пообщаться с нами. Папа был очень жизнерадостным человеком, много шутил. Вспоминается одна история. Отец Серафим был большим знатоком церковного перезвона и чудесно звонил в колокола. Помню, как мы сидим за ужином, и он говорит: «Давайте устроим колокольный звон». Мы все легонько ударяли ложками по чашкам. Он распределял роли между нами, предлагая быть разными колоколами. Мы веселились, и все были всегда очень довольны. Все было очень по-семейному. Я бы сказал, что папа запомнился, прежде всего, очень добрым человеком, хотя при необходимости, конечно, мог и строго отчитать. В этой связи расскажу об одной ситуации, о которой, по-моему, особенно никому не говорил. Лет в 13–14 я учился церковнославянскому языку, и папа дал мне читать Шестопсалмие. Я его выучил, но каждый раз, доходя до конца шестого псалма – «посадил мя есть в темных, яко мертвые века», путал ударение и читал «векА», а не «вЕка», как нужно. Папа дома указывал мне на это, но каждый раз всё повторялось заново. Однажды на службе я снова читал Шестопсалмие и повторил ту же самую ошибку. В этот момент папа, который находился на амвоне, на всю церковь громко поправил меня: «В ека!» Я просто остолбенел и был так сконфужен, что запомнил это навсегда. Даже теперь, доходя до этого места, вспоминаю тот случай, хотя прошло уже больше полувека.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/06/alekse...

Закрыть itemscope itemtype="" > Анастасия Митрофанова: Надеюсь, Всеправославный Собор собирается не для продвижения экуменического проекта Эксперт подчеркнула, что в отношениях православных с католиками нельзя переходить четко определенную грань 10.06.2010 368 Время на чтение 5 минут Я не умею предсказывать будущее и не знаю, поддастся ли Патриарх Кирилл на уговоры архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II или нет, согласится ли он встречаться с папой Римским. Что касается экуменической деятельности, то в свое время диакон Андрей Кураев писал (в книге " Вызов экуменизма " ), что он признает только одну форму экуменизма: если католики признают свои заблуждения и присоединятся к Православной Церкви. Правда, эта книга была написана довольно давно. Но у папы Римского, видимо, иное понимание экуменизма, которое нашло практическое воплощение в создании католичества восточного обряда (униатства). Экуменизм - не ругательство, другое дело, что совместные богослужения православных с католиками недопустимы. СМИ сообщали, что на Кипре состоялось " экуменическое богослужение " , но необходимо выяснить, действительно ли имело место совместное совершение таинств католиками и православными, в первую очередь, - происходила ли совместная Литургия. Скорее всего, там было собрание, сопровождавшееся молитвами, или просто православные присутствовали на католическом богослужении. У католиков нет четкого разграничения между совместным богослужением, экуменической молитвой и присутствием на богослужении. Мне кажется, у них преобладает протестантское понимание проповеди как основной части богослужения, а важнейшее для православных таинство Евхаристии становится второстепенным. Произносилась проповедь - значит, имело место " богослужение " . По моим представлениям, это не православный подход. Православные более щепетильны. Католики в своих магазинах и храмах спокойно продают православные иконы и православные распятия, выставляют их для поклонения, а в наших церковных лавках католических изображений не увидишь. Поэтому, прежде чем доверять тому, что пишут католические сайты, надо сначала уточнить, о чем идет речь. На фотографиях видно, что экуменическое собрание проходило вне храма, под каким-то навесом. Совместное вознесение молитвы Господней, наверное, было излишним, потому что люди щепетильные могли принять это за худший вариант экуменизма. Мне кажется уместным вспомнить слова Апостола Павла: " если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего " (1 Кор., 8:13).

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/10/an...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиерей в опале Саратовский епископ Гермоген выступал против системы церковного управления 18.07.2008 471 Время на чтение 8 минут О саратовском епископе Гермогене, попавшем в опалу и потерявшем кафедру в результате конфликта со Святейшим Синодом и его обер-прокурором Владимиром Саблером, царем Николаем II и знаменитым Григорием Распутиным, мне уже приходилось писать для " НГ-религий " (см. " НГР " N 20 от 3.11.04). Теперь время рассказать читателям о самом, пожалуй, важном моменте жизни этой интереснейшей исторической фигуры. В апреле этого года исполнилось 150 лет со дня его рождения, а 29 июня - 90 лет со дня его трагической гибели от рук большевиков в водах реки Тобол. Обе даты остались на официальном уровне совершенно незамеченными (трудно сказать, забыли ли о них в связи с более важными юбилеями или просто вспоминать эти даты " неудобно " ). Стараясь удержаться в рамках газетной статьи при описании динамичных, напряженных событий декабря 1911-го - января 1912 года, отошлю любопытного и любящего детали читателя к моей книге о епископе Гермогене, вышедшей два года назад (рецензию на нее см. " НГР " N 16 от 20.09.06). Уроженец Херсонской губернии, сын единоверческого священника, Георгий Долганов, будущий Гермоген, прошел интересный и не совсем обычный для архиереев синодальной эпохи путь. Он и из семинарии убегал, не доучившись в ней, и в университете обучался на разных факультетах, и в длительные заграничные путешествия отправлялся. Вырвавшись из духовного сословия, он затем снова в него возвратился. Это был редкий случай для того времени, может быть, не столь уникальный, как, например, знаменитый переход Льва Тихомирова из лагеря революционеров в стан монархистов, но все же позволяющий говорить о необычности того человека, который такой выбор сделал. В итоге будущий епископ вернулся в " духовное ведомство " , окончил Санкт-Петербургскую академию, и можно говорить, что довольно длительный период исканий позволил ему начать служить Церкви не в силу происхождения, обычая, а с полной убежденностью в верности избранного пути, с полной отдачей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Афон – уникальная духовная сокровищница Европы 29.06.2017 585 Время на чтение 6 минут 8 и 9 июля в Зальцбурге (Австрия) европейские интеллектуалы собираются для того, чтобы осмыслить духовные истоки европейской культуры. Конференция «Вклад Афона в европейскую духовную и интеллектуальную традицию», организована Мировым общественным форумом «Диалог цивилизаций». Накануне конференции мы обратились к ее участнику, историку Михаилу Талалаю, представителю Паломнической службы «Радонеж» в Италии, знатоку Святой Горы и автору книги «Русский Афон». Эта книга недавно вышла вторым изданием в издательстве «Индрик», в серии «Русский Афон», которая восприняла название книги Михаила Талалая. - Михаил, конечно, об Афоне столько всего уже написано и сказано. Однако остается много вопросов. Начнем с первого. Как вы определите государственное устройство Святой Горы? Чаще всего говорят, что это – монашеская республика…… М. Талалай. Да, этот термин действительно широко распространен, но святогорцам он не нравится. Республика – власть народа, по определению, а на Афоне на первом плане абсолютное послушание – воле Божией, выраженной через игумена, духовника, старца. Как афонский «народ» может владеть властью, если у него отсечена воля? Думаю, что можно говорить даже о теократии. В самом деле, если где и существует теократия, так это здесь, на Святой Горе – причудливом рудименте Византии, занимающем целый полуостров у Эгейского моря. На Афоне все пропитано верой и культом, запахом ладана и фресок (вперемежку с запахами водорослей и йода). Экстремальная монашеская мечта ухода от мира воплощена именно на Афоне: официальными жителями, афонитами, могут быть исключительно монахи, женщин сюда, как известно, не пускают, а вся жизнь микро-государства строиться строго по монашескому уставу. Вот она – реально построенная теократия, я бы даже сказал – «теотокократия», то есть власть Божией Матери, ибо согласно афонской легенде сама Богородица стала игуменьей всей Афонской горы, всех афонитов. Именно она, по преданию, и не захотела присутствия других женщин…Этот знаменитый запрет на женское присутствие, по-гречески – аватон, создал, скажем прямо, благоприятные условия для духовной жизни монахов. Ведь существуют понятие «затвор», тут перед нами и есть гигантский «затвор».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Закрыть itemscope itemtype="" > БАМ православный 13.06.2005 490 Время на чтение 8 минут Легендарная Байкало-Амурская магистраль. Тысячи молодых людей в начале 70-х по комсомольским отправлялись со всех концов страны в глухую сибирскую тайгу прокладывать железную дорогу, строить города и осваивать месторождения... Этих юных романтиков ожидал вначале триумф первопроходцев, а затем полное забвение. Как живут они сейчас, спустя столько лет, драматических для нашего народа, когда развал могучей страны и экономики и одновременно возрождение духовное? Православие на БАМе. Тема, о которой не говорят ни в светской, ни в церковной прессе. Корреспондент " Русского Дома " проехал по всей магистрали от Тихого океана до Байкала и увидел много интересного. ...Поезд N 225 Советская Гавань - Владивосток в Комсомольск-на - Амуре прибывал рано утром. Позади осталось побережье Тихого океана, вокзал в порту Ванино, забитый людьми, ожидающими парома на Сахалин, Сихотэ-Алинский хребет с перевалом Кузнецовский - первые сотни километров Великой магистрали. БАМ, который хорошо известен по сообщениям прессы 70-х годов, и с тех пор основательно подзабытый, начинается только здесь, в Комсомольске. Линия до Советской Гавани была проложена гораздо раньше. Первый поезд туда в победном 45-м, о говорит мемориальная доска на стене вокзала в Ванино. Назревала война с Японией, количество военных перевозок на Дальнем Востоке увеличилось многократно. Железная дорога была жизненно необходима. Но и это был БАМ. БАМ 30-х, скрытый от широкой общественности и почти неизвестный. Тогда его строительство было приостановлено. Вернулись к нему только в 1974 году, когда комсомольские десанты снова отправились на Дальний Восток. Город был основан в середине 30-х годов как один из дальневосточных форпостов Советского Союза и центров ВПК. Здесь строили подводные лодки и сверхзвуковые истребители. Город и сейчас выглядит очень молодо: широкие проспекты, блочные и панельные многоэтажки. Типичная архитектура периода " развитого социализма " . По центральному проспекту Первостроителей иду к набережной Амура. И вдруг... что за чудо! На пересечении главной городской магистрали с не менее помпезным проспектом Ленина стоит новая церковь, стилизованная под XVII век. Захожу внутрь. Около свечного ящика много народа, хотя служба по расписанию должна быть только вечером. Много детей дошкольного возраста, а возле паперти - детских колясок. Догадываюсь, что скоро здесь состоится Таинство Крещения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010