Алексеевич Зяблицкий (21.04.1878, с. Дмитриевский Погост Ковровского у. Владимирской губ.- 4.02.1938, Иваново), сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых), свящ. Из семьи священнослужителя. Брат священника сщмч. Петра Зяблицкого . Окончил одноклассное ДУ. В 1914 г. был рукоположен во иерея к церкви с. Эдемского Ковровского у. С 1925 г. служил в церкви с. Крапивье близ Суздаля. В 1929 г., когда на Пасху из-за запрета колокольного звона в селе произошло выступление прихожан, подвергся кратковременному аресту «за направление темной массы на общественную». 29 янв. 1930 г. был определен Яневским сельсоветом к раскулачиванию и выселению за пределы Суздальского р-на. Жил в Ковровском р-не Ивановской промышленной обл. 5 февр. 1930 г. арестован вместе с группой священников и мирян по обвинению в участии в «группе кулачества» и «антисоветской агитации на срыв колхозного строительства». 2 марта по решению Особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Ивановской промышленной обл. был освобожден. Служил в с. Дмитриевский Погост и с. Талицы Южского р-на Ивановской промышленной обл. 16 окт. 1937 г. арестован в с. Дмитриевский Погост как участник «церковной контрреволюционной группировки». Проходил по групповому делу вместе с братом Петром Зяблицким и свящ. Сергием Смирновым; заключен в тюрьму г. Коврова. 3 дек. 1937 г. приговорен Особой тройкой УНКВД по Ивановской промышленной обл. к 10 годам ИТЛ. Переведен в тюрьму г. Иваново. 25 янв. 1938 г. И. было предъявлено новое обвинение в «контрреволюционной агитации среди заключенных». Проходил по групповому делу вместе с 6 священниками, в т. ч. с братом Петром и со священномучениками прот. Иоанном Доброхотовым , священниками Иоанном Розановым , Иоанном Коржавиным , Иоанном Успенским и прот. Николаем Бухариным . Виновным себя не признал. 3 февр. Особой тройкой УНКВД по Ивановской обл. приговорен к расстрелу и казнен на следующий день. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/200201.html

Евгеньевич Бухарин (22.03.1871, Кострома - 4.02.1938, Иваново), сщмч. (пам. 22 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника (по др. сведениям, из семьи чиновника). В 1895 г. окончил Костромскую ДС. Служил учителем церковноприходской школы, в 1896 г. был рукоположен во иерея и назначен священником Архангельской ц. с. Пронина Нерехтского у. Костромской губ. 7 сент. 1900 г. был перемещен на священническую должность к кинешемскому Вознесенскому жен. монастырю. Позднее служил заштатным священником в Успенской ц. г. Кинешмы. 17 марта 1906 г. назначен на должность священника кладбищенской Крестовоздвиженской ц. г. Нерехты. В февр. 1912 г. переведен в Преображенский храм Нерехты. С июня 1915 г. священник храма Марии Магдалины при женской церковной общине Костромской епархии. В 1916 г. Н. назначен законоучителем Мариинского жен. уч-ща Дамского попечительства о бедных в Москве, одновременно являлся священником училищного Введенского храма. В 1921 г. был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Покровского собора г. Иваново. После передачи собора обновленцам в 1927 г. служил в храме в слободе Гаврилов-Ям Ивановской промышленной обл. (ныне город Ярославской обл.). В нач. 1935 г. был священником Троицкого храма с. Маврина Кинешемского р-на, в том же году перешел служить в г. Гаврилов Посад Ивановской промышленной области. 16 окт. 1937 г. был арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной группе духовенства и монашествующих» и в проведении контрреволюционной агитации. Находился в тюрьме в г. Юрьев-Польской Ивановской (ныне Владимирской) обл. 26 окт. приговорен Особой тройкой при УНКВД по Ивановской обл. к 10 годам ИТЛ. После вынесения приговора был переведен в тюрьму в Иваново, где находился в одной камере с неск. священниками. 25 янв. 1938 г. против заключенных священнослужителей было возбуждено новое следственное дело по обвинению в антисоветской агитации. Н. не признал себя виновным. Был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Ивановской обл. от 3 февр. 1938 г. вместе со священномучениками прот. Иоанном Доброхотовым , священниками Иоанном Розановым , Петром Зяблицким , Иаковом Зяблицким , Иоанном Успенским , Иоанном Коржавиным .

http://pravenc.ru/text/2565674.html

(1781-1795) с колокольней (1852) в Иваново-Вознесенске. Фотография. Нач. XX в. Вид на Крестовоздвиженскую ц. (1781-1795) с колокольней (1852) в Иваново-Вознесенске. Фотография. Нач. XX в. В 1936-1938 гг. в Ивановской обл. прошла новая волна террора, в т. ч. направленного против Церкви. 8 марта 1936 г. был арестован митр. Павел (Гальковский), обвиненный в том, что он «возглавлял контрреволюционную группу реакционного духовенства и церковников», 21 июня архиерей был приговорен к ссылке в Казахстан. Сменивший митр. Павла на Ивановской кафедре еп. сщмч. Борис (Воскобойников) был арестован 23 апр. 1937 г., помещен во внутреннюю тюрьму НКВД в Ивановской обл., 9 авг. приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. В 1937-1938 гг. жертвами террора в Ивановской обл. стали десятки священников, в т. ч. священномученики протоиереи Иоанн Доброхотов, Феодор Лебедев , Николай Бухарин , Петр Лебедев, иереи Евфимий Тихонравов , Иоанн Коржавин , Петр Зяблицкий , Иоанн Успенский , Константин Разумов и др. В 1939 г. в одной из тюрем Иванова скончалась бывш. настоятельница Воскресенско-Феодоровского монастыря (см. Сергеевский в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастырь ) прмц. Арсения (Добронравова) . В 1938 г. в обстановке жестоких антицерковных гонений Ивановский еп. Алексий (Сергеев) отделился от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и провозгласил себя «автокефальным епископом Ивановской области». В 1939 г. еп. Алексий был запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду, в декабре следующего года принес покаяние и был назначен на Тульскую и Одоевскую кафедру. Террор обрушился и на обновленцев. 17 марта 1936 г. в Иванове был арестован обновленческий «Ивановский митрополит» Александр Боярский, расстрелян 9 сент. 1937 г. В 1937 г. власти сфабриковали дело о «контрреволюционной группе» обновленческих архиереев и священников во главе с «архиепископом» Ивановской митрополии Александром Авдентовым, было арестовано 17 чел., в следующем году были расстреляны «епископ» Серафим Андриевский, прот.

http://pravenc.ru/text/200499.html

От созидательных идей, Упрямо требующих крови, От разрушительных страстей, Лежащих тайно в их основе, От звезд, бунтующих нам кровь, Мысль облучающих незримо, — Чтоб жажде вытоптать любовь, Стать от любви неотличимой, От Правд, затмивших правду дней, От лжи, что станет им итогом, Одно спасенье — стать умней, Сознаться в слабости своей И больше зря не спорить с Богом. Наум Коржавин (стихотворение «От созидательных идей, Упрямо требующих крови…», 1969) И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя. ( Быт.11:4 ) Как уже отмечалось в предыдущих лекциях, человек был создан Богом по образу и подобию Божию. Подобие Божие дано человеку в виде потенциала, который в течение своей жизни он должен реализовать — обожиться. То есть стать богом, но не по природе, а по благодати. Еще одно уникальное качество человека состоит в том, что он призван привести весь тварный мир в состояние совершенства. Это возможно потому, что весь окружающий мир — до самых краев вселенной — отражается в человеке . И человек не только способен на него воздействовать, но по замыслу Божиему он просто не может иначе. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт.1:27, 28 ). Человек не может жить, не владычествуя над миром и не обладая им. Другое дело — как он владычествует над миром? В синергии с Богом объяв вселенную своей любовью или бездушно уродуя его своим эгоизмом? Бог дал человеку власть над тварным миром, надеясь на благоразумие человека и ожидая от него ответной любви, без которой человек не сможет должным образом употребить эту власть. До грехопадения человек «жил только Богом и Богом питал вселенную» (В. Н. Лосский). Человек был в полной гармонии с окружающим миром. Все было пропитано любовью человека к вселенной. Все законы бытия, вся истина, которой человек питался от Бога, служили человеку исключительно во благо. Обладающий всем миром человек не мыслил себя без Бога.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Наум Коржавин: Все мы несчастные сукины дети. 2 мин., 25.05.2018 М.: 2017. — 328 с.: ил. Это необычная книга. Составлена она из воспоминаний поэта и мыслителя Наума Коржавина (род. 1925), воспоминаний о нем и множества фотографий — как связанных с ним, так и просто показывающих те или иные моменты жизни советской эпохи. Фотографий тут, в общем-то, даже больше, чем текста. Наверное, надо хотя бы пояснить, кто такой Наум Коржавин (настоящая фамилия Мандель). В советское время его имя было известно всякому интеллигентному человеку — потому что помимо самих стихов за именем звучала биография. Студент Литинститута, в 1947 году он был арестован, восемь месяцев сидел в тюрьме МГБ и затем, как «социально-опасный элемент», был отправлен в ссылку — сперва в Сибирь, потом в Казахстан, и только в 1954 году смог вернуться в Москву. Он пишет стихи, стихи очень прямолинейные, это поэзия «прямого высказывания», и высказывание это идет вразрез с советской идеологией. Причем, что важно, эволюция Коржавина началась как раз с коммунизма, он был идейным ленинцем и сталинцем, но при этом абсолютным нонконформистом, что, конечно, заставило его увидеть — и категорически не принять! — все болевые точки советской действительности. У него были поэтические публикации в журналах, в 1963 году вышла книжка стихов, но гораздо известнее он был теми стихами, которые ходили в самиздате. С 1966 года — когда он подписал письмо в защиту репрессированных писателей Синявского и Даниэля — его произведения было запрещено публиковать. Давление властей на него было колоссальным, Коржавину «перекрывали кислород» самыми разными способами, и в итоге ему в 1973 году пришлось эмигрировать. Обосновался Коржавин в США, в Бостоне. За рубежом у него выходили сборники стихов. В 1989 году, в разгар перестройки, Коржавин вернулся в Москву, где его ждала триумфальная встреча. А в 1991 году, в Москве же, Наум Моисеевич принял православное крещение. По его словам, шел к этому долго, решение было продуманным и осознанным.

http://foma.ru/naum-korzhavin-vse-myi-ne...

«Я просто русским был поэтом…» Сегодня 9 дней, как не стало Наума Коржавина – поэта, который прожил русскую жизнь вдали от России 30 июня, 2018 Сегодня 9 дней, как не стало Наума Коржавина – поэта, который прожил русскую жизнь вдали от России Поэта Наума Коржавина не стало 22 июня 2018 года. Ему было 92 года, больше половины своей жизни он провел вдали от России. Но он всегда считал ее своим домом и чувствовал себя ответственным за то, что происходит с его страной. Журналист Леонид Виноградов поделился с «Правмиром» воспоминаниями о встречах с Наумом Коржавиным. А Зимний дворец отдавать некому В феврале 1989 года я был, если не ошибаюсь, на первом вечере Наума Коржавина, впервые после эмиграции приехавшего в Москву. Не помню точно, в каком ДК проходил вечер – где-то на Белорусской, – но помню, как счастлив и одновременно растерян был поэт. Счастлив, что приехал на родину, о чем еще недавно не мог и мечтать – из-за железного занавеса если уж уезжали, то навсегда. А растерян он был, потому что не ожидал, что дома многие его помнят, знают его стихи, которые, кажется, еще ни в одном советском журнале не напечатали. В конце вечера, когда ему аплодировали, Наум Моисеевич не мог сдержать слез. На вечере он читал стихи, рассказывал о своей жизни, отвечал на устные и письменные вопросы. В одной из записок его спросили, не побоится ли он прочитать со сцены стихотворение «Памяти Герцена. Баллада об историческом недосыпе». Не попросили прочитать, а именно спросили, не побоится ли. В стихотворении том, если кто не помнит, есть и такое четверостишие: Все обойтись могло с теченьем времени. В порядок мог втянуться русский быт… Какая с… разбудила Ленина? Кому мешало, что ребенок спит? Сегодня этим никого не удивишь, а тогда… Перестройка началась с идей XX съезда КПСС и шестидесятников – злодей Сталин исказил идеи великого Ленина, надо возвращаться к ленинским нормам, – власть до последнего держалась за этот миф, и любое непочтительное высказывание о «самом человечном человеке» тогда еще воспринималось как вызов. В планы Коржавина явно не входило бросать вызов власти, но ответил он автору записки достойно: сказал, что от стихотворения «Памяти Герцена» не отказывается, но сейчас, на вечере, читать его не будет. Мы, объяснил он, можем по-разному относиться к взятию Зимнего дворца, но сегодня отдавать его некому.

http://pravmir.ru/ya-prosto-russkim-byil...

Со своим зятем отец познакомился, когда Миша был аспирантом Гарвардского университета, папа повлиял на его мировоззренческие взгляды. Папа с уважением и любовью относился к моей свекрови Розалии Яковлевне и шутливо наставлял меня: «Слушайся Розу! Она – умная!» У нас дружная семья, и папа был ее членом. Даже наша собака трепетно относилась к нему. А животные прекрасно чувствуют, хороший перед ними человек или нет. Конечно, нам всем не хватает его. Иногда хочется задать вопрос, а задать-то его и некому, потому что только отец мог бы на него ответить. В становлении моего мировоззрения, в моем восприятии мира папа сыграл большую роль. Я скучаю по нему, прежде всего Наум Коржавин для меня – папа, папочка… – За вполне безобидную стихотворную строку о генсеке вашего отца в 1948 году отправили в ссылку. Рассказывал ли папа о тех годах? – Папу сначала забрали на Лубянку, через восемь месяцев осудили по статье Уголовного кодекса СССР как «социально опасный элемент». Отца отправили в ссылку, что было для него спасением: попади он в лагерь, не выжил бы. Об этом Коржавин писал в своих мемуарах. Наум Коржавин не был сталинистом, но, когда мы выиграли эту страшную войну – Великую Отечественную, отец стал сталинистом, правда, на короткое время. Он везде читал свои стихи – честные, прямые. Отец везде читал свои стихи – честные, прямые Его «благополучно» посадили, как папа говорил, «за дело», потому что хоть и не надолго, но он стал оправдывать генералиссимуса. И только когда он стал жертвой сталинской кампании по борьбе с космополитизмом, Коржавин быстро изменил свое отношение к «отцу народов». К папе следователи хорошо относились. Он им читал свои стихи, по их мнению, крамольные, но люди в погонах считали Коржавина в каком-то роде городским сумасшедшим и поэтому были не слишком жесткими к нему. Отцу пытались помочь, например друг Федор Медведев , который работал в ЦК комсомола. Когда к нему пришли люди из «конторы» и зачитывали стихи Наума Коржавина, Медведев убеждал их: в произведениях нет ничего плохого и опасного для строя. Возможно, благодаря Медведеву папу отправили в ссылку, а не в лагерь. Эту историю мне рассказывала бабушка – папина мама.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/09/otec_s...

В ссылке отец работал, учился сапожному делу. После ссылки людям запрещалось жить в крупных городах. Отец поехал в Караганду (этот город не входил в список запрещенных), где получал образование его двоюродный брат. Коржавин учился там в Горном техникуме и работал в газете. В Караганде было немало лагерей, ссыльных, неблагонадежных. Например, моя мама, дочка врага народа, после вуза получила распределение в Караганду. Ей запомнилось, как по улице с собаками вели на работу заключенных. В Караганде было много интересных людей. Подобралась теплая компания В городе были интересные люди: многолетняя узница ГУЛАГа Ольга Адамова-Слиозберг, литературный критик и поэт Юрий Айхенвальд и его будущая жена – дочка врага народа Валерия, сын Сергея Есенина и Надежды Вольпин Александр. Подобралась теплая компания. Папа в Караганде много писал, для него это было важным. Конечно, не менее важным было и то, что отец познакомился с моей мамой. В 1953 году они поженились. Потом по амнистии молодая семья переехала в Москву, а там – трудности: отец почти бесправный, прописки нет, получить ее тяжело. В 1956 году Коржавин, как и многие другие репрессированные, был реабилитирован. Наум Моисеевич продолжил и окончил обучение в Литературном институте. – Ваш отец уехал в США в 1973 году. О причине эмиграции он говорил, что боялся задохнуться. Чувствовал ли он себя свободно в Америке, удалось ли ему «отдышаться»? – Папа чувствовал себя свободно в Америке в том смысле, что его не могут посадить, что он ничего такого не сможет сделать, сказать, чтобы навредить своим друзьям. Наум Коржавин был русским патриотом, но он и США любил, являлся и американским патриотом. Здесь нет противоречий: отец был благодарен Америке за то, что она его приютила. Правда, он так и не стал настоящим американцем, не по вине США, конечно, а потому что всегда считал себя русским поэтом. Русским поэтом в большом смысле этого слова. Он же родом из Киева, в 15 лет переехал с родителями в Россию. Коржавин писал: «Я просто русским был поэтом в года, доставшиеся мне…».

http://ruskline.ru/opp/2021/03/09/otec_s...

Он всегда считал себя русским поэтом. Русским поэтом в большом смысле этого слова Папа болел за Россию, его волновало, что там происходит. Но и за Америку он переживал, Штаты ему не были безразличны. Отец выполнял свой гражданский долг: голосовал на выборах. – Приезжал ли ваш отец в Россию? Чем запомнились поездки? – Наума Коржавина лишили советского гражданства в 1973 году, и по ряду причин он советский или российский паспорт не восстанавливал. После перестройки папа стал часто ездить в Россию. Первый раз это случилось в 1989 году. Тогда у людей была надежда, эйфория, как писал Булат Окуджава: «А если все не так, а все иначе будет, пусть Бог меня простит, пусть сын меня осудит…». Когда папа приезжал, устраивались поэтические встречи, залы были переполнены. Конечно, он был счастлив, потому что для поэта важно признание своего народа, важно, чтобы его стихи читали. Люди сначала ничего не знали о нем, и папа писал по этому поводу: Я пью за свою Россию, С простыми людьми я пью. Они ничего не знают Про страшную жизнь мою. Про то, что рожден на гибель Каждый мой лучший стих… Они ничего не знают, А эти стихи для них. С тех пор прошло столько лет, папины стихи читают, я это знаю. Близкий друг Коржавина Валентин Берестов создал Литературный центр в Москве, где выступали молодые талантливые поэты, проводились семинары, встречи. Папу туда приглашали, и он читал там свои стихи, его произведения читали другие люди. Несколько лет назад произошел удивительный случай. Мы с моими мужем, сыном, невесткой и друзьями гуляли по центру Москвы. В переходе метро я услышала знакомые слова. Сначала не поверила! Мужчина и женщина читали стихи Коржавина: «Старинная песня. Ей тысяча лет: он любит ее, а она его – нет…». Я опешила, остолбенела от неожиданности, из-за этого не подошла к этим людям, а надо бы! Теперь жалею. Уже после смерти папы знакомая, Люся Польшакова, у которой он останавливался во время поездок в Москву, рассказывала, что как-то встретила в подземке молодых людей, которые пели песни на стихи Коржавина. Конечно, приятно, что и молодежь знает творчество близкого мне человека. Если бы можно было рассказать об этом папе, ему было бы очень приятно.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/09/otec_s...

Ему было 92 года 22 июня. ПРАВМИР. Поэт и переводчик Наум Коржавин умер в американском городе Чапел-Хилл на 93-м году жизни. О случившемся сообщила в своем  Facebook  автор-исполнитель Вероника Долина. «Коржавин умер только что», — написала она. Наум Коржавин — поэт, прозаик, переводчик и драматург. Родился 14 октября 1925 года в Киеве. В 1945 году поступил в Литературный институт, учился в одно время с Расулом Гамзатовым. Защищал литераторов Даниэля и Синявского, Галанскова и Гинзбурга, вследствие чего публикации его книг были запрещены в Советском Союзе. В конце 1947 года его арестовали и через восемь месяцев осудили и приговорили к ссылке по статьям Уголовного кодекса 58-1 и 7-35 как «социально опасный элемент». Осенью 1948 года был выслан в Сибирь, в 1951-1954 годах отбывал ссылку в Караганде. В 1973 году после допроса в прокуратуре уехал в США. Жил в Бостоне. Впервые вернулся в Москву по приглашению Булата Окуджавы в 1980-е.  В 1991 году в Москве принял православное крещение. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 декабря, 2021 9 декабря, 2021 14 января, 2023 14 января, 2023 26 августа, 2022 24 августа, 2022 29 марта, 2022 30 января, 2022 30 января, 2022 14 декабря, 2021 9 декабря, 2021 14 января, 2023 14 января, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/umer-poet-naum-korzhav...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010