Ст. 3. Что постигнет его, и что навлечет на него –букв. «что дастся тебе и что прибавится тебе». Ст. 4. Острые стрелы сильного – кара Божия; ...огненосные – букв. «с опустошающими углями». Ст. 5. ...в шатрах Кидарских – среди варварских народов. Кидар – местность в Сирийской пустыне.   Псалом 120 Ст. 1. ...на горы Господни – в этих словах св. отцы усматривают сетование пленного еврея, который мысленно обращает свой взор к горам родной Иудеи. Ст. 2. См.: Быт. 1 . Ст. 6. ...луна не будет тебе во вред ночъю – подразумевается ночной холод. Ст. 8. ...всякий вход твой и исход – вся жизнь человеческая (ср.: Втор. 28:6 ; 2Цар. 3:25 ).   Псалом 121 Содержание этого псалма толкуется по-разному: одни видят в нем свидетельство о благосостоянии Иерусалима при Давиде, другие относят его ко времени Неемии (V в. до Рождества Христова), когда город был полностью восстановлен. Ст. 1. Этот стих мог произносить паломник, спешащий в Иерусалим на праздник. Ст. 4. Речь может идти о ежегодном паломничестве евреев в Иерусалим, которое было установлено Самим Богом (см.: Втор. 16:16 ); ...племена колена – древнееврейский народ делился на отдельные племена, которые назывались по именам сыновей Иакова (Израиля). Ст. 5. Престол – трон, с которого царь вел судопроизводство; был поставлен в царском дворце царем Соломоном (см.: 3 Цар. 7:7).   Псалом 122 Ст. 4. ...больше всего потерпели мы – букв. «больше всего наполнилась душа наша».   Псалом 123 Псалом поется от лица народа, который – при виде теснящих его отовсюду врагов – находит себе опору только в Боге и за свое спасение благодарит только Бога. Опасность, о которой идет речь в псалме, – это угроза со стороны соседних племен, воевавших с древними евреями. Если же иметь в виду духовную жизнь человека, то речь может идти о волнах страстей, одолевающих душу. И только Бог силен помочь ей. Ст. 6. ...врагам нашим – букв. «зубам их»; имеются в виду те, кто упомянут в ст. 2. Ст. 7. ...сетей вражьих – букв. «от сети охотников». Ст. 8. ...сотворившего небо и землю – см.: Быт. 1 .  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

III. Общее заключение о прославлении Господа в душах и телесах (6:20) Не отдавая тела служению греху, надо заботиться, чтобы и тело, и дух, служили к славе Божьей. Третье отделение. Наставления о браке и безбрачии ( 7:1–40) С седьмой главы святой Павел отвечает на послание к нему коринфян, и решает разные, возникшие у них недоумения, давая им при этом наставления о порядке христианской жизни. На первом месте у него стоят наставления о браке и безбрачии. Раздел первый. Наставления о браке (7:1–24) I. Общий закон о браке (7:1–2) Лучше быть безбрачным (ст. 1), но во избежание блуда, вступайте в брак (ст. 2). II . Сов ет о брачном сожительстве (7:3– 6) Во взаимных отношениях пусть будет благорасположение (ст. 3 ), если муж и жена – едино, то и телами своими каждый может располагать только по согласию другого (ст. 4), удаляясь, ввиду усиленной молитвы, но с опасением, чтобы удаление это не было поводом к искушению сатаной (ст. 5). Впрочем, эти мысли, лишь его личный совет (ст. 6). III . Совет безбрачным и вдовым (7:7– 9) Первым подражать в целомудрии Апостолу (ст. 7), а вторым, вторично не выходить замуж и не жениться (ст. 8). Впрочем, если есть сила победить в себе страстность, а нет – вступай в брак (ст. 9). IV . Наставление брачным не расторгать брака (7:10– 24) А) Когда оба супруга христиане (7:10–11) Это уже заповедь Господня (ст. 10), а после развода не вступать в брак (ст. 11). Б). Когда один из супругов не христианин (7:12–24) а). Почему не надо расторгать такой брак (7:12–16) Давая наставление брачным, из которых одна сторона принадлежит к неверным, Апостол советует верующим не разводиться, если сочетанные с ним неверные не желают развода (ст. 12–13). Ибо чистота брака здесь не нарушается. Наоборот, верная сторона может служить к обращению неверной (ст. 14), а при требовании той стороны развода, подчинись во имя мира (ст. 15). Но вообще-то в таких случаях смешанных браков, не надо отчаиваться в возможности обращения супруга, а потому и развод не нужен (ст. 16). б). Каждый в каком звании призван, в таком оставайся (7:17–24)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Б). Будьте внимательны к нуждам падающих и немощных (6:1–2) B) Не трубите сами о себе (6:3–5) Силы от Бога (ст. 3), употребление их при внутренней самооценке, не дает повода к похвале (ст. 4), похвала только изнутри, а потому и надо себя разбирать (ст. 5). II . Поучение пасомым (6: 6) Руководимые, за благо духовного назидания, должны не жалеть хотя бы материального (ст. 6). Раздел третий. Побуждение к духовной жизни и ко всякой добродетели (6:7–10) Но пусть свобода не будет у вас прикрытием лени и небрежности, что посеешь, то и пожнешь. Бог видит кто что мог, и кто что сделал (ст. 7). А кто по-прежнему будет работать на угождение плоти, тому, кроме мучений, ничего и не дождаться, кто же работает на дух, тот соберет материал оживотворяющий, не муку, а радость (ст. 8). Хотя и трудно бывает работать для духа, но зато это несет пользу, и не надо унывать от ударов судьбы на этом поприще (ст. 9–10). Заключение (6:11–18) Содержание его такое: я вам сказал все по данному вопросу, и с теоретической, и с практической сторон (ст. 11), и прошу больше по этому поводу не обременять меня своими подозрениями, относительно моего апостольского авторитета или искренности учения. Свидетелем впредь, пусть послужит моя полная самоотверженная работа для дела Христова (ст. 17). В самом деле, те, кто хочет вашего обрезания, хлопочут, видимо, для того, чтобы вам, и им, за обрезанием скрываться от преследования за принадлежность к христианству (ст. 12), а то и хуже, просто для того, чтобы количеством своих последователей составить себе славу, но никак не для того, чтобы удобнее исполнять закон, который они все-таки не исполняют, хотя принятие обрезания к этому именно их и обязывает (ст. 13). Мне же в моем деле похвалы нет – вся похвала Кресту Христову (ст. 14). Здесь важно духовное рождение – новая тварь, а не телесный знак, поэтому я руководствую, с исключительно чистотою своих убеждений (ст. 15). Кто так же будет жить и действовать, весь душой своей погружаясь во Христа, тому, как духовному Израилю, милость и мир от Бога (ст. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

(Ст. 10). Дабы бодрствуем ли, или спим, — вместе с Ним жили, то есть будем ли мы живы, или мертвы, — вместе с Ним дарует нам возлететь (на небо). (Ст. 11). Итак, утешайте друг друга и назидайте один другаго этими словами, — как и прежде писал я вам, так и поступали вы. (Ст. 12). Будьте признательны к тем, кои трудятся у вас делами своими, и к тем, кои предстоятельствуют вами в Господе, то есть молят Господа за вас и научают вас добродетельной жизни. (Ст. 13). Преизобильною любовью делайте их близкими себе, и ради дела их, то есть ради доброго их жития присоединяйтесь к ним, чтобы получать вам от них пользу. (Ст. 14). Вразумляйте, говорит, безчинных, которые праздную проводят жизнь и предаются только пустым занятиям. Утешайте малодушных, которые скорбели о потере излюбленных своих удовольствий. Навещайте [греч.: поддерживайте] немощных в вере и будьте великодушны ко всем, имеющим нужду в вашей помощи. (Ст. 15). Смотрите, оскорбляющим вас зло за зло не воздавайте, но всегда добро преследуйте, не только друг ко другу, но и ко всем. (Ст. 16). И во всем радуйтесь, то есть в скорбях ваших. (Ст. 18). И во всем благодарите, то есть за поднимающиеся на вас гонения, и за окружающее вас спокойствие. За все, что бывает с вами, будьте благодарны, ибо от воли Божией бывает это для исправления и испытания вас. (Ст. 19). Духа не угашайте , то есть тех, которые говорят языками духа, не заставляйте молчать. (Ст. 20). И пророчеств , — или древних, или же тех из вас, которые удостаиваются быть пророками, — не уничижайте . (Ст. 21). Все вновь испытывайте, и доброе, то есть согласное с Евангелием, содержите. (Ст. 22). От всяких зол , чуждых новой вере вашей, удерживайтесь . (Ст. 23). Сам же Бог мира да освятит вас и да усовершает вас до времени кончины мира. Целым дух и душу и тело ваше да сохранит без порока, от самого крещения и до пришествия Господа нашего. (Ст. 24). Верен Господь наш, Который Сам это совершит, и вы пребудете от крещения до откровения Господа нашего. (Ст. 27). Заклинаю вас, братия, прочитать это послание пред всеми братиями, разумей, когда будет собрана вся Церковь, поскольку в этом послании укрепляются немощные и скорбные утешаются, достойные ободряются, а праздные и предающиеся пустым занятиям через это послание, быть может, вразумятся прекратить порочную жизнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Припоминая все это, Апостол выражает свои благодарные чувства к Богу, относя к Нему все доброе, виденное им среди солунян. Раздел второй. Пребывание Апостола у солунян, запечатленное высоким нравственным характером, признанным ими самими (2:1–16) Что очевидно из рассмотрения его жизни и поведения среди них. Среди тех, что приняли христианство, по отходе Апостола из Солуни, были сомневающиеся в Божественности посланничества святого Павла. Говорили, что Апостолы, это праздношатающиеся люди – самообольщенные и обольщающие других. В опровержение этого Апостол и указывает на I . Св ою проповедь среди солунян (2:1– 6) Не попусту пришел он к ним, не вообще, но со знамениями и чудесами, которыми устроена их община (ст. 1). Не пустое дело было и потому, что проповедь в Солуни была после Филипп, где Апостолы пострадали за нее, а потому, если бы она была пустой выдумкой, то не стоило бы ее и продолжать, но они продолжали ее со многим подвигом (ст. 2). Не была она внушена ни самообольщением, ни нечистой силой, ни политическими какими-либо соображениями (ст. 3), но как Бог удостоил (ст. 4). Не было и неподобающих целей и приемов, ни ласкательства, ни лихоимства, ни славолюбия, тому свидетель Бог (ст. 5–6). О том же говорит и II . Характер деятельности Апостола среди солунян (2:7–12) Кротость в духе любви, какой обыкновенно отличаются матери в отношении к своим детям (ст. 7), желание как бы перелить в них свои души вместе с учением (ст. 8), забота без устали в работе, днем и ночью (ст. 9), работа искренняя, как тому свидетель и Бог, и совесть наша и ваша (ст. 1 0), забота о каждом, как делает это отец в отношении к детям (ст. 11), и все это для того , чтобы подготовить вас ко вступлению в новое Царство – Божье (ст. 12). III. Апостол указывает еще на самую веру солунян, и мужественное пребывание их в принятой вере (2:13–16) Сама вера солунян указывает, что здесь дело не людское, а Божье. Сами они почувствовали, что это было не слово людское, а слово Божье (ст. 13), и пострадали за него (ст. 14), а что евреи остаются врагами слова Божия (ст. 14), то удивляться этому нечего. Они всегда были таковы, и за это прежде были наказаны временно, а теперь готовится им окончательный суд за убийство Господа, ибо последнее уже переполнило чашу грехов их (ст. 15–16). Раздел третий. Апостол указывает на свои заботы о солунянах уже после удаления из Солуни (2:17–3:13)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Как в Солуни он был для них нежною матерью и любящим отцом, так и вдали от них, он I . Скорбит о них и желает скорее увидеться с ними (2:17–20) Удалившись из Солуни, он чувствовал себя сиротой (ст. 17), несколько раз порывался вернуться к ним, но не мог, мешали злые люди по наущению сатаны (вероятно, евреи) (ст. 18). Стремился он к ним потому, что того требовало от Апостола его дело апостольское, в чем его радость и вечная слава (ст. 19–20). II. Апостол посылает к ним любимого своего ученика – Тимофея (3:1–5) Желание иметь вести о солунянах, понуждает Апостола, даже одному, остаться в Афинах (ст. 1), и вот он посылает Тимофея, сотрудника, брата возлюбленного, для утверждения их в вере и утешении в скорбях (ст. 2). Конечно, Апостол не скрывает от солунян, что их ожидает в христианстве, предупреждал об опасностях (ст. 3–4), но тем не менее могли быть искушения для слабых и не только совне, но главное, искушения духа, например относительно авторитета Апостола. Вот почему Апостол и не мог утерпеть, чтобы не послать к ним Тимофея (ст. 5). III. Радуется при получении добрых вестей от Тимофея о солунянах (3:6–10) Известие это Апостол называет «Евангелием». В нем говорилось, что солуняне содержат правую веру и любовь, и сами желают видеть Апостола (ст. 6). Это известие утешило Апостола, среди его собственных скорбей (ст. 7), ибо успех веры солунян – жизнь Апостола. Раз в этом отношении все благополучно, Апостол жив, нет – его смерть (ст. 8). Настоящие же известия восторгаю т Апостола, он не знает, как и благодарить за все Бога (ст. 9), и если чего ему недостает теперь, так это видеть их лично, чтобы дополнить по содержанию веру их (ст. 10). Наконец, верх забот о солунянах выражается в молитвах о них. IV . Апостол посылает им с вои молитвенные благожелания (3:11– 13) Пусть Бог Отец, и свершитель спасения Иисус Христос, управят все к лучшему, относительно визита Апостола в Солунь. Они знают, что лучше (ст. 11). А сам Апостол лишь молится об умножении любви среди солунян, как союз за всех христианских совершенств, любви не только к своим, но и ко всем (ст. 12). Он особенно желает любви, ибо через нее сердце человека утверждается в чистоте и святости, а это все, что потребуется в день второго пришествия Господня. Веря твердо в эту истину (о любви), Апостол особенно усиленно утверждает свою мысль словом «аминь» – да будет так, «буди, буди!» (ст. 13). Часть вторая – нравоучительная (гл. 4–5)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Ст. 2. ...жезлом владения твоего – т. е. собственность, отмеренную жезлом владельца. Ст. 8. ...праздники – законное служение Богу, истинное богопочитание. Ст. 13–15. Вспоминается исход древних евреев из Египта. Ст. 13. ...истребил змиев в воде – потопил египтян (см.: Исх. 14:23–28 ). Ст. 15. ...источники и потоки – см.: Исх. 17:1–6 ; Чис. 20:1–11 . Речь идет о чудесном событии, которое произошло, когда вышедший из Египта еврейский народ странствовал по пустыне, томясь от жажды; по повелению Божию Моисей ударил тогда своим жезлом по скале, и из нее потекла вода; ...реки полноводные –р. Иордан, воды которого остановились в своем течении, когда через реку переносили Ковчег Завета (см.: Нав.З:14–17).   Псалом 74 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...да не погубишь – см. примеч. к пс. 56:1; ...песнь – см. примеч. к пс. 47:1; ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. Псалом воспроизводит картину Суда Божия как бы от лица древних евреев, томящихся в вавилонском плену. Ст. 5–6. Рог – зд.: символ надменности. Ст. 7. ...не с пустынных гор – имеется в виду север и юг. Ст. 9. ...чаша гнева с крепким вином – символ страданий, посылаемых Господом. Ст. 11. В этом стихе можно расслышать голос надежды на возвращение из плена.   Псалом 75 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...Асафа – см. примеч. к пс. 72; ...песнь – см. примеч. к пс. 47:1; ...об ассирийце – речь идет об ассирийском царе Сеннахириме, который в 701 г. до Рождества Христова приходил к стенам Иерусалима, требовал капитуляции, но затем вынужден был отступить от города. Псалом поется как благодарение Богу за избавление от Сеннахирима (см.: 4Цар. 18–19 ). Ст. 3. ...на Сионе – в Иерусалиме. Ст. 4. ...врагов – букв. «войну». Ст. 7–10. Вспоминается событие, описанное в Священном Писании (см.: 4Цар. 19 ): в ответ на требование ассирийцев сдаться без боя царь Езекия молил Бога защитить город. Бог внял молитве, и Ангел ночью поразил вражеское войско. Сеннахирим отступил от Иерусалима. Ст. 7. ...смертным сном – букв. «сном своим», речь идет о гибели ассирийского войска под стенами Иерусалима (см.: 4Цар. 19:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ст. 3. ...приклони ухо – см. примеч. к пс. 70:2. Святые отцы видят в этом стихе пророчество о молитве Господа нашего Иисуса Христа об учениках после Тайной вечери (см.: Ин. 17 ) или о молитве в Гефсиманском саду (см.: Мф. 26:36–39 ). Ст. 4. Этот стих перекликается с Мф. 26:38 . Ст. 5. ...лишенный помощи – эти слова напоминают о Господе нашем Иисусе Христе, покинутом ближайшими учениками (см.: Мф. 26:56 ). Ст. 7. ...во тьме – темнота считалась свойством ада (см.: Плач 3:6 ). Святые отцы усматривают в этом стихе прообраз погребения Господа нашего Иисуса Христа Иосифом и Никодимом (см.: Ин. 19:38–42 ). Ст. 9. Этот стих перекликается с евангельским повествованием о предательстве Господа нашего Иисуса Христа Его ближайшими учениками, о том, как насмехались над Ним во время Его страданий. Ст. 11–13. В этих стихах, в которых звучит протест против смерти, содержится пророчество о молитве Господа нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду (см.: Мф. 26:36–39 ). Ст. 13. ...во мраке ...в земле забвенной – описательное выражение ада; обитатели преисподней скоро бывают забыты и сами не вспоминают о земле (см.: Иов 14:21; 21:21 ; Еккл. 9:5 ). Ст. 16. В этом стихе св. отцы видят пророчество о полной скорбей и лишений жизни Господа нашего Иисуса Христа на земле начиная с детства, когда Его гнал Ирод, и до страданий на Кресте (см.: Мф. 27:31–49 ; Мк. 15:20–36 ; Лк. 23:33–46 ; Ин. 19:16–30 ). Ст. 17. ...угрозы Твои – во всех своих бедах Псалмопевец видит волю Божию (см.: Иов 6:4 ).   Псалом 88 Ст. 1. ...Ефама Израильтянина – псалом надписан именем одного из членов созданной царем Давидом коллегии музыкантов (см.: 1Пар. 25:1–7 ); в славян. (греч.) переводе Ефам назван Израильтянином, в евр. тексте – Езрахитом. Псалом делится на три части: в ст. 2–19 прославляется Бог и Его Завет, в ст. 20–38 звучит голос Самого Господа, в ст. 39 и след. – мольба о помощи Божией. Ст. 4–5. Речь идет об обещании, данном Богом псалмопевцу Давиду устами пророка Нафана (см.: 2Цар. 7:10–16 ). Ст. 6–8. Святые, сыны Божии – здесь: Небесные силы, Ангелы; ...в церкви святых, т. е. в торжествующей Церкви святых Небожителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6–10) Не зная предмета учения, но говоря о нем с гордостью, производят ненужные споры, и все это скверного ради прибытка, в учительстве найти себе корысть. Тогда как благочестие, само по себе, сокровище. Кто достиг сего сознания, тот имеет великое приобретение (ст. 6). Да и на самом деле, ничего мы не принесли в мир, ничего и не унесем (ст. 7–8), а потому не будем увлекаться приобретением, ибо от него вся пагуба (ст. 9–10). З). Удаление от любостяжания (ст. 11–16) Держись добродетелей, которые гонят страсть сребролюбия (ст. 11), и держись идеала вечной жизни (ст. 12), умоляет Апостол во имя веры Христовой в Христа, как Бога, дарующего вечную жизнь (ст. 13–16). И). Внушение богатым употреблять богатство на добрые дела (ст. 17–19) Дабы они не высокомудрствовали, и не надеялись на свое богатство, а на добрые дела. Заключение (6:20–21) Увещание Тимофею держаться преданного Апостолом учения, не убавляя и не прибавляя к нему, ибо все остальное знание – лжеименное, и ведет к пустословию, бывшему для многих причиною отступления от веры. Благословение Тимофею. Второе Послание к Тимофею Предисловие (1:1–6) Надпись и приветствие (1:1–2) Начало послания (1:3–6) Благодарит Бога за ту любовь, которую он имеет в Тимофее (ст. 3), вспоминает слезы при их расставании, и желает видеться с ним снова (ст. 4), тем более, что Тимофей, воспитанный в вере домашних нелицемерно, в чем не сомневается Апостол, хранит ее и теперь (ст 5). А потому, прибавляет: возгревай дар благодати, поданный тебе в апостольском рукоположении (ст. 6). Часть наставительная (1:7–4:8) Раздел первый. Наставления, как возгревать дар Божий в апостольском служении(1:7–3:9) А). Общее введение к разделу (1:7) Служение должно совершаться в духе силы, любви и премудрости. I. Пастырь по силе духа должен безбоязненно проповедовать о Христе (1:8–18) Не надо стыдиться предмета проповеди, но с дерзновением проповедовать, идя за нее на страдания, к чему даст силы Господь (ст. 8), спасший нас, и давший нам уразуметь тайну нашего спасения через благовестие Своих смерти и воскресения (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

В последнем стихе Апостол молитвенно просит даровать духу галатов Святого Духа, Которым бы они хранились и укреплялись от искушений. «Аминь» – выражение внутренней убежденности Апостола во всем сказанном (ст. 18). Первое Послание к Коринфянам Предисловие (1:1–9) Надпись и приветствие (1:1–3) Здесь Апостол говорит о своем апостольском авторитете (ст. 1), о единстве Церкви Коринфа с Вселенской, по единству освящения и призывания имени Господа (ст. 2), и ввиду разделений внутри ее, особенно желает мира и благодати (ст. 3). Начало послания (1:4–9) I. Апостол благодарит Бога за данную коринфянам благодать (1:4–7) Бог – его всецело, ибо он и сам Его всецело достоин благодарения (ст. 4). Он во Христе, обогатил их и познанием и словом, способностью научать других (ст. 5). О том говорят чудеса среди них Апостола, и полученные ими дары Духа (ст. 6) в такой степени, что коринфяне их имеют не менее других Церквей, и остается только ждать в таком всеоружии, второго пришествия Христова (ст. 7). II. Апостол выражает надежду, что Бог сохранит их до конца (1:8–9) Он утвердит их в вере и жизни неповинными до конца (ст. 8), ибо Он уже призвал их, и по природе Своей не изменяет обещаний (ст. 9). Содержание послания разнообразно. Оно представляет из себя ряд ответов на вопросы, какие ставила ему Коринфская Церковь . По решаемым в послании вопросам, все послание можно разделить на семь отделений. Первое отделение. Пресечение начавшихся разделений (1:10–4:21) Раздел первый. Краткое обличение начавшихся разноречий (1:10–16) I . Апостольское увещание к единоречию и единомыслию (1: 10) Предпосылает, как вывод из предыдущего, увещание к единоречию и единомыслию (ст. 10). Пусть объединятся и в мыслях – умом, и в духе любви – сердцем. II . Предмет спора (1:11– 12) В чем у них разноречия (ст. 11–12) – один говорит, что он Павла, тот Петра, а этот – Христа. III . Обличен ие нелепости таких толков (1:13– 16) Объясняет, как это нелепо. Христос – Глава телу Церкви, а не кто-либо из учителей. Важно не то, кто крестил кого, а то, в кого крещены, то есть, Христос, и в Нем мы – одно (ст. 13), и Апостол поэтому рад, что сам он в Коринфе крестил очень немногих (ст. 14–15), чтобы кто не взял крещения им, в повод к разделению (ст. 16). Раздел второй. Определение и устранение причин, от которых происходили толки у коринфян (1:17–4:16)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010