Неделя святой пятидесятницы (Евангелие от Иоанна, зач. 27, гл. 7, ст. 37–52; гл. 8, ст. 12; Апостольские Деяния, зач. 3, гл. 2, ст. 1–11). 1) Господь – источник воды живой. Вода живая – слово Божие и благодать Святого Духа. Идите к Нему... Не думайте, что Господь откажет в Духе Своем, если пожелаете. Пример Агари в пустыне. Вот она «оглянулась и колодезь воды живой перед нею». 2) Мы жилище Святого Духа. Не будем осквернять тело, в котором живет Дух Божий. Какое общение света ко тьме? Животворящий Дух не может жить в душе грешной, в теле нечистом... 3) Присутствие Святого Духа в человеке обнаруживается, главным образом, истинным просвещением его, чистотою сердца, в духовной крепости сил ( Лк.24:49 ) и в способности духовного утешения. 4) Имеем ли мы Святого Духа? День святого духа (Евангелие от Матфея, зач. 75, гл. 18, ст. 10–20; Апостол к Ефесянам, зач. 229, гл. 5, ст. 9–19). 1) Никого из христиан нельзя презирать (ст. 10), потому что каждый христианин находится под особенным покровительством Божиим ( Притч.14:21 ; Ис.49:13–15 ). Ради спасения каждого христианина пришел на землю Сын Человеческий (ст. 11). Вся жизнь христианина располагается по воле Отца нашего Небесного (ст. 14). 2) Обязанности каждого христианина – заботиться об исправлении недостатков людей близких и согрешающих против него (ст. 15; Иак.5:19–20 ), убеждая и обличая их со всяким долготерпением, пока не истощились все средства (ст. 17; Деян.20:26–27 ). 3) Дух Господень на нас... Но где Он? По чему видно, что мы получили Духа... Если расточили мы святые дары Духа, «живя блудно», затеплим снова в себе святой огонь Святого Духа покаянием и молитвой. Нужна жажда духовная ( Ин.7:37 ). Средства к утолению этой жажды ( Ин.6:35, 54 и 55). 1-я неделя по пятидесятнице, всех святых (Евангелие от Матфея, зач. 38, гл. 10, ст. 32, 33, 37, 38; 19:27–30; Апостол к Евреям, зач. 330, гл. 11, ст. 33–40; гл. 12, ст. 1–2). 1) Изображение свойств истинного христианина (ст. 32 – 19:30): а) его преимущественная и исключительная любовь ко Господу (ст. 37) и стремление Ему Единому угодить ( Гал.1:10 ); б) его открытое исповедание веры пред людьми (ст. 32, 33); в) непривязанность ни к чему земному (ст. 29); г) безропотное несение своего креста (ст. 38); д) совершенное смирение (ст. 30); и е) все это только ради сторичной награды в пакибытии (ст. 28, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

80) Ст. 32. «Воскресное чтение», 1820. 81) Мысли свт. Феофана на 22–31 ст. 82) На ст. 35. «Воскресное чтение», 1886. 83) А. Анатолий на слова: любите враги ваша (35 ст.). «Воскресное чтение», 1818. 84) На ст. 36. Христианское милосердие. «Христианское чтение», 1856. 85) Белюстин. Закон жизни. «Воскресное чтение», 1833. 86) Не мсти за обиду, а Богу предоставляй дело отмщения. «Достопамятные сказания о подвигах свв. отцев». 87) А. Орфано. Изъяснение 5 гл. Еванг. Матфея в статье: В чем должна заключаться истинная вера, по поводу книги графа Л.Н. Толстого «В чем моя вера?», «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1887. Изъяснение заповедей о блаженствах. Об отношении Ветхого Завета к Новому (ст. 17–20). О заповеди: не убий и о гневе (ст. 21–22). Закон о разводе (ст. 31–32). О клятве (ст. 33–37). О непротивлении злу (ст. 38–42). О любви ко врагам (ст. 43–48). 88) С. Соллертинский . Изъяснение 5 гл., 22 ст. о гневе и 38–42 ст. о непротивлении злу в Речи на торжественном акте С.-Петерб. духовной академии. «Христианское чтение», 1887. 89) Свящ. Н. Елеонский о непротивлении злу в ст. «О новом евангелии Толстого». «Чт. в Общ. люб. д. пр.», 1887. 90) Волков. Толкование 22 ст. о гневе (против Толстого) в статье: «Последние произведения графа Л.Н. Толстого в русской и отчасти иностранной литературе. «Православный собеседник», 1886; О непротивлении злу (ст. 38–42). Там же; О браке. Там же; О любви ко врагам (ст. 44). Там же. В Словах, Беседах и ученых сочинениях 91) Матфея 5:3–12 . С. Соллертинский . Экзегетическое толкование евангельских изречений о блаженствах в кн. «Пастырство Христа Спасителя». Разбор святоотеческих и новейших западных толкований. 92) Ст. 13–14. Его же и в той же книге. Толкование изречений Иисуса Христа о соли земли и свете мира в связи с 9 заповедию о блаженствах. 93) Ст. 3. Из слов Макария, еп. Тамбовского, о нищете духа. 94) Ст. 7. Филарет, митр. Московский. Каким образом к твоему помилованию или освобождению от греха может послужить твое милосердие к другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

30. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. 31. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мной, и всё мое твое. 32. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения В евангельском чтении этой недели, притчею о блудном сыне Святая Церковь призывает чад своих к покаянию. 1. Необходимость покаяния (ст.11–16) имеет свое основание: а) В глубокой греховности человека. Начало греха — своеволие и гордость; « Отче! дай мне следующую мне часть имения » (ст.12). Сущность греха — отпадение от Бога; « По прошествии немногих дней младший сын … пошел в дальнюю сторону » (ст.13). Обнаружение греха — беспутная жизнь: « расточил имение свое, живя распутно » (ст.13). б) В пагубных последствиях, которыми сопровождается грех. Потому что в грешнике остается еще жажда спасения: « настал великий голод » (ст.14); он чувствует свое несчастное состояние: « начал нуждаться » (ст.14); ищет помощи себе, но напрасно: « пошел, пристал к одному из жителей страны той » (ст.15) и наконец нигде не находит спасения: « придя же в себя » (ст.16). 2. Сущность покаяния (ст.17–20) состоит в том, что: а) грешник одумывается: « придя же в себя » (ст.17); б) сознает тяжесть своего положения: « сколько наемников … избыточествуют хлебом » и проч. (ст.17); в) питает в себе благую решимость: « встану, пойду к отцу » (ст.18); г) исповедует свои грех: « отче! я согрешил » и т. д. (ст.18); д) смиряется: « уже недостоин называться сыном твоим » и проч. (ст.19); е) действительно возвращается на путь правый: « встал и пошел к отцу своему » (ст.20). 3. Следствия покаяния (ст.20–32): а) по отношению к милосердому Отцу небесному. Бог издали видит кающегося грешника: « и когда он был еще далеко, увидел его отец » (ст.20); облегчает ему исполнение его доброй решимости (ст.21); осыпает его знаками отеческой любви, дарует ему благодать и спасение (ст.22, 23); приглашает всех небожителей к участию в радости о покаявшемся грешнике (ст.24).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Шамордино – ст. Дольцы 3-й округ Благочинный, священник села Сергиевского Николай Безсонов. Духовный следователь, священник села Стромок Константин Воскресенский. 1) Кузьменки – ст. Монаенки Литвинова – ст. Литвиново Савинково Сергиевское-(Комарево) – ст. Князевские Дворики 5) Сороколетово – ст. Монаенки Стромки Тшлыковоо – ст. Князевские Дворики Фурсово 4-й округ Благочинный, священник села Щетинина Василий Сахаров. Духовный следователь, священник села Рудина Сергий Успенский. 5) Дертихино – ст. Арсеньво Р.-У. ж. д. Жиморино, прип. к с. Щетин – г. Чернь. Мокрое – ст. Истьино Р.-У. ж.д. Парахино, прип. к с. Меркул – г. Чернь 10) Рудино – ст. Арсеньево – г. Чернь 5) Меркулово Мишина Поляна – с. Арсеньево Р.-У. ж. д. Варварино – ст. Монаенки Черный Верх – ст. Арсеньево Щетино – г. Чернь – г. Венев 1) Соборная Воскресенская Николаевская Покровская 5) Казанская Богоявленская Спасо-Преображенск., прип. к Собор. ц. Скорбященская при земской больнице прип. к Введен.ц. Алексеевская при Уездной тюрьме, прип. к Собор. ц. 10) Иоанно-Предтечен. Кладбищен. Кирилло- Мефодиевс. при Дух. Уч. Березово – г. Венев Поветкино 15) Свиридово, прип. к град. Введен. ц. Хрусловка 2-й округ Благочинный, священник села Петрова Александр Теплинский. Духовный следователь, священник села Студенца Василий Якшинский. 1) Аксиньино – ст. Мордвес Кайданово, прип. к с. Аксин. Алитово Большой Клин – г. Венев 5) Баршево – ст. Толстые Василевское – г. Венев Глебково, прип. к с. Студ. Дьяконово – ст. Мордвес 10) Карпово – г. Венев Марыгино – ст. Богатищево Р.-У. ж. д. Мильшино – г. Венев Потетино-Верино Петрово – ст. Толстые 15) Студенец – г. Венев Тулубьево: Архангельская ц. Казанская ц., прип. к Арханг. Харино 3-й округ Благочинный, священник села Глубокого Петр Аннинский. Духовный следователь, священник села Малыни Алексей Смирнов. 1) Глубоко – ст. Узунова Есипово – ст. Толстые 5) Косяево – ст. Узуново Колемино, прип. к с. Косяеву Малынь Мягкое – ст. Серебряные Пруды Накаполово – Раз. Коровино. Р.-У. жел.дор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Раздел первый. Изображение духа жизни христианской (12:1–2) Сознавая великие Божьи благодеяния к нам, посвятим на служение Ему тело, и наш дух. Таков образ жизни по духу Христову. А в чем выражается эта жизнь по духу Христову, Апостол говорит далее. Раздел второй. Правила относительно взаимных отношений христиан, как выражение духа жизни христианской (12:3–21) I. Каждый должен занимать в Церкви то положение, какое ему указано даром веры, и проходить его со всякою осторожностью (12:3–8) II. Дух Христов должен выражаться в искренней взаимной любви христиан(12:9–21) A). Любовь – основа, сила ее – в пламенении (12:9–15) Нелицемерная – с отвращением от всякого зла (ст. 9), сама ищущая предмета своей любви (ст. 10), всегда пламенеющая в служении Богу (ст. 11), полная надежд и молитв (ст. 12), жаждущая духовного взаимообщения (ст. 13), сочувствующая даже врагам (ст. 14), а тем более своим, и притом без тени зависти (ст. 15). Б). Что препятствует горению любви (12:16–17) Препятствуют высокоумие, разномыслие и самонадеянность (ст. 16), ссоры, неприязни и месть (ст. 17). B). Как сохранять и возгревать любовь (12:18–21) Надо стараться со всеми иметь мир (ст. 18), даже избегать всех тяжебных дел, предоставив Богу судьбу обижающих, как Он и Сам того от нас требует (ст. 19). Единственная оборона против зла – добро, им и борись (ст. 20), в этом и будет твоя победа над злом (ст. 21). Раздел третий. Как христиане должны жить и действовать, как члены общества гражданского или государства, тогда еще языческого (13:1–14) I. Христиане должны подчиняться установленным властям (13:1–7) Раскрытие идеи власти и идея власти – от Бога (ст. 1), потому противник ее, противник самому Богу (ст. 2). Как выразители Божественной воли, начальники не страшны добрым (ст. 3–4), следовательно, повиноваться приходится не им, а Богу, то есть не за гнев только, а и за совесть (ст. 5). Оттого народы, видя во властях пользу, содержат на свой счет представителей власти – правительство, ибо видят в них свою защиту (ст. 6). И вы воздавайте им должное (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

для Верхоспасского собора живописцем Василием Познанским, который «написал золотом и красками по червчатому атласу образ Спасителя» 147 , с атласным желтым венцом, а кругом было обшито атласом лазоревым; на последнем же были написаны сусальным золотом слова: «Благообразный Иосиф». По углам были травы, а вокруг было обшито небольшой золотой бахрамой. – Эта плащаница была взята Императором Петром I в Воскресенскую церковь села Преображенского, а в 1737 г. была возвращена в Верхоспасский собор 148 . Одновременно с плащаницей была возвращена и относившаяся к ней одежда на столик, сделанная, несомненно, также Познанским, из малинового атласа, углы из бланжевого муара и серебристого с теневой раскраской в виде двух колонн на каждом углу, на четырех боковых сторонах из разных шелковых материй с дополнением красками лиц и, где потребовалось для оттенков, нашиты изображения страстей Христовых. На одной продольной стороне – три изображения. Над каждым из них белой краской сделана надпись славянской вязью: 1) «Моление Исво в вертограде, е гла Это изображение представляет парящего в облаках ангела с чашей в руке и под облаками стоящего на коленах Спасителя, в молитвенном положении простирающего руки вверх. Внизу от молящегося Спасителя три спящих апостола в разных позах. Второе изображение с надписью: «Приведоша пред Каиафу « е. гл». Здесь Спаситель представлен стоящим босыми ногами на полу, с лицом, обращенным к сидящему на возвышении Каиафе, окруженным воинами и толпой. Следующее изображение на текст: Биение у столпа е. м гл . кз. Здесь Спаситель представлен обнаженным и опоясанным, согнувшимся и привязанным за руки толстой веревкой к толстой колонне, причем два воина истязают Его до крови, пятна которой видны на полу... На поперечной боковой стороне плащаницы 4-я картина с надписью: «Венец терновый возложиша на е. гла.» Спаситель изображен сидящим и склонившим голову в сторону левого плеча, причем одни воины сплетают из терновника венец над главой Спасителя, а другие насмехаются над ним, как царем, иные же входят в состав вооруженной стражи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Дио должны были сжечь на том самом холме, где дней десять перед тем сожжено было тело Эойи. Вырубленная в толще скалы пещера-келийка, часовня Адунова, служила тюрьмою для жертв. Голые стены, низкие своды, толстая решетка в окне, ржавые засовы на дверях – все напоминало тюрьму. Но тут же было великолепное, как бы царское, ложе из пурпура, кресла из слоновой кости и черного дерева. Благовонный дым курильниц смешивался с росною свежестью живых лилий в чудесно расписанных сосудах. Яства и вина с царской трапезы, пышные наряды и уборы из драгоценных камней – все приносилось жертве, как жертва приносится Богу. И злою насмешкою казались ей ночные туфельки из павлиньих перьев; ониксовый ковчежек с пудрой вавилонских цариц и блудниц, толченым розовым жемчугом; ковчежек нефритовый с акацийным углем и амброю, египетским зубным порошком: уже за тысячу лет царь Хафу-Хеопс, строитель великой пирамиды, чистил им зубы. Люди не знали, как угодить ей, чем унежить ее. Смотрели на нее с благоговением и ужасом, падая ниц, поклонялись ей, как Богу, ибо во всякой жертве заколаемой – закланный Бог. Тяжко ей было это поклонение: как будто хоронили ее заживо, убивали душу прежде тела. Если бы оскорбляли, били, плевали в лицо, ей было бы легче. Палачихами жертв человеческих не соглашались быть критские женщины. Должность эту исполняла фракиянка из полуночного племени Бэссов, поклонников лютого бога Загрея, Человекотерзателя. Клекот хищной птицы напоминало имя ее – Гла. Звали ее также Резунья – та, кто режет, заколает жертвы, и Рваные-Ноздри, потому что за какое-то ужасное злодейство еще там, на родине, палач вырвал ей щипцами ноздри до кости. Гла была старуха старая, но крепкая. Волосы у нее были невиданного на юге соломенно-желтого цвета; глаза бледно-голубые, уныло-жадные, как у коршуна-стервятника; губы тонкие, сизые, мокрые, как земляные черви; страшно-курносое лицо напоминало мертвый череп. Лето и зиму носила она фракийскую бассару, лисью шубу, с облезлою, кисло пахнущею мездрою, и в ножнах за кожаным поясом длинный и острый, как шило, кремневый жертвенный нож. Почти всегда была навеселе; напивалась не виноградным, а каким-то тоже неведомым, хлебным вином, белым, как вода, и жгучим, как огонь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Круг церковно-учительных произведений, положенных для «чтений», несомненно, существовавший в Студийской практике уже ко времени появления третьей редакции ποτπωσις’а, т. е. к концу X века, впервые выступает в литургическом памятнике тридцатых годов XI столетияУставе, составленном константинопольским патриархом Алексеем 1014 и воспроизводящем литургическую практику студийского монастыря его времени с некоторыми лишь несущественными изменениями 1015 . —786— Собственно говоря, четий материал в Алексеевском Уставе выступает не в виде одного последовательного круга, а —787— в виде трёх параллельных кругов: седмичного, триодного и минейного, соответственно трём кругам церковного года. Седмичный круг чтений распадается на четыре части, из которых первая обнимает собою седмицы от Фоминой —788— до недели всех святых, вторая – от седмицы всех святых до недели пред Рождеством Христовым, третья – до Четыредесятницы, четвёртая – седмицы Четыредесятницы до вторника цветной седмицы. О первом периоде времени Алексеевский устав замечает на утрене понедельника Фоминой седмицы: по илъме поть бъ гь гла а камени знаменану на слав и ны гаврилу провщавъшю посе поть втора ка исповемь тебе гн и поть с въскор гла а а на слав и ны б и потом начнеть чтен испьрва съказани латоусть ста еуа вдти же сть ко таковы книгы последованию чьтуть дне того до не всехъ сты по чьтнии же поють степеньна… посс про… еуа 1016 . В первый период, таким образом, полагается последовательное чтение толкования Иоанна Златоустог о на евангелие от Иоанна. О втором периоде времени Устав определяет под понедельником по неделе всех святых: чьтнию же подобат быти тълковани ста мат еуа и тълковани плмъ златустьц и стго васили и обычьныхъ и тълковани днии окъгда же патерика до не прже хва рожьства 1017 . В этом замечании среди литературных памятников совершенно определённых – толкований Златоуста на евангелие Матфея, на псалмы и на книгу Деяний, толкования Василия Великого на псалмы, патерика – указывается ещё что-то «от обычьныхъ». Смысл последнего термина уясняется из следующей параллели между одним из указаний Алексеевского устава, сделанных под 18 ноября, и лишь немного позднейшего по происхождению Евергетидского Типикона, сделанным под 17 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тем же замечанием 3-й редакции право и обязанность непосредственного каждый раз определения материала для чтения усвояется екклисиарху. II. Устав патриарха Алексея Круг церковно-учительных произведений, положенных для «чтений», несомненно существовавший в Студийской практике уже ко времени появления третьей редакции ‘Υποτπωσις-а, т. е. к концу X века, впервые выступает в литургическом памятнике тридцатых годов XI столетияУставе, составленном константинопольским патриархом Алексеем 130 и воспроизводящем литургическую практику студийского монастыря его времени с некоторыми лишь несущественными изменениями 131 . Собственно говоря, четий материал в Алексеевском Уставе выступает не в виде одного последовательного круга, а в виде трех параллельных кругов: седмичного, триодного и минейного, соответственно трем кругам церковного года. Седмичный круг чтений распадается на четыре части, из которых первая обнимает собою седмицы от Фоминой до недели всех святых, вторая – от седмицы всех святых до недели пред Рождеством Христовым, третья – до Четыредесятницы, четвертая – седмицы Четыредесятницы до вторника цветной седмицы. О первом периоде времени Алексеевский устав замечает на утрене понедельника Фоминой седмицы: по плме поють бъ гь гла камени знаменаноу на сла и ны гавриаоу провщакъшю посе поють вторая ка исповемь тебе гн и поють с въскор гла а а на сла и ны б и потом начнеть чьению испьрва съказанию злаоусть ста еуа вдт же сть ко таковы книгы последованию чьтоуть дне того до не всехъ сты но чьнии же поють степеньиа… посс про… суа 132 . В первый период, таким образом, полагается последовательное чтение толкования Иоанна Златоустог о на евангелие от Иоанна. О втором периоде времени Устав определяет под понедельником по неделе всех святых: чьнию же подобаю быти тълковани ста мат еуа и тълковани плмъ злаоустьи и стго касиана и обычьныхъ и тълковани днии окъгда же патерика до не прже хва рожьства 133 . В этом замечании среди литературных памятников совершенно определенных – толкований Златоуста на евангелие Матфея, на псалмы и на книгу Деяний, толкования Василия Великого на псалмы, патерика – указывается еще что-то « от обычьныхъ ». Смысл последнего термина уясняется из следующей параллели между одним из указаний Алексеевского устава, сделанных под 18 ноября, и лишь немного позднейшего по происхождению Евергетидского Типикона, сделанным под 17 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Пред печью – халдеи. Двое из них упали ниц. Дальше сам Навуходоносор со свитой и воинами. Сзади музыканты трубят в рога и играют на гуслях. 13) « Данил розваря смолы далъ ясти издогше». Представлен двуглавый дракон (одна голова змеиная в хвосте) огненного цвета, когти на лапах чёрные. Пророк спокойно даёт круглый предмет в пасть страшного чудовища (Льва? Дан.13 ). 14) « повеле црь Даниила ко лвам свести неврежденъ бысть». Горы. Во рву стоит пророк с простёртыми к небу руками. У ног его, высунув языки, лежат львы. Вверху, в облаках, два ангела: из них один несёт сосуд, золочённый с чернью, очевидно, с пищей. 102. Св. Анна, мать Богородицы Размер иконы: в. Фон и поля жёлтые, земля коричневая. Шуйцу св. Анна простёрла как бы в рассуждении, десницу подняла кверху с перстосложением. Вверху иконы, пред св. Анной ветхозаветная Троица. В музей икона поступила из Московского Вознесенского женского монастыря. Подр. опис. см. I вып., стр. 8–9. 103. Иоанн Креститель с крыльями Над головой его, в облаках, Спаситель; в левой руке Предтечи свиток: « Покайтеся убо брати приближибося царств.». Икона XVIII в. 104. Св. Иоанн Креститель Размер иконы: в. Поля жёлтые, фон светло-жёлтый. Надпись: « Стыи Предотечъ». Предтеча изображён с крыльями, во власянице, правая рука поднята с двуперстным сложением, в левой хартия: « агнецъ Божий вземляй грехи сего (?) мира»; – выше под крылом, над хартией чаша с лежащим в ней Богомладенцем (у Спасителя в крещатом нимбе буквы: « Н», над головой « Хс.». У ног Предтечи представлены растения. Внизу, направо, палаты; воин с обнажённым мечом в левой руке, правой рукой передаёт на блюде главу св. Иоанна Крестителя стоящей здесь женщине. На земле лежит туловище Крестителя. Выше палат надпись: « гла с. Иан. Пре». Налево – горы. Один инок копает заступом землю, откуда ставший на колени монах в мантии, куколе и епитрахили берёт руками чашу с лежащей в ней главой Крестителя. Сзади – одноглавая церковь . Надпись: « гла с. Иан. Пре.» Икона XVII в., неискусно поновлённая впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010