Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЗИДЕРИЙ И РЕГИНФРИД [лат. Desiderius et Reginfridus] (кон. VII - нач. VIII в.), мученики в Альсегаудийском паге (сельском округе) (обл. Ажуа, нем. Эльсгау) в Юж. Эльзасе (пам. зап. 17 сент., перенесение мощей - 25 окт.). Житие Д. и Р. было составлено в кон. VIII в., приблизительно через 80 лет после их мученической кончины. Его главными источниками послужили предания о мучениках. Согласно Житию, Д. был епископом г. Редоны (совр. Рен, Франция). Вместе со своим архидиак. Р. и др. христианами он отправился в паломничество в Рим. Обратно паломники шли кратчайшим путем через горы Восег (совр. Вогезы). В местности Мортунаугия (совр. обл. Ортенау, Германия) у Д. возникло столкновение с неким местным епископом, к-рого мученик обличил в ереси. Дело разбирал алеманнский герц. Виллихарий, к-рый обвинил Д. в том, что он смущал народ. Епископ предложил решить спор с помощью ордалии (Божия суда). Д. и епископ-еретик бросили свои пастырские посохи в костер; посох еретика немедленно сгорел, а посох Д. остался невредимым. После этого герцог и весь народ признали правоту учения Д. Получив от герцога богатые дары, Д. и Р. отправились дальше. Перейдя через горы, они остановились у некой монахини, к-рая из-за засухи смогла предложить им лишь неполный сосуд воды. После молитвы епископа сосуд наполнился до краев. Отслужив литургию в местной ц. св. Мартина, Д. и Р. покинули селение. В глухой лесистой местности на них напали разбойники. Д. и Р. погибли, их слуге Виллиберту удалось бежать. Он вернулся в селение и рассказал о случившемся местному пресвитеру. Тот перенес тела мучеников в церковь и с честью похоронил. Вскоре возникло местное почитание Д. и Р., селение получило название в честь мучеников (совр. Сен-Дизье-л " Эвек). Впосл. некий герц. (дукс) Рибиак хотел перенести мощи мучеников в др. место, однако посланные им люди не смогли поднять гробницы. От мощей совершались исцеления. Время мученической кончины Д. и Р. точно неизвестно; базилика, в которой хранились их мощи, упоминается между 735 и 737 гг. В Житии гибель мучеников датирована годами правления кор. Австразии Хильдерика II (662-675). Однако герц. Виллихарий правил в Алеманнии в нач. VIII в. (упом. в 709-712), поэтому, вероятно, в Житии подразумевается кор. Хильдеберт III (694-711). Имя Д. отсутствует в диптихах Редонского еп-ства, но сохранились сведения, что некий еп. Дезидерий в 688/9 г. на Соборе в Ротомаге (совр. Руан) подписал привилегию в пользу мон-ря Фонтинелла (Фонтанелла, совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) (Vita S. Ansberti. 18//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 632).

http://pravenc.ru/text/171583.html

Александр Александрович Бронзов (1858-1937) Апологетика Воспоминания Догматическое богословие Жизнеописания Отзывы Нравственное богословие Переводы Александр Александрович Бронзов Известный русский ученый, духовный писатель, автор многочисленных литературных трудов. Биография Александр Бронзов родился в 1858 году в городе Белозерске. Учился в Белозерском духовном училище, Новгородской семинарии; затем окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и защитил магистерскую диссертацию «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности» (1884). С 1884 преподаватель Священного Писания в Курской духовной семинарии, в 1886 перешел на кафедру греческого языка в Петербургскую духовную семинарию. В 1894 г. принят в свою alma mater — СПбДА. В 1887 году ему было присвоено звание экстраординарного профессора (на кафедре нравственного богословия). В 1899 защитил докторскую диссертацию «Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь и нравственное мировоззрение». Известен его перевод на русский язык трудов Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры» и «Три слова в защиту иконопочитания». Читал лекции по истории греческой литературы. Автор перевода и примечаний к «Точному изложению православной веры» Иоанна Дамаскина. Бронзову принадлежит около 950 статей, посвященных преимущественно вопросам этики. Также написал труд «Нравственное богословие в России в течение XIX столетия» (издан в Санкт-Петербурге, 1901). 28 окт. 1913 г. вышел в отставку, но остался сверхштатным ординарным профессором СПбДА и продолжил чтение лекций в академии. С 1914 г. являлся почетным членом КазДА, МДА и Археологического института в Петрограде, с 1915 г.- Киевского православного религиозно-просветительского общества. В 1915-1917 гг. член Миссионерского совета при Святейшем Синоде. С 23 июля 1918 г. кандидат в члены, с 5 дек. 1919 г. член Петроградского епархиального совета. В 1918 г. опубликовал статьи «Пастырь-мученик» (о прот. Петре Скипетрове), «Крестный ход в Петрограде 21 января» и «Христианство и социализм». После закрытия СПбДА в февр. 1919 - апр. 1923 г. работал старшим архивистом в Главархиве и заведующим архивом бывш. Петроградской духовной консистории, затем в Гос. Публичной библиотеке, архивах Леноблисполкома и Главного управления НКВД.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Первая поездка состоялась в окт.-нояб. 1748 г. вместе с мясником Иоанном Оанчей из Фэгэраша. Сведения об этом сохранились в письме О. М. (1-я пол. 1749) серб. митр. Карловацкому Павлу (Ненадовичу) , в к-ром буд. мученик выразил стремление правосл. румын из трансильванских дистриктов Сибиу, Мьеркуря-Чук, Себеш, Орэштие и Добра войти в окормление Карловацкой митрополии Сербской Церкви ( Dragomir. 1920. Vol. 1. P. 89). В письме (12 янв. 1749, Сибиу) венскому правительству губернатор Трансильвании Й. Халлер фон Халлерштайн и губ. католич. советники сообщали, что на территории, где в 1744 г. проповедовал «псевдомонах Виссарион» (сщмч. Виссарион (Сарай)), заверявший крестьян в том, что существует имперская резолюция, позволяющая отказаться от унии, после возвращения О. М. и Иоанна Оанчи из Вены вспыхнули волнения. 23 дек. того же года ок. 100 крестьян приехали в Сибиу, чтобы вручить свой меморандум и просить губернатора представить им резолюцию. 28-29 дек. им зачитали резолюцию на румын. языке и дали по ней объяснения. Иоанн Оанча и его соратник (неизв.) были заключены в тюрьму на 2 года за подстрекательство к расторжению унии (Despre Biserica românilor. 2009. P. 197), О. М. бежал в Банат вместе с крестьянами-пастухами из окрестностей Сибиу. В протоколе заседания придворной комиссии (15 янв. 1749, Вена), делегированной для рассмотрения трансильванских вопросов, содержится детальный разбор меморандума, врученного О. М. императрице. Согласно протоколу, конфликт возник на почве того, что правительство игнорировало право сохранения исконной веры, к-рое благодаря присутствию в Брашове, Фэгэраше и Сибиу богатых правосл. греч. торговцев правосл. население этих городов получило в 1701 г. от вводившего унию имп. Леопольда I (Ibid. Р. 198). Протоколы допросов крестьян из Юж. Трансильвании за янв., февр. и март 1749 г. демонстрируют усилия О. М. организовать движение сопротивления правосл. верующих (Ibid. Р. 201-211). О 2-й поездке О. М. и его соратников в Вену весной 1749 г. сохранились сведения во мн.

http://pravenc.ru/text/2581443.html

Во сне является ей св. мученик У ар, держа за руку сына её; оба в белых, блестящих одеждах, с драгоценными, сияющими венцами на главах. «Усердная попечительница мучеников, – сказал Клеопатре св. Уар, – я не забыл благодеяний, тобою оказанных те моему, и умолил Бога, чтобы Он сопричислил к лику ангелов сына твоего. Сама ты молилась-в день освящения храма, да испрошу тебе и сыну твоему, что обоим вам полезно, и что Богу угодно. Вот я исполнил твое желание. Посмотри на славу сына твоего. Он теперь один из предстоящих престолу Божию. О чем же ты так горько сетуешь и плачешь? Или не хочешь, чтобы сын твой наслаждался теми благами, «их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор. 2:9 )? Если так, то возьми его!» При сих словах юный Иоанн крепко прижался к св. Уару и сказал матери: «Если любишь меня, то радуйся моему блаженству и не сетуй пред Господом! » Тогда восторженная мать воскликнула: «О, блаженные души! возьмите и меня с собою!..» – и проснулась Клеопатра и возвратилась в дом свой с радостью («Чет. Мин.» окт. 19). Так уверенность в блаженстве любезных нашему сердцу утоляет скорбь и превращает ее в радость. («Христ. утеш. несчаст. и скорбящих», прот. Гр Дьяченко) Награда матерям, в благочестии воспитывающим своих детей Вам известны, конечно, жены-христианки, такие из матерей, которые, воспитавши в благочестии своих детей, пожинают плоды своих трудов еще при жизни и доживают до того времени, когда дети их, выросши, становятся примерными христианами, верными слугами царя и отечества, прекрасными людьми в семье и кормильцами и опорою их матерей в их старости. Бесспорно, что и это великая награда таким матерям. Но тут вот какой является вопрос: получат ли они награду за благочестивое воспитание детей и в будущей жизни? И в благочестии воспитанные ими дети их заплатят ли им чем – либо за их труды и заботы о них и в загробном мире? Как решить вопросы сии? Решим при помощи примера. Св. Марфа, память коей св. Церковь совершает 4 июля, имела единственного сына Симеона, воспитала его, как сказано в житии её, со всяким усердием, и Бог привел ей и при жизни порадоваться на святую и богоугодную жизнь сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

О преподобном Павле читать под 7 марта. Преподобномученик Петр был епископом в Капетолии, городе на пути из Иерусалима в Дамаск. Пострадал в III или IV веке. Пред страданиями обратил ко Христу жену и внуков своих. Сын императора, гонителя христиан, привел его к отцу своему, и император приказал отсечь ему руки, уши, ноги, затем выколоть глаза, отрезать язык и, наконец, сжечь его. Мученицы Домнина и дщери ее Веринея (Вереника) и Проскудия (Просдока) были знатного рода, происходили из Антиохии. Однажды на пути в город все три были схвачены воинами, которые хотели обесчестить их, но они бросились в реку и утонули. Жили святые мученицы в IV веке. Мученик Давикт был начальником в г. Ефесе. Царь Максимиан лишил его сана и всего имущества и сослал в ссылку в Мелитину армянскую, а там умертвил мечом за то, что он не хотел отдать дочь свю Каллисфению за него, язычника. Сама же Каллисфения скрывалась от царя. По смерти царя сестра Константина Великого помогла Каллисфении возвратить отцовское имущество. Святая перенесла тело отца в Ефес, где сама скончалась мирно, около 320 г. Мученики Гаий, Фавст, Евсевий и Херимон были учениками св. Дионисия Александрийского (память его 5 окт.). Фавст и Херимон были диаконами. Евсевий из диаконов был поставлен в епископа Лаодикийской Церкви в Сирии. Он умер, будучи мучим на дереве, Фавст же был обезглавлен, а Херимон забит палками. Жили они все в III веке. Владимир Ярославич, князь Новгородский, жил в XI столетью. Он был старшим сыном Ярослава Великого. 14-ти лет он был посажен княжить в Новгороде. Ему помогали в управлении воевода Вышата и епископ Лука. Пришедши в совершенный возраст, князь отличался мужеством и храбростью, разбил ямь (нынешних финнов) и греков. В то же время он отличался и благочестием. Основал в Новгороде Софийский собор, существующий доселе. Скончался великий князь молодым, будучи 32 лет, в 1051 г. Его погребли в Софийском соборе. В 1180 г. были открыты св. его мощи. В Софийском же соборе открыто почивают мощи матери св. князя Владимира, супруги великого князя Ярослава, Анны. Она была дочерью шведского короля. Переселившись к сыну в Новгород, она проводила остаток дней своих в великом благочестии. Перед кончиной приняла иноческий чин. Скончалась также в 1051 г. Память ее еще 10 февраля. 5-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

– так и Господь допускает Своим рабам терпеть искушения, чтобы явились добродетели их». По смерти игуменьи, св. Евфросиния заняла ее место и в этом сане усилила свои подвиги. Предсказала разорение Суздаля Батыем. В 1238 г. татары сожгли все храмы и монастыри в Суздале, но, по молитвам св. Евфросинии, Ризположенский монастырь Господь чудесно сохранил. В 1250 г. она скончалась. В 1698 г. мощи ее были обретены нетленными и положены в соборном храм обители, где и почивают доселе. Преставление преподобного Сергие Радонежсного. Читать о нем под 5 июля. Преподобномуч. Пафнутий вел жизнь подвижническую в Египте, в IV веке. Когда Диоклетиан воздвиг гонение на христиан, то правитель Адриан схватил его в числе прочих и подверг жестоким мучениям. Святой переносил все мучения с необыкновенным мужеством, так что многие из мучителей приняли христианство и сами умерли мучениками. Он скончался распятый на дереве, и с ним убито около 546 христиан. 26-е число Преставление св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Читать о нем 8 мая. Преподобный Ефрем Перекомский с детских лет чувствовал призвание к монашеству, и лишь достиг возраста, тайно от родителей ушел в Кашишский монастырь. Чрез три года он перешел отсюда в обитель св. Саввы Вишерского (память 1 окт.) и на 25 году принял пострижение. После смерти св. Саввы, когда поставили было его настоятелем обители, преподобный удалился на берег озера Ильменя, при устье реки Веренды. К нему стали собираться братия, и таким образом основался монастырь, где он сделался настоятелем. Так как место, где была устроена обитель, было болотистое, то пр. Ефрем для осушения проводил каналы, почему самая обитель получила название Перекопской. Св. Ефрем трудился в обители более всех: и носил воду, и рубил дрова, и пек хлебы и просфоры, и молол рожь. Скончался он 80-летним старцем в 1492 г. Впоследствии монастырь его был перенесен на другое место по причине наводнений. Сюда перенесены были и его мощи. 27-е число Мученик Каллистрат происходил из Карфагена и был воином в царствование Диоклетиана. Отец его служил воином при Пилате, был свидетелем чудес при крестных страданиях Иисуса Христа и уверовал в Него. Узнав, что Каллистрат исповедует веру Христову, начальник подверг его мучениям. Каллистрат переносил все мучения терпеливо, так что многие из его дружины, т. е. сотоварищи, уверовали во Христа. Их также начинали мучить, но мучения не вредили им. Тогда отсечены были головы Каллистрату и воинам. Это было в Константинополе в 304 г. Из дружины Каллистрата известен один Гимнасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Феофил плачливый, 29 дек. Ферапонт (слуга, почитатель, греч.), еп. кипрский, мученик, 25 мая. Ферапонт , еп. сардийский муч., 27 мая. Ферапонт , пр. белозерский, 27 мая. Ферм (теплый, греч.), из 26 мучч. готфских, 26 марта. Феспесий (Божественный, дивный, Богом сказанный, греч.), муч. никейский, 20 ноября. Феспесий , 30 дек. Фессалоникия (победа фессалийцов, название македонского города по имени супруги основателя Кассандра, греч.), мученица македонская, 7 ноября. Фивея (у греков Вевея – крепкая, верная, греч.), мученица, 5 сент. Фирс (жезл, носимый во время вакханалий, увитый плющевыми и виноградными ветвями, греч.), муч. вифинский, 14 дек. и 17 авг. Фифаил (вернее Фафуил, халд.) и Вевея , сестра его, мучч. 5 сент. Фома (близнец, евр.), или Дидим , из 12 апп. 6 окт. Фома , патриарх цареградский, 21 марта. Фома юродивый, преп. келесирийский, 24 апр. Фома , преп. Маленн, 7 июля. Фома Дефуркин, преп. вифинский, 10 дек. Фомаида , мученица александрийская, 13 апр. Святые ненаименованные Подвижница (аскитрея по греч.), муч. персидская, дочь Фусика , 17 апр. Синклитикия (именитая жена по греч.) и две дщери ее, 24 окт. Сестра муч. Фервуфы с рабынею, 4 апр. 2 воина мучч. с Лонгином сотником, 16 окт. 2 ученика Милия еп. мучч. персид., 10 нояб. 2 мучч. ученики Дометия перса. 7 авг. 2 преподобномуч. от Авенира царя, 25 нояб. 2 мучч. девы, 15 сент. 3 сына Феодотии , 29 июля и 22 дек. 3 протектора мучч. с Феотихом , еп., 9 июля. 3 св. жены, мучч. с Харалампием, 10 февр. 3 св. жены, в горе пустынной обретенной, 10 сент. 7 отроков братий мучч. с Иулианом и Василиссою , 8 янв. 7 воинов мучч. финик. с Ананиею , 26 янв. 7 учителей христианских с Уаром , 19 окт. 7 жен мучч. с Иринархом , 28 нояб. 7 жен мучч. и 2 отрока с В ласием , 11 февр. 10 мучч. учеников еп. Афмногена, 16 июля. 13 мучч. с Трофимом и Феофилом , 23 июля. 14 мучч. с Алфием , 10 мая. 17 пустынников, пострадавших от Авенира царя, 27 нояб. 19 мучч. с Конкордиею , 13 авг. 20 мучч. с Ипполитом , 30 янв. 20 воинов мучч. с Иулианом и Василиссою , 8 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРФА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 44 , С. 235 опубликовано: 7 апреля 2021г. МАРФА мц. (пам. копт. 22 апр.) - см. в ст. Виктор, мч. (пам. копт. 22 апр.). Рубрики: Святые Коптской Церкви Ключевые слова: Святые Коптской Церкви Марфа, мученица (пам. копт. 22 апр.) - см. в ст. Виктор, мученик (пам. копт. 22 апр.) См.также: ААРОН ЧУДОТВОРЕЦ прп. Египетский (пам. копт. 9 сент.) АВИВ (IV в.), прп. Египетский (пам. копт. 22 окт.) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2562498.html

В скором времени мусульмане пришли в дом к блаженному Ангелису, говоря: – Почему ты сегодня носил христианский головной убор? Мученик отвечал: – как христианин я и носил его. Они сказали: – Ты вчера стал мусульманином и тебе нужно носить красную чалму, как делал это вчера. Блаженный отказывался от этого, думая, что они шутят, но мусульмане, разъярившись, привели представителей власти и, взяв его, повели к судье, обвиняя в том, что он вчера на их глазах стал мусульманином, произнес их салавати (исповедание их веры) и носил чалму. Судья спросил святого, так ли все было. Мученик ответил: — Я не говорил и не делал такого, но только с ними повеселился, и затем мы разошлись по домам. Видя его твердость, судья послал его к визирю. С ним пошли и мусульмане, обвиняя его в том же. Мученик отрекался, говоря, что он никогда такого не делал и не говорил. Визирь, видя перед собой скромного и красивого христианина, стал его соблазнять словами: – Оставь свое упорство, стань мусульманином, я дам тебе честь и богатство и сделаю тебя большим начальником. Мученик же громогласно возгласил: – Господин, я родился от христианских родителей. Христианином я родился, христианином и умру, и ничто не в силе отлучить меня от любви Сладчайшего моего Иисуса Христа, сущего Бога истинного, ни честь, ни богатство и слава, какие ты мне предлагаешь, ни даже все ваше царство не смогут уклонить мое сердце от веры в Сладчайшего моего Иисуса Христа. Это и много другого говорил мученик, и визирь, исполнившись ярости, воскликнул: – Если ты не станешь мусульманином, то я тебя уничтожу и прикажу предать тебя таким мукам, чтобы измучить все твое тело до тех пор, пока ты не умрешь в этих страданиях. Мученик же мужественно отвечал: – Что хочешь делай, режь, строгай, коли, жги в огне, бросай зверям, топи в море, и что еще хочешь делай с этим моим тленным телом, я же от Христа моего не отрекусь, веры не изменю и мусульманином не стану. Визирь приказал заключить его в темницу убийц и там нещадно мучить. В заключении мученик претерпевал сильные издевательства от зверонравных мусульман. Когда пришел туда в темницу один его сосед мусульманин, человек знатный, и, сочувствуя блаженному в том, что произошло, стал его увещевать, говоря:

http://predanie.ru/book/139070-novomuche...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010