Св. муч. Анфуса и дружина ее . В Деяниях св. (Aug. IV. 499) после исторического исследования сказание рутиенского монаха Лаврентия согласное в главном с прологом, в конце говорится, что тело ее, найденное спустя несколько лет пустынницею Полихрониею по указанию пантери зверя, погребено монахом Аврамием с братиею и близ пещеры основался монастырь Селевкия, место ее рождения, или трахеотская или сирийская. Афанасий епископ и двое слуг ее пострадали не в один день, Анфиса же умерла долго спустя (более 20 лет) после их кончины в мире, по житию, а не мученически. Почему всем им вместе празднуется 22 августа, неизвестно. Житие ее 22 августа содержится в древней минее, по Монфокору, IX века, а двои акты: одни Афанасия, другие Харисима и Неофита, 24 августа. Касательно проложного сказания о них св. Димитрий в собственном прологе замечает: сии вельми подобни св. муч. Пелагии, яже мая 4. Грузинская икона Богоматери . В. царствование Михаила Феодоровича она принесена из Персии прикащиком ярославского купца. Купец поставил ее в 1229 г. 22 августа в Черногорском или Красногорском монастыре архангельской епархии в 16 верстах от Холмогор. Праздник установлен церковно патриархом Никоном в 1650 году. Список ее также чудотворной находится в раифской обители казанской епархии. См. Слава Пресв. Владычицы. 23 Муч. Лупп . В Деяниях св. (Aug. IV. 593) довольно на говорено, но в заключении оказалось, что точных сведений ни о месте, ни о времени мучения его нет. Никодим также об нем ничего не видал в рукописных прологах. По Папеброху был епископ и мученик Лупп в Сирмии в Паннонии. В некоторых памятниках мученику Луппу, по смешению, приписывается то, что идет Иривею лионскому или Каллинику цареградскому, коих памяти ныне, и потому даже изображают его в святительском облачении. Впрочем издатели Деяний и Ассемани не безосновательно полагают (Cal. univ eccl. VI. 536), что этот самый Лупп слуга великомуч. Димитрия (26 окт.), который, предстоя своему господину во время его кончины, омочил кровию его одежды и перстень и после в Солуне творил ими многие чудеса, так что Максимиан велел отсечь ему главу. Действительно в стишном прологе в стихословии он называется рабом. Не известно, почему он в следованной Псалтири и славянской минее относится в временам Аврелиана. Довольно сведений об нем в каноне Иосифа, но из него не видно, чтобы Лупп был епископом или рабом; кажется, Иосиф песнописец имел акты его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

3 . Е. Св. муч. акіна. Родом из Кесарии Капподокийской, постельничий Траяна, он, будучи 20-летним юношей, пострадал при этом императоре в Риме. Отказавшись есть идоложертвенное мясо на одном языческом празднике, он, «силою непобедимою от Бога одеявся», всенародно исповедал свою веру во Христа. После истязаний его заключили в темницу (см. 4 июля) и не давали ничего в пищу, кроме идольского мяса. Не желая оскверниться, он чрез 38 дней скончался от голода (в 108 г.). Мощи его были перевезены на родину и там прославились чудесами. Кондак, гл. 6. Древо жизни посреди души своея веру Твою, Христе, стяжавый Твой мученик, Едемского рая честнейший бысть, древо прелести змиевы погубив дерзновенно духом, венчася славою Твоею, многомилостиве. Пренесение мощей во святых отца нашего Фїліппа, митрополита Московского и всей России чудотворца, из Соловецкой обители в Москву. После мученической кончины св. Филиппа (см. 9 янв.) его тело было погребено в Отроческом монастыре, в Твери. Иноки Соловецкой обители испросили позволение перенести к себе тело св. Филиппа. Когда выкопали гроб и вскрыли его, то нашли в нем тело святителя нетленным, и над гробницей его стали совершаться различные исцеления. Нетленное тело св. Филиппа была перенесено из Твери в Соловецкий монастырь в 1591 г. В 1652 г., по желанию Новгородского митрополита (впоследствии патриарха ) Никона, мощи св. Филиппа торжественно были перенесены в Москву, причем совершилось много чудесных исцелений. Торжественная встреча св. мощей в Москве состоялась 9 июня. Сначала праздник в честь перенесения св. мощей святителя Филиппа отправлялся 17 июля. В последствии он иногда, по разным обстоятельствам, переносился на другие числа июля и даже на август месяц. В 1669 г. было издано царское распоряжение о перенесении этого праздника с 17 июля на 3 число этого месяца. См. 9 янв. и 5 окт. Тропарь, Кондак и проч. см. 9 янв. Мучч. Мкіа и Марка, за Христа после истязаний, усеченных мечом. Мучч. Дїомида, Елампїа, Асклипїодота и Голїндхи, из дружины мучч. Феодота и Феодотии (4 июля), пострадавших с муч. Иакинфом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

кн. Василия Темного. В 1455 г. он снова возвратился в любимый им Ферапонтов монастырь. Здесь в последнее время своей жизни он уже не мог сам ходить в церковь , но между тем не хотел оставлять ни богослужения, ни правила келейного; тогда братия носила св. старца в храм. Он скончался в 1483 г., на 86 г. жизни. Мощи пр. Мартиниана были обретены совершенно нетленными и открыты в 1514 г.; ныне они почивают под спудом в Ферапонтовой обители (см. Новгор. еп.). См. 7 окт. 13. З. Свв. мучч. Ермла и Стратоніка . «Ермил славный, и богомудрый Стратоник, двоица чудная», пострадали при царе Ликинии. Св. Ермил был диаконом г. Сингидона (Белграда); осужденный Ликинием на тюремное заключение, он был долго мучен за имя Христово. «Повешен и строган, и ранами озлобляем», он остался непреклонен и был потоплен в реке Дунае. Стратоник был темничный страж, тайный христианин и друг св. Ермила. Видя страшные мучения своего друга, он не мог удержаться от слез и, будучи таким образом уличен в христианстве, после истязаний также был потоплен в Дунае около 315 г. Мощи их на 3 день обретены были верными на берегу реки и погребены близ Сингидона. См. В этот день поется служба свв. отец в Синаи и Раифе избиенных (см. 14 янв.). Муч. Петра Анийского. Это – тот же мученик Петр Авессаламит, память которого празднуется 12 января. Пр . Іаква, епископа Нисивийского. Сын князя гефеальского (в Армении), он получил хорошее образование. С самого юнога возраста возлюбивши отшельничество, он долгое время жил на высоких пустынных горах, около г. Низибии (на границе Персии и Римской империи), где предавался самым строгим подвигам: жил под открытым небом, питался только древесными плодами и зелием, одевался козьими кожами и все время проводил в молитвенной беседе с Богом. В гонение Максимина он прославился мужественным исповеданием веры. За его благочестивую жизнь жители низибийские избрали его своим епископом (не позже 314 г.). Он прославился своей великой ревностью к православной вере, великими чудесами и даром прозорливства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

30 . Е. Свв. мученик Зиновїа и Зиновіи сестры его. Священномученик Зиновий, епископ Егейский (по М.В.С. и Х.М.), и муч. Зиновия пострадали за Христа в Киликии в 285 г. Оба они, с юности воспитанные в страхе Божьем, по смерти родителей, роздали свое имущество бедным и стали проводить жизнь в подвигах благочестия. Св. Зиновий за добродетельную жизнь был доставлен в епископа г. Ег и ревностно распространяли веру Христову среди язычников, исцелял силой Божьей недужных. За исповедание Христа он подвергнут был жестоким мучениям, видя которые сестра его, св. Зиновия, добровольно исповедала себя христианкой. После мучений и брат, и сестра были усечены мечом. Кондак, гл. 8. Истины свидетели, и благочестия проповедники, двоицу достойно почтим в Богодухновенных песнех, Зиновия вкупе с мудрою Зиновиею, купно жившия и отшедшия, и мучением приимшия венец нетленный. Муч. Етропїи, пострадавшей за Христа в Александрии около 250 г. Часто посещая христиан, заключенных в темницах, и ободряя их к терпеливому перенесению страданий, она сама взята была на мучения и среди них скончалась. Муч. Анастасіи Селунской. По Х.М., она пострадала в 12-летнем возрасте при Валериане. Свв. апостолов от 70-ти: Тертїа, Марка, Іста и Артемы. Св. Tepmiй ( Рим.16:22 ) был епископом в Икопии, где своими чудесами обратил ко Христу многих язычников (см. 10 нояб. и сн. 21 июня) и стяжал себе мученический венец. Св. Марк ( Кол.4:10 ), племянник ап. Варнавы (см. 11 июня), был епископом Апполониадским (по некоторым, в Вифинии). Св. Іуст ( Кол.4:11 ), Иосия (см. Мф.13:55; Мк.6:3 и сн. 23 окт.) или Иосиф, называемый также Варсавой ( Деян.1:23 ), был епископом Елевферопольским (в южной Палестине) и скончался мученически. Св. Артема ( Тит.3:12 ) был епископом в г. Листрах (в Ликаонии). Священномуч. Маркїана, епископа Сиракузского, ученика св. ап. Петра. Он своими знамениями и чудесами обратил ко Христу многих язычников г. Сиракуз (в Сицилии) и скончался мученически, убитый за Христа сиракузскими иудеями. Мощи его – в г. Гаэте (в Италии). По X. М., он есть одно лицо с св. Маркеллом, воспоминаемым 9 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но на окраинах империи и вне пределов ее мученичество за Христа продолжалось. Особенно нечестивые персы доставили христианскому миру много мучеников. Было две эпохи особенно сильного гонения на христиан от персов – при царях Саноре и Издегерде (IV–V в.) и при царе Хоздрое (VII в.). В первую эпоху пострадали следующие мученики, вошедшие в макарьевские минеи четьи: мученица Ия (сент. 11.) Мамелфа (окт. 5.) Иоанн епископ и Иаков пресвитер (ноябр. 1.) Акиндин, Пигасий и 7028 (ноябрь 2.) Акепсима епископ, Аифал диакон, Иосиф пресвитер (ноябр. 3.) Нирса епископ, Иосиф ученик его, Иоанн, Саверий, Азат скопец, Иасоний и пр. (ноябрь 20.) Иаков персянин (ноябр. 27.) Авраамий епископ ариельский (февр. 4.) Садоф епископ и с ним 128 (февр. 20) Авда епископ и Вениамин диакон (март. 31.) Февруса, сестра ее и рабыня (апр. 4.) безымянные мученики, в Персиде в пленении избиенные при Саворие царе (апр. 9) Васик и Аска дщерь его (апр. 13.) Симеон епископ персидский и дружина его; сто мучеников и с ними Азад скопец (апр. 14.) Авда и Удес епископ и иже с ними (мая 16.) Симеон, Исакий и Вафрий (мая 18.) Мануил, Савелий и Исмаил (июн. 17.) Дементий (авг. 7.) Во вторую эпоху (при Хоздрое) пострадали: Анастас персянин 621 г. (янв. 22.) св. муч. Елладий (VI в.) (мая 28) живая мученица Голиндуха ок. 588 г. (июл. 12.) муч. Вата (мая 1.) Страдания персидских мучеников были весьма тяжки; с них живых снимали кожу, резали по членам, отрезали язык и т. п. Русский летописец вспомнит о тяжких персидских муках при рассказе об убиении князя Романа рязанского в 1270 г. «Убиен бысть князь Роман Ольгович рязанский от поганых татар, и бысть сице убиение его: заткоша уста его убрусом и начаша резати его по суставам и метати разно, и яко разоимаша и остася труп един, они же одраша главу его и на копие взоткоша. Сей новый мученик есть подобен страстью Якову Перьскому» 415 . Туже крайнюю лютость персидских мучений имеет в виду протопоп Аввакум, когда, изображая современное ему тяжелое положение старообрядцев, говорит: не почто ходить в Персиду, а то дома Вавилон 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

XII. Для одержания победы над блудными помыслами чаще представляй смерть и тление. «Если в мыслях твоих родится представление красивого лица, – советует Афанасий Великий , – то его должно изгонять следующим образом: выколи глаза у образа своего, который в уме твоем представляется, отними полноту щек, отрежь и губы, и после смотри на отвратительный состав голых костей, и подумай наконец, что тут занимательного? Таким образом обезображенное помышление может воспрянуть от пустого очарования. Ибо нет тут ничего привлекательного: кровь смешана с мокротою, что самое есть принадлежность животных. Таким образом и такими размышлениями можно прогнать гнусное зло: должно выталкивать демона, как гвоздь гвоздем же. – Кроме того, должно представить все тело любимого предмета в смердящих ранах и гною; кратко сказать, представить его внутренним очам, подобно мертвому трупу, или еще и самого себя мертвым». (В жизни Сигклитикии. См. «Хр. чт.» 1824 г., ч. 16). XIII. Обращайся за помощию против плотской брани к своему духовному отцу. Раз древняя злоба воздвигла в многотрудном теле св. преподобномуч. Игнатия нового (пан. окт. 20 и 1 мая) такую плотскую брань, что он, сожигаемый этим адским пламенем похоти, пал на землю и долго лежал как полумертвый, но потом, когда получил себе малую ослабу, тогда пришел к попечителю своему, старцу Акакию и, объяснив ему свою беду, стал просит у него утешения. Добрый старец, кав и подобало, утешил и утвердил его словами божественными и примерами святых мужей. («Афон. пат.» ч. II стр. 254). XIV. Обращайся с молитвою к Пречистой и преблагословенной Деве Марии и св. девственницам и девственникам. 1 . «Св. преподобно мученик Игнатий, желая избавиться от блудной брани, пришел в церковь и со слезами стал просить пресвятую Деву избавить его от этой несносной брани; тогда, благодатию Богоматери, окружило его некоторое неизреченное и неописанное благоухание, и с того времени оставила его эта смертоносная брань». (Древн. пат.). 2 . Раз, в скиту аввы Даниила, восстала блудная брань на одного инока и он объявил о том авве Даниилу. «Иди, сказал ему старец, в октодекатский монастырь, в гробницу отцов и молись там так: «Боже, ради молитв св. Фомаиды, помоги мне». Брат поступил тах, как велел старец, и, возвратясь из октодеватского монастыря, пал к ногам старца. «Бог, по молитвам твоим избавил меня от блудной брани», говорил брат. «Не то говоришь ты; говори как освободился?» сказал старец. Брат отвечал: «я сотворил только 12 поклонов и, наклонившись на гробницу, заснул. Приходит отроковица и говорит мне: прими сие благословение и иди с миром в келью свою; сейчас же я почувствовал, что брань перестала. Но что значит то благословение, не понимаю». Старец сказал: «благословение – дар мученицы целомудрия; такое дерзновение имеют пред Богом подвижники чистоты». (Древний патер.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В октябре 1926 г. был арестован Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), в права Местоблюстителя вступил архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых), назначивший архиепископа Фаддея одним из своих заместителей. И когда после ареста архиепископа Иосифа место Патриаршего Местоблюстителя оказалось свободным, владыка Фаддей (в середине декабря 1926 г.) выехал в Москву, чтобы приступить к выполнению возложенных на него обязанностей по управлению Церковью. Однако до Москвы он не доехал, так как был задержан властями в Саратове и затем отправлен в Кузнецк. Там он находился до марта 1928 г., а затем освобожденный из заключения митрополит Сергий назначил его на Саратовскую кафедру. Но уже в ноябре владыка Фаддей был переведен в Тверь. И в Твери, ведя жизнь молитвенника и аскета, он продолжал свое подвижническое служение, не отказывая в помощи страждущим и болящим, духовно наставляя всех к нему приходящих. В 1936 г., когда гонения на православных усилились, власти лишили архиепископа Фаддея возможности служить, а в конце года он был уволен на покой.  20 декабря 1937 г. архиепископ Фаддей снова был арестован. Десять дней находился он под арестом, мужественно претерпевая нравственные и физические страдания. 31 декабря (18 дек по ст. ст.) владыка Фаддей был расстрелян.  Он отошел ко Господу как исповедник православия и мученик за Христа. Память о нем и поныне хранится не только среди верующих разных епархий, где он совершал архиерейское служение, но и среди православных, которые узнали о праведной жизни архиепископа Фаддея из воспоминаний его современников. 26 октября (13 окт. по ст. ст.) 1993 г., в праздник Иверской иконы Божией Матери, были обретены честные мощи священномученика Фаддея, которые находятся ныне в Вознесенском соборе города Твери. В феврале 1997 г. в Москве на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви священномученик архиепископ Фаддей причислен к лику святых. Священномученик Протопресвитер Александр (Хотовицкий) (+ 1937) Память его празднуется 21 нояб. в день прославления и в ближайшую Неделю к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Коптская церковь и доныне празднует 13 тиви=8 января память «первого чуда» и причисляет этот день к малой седьмерице господских праздников 87 . В коптском синаксаре под 10 атир=6 ноября читается след. сказание: «В этот день был св. собор в Риме при папе Викторе, во дни Димитрия, папы Александрийского (188 – † 9 окт. 230). Повод [для созвания собора] был следующий: до тех пор христиане всегда 12 тиви (7 января) мылись (в бане) и начинали поститься. Этот предпасхальный пост они оканчивали 22 мехира (16 февраля) и спустя несколько дней по окончании его совершали праздник страдания и воскресения. – Димитрий сочинил вычисление епакт, по которым определяется время святого поста и светлого воскресения так, как они празднуются и до ныне». Римский собор, а за ним и вся кафолическая церковь , приняли епактные правила Димитрия Александрийского. Синаксарист уверяет, что некогда пост четыредесятницы церковь держала сряду после праздника Крещения. Автор столь поздний, он и не подозревает, что не всегда Александрийская церковь этот праздник совершала 11 тиви. Если поправить эту цифру на основании св. Епифания, то получается след. представление дела: Освятив своим благословением начало земледельческих трудов 8 ноября, учредив в этот день праздник Крещения Господня, египетская церковь языческим празднествам в честь Усири противопоставила дисциплину 40-дневного поста и начинала его, согласно с евангельскою историей, сряду после праздника Крещения, может быть, с 13 атир=9 ноября 88 . Этот пост оканчивался 22 хиак=18 декабря, и воспоминания о нем может быть послужили первою основою для установления рождественского поста. Весьма известна характеристичная фраза 89 , которою кончаются многие мученические акты. «Пострада блаженный Поликарп (Смирнский) анфипатствующу Статию Кодрату, царствующу ж во веки Иисусу». «Скончался же святый и славный мученик Христов Тимофей в тридцатый день четвертого месяца по асийскому счислению, а по римскому в двадцать второй день месяца января в царствование в римской империи вышеупомянутого Нервы, в проконсульство в Асии Перегрина, а по нашему воззрению в царствование Господа нашего Иисуса Христа«. «Пострадали же (св. мученики в Искли 17 июля 180 г.) в консульство Пресента и Кондиана, в проконсульство Сатурнина, а по нашему воззрению в царствование Господа нашего Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Иаков, брат Господень. Царские врата. Левая створка. 1688 г. Иконописец С. Дзагкаролас (Музей Бенаки, Афины) В составе минейных изображений И. известен по фрагменту на иконе на сент., окт. и нояб. (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Он представлен поверженным, обернувшимся к палачу, на И. розовая фелонь, синий подризник, белый омофор. Его единоличные изображения или сцена мученичества были включены в росписи ряда храмов средневек. Сербии, напр. ц. Вознесения Господня в Дечанах (ок. 1348) - на юж. стороне центрального нефа, в зап. травее (3-й ярус). Фигура И. в рост, облаченного в полиставрий, благословляющего обеими руками, представлена на фоне стены с башнями, символизирующими Иерусалим, и имеет подпись: «сты иеков брат гнь епспъ». В ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (1376-1381) находятся погрудные изображения И. и свт. Арсения Иерапольского; в росписях ц. Богоматери в Пече (1561) композицию мученичества И., представленного коленопреклоненным, сопровождает подпись: «стыи свщеенно мученик Иаков брат гнь». Бегство в Египет. Роспись Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия. 1-я пол. X в. Бегство в Египет. Роспись Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия. 1-я пол. X в. На Руси чрезвычайную популярность образ И. имел в искусстве Вел. Новгорода. Два посвященных ему храма возникли еще в XII в., в соборе Св. Софии хранились крест с частицей мощей И. и др. мощевики. Помимо росписей в монастырских храмах 2-й пол. XII в. сохранились иконы XV-XVI вв. избранных святых, где И. изображен со святыми др. чина, прежде всего с целителями: напр., с мучениками Флором и Лавром (2-я пол. XV в., ГРМ - И. в центре, с удлиненной бородой, в коричневой фелони и светлом подризнике, с подписью: «брат г(осподе)нь»), со святыми врачами Космой и Дамианом (1-я пол. XVI в., ЦМиАР), с подписью: «агиос Иаков брат г(осподе)нь по плоти»; на нем полиставрий, синий подризник, золотые палица и епитрахиль. Особое явление представляют иконы, на к-рых И. изображен с избранными святителями, напр. со святителями Николаем, архиеп.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Во сне является ей св. мученик Уар, держа за руку сына ее; оба в белых, блестящих одеждах, с драгоценными, сияющими венцами на главах. «Усердная почитательница мучеников, – сказал Клеопатре св. Уар, – я не забыл благодеяний, тобою оказанных телу моему, и умолял Бога, чтобы сопричислить к лику ангелов сына твоего. Сама ты молилась в день освящения храма, да испрошу у Бога тебе и сыну твоему, что обоим вам полезно, и что угодно Богу. Вот я исполнил твое желание. Посмотри на славу сына своего: он теперь один из предстоящих престолу Божию. О чем же ты так горько сетуешь и плачешь? Или не хочешь, чтобы сын твой наслаждался теми благами, «их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор.2:9 )? Если так, то возьми его!..» При этих словах юный Иоанн крепко прижался к св. Уару и сказал матери: «если любишь меня, то радуйся моему блаженству, и не сетуй пред Господом». Тогда восторженная мать воскликнула: «о, блаженные души! Возьмите и меня с собою!..» и проснулась Клеопатра и возвратилась в дом свой с радостью (Чет. Мин. окт. 19). Так уверенность в блаженстве любезных нашему сердцу утоляет скорбь и превращает ее в радость. 2) Некоторая вдова, лишась зрения и не находя помощи в искусстве врачей, умыслила идти в Иерусалим, поклониться св. местам и искать там исцеления от угодников Божиих. Единственный сын, которого она имела, был проводником ее и сопутником. Пришли в Иерусалим, но и здесь, как везде, горе живет с людьми. Вдова поражена была новою скорбью: сын ее заболел и умер. Остаться на чужой стороне, никем не знаемой, без глаз и без проводника, столь близкого сердцу: – кто не поймет отчаянного положения больной вдовы и любящей матери! Во время неутешного сетования явился ей св. Логгин в видении и сказал, что она получит зрение и узрит в небесной славе сына своего, если только потрудится выйти за город, и там, на известном месте, отыскать главу его, Логгина, отсеченную по приказанию Пилата и поверженную вне города. Верующая вдова наняла проводника за город, остановилась на указанном месте, и, разгребая своими руками кучу мусора, где повержена была глава мученика, обрела ее и тотчас прозрела.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010