Господь даде, Господь отъят. Яко Господеви изволися, тако бысть. Буди имя Господне благословленно во веки!» Между тем Афанасия не так отнеслась к этому горю. От великой печали она пришла в совершенное изнеможение и просила себе смерти. «Лучше всего мне умереть теперь с детьми моими», говорила она. Но конечно умерших горем не воскресишь, и они были отпеты патриархом и погребены в церкви муч. Иулиана, где и деды их лежали. После погребения Иоанна и Марии Афанасия предалась еще большей скорби. Она осталась на могиле детей своих и не переставала о них плакать. Прошел после погребения день, наступила ночь. И вот в самую полночь является Афанасии св. муч. Иулиан в образе инока и говорит: «зачем, жена, не даешь покоя почивающим здесь?» Афанасия отвечала: мне гневайся на меня, господин мой! Я имела двоих детей и сегодня обоих вместе похоронила здесь». Мученик спросил: «к чему же ты о них плачешь? Лучше бы тебе было, еслиб сидела дома и плакала о грехах своих; истину говорю тебе: как здесь, когда человек хочет есть, тогда по необходимости дают ему пищу; так и отшедшие в горний мир небесными благами питаются у Христа; и они молят Его говоря: «праведный Судия! лишивши нас земных, не лиши нас небесных». Слышав это, Афанасия умилилась сердцем, обрадовалась и сказала: «если дети мои живут на небесах, то зачем же я плачу о них?» Потом она хотела было продолжать беседу с явившимся, но его уже не было. Она обратилась к церковному сторожу и спросила: «где же инок, который беседовал со мною?» Сторож отвечал: «ведь ты видишь, что двери церковные заперты и никто не может поэтому войти сюда: зачем же говоришь, что какой-то инок беседовал с тобою?» Тут только Афанасия поняла, что ей было видение, скоропоспешно пошла домой, рассказала мужу о явившемся ей по беседе с ним, – и оба утешились. («Чет.-Мин.» окт. 9.). бб) Рассказ одной матери о замечательном сновидении, в котором была открыта ей вся будущая жизни ее сына. В январской книжке «Историч. вести.» за 1894 г. была помещена весьма замечательная статья под названием: «Сон Рылеевой», матери декабриста Кондратия Рылеева, (замешанного в политических беспорядках и впоследствии казненного).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Некто благочестивый Ир, по наставлению св. апостола Филиппа, начертал рукою своею образ креста Христова на поврежденных членах недужного Аристарха, и тотчас усохшая рука исцелела, око прозрело, слух открылся, и больной стал здоров (Жит. св. ап. Филиппа, ноября 14). Преп. Макрина, сестра св. Василия В., страдая «от вереда некоего лютого на персях ее», просила свою мать осенить больное место крестом, и как скоро употреблено было это врачевство, мгновенно получила исцеление (Жит. преп. Макрины, июля 19). III. Но чудодейственный крест Христов не только исцелял недуги, он даже соделывал тело человеческое невредимым ни от пламени, ни от челюстей свирепых зверей, ни от смертоносных ядов. Так, св. первомученица Фекла осенила крестом «множество дров и хврастия, собранного под нею на сожжение ее», и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу (Жит. св. Феклы, сент. 24). Св. мученица Василисса никомидийская оградила себя знамением креста и, посреди пламени, в разожженной пещи, «стояла на мног час в огни горящем», без всякого вреда (Жит. св. мученицы Василиссы, сент. 4). Обреченные на снедь зверей, св. мученики Авдон и Сеннис напечатлели на себе св. крест, и лютые звери, подобно кротким агнцам, лобызали ноги человеков Божиих (Жит. св. мученик. Авдона и Сенниса, Июля 1). IV. Сила креста прогоняет бесов. Однажды, диавол напал на св. Киприана. Не могши ничем избавиться от своего мучителя, Киприан воскликнул: «Боже, помоги мне!» и при этом перекрестился. Диавол тотчас, как стрела, отскочил от него и исчез («Ч. М.», окт. 2 д.). Нельзя не вспомнить здесь о том достопримечательном случае, о котором рассказывает св. Григорий назианзин . Юлиан отступник решился некогда «в одной из недоступных для народа страшных пещер совещаться с подземными демонами о будущем». Но вдруг «храбреца объемлет ужас; с каждым шагом ему становится страшнее... Пораженный нечаянностью, как неопытный в таком деле, он прибегает ко кресту, сему древнему пособию, и знаменуется им против ужасов. Знамение подействовало, демоны побеждены, страхи рассеялись. Но отступник порывается идти далее, и опять те же ужасы. Он еще раз крестится, и демоны утихают» («св. Григ. наз. или Богослова, слово 1, обличит, на царя Юлиана»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

17 окт. 2002 г. Свящ. Синод Грузинской Церкви причислил Илариона Грузина к лику святых. В 2103 году его имя было включено в святцы Русской Православной Церкви. 16 Прмч. Роман Карпенисийский († 1694, память 5 января, 16 февраля) Краткое житие Святой преподобномученик Роман был родом из Карпениси: он происходил от родителей простых и безграмотных, но благочестивых. По причине их безграмотности и Роман оставался безграмотным и потому мало имел понятия о догматах веры. Однажды, услышав рассказ некоторых о св. Гробе Господа нашего Иисуса Христа, он возымел ревность сам посетить св. град Иерусалим, куда немедленно и отправился. С благоговением поклонившись живоносному Гробу Господню и всем там св. местам, он пришел в лавру святого Саввы Освященного. Слыша там чтения о мучениях, каким подвергались святые мученики за имя Христово для получения будущих вечных благ, он спрашивал: что такое будущие блага? Получив же о них понятие, возжелал сам достигнуть сих благ подвигом мученичества. Возвратившись из лавры в Иерусалим, он объявил о таком своем намерении тогдашнему патриарху, но святитель Божий удержал его от страдальчества, как по причине неизвестности конца сего великого и страшного дела, так и потому, чтобы не навлечь чрез то гонение от турок на братство Св. Гроба и прочих христиан. Роман, однако ж, непременно желал мученичества и не мог более подавлять в себе это желание, или, так сказать, не мог утушить пламени, возгоревшегося в сердце его: почему, удалившись оттуда, явился в Солунь, и здесь представ пред судьей, дерзновенно исповедал пред ним Христа Богом истинным, Творцом всего видимого и невидимого и Спасителем человеков, пророка же агарянского назвал баснословом, обманщиком и врагом всякого добра и счастья человеческого, а веру их признавал обманом и прелестью, как исполненную басен и достойную смеха. Не терпя такого дерзновения, судья велел бить его без пощады: варвары, принуждая его отречься от Христа, из спины его вынули несколько ремней и изрезали ему щеки. Кроме сего, вынес тогда мученик за имя Христово и другие разные мучения. Но так как он оставался тверд в своем исповедании, то судья приговорил его к посечению.

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

50 писцов. М., вероятно, принимал активное участие в редактировании томов, оставляя киноварные пометы на рукописных листах ( Шибаев М. А. Как был «сделан» Софийский комплект Великих Миней четьих//ДРВМ. 2015. 3(61). С. 146). В 1541 г. Новгородский архиепископ вложил комплект из 12 месячных Четьих-Миней (сохр. тома за сент., окт., нояб., февр., март, май, июнь и август) в кафедральный Софийский собор. Впосл. под рук. М. были созданы еще 2 редакции ВМЧ. В 1552 г. митрополит вложил ВМЧ Успенской редакции в московский Успенский собор. Это единственный сохранившийся полный комплект всех 12 томов. Царская редакция была закончена в 1554 г. и подарена царю (сохр. 10 томов). По данным палеографических и кодикологических исследований, над 22 сохранившимися томами Успенского и Царского списков работали ок. 100 писцов ( Костюхина Л. М. Писцовая школа митр. Макария//Исторический музей - энциклопедия отеч. истории и культуры. М., 1995. С. 126; Она же. Палеография рус. рукописных книг XV-XVII вв.: рус. полуустав. М., 1999. С. 22-34). Во вкладной записи Успенских ВМЧ М. так характеризует их содержание: «И в тех четьих Минеях все книги четьи собраны: святое Евангелие, четыре Евангелисты толковые и святой Апостол и все святыя апостольския послания и Деяния с толкованием и три великия Псалтири розных толковников и Златоустовы книги - Златоструй и Маргарит и Великий Златоуст и Великий Василий и Григорий Богослов с Толкованием и великая книга Никонская с прочими посланми его, и прочия все святыя книги собраны и написаны в них - пророческия и апостольския и отеческия и праздничныя слова и похвальныя слова и всех святых отец жития и мучения святых мученик и святых мучениц; жития и подвизи преподобных и богоносных отец и святых преподобных же страдания и подвизи. И все святыя Патерики написаны: Азбучныя Иерусалимския и Египетския и Синайския и Скитския и Печерския и все святыя книги собраны и написаны, которые в Русской земле обретаются и с новыми святыми чюдотворцы» ( Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собр.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕСИЙ мч. Арвернский (пам. зап. 29 окт.). Свт. Григорий Турский в соч. «О славе мучеников» сообщает историю чудесного открытия могилы Г. в Арвернии (ист. обл. Овернь) близ Тигернской крепости (совр. Тьер), к-рый пострадал, будучи новокрещеным (inalbis positus). Однажды ночью земледельцу, потерявшему 2 быков, явился некий муж, назвавшийся мч. Генесием. Он сказал крестьянину, что тот должен пойти по дороге к лесу и возле большого мраморного камня найдет быков. Этот камень крестьянину нужно будет перенести и поставить над могилой Г., находившейся при дороге. Земледелец сделал все, как ему приказал Г. После чудесного открытия могилы мученика сюда стали стекаться благочестивые люди, мн. больные получали исцеления. Когда об этом стало известно еп. г. Арверн (совр. Клермон-Ферран) свт. Авиту (571-594), он выстроил над могилой Г. базилику, куда перенес частицы его мощей и мч. Генесия Арелатского. ( Greg. Turon. Glor. martyr. 67). Основываясь на этом факте, Э. Гриф высказал предположение, что в Арверне раньше почитали мч. Генесия Арелатского и со временем он стал восприниматься как местный мученик Арвернский. Эта гипотеза противоречит рассказу свт. Григория Турского, к-рый разделяет Г. и Генесия Арелатского и свидетельствует о том, что частицы мощей Генесия Арелатского были перенесены в базилику близ Тигернской крепости лишь спустя нек-рое время после того, как была обнаружена могила Г. и над ней была выстроена церковь, к тому же он отмечает, что могила Г. была обнаружена в Арверне, а захоронение Генесия Арелатского находилось в Арелате, в некрополе Элисий. Причина того, что дата кончины Г. точно неизвестна, заключается, в частности, в характере гонений на христиан в Галлии в рим. эпоху, где мн. мученики не были приговорены судом к наказанию, а местные язычники расправлялись с ними самочинно, о чем свидетельствует свт. Григорий Турский (Glor. martyr. 105 - о Викентии Агинском, Glor. conf. 36 - о Ламинии Арвернском). Поэтому сведения о кончине святых сохранялись не в офиц. проконсульских актах процессов над мучениками, а в сказаниях, составленных уже в период, более благоприятный для христиан в Римской империи.

http://pravenc.ru/text/162020.html

Ноябрь месяц 1-е число Св. бессребреники Косма и Дамиан происходили из Азии и были родными братьями. Своим благочестивым воспитанием они обязаны матери Феодотии, которая, овдовев, посвятила себя детям и научила их быть истинными христианами. Достигши возраста, святые Косма и Дамиан изучили врачебное искусство с той целью, чтобы приносить как можно больше пользы ближним. За это доброе желание Господь даровал им такую силу, что все – и люди и животные, которых лечили святые – скоро выздоравливали. Они не брали никакого вознаграждения за врачевание, потому и называются бессребрениками. Потрудившись для славы Божией и пользы ближних, они мирно почили и были погребены в Феремане. (О других святых бессребрениках Косме и Дамиане читать под 17 окт.). Части мощей сих святых бессребреников имеются на Афоне. Мученик Ерминигельд пострадал от своего отца. Отец его был царем готфов и последователем арианской ереси. Ерминингельд, по увещанию православного епископа, оставил ересь. Тогда отец лишил его царского престолонаследия и заключил в темницу. Однажды, в день Пасхи, отец послал арианского епископа в темницу, чтобы причастить Ерминингельда; но тот отказался от еретического причастия, за что и был усечен мечом в 586 г. Мученицы Кириена и Иулиания жили при царе Максимиане в конце III века. За веру во Христа они были преданы разным поруганиям и затем сожжены в Киликии. Мученики Кесарий и Дасий пострадали от магометан в Дамаске, при взятии его в VII веке. Вместе с ними пострадали еще пять человек: Савва, Савиниан, Агриппа, Адриан и Фома. Все они были усечены мечом. Священномученики Иоанн и Иаков жили в ΙV веке, в Персии, при царе Сапоре. Иоанн был епископом, а Иаков пресвитером. По приказанию царя, они были усечены мечом за проповедь Христову. 2-е число Мученики: Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор и Анемподист с дружиной пострадали при персидском царе Сапоре II в IV веке. Акиндин, Пигасий и Анемподиет были вельможами Сапора. Сапору донесли о святых, что они не только сами веруют во Христа, но обращают и других. Царь приказал мучить их. Святые, претерпевая мучения, молились Богу. После разных мучений царь велел сжечь их, но дождь погасил огонь, а ангел Господень развязал их узы, и они явились к царю. «Как, вы еще не умерли?» – спросил святых мучеников Сапор. «Нас спас Господь, которому мы поклоняемся», – отвечали они. Царь начал хулить Христа, а мучеников велел жечь на раскаленной железной постели. Господь сохранил их невредимыми и здесь, так что многие из язычников уверовали во Христа; в числе их были воин Аффоний и знатный вельможа Елпидифор. Царь приказал зашить мучеников в кожаные мешки и бросить в море. Но Господь опять спас их. Тогда еще большее число народа уверовало во Христа. Наконец царь приказал погубить всех мечом, и было избито до 7000 человек, святых же Акиндина, Пигасия и Анемподиста сожгли в печи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

5. Чудеса, совершенные святыми силою Господа нашего Иисуса Христа, как доказательства Божества Его Самый главный в житиях святых образ доказательств Божества Иисуса Христа, суть чудеса, совершенные ими силою Христовою. Расскажем здесь несколько чудесных событий, доказывающих истинность веры в Иисуса Христа, как Сына Божия. I. Св. Харитина осуждена была на потопление в море: для сего привязали к ней большой камень и бросили ее в глубину морскую; но камень тотчас же оторвался, и святая, поддерживаемая силою Всевышнего, стала на поверхности моря и пошла по водам. Вышедши на берег, она встала пред мучителем и сказала: «Видишь силу Христа моего и веруй в Него» (Чет.-Мин. окт. 5 д.). II. По молитве к Господу Иисусу Христу яд терял свою смертную силу. Одному волхву приказано было языческим мучителем отравою уморить св. Виктора. Чародей сварил мясо с смертоносным ядом и подал святому. Св. Виктор помолился Господу Иисусу Христу и съел мясо без вреда. Волхв приготовил мясо с сильнейшим ядом и, подавая его святому, говорил: «Если съешь это и останешься жив, тогда я оставлю свое волшебство и уверую в Бога твоего». Св. Виктор съел и это безвредно. Тогда волхв открыто пред всеми исповедал веру в Господа Иисуса Христа, пошел в свой дом, сожег все волшебные книги и сделался совершенным христианином (Чет.-Мин. нояб. 11 д.). III. И кипящая смола претворялась в холодную воду, и раскаленное железо охлаждалось. Св. мученики Павел и Юлиание, будучи ввержены в кипящую смолу, воззвали к Господу Иисусу Христу об избавлении от болезненной муки, – и клокочущая смола претворилась в прохладную воду. Чудо это, впрочем, не вразумило мучителя. Он повелел положить их на двух железных разженных кроватях и поливать тела их маслом. Св. мученики и здесь остались невредимыми. Тогда исполнители мук воскликнули: «Нет иного Бога, кроме небесного Бога, Который помогает Павлу и Юлиании» (Чет.-Мин. марта 4 д.). IV. Имя Иисуса Христа и мертвецов воскрешало. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, – взывал св. мученик Юлиан над мертвецом, – призри ныне с высоты небесной, воздвигни мертвеца сего, да постыдятся врази Твои, а верующие в Тебя да укрепятся!» После сего обратился к мертвому с такими словами: «Земля сухая! во имя Того, Который воскресил четверодневного Лазаря, говорю тебе: востань и стань на ноги твои!» и мертвец воскрес (Чет.-Мин. янв. 8 д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

4-е число . Мученик Иерофей был епископом в Афинах. Он, как и св. Дионисий (3-го окт.), был одним из членов ареопага, тоже был обращен ко Христу и поставлен во епископа ап. Павлом. Вместе с Дионисием присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Умер св. Иерофей мученической смертью. Обретение мощей св. Гурия, архиепископа Казанского, и Варсанофия, епископа Тверского. Св. Гурий происходил из боярского рода города Родонежа, родины св. преподобного Сергия, и служил у князя Пенькова. Был очень скромен и благочестив, за что князь и княгиня любили его. Товарищи по зависти оклеветали его в преступной связи с женой князя. Князь заключил его в подземную темницу. Но, находясь в заключении, святой славил Бога, говоря: «Без наказания душа моя могла остаться неисцеленной», и писал маленькие книжечки для детей. Чрез два года Сам Господь освободил его, и он удалился в Волоколамской монастырь, где сделался настоятелем. Царь Иоанн Грозный уважал Гурия и в 1555 г. назначил его в архиепископа только что завоеванного царства Казанского. Здесь св. Гурий епископствовал 9 лет и обратил ко Христу множество магометан и язычников. За 2 года до смерти, по расстроенному от темничной жизни здоровью, удалился на покой и принял схиму. Св. Варсонофий. Родился в Серпухове, был сыном священника. Во время нашествия татар на Серпухов, 17-тилетвим юношей взяли его в плен; где пробыл он три года и изучил татарский язык. Воротившись из плена, св. Варсонофий поступил в Андроников монастырь, в Москве. При отправлении св. Гурия в Казань, он был послан туда вместе с ним, как знающий татарский язык, и много помогал ему в распространении христианства. В 1567 году св. Варсонофий был вызван Грозным на святительскую кафедру в Тверь. Но за старостью недолго правил епархией. Удалившись на покой и приняв схиму, жил в Казани в основанном им Преображенском монастыре, где был погребен рядом с св. Гурием. Скончался в 1576 г. 11 апр. Чрез 20 лет после смерти св. Варсонофия, 4-го октября, были открыты мощи их обоих. Преподобный Аммон происходил из Египта. Получил благочестивое воспитание. Со вступлением в брак с богобоязненной девицей, он убедил жену остаться девственницей и жить им как брату с сестрой. Так прожили они 20 лет, пребывая в посте, молитве и трудах. Затем разошлись, чтобы подвизаться каждому отдельно. Аммон поселился в Нитрийской пустыне, где прожил 22 года. Тут собралось вокруг него много отшельников. Супруга же Аммона, оставшись в своем доме, основала у себя обитель, где была игуменьей. Св. Аммон написал 19 глав о подвижнической жизни. Скончался около 350 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Потом опять сам собою входил в церковь и стоял на своем месте. Все дивились. Один из вельмож царских за благочестие по молитве получил извещение через Ангела, который, представши ему, говорил: «Что дивишься о случившемся! Не получили ли апостолы и их преемники власть вязать и решить от Господа грехи! Сей брат излил кровь свою за Христа и в жертвеннике лежать не может; во время службы изгоняется Ангелом на паперть. Он был ученик постника и за преслушание запрещен, находится под епитимьей, не может быть во время службы в храме, если связавый не разрешит его». Этот муж сходил к постнику и рассказал о случившемся и с ним пришел в Александрию в церковь , где лежало тело мученика, открыл ковчег, совершил разрешение, поцеловал его и стал на славословие Богу. Мученик пребыл в церкви неподвижно. (Прол. Окт. 15 дня). 1. «Молитеся, да не внидете в напасть» (Мф.26:41) 1. Понятие о молитве Молитва, сколько дает нам видеть Священное Писание , есть возношение ума и сердца к Богу или излияние души человека перед Богом, благоговейное собеседование человека с Богом 28 ( 1Цар.1:15 ; Пс.18:15 ; 1Кор.14:15 ; Еф.6:18 ). Сущность ее составляют внутренние действия души: молитвенное расположение и состояние души, благоговейные мысли, желания и чувствования, обращенные к Богу. Отсюда слово Божие дает видеть, что молитва может быть и без слов и других внешних признаков – одним умом и сердцем. Такая молитва называется внутренней, иначе – духовной, умной и сердечной; та же, напротив, молитва, которая произносится словами и сопровождается и другими знаками благоговения, называется внешней или наружной ( Ин.4:23–24 ; 1Кор.14:16 ; Кол.3:16 ; см. Исх.14:15 ; 1Цар.1:13, 15 ). Впрочем, та и другая молитва должны быть связаны между собой так же тесно, как тесно связана душа с телом в человеке. Одно духовное поклонение Богу свойственно и возможно только для существ бесплотных; наше молитвенное состояние должно быть плодом нераздельного служения Богу – духовного и телесного. Там, где расположения сердца разногласят с внешними действиями, или внешние поступки не соответствуют внутренним, там нет истинной молитвы, а одно лицемерие, тщеславие и пустосвятство ( Ис.15–16 ; Мф.15:8–9, 23:5, 14:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Икона Богородицы «Избавительницы» находится в Новоафонском Симоно-Кананитском монастыре на Кавказе. Сначала она находилась на Афоне у известного своей подвижнической жизнью схимника Мартиниана. Прославилась чудотворениями с давних времен. В 1841 г. в Элладе жители епархии Спарты спасены были от ужасной саранчи по молитве пред сей иконой. 17-го окт. установлено празднование иконе в память чудесного спасения от смерти Государя Императора Александра III с августейшим его семейством в этот день в 1888 г. 18-е число Св. апостол и евангелист Лука происходил из Антиохии от греков. Он был врачом и в то же время владел искусством живописи. Из язычников он принял иудейскую веру. Услышав проповедь Иисуса Христа, сделался Его последователем. Господь причислил Луку к 70 апостолам. Когда апостол Павел обратился ко Христу, то Лука сделался его неотлучным спутником и сотрудником в деле проповеди среди язычников, был с ним и в Риме, когда заключили его в темницу и, наконец, умертвили. Св. Лука написал Евангелие для некоего Феофила, который, как полагают, был знатным римлянином, и книгу «Деяний апостольских», в коей описал первоначальное состояние верующих и распространение Церкви Христовой преимущественно трудами св. апостолов Петра и Павла. Св. апостол Лука был поставлен епископом в Солуни. Он написал несколько икон Пресвятой Богородицы. Скончался мученической смертью в городе Фивах (или Патрах) на 85 году жизни. Глава св. Луки хранится в Риме, частицы мощей имеются в Киево-Печерской лавре и на Афоне. Мученик Марин старец, родом из Киликии, пострадал при Диоклетиане в III веке. Правитель Тарса, Лисий, за христианскую веру приказал сечь его розгами, затем, повесив на дерево, резать ножами и палить огнем и, наконец, умертвить мечом. Преподобный Иулиан подвизался в пустыне в Месопотамии при реке Евфрате. Жил в IV столетии, в царствование Юлиана Отступника. Когда этот император восстал на христиан, то преподобный Иулиан, однажды, во время молитвы, слышал с неба голос: «По молитвам твоим и других, злочестивый Юлиан скоро погибнет». И в 363 г. в битве с персами, он был смертельно ранен и умер. Св. Иулиан построил церковь на горе Синае, где Господь беседовал с Моисеем. 19-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010