Иоанна Златоустого. Opp. Chrysostomi ed. Montfaucon. T. II. p. 634. В пользу достоверности сведений о мученичестве сих святых в наших четьих-минеях достаточно говорить их согласие с свидетельством вселенского Учителя. 5. Память св. Дионисия, Епископа Александрийского (около 265 г.). – Сведения о жизни и подвигах святого заключаются в его посланиях, помещенных в истории Евсевия. кн. 6 и 7. 8. Житие Пр. Пелагии, бывшая прежде блудницы (458 г.), списанное Иаковом, диаконом Илипольския церкве. – В «Деяниях Святых» древний латин. перевод с греческого тогоже жития 8 октября стр. 261. Автор сего жития, переведенного в четьих-минеях, был один из приближенных диаконов Нона, Епископа Едесского, по устроению Промысла Божия бывшего орудием обращения блудницы, и сам был свидетелем ее покаяния и блаженной кончины, как все сие видно из целого жития. 9. Житие Пр. Андроника и супруги его Афанасии (5 в.). От Метафраста. – У Сурия из Метафраста же 27 февр. стр. 214. Метафрастово повествование сходно с помещенным в минеях греческих (оттуда в «Деяниях Святых» на греч. и лат. языке, 9 окт. стр. 998.). Историческая достоверность сего повествования подтверждается сообразностью упоминаемых в нем обстоятельств времени, лиц и местности, с известными историческими данными, как сие раскрывается у Болландистов. 12. Страдание св. мученик Тараха, Прова и Андроника (304 г.). От нотариев судейских в то самое время, егда святии на нечестивом суде испытуеми бяху, писанное и послежде от верных многою ценою искупленное и прописанное. – У Сурия то же описание мученичества святых 11-го октября, но несколько сокращено. В более полном виде издано у Руинарта Т. III. стр. 2. и в «Деяниях Святых» 11-го окт. стр. 556. на греч. и лат. языке. Акты сии разделяются на 4 части; в первых трех содержится описание трех истязаний мучеников, составленное судейскими писцами со слов мучеников и мучителей; оно куплено христианами за 20 динариев у одного чиновника и тщательно переписано ими, как сие видно из послания девяти из них к Иконийцам, приложенного к актам в полном их виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Авторов житий обвиняют также в «списывании» друг у друга историй о чудесах и подвигах. Но чудеса святых большей частью действительно схожи: исцеление больных или бесноватых, спасение от опасности, появление целебных источников и др. Что же касается подвигов, то святые, как известно, большей частью творили свои добродетели в тайне. Мы в какой-то мере имеем представление о сокровенной внутренней жизни только некоторых из них, тех, которые оставили нам свои писания или поучения. Поэтому при описании добродетелей святого агиограф поневоле должен придерживаться определенной схемы, отражающей общие закономерности духовной жизни, типичные черты того или иного пути к святости. Описание образа святого через его подобие другим подвижникам существует и в иконописи. В иконописном подлиннике представление о внешнем облике святого создается посредством указаний относительно возраста, волос и бороды, одежды... Например, наиболее известным образцом для изображения юноши (безбородого) был св. Георгий Победоносец: «Святой мученик Мамант, млад, подобие Георгиево (2 сент.)», «Мученик Евлампий, млад аки Георгий (10 окт.)». Особое внимание составители подлинников обращали на бороду – символ нравственного достоинства, духовной зрелости подвижника. Она тоже часто описывалась через подобие: «брада подоле Николины», «Златоустова», «Василия Кесарийскаго, а покороче», «Подобен брадою богоотцу Иоакиму». Иногда подобие распространяется не на какую-либо черту, а на весь облик святого: «Иоанн подобие Алексия человека Божия, риза бакан. Лонгин, подобие аки Прокопий Устюжский, риза вохра» (праведные Иоанн и Лонгин Яренгские). Преподобный Герман Соловецкий в одном из подлинников описан так: «Аки Александр Свирский , риза преподобническа, в руке свиток» 86 . Общеизвестно, что в иконописи существуют и правила изображения каждого лика святых – святителей, преподобных, благоверных царей, мучеников – относительно формы и цвета одежды, положения тела (стоит, сидит, преклонил колена), предметов, которые они держат в руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тропарь, гл. 4. Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающия прилежно, и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил. Кондак, гл. 2. Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, ангелов начальницы, и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко бесплотных архистратизи. В изданном Киево-Печерской Лаврой в 1742 г. Часослове на 8 нояб. находится следующее величание: Величаем тя, святый архангеле Христова Михаиле, и вас, святые ангелы, архангелы, начала, власти, силы, господствия, престоли, херувимы, серафимы прославляющих Господа (сн. в Ирмол. велич. свв. бесплотным силам). Парем. (1. Нав.5:13–15; 2 . Суд.6:7, 11–24; 3 . Исх.14:7–20; Утр. Ев. Мф.13:24–30, 36–43; 52 зач.; Ап. Евр.2:2–10; 305 зач.; Ев. см. 1 февр. Аще храм собора архистратига Михаила, или изволит настоятель, творим бдение. 9 . В. Свв. мученик нисіфора и Порфрїа, пострадавших за Христа при имп. Диоклетиане. После истязаний и жжения на сковороде они были привязаны к диким коням и, влачимые ими, скончались. Кондак, гл. 2. Мученик двоица пострадавше крепко, вражию гордыню на землю низложисте, озарившеся благодатию несозданныя Троицы, славнии Онисифоре и Порфирие, молитеся непрестанно о всех нас. Пр. матери нашей Матрны. Родом из Пергии Памфилийской (в Мал. Азии), она, измученная страданиями от мужа, скрылась от него и в одежде евнуха подвизалась в мужской обители блаж. Вассиана. (10 окт.) с именем Вавилы. Отсюда она потом удалилась в Емесскую женскую обитель, была в Иерусалиме и на горе Синае и, наконец, возвратилась в Константинополь, где основала женскую обитель. После долгих и богоугодных подвигов (при Льве Великом и его преемниках) она, будучи 100 лет, мирно скончалась (ок. 492 г.). Пр. еоктісты, яже от Лезвы. Родом из г. Мефимна (на о. Лезвии, или Лесбосе), она с юности подвизалась в иночестве в женской обители. Похищенная напавшими на обитель пиратами, она была завезена ими на о. Парос (в Архипелаге), но там скрылась от них бегством, спасая девство. Найдя на острове один полуразвалившийся храм, она стала подвизаться в нем, постоянно пребывая в молитве и питаясь одними растениями. Так провела пр. Феоктиста 35 лет и мирно скончалась в 881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРОКЛ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 44 , С. 214 опубликовано: 20 апреля 2021г. МАРТИРОКЛ [Греч. Μαρτυροκλς], мч. (пам. греч. 11 июля). Время и место мученичества М. неизвестны. Его память с указанием, что он был расстрелян из лука, сохранилась в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в визант. стишных Синаксарях, из к-рых память и двустишие в честь М. попали в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. В совр. календаре РПЦ память М. отсутствует. Ист.: SynCP. Col. 813; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 56. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 210. Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Ключевые слова: Святые Греческих Православных Церквей Мученики Греческих Православных Церквей Мартирокл, мученик (пам. греч. 11 июля) См.также: АВДА И АВДИЕС (IV в.), епископы, мученики Персидские (пам. греч. 14, 16 или 17 мая, 28 окт.) АВДА И САВА мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 8 июля) АВЕРКИЙ мч. (пам. греч. 5 дек.) АВРААМ мч. (пам. греч. 31 окт.) - см. Стефан, Варнава и др. АВРИКИЙ мч. (пам. греч. 28 февр.) АГАПИЙ († 304), мч. Каппадокийский (пам. греч. 22 нояб.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2562472.html

Если так, то возьми его!» При этих словах Иоанн крепко прижался к св. Уару и сказал матери: «Если ты любишь меня, то радуйся моему блаженству и не сетуй перед Господом!». Тогда Клеопатра воскликнула: «О, блаженные души! Возьмите и меня с собою...», – проснулась и возвратилась домой с радостью. (Чет.-Мин. 19 Окт.). Таким образом, уверенностью в блаженстве дорогих нашему сердцу людей утоляете скорбь и обращаете ее в радость. д) Одна вдова, лишась зрения и не найдя помощи у врачей, задумала идти в Иерусалим, поклониться св. местам и искать исцеления у угодников Божиих. Вместе с нею отправился и ее единственный сын. Пришли в Иерусалим. Но и здесь, как везде, горе живет с людьми. Вдову поразило новое несчастье: ее сын захворал и умер. Кто не поймет отчаянного положения больной вдовы и любящей матери! Теперь она осталась в чужой земле, никого не имея знакомых, без глаз и проводника. Во время ее скорби явился ей св. Логгин в видении и сказал: «Не скорби, ты получишь зрение и увидишь в небесной славе своего сына, если только потрудишься выйти за город и отыщешь мою голову, отсеченную по приказанию Пилата и брошенную вне города». Верующая вдова наняла за город проводника, остановилась на указанном месте и, разгребая своими руками кучу мусора, нашла голову святого Логгина, и сразу прозрела. С великой радостью возвратилась вдова в город, славя Бога и Его угодника. В следующую ночь ей снова явился святой Логгин, окруженный небесным светом, ведя с собою ее сына, одетого в светлую одежду. «Посмотри на своего сына, – сказал мученик Логгин, – в какой он чести я славе! Посмотри, и утешься! Он причтен к лику св. Божиих!» (Чет.-Мин. 16-го Окт.). е) Однажды отроковице Музе во сне явилась Божия Матерь, окруженная множеством отроковиц. Обрадовалась сильно Муза такому видению и подумала: «Как весело бы было жить с такими подругами под покровительством Матери Божией!» И вот Божия Матерь спрашивает ее: «Хочешь ли жить с отроковицами, которых видишь со Мною?» Муза отвечала, что очень желает этого и готова хоть сейчас идти за Матерью Господа. Тогда Божия Матерь обещала прийти к ней через 30 дней, чтобы взять ее с Собою, и заповедала ей в это время воздержаться от детских забав, не смеяться и ничего не делать дурного.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1918) Младший. Ученик юродивого старца Герасима, основатель и строитель скита преп. Сергия Радонежского недалеко от Калуги. Обители старца покровительствовала прмц. Великая Княгиня Елисавета. Замечательный старец. Часто навещал Оптинских старцев. Посещение Сергиева скита описал В. П. Быков в книге «Тихие приюты». Сщмч. Лаврентий (Князев; 24 окт./6 нояб. 1918) Балахнинский, викарий Нижегородской епархии. Новомученик (расстрелян), подвижник благочестия, духовный сын преп. Анатолия (Потапова). Архиепископ Никон (Рождественский; 30 дек./12 янв. 1919), бывший Вологодский, член Государственного Совета. Духовный сын архим. Леонида (Кавелина), оптинского воспитанника. Духовный писатель, патриот, друг С. А. Нилуса. Св. прав. Алексий Мечев (9/22 июня 1923). Московский старец, прозорливец. Отмечен особым даром любви и сострадания к человеку. Имел огромную паству, за которую всего себя положил, и которая отвечала ему безграничной, беззаветной любовью. Оказал самое глубокое влияние на благочестие москвичей. Приезжал в Оптину, был духовно дружен с Оптинскими старцами преп. Анатолием (Потаповым) и схииг. Феодосием (Поморцевым). Настоятель храма свт. Николая на Маросейке в Москве. На приходе была необыкновенно дружная огромная духовная семья. Святой Патриарх Тихон (25 марта/7 апр. 1925) Московский и всея Руси. «Совесть» Русской Церкви, «самый добрый архиерей», мудрый управитель церковной жизни, исповедник, мученик. Существуют данные, что Патриарх во многих вопросах церковной политики прислушивался к мнению Оптинского старца преп. Нектария, для чего за советом в Оптину посылался гонец. Епископ Иона (Покровский; 7/20 окт. 1925) Ханькоуский, Китай. Великий организатор церковной жизни, особенно детских учреждений в русской колонии в Китае. Имел любовь к себе не только паствы, но и всего народа, включая китайцев и монголов. Будучи студентом и преподавателем Казанской Духовной Академии, часто приезжал в Оптину к своему духовному отцу преп. Анатолию (Потапову). Очень хотел вступить в братию Оптиной.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjataja...

Он удалил его с его матерью, царицей Марией, и ее братьями, боярами Нагими, в его удельный город  Углич и старался доказать, что у него нет прав на престол. Имя царевича он запретил возносить на литургии и наконец, после безуспешных попыток его отравить, стал искать убийц. Их нашли в лице отца и сына Битяговских и Никиты Качалова (племянника Михайлы Битяговского); подкупили также мамку царевича Василису Волохову и сына ее Осипа. Утром 15 мая 1591 г. мамка повела царевича гулять. Кормилица, движимая каким-то смутным предчувствием, не хотела его пускать. Но мамка решительно взяла за руку и вывела царевича на крыльцо. Там уже ждали его убийцы. Осип Волохов взял его за руку и спросил: «Это у тебя, государь, новое ожерельице?» Волохов ударил его ножом, но неудачно. Тогда Качалов и Данила Битяговский бросились на царевича, зарезали и сбросили тело его с крыльца. В эту минуту на крыльце показалась ничего не подозревавшая царица Мария, а через мгновение ударили в колокол, и возмущенный народ буквально разорвал убийц на части.  31 июня 1606 г. мощи св. благоверного царевича Димитрия, невинной жертвы придворных интриг, были обретены нетленными, перенесены в Москву и положены в церкви Иоанна Предтечи, самой древней в городе. А при них была помещена икона св. мученика Уара, написанная, по обету царицы Марии, в рост новорожденного царевича.  По обычаю того времени, царевичу было дано два имени: Уар, по имени св. Уара, в день его рождения (21 окт.) и Димитрий (26 окт.) — по дню его крещения. Св. мученик Уар был замучен за Христа в 307 г. Мощи его взяла св. Клеопатра и погребла их в своем имении, а когда гонение кончилось, воздвигла над ним церковь и непрестанно молилась перед ними, поручая св. мученику своего единственного сына Иоанна. Желая как можно лучше устроить его жизнь, мать предназначала его для воинской службы. Но когда это время настало, Иоанн скоропостижно скончался. Мать была безутешна: она думала, что молитвы ее не были услышаны. Но ночью ей явились во сне в несказанном свете св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

По сему некоторые различают двух мучеников (Тильмон V, 417). Рюинарт страдание Петра Абселама или Балсама помещает в своих чистых актах, но не решается произнести приговор о том: одно ли это лице с Петром Абселамом у Евсевия. Этот вопрос основательно решается у Ассемани (Cal. univ. eccl. Т. VI, 61) на основании найденных сирских актов мученика (Acta occid martyr. Т. II. 208). Это одно и тоже лице, но в латинские акты вкрались ошибки: 1. вместо Анеи у Евсевия и в сирских актах явился в латинских Авлон . 2. Имени правителя Севера, которое в латинских актах, нет ни у Евсевия, ни в сирских актах. По контексту в то время Урвану наследовал правитель Фирмилиан. 3. О распятии св. Петра нет и в латинских актах, но составители мартирологов не поняли сего места о его кончине (ргортег legem Deo crucifixi, senmenmiam subire ргаевео, сказал правитель), по греческому прологу он сожжен на костре. 4. День кончины его по Евсевию 11 января (III idus Iannuarii). По Римскому мартирологу 3 января вследствие ошибки (III non. Iannuarii). В сирских актах день его кончины 10 января. Так как 3 января по греческим прологам воспоминается Петр знаменоносец погребенный в Атрое, а по римским мартирологам Петр Абселам; то некоторые считают их за одно лице; но несправедливо; а., римские мартирологи, как показано, по ошибке пере- несли Петра Абселама на 3 января; б., Никодим обоих различает и им обоим в греч. синаксарях разные стихословия и притом Петр знаменоносец не мученик, а преподобный (см. Гр. Минеи и Никод. 3 и 12 янв.). 5. Евсевий называет Петра Абселама аскетом ( ασκετv); неверно некоторые здесь под именем аскета понимают монаха аскета, здесь разумеется атлет, борец; месяцеслов Василия и пролог приписывают ему за Евсевием великую телесную силу. 6. По минеям 14 окт. он замучен в 6 год гонения Диоклитиана т. е. 309 от Р. X., по сирским актам в 7 год гонения Диоклитиана – 310, у Рюинарта 311, у Барония неосновательно 285 год. Мученик Мертий воевал не против Моравов, а против Мавров в Африке. ІІІ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Брате, брате! Дорогое дело, что в огонь посадят! Помнишь ли, в Нижегородских-тех пределах, где я родяся живал, тысящи с две и сами миленькие от лукавых-тех духов забежали в огонь? Да разумно они сделали, тепло себе обрели: сим искушением тамошнего искушения утекли. Да не всем же то так. Званный на пир ходит. А ты, любезный мой, поплачь преже, ныне живучи, да и меня поминай в молитвах своих, да нарядяся хорошенько в одежду брачную, яко мученик Филипп, медведю в глаза, зашедши, плюнь, да изгрызет, яко мяконький пирожок. Ну, а то – слава страстем твоим, Господи! Григорию Неронову писал: лучше во огни сгори, или в воде утони, неже по новым Служебником причащайся, служа, и прочая. Святая мученица Соломия 19 , после мучения детей своих, не дождавшися рук человеческих нападения, помолившися Богу, и в разжегшуюся сковраду себе вверже, и тако Богу дух свой предаде. В книге Максима Грека писано. И седьмый сын меньший во огнь себя рину. Мар. 22 . При Трояне царе, виде дщи царева, яко кождо от христиан, веры ради и любве Христовы, вревают сами в себя в пещь. Окт. 4. О Домнине мученице со дщерьми ее: утаишася от воин, ядущим им хлеб, и, молитвы сотворше, наскоре внидоша в реку; тамо и оставиша себе, вдашася струям водным, и тако скончашася, рассудивше же, яко любве ради Христовы лучше есть водою утопитися, нежели беззаконным в руце вдатся. Зерцало Великое, глава 21. О жене, яже не восхоте ложа осквернити, сама ся зареза, при царе Максентии; имя ей Софрония, старосты римского жена. Рязанская княгиня со младенцем с высокой храмины бросилася, тако и скончася, не восхоте нечестивому царю Батыю предатися. Ноябрь 13. Святыя мученицы Манефы девицы: мучена же бысть, и по многих муках освобождена бысть; последи же в разженную пещь сама вниде в ню, тако и скончася. В житии Арефы мученика пишет: жену некую мучаше нечестивый царь, а младенца ее вдаде болярину на воспитание; и ведяше его за руку болярин, и узре на пути матерь мучиму, отторжеся из рук, и убежа к матери во огнь; тако и скончася мученик Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Во время наступивших затем гонений святые мученики благодатью Божией претерпевали тяжкие страдания, а язычники, взирая на них, могли прославить христианского Бога (мученик Георгий Победоносец: †303; пам. 23 апр.) 671 . Во время страданий мученика Димитрия Солунского († ок. 306; пам. 26 окт.) к нему в темницу пришел юноша Нестор и испросил у него благословение на поединок с силачём Лием, погубившим многих христиан. Затем перед началом поединка он воскликнул: «Боже Димитрия, помоги мне!». Когда он поразил силача, все воскликнули: «Велик Бог Димитрия!» 672 . Мученик Феодор Стратилат (†319; пам. 8 февр.) поразил в окрестностях города Евхаиты большого змея. Увидев это, жители города восприяли это как чудо и восклицали: «Велик Бог Феодоров!» 673 . Так, видя действие Божественной благодати, они приходили к христианской вере. После эпохи гонений церковный небосвод украсился подвигами святителей, монашествующих, подвижников. В это время жил святитель Николай, Мирликийский Чудотворец († ок. 345; пам. 6 дек.), по имени своему именуемый победителем народов. Он почитаем за свои чудеса не только у православных, не только у христиан, но и у иноверных. Из его жития известно, как он помог в возвращении золота еврею, которое взял у него корыстолюбивый христианин 674 ; он освобождает из неправедного заключения сарацына 675 . Подражая взрослым в своих играх, дети могут «совершать» Богослужения. В истории известен удивительный случай. Александрийский архиепископ Александр (312–326) однажды наблюдал из своего жилища, как дети во время своих детских игр, совершали крещение. «Епископом» у них был будущий святитель Афанасий Александрийский (†373; пам. 2 мая). Архиепископ Александр «признал совершенное Афанасием крещение языческих детей истинным и довершил его миропомазанием» 676 . Таким образом, через детей Божественным промыслом совершилось христианское Таинство, вхождение в Церковь . Современный историк отмечает в связи с обращением в IX веке болгар к Византии о принятии ими христианства: «В византийской литературе известны случаи, когда люди, не имевшие отношения к христианским Таинствам, прикасались к ним – и свершалось чудо. Теоретически, целование язычниками-болгарами креста могло привести их, помимо воли, к чудесному обращению, как это случилось с агиографическим Вавилой... или детьми, понарошку игравшими в Литургию» 677 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010