Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИР ( 21.03.642), патриарх Александрийский (c 630/1), приверженец моноэнергизма и монофелитства . Сочинения К. сохранились в составе деяний антимонофелитского Латеранского Собора (649) и VI Вселенского Собора (680-681). Первые упоминания о К. относятся к нач. 626 г., когда он был митрополитом г. Фасис (ныне Поти, Грузия). Визант. имп. Ираклий , находившийся в то время в Лазике, обсуждал с К. вопрос о возможности объединения К-польской Православной Церкви с монофизитами. Ираклием была предложена объединительная формула на основе учения о едином богомужном действии , но К. она казалась подозрительной, т. к. из Томоса папы Римского Льва I Великого (449) и постановлений IV Вселенского Собора (451) можно было сделать противоположный вывод о двух действиях во Христе. Император ознакомил К. с посланиями патриарха К-польского Сергия I (610-638), в к-рых тот склонялся к учению об одном действии (моноэнергизм), а также со своим распоряжением на имя Кипрского архиеп. Аркадия I с осуждением учения акефала Павла Одноглазого. По совету Ираклия К. составил послание патриарху Сергию (CPG, N 7610; ACO. T. 2. Vol. 2(2). P. 588-592). В завязавшейся переписке (CPG, N 7604; RegPatr, N 285; ACO. T. 2. Vol. 2(2). P. 528-530) Сергий убедил К., что учение о двух действиях не следует из Томоса свт. Льва и никто из отцов Церкви, писавших о Томосе, напр. патриарх Александрийский Евлогий I , никогда не осмеливался делать такой вывод. Но, по словам патриарха Сергия, именно об одном действии говорил патриарх К-польский Мина (536-552). Убежденный доводами патриарха Сергия, К. склонился на его сторону и стал одним из ревностных приверженцев объединительной политики имп. Ираклия. Ок. 630 г. по распоряжению Ираклия вместо патриарха Георгия I на Александрийскую кафедру был поставлен К. При этом он стал не только патриархом, но и светским правителем (префектом) Египта. Визант. авторы называют его διοικητς, что соответствует рим. чину прокуратора. К. было поручено управление финансами, в т. ч. налоговым ведомством. Однако К. не был префектом августалом и не обладал военными функциями, к-рые в последние годы Патриаршества К. исполнял префект Феодор (Theodorus 166//PLRE. Vol. 3. P. 1280-1282).

http://pravenc.ru/text/1840123.html

St. Martin the Confessor the Pope of Rome Commemorated on April 14/27 Saint Martin the Confessor, Pope of Rome, was a native of the Tuscany region of Italy. He received a fine education and entered into the clergy of the Roman Church. After the death of Pope Theodore I (642-649), Martin was chosen to succeed him. At this time the peace of the Church was disturbed by the Monothelite heresy (the false doctrine that in Christ there is only one will. He has a divine, and a human will). The endless disputes of the Monothelites with the Orthodox took place in all levels of the population. Even the emperor Constans (641-668) and Patriarch Paul of Constantinople (641-654) were adherents of the Monothelite heresy. The emperor Constans II published the heretical “Pattern of Faith” (Typos), obligatory for all the population. In it all further disputes were forbidden. The heretical “Pattern of Faith” was received at Rome in the year 649. Saint Martin, a firm supporter of Orthodoxy, convened the Lateran Council at Rome to condemn the Monothelite heresy. At the same time Saint Martin sent a letter to Patriarch Paul, persuading him to return to the Orthodox confession of faith. The enraged emperor ordered the military commander Olympius to bring Saint Martin to trial. But Olympius feared the clergy and the people of Rome who had descended upon the Council, and he sent a soldier to murder the holy hierarch. When the assassin approached Saint Martin, he was blinded. The terrified Olympius fled to Sicily and was soon killed in battle. In 654 the emperor sent another military commander, Theodore, to Rome. He accused Saint Martin of being in secret correspondence with the enemies of the Empire, the Saracens, and of blaspheming the Most Holy Theotokos, and of uncanonically assuming the papal throne. Despite the proofs offered by the Roman clergy and laity of Saint Martin’s innocence, the military commander Theodore with a detachment of soldiers seized Saint Martin by night and took him to Naxos, one of the Cyclades islands in the Aegean Sea. Saint Martin spent an entire year on this almost unpopulated island, suffering deprivation and abuse from the guards. Then they sent the exhausted confessor to Constantinople for trial.

http://pravoslavie.ru/102853.html

Те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. 27 апреля. ПРАВМИР. Церковь чтит память святителя Мартина Исповедника, папы Римского. Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642–649) пресвитер Мартин был избран на престол. В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение. Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констанс (641–668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641–654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический «Образец веры» (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры. Этот еретический «Образец веры» был получен в Риме в 649 году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении. В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи – сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Богоматерь Одигитрия с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Мозаика ц. Панагии Ангелоктисты в Кити. 2-я пол.-кон. VI в. Екатерины на Синае (550-565). Композицию в конхе обрамляют растительные орнаменты с символическими изображениями зверей, пьющих из «источников жизни», представленных в виде фонтанов. Подобные мотивы известны и по др. памятникам доиконоборческой эпохи: мозаики ц. Богоматери Ахиропиитос в Фессалонике, 3-я четв. V в.; собора Св. Софии в К-поле , VI в. По поводу датировки мозаики существовали различные т. зр. Я. И. Смирнов считал возможным отнести ее создание к V-VI вв.; к этой дате присоединились Ш. М. Диль, Г. Милле, О. Дальтон; А. Миго и А. Стилиану датировали памятник VI в. или эпохой Юстиниана. Ф. И. Шмит относил мозаику к IX в., М. Сотириу - к X в. Н. П. Кондаков датировал ее временем не позднее сер. VII в., В. Н. Лазарев также отнес ее к 1-й пол. VII в. и сопоставлял с мозаиками базилики вмч. Димитрия в Фессалонике , ок. 650 г. Принятой в наст. время датировкой является 2-я пол.- кон. VI в. (С. Софоклеос, Н. Хадзидакис). Иконографический тип Богоматери Одигитрии, представленный в мозаике, не мог быть создан ранее 2-й пол. VI в., в эту эпоху он уже известен в Евангелии Раввулы, 586 г., и в арм. рельефе из Алагеза. Стиль мозаики высочайшего качества исполнения также свидетельствует о ее принадлежности к этому периоду. Строго симметричная геральдическая композиция, бесплотные образы, геометрический рисунок, вытянутые пропорции родственны памятникам времени развития отвлеченного, мистического стиля 2-й пол. VI - 1-й пол. VII в. Этот стиль распространялся из К-поля в провинции, согласно периодизации Э. Китцингера, начиная от мозаики базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае, созданной столичными мастерами, и далее в ансамблях 2-й четв.- сер. VII в.: мозаиках базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура в Риме, 625-638 гг.; капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия, 642-649 гг.; базилики св. Димитрия в Фессалонике, ок. 650 г. Вместе с тем сохранение элементов, восходящих к классическому наследию, в трактовке фигур архангелов не позволяет отодвигать памятник за пределы VI в.

http://pravenc.ru/text/115090.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (ок. 570-662), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648). Греч. оригинал Жития З. утрачен, сохранился только его лат. перевод. З. род. в Сиракузах в благочестивой и богатой семье. Родители З. много жертвовали городскому мон-рю св. Лукии и «вымолили у святой ребенка». В возрасте 7 лет он был отдан в этот мон-рь и по прохождении монашеского искуса под рук. настоятеля Фавста впосл. был назначен кустодом (хранителем) гробницы мц. Лукии и возведен в сан диакона. Через 30 лет после смерти Фавста З. был избран настоятелем монастыря (608) и рукоположен Сиракузским еп. Иоанном во пресвитера. После смерти преемника Иоанна, еп. Петра (648), З. вопреки собственному желанию был возведен Римским папой Теодором I (642-649) на епископскую кафедру. Святитель управлял Церковью 13 лет. Он прославился чудесами, аскетическими подвигами и благотворительностью. По распоряжению святителя в Сиракузах был выстроен новый кафедральный собор во имя Пресв. Богородицы, к-рую З. особенно почитал. Продолжая политику визант. имп. Ираклия (610-641), З. принимал активные меры по обращению иудеев в христианство. В частности, когда местный чиновник, получив от иудеев деньги, позволил им вести строительство новой синагоги, З. обличил его и заставил отменить решение. Последний год епископата З. совпал с переездом в Сиракузы двора визант. имп. Константа II (641-668). Императорский кубикулярий Евпраксий, узнав, что постелью больному епископу служит грубая рогожа, подарил ему роскошную кровать, однако З. велел продать ее и раздал деньги бедным. В визант. синаксарях, сказания которых восходят к греч. оригиналу Жития, память З. значится под 21 января (в т. ч. в Месяцеслове имп. Василия II), а также под 28 или 30 марта. В нек-рых синаксарях возраст святого ошибочно увеличен на 50 лет, тогда как, согласно Житию, З. прожил 90 лет. Память 30 марта вошла в синаксари греч. печатных миней, откуда была заимствована кард. Цезарем Баронием и внесена в Римский мартиролог. В более ранних лат. мартирологах память святителя отсутствует, однако его почитание в Сиракузах и в целом на о-ве Сицилия началось уже в VII в. В Житии сообщается о многочисленных исцелениях у его гробницы. Сведения о первоначальном захоронении З. и его мощах отсутствуют. В описи реликвий сиракузского кафедрального собора (1605) упоминается часть руки святителя в небольшом серебряном реликварии, к-рый выносили для поклонения 30 марта. В слав. прологах память З. значится под 30 марта. Прп. Никодим Святогорец в «Синаксаристе» поместил память с подробным сказанием, основанным на лат. версии Жития святителя под 21 янв.

http://pravenc.ru/text/200009.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРТИН I Св. Мартин Исповедник, папа Римский. Икона. Посл. треть XIX в. (ц. св. Мартина Исповедника, Москва) Св. Мартин Исповедник, папа Римский. Икона. Посл. треть XIX в. (ц. св. Мартина Исповедника, Москва) [Мартин Исповедник; лат. Martinus; греч. Μαρτνος] († 16.09.655, Херсон (ныне в черте Севастополя)), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.), папа Римский (с 5 июля 649). Жизнь Избрание на Папский престол М. род. в г. Тудер (ныне Тоди, пров. Перуджа, Италия). О его жизни до избрания на Папский престол известно мало. При папе Римском Теодоре I (642-649) служил папским апокрисиарием в К-поле, через 52 дня после смерти понтифика был избран его преемником и рукоположен во епископа. М. возглавил Римскую Церковь, когда в Византийской империи широкое распространение получила ересь монофелитства . Ее появление стало результатом попыток имп. Ираклия (610-641) достичь компромисса между халкидонитами и сторонниками монофизитства (см. также статьи Богомужное действие , Воля ): основой буд. объединения противостоящих друг другу христологических групп должно было стать исповедание во Христе единого действия (μα νργεια). К-польский патриарх Сергий I (610-638) был активным сторонником церковной политики имп. Ираклия, одним из результатов к-рой стало заключение в 633 г. унии с егип. монофизитами: обе стороны признали, что «и богоприличные и человеческие действия» единый Христос и Сын совершал «единым богомужным действием» (μ θεανδρικ νεργεα). В том же году на Соборе в Феодосиополе (Карине, ныне Эрзурум, Турция) в присутствии имп. Ираклия было восстановлено общение с Армянской Апостольской Церковью . Однако политика императора вызывала противодействие как мн. антихалкидонитов (еще с 20-х гг. VII в.), так и ряда правосл. иерархов, в т. ч. патриарха Иерусалимского свт. Софрония I (633/4-638). В 634 г. патриарх Сергий в переписке с папой Римским Гонорием I (625-638) указал на то, что формула «единое действие» для нек-рых звучит непривычно, и предложил ограничиться использованием формулы «единая воля» (ν θλημα), с чем папа Римский согласился. Окончательно переход от моноэнергизма к монофелитству был закреплен в «Эктесисе» (Εκθεσις τς πστεως - «Изложение веры») имп. Ираклия: предписывалось исповедовать, что «Один и Тот же Сын Единородный, Господь наш Иисус Христос действовал в Божественном и человеческом». «Эктесис» ознаменовал отказ от использования выражений «одно действие» и «два действия» и замену их формулой «одна воля».

http://pravenc.ru/text/2562416.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕНТИН († ок. 270), мч. Римский (пам. зап. 14 февр.). Согласно мученическим Актам (BHL, N 8463), к-рые А. Аморе относит к VI в. (по CPL позже сер. VIII в.), В. был пресвитером в Риме и пострадал при рим. имп. Клавдии Готском (269-270). Схваченный язычниками, он был поставлен в середине амфитеатра, где произнес исповедание христ. веры, к-рое тронуло даже императора. Увидев это, префект Кальпурниан передал В. в руки принцепсу Астерию, и тот отвел его в свой дом в надежде склонить к идолопоклонству. Но когда В. исцелил слепую дочь принцепса, Астерий вместе с семьей уверовал во Христа. Узнав об этом, имп. Клавдий приказал их арестовать, отправить в Остию и казнить. В. казнили после пыток в 2 милях от городских ворот на Фламиниевой дороге. На этом месте он был похоронен знатной матроной христианкой Сабиниллой (Савиниллой) (PL. 94. Col. 841, nota a). По сведениям из рим. Хронографа (354 г.), папа Юлий I (337-352) построил на Фламиниевой дороге базилику, «которая называлась Валентина» (PL. 13. Col. 464 sqq.); в VII в. папами Гонорием I (625-638) и Теодором I (642-649) (LP. Vol. 1. P. 332-333) велись работы по ее перестройке. В рим. итинерариях VII в. (Айнзидельнский, Малмсберийский и др.) есть упоминания об этой базилике и находящихся в ней мощах В. Совр. исследователи, не соглашаясь с мнением болландистов ( Sollerius J. -P. Observationes//PL. 123. Col. 759-761), отрицают историческое существование В. и видят в нем либо одно лицо с Валентином , еп. Интерамнским, либо некоего Валентина, ктитора базилики, выстроенной при папе Юлии I ( Amore, Saxer), поскольку существовала практика называть базилики именами ктиторов (напр., Евсебия, Сабины и т. п.). Первые сведения о почитании В. относятся ко времени не ранее нач. VII в., его память отсутствует в наиболее полном зап. Мартирологе блаж. Иеронима и появляется только в сакраментарии папы Григория I Великого (590-604), откуда она перешла в Мартиролог Беды Достопочтенного. Мученические Акты В., носящие легендарный характер, оказываются во многом сходными с Актами Валентина, еп. Интерамнского. Ист.: BHL, N 5543, 8465; ActaSS. Febr. T. 2. P. 751-754; MartRom. P. 62; LP. Vol. 1. P. 332-333. Лит.: Amore A. Valentin//LTK. Bd. 10. Sp. 598-599; idem. Valentino di Roma o di Terni?//Antonianum. 1966. T. 41. P. 260-277; Saxer V. Valentinus//EEC. P. 859. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/153927.html

Среди причин появления модернистских учений в энциклике назывались любопытство, не сдерживаемое благоразумием, и гордыня (Ibid. P. 635). Модернистские лидеры, отмечалось в «P. D. g.», ради пополнения числа приверженцев совершают аморальные поступки: унижают авторитет церковного учительства, повторяют клеветнические измышления врагов католич. Церкви; оскорбляют своих оппонентов, обвиняют их в невежестве; превозносят тех своих сторонников, кто нападает на Церковь; замалчивают сколько-нибудь важные выступления против модернизма; печатаются под неск. псевдонимами, чтобы показать, как много якобы разных авторов согласны между собой (Ibid. P. 638-639). В энциклике с сожалением констатировалось, что модернизм проник в среду приходского клира, в католич. учебные заведения и религ. конгрегации. Вторая часть энциклики, дисциплинарная, посвящена практическим мерам борьбы с модернизмом. Намечено 7 необходимых мер: 1) занятия священными науками должны основываться исключительно на схоластической философии католич. св. Фомы Аквинского (Ibid. P. 640); 2) следовало исключить из всех католич. семинарий и ун-тов преподавателей - сторонников модернизма или подозреваемых в симпатиях к нему; это же касалось и воспитанников, готовившихся принять сан священника: отныне им запрещалось получать образование по церковным дисциплинам в гражданских учебных заведениях (Ibid. P. 641-642); 3) епископам предписывалось сделать всё возможное, чтобы не допустить на территории их диоцезов издание модернистской литературы и оградить все католические учебные заведения от проникновения таких сочинений (Ibid. P. 643-644); 4) предписывалось назначить во все епископские курии, католич. журналы и газеты офиц. цензоров, к-рые занимались бы изучением всей печатной продукции и получением «Imprimatur» (Ibid. P. 645-646); 5) запрещались собрания священников без разрешения правящего епископа и без утвержденной повестки дня; не разрешалось обсуждать высшую церковную власть (Ibid. P. 646-647); 6) во всех диоцезах надлежало создать т. н. советы бдительности из представителей католич. духовенства, которые должны были следить за появлением и распространением различных заблуждений и принимать соответствующие меры (Ibid. P. 647-649); 7) через год после обнародования энциклики, а затем каждые 3 года все правящие епископы и главы монашеских орденов и религ. конгрегаций должны были предоставлять Папскому престолу отчет об исполнении данных предписаний, а также информацию о распространенности модернистских заблуждений среди католич. духовенства, в католич. семинариях и религ. объединениях (Ibid. P. 649-650).

http://pravenc.ru/text/2579728.html

6 Христианство. М., 1995, т. 2. С. 334–335. «Подвижничество и мученическая смерть Петра в Риме – источник многих легенд. С начала 3-го века у церковных писателей встречаются упоминания легенды о состязании Петра с самарянским магом Симоном, который с демонской помощью показывал римлянам чудеса магии, выдавая себя за бога, и был посрамлен Петром… Согласно апокрифам Петр, отвращая своей проповедью многих женщин от брака и порочной жизни, навлекает на себя ненависть римских властей ( обычный для древней агиографии мотив). Поддавшись уговорам учеников, предупредивших его об опасности, Петр ночью покидает Рим. За городскими воротами он встречает Иисуса Христа, обращается к Нему с вопросом: «Куда идешь, Господи?» (лam.vadis, Domine?) и слышит в ответ: «В Рим, чтобы быть снова распяту» С этими словами Христос возносится на небо, а Петр, поняв, что этим предрекается его собственная мученическая смерть, возвращается в Рим. Здесь он схвачен и приговорен к кресту. Не желая оскорбить Бога, уподобившись Ему в роде смерти, Петр просит распять его головой вниз. Будучи распят, Петр обращается с проповедью тайны креста: крест обращенный, (перевернутый) – символ Адама, грехопадение которого извратило божественный строй, а прямостоящий – символ Христа, восстановившего этот изначальный порядок; вертикальый устой крестного дерева символизирует логос, слово, божественное (начало) в Богочеловеке, а горизонтальная перекладина – человеческую природу в Нем. Окончив проповедь , Петр испускает дух. Мученичество Петра относят обычно к эпохе нероновских гонений. Римское (как и антиохийское) предание рассматривало Петра как основателя местной епископии… (См. подробнее: Житие славного и всехвального апостола Петра. Жития святых. Книга десятая (июнь). М., 1908. Репринт. С. 642–648; 649–651) . Христианская иконография часто совмещает образы Петра и Павла. К 4-му веку окончательно складывается иконографический тип, в соответствии с которым Петр изображается с широким лицом, курчавыми волосами округлой бородкой( в отличии от узколицего, лысого и длиннобородого Павла).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

В VII в. он был приписан свт. Афанасию Великому. Подобное утверждение встречается и в послании папы Римского Теодора I (642-649). Папа по происхождению был палестинским греком и учил на основании творений свт. Кирилла Александрийского и западных отцов IV в. (Августина же вовсе не упоминал). Тем не менее, на Востоке эта формулировка вызвала сомнение. С ней связано знаменитое письмо прп. Максима Исповедника из Рима кипрскому пресвитеру Марину (655 г.), который оправдывал папу тем, что в данном случае Филиокве было лишь неточной формулировкой. Как указывал прп. Максим, непримиримый борец с ересью, в Риме считали Бога-Отца единственной Причиной исхождения Святого Духа, то есть придерживались православной веры. «Но то, что они подверглись обвинению, конечно, заставит их об этом позаботиться», - заключал преподобный по поводу двусмысленности латинской формулировки . Однако западная традиция лишь укрепилась – именно благодаря августиновскому влиянию. В частности, в 680 г. Филиокве употреблялось в трудах англосаксонского собора в Гартфилде. Еще в 589 г. III Толедский собор в Испании вставил Филиокве в Никео-Цареградский Символ веры, не считая это каким-то новшеством и лишь, как представлялось участникам собора, более полно выражая православную веру. На этом соборе к Вселенской Церкви были присоединены ариане-вестготы, не почитавшие Христа Богом. Исповедание исхождения Святого Духа от Отца и Сына в данном случае было явным отрицанием арианской ереси. Было ли это прямым следствием влияния Августина, не вполне ясно, но уже богословские рассуждения VI (638 г.) и XI (675 г.) Толедских соборов несут на себе явный отпечаток мысли этого богослова . XI Толедский собор, на который собрались 17 отцов испанской церкви, в частности, учил: «Он [Дух Святой] не исходит от Отца к Сыну, ни от Сына к творениям, чтобы освятить их, но Он является как бы исходящим одновременно и от Одного, и от Другого, поскольку Он признаваем как Любовь и Святость Их Обоих. Итак, мы веруем, что Святой Дух ниспослан от Обоих, как Сын – от Отца» .

http://pravoslavie.ru/55401.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010