641 Анастасий Синайский. Hom. 3 на образ Божий. PG 89. Col. 1155С; о Сергии см.: van Dielen J.L. Geschichte der Patriarchen von Sergios I. bis Johannes VI, (610—615). Amsterdam, 1972. P. l-56. 642 Послание к Сергию. CSCO. Scriptores Syri. IV, 7 (Louvain, 1949). P. 60. 643 Conciliorum oecumenicorum decreta, 3-е изд., Bologna, 1973. P. 117; англ. пер.в: A Select Library of Niceneand Post-Nicene Fathers of the Christian Church. XIV. P. 313. 644 Посл. IV. PG 3. Col. 1072C; конечно, никто не подозревал, что автор «Ареопагитик» был сам, возможно, монофизитом-севирианином. 645 Ср.: Weiss G. Studien zum Leben, zu den Schriften und zur Theologie des Patriarchen Anastasius I. von Antiochien, 559—598//Miscellanea Byzantina Monacensia. IV. 1965. P. 240 ff. 646 «Мы поклоняемся Ему в единой природе, единой воле и единой энергии ( νργεια )» у Liemzmann H. Apollinaris von Laodicea und seine Schule. Tübingen, 1904. P. 248. 647 Наиболее достоверными источниками являются «Диспут» святого Максима Исповедника с Пирром (PG 91. Col. 332В-333В) и письма самого Сергия к папе Гонорию и Киру Фасскому. 648 Оказывается, что Феодор Фаранский был подлинным создателем моноэнергизма. Фрагменты из его сочинений были представлены (и осуждены) на Шестом соборе в 680 г. Ср.: Murphy F.X., Scherwood P. Constantinople II et Constantinople 111. Paris, 1973. P. 143—146, 303—304. 649 Тексты в Mansi XI. Col. 525—528, 560—561. 650 PG 91. Col. 96AC; ср. комментарий и перевод письма у F. — M. Léthel. Théologie de l " agonie du Christ. Paris, 1979. P. 59 ff. 651 Ср. в частности армянского летописца Себеоса. History of Heraclius» Изд. и франц. пер. F. Macler (Paris, 1904). Р. 71—72. 652 Ср.: Higgins M.J. Chosroes H " " s votive offerings at Sergiopolis//BZ 48. 1955. P. 89—102. «Тексту Chabot. Synodicon. P. 580—598. 653 Sebeos. Op. cit. P. 113—116. 654 Ср.: Prend. The Rise. P. 335—339. 655 Севир Асмунейнский. История патриархов» Изд. и пер. А.Т.А. Eveils. Patrologia Orientalis I. Paris, 1907. P. 481. 656 X, 25. Цит. изд. II. P. 380—381.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

628. См. пред. прим. 629. Т. е. обо мне они составили и распевают, под звуки гуслей, песни. 630. Гр. θρλημα — праздная болтовня, пересуды; слав. притчу. 631. В знак презрения ко мне. 632. Господь. 633. Гр. κακωσεν — причинил зло; слав. уязви соотв. вульг. afflixit. 634. Слав. устам соотв. вульг. os, а по гр. προσπου — лице. 635. Считаем слав. отрасли им. пад. множ. ч. в соотв. древне-итал. germinantes, в значении: отраслей человека, молодых людей (Schleusner. 1 с. 1, 568 р.). Гр. род. п. βλαστο затрудняет филологов и заставляет предпочитать ему чт. βλαστο (ibid.). 636. С целию погубить меня. 637. Забыта моя благополучная жизнь. 638. „Милости Божией, окружавшей меня“. Олимпиодор. 639. Гр. πφυρμαι — испортился, загрязнился; скисох. 640. Как бы создавая вокруг меня атмосферу скорби. 641. Гибнет от чрезмерных страданий. Иерон. и Олимп. 642. Гр. συγκχυται (ват.) слиты, смешаны; слав. смятошася. 643. На теле Иова, одежду души, посланы болезни. 644. Гр. περιστμιον — ворот одежды; слав. ожерелье. 645. Тяжкими бедствиями и болезнию Господь, как бы ожерельем, окружил и охватил Иова. 646. С удивлением, пренебрежением (1 ст.) и злорадством (Пс. 21:18). 647. Слав. наидоша, соотв. ват., text. rec. πβησαν, а в алекс. πβησαν — отошли. 648. Гр. ταξαν — слав. вчинил, как бы подчинилъ власти. 649. Гр. κτρψει — слав. сотрет, изгладит память. 650. Гр. χειρσασθαι — наложить руки; слав. убил бых соотв. древ. итал. interficere. 651. Но долг совести требует осуждения самоубийства, а потому Иов к нему не прибегает. Олимпиодор. 652. Волнуясь скорбными чувствами. 653. Гр. νευ φιμο — букв. без намордника, которым закрывают рот, слав. без обуздания. 654. Под сиренами разумеются, по контексту, ночныя птицы: совы, филины. 655. Преимущественно разумеются ночныя и пустынныя птицы, сидящия одиноко и издающия унылые звуки, каковы: совы, филины, кукушки. Пс. 101:6 – 8. 656. Т. е. какая участь людямъ определяется Господом, пребывающим на небе? 657. От Бога. Олимпиодор. 658. Гр. γελιαστν — люди, осмеивающие и нарушающие нахально Божеские и человеческие законы.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ср.: 1 Тим. 1:4. Тертуллиан неоднократно ссылается на это место из Первого послания Тимофею. Ср.: infinitas enim quaestiones apostolus prohibet «Ведь бесконечные прения запрещает апостол» (Tert. De an., 2, 7).    Вставка Кройманна.    Интерполяция, по мнению Кройманна.    Ср.: Tert. De test., 2.    Намек на Маркиона.    Интерполяция, по мнению Кройманна.    Конъектура Кройманна. В рукописи: «Прими».    Возможно иное понимание текста: «Ведь кто благодаря своим свойствам известен не так, как благодаря чужим?»    Т. е. в этом пространстве нет этого божества.    Вставка Кройманна.    Здесь Тертуллиан излагает евгемеровский взгляд на богов.    Cicercula. Чина — Lathyrus Cicera, травянистое растение семейства бобовых.    Триптолем — сын легендарного царя Келея (или Элевсина), получивший от Деметры запряженную крылатыми драконами змеями колесницу (Ps.-Apoll. I, 5, 2; ср.: Hyg. 147; Met., V, 642—649), чтобы он распространял злаки по всему миру. Считалось, что Триптолем первым стал пахать, сеять и получать урожай (Ov. Fast., IV, 559—560).    Вставка Кройманна.    Конъектура Кройманна. В рукописи: «что» («Почему он так сильно заботился о своей известности, что даже оказался явленным в позоре плоти, позоре тем большем, если плоть — ложная? Ведь более отвратительно, если тот, кто принял на себя проклятие Творца, будучи повешенным на древе, лишь симулировал телесную сущность»).    Ср.: Втор. 21:23; Гал. 3:13.    Ср.: Ис. 45:22—23.    Интерполяция, по мнению Кройманна.    Интерполяция, по мнению Кройманна.    Или: «верить в Бога, ставшего явным благодаря Своим деяниям».    Лакуна, по мнению Кройманна. Могли выпастьслова: «Я предпочел бы, чтобы он сделал».    Т. е. κσμος.    В другом месте Тертуллиан называет философов «патриархами еретиков» (Tert. De an., 3,1; Tert. Adv. Herm., 8,3).    Подобные «каталоги» философских мнений были очень распространенными в рассматриваемую эпоху. Ср.: «Философы дали нам элементы в качестве первоначал, прославив: Фалес-милетец — воду, Анаксимен, который тоже был из Милета, — воздух...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В западных канонических правилах говорится еще о неудавшемся покушении на самоубийство, которое, по определению одного испанского собора, подлежит двухмесячному отлучению 642 . В правилах, вошедших в канонический свод восточной церкви, нет соответствующего постановления, но что в практике было возможно привлечение к церковному покаянию лиц, посягнувших на свою жизнь и оставшихся в живых, это доказывается правилами патр. Никифора 643 , у которого говорится, что если кто свяжет веревку, с тем чтобы удавиться, но веревка порвется, и он избегнет опасности, то подлежит епитимии на 12 лет. III. Третью главную, и весьма обширную, группу церковно-дисциплинарных преступлений составляют преступления против целомудрия, или вообще плотские грехи, со включением сюда воспрещенных церковью браков, которые рассматриваются как блуд, или как прелюбодеяние 644 . Плотские грехи, подвергаемые по канонам церковному суду, суть: а) противоестественные грехи – мужеложство и скотоложство 645 ; б) кровосмешение, как преступная плотская связь между лицами разного пола, состоящими между собою в близком родстве или свойстве 646 ; в) прелюбодеяние, как преступная плотская связь, соединенная с нарушением супружеской верности 647 ; г) блуд, как всякая незаконная плотская связь лица неженатого с незамужнею женщиною, не исключая и допускавшегося римским правом конкубината 648 . Особое положение и особые обязанности известных лиц мало влияют на наказуемость виновных в блуде, как скоро они впадают в этот грех, напр. данный ранее обет девства женщинами или мужчинами 649 , духовный сан 650 . Скорее, возвышается ответственность тех лиц, которые вступают в греховную связь с монахами, монахинями и клириками 651 ; блуд, сопровождавшийся вступлением согрешивших в брак, не освобождается от церковного покаяния 652 . По связи с плотскими преступлениями, воспрещаются и осуждаются в канонах: д) содержание домов терпимости 653 , е) совместное мытье мужчин и женщин в банях 654 , ж) писание картин соблазнительных, растлевающих ум и производящих воспламенение нечистых удовольствий 655 , з) искусственное убранство женщинами волос для прельщения мужчин 656 , и) блуд устами, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Начало словес Твоих, Христе, – истина, и Сам Ты, Боже Слове, есть истинная Истина, поскольку подлинно Ты есть Порождение сверхистинной Отеческой Истины 641 и Истина, и ревнителям Твоей Истины Ты обещал послать Духа Истины, глаголя: «Утешитель, Которого Я пошлю вам во имя Отца Моего, Дух Истины, Он наставит вас на всякую истину, дабы не вы будете говорить, но Дух Истины будет говорить в вас Истину» 642 . Ибо извлекающие из незримых глубин для людей светоносные и драгоценные жемчужины и желающие показать их людям обнажаются от всякой одежды, наполняют рот свой елеем и, сделав достаточный вдох, отправляются в страшную и мрачную пучину. Тем самым, я думаю, они являют пример того, что всякому человеку, исследующему глубины духовных вод и догматов и желающему выловить из них божественные и чистые жемчужины, следует быть нагим от всякого облачения страстных [помыслов], вдохнуть ноздрями души Святой Дух и иметь [Его] по выражению святого: «Дух Божий сущий в ноздрях моих» 643 , «Дыхание Вседержителя, поучающее меня» 644 и «Уста моя отверзох и привлекох Дух» 645 , Он есть «елей радости» 646 , дабы исполнилось относительно таких людей Божественное изречение, гласящее: «Добрый человек из доброго сокровища сердца выносит доброе, как и страстный человек из страстного сокровища сердца выносит злое» 647 . И опасность не тем, кто отваживается [ринуться] в глубины вод, сколько тем, кто, имея страсти, стремится тщательно исследовать глубины Священных Писаний. Ибо только Святой Дух, как Бог, может «проницать в глубины Божии» 648 . Поэтому и некий мудрец говорит: «Прежде следует очистить самого себя, а затем общаться с чистым» 649 . Ведь если имеющий в себе глаголющего Христа, восхищенный до третьего неба, узнавший в раю неизреченные слова 650 и сказавший: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» 651 , обращаясь к коринфянам, заявляет: «Мы отчасти говорим и отчасти знаем» 652 , то кто может сказать: «Я говорю совершенно и я знаю совершенно, особенно то, что относится к непостижимому Богу»? Опять же некий Богослов, говоря Святым Духом, сказал: «Когда я говорю о Боге, я трепещу и языком, и слухом, и мыслью» 653 . Ибо говорить о Боге не безопасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

1 " О свете… " (англ.). 621 2 молодые (фр.). 622 3 " Нет, на самом деле, – пишет он, – французский язык – это совсем не то. Все можно выразить ясно, неумение же ясно выражаться – это неполноценность, а попытки выражаться неясно и выдавать это за достоинство – полная чушь… " (фр.). 623 4 " человеческое " (фр.). 624 1 " консультирование " (психотерапевтическое). 625 2 Ориентировочно, в порядке рабочей гипотезы; неуверенно (англ.). 626 3 ежеквартальный журнал Св.-Владимирской семинарии. 627 1 основанная на традиции (лат.). 628 2 От oppressive (англ.) – гнетущий, жестокий, репрессивный. 629 1 " Против мира за мир " (англ.). 630 1 рекламы (англ.). 631 2 о пользе старости (фр.). 632 3 мечтания, грезы (фр.). 633 1 " экуменическом движении " (англ.). 634 1 Мф.12:37. 635 2 личные встречи (англ.). 636 3 Р.Кайзера " Россия " (англ.). 637 1 Разговор на узкопрофессиональные темы (англ.). 638 2 Ethnicism (англ.) – этническая обособленность; разделение на этнические группы (в пределах одной страны). 639 3 Один из каналов американского телевидения. 640 4 1950-е годы (англ.). 641 1 косность, консерватизм (фр.). 642 2 " Литургический институт " ; краткосрочные курсы; серия лекций по литургике (англ.). 643 3 показатель положения в обществе (англ.). 644 1 коллективное обсуждение какого-либо вопроса; групповая беседа по душам (англ.). 645 2 Мф.9:37. 646 3 новёхоньким (англ.). 647 4 Suite (англ.) – номер люкс в гостинице. 648 5 Из стихотворения О.Мандельштама " Дано мне тело – что мне делать с ним… " : " На стекла вечности уже легло/Мое дыхание, мое тепло " . 649 6 профессорский клуб (здесь – Колумбийского университета). 650 1 забронировал. 651 2 Песн. 8:6. 652 3 " Пепельная среда " , день покаяния (первый день Великого Поста в англиканской церкви). 653 4 часовне (англ.). 654 1 Строфа из стихотворения " Пушкинскому Дому " . 655 2 Campus (англ.) – территория университета, колледжа и т.п. 656 3 крытая аркада, галерея (англ.). 657 1 Ср. Мф. 6:23. 658 2 сбивает спесь (англ.). 659 3 Primary (англ.) – первичные, предварительные выборы, голосование (сторонников какой-л. партии) для определения кандидатов на выборах. 660

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

639 Ибис в Египте был двух видов: черный, водившийся, по Аристотелю, только в Пелузиуме Нильской дельты, и белый – во всем Египте, кроме Пелузиума. 641 Этими были несколько загадочных слов, написанных на венке, поясе и ногах Артемиды Ефесской; списанные они служили заклинательным талисманом; и ходила молва, что пользование ими спасало от всяких опасностей, помогало в состязаниях и проч. Об этих таинственных словах Климент уже имел случай упоминать в Стром. I, гл. 15. 642 Вот эти-то слова и носили название и составляли содержание так называемых «Ефесских грамматик». Плутарх («Symposium», VII, 5) об этих волшебных грамотках пишет: «Колдуны людям бесноватым надевали их на шею и приказывали написанное на них прочитывать или же наизусть выучивать». 643 Далее приводятся писателем выражения технические, которые содержат в себе все буквы греческого алфавита и предлагаемы были детям, вероятно, для утверждения их произношения. Но так как это была, по замечанию самого Климента, система воспитания египетского, то открывается, что и самое это воспитание пропитано было суевериями. Внушали суетную веру в какие-то магические слова, заучивали их; писатель, приводит даже три таких заговорки, что все нами, как само собой понятно, должно быть предано вечному забвению и осуждению. – Что же касается до словопроизводств нашего писателя, то они, при настоящем состоянии филологической науки, и малой критики не выдерживают. 645 Порфирий из Херемона, писавшего об египтянах, передает, что жрецы египетские также рыбы вовсе не употребляли в пищу, а из четвероногих воздерживались от однокопытных, многокопытных и безрогих, из птиц же от плотоядных. Срав. у Геродота и Диодора Сицилийского. 649 Не в «Федоне», а в «Федре», где и духовная жизнь мудреца изображается в чертах, схожих с жизнью Климентова гностика. 650 Сопоставляется христианин – исполнитель, работник, еще не подготовленный к созерцанию, – с ослом и волом. 651 О правиле Пифагора «Не всем все должно быть открываемо» упоминает и Цицерон в предисл.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Для этого нужно было: во 1-х выделить (как было упомянуто нами выше) из множества издаваемых нашим ученым документов основные, сгруппировав около них в выдержках, требуемых сущностью дела, документы второстепенные. Так, напр., проф. Титовыми, помещено много документов, касающихся тяжебных дел между слуцким архимандритом Павлом Волчанским с одной стороны, и слуцким духовенством, братством и князем К. Радзивилом с другой 619, 620, 621, 622, 623, 624, 625, 626, 627, 628, 629. 630, 631, 633, 634, 635, 637, 639, 641, 642, 644, 645, 646, 647, 649, 651, 653, 673:674). Из этих многих документов достаточно было бы выбрать пять-шесть основных, присовокупив в подстрочных к ним примечаниях, требуемые сущностью дела, выдержки из остальных, причем в некоторых случаях выдержки эти без всякого ущерба для научных интересов могли быть ограничены тремя-четырьмя строками. Во 2-х, некоторые документы, опять без всякого ущерба для дела, могли бы быть и вовсе исключены из издания. Для примера укажем, даже приведем в подлиннике целый документ (благо он не велик), подтверждающий наше замечание. Вот этот документ 605, стр. 1406–1407): «Высокопреосвященнейший владико, милостивий господин отец и архипастырь мой! Новим годом ваше святителство, яко отца и архипастира моего, по должности моей синовской, поздравляя, от искренности синовской желаю вашему святителству долголетного здравия и всякаго желаемаго благопоспешения. При коем моем искренном синовском и раболепном желании, имею долг пребывать навсегда высокопреосвященства вашего, (с. р.) милостиваго господина и архипастыря моего, искренно желательнейший и покорнейший слуга и богомолец Павел, архимандрит Слуцкий. 1768 года, генваря 4 дня». Так как из многочисленных документов известно, что в данное время Слуцким архимандритом был никто другой как Павел Волчанский (только неизвестность этого факта и могла бы дать некоторое основание для обнародования документа), то какой смысл печатать означенное бесцветное письмо? Подобных документов XVIII в., имеющих ничтожную значимость, такая масса, что ими хоть пруд пруди.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

642 Или врачеве воскресят – с евр. «разве мертвые встанут и будут славить Тебя». После воскресят нужно дополнить: мертвых. 643 Предварит; молитва моя, которую я в самое раннее утро возсылаю к Богу, приходит раньше, чем Он ожидает; изображение ревности в молитве, и вместе силы страдания. 644 Вскую, Господи, отрееши душу мою, т.е. желание души моей, открывающееся в молитве; во многих греч. списках вместо φυχν стоит προσευχν, в Вульгате – orationem; с евр. «душу». 645 В трудных с евр. «истаеваю», т.е. в смертных бедствиях. Вознесшеся – υφωθες δε ­ после возвышения моего (Богом), или: после возвышения в гордости. Смирихся ­­ принижен был; с евр. «несу ужасы твои, и изнемогаю». 646 От страстей – απο ταλαιπωρας – a miseria, т.е. друзья мои удалились от меня в моем бедствии; с евр. «от знакомых моих здесь – лишь мрак», или: «знакомых моих не видно». 648 Он мог быть написан также и после восстановления храма и города; возвратившиеся из плена могли ожидать блистательного восстановления господства дома Давидова, но горько обманулись на этот раз. Некоторые относят происхождение этого псалма ко времени бегства Давида от Авессалома. Совершенно справедливо, что псалмопевец мог и Авессалома назвать чуждым (ср. Пс.53:5 и также гой – язычником ср. Пс.56:6,9 ); но едва ли в виду Авессаломова восстания псалмопевец мог жаловаться: «помяни Господи поношение, еже удержах в недре моем многих язык»; равным образом: «разорил еси вся оплоты его, расхищаху его вси мимоходящии путем, бысть поношение соседом своим». На основании ст.31–35 можно заключать, что уже много сидело на престоле потомков Давида, удалившихся от заповедей Божиих; слова: «где суть милости Твоя древния, ими же клялся еси Давиду?», а также и другие выражения, указывают на позднейшее время составления псалма. 649 Не ошибемся, если составление псалма отнесем к последним временам царства иудейского, к царствованию Иоакима, Иехонии или Седекии. 650 Зоне рекл еси с евр. «ибо говорю». Милость созиждется – милость Божия сравнивается с строением, которое созидается всегда, никогда не подвергается падению; частные проявления милости Божией суть камни для этого никогда не сокрушимого чудного здания; истина, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

А кто в простоте дает каждому, – тот хорошо поступает 640 , что дает и является неповинным, равно тот принимает правильно, кто принимает из нужды 641 и бережливо пользуется тем, что получил, и он будет прославлен Богом в вечной жизни и в вечном покое 642 . ///Итак, будьте усердны и полны ревности служить вдовам из приношения, сделанного с чистым сердцем, дабы то, чего они просят и вымаливают, было скоро дано им вместе с их молитвами. Но если есть епископы, которые пренебрегают этим и не заботятся о таких вещах из лицемерия или ради неправедной наживы, или потому, что нерадивы и не производят расследования, то таковые должны дать отчет, а это не легко. Для доставления содержания сиротам и вдовам они принимают от богачей, держащих людей в темницах или плохо обращающихся со своими слугами, или действующих жестоко в своих городах, или угнетающих бедных, или от достойных презрения, или S 75/CA IV. 6///от таких, которые постыдно злоупотребляют своим телом или от нечестивцев, или от тех, которые убавляют или прибавляют что-либо, или от беззаконных защитников, или от/несправедливых обвинителей, или от пристрастных законников, или от рисующих красками 646 , или от приготовляющих идолов 647 , или от преступных злато–серебро и рудоковачей, или от неправедных сборщиков податей, или от видящих привидения 648 ; или от тех, которые обвешивают или обмеривают, или от корчемников, примешивающих воду, или от воинов, ведущих себя преступно, или от убийц, или от палачей суда 649 , или от всякой власти римской мировой империи 650 (состоящей из таких), которые оскверняли себя на войнах и проливали невинную кровь без суда, или от тех, которые извращают суды 651 , которые ради воровства исполнены беззакония и коварно поступают с язычниками и всеми бедными, и от служителей идолов или от нечистых, или от тех, которые берут проценты и занимаются ростовщичеством. Итак те, кои с помощью таковых людей содержат вдов, будут на суде Божием признаны виновными 652 , ибо в Писании сказано 653 : S76/CA IV. 7, 8///«Угощение из зелени с любовью и дружелюбием лучше, чем заклание откормленного быка с ненавистью». Ибо если вдова будет питаться лишь одним праведно приобретенным хлебом, то она будет иметь пользу и из этого, а если ей будет дано много из неправедного (прибытка), то это принесет ей вред. Если же она будет питаться неправедным прибытком, то она не может приносить Богу своей службы и своей молитвы в чистоте; также если она очень праведна и молится за беззаконных ее молитва за нить не будет услышана, а только молитва за саму себя, ибо сердцеведец Бог со (строгим) суждением и с разбором принимает прошения. Итак, если они молятся за тех, кои согрешили и чувствуют раскаяние, то их молитвы будут услышаны,///но согрешившие и не чувствующее раскаяния не только не будут услышаны, когда они молятся, а только напоминают пред Господом о своих прегрешениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010