«В первое время, как кажется, благословление преподавалось чрез возложение благословляющим своей руки или своих рук на голову благословляемого, а если благословляемых было много, чрез поднятие над ними своих рук (как И. Христос благословлял детей и как, возносясь на небо, Он благословил апостолов – Мф. 19:13, 15 ; Лк. 24:50 ), без начертания на голове или над головами знамения креста. Но не позднее первой половины IV в. вошло в обычай преподавать благословение чрез начертание благословляющим, на голове благословляемого или над головами благословляемых знамения креста» (Голубинский Е. К наш. полем. со старообр., стр. 174–5. М., 1905). Делалось это одним перстом. Затем, не позднее начала VII в., епископы стали употреблять для благословения народа особое перстосложение, которое называлось крестовидным. В этом перстосложении, как можно заключать из слов Софрония, патр. иерусалимского († 634–644 г.), 341 Германа, патр. константинопол. (VIII в.), 342 и Иоанна Скилицы, (XI в.), 343 три перста: указательный, средний и мизинец протягивались, а большой палец и безымянный крестовидно налагались один на другой, как теперь в именословном перстосложении. Не подлежит сомнению, что крестовидное перстосложение от греков перешло и к нам – русским, так как почти все наши митрополиты до монгольского периода были греки и, конечно, употребляли для благословения то самое перстосложение, которое употреблялось в Греции; равным образом и епископы наши, родом русские, могли употреблять только то перстосложение, которое употребляли митрополиты. 344 Каким образом и когда крестовидное перстосложение превращено в именословное, с точностью неизвестно. Несомненно только, что в XV в. в Греции употреблялось уже это последнее перстосложение, как об этом ясно свидетельствует навилийский 345 протопоп Николай Малакс, говоря: «подобает убо начертанию благословляющия руки, благословляемыя о Христе Иисусе, ничтоже ино знаменовати токмо самое имя того, в нем же благословляется» (см. Скриж. 1656 г., л. 817). 346

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В первой половине VII в. при Александрийском Патриархе Кире (630/631 – 642) зарождается монофелитский раскол. Он принял идею, выдвинутую Патриархом Константинопольским Сергием о единой воле во Христе. Окончательно ересь монофелитства была осуждена на Шестом Вселенском Соборе в 680 –681 гг. 4.3. Патриархат в эпоху арабского владычества (640 – 1517) Во второй трети VII в. восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов-мусульман. Арабские завоевания начались в 30-е гг. VII в. при халифе Омаре (634644). Воспользовавшись нестабильностью византийской династии Ираклидов, недовольством константинопольской политикой на периферии империи (Сирии, Палестине, Египте), а также ослаблением империи в результате борьбы с религиозными ересями, арабы проводят ряд сокрушительных завоеваний. В конце 639 г. один из арабских отрядов вторгся в Египет. Византийцы, окруженные в Александрии, лишенные поддержки местных коптов, в 642 г. были вынуждены сдать город. После чего арабы продвигаются дальше на Запад, распространяя свое владычество на все побережье Северной Африки. В покоренном арабами Египте христиане сохранили свободу вероисповедания и широкую внутреннюю автономию. Наибольшим расположением у арабов пользовалась Коптская Церковь , гонимая при византийском господстве и поэтому лояльная к новым властям. Монофизиты, пользуясь покровительством завоевателей начали захватывать православные храмы и монастыри. Патриархат оказался под арабским игом. Число православных в VII в. резко сократилось. Местное немусульманское население было обязано платить налоги, главными из которых были джизия и харадж. Бедствия православных усугублялись тем, что их Патриаршая кафедра надолго осталась без предстоятеля. Патриарх Кир скончался весной 642 г., а избранный его преемником Петр (также монофелит) покинул Египет вместе с византийской армией и скончался в Константинополе в 654 г. После него преемство православных Александрийских Патриархов прервалось более, чем на 70 лет. Священники Александрийской Православной Церкви стали получать рукоположение в Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вечерня начиналась в монастырях с заходом солнца. Объясняя смысл этого богослужения, святой Василий Великий писал: «Отцы наши не хотели принимать в молчании благодать вечерняго света, но тотчас, как он наступал, приносили благодарение» (Скабалланович. Вып. 2. С. 134). С древнейших времен христиане выражали свою благодарность Богу за прожитый день и дивный вечерний свет в словах одного из песнопений вечерни – «Свете тихий». По Церковному преданию его автором был иерусалимский патриарх Софроний (634–644), который однажды, любуясь закатом солнца, воспел из глубины своего любящего сердца: «Свете тихий святыя славы бессмертнаго Отца Небеснаго святаго, блаженнаго. Пришедшие на запад солнца, видевшие свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога» [«Ты, Христе, свет тихий (в виду вечера) святой славы бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного. Дожив до заката, мы, в благодарность за это, воспеваем Святую Троицу: Отца, Сына и Святаго Духа» (Там же. С. 132)]. Историки оспаривают принадлежность этой песни патриарху Софронию, однако совершенно точно известно, что во времена этого патриарха Церковь уже знала молитву «Свете тихий». Когда солнце начинало садиться, пономарь приходил к игумену, а если его не было, то к екклесиарху, и просил благословения на службу. Получив его и поклонившись игумену, он шел оповестить братию о службе, медленно, с интервалами, звонил в колокол или било («било» – от слова «бить» – деревянная или металлическая доска). В древности в монастырях предпочитали било, считая колокола «латинским» (католическим) изобретением. В новгородском Хутынском монастыре в разных случаях использовали два била: деревянное или железное. Призывая братию к вечерне, пономарь сначала ударял в деревянное било, при этом он читал двенадцать раз 50–й псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое…» (Горский. С. 289). Затем шел в церковь , приготавливал кадило и ставил зажженную свечу перед Царскими вратами. После этого он выходил из храма и вновь ударял в било, теперь уже железное, более настоятельно созывая братию на службу. В псковском монастыре преподобного Евфросина в колокола звонили только на праздники, а в обычные дни – в било.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воспоминания и отзывы митр. Филарета, в: Русс. арх. 1907. 1. С. 53. 634 Николай Михайлович. 1. С. 345; ср. с. 343, 347, 337; ср.: Пыпин А. Александр I и квакеры, в: ВЕ. 1869. 10. С. 762; Платонов. Лекции. С. 655; Мельгунов С. Дела и люди александровского времени. Берлин, 1923. С. 267. 635 Николай Михайлович. 1. С. 24. 636 Воспоминания Филарета, в: Русск. арх. 3. С. 215. О биографии князя А. Н. Голицына интересна книга: Goetze von P. Fürst A. N. Gallizin und seine Zeit. Leipzig, 1882. Петр фон Гетце происходил из Прибалтики, закончил университет в Дерпте, с 1819 г. был чиновником Двойного министерства по Департаменту иностранных исповеданий, где быстро приобрел благосклонность Голицына. В своей книге Гетце неоднократно говорит об особой терпимости князя, который, очевидно, был довольно откровенен со своим подчиненным. Впрочем, позднее Гетце смог завязать довольно близкие отношения также с новым министром адмиралом Шишковым, что доказывает его «способности» как чиновника, так как Шишков и Голицын по своим взглядам были полными антиподами. 637 ПСЗ. 28. 21790. Среди членов Святейшего Синода особого упоминания заслуживает Анастасий Братановский, известностный своими замечательными проповедями. 638 См.: Флоровский. С. 122. 639 Goetze. Op. cit. S. 29, 56–77. 640 Чистович. Руководящие деятели. С. 183. К биографии Амвросия: Чистович. Преосв. Амвросий, митр. Новгородский и С. — Петербургский, в: Странник. 1860. 5–8; Ист. — стат. Петербург. 8. С. 15–25. См. также прим. 376, 378. 641 О Михаиле Десницком см. § 7, прим. 176; Флоровский. С. 152. Об эпохе Двойного министерства: Довнар–Запольский. С. 195–213 и др.; Барсов. Святейший Синод в его прошлом. С. 326; Рождественский С. В. Исторический обзор. С. 100–112; акты об основании и роспуске Двойного министерства: ПСЗ. 34. 27106; 39. 29914. 642 Николай Михайлович. 1. С. 249; Довнар–Запольский. С. 195–250. 643 ПСЗ. 33. 25943 (14/26 сентября 1815 г.); ср. манифест от 25 декабря 1815 г.: ПСЗ. 33. 26045. Об этом см.: Надлер В. К. Император Александр I и идея Священного союза. Харьков, 1886–1892. Т. 1–5; Пресняков А. Е. Идеология Св. союза, в: Анналы. 3 (1923); он же. Александр I. Л., 1924. Schaeder H. Die dritte Koalition und die Heilige Allianz. Berlin, 1934; Gribble F. Emperor and Mystic: The Life of Alexander I of Russia. London, 1931. Ср. также: Шильдер. Т. 3 и 4 (здесь, [т. 4. С. 111–114] — разговор Александра с Эйлертом). Характеристику Александра I князем А. Н. Голицыным см.: Рассказы князя А. Н. Голицына, в: Русс. арх. 1886. 5. С. 86, 107–109. 644

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Всё, о чем узнавали они, записывали в две книги, которые потом и издали под заголовком Лимонарь , или Цветник . После этого пришли они в Рим, где Иоанн Мосх скончался, завещав Софронию перенести его на Синай или в Лавру преподобного Феодосия. Софроний исполнил желание своего учителя и перенес его тело в означенную Лавру. При этом задержался он в Иерусалиме, который как раз в эту пору был освобожден от персов. Присутствовал при возвращении Честного Креста из Персии, который император Ираклий внес в Святой Город на своих плечах. Престарелый патриарх Захария, также возвращенный из рабства, долго не прожил. Когда переселился он в иной, его сменил святой Модест, а по кончине последнего в 634 году – святой Софроний. С нарочитой мудростью и ревностью управлял он Церковью в течение 10-ти лет. Вставал на защиту Православия от монофелитской ереси, которую на своем Соборе в Иерусалиме осудил прежде, чем была она анафематствована на Шестом Вселенском Соборе. Написал Житие преподобной Марии Египетской, составил чин Великого освящения воды и ввел в богослужение некоторые новые гимны и песнопения. Когда арабский халиф Омар занял Иерусалим, святой Софроний упросил его пощадить христиан, что Омар притворно и обещал. Когда же вскоре после этого Омар начал грабить и жестоко притеснять христиан в Иерусалиме, Софроний со многим воплем молил Бога взять его из среды живущих на земле, дабы не видел он осквернения святынь. И услышал Бог его молитву и забрал его к Себе, в Свои небесные чертоги, в 644 году. 2. Св. священномученик Пионий и другие с ним . Священник смирнский. Пострадал в Смирне в гонение Декия. Его осудили на распятие, чему он был весьма рад. Как только воины соорудили крест и положили его на земле, Пионий сам лег на него, вытянул руки и повелел воинам вбить в его руки гвозди. Крест забили в землю малым концом вниз, а под головой священномученика разожгли костер. Вокруг столпилось много народа. Пионий закрыл глаза и про себя молился Богу. Огонь же был неспособен даже опалить его волосы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Георгия двери медные 634 ; владыка Новгородский Василий в 1336г. устроил в св. Софии двои медные (собственно – по дереву обложенные медью) золочёные двери 635 ; владыка Тверской Феодор в 1343 и 1357 годах устроил в своём Спасском соборе двои медные двери 636 ; в Нижегородском Спасском соборе до 1377г. были двери дивные, устроенный медью золочёной 637 ; митрополит Иона устроил в Московском Успенском соборе (в главном входе его) золочёные врата, утвореные хитростью, т. е. более или менее великолепные 638 . – Помянутый Тверской епископ Феодор в 1352г. поставил золочёный крест на своём соборе, а за ним в том же году поставлены были в Твери золочёные кресты ещё на двух церквах 639 ; царь Иван Васильевич в 1550г. позолотил верх Московского Успенского собора 640 , а в 1556г. верх Троицкого собора в Сергиевом монастыре (лавре) 641 . (Предписания Стоглавого собора о крестах на церквах, см. по Казанскому изданию стр. 74, 171). Колокола, заимствованные нами в употребление не от Греков, а от латинян в продолжение периода до-монгольского, быв, как нужно думать, всё время получаемы исключительно из-за границы 642 , были у нас ещё очень редки: Находились при церквах княжеских, кафедрально-епископских, богатых монастырских, а из обыкновенных приходских, исключая местности, находившиеся на самой западной границе, разве только при весьма немногих, и притом только в таких центрально-торговых городах, как Киев и Новгород. В рассматриваемое нами время, с конца первой половины ΧΙV века, литьё колоколов было водворено в северной или Московской России 643 , и они начали более или менее быстро распространяться у нас, весьма входя во вкус народа, так что к концу нашего времени, как можно судить по дальнейшим свидетельствам, ближайшим к нему 644 , они перестали быть редкостью даже и для церквей сельских, хотя ещё и не получили совершенно общей распространённости и хотя ещё била продолжали оставаться при некоторых церквах отчасти как единственное орудие созывания народа к молитве, отчасти же как орудие совместное с колоколами 645 . До второй четверти XVI века колокола вообще были малы размерами, хотя при церквах важнейших были подборы звонов, состоявшие из колоколов больших сравнительно и малых уже с конца XIII века 646 . С великого князя·Василия Ивановича являются в Москве те весьма большие колокола, которые составляют нашу позднейшую и теперешнюю славу: в 1532г. он слил колокол в 500 пудов, а в следующем 1533г. – в 1000 пудов 647 . В Новгороде не было очень больших колоколов до архиепископа, последующего митрополита, Макария. Макарий слил в 1530г. к своему Софийскому собору колокол в 350 пудов 648 , о которых летописец говорит: „в Великом Новеграде вылили колокол велик велми, яко такова величеством несть в Новеграде и во всей Новгородской области, яко страшней трубе гласящей” 649 . О билах или клепалах мы можем прибавить к сказанному нами в Ι томе (2 половина стр. 135 fin. sqq/158 ) только то, что в рассматриваемое нами время они употреблялись иногда глиняные 650 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Григорий Нисский, К Евномию, 12 — Jaeger 1,173/PG 45, 965В. 628 Gregorius Nyssenus Theol.: Contra Eunomium: Book 3, chapter 1, section 108, line 4 629 Рим. 11:33. 630 1 Кор. 2:9. 631 1 Кор. 9:22. 632 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 5 — PG 75, 69A. 633 Там же, 68С. 634 Там же, 65CD. 635 Ср.: Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 22 — PG 75, 372D –373A; Василий Великий, Против Евномия, 4 — PG 29, 696С. 636 Антирретики, 2,11, 40–41. 637 Мф. 11:27. 638 Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея 11 — PG 123,357В. 639 1 Кор. 2:10. 640 Ин 14:28. 641 Ин 5:36; 6:57; 20:21. 642 Ин 5:30. 643 См.: Василий Великий, Против Евномия, 3 — PG 29, 656А. 644 Ин 16:13–15. 645 Обладающий энергией. 646 Дионисий Ареопагит, О божественных именах 8, 2 — PG 3, 889D. 647 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 42 — PG 25, 84В. 648 Ср.: Стихира на «Господи воззвах» на вечерне Рождества Христова. 649 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 47 — 93С. 650 Максим Исповедник, К Марину — PG 91, 200С. 651 Для Одного как рождающий; для Другого — как изводящий. 652 Иоанн Златоуст, De incomprehensibili dei natura (= Contra Anomoeos, homiliae 1–5): Homily 1, line 194/PG 48, 705. 653 Ср.: Иоанн Златоуст, In adorationem venerandae crucis [Sp.], PG 62, 754D. 654 Ср.: Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, PG 44,1280B. 655 Ин. 3:34. 656 Акиндин в одном месте написал «τς ακνδυνου διανοας»; поскольку в те времена прописные буквы не употреблялись, вместо «мысли Акиндина» здесь можно было прочитать: «безопасная мысль». 657 Εσβιος — «благочестивый». 658 Ευτυχς — «благополучный». 659 Εδξιος — «благославный». 660 Ενμιος — «благозаконный». 661 Монашеское имя Акиндина — Григорий. 662 Ср.: Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 22 (V, 15), PG 91, 1128А. 663 См.: прим. 643. 664 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 41 (5, 37), PG 91, 1160С. 665 Там же, 43 (5, 39), PG 91, 1165В. 666 Он же, Главы богословские и домостроительные 1, 1, PG 90, 1084А. 667

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Для подтверждения же своего обещания они облобызали Божественное Евангелие, честный крест и святые иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы. Затем, побеседовав достаточно о полезных для души вещах, они дали друг другу целование о Господе и, пожелав взаимно мира, возвратились — епископ Феодосий и патриции — в Византию. Когда они изложили царю все сказанное и сделанное, царь сильно разгневался. Тогда Феодосий и оба патриция, убоявшись царского гнева, снова обратились к ереси. Затем опять был послан в Визию патриций Павел с поручением доставить преподобного Максима в Константинополь, однако — с почетом. Когда святой Максим был привезен, ему повелено было жить в монастыре святого Феодора 38 . Прим. 1 Максим — лат. Maximus — по гречески значит величайший. На соответствие имени святого Максима с его личными качествами и его жизнью указывает его ученик, преподобный Анастасий, в своем письме к Феодору, пресвитеру Гангрскому. Святой Максим родился около 580 года. При втором допросе в Константинополе, бывшем в 655 году, он сказал, что ему 75 лет. 2 Император Ираклий вступил на престол в 610 году и царствовал по 641 год. 3 Ересь монофелитская возникла в начале VII века и была продолжением монофизитской ереси. Монофелиты признавали во Христе одну волю и одно действие Божеское и, таким образом, искажали догмат вочеловечения Бога Слова. По учению же православному, воля есть принадлежность естества, а не лица, а потому и Господь Иисус Христос, как естеством Бог и естеством человек, имел и Божескую и человеческую волю. Без этой последней Он не был бы совершенным по естеству человеком. 4 Кир занимал патриаршую кафедру в Александрии с 630 по 640 г. Сергий I был патриархом константинопольским с 610 по 638 г. 5 Св. Софроний — патриарх иерусалимский с 634 по 644 г. 6 Хрисопольский монастырь лежал на противоположном берегу Константинопольского пролива, ныне Скутари, близ Халкидона. Он славился благочестивой жизнью иноков. Здесь святой Максим принял пострижение, а затем избран аввою. Авва слово сирийское, значит «отец».

http://isihazm.ru/?id=10

Замечания на книгу «Поморских Ответов» Архим. Павла. С. 492–509, 564–582, 644–655, 719–733. Записка о современном положении Преображенского кладбища. С. 655–664. По поводу посланий лже-архим. Иакова. С. 665–672. Соловецкий (Выгорецкий) Летописец. С. 697–719, Ответ единоверца на статью Г. Морокина о миссионерском сьезде. С. 733–743. Отдел второй. Переписка раскольнических деятелей: письма Аркадия, экзарха Славского. 108–149, 301–320, 385–400, 459–470, 528–550, 608–622, 686–696, 752–774. 1888 год Том II Отдел первый. Сказание о перемазанском соборе 1779–1880 гг. С. 14–31, 94–115, 176–195, 274–289. Замечания на книгу «Поморских Ответов» Архим. Павла. С. 32–47, 116–134, 195–209, 289–304, 336–354, 416–429, 492–510, 580–602, 667–685, 755–769. Утвержденные Св.Синодом постановления съезда противораскольнических миссионеров в Москве в 1887 г. С. 48–82. Три беседы с беспоповцами. М. Е. Шустова. С. 135–153, 210–224. К статье г. Кормакова: «Ответ г.Морокину». С. 154–157. По поводу совершившегося празднества 900-летия Руси. С. 224–239. Летопись происходящих в расколе событий. С. 239–252, 318–327, 399–411, 549–565, 620–633, 708–722, 803–819. Пастырское послание к глаголемым старообрядцами Высокопр. Платона митрополита Киевского. С. 256–273. Моя жизнь в расколе. А. Ляпина. С. 304–317. По вопросу о чтении восьмого члена Символа веры . Иером. Феодосия. С. 355–378. Откровенное о себе объяснение. Е.Г. Угрюмова. С. 378–399. О. архимандрит Вениамин. (Некролог). С. 412–414. Беседа о составе и вечности церкви. М. Е. Шустова. С. 430–439, 510–528. Разбор ответов на тринадцать вопросов. Е. Антонова. С. 440–452, 528–548, 603–620, 686–707. Письмо к редактору. Н. П. Тюнина. С. 452–469. Заметка об оправдании г. Каптерева. С. 470–477. Сказание о миссионерских трудах Питирима, архиепископа Нижегородского. С. 652–667, 736–754. Справедливо ли глаголемые старообрядцы приводят во свидетельство о двуперстии Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы. С. 770–802. Отдел второй. Письма Аркадия, экзарха Славского. С. 83–93, 158–175, 327–335, 477–491, 565–579, 634–651, 723–735, 820–828.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем он снова отправляется в путешествия. В 627–628 гг. он находится в Африке, где у него происходит действительно судьбоносная встреча с другим монахом, тоже бегущим от персидского завоевания, Максимом. Будущий великий Исповедник становится духовным сыном Софрония, вступив в его монашескую общину евкратидов. Именно пример и мысль святого Софрония позволили Максиму осознать опасность и моноэнергизма, и монофелитства. В год унии Церкви с монофизитами (633 г.) Софроний прибывает в Александрию, где полемизирует с Киром, затем в Константинополь, где встречается с патриархом Сергием, а затем возвращается в Иерусалим, где скоро избирается патриархом (634 г.). В продолжавшемся монофизитском споре был неумолим и непреклонен и деятельно рассылал обличающие монофизитство грамоты. Он не отступил ни от одного из своих мнений, несмотря на доводы монофизитского собора (633 г.), на покровительство монофизитам императора Ираклия. Внутренние раздоры ослабили христианский мир, и после изнурительной двухлетней осады мусульмане взяли Иерусалим, причем завоеватели, обещавшие не трогать христианские святыни, обещания не сдержали. Софроний бежал из города и вскоре умер (видимо, в Александрии Египетской): много он видел бесстрастных подвижников, сам освободился от всякой страсти, много написал замечательных богословских сочинений и проникновенных молитв, и именно поэтому сердце его стало не менее, а более чувствительно к страданиям людей, к вечной безысходности мира сего, и оно проявило это сострадание самым высшим образом – умерев от скорби. Скончался святитель в 641 или 644 году. От него сохранилось большое количество сочинений, и он признается одним из ведущих богословов-догматиков, хотя противники и называли его софистом. 220 Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне/Византийские легенды. С. 84 (далее цитируется как Житие Марии Египетской). 227 Троичны и Богородичны Великого канона написаны преподобным Феодором Студитом . «Троичны эти в своем звучании образуют органически единое целое со строками преподобного Андрея Критского и настолько усвоились людям церковным, что без них они не мыслят слушание Великого канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010